Философская категория обозначающая сущность то что лежит в основе
Субстанция
«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи; взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Не следует путать с термином Трансцендентность.Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.
Не следует путать с термином Трансцендентальное.Трансценде́нтность, трансценде́нция, прил. трансценде́нтный (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего».
Субстанция (философия)
«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.
Содержание
Проблемы определения
Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).
История понятия
Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность (ousia), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.
В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).
В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui ). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition ) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.
Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя, для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений.
В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.
СУБСТАНЦИЯ
Смотреть что такое СУБСТАНЦИЯ в других словарях:
СУБСТАНЦИЯ
Понятие субстанции представляет собою одно из производных понятия бытия, выясняющееся в своем содержании через размышление над этим последним понятием. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе) объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; Материя в аспек. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
субстанция 1. ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии). 2. ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.
СУБСТАНЦИЯ
субстанция ж. филос.substance
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
Субстанция — Понятие субстанции представляет собою одно из производных понятия бытия, выясняющееся в своем содержании через размышление над этим после. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ (от лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в са. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. static стоянка, стояние; substantia подстанция; то, на чем все стоит и чем удерживается) а) в алхимии вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные веши, реактивы; б) в философии онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений. С. чаще всего понимают как такое предельное и самопорождающееся начало, в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы). В античной философии понятию С., вероятно, предшествовали близкие ему по смыслу понятия элемента, стихии и в особенности сущности (усии, идеи, эйдоса). Развитые мыслителями Древней Греции варианты соотношения сущности и явления отлились в последующей философской мысли в противостоящие друг другу материалистические и идеалистические учения о С. Так, согласно Демокриту, любая вещь состоит из вечных атомов, ее сущность от них неотделима и производив, плотна и телесна. Напротив, по Платону, сущность (идея) сверхчувственна, бесплотна, вечна и бесконечна, не сводима к протяженным вещам и явлениям. У Аристотеля сущность *форма вещей*, которая не существует отдельно от самих вещей и в то же время не выводима из *материи* вещи. Впоследствии материалисты стали понимать под С. материю, спиритуалисты абсолютный дух, теисты Бога, пантеисты отождествление Бога и природы; монисты признавали только одну С., дуалисты две, а плюралисты множество С. Для материалистов характерно сближение понятий *С.* и *субстрат* (от позднелат. substratum подстилка, основа), под которыми, как правило, мыслится общая материальная основа всех явлений, их материальный носитель. Плотин трактовал С. как мир в целом и различал в ней сущее и качество. С., понимаемая как усия (сущность), есть чистый смысл, нечто взятое само по себе, самостоятельное, не нуждающееся в своем существовании ни в чем, кроме самого себя. Качество же есть сущее, которое перешло в свое инобытие. С. первообраз энергий и вещей, а качество инобытие С. В онтологии Фомы Аквинского понятие С. является самым общим. Фома выделяет три рода С.: Бог, бестелесные С. (ангелы, духи) и телесные. В Боге сущность и есть само существование, вечное и бесконечное, всецело настоящее и актуальное. Бог наделяет существованием бестелесные и телесные субстанции, которые сами по себе лишены существования и обладают только потенциальной сущностью. Сущность бестелесных субстанций лишенная материи форма (чистая, субсистентная форма), существующая сама по себе через Бога. Телесные субстанции всегда сплавлены с материей, укоренены в ней. Фома подразделяет телесные субстанции на: а) субстанциальные (сообщающие вещам сущностное бытие; например, душа человека) и б) акцидентальные (сообщающие вещам бытие в некотором качестве; например, быть теплой вещью). Дунс Скот был близок к толкованию материи как всеобщей С. всех вещей, способной к мышлению. В философии нового времени понятие С. приобретает очень важное значение не только в онтологии, но и в теории познания. В эмпиризме Ф. Бэкона С. отождествлена с формой конкретной вещи, а субстанциальная форма получает качественное описание. Декарт допускает два не зависимых друг от друга первоначала мышление и протяжение, над которыми, впрочем, возвышается самая истинная С. Бог. Декарт доказывал, что существование такой С., как мышление, для нас более несомненно и достоверно, чем существование материальной С. (исходя из принципа *Я мыслю, следовательно, существую*). Между мышлением и протяжением нет ничего общего, и Бог координирует эти С., согласует их между собой. Спиноза попытался преодолеть дуализм Декарта, определив мышление и протяженность как два атрибута одной и той же С. природы. Природа есть causasui, т. е. причина самой себя; она не зависит ни от чего (в т. ч. от ума и существует вне ума), ни в чем ином не нуждается. Вслед за Ибн Синой Спиноза определяет самопричину как то, сущность чего содержит в себе существование. С одной стороны, природа является natura naturans (*природой творящей*), т. е. собственно С. С другой стороны, она есть natura naturata (*природа сотворенная*), т. е. следствие самооткровения С. Природа вечна, бесконечна. Благодаря растворенному в ней безличному Богу (С.), она свободна и сама себя побуждает к действию. В то же время ее бытие необходимо, составляющие ее единичные вещи следуют друг из друга и не обладают свободой. Согласно Спинозе, С. противостоит мир конечных отдельных вещей, сумма модусов. Модус то, что существует не само по себе, а через другое и в другом. Число модусов бесконечно, как точек на прямой линии. В силу ограниченности нашего рассудка мы постигаем в бесконечной сущности С. только два атрибута мышление и протяжение. В человеке как части пантеистически толкуемой природы Спиноза различает модус тела (протяжения) и модус души (мышления). Дж. Локк обосновывал идею С. эмпирически, полагая, что идеи типа *материи как таковой* или *чистого пространства* люди получают методом абстрагирования. Дж. Беркли отрицал способность нашего ума создавать подобные абстракции: мы воспринимаем лишь отдельные вещи в виде суммы ощущений (*идей*), но то, что неощущаемо, не существует; следует устранить понятие материальной С. и допустить только существование духовной С. Д. Юм предложил относиться к понятию С. как некой некритически создаваемой обыденным мышлением сумме ассоциаций, отказаться от него в науке. Стремление вывести все многообразие мира из одной С. неистребимо, но оно имеет и обратную сторону заставляет нас видеть вещи пассивными, а не активными. Не удовлетворяясь монизмом и дуализмом, Лейбниц обосновывает плюралистическое учение: вещи обладают собственным действием, они есть силы. Любая вещь отдельная и независимая С., а их число С. бесконечно. Каждая С., или сила, есть монада одновременно и душа, и тело, форма и материя, цель и средство. Всем монадам присуща способность представления. Каждая С. *сжатая Вселенная*, в которой происходят непрерывные изменения. И. Кант толкует С. как априорную форму мышления, благодаря которой синтезируются данные в опыте явления; С. условие возможности всякого синтетического единства восприятий, нечто постоянное в явлениях. То, что сменяется, относится к способу существования С. и предполагает постоянное средоточие всех изменений; в этом смысле только постоянное (С.) изменяется. Т. о., по Канту, С. внутренне изменчива, не есть некий неизменный вещественный субстрат, и именно гносеологически и диалектически истолкованное понятие С. годится для научно-теоретического объяснения явлений. Гегель рассматривает С. как ступень развития *идеи*. С. это абсолютное как отношение к самому себе; это тождество бытия в его отрицании с самим собой; это бытие во всяком бытии как окончательное единство сущности и бытия. В *Науке логики* Гегель различает деятельную и пассивную С. По своему существу С. есть свое высвечивание и положенность, она имеет действительность лишь в акциденциях и в действии. Ее деятельность как субъекта есть переход в нечто иное. С. абсолютная мощь, рефлектированная в себя. *Субстанция как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью. определяет себя, возвращается к себе, отталкивает себя от самой себя, являясь абсолютной активностью, обнаруживает себя как причина через свое действие* (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 208). С. тождественна с самой собой лишь в своей противоположности. *Переводя возможное в действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она обнаруживает себя как разрушительную мощь* (там же, с. 206). С. логически (но не в физическом пространстве) существует до своих модусов. К. Маркс в *Капитале* в качестве С. любой стоимости рассматривает абстрактный труд. Диалектический материализм признает понятие С. как одно из определений материи дефиниции материи как причины самой себя и источника всех изменений. Неопозитивисты, вслед за Юмом, усматривают в С. псевдопонятие, основанное на донаучном мышлении и ведущее к неоправданному удвоению мира (Б. Рассел). Представители лингвистической философии критикуют идею С. как натуралистическую и метафизическую и объясняют возникновение этого понятия особой структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Неотомизм и неореализм придерживаются традиционного взгляда на С. Когда С. понимают как основу конкретного многообразия мира, то тем самым делят мир на две части: а) есть единое, неконкретное и все порождающее начало, б) из него возникает множество конкретных вещей. Одни философы не противятся подобному удвоению мира и, более того, лишь в таком подходе усматривают возможность научно объяснять мир, выводить явления из сущностей, законов разной степени общности вплоть до *первой сущности* (Аристотель). Другие философы сторонятся понятия С., считают его устаревшим натурфилософским и метафизическим и предлагают отказаться от него. Но так или иначе оно имеет важное историко-философское значение. Д. В. Пивоваров. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувств. многообразие и изменчивость свойств к чемуто постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определ. филос. концепции вычленяются одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С. (плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоят. существованию, как основание и центр изменений предмета, как логич. субъект. Уже в антич. философии вычленялись различные С., к-рые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю ср.-век. философию (см. Номинализм, Реализм). В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая, связанная с онтология, пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качеств. описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных вещей. Этой качеств. трактовке субстанции Декарт противопоставлял учение о двух С.: материальной (для к-рой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной). Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Спинозой на основе пантеистич. монизма: для него мышление и протяжённость не две С., а два атрибута единой С. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С. гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для науч. знания. Она была начата Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике эмпирическииндуктивного обоснования идеи субстанции. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., допуская лишь существование духовной С. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гйпотетич. ассоциацию восприятий в нек-рую целостность, присущую обыденному, а не науч. знанию. Кант, развивая гносеологич. анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для науч.-теоретич. объяснения явлений. Категория С., по Канту «. условие возможности всякого синтетического единства восприятий, т. е. опыта. » (Соч., т. 3, М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектич. понимания С. как неизменного, веществ. субстрата, Кант рассматривал С. как нечто внутренне изменчивое (см. там же, с. 257). Этот подход был развит Гегелем, к-рый выделял внутр. противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектич. трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С.ступень развития «идеи», а не бытия. Для совр. бурж. философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а с другой с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (Дюэм) или «функциональным отношением» (Кассирер). В лингвистич. философии понятие С. рассматривается как исходный принцип натуралистич. метафизики, а его возникновение объясняется специфич. структурой европ. языков, для к-рых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд направлений идеалистич. философии, к-рые сохраняют традиционную трактовку С. (неотомизм, неореализм). Диалектико-материалистич. учение о С. было развито К. Марксом в его анализе капиталистич. произ-ва и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С т. зр. диалектич. материализма категория С.одна из универсальнологич. характеристик материи как активной причины её изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость для науч.-теоретич. анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (ПСС, т. 29, с. 142-43). смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в ас. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе) философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например *вода* Фалеса, *огонь* Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к *аналогиям опыта*. Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как *существенную ступень в процессе развития идеи*. Для Шопенгауэра С. материя, для Юма фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как *материю* и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
-и, ж. 1. филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений.Материальная субстанция. Духовная субстанция. Познава. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substantia сущность) в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к *аналогиям опыта*. Для Шопенгауэра субстанция материя, для Юма это только фикция, сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии *духовной субстанции* как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория). Для современного естествознания субстанция только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia лежащий в основе) существенный, материальный, относящийся к субстанции. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
— категория философии и науки для обозначения основы всего бытия, фундаментального вида реальности, который обусловливает все другие ее виды, законы их функционирования и развития. Поскольку в силу бимодальности мышления его первые различения всегда имеют характер бинарных оппозиций, постольку в качестве логически возможных вариантов могли быть названы только либо материальная субстанция (материя), либо духовная субстанция (Бог, объективный разум, самосознание Космоса). Те из философов, кто принял и развивал в своих построениях в качестве субстанции бытия материю (в том или ином конкретном се истолковании), получили в истории философии название материалистов. Сторонники понимания субстанции как духовно мысленной основы бытия получили название идеалистов. В том и в другом случае субстанция понимается как самодостаточный вид бытия, независящий в своем существовании и функционировании от других его видов. (См. бытие, материя, сознание). смотреть
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substare поддерживать, подставлять) 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция Бог как Природа. У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого понятия: *Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что она найдена, может оказаться несущественной* (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная основа бытия, основа всякой религиозности, *творчески-формирующая, притягательно-отталкивательная сила, существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей действенности, а с другой в ее идеальной значимости, как луча абсолютного света* (С.Франк). смотреть
СУБСТАНЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: субстанция2) Ударение в слове: субст`анция3) Деление слова на слоги (перенос слова): субстанция4) Фонетическая транскр. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
(лат. – сущность) – это основа сущность всех вещей и явлений, движущая сила их существования и развития. Это то основание, что существует само по себе и не нуждается в других составляющих. Субстанция обладает вечностью, несотворенностью и неуничтожимостью. Так, субстанцией человека, согласно христианскому вероучению, является его духовное начало, ведущее к появлению личности, а субстанцией бесконечности жизни – Бог. Через субстанцию определяется родство вещей и явлений. Единичные же вещи являются лишь модусами общих, субстанциональных по своей природе. Ученые различают материальные, психические и духовные субстанции, а также идеальные (существующие в планах, идеях) и реальные. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
лат. термин для аристотелевской категории «сущность» (usia), обозначающий отдельное субстанциальное и общее существенное. С, как нечто «лежащее. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая материальную, психическую и духовную. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском смысле — нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и в самом себе; в естественнонаучном современном смысле — только формальное понятие, имеющее смысл носителя явления. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазма, элементал, эссенция. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
Количественная характеристика воздуха, обладающая следующими особенностями: 1) в данной частице воздуха С. остается постоянной до тех пор, пока сохраняется индивидуальность этой частицы; 2) количество С. в двух частицах суммируется при их смешении; 3) наличие С. в воздухе не влияет на развитие турбулентности. Субстанциями являются количество движения, кинетическая энергия, энтальпия, содержание аэрозолей, удельная влажность (при отсутствии конденсации), электрический объемный заряд. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
субстанцияסוּבּסטַנציָה נ’Синонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эк. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
ж флс substância fСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазм. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
ж. филос.substance fСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплаз. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
субста́нция ж.substance* * *substanceСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, с. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
первооснова, сущность всех вещей, явлений.Синонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, су. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. сущность) в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.лингв., филос.субстанція
СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia – сущность) – 1. в философии – а) объективная реальность, материя в единстве всех форм её существования и движения; б) дух, сознание, как первоначало всего существующего; 2. неизменная основа, сущность вещей и явлений; 3. носитель некоего явления. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
Ударение в слове: субст`анцияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: субст`анция
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
жSubstanz fСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазма, элеме. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
Rzeczownik субстанция f substancja f
СУБСТАНЦИЯ
substanceСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазма, элемент. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
субстанция ж Substanz f cСинонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, экт. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ субстанции, ж. (латин. substantia-сущность). 1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений (см. материя в 1 знач.; филос.). 2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.).
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substantia — сущность) — 1) объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; 2) первооснова, сущность всех вещей и явлений; нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
ж. филос. книжн. sostanza Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазма, элементал, эссенция. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
ж. филос. substance f
СУБСТАНЦИЯ
физ. субста́нція Синонимы: альфа и омега, вещество, душа, ипостась, квинтэссенция, основа, первооснова, прана, реальность, суть, сущность, эктоплазма, элементал, эссенция. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
субстанция вещество, материя, сущность, первооснова, эссенция, эктоплазма, душа, основа, прана, суть, реальность, квинтэссенция, альфа и омега, ипостась, элементал
СУБСТАНЦИЯ
субста’нция, субста’нции, субста’нции, субста’нций, субста’нции, субста’нциям, субста’нцию, субста’нции, субста’нцией, субста’нциею, субста’нциями, субста’нции, субста’нциях. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
ж. филос., книжн.su(b)stancia f
СУБСТАНЦИЯ
философская категория, выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования. смотреть
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
СУБСТАНЦИЯ
ж.substance- мозговая субстанция- черная субстанция