Финифть в ростове что это
Ростовская финифть
На сегодняшний день на Бэйбиках зарегистрировано 73695 пользователей. А география их проживания настолько велика, что у меня родилась идея рассказать о городе Ростов Великий и его основной достопримечательности – Ростовская финифть.
Мне посчастливилось проживать всего в 60 км от этого замечательного города и воочию прикоснуться к его культурному наследию. Я уже много лет не только поклонник финифти, но и являюсь коллекционером работ известного, уникального мастера финифти Татьяны Маркиной, с которой была знакома лично.
Итак, обо всем по порядку.
На берегу озера Неро недалеко от Ярославля и почти в 200 км от Москвы стоит город Ростов Великий. Возник город на землях финно-угорского племени меря и назван был по имени основателя — Роста. С 12-го века город стал называться Великим.
Только два города на Руси носили такое имя – Господин Великий Новгород и Ростов Великий — город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства древней Руси, родина сказочных богатырей и Преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры.
Ростов Великий – один из старейших городов России и жемчужина Золотого Кольца.
Славен город своим Кремлем с Успенской Звонницей, монастырями и старинным прикладным искусством – ростовской финифтью или финифтяным художеством. Во всем мире ценятся произведения ростовских мастеров-кустарей и фабрики Ростовская финифть.
Живопись по эмали похожа на роспись фарфора.
Тонкую медную пластинку покрывают с обеих сторон эмалью, расписывают специальными эмалевыми огнеупорными красками и обжигают несколько раз – при этом цвет красок меняется. Первый слой красок – малевка, наносится самыми широкими кистями, затем первый обжиг, снова роспись и снова обжиг и так несколько раз! Финифть обретает особую прозрачность и лучезарность чистых красок, свойственную только эмали глубину светящейся изнутри живописи. Как изменятся краски после обжига – должен предугадать художник.
Сочетание опыта прошлого и современных способов обжига и художественной росписи позволяют создавать совершенно уникальные произведения искусства.
Ростов Великий – это столица российской финифти. В Ростове есть большой завод, выпускающий разные изделия в этой технике.
Есть и музей старинного художественного промысла — ростовской финифти, представляющий этот промысел на протяжении двухсот с лишним лет.
Великолепный музей финифти находится в здании Судного приказа.
В музее представлена почти треть музейной коллекции — самой значительной в России.
Финифть это исконно ростовское Искусство. Вы не представляете, какие можно увидеть действительно уникальные произведения.
В технике финифть изготавливают посуду, шкатулки, украшения. Финифть не выцветает.
В музее представлено столько работ, что невозможно их охватить одним топиком.
Покажу лишь некоторые по своему выбору, а при желании увидеть больше нам поможет интернет, который «стирает» любые расстояния.
Не так интересно будет смотреть на работы финифтеров в моих фотографиях. Поэтому покажу лишь некоторые работы, взятые с сайта Ростовской финифти.
Свою коллекцию финифти я представлю в другом топике и, конечно, фотографиями, сделанными лично.
Итак, начинаем просмотр.
Столовые приборы
Завершить показ хочется портретами.
В экспозиции Музея финифти в разделе ХХ века есть всего лишь одна работа выдающегося художника Татьяны Маркиной – портрет Н.Н. Ланской.
Categories
The customization tool allows you to make color changes in your theme
Броши
Если вы хотите выбрать брошь для себя или на подарок, учитывайте, что украшения из финифти подходят женщинам любого возраста
Браслеты
Наш интернет-магазин предлагает купить браслеты из финифти, которые в нашем каталоге представлены в большом разнообразии
Серьги
В нашем интернет-магазине можно купить серьги финифть разной формы, размера и с разным рисунком
Гарнитуры
Купить гарнитуры в технике финифть можно по невысокой цене
Колье
Колье финифть – это аксессуар, который займет достойное место в вашей шкатулке
Кольца
Каждое из предлагаемых колец можно комбинировать с понравившимися брошью, колье и серьгами из остальных коллекций
Заколки, зеркала
Такие необходимые мелочи можно купить в качестве подарка своей подруге или второй половинке, подойдут они и для мамы, бабушки, сестры
Ароматницы
Понравившуюся ароматницу можно купить в качестве одного украшения, а можно подобрать стилистически подходящие серьги
Медальоны, подвески
Медальоны и кулоны, выполненные в технике финифть, никогда не остаются без внимания
Наперстки
Наперстки можно купить как для создания коллекции, так и для практического применения
Образки
Наш каталог образков из финифти предлагает изделия, которые выполнены лучшими мастерами в единственном варианте
Магниты. Матрешки
Магниты используются в качестве фиксаторов других предметов, памятных подарков и декора для дома
Панно. Шкатулки.
Если вы не знаете, что приобрести в качестве подарка, остановитесь на панно в технике финифть
Коллекция «Гжель»
Истинным ценителям классического ювелирного искусства обязательно придется по душе украшение из коллекции Гжель
Чернение
Традиционно эти украшения служили оберегами и талисманами, приносили удачу своим владелицам, оберегали от дурного глаза и слова
Украшения из кожи
Желающие купить подвеску из кожи с финифтью получат уникальное украшение ручной работы
Почему ростовская финифть совершенно неподражаема?
Самые ненаглядные русские украшения
Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир. А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос Я ль на свете всех милее?. Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?
В чём тайна расписных украшений?
Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны. Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.
Легенды и факты о финифти
В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.
Финифть в советское время
После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.
Как делается финифть?
О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).
rosfinift.ru – кратчайший способ купить ростовскую финифть
Сегодня у каждого есть возможность приобрести самобытную и неповторимую ростовскую финифть. Купить украшения, в основе которых лежит расписная эмаль, можно прямо на сайте. Гарнитуры, колье, заколки, броши – всё это авторские изделия, в которые ростовские мастера вложили свой талант и умение. Сегодня такие украшения называют штучным товаром. То есть эксклюзивным предметом, который больше нигде не найти. Изделия, созданные с любовью в самом сердце Ростова, вы найдёте в колонке слева. Мы уверены: среди этих колье, зеркал, подвесок непременно найдётся та самая вещь, которая станет вашей своеобразной семейной реликвией.
Ростовская финифть
Вид финифтяного ремесла, развившийся в городе Ростов Ярославской области
В России известно несколько направлений ремесла по изготовлению финифти. Самое известное из них — Ростовская финифть.
Немного истории
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви.
Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.
После 1917 года искусство народных ремесленников в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.
Обрамление
Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филигранщиков.
Финифть рождается из союза стекла, огня, металла и палитры красок.
О ремесле в наше время
Сейчас ремесло изготовления Ростовской финифти развивается. В самом Ростове есть несколько художественных объединений, основным из которых является Фабрика «Ростовская Финифть». Выпускается большое количество наименований. Это иконы, церковная утварь, украшения, посуда, столовые приборы и многое другое.
Ростовская финифть — это работа двух мастеров: художника и ювелира.
Особенности
Финифть — очень трудоёмкое ремесло. Художник должен знать живопись, композицию. Но особенностью является то, что краски не обычны. Они состоят из стекловидного порошка, причём изначально имеют не тот цвет, который проявится после обжига.
Каждый цвет, нанесённый на будущее изделие, обжигается отдельно. Так будущее произведение подвергается обжигу многократно. Поэтому сама финифть практически вечна, она не подвержена влиянию света и воды.
Историческая справка
В 1880-х гг. в Ростове финифтяным ремеслом были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок.
Мастер С.В. Чехонин
В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода.
Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет.
Подлинность
Гарантией качества Ростовской финифти являются фирменный товарный знак и особое покрытие оборотной стороны пластины: голубого оттенка с точечными вкраплениями.
В Ростове есть и частные художественные производства. Гарантией качества их изделий является документация, качественный внешний вид и высокий художественный уровень исполнения, который никак не подделаешь.
Финифть. Украшения с эмалью.
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку наносят огнеупорные эмалевые краски. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0 С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым «контрэмалью». На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалевок»- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти раскрывает всю сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей, что не позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах. Именно поэтому Горячая художественая эмаль, в.т. и финифть называтся «Драгоценная эмаль».
Более подробно узнать, как создаются украшения с финифтью, Вы можете на нашем сайте из статьи Технология изготовления финифти в разделе Полезная информация.
Современная финифть.
Современные художники Ростова Великого успешно продолжают писать цветы, пейзажи, портреты, архитектуру. Классическая финифть во все времена пользуется любовью ценителей искусства. Не забывают они и современных тенденциях моды. Это и авангардизм, и абстракционизм и совсем новое направление – Ар нуво. Наши художники постоянно работают над новыми направлениями, роспись постоянно меняется, коллекция украшений регулярно пополняется. Коллекционеры и просто любители финифти всегда смогут купить в нашем Интернет-магазине новинки на любой вкус и цвет. А для организаций мы предлагаем роспись на заказ (гербы, вставки для митры…)
Горячая художественная эмаль.
Горячие эмали бывают: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмали по скани (русская эмаль), прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали, украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла), эмаль «гильоше» (эмаль по гильошировке) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности), финифть (роспись по эмали нанесенная на плоскую пластинку). Знамениты византийские, грузинские, русские, китайские, французские (лиможские) эмали.
Люди во всем мире проявляют большой интерес к изделиям из стекла.
Стеклянные фигурки животных, птиц, цветочные композиции, выполненные Санкт-Петербургскими мастерами, привлекают внимание и становятся лучшим подарком, благодаря своей красочности и изяществу форм.
Художественное стекло.
Художественное стекло, один из первых созданных человеком искусственных материалов, было изобретено в древности в Восточном Средиземноморье. В качестве материала декоративно-прикладного искусства стекло применялось лишь в периоды экономического процветания, и поэтому история художественно стекла тесно связано с историей каждой цивилизации.
Художественное стекло в России. В 12 – начале 13 в., до татаро-монгольского нашествия, стеклоделие было развито в Киеве. Изготавливались браслеты, бусы, смальтовые кубики для мозаики, блюда, чаши и оконные стекла. Начиная с 17 в. в Москве и ее окрестностях существовали стекольные заводы, выпускавшие простые изделия для повседневного пользования. Стекольные заводы для производства предметов роскоши были основаны под Санкт-Петербургом в 18 в. На них создавался хрусталь хорошего качества, предназначавшийся главным образом для императорского двора и, как правило, украшенный резьбой и золочением в духе богемских изделий того времени. Во 2-ой пол. 18 – нач. 19 в. художественное стекло (архитектурный декор, светильники) выполнялось по проектам Ч.Камерона, А.Н.Воронихина, К.И.Росси.