Фгос в казахстане что это
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Версия для печати
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно:
— Типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения № 557 от 20 декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями от 10 октября 2018 года №556);
— Типовым правилам деятельности дошкольных организаций (приказ МОН РК от 30 октября 2018 года №595).
Стандартом определены требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения и максимальному объему учебной нагрузки.
Содержание дошкольного воспитания и обучения основывается на образовательных областях «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированных на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и интеграции содержания образовательных областей.
Образовательная область «Здоровье».
Образовательная область «Здоровье» направлена на развитие физических качеств, совершенствование основных видов движений, формирование двигательных навыков, организацию и проведение различных подвижных игр, выполнение спортивных упражнений (катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание); знакомство с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, бадминтон и др.).
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, совершенствование у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»:
Образовательная область «Коммуникация».
Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание, развитие государственного, русского, английского и других языков.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми, внимания, интереса к слову, детской литературе.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»:
Образовательная область «Познание».
Образовательная область «Познание» включает формирование элементарных математических представлений: совершенствование представлений о множестве, навыки количественного счета, формирование представлений о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного и бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»:
Образовательная область «Творчество».
Образовательная область «Творчество» включает рисование; лепку, аппликацию, развитие восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений отечественных композиторов, национальных музыкальных инструментов, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»:
Образовательная область «Социум».
Образовательная область «Социум» включает в себя усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, целенаправленности и регулирования своих действий; развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание основам безопасного поведения в быту, обществе и природе.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»:
Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка:
Индикаторы, как показатели, обеспечивают мониторинг развития ребенка и являются основой планирования его индивидуального развития.
Во исполнение поручений Елбасы Н. Назарбаева в Посланиях народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года и «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года в основными задачами являются повышение качества дошкольного воспитания и обучения и формирование социальных навыков детей раннего возраста в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций.
В условиях обновленного содержания образования в Стандарт внесены изменения и дополнения в части включения в возрастную периодизацию период от рождения до 1 года.
Возрастная периодизация и возрастные группы:
1) ясельный возраст – 0-3 лет:
2) дошкольный возраст – 3-6 лет:
В соответствии со Стандартом разработана «Программа для раннего развития детей, развивающих социальные навыки и навыки самообучения» (приказ МОН РК № 668 от 5 декабря 2018 года). Эта программа является инструментом педагогов и родителей по социализации детей раннего возраста.
Содержание Программы направлено на реализацию задач социализации детей от рождения и до трех лет, развитие у них социальных навыков и навыков самообучения, необходимых для успешного, уверенного и позитивного будущего школьника, в совместной деятельности педагога и родителей, обеспечивает формирование социальных навыков у детей по взаимодействию, адаптации, становлению ребенка как личности, гуманного отношения к окружающему (к семье, социуму, природе), основам безопасного поведения, акцентировано внимание на ведущую роль педагога в дошкольной организации, родителя – в семье и дошкольной организации.
В Программу включены основные этапы психосоциального развития личности ребенка от рождения и до 3-х лет, представлены ожидаемые результаты по образовательным областям, которые должны быть сформированы в результате освоения содержания программы.
Система оценивания даст возможность, используя критерии (воспроизводит ребенок те или иные действия, понимает, что он делает и применяет самостоятельно то, что он умеет), оценить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей и планировать работу по корректировке их развития.
Программа разработана как дополнительная программа к Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения и является инструментом для социализации детей раннего возраста как для педагогов, так и для родителей.
Кроме того, для успешного обучения детей государственному языку в Типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения внесены изменения и дополнение по увеличению на 1 час изучения казахского языка в старших группах за счет вариативного компонента (приказом МОН РК от 10 октября 2018 года № 556).
Также в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций применяются классические и современные технологии воспитания и обучения детей (методики М. Монтессори, Ф. Фребеля, Вальдорфская педагогика, система Н. Зайцева, методика В. Воскобовича и др.) (мультимедийные, анимационные, развивающие игры и др.).
О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2020 года № 20580.
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован 12 ноября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:
в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденного указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктами 15), 16) и 17) следующего содержания:
«15) индивидуальный учебный план – учебный план, составленный воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типового учебного плана с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
16) индивидуальная учебная программа – учебная программа, составленная воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типовой учебной программы с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
17) дети с особыми образовательными потребности – дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. В дошкольных организациях и предшкольных классах предусматривается воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в количестве не более трех человек на каждую группу. При наличии в группе детей с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется в соотношении три воспитанника на одного ребенка с особыми образовательными потребностями.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Содержание типовой учебной программы направлено на:
1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;
2) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;
3) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;
4) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организациях начального образования;
5) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;
6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
7) формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде.»
8) формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях, в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру».»;
пункты 9, 10, 11, 12 и 13 изложить в следующей редакции:
«9. Образовательная область «Здоровье».
Целью образовательной области «Здоровье» является воспитание здорового, физически развитого ребенка, формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью.
Образовательная область «Здоровье» включает оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных национальных подвижных игр, игр соревновательного характера в командах; выполнение спортивных упражнений; знакомство с элементами спортивных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы, чрезвычайных ситуациях; обогащение двигательного опыта воспитанников через совершенствование основных движений с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение предполагает формирование общедвигательных умений, навыков ходьбы и бега, координации движений, простейших навыков использования гигиенического и физкультурного оборудования, вызывание эмоционального отклика и желания участвовать в играх, выполнение действия по инструкции.
Организованная учебная деятельность образовательной области «Здоровье» включает:
1) физическую культуру (адаптивная физическая культура для воспитанников с особыми образовательными потребностями);
2) основы безопасного поведения.
10. Образовательная область «Коммуникация».
Целью образовательной области «Коммуникация» является формирование устной речи, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, выразительное чтение и пересказывание, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, обучение государственному и русскому языкам.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, развитие устной речи в различных видах детской деятельности, обогащение словарного запаса, интереса к детской литературе.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации, создание речевой среды, пробуждение речевой активности, интереса к окружающему миру, способности участвовать в различных формах коммуникативной деятельности.
Организованная учебная деятельность образовательной области «Коммуникация» включает:
2) художественную литературу;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения);
подпункты 5) и 6) пункта 10 исключить;
11. Образовательная область «Познание».
Целью образовательной области «Познание» является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, умение работать в команде для взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная область «Познание» включает формирование навыков количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы; развитие креативного мышления.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве, дифференциацию поступающей сенсорной информации, накопление чувственного опыта, овладение предметными действиями и активизацию мыслительных процессов, формирование элементарных математических представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области «Познание» включает:
12. Образовательная область «Творчество».
Целью образовательной области «Творчество» является формирование творческой личности, развитие творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, воображения, мышления, художественного вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальному изобразительному искусству.
Образовательная область «Творчество» включает рисование, лепку, аппликацию, формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, умение работать в команде, эстетического отношения к окружающему миру; представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование образов реального мира в процессе творческой деятельности, уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области «Творчество» включает:
13. Образовательная область «Социум».
Целью образовательной области «Социум» является позитивная социализация воспитанников раннего и дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.
Образовательная область «Социум» включает в себя приобретение социальных навыков и навыков самообучения; усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; воспитание самостоятельности; формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; знание и уважение истории и культуры казахского народа, а также других народов, расширение представлений о родной земле; формирование интереса к различным видам труда и людям разных профессий.
Формирование у воспитанников раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения в семье и дошкольных организациях направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков: культурно-гигиенических умений и навыков, правил поведения, приобщение их к дисциплине и режиму дня, развитие когнитивных функций (умение видеть трудности, возникшие перед ним; заметить изменения настроения, эмоционального состояния); воспитание этических норм, являющихся основой построения межличностных отношений, создание в семье и дошкольных организациях атмосферы доброты, внимания, заботы и взаимопомощи, комфортную социализацию личности, накопление опыта эмоционально-нравственных отношений, обеспечение преемственности традиций в воспитании в различных видах детской деятельности, воспитание любви к родному краю, своей стране, интерес к ее истории.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков самообслуживания по удовлетворению органических нужд, поведения и отношения в социуме, включение в социальное и бытовое окружение, вооружение разнообразными социокультурными навыками.
Организованная учебная деятельность образовательной области «Социум» включает:
2) ознакомление с окружающим миром.»;
подпункт 3) пункта 13 исключить;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Объем учебной недельной нагрузки для детей с казахским языком обучения следующий:
4) старшая группа (от 4-х лет) – 12 часов с продолжительностью 20-25 минут;
5) предшкольная группа, предшкольный класс (от 5-ти лет) – 17 часов с продолжительностью 25-30 минут.»;
Объем учебной недельной нагрузки для детей с русским языком обучения следующий:
5) предшкольная группа, предшкольный класс (дети от 5-ти лет) – 18 часов с продолжительностью 25-30 минут.»;
пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс приведены в приложении 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения.»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. Возрастная периодизация и возрастные группы (возраст детей – полных лет на начало учебного года) следующие:
1) ясельный возраст – 0-3 года:
младенческий возраст – от рождения;
ранний возраст – от 1-го года (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2-х лет (младшая группа);
2) дошкольный возраст – 3-6 лет:
средний возраст– от 3-х лет (средняя группа);
старший возраст – от 4-х лет (старшая группа);
Срок освоения типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения – 5 лет.»;
приложение 1 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения исключить;
приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
в Государственном общеобязательном стандарте начального образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Содержание предметов образовательной области «Язык и литература» предусматривает формирование представлений об единстве и разнообразии национальных культур Казахстана, о государственном языке как основе национального самоосознания, коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности. Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией, на развитие умения работать с текстом как речевым материалом, использовать фразы и выражения из текста в конкретных ситуациях.»;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Содержание образовательной области «Математика и информатика» реализуется в учебных предметах: «Математика», «Цифровая грамотность».»;
подпункт 4) пункта 42 изложить в следующей редакции:
«4) по цифровой грамотности;»;
дополнить пунктом 10-1 следующего содержания:
«10-1. Задачи добукварного и букварного периода предметов «Әліппе»/»Ана тілі» реализуется учебником «Әліппе» в первом полугодии, послебукварный период учебником «Ана тілі» во втором полугодии для обучающихся с казахским языком обучения; «Букварь»/»Обучение грамоте» реализуется учебником «Букварь» в первом полугодии, послебукварный период учебником «Обучение грамоте» во втором полугодии для обучающихся с русским языком обучения.»;
пункт 48 изложить в следующей редакции:
«48. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.»;
дополнить пунктом 53.1:
«53.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся.»;
в Государственном общеобязательном стандарте основного среднего образования, утвержденного указанным приказом:
дополнить пунктом 51.1:
«51.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся.»
пункты 56, 57 изложить в следующей редакции:
«56. Недельная учебная нагрузка включает все виды учебной работы, определенные типовым учебным планом (инвариантный и вариативный компоненты). В учебных планах специальных организаций образования предусмотрен обязательный коррекционный компонент с учетом вида нарушения развития. Инвариантный, коррекционный и вариативный компоненты в учебных планах специальных организаций образования устанавливаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
По предметам по выбору вариативного компонента, выбранных из инвариантного компонента, выставляется «зачет»/ «незачет».
57. Деление класса на две группы допустимо в городских организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с нерусским языком обучения;
3) иностранному языку;
4) художественному труду;
6) физической культуре.»;
пункт 95 изложить в следующей редакции:
«95. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.»;
в Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 51 изложить в следующей редакции:
«51. Деление класса на две группы допустимо в городских организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с нерусским языком обучения;
3) иностранному языку;
5) физической культуре.»;
дополнить пунктом 51.1:
«51.1. Деление класса на группы допускается в городских, сельских организациях образования, в малокомплектных школах независимо от количества обучающихся при проведении уроков по предметам инвариантного компонента кроме предметов, указанных в пункте 51.»
дополнить пунктом 53.1:
«53.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся.»;
пункт 64 изложить в следующей редакции:
«64. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.»;
в Государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Рабочие учебные планы разрабатываются организацией образования по определенному профилю, специальности и квалификациям с указанием формы и срока обучения на основе типового учебного плана, при его отсутствии на основе моделей учебного плана ТиПО, учебного плана при модульной технологии обучения или модели учебного плана при кредитной технологии обучения, приведенных в приложениях 1, 2 и 3 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования.
Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации ТиПО.
В рабочих учебных планах для лиц с особыми образовательными потребностям до 15 % объема учебного времени по каждой дисциплине и (или) модулю отводится на индивидуальное обучение.
Индивидуальный учебный план для лиц с особыми образовательными потребностями разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
На основе рабочих учебных планов для лиц с особыми образовательными потребностями с помощью тьютора составляется индивидуальный учебный план.
Рабочие учебные планы и учебные программы ТиПО отличаются от типовых учебных планов и программ в следующих случаях:
1) работы в экспериментальном режиме;
2) подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров на базе профессионального образования;
3) подготовки кадров из числа лиц с особыми образовательными потребностями;
4) подготовки специалистов по военным специальностям и специальностям культуры и искусства;
5) подготовки специалистов в соответствии с потребностями работодателей, учетом специфики региона и организаций ТиПО.
В соответствии с потребностями работодателей, учетом специфики региона организации образования могут разрабатывать индивидуальные маршруты обучения для обучающихся.
При модульной технологии обучения типовые учебные планы и программы разрабатываются с учетом необходимости освоения нескольких уровней или смежных квалификаций. На другие квалификации одной специальности организации ТиПО разрабатывают рабочие учебные планы, используя типовой учебный план.».
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. При модульной технологии обучения, в том числе при дуальном обучении, образовательные программы реализовываются по различным траекториям с освоением:
рабочих квалификаций и специалиста среднего звена;
специалиста среднего звена.»
пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. При разработке и реализации рабочих учебных планов и программ на основе типовых учебных планов и программ организации ТиПО:
1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, до 50 % по каждой дисциплине и (или) модулю и до 60 % (до 80 % при дуальном обучении) производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;
2) изменяют содержание учебных программ до 50 % (до 80 % при дуальном обучении) по каждой дисциплине, производственному обучению, в том числе по интегрированным (включенным) в модули дисциплинам и до 60 % (до 80 % при дуальном обучении) по профессиональному модулю;
3) вводят дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;
4) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса;
5) выбирают формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
6) при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности, организации образования, разрабатывают рабочие учебные планы, используя аналогичный подход по существующим типовым учебным программам и типовым учебным планам.»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Общеобразовательные дисциплины определяются для обучения на базе основного среднего образования в соответствии с инвариантной частью типовых учебных планов общего среднего образования.
Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется на основе профессиональной ориентации содержания образования с учетом профильного обучения.
По усмотрению организации ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в модули.
Занятия по «Физической культуре» являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю, 2 часа из которых со второго курса могут отводиться для занятий в спортивных секциях и кружках. По завершению курса «Физическая культура» сдается экзамен без выделения дополнительного бюджета времени.
Для ВСУЗов занятия по «Физической подготовке» являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю (в зависимости от специальности). По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.
Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое искусство) занятия по «Физической культуре» реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.
Дисциплина «Начальная военная и технологическая подготовка» проводится в объеме 100 часов, в том числе 36 часов на учебно-полевые сборы. В период учебно-полевых сборов обучающиеся (девочки) проходят медико-санитарную подготовку в организациях образования под руководством медицинского работника. Место проведения учебно-полевых (лагерных) сборов определяется организацией образования по согласованию с местным уполномоченным органом в области образования.
Интегрированная образовательная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в рамках учебного курса «Начальная военная и технологическая подготовка» (за исключением ВСУЗов).
Перечень общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от специальности организацией ТиПО самостоятельно.
При модульной технологии обучения по усмотрению организаций ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в базовые и (или) профессиональные модули.»;
Пункты 18 и 19 изложить в следующей редакции:
«18. Учебный процесс в организациях ТиПО, реализующих образовательные программы ТиПО, включает теоретическое обучение в организациях ТиПО, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и учебных полигонах, на базе предприятий (организаций).
Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.
Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах и на производстве.
Профессиональная практика проводится на предприятиях (организациях) на рабочих местах соответствующих профилю специальности, предоставляемых работодателями на основе договора, и направлена на формирование профессиональных компетенций.
В ВСУЗах профессиональная практика включает в себя практические и методические занятия по дисциплинам, определяющим боевую подготовку. Занятия планируются в классах, лабораториях, на учениях, при проведении полевых выходов, направлены на закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Данные занятия направлены на приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в соответствии с присваиваемой квалификацией. Сроки и содержание практических занятий определяются рабочими учебными планами, графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.
Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными учебными программами и рабочими учебными планами.
В ВСУЗах количество времени, отводимого на профессиональную практику, войсковую стажировку, на изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, определяется соответствующим уполномоченным органом.
Объем часов, выделяемых на профессиональную практику при дуальном обучении, исчисляется из общего количества часов учебного плана за исключением объема часов, предусмотренных на изучение общеобразовательных дисциплин, факультативов и консультаций.
Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на их изучение. Количество курсовых проектов (работ) в семестре составляет не более одного, допускается дополнительно планировать одну курсовую работу (проект) за весь период обучения.
19. Уровень полученных знаний, умений, навыков и компетенций обеспечивается различными видами контроля.
В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля качества освоения обучающимися образовательных программ ТиПО:
1) промежуточная аттестация;
2) итоговая аттестация.
В целях контроля за освоением обучающимися образовательных программ ТиПО организации ТиПО осуществляют текущий контроль успеваемости и проводят промежуточную аттестацию обучающихся.
Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, в том числе интегрированной в модули – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.
Количество экзаменов и контрольных работ определяется исходя из требований к уровню знаний, умений и компетенций, которыми необходимо обладать обучающимся.
Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является экзамен.
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации ТиПО.
По полному завершению освоения образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.
В типовых учебных планах и программах итоговая аттестация обучающихся предусматривается по завершению каждого уровня квалификации.
Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение, проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена. В случае освоения полной программы квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации, объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику.
Квалификационные экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.
Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.
Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.
Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий.
Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ТиПО.
При проведении лабораторных работ, практических занятий, в том числе по физическому воспитанию и занятий по отдельным общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 13 человек, для медицинских и фармацевтических организаций образования по клиническим дисциплинам учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.»;
в Государственном общеобязательном стандарте послесреднего образования, утвержденном указанным приказом:
пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. При разработке и реализации рабочих учебных планов и программ на основе типовых учебных планов и программ организации послесреднего образования:
1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение базовых и профессиональных модулей и до 60 % производственного обучения, и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обучение;
2) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса;
3) в соответствии с потребностями работодателей изменяют содержание учебных программ до 50% по базовым и профессиональным модулю, производственному обучению и профессиональной практике. Вводят дополнительные профессиональные модули по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;
4) выбирают формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся;
5) при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности, организации образования, разрабатывают рабочие учебные планы, используя аналогичный подход по существующим типовым учебным программам и типовым учебным планам.»;
пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах, предприятиях (организациях) работодателей под руководством мастера производственного обучения и (или) наставника.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.
Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах и на производстве.
Профессиональная практика проводится на предприятиях (организациях), на рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе, и направлена на формирование профессиональных компетенций.
В период прохождения профессиональной практики предусматривается овладение обучающимися одной или несколькими родственными квалификациями со сдачей квалификационного экзамена.
По завершении профессиональной практики обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория).
Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.
Объем часов, выделяемых на профессиональную практику при дуальном обучении, исчисляется из общего количества часов учебного плана за исключением объема часов, предусмотренных на изучение общеобразовательных дисциплин, факультативов и консультаций.
По усмотрению организации послесреднего образования профессиональная практика интегрируется в профессиональные модули.»;
в Государственном общеобязательном стандарте высшего образования, утвержденного указанным приказом:
подпункт 5) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«5) дипломная работа – выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы соответствующей профилю образовательной программы;
дополнить подпунктом 5-1) пункта 2 следующего содержания:
«5-1) дипломный проект – выпускная работа студента, представляющая собой самостоятельное решение прикладных задач, соответствующих профилю образовательной программы, выполненное с применением проектных подходов и (или) в виде подготовки бизнес-проектов, модели, а также проектов творческого характера и других проектов;»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Содержание образовательной программы высшего образования состоит из дисциплин трех циклов – общеобразовательные дисциплины (далее – ООД), базовые дисциплины (далее – БД) и профилирующие дисциплины (далее – ПД) и приведено в приложениях 1 и 2 к настоящему ГОСО.
Цикл ООД включает дисциплины обязательного компонента (далее – ОК), вузовского компонента (далее – ВК) и (или) компонента по выбору (далее – КВ). Циклы БД и ПД включают дисциплины ВК и КВ.
В ВСУЗах цикл ООД состоит из дисциплин обязательного и вузовского компонентов, циклы БД и ПД из дисциплин вузовского компонента, структура которых приведена в приложении 3 к настоящему ГОСО.»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Объем цикла ООД составляет 56 академических кредитов. Из них 51 академических кредита отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке), Физическая культура, Модуль социально-политических знаний (политология, социология, культурология, психология).
При этом обучающиеся ВУЗов всех специальностей и (или) направлении подготовки кадров на уровне бакалавриата сдают государственный экзамен по дисциплине «Современная история Казахстана» по ее завершению, в том же академическом периоде.
Дисциплины обязательного компонента цикла ООД:
1) направлены на формирование мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций будущего специалиста, конкурентоспособного на основе владения информационно-коммуникационными технологиями, выстраивания программ коммуникации на государственном, русском и иностранном языках, ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и профессиональный успех;
2) формируют систему общих компетенций, обеспечивающих социально-культурное развитие личности будущего специалиста на основе сформированности его мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций;
3) развивают способности к межличностному социальному и профессиональному общению на государственном, русском и иностранном языках;
4) способствуют развитию информационной грамотности через овладение и использование современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах своей жизни и деятельности;
5) формируют навыки саморазвития и образования в течение всей жизни;
6) формируют личность, способную к мобильности в современном мире, критическому мышлению и физическому самосовершенствованию.»;
пункты 11, 12, 13, 14, 15 и 16 изложить в следующей редакции:
«11. Цикл БД включает изучение учебных дисциплин и прохождение профессиональной практики и составляет не менее 112 академических кредитов.
12. Цикл ПД включает учебные дисциплины и виды профессиональных практик, объем которых составляет не менее 60 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования.
В ВСУЗах объем цикла ПД составляет не менее 60 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования.
13. Программы дисциплин и модулей циклов БД и ПД имеют междисциплинарный и мультидисциплинарный характер, обеспечивающий подготовку кадров на стыке ряда областей знаний.
Обучающийся при определении индивидуальной траектории обучения в рамках вузовского компонента и (или) компонента по выбору выбирает дисциплины по основной образовательной программе (Major) и (или) по дополнительной образовательной программе (Minor).
14. Итоговая аттестация составляет не менее 12 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования и проводится в форме написания и защиты дипломной работы или дипломного проекта.
При этом вместо дипломной работы или дипломного проекта сдается два комплексных экзамена для следующих категорий лиц:
1) находящихся на длительном лечении в стационаре по состоянию здоровья;
2) с особыми образовательными потребностями, в том числе дети-инвалиды, инвалиды с детства, инвалиды I группы;
3) беременные или воспитывающие детей в возрасте до 2-х лет;
4) студенты заочной формы обучения, которые находятся на доучивании.
Для сдачи комплексного экзамена обучающийся пишет заявление на имя руководителя ВУЗа и представляет соответствующий документ.
Программа комплексного экзамена отражает интегрированные знания и ключевые компетенции, отвечающим требованиям рынка труда в соответствии с образовательной программой высшего образования.
Руководство дипломными работами или проектами осуществляется преподавателями по профилю и (или) специалистами, соответствующими 8 уровню Национальной рамки квалификации со стажем работы не менее 3 лет.
15. В ВСУЗах итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы (проекта), подготовки и сдачи комплексного экзамена и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка», либо в форме сдачи комплексного государственного экзамена, государственных экзаменов по двум базовым и(или) профилирующим дисциплинам, и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка».
В ВСУЗах формы проведения итоговой аттестации определяются Правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утверждаемых государственными органами, в ведении которых находятся ВСУЗы.
16. Целью итоговой аттестации является оценка результатов обучения и освоенных компетенций, достигнутых по завершению изучения образовательной программы высшего образования.»;
пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. Полная учебная нагрузка одного учебного года, как правило, составляет 60 академических кредитов или 1800 академических часов.
ВУЗ самостоятельно распределяет объем академических кредитов по семестрам (триместрам, кварталам).
В ВСУЗах полная учебная нагрузка одного учебного года составляет не менее 60 академических кредитов. При этом в течение одного семестра обучающийся осваивает не менее 20 академических кредитов.»;
пункты 31 и 32 изложить в следующей редакции:
«31. Основным критерием завершенности обучения по программам бакалавриата является освоение обучающимся не менее 240 академических кредитов за весь период обучения, включая все виды учебной деятельности студента.
С учетом специфики образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки «Ветеринария», «Здравоохранение», а также образовательные программы в сфере архитектуры и дизайна основным критерием завершенности обучения является освоение студентом не менее 300 академических кредитов.
32. Количество академических кредитов и необходимый объем образовательной программы высшего образования студентам, поступившим на базе программы технического и профессионального или программы послесреднего, или программы высшего образования, или на базе программы общего среднего образования для обучения по сокращенным образовательным программам высшего образования определяется ВУЗом самостоятельно с учетом признания ранее достигнутых результатов обучения формального и неформального образования в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2018 года № 508 «Об утверждении Правил признания результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование, предоставляемое организациями, внесенными в перечень признанных организаций, предоставляющих неформальное образование» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17588).»;
пункты 35 и 36 изложить в следующей редакции:
«35. Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности студентов:
1) демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в изучаемой области;
2) применять знания и понимания на профессиональном уровне, формулировать аргументы и решать проблемы изучаемой области;
3) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
4) применять теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач в изучаемой области;
5) навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области;
6) знать методы научных исследований и академического письма и применять их в изучаемой области;
7) применять знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними в изучаемой области;
8) понимать значение принципов и культуры академической честности.;
36. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень «бакалавр» и (или) присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом о высшем образовании с приложением (транскрипт) и (или) общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement (диплома саплэмент) бесплатно.»;
приложения 1, 2 и 4 к Государственному общеобязательному стандарту высшего образования изложить в редакции согласно приложениям 2, 3 и 4 к настоящему приказу;
в Государственном общеобязательном стандарте послевузовского образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
подпункт 7) пункта 2 изложить в следующей редакции:
7) программа DBA (далее – программа DBA (ДиБиЭй)) – образовательная программа послевузовского образования, основанная на проведении проектной работы и прикладных исследований в бизнес-администрировании и направленная на подготовку управленческих кадров;
подпункт 10) пункта 2 изложить в следующей редакции:
подпункт 26) пункта 2 изложить в следующей редакции:
26) доктор делового администрирования – степень, присуждаемая лицам, освоившим программу DBA;
дополнить подпунктом 28) следующего содержания:
28) научное обоснование диссертационного исследования (research proposal (ресеч пропозал) – документ, подготовленный докторантом и утвержденный вузом в течение первого или второго годов обучения, включающий цель, задачи и методологию исследования, обзор литературы и ожидаемые результаты исследования.»;
пункты 6, 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:
«6. В магистратуре научно-педагогического направления объем цикла БД составляет 35 академических кредитов в общем объеме образовательной программы магистратуры. Из них 20 академических кредитов отводится на ВК.
В ВСУЗах в магистратуре научно-педагогического направления объем БД составляет не менее 16% от общего объема образовательной программы магистратуры.
7. В магистратуре профильного направления объем цикла БД в общем объеме образовательной программы магистратуры составляет 10 академических кредитов (со сроком обучения 1 год) и 15 академических кредитов (со сроком обучения 1,5 года). Из них объем дисциплин ВК составляет 6 академических кредитов со сроками обучения 1 год и 1,5 года.
В ВСУЗах в магистратуре профильного направления объем цикла БД составляет не менее 12% (со сроком обучения 1 год) и не менее 15% (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема образовательной программы магистратуры.
8. В магистратуре научно-педагогического направления объем цикла ПД составляет 49 академических кредитов в общем объеме образовательной программы магистратуры.
В ВСУЗах объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) в магистратуре научно-педагогического направления составляет не менее 46% от общего объема образовательной программы магистратуры.
9. В магистратуре профильного направления объем цикла ПД составляет 25 академических кредитов (со сроком обучения 1 год) и 45 академических кредитов (со сроком обучения 1,5 года) в общем объеме образовательной программы магистратуры, которые распределяются между ВК и КВ самостоятельно ВУЗом.
В ВСУЗах в магистратуре профильного направления объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет не менее 47% (со сроком обучения 1 год) и не менее 50% (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема образовательной программы магистратуры.»;
пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. Образовательная программа научно-педагогической магистратуры включает два вида практик, которые проводятся параллельно с теоретическим обучением или в отдельный период:
1) педагогическую в цикле БД– в ВУЗе (во ВСУЗах в цикле БД или ДВО);
2) исследовательскую в цикле ПД – по месту выполнения диссертации (во ВСУЗах в рамках НИР).»;
пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. Образовательная программа профильной магистратуры включает производственную практику в цикле ПД, за исключением ВСУЗов.
Производственная практика в цикле ПД проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой образовательной программе магистратуры, а также освоения передового опыта.
В ВСУЗах производственная практика проводится в рамках ЭИРМ в виде профессиональной практики или войсковой стажировки.»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. В рамках научно-исследовательских (экспериментально-исследовательских) работы магистранта (далее – НИРМ (ЭИРМ)) индивидуальным планом работы магистранта для ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств предусматривается обязательное прохождение научной стажировки в научных организациях и (или) организациях соответствующих отраслей или сфер деятельности.
НИРМ (ЭИРМ) планируется параллельно с другими видами учебной работы или в отдельный период.
В ВСУЗах научная стажировка осуществляется в рамках НИРМ.»;
пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30. В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией (проектом) назначается научный руководитель.
Научный руководитель и тема исследования магистранта утверждаются решением ученого совета.
Осуществление научного руководства у магистрантов преподавателем, имеющим ученую степень «кандидат наук», или «доктор наук», или «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», или академическую степень «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», или степень «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», соответствующую профилю запрашиваемого направления, со стажем научно-педагогической работы не менее трех лет, являющимся автором 5 научных статей за последние пять лет в изданиях, включенных в Перечень научных изданий, рекомендуемых для публикации основных результатов научной деятельности, утвержденный уполномоченным органом в области образования и науки (далее – Перечень изданий) и 1 научной статьи в международном рецензируемом научном журнале, имеющем импакт-фактор по данным JCR (ЖСР) или индексируемым в одной из баз Science Citation Index Expanded, Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index в Web of Science Core Collection (Вэб оф Сайнс Кор Коллекшн) или показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор) не менее 25 в базе данных Scopus (Скопус).
В ВСУЗе в течение первого семестра после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель. Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом руководителя ВСУЗа.
В ВСУЗе научный руководитель магистранта назначается из числа кандидатов или докторов наук, или докторов PhD, а также лиц, имеющих степень «магистра» или воинское (специальное звание, классный чин) не ниже подполковника с опытом научно-педагогической работы не менее 3 лет или квалифицированными специалистами соответствующей отрасли науки, являющимся автором 5 научных статей за последние пять лет в изданиях, в Перечень изданий. При необходимости назначаются научные консультанты по смежным отраслям наук.»;
пункт 32 изложить в следующей редакции:
«32. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации (проекта), их подготовке и защите определяются ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗе требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации (проекта), их подготовке и защите определяются ВСУЗом самостоятельно или соответствующим уполномоченным государственным органом.»;
пункты 39 и 40 изложить в следующей редакции:
«39. Итоговая аттестация составляет не менее 12 академических кредитов в общем объеме образовательной программы магистратуры научно-педагогического и профильного направлений и проводится в форме написания и защиты магистерской диссертации (проекта).
Во ВСУЗах, объем итоговой аттестации определяется самостоятельно, составляет не более 12 кредитов и может перераспределяться ВСУЗом самостоятельно на циклы дисциплин и другие виды деятельности.
40. Целью итоговой аттестации является оценка достигнутых результатов обучения и освоенных компетенций по завершению изучения образовательной программы магистратуры.
В ВСУЗах итоговая аттестация проводится в форме сдачи комплексного государственного экзамена и/или защиты магистерской диссертации (проекта).
ВСУЗ, с учетом уровня теоретической подготовки, учебных достижений, результатов обучения и исследовательско-аналитических способностей обучающихся, самостоятельно определяет им формы итоговой аттестации.
В случае, если защита магистерской диссертации (проекта) не выносится на итоговую аттестацию, порядок проведения защиты магистерской диссертации (проекта) определяется ВСУЗом самостоятельно.»;
пункт 43 изложить в следующей редакции:
«43. Требования к ключевым и профессиональным компетенциям выпускников МВА (ЕМВА).
Компетенции выпускника программы МВА (ЕМВА) определяется следующими знаниями и навыками:
1) сущность управления бизнесом со стратегических позиций деятельности организации в современной рыночной среде;
2) устройство организаций, механизмы их взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), принципы работы в условиях внешнего контекста в долгосрочной перспективе;
3) концепцию лидерства в стратегическом управлении;
4) современные подходы к управлению;
5) аналитические методы менеджмента, методы диагностики, анализа и решения проблем, а также методы принятия решений и их реализации на практике;
6) значение глобализации бизнеса;
7) анализировать проблемные аспекты бизнеса и генерировать решения;
8) выявлять влияние внешней среды и учитывать его при решении практических проблем управления;
9) интегрировать различные функциональные аспекты менеджмента, исходя из знания теории, современных исследований и требований практики;
10) использовать маркетинговый и финансовый подход к решению проблем управления компанией;
11) рассматривать проблемы ведения бизнеса и управления им с позиций конкуренции в международной среде.»;
пункт 45 изложить в следующей редакции:
«45. Образовательные программы МВА (ЕМВА) по формированию ключевых и профессиональных компетенций состоят из дисциплин обязательного и элективного компонентов.
Перечень элективных дисциплин определяется в соответствии с направлением подготовки и специализацией программы МВА (ЕМВА) для определенной бизнес-отрасли.»;
пункт 68 изложить в следующей редакции:
«68. Теоретическое обучение составляет 45 академических кредитов в общем объеме образовательной программы докторантуры и состоит из циклов базовых (далее – БД) и профилирующих (далее – ПД) дисциплин, которые включают дисциплины вузовского компонента (далее – ВК) и компонента по выбору (далее – КВ), практику. При этом соотношение объема БД и ПД определяется ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗах теоретическое обучение составляет не менее 45 академических кредитов в общем объеме образовательной программы докторантуры и включает циклы БД и ПД, которые состоят из дисциплин вузовского компонента.»;
пункт 75 изложить в следующей редакции:
«75. Научная составляющая образовательной программы докторантуры формируется из научно-исследовательской (далее – НИРД) или экспериментально-исследовательской работы (далее – ЭИРД) докторанта, научных публикаций, написания и защиты докторской диссертации.
Объем научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта составляет 123 академических кредита в общем объеме образовательной программы докторантуры.
В ВСУЗах объем научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта составляет не более 123 академических кредитов.»;
пункт 82 изложить в следующей редакции:
«82. Научное руководство докторантами на соискание степени доктора философии (PhD) осуществляется консультантами в количестве не менее 2-х человек, один из которых – ученый из зарубежного вуза (за исключением группы направлений подготовки «Национальное безопасность и военное дело»).
Научное руководство докторантами на соискание степени доктора по профилю или DBA осуществляется консультантами в количестве не менее 2-х человек, один из которых – высококвалифицированный специалист соответствующей отрасли или сферы деятельности.
Научные консультанты обеспечивают выполнение докторской диссертации и соблюдение принципов академической честности, и своевременное представление диссертационной работы на защиту.
Научное руководство осуществляется преподавателем, имеющим ученую степень «кандидат наук», или «доктор наук», или «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», или академическую степень «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», или степень «доктор философии (PhD)», или «доктор по профилю», стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, являющимся автором:
— по направлениям подготовки кадров 8D05 «Естественные науки, математика и статистика», 8D06 «Информационно-коммуникативные технологии», 8D07 «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», 8D08 «Сельское хозяйство и биоресурсы», 8D09 «Ветеринария», 8D10 «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» 2 статей в международных рецензируемых научных журналах, входящих в 1, 2, 3 квартиль по данным JCR (ЖСР) в Web of Science Core Collection (Вэб оф Сайнс Кор Коллекшн) или имеющих показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор) не менее 35, либо индекс Хирша 2 и более;
— по остальным направлениям подготовки, являющийся автором 5 научных статей в изданиях по профилю, включенных в перечень изданий, рекомендуемых для публикации результатов научной деятельности и 1 научной статьи в международном рецензируемом научном журнале, имеющем импакт-фактор по данным JCR (ЖСР) или индексируемым в одной из баз Science Citation Index Expanded, Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index в Web of Science Core Collection (Вэб оф Сайнс Кор Коллекшн) либо имеющем в базе данных Scopus (Скопус) показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор) не менее 35;
— по направлению подготовки 8D12 «Национальная безопасность и военное дело» не менее 7 статьи в журналах, включенных в перечень изданий, рекомендуемых для публикации результатов научной деятельности.»;
пункты 85, 86 и 87 изложить в следующей редакции:
«85. Основные результаты научных исследований докторанта публикуются в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 «Об утверждении Правил присуждения степеней» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6951).
86. Структура образовательной программы докторантуры по научно – педагогическому направлению приведена согласно приложению 7 к настоящему ГОСО.
Для ВСУЗов структура образовательной программы докторантуры по научно-педагогическому направлению приведена согласно приложению 8 к настоящему ГОСО.
Образовательные программы докторантуры структурируются по принципу модульного обучения.
«87. Итоговая аттестация составляет 12 академических кредитов в общем объеме образовательной программы докторантуры и проводится в форме написания и защиты докторской диссертации.
Докторская диссертация проходит проверку на предмет обнаружения заимствования текста других авторов, которая осуществляется Национальным центром государственной научно-технической экспертизы.»;
пункт 90 изложить в следующей редакции:
«90. Ключевые и профессиональные компетенции выпускников DВА отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающегося:
1) владеть методологией системного подхода к организации, современными подходами к управлению и аналитическими методами менеджмента, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;
2) квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и воплощать эти решения в жизнь, быть подготовленными к осуществлению функций управления и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом;
3) обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующей управленческой должности и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимании экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения:
4) уметь давать оценку современным проблемам и перспективам социально-экономического развития Казахстана, понимать современные тенденции развития мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.
пункт 99 изложить в следующей редакции:
«99. Лицам, освоившим образовательную программу DBA и защитившим докторскую диссертацию, присуждается степень доктора делового администрирования (DBA) решением аттестационной комиссии ВУЗа.»;
пункт 101 изложить в следующей редакции:
«101. Учебная нагрузка включает всю учебную деятельность докторанта – лекции, семинары, групповые занятия, групповые упражнения, практическую и лабораторные работу, студийные занятия, практику на производстве, научную или профессиональную стажировку, научно-исследовательскую работу (экспериментально-исследовательскую работу), написание и защиту докторской диссертации, самостоятельную работу, в том числе под руководством научного руководителя.»;
пункт 111 изложить в следующей редакции:
«111. Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, при положительном решении диссертационных советов ВУЗов с особым статусом или Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы присуждается степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю и выдается диплом в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 «Об утверждении Правил присуждения степеней» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6951), и приложение (транскрипт).»;
пункт 114 изложить в следующей редакции:
«114. Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не выполнившему НИРД (ЭИРД), предоставляется возможность повторно освоить академические кредиты НИРД (ЭИРД) и защитить диссертацию в последующие годы на платной основе.
Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, выполнившему НИРД (ЭИРД), но не защитившему докторскую диссертацию, результаты обучения и академические кредиты присваиваются и предоставляется возможность защитить диссертацию в течение одного года после выпуска на бесплатной основе, а в последующие годы на платной основе в объеме не менее 4 академических кредитов.
При этом по истечению 3 лет после выпуска докторант допускается к защите только после повторного утверждения научного обоснования диссертационного исследования (research proposal) на платной основе.
В ВСУЗе докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не защитившему докторскую диссертацию. предоставляется возможность защитить диссертацию в последующие годы. Порядок повторного освоения кредитов научной компоненты и защиты диссертации определяется ВСУЗом самостоятельно.»;
приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 к Государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования изложить в редакции согласно приложениям 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 к настоящему приказу.
дополнить приложениями 10 и 11 к Государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования согласно приложениям 14 и 15 к настоящему приказу.
2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан | А. Аймагамбетов |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182 |
Приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения |
Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс
Ясельный возраст (0-3 года)
Дошкольный возраст (3-6 лет)
Младенческий возраст (от рождения)
Ранний возраст (от 1 года)
Младший возраст (от 2-х лет)
Средний возраст (от 3-х лет)
Старший возраст (от 4-х лет)
Предшкольный возраст (от 5-ти лет)
Здоровье сберегающие навыки
Выполняет движения при виде объектов кормления. Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу.
Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности.
Владеет первоначальными навыками личной гигиены.
Знает и соблюдает правила личной гигиены.
Знает последовательность выполнения гигиенических процедур.
Самостоятельно выполняет гигиенические, закаливающие процедуры.
Умеет хватать пальцы взрослых.
Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.
Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы.
Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.
Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.
Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения.
Выполняет основные виды движений, проявляя творческий подход.
Самостоятельная двигательная активность
Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве. Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде.
Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве.
Умеет играть в небольшой подгруппе.
Умеет соблюдать элементарные правила игр в команде.
Умеет самостоятельно играть в различные игры, в том числе национальные, соблюдать правила игры
Владеет навыками организации подвижных игр в команде.
Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью.
Здоровый образ жизни
Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания.
Исполняет режимные моменты.
Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.
Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.
Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми.
Выполняет осознанно правила безопасности.
Понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
Соблюдает режим дня.
Реагирует на звук и его источник. Лепечет и подражает звукам.
Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами.
Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими.
Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них.
Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы.
Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их.
Владеет элементарными правилами общения, речевым этикетом.
Грамматический строй речи
Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия.
Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым.
Умеет применять необходимые слова и словосочетания.
Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого.
Умеет правильно конструировать предложения.
Стремится говорить грамматически правильно.
Звуковая культура речи
Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя.
Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки.
Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки.
Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание.
Умеет правильно произносить все звуки родного языка.
Умеет говорить правильно, выразительно.
Использует различные способы интонационной выразительности.
Имитирует действия, жесты и звуки других.
Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми.
Подражает звукам животного.
Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках.
Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.
Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы.
Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы.
Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его.
Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей.
Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы.
Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений.
Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения.
Творческая речевая деятельность
Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен.
Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям.
Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр.
Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей.
Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам.
Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле.
Проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения.
Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок.
Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества.
Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям.
Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре.
Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.
Умеет проводить звуковой анализ слов, состоящий из трех звуков.
Умеет слышать и выделять ударный слог.
Владеет элементарными навыками письма: умеет держать карандаш, ручку, рисовать, штриховать, обводить.
Умеет оринетироваться на листе бумаги, книги.
Ориентировка в свойствах предметов
Способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета.
Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.
Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).
Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.
Умеет рассматривать предметы, определять их свойства и признаки.
Познание окружающего мира
Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других).
Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы вблизи дома, детского сада.
Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам.
Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде.
Понимает и называет значения сигналов светофора.
Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни.
Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
Владеет способностями находить сходство и различие.
Пробует разные способы выполнения действий.
Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого.
Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать).
Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами.
Знает и называет их основные детали.
Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки. Умеет работать в команде.
Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов.
Основы экологической культуры
Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде.
Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес.
Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным.
Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями.
Владеет некоторыми нормами поведения на природе.
Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, их среду обитания.
Умеет ухаживать за обитателями уголка природы.
Элементарные математические представления
Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами.
Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.
Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве.
Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве.
Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно.
Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке.
Поисковая и экспериментальная деятельность
Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению.
Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой.
Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать).
Умеет самостоятельно а также в команде экспериментировать со знакомыми материалами.
Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами.
Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Работа с информацией
Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале
Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение).
Проявляет интерес к различным источникам информации.
Определяет интересную информацию.
Понимает необходимость в получении новой информации.
Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна.
Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами.
Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями.
Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми.
Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии. Слушают и воспринимают народные мелодии.
Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения. Слушают и воспринимают произведения отечественных композиторов.
Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах. Исполняет народные песни, танцы. Владеет способностями к певческой импровизации.
Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы).
Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы.
Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы).
Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии.
Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности.
Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство). Называет жилище предков, предметы быта, части национального костюма.
Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа.
Эстетическое восприятие окружающего мира
Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость.
Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек.
Проявляет интерес к различным видам народно-прикладного искусства. Использует материалы аккуратно.
Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы по мотивам произведений народного искусства. Владеет элементарныминавыками изготовления различных предметов.
Проявляет интерес к народному и декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений.
Навыки культуры поведения
Реагирует на приветствие, прощание.
Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением.
Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности.
Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние.
Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях.
Умеет просить помощь при необходимости, уважает желания других людей.
Знает нормы поведения.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми.
Показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию.
Взаимодействует со взрослыми в различных играх–развлечениях.
Умеет внимательно слушать взрослого и выполняет несложные поручения.
Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам.
Умеет входить в устойчивые игровые объединения и общаться со сверстниками на познавательные темы.
Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия, умеет взаимодействовать в команде. Осознает свое положение среди сверстников и свое «Я». Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками
Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты, включаться в совместную деятельность со взрослыми.
Представление нравственных нормах
Выражает первичные эмоции Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи.
Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими.
Знает название своего города, столицу Казахстана. Понимает, что такое «хорошо», а что такое «плохо» через произведения устного народного творчества.
Проявляет любовь и заботу к близкому окружению. Умеет оценивать свой поступок и поступок сказочных персонажей.
Имеет представление о традициях народа Казахстана
Соблюдает семейные ценности. Проявляет любовь и уважение к своей малой родине, к культуре родной страны.
*** Для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе легкой и умеренной степенью умственной отсталости ожидаемые результаты обучения определяются согласно индивидуальным и специальным типовым учебным программам