Фасилити услуги что это

Что такое фасилитация и как она работает

Три главных проблемы традиционных совещаний

Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:

Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.

Почему так происходит

В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:

Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.

Что такое фасилитация и как она работает

Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:

Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.

Фасилити услуги что этоФото: Fauxels/Pexels

Пример работы фасилитатора

Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.

Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:

Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.

Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:

Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.

Кому нужна фасилитация

Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:

Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.

Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Facility management — Фасилити менеджмент

Фасилити услуги что это

Facility management

Facility management — Управление объектом (FM) является профессиональной дисциплиной управления, направленной на эффективное оказание услуг по поддержке обслуживаемых организаций. Facility management включает в себя несколько дисциплин для обеспечения функционирования определенной среды путем интеграции людей, систем, зданий, процессов и технологии.

Фасилити услуги что это

Определение и сфера применения

Междисциплинарная деловая функция профессионального фасилити менеджмента заключается в координации спроса и предложения услуг в рамках государственных и частных организаций. Термин «Facility» характеризуется всем тем, что построено или установлено, для определенной цели, которая, в общем-то содержит все «материальные активы, необходимые для поддержки функционирования организации». Примеры: недвижимое имущество, здания и сооружения, техническая инфраструктура, системы освещения, транспорт, IT-услуги, мебель и другое используемое в повседневной жизни организации оборудование и техника.

Европейский стандарт по управлению объектами определяет фасилити менеджмент как «интеграция процессов в рамках организации, которая способна поддерживать и развивать согласованные услуги, направленные на поддержку и повышения эффективности своей основной деятельности».

Международная организация по стандартизации готовит к публикации первые два международных стандарта касающихся управления объектами в 2017 году. Недавняя информация от ИСО обрисовывает то, что делается в рамках этой работы, в том числе по разработке стандарта системы управления для Facility Management.

Фасилити услуги что это

Область применения фасилити менеджмента

FM охватывает два основных направления:

Первое относится к физической антропогенной среде с акцентом на инфраструктуру для деятельности и обеспечения пространства. Второе охватывает людей и организации, и непосредственно связано с психологией труда и профессиональной физиологией. По данным Международной Ассоциации по Фасилити менеджменту (IFMA): «Facility management — это практика координации физической работы людей и работы организации в целом. Она объединяет принципы управления бизнесом, архитектуру, поведенческие и технические науки». В 2009 году IFMA определила ключевые компетенции управления объектами, как:

Британский Институт Фасилити менеджмента также принимает европейское определение FM и предлагает учебную программу направленную на подготовку специализированных кадров в области управления объектами в соответствии с европейской системой квалификаций.

Facility management помимо бизнес-услуг может также охватывать другие виды деятельности. Они называются непрофильные функции, и различаются в зависимости от области бизнеса. Фасилити менеджмент является также предметом непрерывных инноваций и развития, основанных на постоянном стремлении к сокращению расходов и повышения ценности для основного бизнеса государственных или частных организаций.

Фасилити менеджмент поддерживается непрерывным обучением и повышением квалификации специалистов. Часто координируется через FM институты или ассоциации. В Европе существуют официальные программы по специальности бакалавриата и магистратуры.

Фасилити услуги что это

Facility management в качестве научной дисциплины

Facility management был признан в качестве научной дисциплины в 1990-х годах. Исследовательские работы в области фасилити менеджмента в Европе начались в университетах Великобритании, Нидерландов, а также некоторых скандинавских стран, где академии и научно-исследовательские центры начали создавать курсы по подготовке бакалавров и магистров.

Исследования фасилити менеджмента в Европе зарождались в «Центре управления инфраструктурой» (CFM), который был основан в Глазго в 1990 году, и в «Центре для людей и зданий» в Делфтском Техническом Университете, который вскоре превратился в Норвежский Университет Науки и Технологии. В 2010 году профессор Антье Дзюнганс (председатель исследовательской группы EUROFM 2010-2012) провел опрос с активным участием ученых и преподавателей из 9 стран мира и 17 университетов от имени Европейской исследовательской группы по Facility management (Junghans, 2012).

Сегодня 50 университетов и научно-исследовательских институтов представлены в EUROFM. Немецкой Ассоциацией Фасилити Менеджмента (GEFMA) было сертифицировано 16 FM программ и курсов в университетах Германии. Университет Моратува, Шри-Ланка является ведущим FM образованием в азиатском регионе с 2006 года.

Фасилити услуги что это

Роль FM менеджера

Работа фасилити менеджера основана на обеспечении бизнес-функций. Самое главное предназначение фасилити менеджера заключается в сохранении жизни людей и обеспечении безопасности.

Руководители предприятий должны работать на двух уровнях:

Это достигается за счет управления:

EHS : Охрана окружающей среды, здоровья и безопасности

Функция FM департамента организации включает контроль и управление множеством вопросов в области окружающей среды и безопасности. Невыполнение этого требования может привести к появлению нездоровых условий, которые в свою очередь могут привести к заболеваниям сотрудников, получению травм, потере бизнеса, уголовным наказаниям и страховым выплатам. Доверие клиентов и инвесторов бизнеса может подорвать антиреклама при провалах в обеспечении безопасности.

Пожарная безопасность

Угроза пожаров несет в себе один из самых высоких рисков утраты жизни, потенциального повреждения или закрытия бизнеса. В Facility management включается обслуживание, проверка и испытания всего противопожарного оборудования и систем безопасности, ведение документации и получение сертификатов соответствия.

Физическая безопасность

Защита сотрудников и бизнеса часто входит в функционал управления объектами недвижимости, в дополнение может быть включено обеспечение безопасности оборудования. Охрана может находиться под контролем отдельного департамента.

Техническое обслуживание, испытания и поверка

Техническое обслуживание, испытания и график проверок используются для того, чтобы убедиться в том, что объект работает безопасно и эффективно, и направлены на обеспечение максимально продолжительного срока службы оборудования и уменьшения рисков выхода из строя. Эта работа часто выполняется с использованием автоматизированной системы управления объектом недвижимости.

Клининг

Оперативные задачи

Функция управление объектом недвижимости несет в себе ответственность за повседневное функционирование объекта, здания или сооружения, эти задачи могут быть переданы на аутсорсинг или выполняться сотрудниками обслуживающей организации. Это по большому счету вопрос политики. С учетом оперативности принимаемых мер, необходимых во многих видах деятельности, с менеджмента часто требуют ежедневные отчеты и выполнение определенных процедур.

Некоторые вопросы требуют больше, чем простое периодическое техническое обслуживание, например те, которые могут остановить или помешать деятельности бизнеса или которые имеют последствия для безопасности. Многие системы управления объектами недвижимости имеют функцию «одного окна» (например как в нашем кейсе), чтоб сотрудники имели возможность связаться по телефону или по электронной почте. Ответы на звонки являются приоритетной работой, может быть просто слишком жарко или слишком холодно, не работает освещение, кончилась краска в принтере, пролито кофе, или проблемы с торговым автоматом и тд.

Помощь может потребоваться при бронировании конференц-зала, парковки и множества других услуг, это часто определяет систему работы департамента управления объектом. Facility management может быть разделен на две части, которые включают в себя «административные» услуги, например прием гостей, почты и тд, и «технические» услуги, например служба электриков, сантехников, плотников.

Планирование непрерывности бизнеса

Все организации должны иметь план обеспечения непрерывности, который позволит в случае пожара или крупной поломки, быстро восстановить работоспособность бизнеса. Здесь очень важный момент в том, что использовано именно слово «бизнес», а не объект недвижимости, потому что Facility management предусматривает заботу о клиентах в целом, а не о об отдельном сооружении в частности. В крупных организациях может быть реализована возможность оперативного перемещения персонала в другое место, пока будет вестись процесс восстановления возможности для продолжения работы.

Распределение пространства и локальные изменения

Во многих организациях офисные пространства, подвержены частым изменениям. Этот процесс называется отток персонала и процент перемещении сотрудников в течение года известен как текучка. Данные процессы, как правило, планируются в фасилити менеджменте с использованием систем автоматизированного проектирования. В дополнение к удовлетворению потребностей бизнеса, особое внимание уделяется соблюдению нормативных требований, связанных с управлением офисным пространством, которое включают в себя:

Facility management может также включать в себя дополнительные функции, такие как торговля, столовая или место, где сотрудники могут приготовить напиток и отдохнуть.

Источник

9 факторов, которые определят будущее фасилити-менеджмента

Фасилити услуги что это

Антон Юдин

Интернет-маркетолог, Руководитель интернет-агентства UAWEB

Фасилити-менеджмент набирает обороты. То, что прежде определялось как должность «заведующего хозяйством», теперь стремится переквалифицироваться в специальность фасилити-менеджера. Но что это такое, чем на самом деле должен управлять специалист ФМ и главное – что ждет его через 5 – 10 лет, только предстоит выяснить.

Фасилити услуги что это

Что такое фасилити-менеджмент и кому он нужен?

Фасилити-менеждмент – слово, которое определяет систему управления внутренними и внешними функциями архитектурного сооружения. В современном городе каждое новое здание стремится к тому, чтобы существовать самодостаточно, как город в городе. Автономное функционирование не всегда оказывается успешным, если отдельные коммуникации и инфраструктуры обслуживаются различными организациями. Не лучшим выходом является и обеспечение нормальной жизнедеятельности сооружения его владельцем-управляющим. Именно поэтому в последние несколько десятков лет в развитых странах и растущих городах все более востребованной становится сфера фасилити-менеджмента.

Среди других причин востребованности такого направления в сфере управления недвижимостью является и растущая конкуренция на её рынке, и рост цен на энергоресурсы и рабочую силу. В стремлении сэкономить финансовые и временные расходы крупные строительные компании прибегают к услугам специалистов, централизованно обеспечивающих нормальное функционирование крупных офисных и развлекательных центров, жилых комплексов и даже отдельных районов.

Что составляет круг профессиональных интересов менеджера по фасилити услугам

Сфера обслуживания здания на первый взгляд кажется ограниченной делами сантехника, электрика, дворника и специалиста по интернет-услугам. Но это видение на деле оказывается крайне неверным: чем выше класс сооружения, тем больше требований жильцы (или сотрудники) выдвигают к сфере обслуживания. Поэтому кроме вышеперечисленных направлений следует добавить:

Услуга facility-менеджмента набирает популярность по всему миру. Востребованность интенсивно растет, добавляя в год + 7-10% от предыдущих показателей. Но эта сфера услуг вынуждена быть особенно гибкой, ведь она не существует сама по себе, всецело завися от того, что происходит с недвижимостью. Изменения в области архитектуры, ландшафтного дизайна, городского планирования, плейсмейкинга вынуждают меняться и подстраиваться под новые требования и facility-менеджмент.

Факторы, которые определят будущее фасилити-менеджмента

Рассмотрим вначале глобальные факторы, которые будут влиять извне на сферу управления услугами по обслуживанию недвижимости.

1. Развитие умных городов

Главной ценностью умных городов становится комфорт, безопасность и здоровье его населения. С помощью технологических инноваций повышается эффективность обслуживания и удовлетворения нужд горожан. Однако технические инновации также нуждаются в обслуживании, сборе информации, ее анализе и т.д. Все это в недалеком будущем будет формировать область интересов фасилити-менеджмента.

Фасилити услуги что это

2. Строительство зеленых сооружений и развитие «регенеративной» архитектуры

Развитые страны заинтересованы в «устойчивой» архитектуре, то есть экологически безопасной. Появляется все больше сооружений, которые смело можно назвать зелеными, так как в них выращиваются самые настоящие сады. Вскорости им на смену придет «регенеративная» архитектура с теплицами, плантациями и фермами. Обслуживать такие сооружения также будут фасилити-компании.

Фасилити услуги что этоФасилити услуги что это

3. Переход на альтернативные источники энергии

Устойчивая архитектура также подразумевает переход на альтернативные источники энергии в получении света и тепла. Нередко здесь задействуется система сбора и переработки конденсата, дождевой воды и т.д. Уже доказано, что окупаемость технологий стабильно высокая, и современная архитектура обзаводится солнечными батареями и другими инновационными технологиями. Которые, безусловно, также требуют обслуживания.

Фасилити услуги что это

4. Автоматизация

В стремлении сократить количество тяжелого физического труда человек увлекся автоматизацией и робототехникой. Среди близких прогнозов – появление, например, роботов-уборщиков. Возможно, автоматизированный клининг как сфера фасилити-менеджмента вскоре начнет интенсивно развиваться.

Фасилити услуги что это

5. «Интеллектуальная» архитектура и интернет вещей

Интернет-вещей в управлении и обслуживании зданий с каждым днем набирает все большую популярность. Комфортные условия жизнеобеспечения без прямого вмешательства человека сейчас актуальны как никогда, что повлечет за собой необходимость разработки соответствующего программного обеспечения. Специалисты такого профиля уже востребованы, и эта тенденция будет только набирать обороты.

Фасилити услуги что это

Теперь остановимся на факторах, которые не так очевидны, но в перспективе станут решающими для facility-менеджмента.

6. Технология BIM

Это технология, которая подразумевает комплексный подход в обслуживании недвижимости. В тесной взаимосвязи будут работать специалисты самых различных профилей от стадии проектирования до конечной эксплуатации.

Фасилити услуги что это

7. Гибкость и качество

В меняющихся условиях и ситуации серьёзной конкуренции эти качества окажут решающее значение в развитии сферы управлении недвижимостью и услуг.

8. Аутсорсинг

Очевидно, что на смену управлению собственными силами придет аутсорс – система использования внешних рабочих ресурсов на постоянной, то есть договорной основе. Это позволит повысить эффективность и прибыльность предприятия.

Фасилити услуги что это

9. Коворкинг и другие инновации

Большинство аналитиков прогнозируют существенные изменения и в самом механизме управления, и в его стиле.

Фасилити услуги что это

Вероятно, новые тенденции — работать общаясь, повлекут за собой образование коворкинг-зон и отказ от традиционной офисной обстановки. Ожидается, что на место работы будет оказывать прямое воздействие сам сотрудник: его внешний вид, уровень образования и стиль поведения.

Источник

Фасилити отрасль – удобство и надежность

В мировой экономике фасилити отрасль можно считать новичком. Международная ассоциация операторов этой сферы услуг International Facility Management Association (IFMA) считает, что мировой рынок фасилити сформировался не более 30 лет назад.

Фасилити услуги что это

В России эта отрасль находится на стадии активного формирования.

Предложения по передаче на аутсорсинг непрофильных активов оказались настолько востребованными на рынке, что отрасль быстро развивалась и распространялась во всем мире. Эксперты отмечают, что спрос на услуги неуклонно растет в течение последних лет на всех континентах.

По данным все тоже же Международной Ассоциации фасилити операторов IFMA стоимость глобального рынка индустрии превысила один триллион долларов США. А в исследовании крупнейшей консалтинговой фирмы Frost & Sullivan говорится о том, что наибольшей востребованностью во всем мире пользуется комплексный фасилити менеджмент по передаче в управление не отдельных участков работы, а комплексного обслуживания объектов недвижимости профессиональным сервисным компаниям.

В России в отрасли профессиональной уборки и технической эксплуатации задействованы по разным оценкам от полумиллиона до 2 миллионов человек, общий годовой оборот этой сферы оценивается в 360-450 миллиардов рублей.

Консолидация компаний, оказывающих комплексные услуги, в отраслевое объединение в таких условиях была неизбежна. И такая организация была создана. Российские мультисервисные операторы объединились в Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов (НАФО). Один из членов бюро НАФО, Президент «КорпусГрупп», Олег Лобанов отмечает, что для членов Ассоциации одним из ключевых моментов является построение цивилизованного рынка индустрии, основанной на качестве и безопасности услуг и соблюдении законности.

НАФО призывает подписать этот документ всех участников рынка. Члены Ассоциации будут контролировать соблюдение политики честной конкуренции и формирование ценовой политики».

Заместитель исполнительного директора компании «Клинстар» Алексей Бутан говорит о том, что сегодня, собственники объектов недвижимости, государственные предприятия все с большей тщательностью и продуманностью относятся к вопросам эксплуатации, технического обслуживания и клининга объектов недвижимости. «Заказчики хотят как можно больше отдать профессионалам для того, чтобы самим заниматься приоритетными задачами в рамках своей прямой деятельности. Объединение в единую Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов позволит операторам услуг с большим успехом выполнять взятые на себя обязательства».

Аналитики считают, что развитие этой отрасли является ключевым экономическим потенциалом для многих стран, и рост мирового рынка составляет 7-10% в год.

Источник

Фасилити-менеджмент

Опубликовано Простоев.НЕТ в 23.10.2020 23.10.2020

2014 год, 9-я конференция

Методология, актуальные вопросы организации технического обслуживания инфраструктуры

У любого крупного предприятия, помимо своих основных производственных площадей, есть еще некий объем прочих учрежденческих, складских территорий и так далее. Соответственно, задач для технической службы эксплуатации хватает. Одной из сфер применения фасилити-менеджмента является техническая эксплуатация зданий и сооружений.

Я хотел бы сразу задать вопрос аудитории — кто встречался или имеет представление, что такое термин «фасилити менеджмент»? Да, неудивительно, что всего два человека что-то слышали, что-то знают.

Что это такое — фасилити менеджмент? Это западный термин, который появился где-то в конце 70-х сначала в Северной Америке, потом пришел в Европу и где-то в начале 2000-х — в Россию. Это универсальная дисциплина менеджмента по управлению не основными, не производственными, а вторичными бизнес-процессами. Если рассматривать крупное предприятие, у которого основная деятельность — это производство, генерация электроэнергии либо, например, банковская деятельность, то помимо этих основных бизнес-процессов есть достаточно большое количество разнообразных рабочих процессов из других областей. И в первую очередь это относится к зданиям, к недвижимости. То есть, с одной стороны, фасилити-менеджмент — это некая универсальная дисциплина менеджмента, а с другой стороны, с точки зрения приложения этой дисциплины, этой отрасли, так скажем, к объекту применения, — это, в первую очередь, наши здания и недвижимость, где мы работаем, где мы живем, где мы развлекаемся, где мы покупаем и т. д.

Одной из сфер применения фасилити-менеджмента является техническая эксплуатация зданий и сооружений.

Чуть-чуть о нас. Мы являемся партнером немецкой компании, занимаемся в России дистрибуцией и внедрением консалтингового специализированного программного обеспечения для фасилити-менеджмента, и наша специализация — это именно техническое обслуживание зданий и сооружений.

Мы являемся сейчас одним из лидеров в России по автоматизации технической эксплуатации для бизнес-центров, торгово-развлекательных центров. Например, «Москва-Сити» — два небоскреба, где используются наши системы; офис ВТБ —
80 тыс. кв. м; также у нас есть несколько инфраструктурных проектов, например, аэропорт города Сочи. Там был проект с инвентаризацией технического оборудования, составлением первичной базы данных, технологических карт, разработкой процессов. Также мы работали, например, в Казахстане для Национального медицинского холдинга и т. д.

Почему недвижимость и почему именно здесь возникла необходимость некой системы управления этими вторичными процессами? Посмотрите на эти цифры. Что значит недвижимость в области мировой экономики? Это 10—18% от объема всех вообще финансовых потоков в мире, 20—50% всех активов составляет недвижимость. С точки зрения управления стоимостью 40% всех энергозатрат — это недвижимость. Даже на фоне тех энергозатрат, которые возникают напрямую в производственных процессах, цифра впечатляет, и она растет с каждым годом. Затраты на недвижимость уступают только затратам на персонал.

И, собственно, техническая эксплуатация недвижимости является тем самым вторичным бизнес-процессом в деятельности крупных компаний.

Еще немного истории: когда и почему это все возникло. В Америке в 1970—80-х годах управляющий персонал и менеджмент начал перемещаться с рабочих мест на производстве в отдельные здания, начали проводиться оценки эффективности работы менеджмента. Оказалось, что на рабочие, на основные бизнес-процессы существенное влияние оказывают такие вещи, как, например, климат в переговорном помещении. Например, по статистике, отклонение температуры в переговорной на дватри градуса существенно влияет на совещания, которые проводятся в течение двух часов и более. Получается, что вложились, инвестировали в развитие бизнеса, своего производства, автоматизацию процесса, а потом оказалось, что одно совещание в душной комнате в течение двух часов вдруг снизило эффективность этих инвестиций на существенный процент. Вот, собственно говоря, после этого и возник фасилити-менеджмент: началась автоматизация и стандартизация.

Что такое фасилити-менеджмент с российской спецификой? Вот, например, рабочий день менеджера по управлению объектом недвижимости (рис. 1.). Кстати, на этого менеджера, как правило, ложится и задача организации в области и технической эксплуатации. И если говорить о методологии организации процессов в области ТОиР, первое, на что необходимо обратить внимание, — это на спектр дифференциации тех задач, которые стоят перед этим персоналом.

Как правило, в крупных зданиях даже если и есть главный инженер-технарь, который отвечает именно за инженерные системы зданий, сооружений, этот же человек занимается и прочими задачами. Ему может ставиться и задача организации клининга, и задача организации безопасности. Кроме этого, здесь большой спектр других задач. Представьте сразу некую информационную систему, которая должна включать людей во всех этих областях. Здесь и уборка, и безопасность, и, кстати, обеспечение питания сотрудников — все это в одной системе.

Поскольку мы являемся партнерами немецкой компании, я немного расскажу о европейском опыте. Это перечень сервисов в области фасилити-менеджмента на основе немецкого стандарта, немецкой ассоциации фасилити-менеджмент.

Стандартизация ФМ в Германии. GEFMA
GEFMA 100 Определение, термины ФМ
108 Техническая эксплуатация (ТОиР)
110 Управление ФМ
112 Консалтинг в ФМ
124 Управление энергоэффективностью
130 Управление площадями
132 Санитарное содержание (клининг)
132 Обеспечение безопасности
140 Административные сервисы
200 Управление затратами
250 Бенчмаркинг
300 Правовое обеспечение
400 CAFM
500 Спецификации и договоры
600 Образование
700 Обеспечение качества
800 По отраслям (здравоохранение…)
… Прочие

Обратите внимание, сто восьмой стандарт — это техническая эксплуатация. Именно поэтому мы в России с этого начали. Из этого же стандарта — графическая диаграмма всех сервисов, функциональных задач фасилити-менеджмента на жизненном цикле объекта недвижимости (рис. 2). Вообще говоря, фасилити-менеджмент начинается еще с этапа проектирования здания, потом его строительства, ввода в эксплуатацию, дальше основной жизненный цикл, который длится как минимум десять лет. Это рабочая эксплуатация, потом реконструкция, снос здания и так далее.

На каждом из этих жизненных циклов возникают те функциональные задачи, которые стандартизованы как задачи, относящиеся к фасилити-менеджменту. Здесь принято выделять три зоны. Первая зона наша хорошо знакомая — это техническое управление, или ТОиР, дальше — инфраструктурное управление. Сюда как раз входит все, что не относится к инженерным системам здания. Это клининг, безопасность, утилизация мусора, это энергоменеджмент — учет показаний счетчиков, оптимизация энергопотребления, это управление парковкой. На самом деле, там еще многое можно вспомнить: и коммерческое управление, связанное с управлением доходами, управлением операционными затратами, бюджетирование и так далее.

На Западе, как правило, основным является аутсорсинговый подход. Собственник нанимает внешнюю компанию, которая занимается полным спектром управления зданием.

Фасилити услуги что этоРис. 3. Классификация процессов использования недвижимости

Фасилити услуги что это

В принципе, такие же методики, такой подход к организации бизнеса складывается потихоньку в России, 70% зданий в Москве, Санкт-Петербурге управляются на внешней основе. Основным направлением деятельности этих компаний является техническое обслуживание ремонта. Собственно говоря, мы сами, весь состав нашей компании, раньше работал в одной из управляющих внешних технических компаний.

Мы у наших немецких коллег из регламента организации технической эксплуатации взяли структуру бизнес-процессов. Но первая задача, которую мы здесь решаем, в России, — это даже не построение методологии. Как ни странно, гораздо большая проблема связана с мотивацией персонала, с организацией деятельности персонала с использованием компьютерных средств.

Поэтому, например, первые полгода в наших проектах основной задачей является сбор неких первичных баз данных по составу основных средств, по накоплению первичной статистики, по дефектам, по объему выполняемых работ. Только после этого можно приступать к разговору об организации регламента, методик, когда мы уже с цифрами на руках показываем руководству, показываем оперативному персоналу результаты нашей деятельности.

Обычно ключевые параметры эффективности следующие: например, прием звонков в течение 20 секунд, регистрация заявок в течение 10 минут, обработка заявок в течение 60 минут (обработка заявок — это значит выдача уже наряда на выполнение заявки), направление всех критических заявок в течение 10 минут в работу по приоритету заявок и закрытие заявок в течение 24 часов.

Не скажу, что это типовой подход бизнесцентров в России, но сейчас топовые бизнес-центры или крупные торгово-развлекательные центры, или крупные административные учреждения начали подходить к этому уровню.

Интересна аналитика по результатам внедрения. Распределение количества заявок по часам суток позволяет отслеживать пики нагрузки диспетчерской, технических служб эксплуатации в зависимости от графика режима работы всего здания или графика режима основных арендаторов или подразделений компании, которая живет в этом здании.

Возможен анализ по типам заявок или типам дефектов, которые у нас возникают. Например, на одном из первых наших проектов на первом месте была область, связанная с такелажными работами. Хотя мы в технической службе эксплуатации рассчитывали увидеть какие-то проблемы, связанные с комфортом в помещениях или с выходом из строя оборудования. На самом деле увидели, что 60 % всех заявок было связано с такелажными работами: техники, технический персонал службы эксплуатации занимались просто элементарным переносом мебели. При этом все это проходило мимо менеджмента, нигде не регистрировалось. Весь рабочий ресурс времени уходил именно в эту область.

Анализировать заявки можно и по местам возникновения — в разрезе по этажам и местам возникновения заявок. Тоже достаточно характерная картина, которая без применения информационных систем не могла возникнуть на основании оперативного журнала диспетчерской.

И на обсуждение этой картины, когда она только появилась, ушло около трех часов — как у основных арендаторов здания, так и у внешней управляющей компании. Сразу было сделано достаточно много выводов, в том числе повлиявших в целом на организацию деятельности службы эксплуатации в здании.

Что такое современное офисное здание? Это примерно около 30 тыс. кв. м, около 30 заявок в день. А башня «Федерация» («Москва-Сити») — одно из самых высоких зданий сейчас, это 80 тыс. кв. м, поток заявок в области технической эксплуатации там составляет порядка 150 в день. Это достаточно большой поток.

Анализ источника заявок показывает, какими путями поступают заявки: по телефону, при обходе, в устном порядке, по электронной почте. Можно анализировать, из каких областей поступают заявки: связанные с некомфортным помещением (холодно, жарко, дует, влажно), связанные с неисправностью освещения, такелажные заявки. Вот это вся жизнь технической службы эксплуатации.

Анализ работы диспетчерской по месяцам с точки зрения персонала тоже дает много пищи для размышления. Например, заказчик впервые увидел текучку кадров в технической службе эксплуатации, смог проанализировать, эффективна ли деятельность каждого диспетчера на месте.

Сейчас офисы крупных компаний в Москве — это от 20 тыс. до 100 тыс. кв. м. Для такого рода зданий анализ делают в разрезе подразделений этих компаний, и возникают необычные подходы. Например, анализ с точки зрения количества поданных заявок подразделением, отвечающим за основные производства компании, с учетом квадратных метров, которые занимает это подразделение, и прибылью, которую генерит это подразделение в рамках всей компании. Здесь возникает интересная задача совмещения данных из разных систем: ТОиР зданий и сооружений и финансовых систем, например, из ERP, общеуправленческой системы.

Например, в крупном немецком банке возникло много вопросов к одному из инвестиционных подразделений, которое должно заниматься генерацией прибыли, когда подсчитали, сколько квадратных метров они занимают в здании, сколько заявок в день они делают, какие при этом затраты возникают, связанные с обеспечением климатикой этого подразделения, и соотнесли это с той финансовой прибылью, которая возникала на этих квадратных метрах.

Что касается исполнителей, то в области технического обслуживания и ремонтов здания где-то 70—80% персонала — это обычный технический персонал с квалификацией на уровне техников. В здании от 50 тыс. до 100 тыс. кв. м штат технической службы эксплуатации составляет от 20 до 70 человек. Из них существенная часть — это техники, и учет и анализ рабочего времени этих техников — достаточно серьезная задача, поскольку на них приходится основная часть расходов фонда оплаты труда.

После внедрения специализированных систем удается наконец проанализировать рабочее время основных исполнителей. Возникают очень интересные результаты. В крупном здании с несколькими десятками тысяч квадратных метров по оценке рабочего времени или по количеству выполненных работ в лидерах могут оказаться люди из технического персонала, которые вообще неизвестны даже руководству технической службы эксплуатации. Это возникает по той причине, что штат достаточно крупный, с другой стороны, в этой области текучка кадров достаточно высокая, техники могут работать два-три месяца, и позиция может меняться. Поэтому такого рода анализ тоже эффективен.

Анализ организации планового ТО инженерных систем может служить для определения соответствующих KPI, например, при закрытии ежемесячных работ внешней аутсорсинговой компании и выплате соответствующей премии. Если в конце месяц не выполнена определенная доля планового плана-графика, соответственно, идет сокращение премии внешней управляющей компании.

Чем ТОиР в области фасилити-менеджмента отличается от того, что происходит на промышленных предприятиях, в индустриальной области? Здание как объект ТОиР — достаточно типовое, то есть если здания разбить по функциональным областям (коммерческие здания, учреждения, жилые здания, предприятия торговли, здания промышленности), то каждый из этих типов зданий имеет свою достаточно стандартную структуру, что позволяет провести достаточно быстрые процессы внедрения, создавать типовые решения. Собственно говоря, мы эти типовые решения и внедряем.

Средний срок внедрения нашего проекта в области ТОиР в одном здании — дватри месяца. Типовыми являются и состав структуры оборудования, и технологический регламент, структура плана-графика, технологических карт, распределения зон ответственности по оборудованию, нормативных требований и планирования ресурсов. Например, если говорить о составе структуры оборудования здания, то можно выделить около десяти систем, ну, плюс-минус одна, не больше, это не 20—30 систем. Это всем хорошо известная система отопления, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения и канализации… Каждая из них делится на подсистемы, тоже около десятка, и возникает у нас матрица справочника оборудования, порядка ста позиций. Классификатор мы с трудом нашли в европейских нормативах, и на основе практического опыта и европейских классификаторов составили свой. Имея на руках такой классификатор, в принципе, можно без особых рисков начинать внедрение практически в любом здании.

Что интересно, когда мы начали заниматься этой областью, оказалось, что и в Советском Союзе, и в России напрочь отсутствовали нормативы и стандарты в области классификации строительных объектов. Даже если взять наши СНИПы советские и посмотреть их повнимательнее, попытаться найти там подходы к классификации строительных конструкций и инженерных систем здания, вы не найдете ни единого классификатора. Почему у строителей этого не возникло, для меня до сих пор загадка.

То же самое касается технологического регламента, технологических карт. Да, у нас тоже существуют технологические карты, хотя и мало обслуживаемого оборудования. Одна из основных операций, которые проводятся, — визуальный осмотр, очистка. То есть с нашими насосами не надо проводить даже измерений, ни разборки, сборки, чистки, смазки и тем более смены подшипника. Интересно, что если взять нормативную базу в области ЖКХ, где она еще осталась с советских времен и немножко модернизируется, вы, к примеру, не найдете такого агрегата, как приточно-вытяжные вентиляционные установки, нет такого термина.

Вторая наша особенность в области ТОиР — использование людских ресурсов, которые участвуют в организации, как правило, и других сервисов здания. Это может быть безопасность, клининг, мелкий ремонт инфраструктуры.

Третья особенность — это сочетание плана и обслуживания по состоянию. На наиболее продвинутых объектах недвижимости уже давно внедряются методики технического обслуживания. Можно увидеть следующую специфику: плановый уход от жесткого и насыщенного плана-графика в сторону перехода к обслуживанию по состоянию, по результатам диагностики и данных из автоматизированных систем управления зданиями, которые поставляют ту же самую информацию — по состоянию оборудования, по выходам из строя, по наработке. И общая тенденция по зданиям — уход от ресурсоемких работ по графику в область обслуживания по состоянию.

Фасилити услуги что этоРис. 7. Контроль планового ТО

Что касается трудоемкости и планирования ресурсов — здесь пока все сложно, до этого уровня методологии пока, честно говоря, запросы не дотягиваются. То есть, конечно, запрос на это есть, достаточно часто с этим сталкиваемся: «обоснование плана-графика с точки зрения трудоемкости выполнения операции». Да, мы можем разработать, посчитать, сколько уходит времени, например, на плановое ТО электрораспределительного щита. Мы это учтем, запланируем в годовом графике, но при этом вы должны учитывать, что тот самый технический персонал, который занимается этим щитом, он в это же самое время, в этот же самый день должен заниматься массой других задач, связанных с мелким ремонтом на офисных площадях, с обеспечением работы парковки и так далее. И дальше возникает проблема: как организовать планирование, учет и контроль времени такого рабочего-универсала. Поэтому запросы такие были, но пока практического применения вот такого планирования ресурсов на уровне подсчета человеко-часов на выполнение одной операции мы не видели.

Кстати, в немецком стандарте на фасилити-менеджмент, кроме технологии, больше ничего нет. То есть вы там увидите разбивку по системам технологических карт, средняя карта занимает около десяти операций, и никаких ни ресурсов, ни трудоемкости. Если для крупных предприятий техкарту можно привязать к конкретному типу оборудования, то в зданиях, сооружениях тип оборудования как таковой мало что значит. За некоторым исключением — для технической службы эксплуатации. Например, если говорить о насосах — возьмем циркуляционные насосы Grundfos в системе отопления, — то их тип и модель мало влияют на саму технологическую карту. Поэтому составлять технологическую карту на конкретный тип насоса не имеет смысла. За исключением некого специализированного оборудования. Так, в зданиях, например, есть специфическое сложное оборудование, например, дизельгенераторные установки — техкарта, которая может существенно отличаться и по модели. Или централизованная система бесперебойного питания. Но все остальное оборудование, даже такое специфически сложное, как автоматизированная система пожарной сигнализации, система управления спринклерным гидрантом пожаротушения, достаточно типовое.

Давайте посмотрим, какие есть аналогии организации ТОиР между предприятием (индустриальным или промышленным) и зданием.

Для здания в качестве объекта сравнения возьмем типовое здание, где вообще имеет смысл заниматься методологией ТОиР, автоматизацией. Это здание примерно от 30 тыс. кв. м общей площади, где есть штатная структура от 10 человек, есть инженерная служба, распределенная по подразделениям. Там, собственно говоря, вообще имеет смысл говорить о методике ТОиР. (Во всех других зданиях, как правило, одна голова решает все, обычно это главный инженер, у которого в голове вся методика, все данные на руках. В принципе, он с этим может эффективно справляться.) Либо это сеть зданий — небольших, но распределенных. Например, сеть магазинов, офисов/бэк-офисов банковских и т. д. Что здесь ТОиР? Это примерно несколько тысяч позиций по справочнику оборудования, от пятидесяти до несколько сотен сервисных нарядов на основе плана графика технического обслуживания, это высокие требования со стороны бизнеса, который является арендатором в этом здании либо собственником этого здания, например, требования по соблюдению климатики +/– 2°С. Безопасность персонала на рабочих местах. Те же самые простои. Хотя слово «простои», если говорить о нашей методологии, возникает крайне редко, если говорить о коммерческих зданиях, и несколько чаще, когда мы занимаемся зданиями, которые участвуют непосредственно в технологическом процессе. Например, здания крупных торговых сетей. Здание является объектом основного производства, и, например, при выходе из строя холодильного шкафа в торговой сети уже можно говорить о простое. Еще с простоями мы сталкивались в медицинской области, где речь идет о техническом обслуживании томографов, сложных медицинских приборов, там эта
тема тоже актуальна.

В современных зданиях штатные структуры уже приближаются к сотне. Порядка двух десятков инженерно-технического персонала и еще несколько десятков оперативного технического персонала, ключая диспетчерские службы, аварийно-ремонтные бригады и т. д. Также здесь возникает достаточно сложная структура, связанная с централизацией. Если количество зданий может доходить до нескольких десятков по всему городу или даже включает области, регионы, то здесь возникают центральные диспетчерские, центральные инженерные структуры, мобильно-аварийные бригады и так далее.

В современных зданиях ремонты идут сплошным потоком, хотя как такового плана-графика предупредительного ремонта здесь нет, как и графика основного технического обслуживания. При этом среди потока ремонтов появляется достаточно большое количество так называемых мини-проектов с использованием внешних и внутренних ресурсов. В каждом из таких проектов у нас возникает определенное количество этапов выполнения этих ремонтов, привлечения различных ресурсов. Имеются отдельные бюджеты на выполнение таких работ и так далее.

Есть уже и примеры интеграции производственного ТОиР и фасилити-менеджмента. Эта тема стала актуальна в России при возникновении так называемых индустриальных кластеров вокруг крупных городов. Например, в автомобильном производстве: вокруг Санкт-Петербурга, в Калужской области. В этих кластерах имеются объекты недвижимости, которые, с одной стороны, являются достаточно сложными сами по себе зданиями, с насыщенными инфраструктурами, а с другой стороны, в этих зданиях предъявляются высокие требования в первую очередь к климатике для обеспечения основного производства, например, выпуска автомобилей и так далее. Т.е. фасилити-менеджмент уже не только занимается инфраструктурой здания, но и обслуживает основное производство. Также фасилитименеджмент — а это, как правило, внешние управляющие компании — занимается, вопервых, обслуживанием некоего вспомогательного оборудования, которое передается на аутсорсинг. Это инфраструктура здания — отопление, вентиляция, кондиционирование (при этом сложность такого рода оборудования, требования, которые им предъявляются, здесь существенно выше, чем в обычных городских зданиях, коммерческих или жилых); вопросы безопасности этих зданий — обслуживание систем видеонаблюдения, противопожарной сигнализации, охранной сигнализации и так далее.

Энергоменеджмент — по сути, это отдельная дисциплина, которая прописана в стандартах фасилити-менеджмента как отдельный вид сервиса, который включает в себя первичный сбор информации об энергопотреблении, анализ энергопотребления, планируемых мероприятий по энергоэффективности, контроль выполнения этих мероприятий и так далее. Есть соответствующие стандарты SOP. Они универсальные, относятся не только к фасилити-менеджменту, а вообще ко всем предприятиям.

Ну и не забывайте, что у любого крупного предприятия, помимо своих основных производственных площадей, есть еще некий объем прочих учрежденческих, складских территорий и так далее. Соответственно, задач для технической службы эксплуатации тоже хватает.

Перейдем к программным информационным системам, которыми мы занимаемся. При централизованном обслуживании ряда объектов недвижимости здесь можно выделить следующие блоки: это центральная диспетчерская, управление подрядным сервисом (договоры, планирование работ, вызов по заявкам), управление центральными инженерными службами (служба главного инженера, главного энергетика, охрана труда, сервисные службы), общий централизованный контроль регламентов, контроль качества, создание централизованного планирования, документирования и контрольные мероприятия, управление техническим персоналом с точки зрения организации обучения, квалификации, контроля рабочего времени, материально-техническое обеспечение, управление центральными закупками, складом, поставками и расходом материалов, управление взаимоотношениями с клиентами, управление проектами, о которых мы говорили, например, в части капитального строительства, реконструкции, модернизации и так далее.

Как правило, такие системы поддерживают интеграцию с ERP-системами, интеграцию с АСУ, установленной в зданиях, интеграцию с бухгалтерскими системами. Вот это все информационные системы CAFM (Computer Aided Facilities Management). Это, собственно говоря, и есть тот класс систем, которыми мы занимаемся. Если вы в поисковой системе в интернете наберете эту аббревиатуру, вы увидите тысячи ссылок. На европейском рынке работают несколько сотен поставщиков. IBM после покупки MAXIMO (где-то в 80-х годах) на этом не остановилась и в 2011 году приобрела лидера американского рынка — TRIRIGA.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *