Ферма бенуа что это
«Ферма Бенуа» на Тихорецком проспекте (Петербург) Семейный ресторан на территории исторической молочной фермы с разнообразным меню и внимательным отношением к детям
В сквере на Тихорецком проспекте на территории бывшей молочной фермы, основанной в конце XIX века архитектором Юлием Бенуа, открылся ресторан «Ферма Бенуа». Это первый полностью завершенный проект нового культурного пространства, которое уже около четырех лет создает на севере города девелопер Андрей Лушников. The Village побывал в новом ресторане и выяснил, как продвигается реконструкция редкого для спальных районов исторического памятника, расположенного в эффектном соседстве с футуристической башней-лабораторией ЦНИИ робототехники.
виктор юльев
История
Молочная ферма на севере города была основана в 1890 году. Тогда обширную территорию от Муринского ручья до тогдашней окраины Петербурга взял в аренду академик архитектуры Юлий Бенуа. На участке земли, где теперь расположен сквер, он построил эффектную деревянную дачу с башенкой, а неподалеку расположил просторный коровник. После революции ферма была национализирована и получила новое название — совхоз «Лесное». После того как в конце 60-х хозяйство переехало, а прилегающий к нему район был застроен типовыми пятиэтажками, в исторических зданиях планировалось открыть художественную школу, а позднее — музей космонавтики, однако ни один из проектов так и не был реализован. Пустующие здания приходили в упадок, а в нулевых были практически полностью разрушены в результате серии пожаров. В 2011 году их выкупила у города компания «БестЪ», решившая открыть здесь ресторан и детский образовательный центр, и взяла на себя обязательство восстановить исторический облик фасадов.
Сейчас работы по реконструкции коровника и административного корпуса завершены, а в здании исторической дачи идут отделочные работы. Планируется, что образовательный центр заработает к лету, а пока часть его функций взял на себя ресторан, в котором комфорту детей уделили особое внимание.
«Ферма Бенуа»
Адрес: Тихорецкий пр-т, 17
Время работы: 12:00–00:00
Средний чек: 1 000 рублей
Интерьер
Внутренним оформлением двухэтажного здания занимался архитектор Евгений Скориков. Он разделил пространство на несколько функциональных зон. На первом этаже расположен просторный обеденный зал на 250 посадочных мест с двумя открытыми кухнями и баром, компактной сценой, детской комнатой и лавкой, в которой уже совсем скоро начнут продавать сувениры, детские книжки, вино и продукцию собственной пекарни. Второй этаж разбили на несколько залов поменьше. Их планируют сдавать под частные мероприятия и использовать как выставочные залы.
Интерьер всех зон выполнен в едином эклектичном стиле, поддерживающем дачную тематику: деревянные лавки и столы из старого поеденного жучками дерева разбавляют мягкие элегантные кресла и классическая мебель, а брутальные самодельные лампы из ведер и бидонов разбавлены хрустальными люстрами. Главным украшением основного зала стали гигантские картонные коровы, сделанные художником Борисом Климовым, которые установили в стеклянных витринах.
В числе других оригинальных находок — просторная детская комната с горкой и интерактивной панелью от пола до потолка и концепция дополнительной реальности: у проекта есть специальное мобильное приложение, с помощью которого можно, например, оживить изображенную на фирменных футболках корову или одного из персонажей фирменного комикса «Бенуарики», которых для будущего образовательного центра придумал художник Николай Копейкин.
Еда и напитки
Проект ресторана изначально курировал Арам Мнацаканов, шеф-повар и основатель холдинга Probka Family. Руководить кухней он пригласил Александра Нечаева, прежде работавшего в экспериментальном ресторане Jerome и бельгийском пабе Brugge. Над меню Нечаев работал совместно с французом Николя Лорье («Rыба», «Rыба на даче»), однако сказать, что меню «Фермы» получилось особенно оригинальным, нельзя: по большей части оно состоит из популярных блюд русской и европейской кухни. Здесь подают и салат «Оливье» (220 рублей), и баклажанную икру (330 рублей), и украинский борщ с пампушками (310 рублей), но в то же время и пиццу, и ризотто, и баранью рульку с пюре из батата. Такое гастрономическое разнообразие создатели объясняют семейным форматом проекта, в котором акцент смещен с еды на общение, и желанием угодить большему числу посетителей. Пожалуй, единственным исключением здесь является восточное направление кухни. Отдельным пунктом в меню вынесены блюда, приготовленные на мангале, в казане и тандыре: есть узбекский плов (370 рублей), шашлыки (350–410 рублей), люля-кебаб (470 рублей) и долма (390 рублей) — ради них сюда и стоит ехать в первую очередь.
В барной карте представлена линейка вин (290–470 рублей), насчитывающая больше полусотни наименований: есть как классические марки, так и современные органические сорта. Кроме того, здесь подают разливное и бутылочное пиво (150–450 рублей) и крепкий алкоголь.
Будущее
Пока «Ферма Бенуа» продолжает работать в тестовом режиме. Организаторы говорят, что и меню, и развлекательная программа еще будут совершенствоваться. В числе ближайших планов — запуск лавки, где по утрам до открытия ресторана планируют подавать завтраки, а в течение всего дня продавать хлеб и десерты из местной пекарни, в том числе специально созданные для людей, страдающих непереносимостью глютена.
В декабре в ресторане запустят серию детских новогодних утренников и начнут регулярно проводить концерты. Главный же проект — образовательный центр в здании дачи Бенуа, — по-видимому, заработает только к лету и будет рассчитан преимущественно на детей до 10–12 лет.
История
К 1904 году по его собственным чертежам была построена ферма. Ферма Бенуа славилась на весь Петербург, считалась образцовой. На ферме содержалось более 200 породистых коров.
После Октябрьской революции ферму Бенуа национализировали. За предприятием закрепилось название «Совхоз «Лесное».
Во время Великой Отечественной войны совхоз не прекращал свою работу, снабжал овощами жителей блокадного Ленинграда.
В 1973—1986 в помещениях фермы размещались экспериментальные мастерские ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики.
В конце 1980-х годов «дачу Бенуа» передали школе художественного образования. В марте 2001 года в деревянном здании дачи произошел пожар, от сгоревшего дома остаются одни руины.
С 2006 года этот участок официально получил название «Сад Бенуа». Существовали планы превращения этой территории в первый в России «Парк космоса».
В 2008 году произошел пожар в здании коровника, где до того момента находился магазин, с тех пор здание не восстанавливалось.
В сентябре 2011 года комплекс лесной молочной фермы Бенуа, включающий три здания: дачу Ю.Ю. Бенуа, ферму Ю.Ю. Бенуа и административное здание был продан на торгах группе компаний БестЪ.
Ресторан «Ферма Бенуа»
Самый большой в Санкт-Петербурге семейный ресторан «Ферма Бенуа».
Здесь могут комфортно разместиться 250 гостей. Все пространство разделено на общий зал с открытой кухней, интерактивную детскую комнату, уютную гостиную и кафе-лавку с кондитерской. В Ферме Бенуа вы сможете отведать блюда разных кухонь: итальянскую пасту и пиццу, узбекский плов, грузинский шашлык, блюда средиземноморской кухни. Мы также готовим блюда без глютена.
Банкетное пространство «Ферма Бенуа» для мероприятия любого формата: свадьбы, Дня Рождения, конференции, детского праздника.
Сад Бенуа и ферма Бенуа в Петербурге — история возникновения
История возникновения Сада Бенуа и фермы Бенуа в Петербурге — это рассказ о последовательном превращении фермы Бенуа в совхоз «Лесное», а затем создание здесь общественно-культурного пространства.
Сад Бенуа относится к объектам культурного наследия регионального значения
Он представляет собой зеленый массив с несколькими постройками, являясь одной из достопримечательностей северной части Санкт-Петербурга.
Расположен в Калининском районе и ограничен Тихорецким проспектом, Светлановским проспектом, проспектом Науки и улицей Веденеева.
История сада начинается в 1890-х годах, когда Юлий Юльевич Бенуа взял в аренду территорию от Муринского ручья до окраины Петербурга на 50 лет.
Фото: «Patsvu» Дача Бенуа 1974
Юлий Юльевич Бенуа — представитель известнейшей художественной династии России, академик архитектуры Императорской Академии художеств, специалист по сельскохозяйственному строительству и фермерству, архитектор-строитель широкого диапазона, мастер эклектики и модерна, специалист по сооружению утилитарных построек высокого архитектурно-художественного уровня.
К 1904 году по его собственным чертежам была построена ферма.
Перестроена она была А. И. Владовским в начале XX века. Главным зданием был деревянный двухэтажный дом с башней, которая служила и украшением, и «пожарной каланчой». На ферме были также коровники, сараи, ветряная водокачка.
Имелась собственная лаборатория для обработки молока перед отправкой на молочный завод (главным заказчиком фермы был завод на Моховой улице). Ферма славилась на весь Петербург, считалась образцовой, а её работники зажиточными.
Она была удостоена золотой медали на проходившей в 1913 году в Петербурге Всероссийской гигиенической выставке и высшей награды — на Международной выставке. На ферме содержалось более 200 породистых коров.
По имени владельца фермы был назван прилегающий проспект, с 1952 года получивший название Тихорецкого.
Фото: «Patsvu» Фото: «Patsvu» Бывшая столовая совхоза 1983 Фото: «Patsvu» Контора совхоза «Лесное» 1955 Фото: «Patsvu» Вид сверху, заброшенный коровник после пожара
Первая мировая война не нанесла урон ферме, наоборот, её процветание продолжалось в связи с повышением цен на молоко.
После Октябрьской революции ферму Бенуа национализировали. В ноябре 1918 года бывшая лесная молочная ферма Бенуа стала «1-й городской молочной фермой» Петрогубкоммуны.
За предприятием закрепилось название «Совхоз „Лесное“». В 1920-х годах совхоз успешно развивался.
С началом НЭПа здесь начали выращивать картофель, разводить свиней, кур и кроликов. В конце 1921 года совхоз «Лесное» вошёл в ПЕПО (впоследствии — «Ленинградский союз потребительских обществ»).
К середине 1920-х годов хозяйство «Лесного» объединили с хутором Реймера, небольшой фермой по другую сторону Муринского ручья. С конца 1920-х здесь стали развивать овощеводство.
Во время Великой Отечественной войны совхоз не прекращал свою работу, несмотря на эвакуацию большей части скота и ухода на фронт многих работников. «Лесной» снабжал овощами жителей блокадного Ленинграда.
Фото: «Patsvu» Отправка молока с «1-й городской молочной фермы» 1923 Фото: «Patsvu» Совхоз «Лесное» 1931 Фото: «Patsvu» Совхоз «Лесное». Машина ДУК для проведения дезинфекции 1955
В 1959 году он получил статус государственного племенного завода. Он считался одним из лучших в Ленинградской области, был награждён орденом Трудового Красного Знамени и др. наградами.
К концу 1960-х годов город вплотную подошёл к территории совхоза. В 1967 году было принято решение о его переезде, и к 1968 году совхоз переехал на новый участок на стыке Гатчинского и Пушкинского районов Ленинградской области, дав название основанному здесь посёлку Лесное
С тех пор участок бывшей фермы Бенуа использовался под различные общественные нужды. В 1973—1986 на территории фермы в паре сотен метров от дачи Бенуа построена башня ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
В конце 1980-х годов «дачу Бенуа» передали школе художественного образования. Илья Глазунов собирался создать тут творческий центр Всероссийской академии художеств.
12 марта 2001 года в деревянном здании дачи произошёл пожар, до 2014 года от сгоревшего дома оставались одни руины.
Фото: «Patsvu» «Общiй видъ Лѣсной фермы» 1910
Фото: «Patsvu» Совхоз «Лесное» с башни конторы совхоза 1955 Фото: «Yandex» Руины дачи Бенуа и башня ЦНИИ РТК Фото: «Yandex» Фото: «Patsvu» Дача Ю.Ю. Бенуа 1904 Фото: «Patsvu» Сквер у здания конторы совхоза «Лесное» 1954
С 2006 года этот участок официально получил название «Сад Бенуа». Существовали планы превращения этой территории в первый в России «Парк космоса».
В 2008 году произошёл пожар в здании коровника, где до того момента находился магазин; здание долго не восстанавливалось.
В сентябре 2011 года комплекс лесной молочной фермы Бенуа, включающий четыре здания, был продан на торгах. Победителем стало ООО «Бест», входящее в группу компаний «Бестъ». Предполагалось, что дача Бенуа будет воссоздана, а остальные корпуса отреставрированы. В 2014 году руины были расчищены с целью обустройства культурно-образовательного центра.
С сентября 2015 года здесь открыто «Культурное пространство севера Петербурга». Комплекс включает три здания — школа Бенуа, ресторан «Ферма Бенуа» и маленький административный корпус.
Школа размещается в трехэтажной постройке, где раньше располагалась дача. Внешний облик здания был восстановлен по архивным фотографиям. После окончания реставрации там открылся центр дополнительного образования для детей до 12 лет.
Фото: «Yandex» Бывший коровник и силосная башня Фото: «Yandex» Ресторан «Ферма Бенуа» Фото: «Yandex» Фото: «Yandex» Школа Бенуа
Образовательный центр сочетает в себе традиции классического российского образования и инновационных обучающих технологий. Основное направление обучения – формирование нестандартного и творческого мышления.
Самым востребованным и популярным местом является ресторан “Ферма Бенуа”, обустроенный в помещении бывшего коровника. Реставраторы максимально сохранили колорит начала XX века, но при этом придали «нотки» современности. В целом дизайн интерьера выполнен в стиле лофт. Башня также располагается рядом.
В сентябре 2017 года было завершено воссоздание основного здания. Внешний вид новодела отличается от оригинала, а использованные для строительства материалы (железобетон и металлоконструкции) не соответствуют натуральному дереву дачи авторства Юлия Бенуа.
Между тем, место является крайне популярным среди жителей этой части Петербурга.
Фото: «Yandex» Фото: «Yandex» Фото: «Yandex» Фото: «Yandex»
«Ферма Бенуа»: «Новая Голландия» на севере Петербурга
На Тихорецком проспекте на месте старинной фермы открылся большой ресторан с видом на парк и детскими развлечениями.
Рекламная кампания «Фермы Бенуа» — как у блокбастера. Девелопер Андрей Лушников — в роли урбаниста, возрождающего депрессивные территории. Арам Мнацаканов — приглашенная звезда. Юлий Бенуа — олицетворение возрождающейся культуры, архитектор, академик и специалист в сельском хозяйстве, построивший здесь в 1904 г. образцовую молочную ферму. Творческий полигон дизайнеров, художников и писателей создает из старинного коровника лофт, наполненный арт-объектами и сказочными слономышами «бенуариками». А команда компьютерных специалистов украшает все дополненной реальностью с экрана телефона (наводишь своим смартфоном на «чудика» в меню, и он начинает двигаться).
Информационная атака такого уровня поднимет с места даже жителя центра и забросит на дикий север Гражданки, где с одной стороны лес, с другой — космическая башня института робототехники, а между ними сквер с восставшими из пепла стильными зданиями дачи Бенуа и молочной фермы (читать: коровника). А дальше начинается то, что обычно происходит со многими блокбастерами: трейлер оказывается интереснее трехчасовой скуки на экране.
Создатели
Первое впечатление сильно портит входной тамбур, похожий на проходную советского НИИ. Отыскав дверь, попадаешь не в модный семейный ресторан, а в кафе Ikea в период школьных каникул. Крики, плач, смех детей. Толпа взрослых, увешанных детскими куртками возле заполненного гардероба. Гора обуви на пороге детской комнаты. И стайка незаметных хостес напротив гигантской скульптуры коровы из картона.
«Все забронировано». При полупустом ресторане на 250 посадочных мест я сижу за высоким неудобным общим столом с табуретками из горбыля. Официант появляется через 10 минут. Доброжелательный. Улыбка, внятный совет по выбору блюд, вопрос «Вам не понравилось? Почему?» (спойлер: три тарелки ушли на кухню, наполовину нетронутыми) — все это следующий уровень, который тут наверняка будет. Но пока нет.
Дизайн интерьера тоже «неровный». Видно, что вложено много усилий, чтобы сделать промышленное помещение уютным, стильным и универсальным по назначению. В результате получилось нервное пространство, где троноподобные «кальянные» диваны соседствуют с брутальными скандинавскими скамьями, а классические ресторанные столы — с зоной a-ля столовая. Бетонный потолок с открытыми коммуникациями, необработанный новодельный кирпич, эмалированные ведра вместо умывальников в туалете (коровник же) напоминают скорее о незаконченном ремонте, чем о стиле лофт. Зато арочные французские окна с видом на заснеженный парк очень хороши. Бронируйте столик заранее (желательно не в выходные дни), у окна и на мягком диване. Уверена, впечатления будут на порядок выше.
Три факта о ресторане
Еда. Гений места — сильная штука и всегда влияет на кухню ресторана. Здесь за первенство боролись сразу два «гения»: дореволюционный дух фермерского хозяйства, созданного академиком из знаменитой художественной семьи, и советский genius loci совхоза «Лесное», в который превратилась ферма Юлия Бенуа после 1917 г. Победил совхоз.
Тривиальность меню убивает даже сильный аппетит. Оливье, цезарь, борщ, плов, шашлык, рулька, чизкейк. Я ничего не имею против этих слов, но лишь тогда, когда их немного и когда их сопровождает хоть что-то поинтереснее. Хотя бы вкусные описания фермерских продуктов, оригинальных гарниров, способов подачи и пр.
Салат оливье с телячьим языком (220 руб.) — умелое подражание отделу «Кулинария» в гипермаркете «Лента». Безжизненные овощи, резиновый язык, небрежная веточка укропа. Сиг холодного копчения (320 руб.) «из нашей коптильни» напоминает еду, напечатанную на 3D принтере: внешне и на ощупь это рыба, но вкуса у нее ни на грош. Про долму хочется сказать словами Швондера: «Это какой-то позор». Завернутый в бумажные по вкусу виноградные листья нейтральный фарш без специй и соли, как будто из диеты Певзнера «Стол №5». Соус — жидкая «магазинная» сметана c чесноком.
Арам Мнацаканов, консультант проекта:
«Ресторан изначально был задуман как семейный. Не только потому, что он построен в воссозданном здании, которое в начале ХХ века стало воплощением романтичной мечты архитектора из знаменитой петербургской семьи об идеальном фермерском хозяйстве по «европейскому образцу». Но также и в силу того, что инвестор проекта — это человек, пусть и ХХI века, но со схожим романтичным взглядом на жизнь, которому удалось задумать и создать вместе с семьей потрясающее культурное пространство Benua 1890, ориентированное на решение просветительских задач. Для меня это «Новая Голландия» на севере города! Я с радостью на два года стал частью «семьи Лушниковых» и, тем самым, немного прикоснулся к историческому наследию семьи Бенуа».
На блеклом фоне советско-грузинского фольклора свиные ребра выглядят гораздо ярче. Мясо очень жирное, но стабильного мираторговского качества. Правда, скорее ребра тушеные, чем гриль. И тяжелый соус на основе плотной томатной пасты — не самый удачный выбор.
Впрочем, крепкий хороший Nespresso и изучение винной карты, составленной со знанием дела и любовью, возвращает оптимизм. Работа над проектом продолжается. И это очень хорошая работа. Я помню, каким унылым был сад долгие годы. Сегодня его не узнать: уличные фестивали, образовательное пространство для детей, ресторан с панорамными окнами, детской комнатой и лавкой-пекарней. И все это в районе, где десятилетиями главную роль играл общепит уровня «шаверма у метро». Чудо уже сделано. И раз рука на чудеса набита, почему бы не совершить еще одно — оживить меню, приструнить поставщиков, мотивировать шефов работать с душой и избавиться от «гения» совхоза, вернув дух Бенуа не только в сад, но и на кухню.
Зачем идти
Выдержки из меню
Материалы Restoclub Review не являются рекламными. Журналист посещает заведение инкогнито и за счет редакции. Представленное в статье мнение основывается на субъективных впечатлениях автора и информации, полученной от представителей заведения после визита.