Фармацевтическая субстанция спирта этилового что это
Должна ли аптека декларировать закупку этанола?
Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала
Краевая муниципальная аптека для целей изготовления лекарств закупала значительные количества этанола, однако закупки не декларировала и была привлечена к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ. Оштрафовали и генерального директора аптеки.
Постановления были обжалованы в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, однако результаты оказались прямо противоположными.
О выводах ВС РФ (Постановление от 10.07.2020 № 18-АД20-21) и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 12.12.2019 № 15АП-20579/19) расскажем далее. Но прежде напомним некоторые законодательные нормы о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.
Закон об обороте фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Пунктом 3 ст. 14 Закона № 171-ФЗ[1] определено: организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз. 1).
Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз. 2).
С 29.12.2020 абз. 2 п. 3 ст. 14 излагается в новой редакции (см. Федеральный закон от 27.12.2019 № 481-ФЗ): лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны вести учет объема ее закупки и использования, за исключением лиц, которые указаны в пп. 12 п. 2.1 ст. 8 закона и которые обязаны осуществлять декларирование объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
В подпункте 12 п. 2.1 ст. 8, в свою очередь, перечислены лица, осуществляющие закупки и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в объеме, не превышающем
200 декалитров в год, в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве, изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, ведущие учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий. Это, в частности:
ветеринарные аптечные организации;
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
Требования абз. 20 и 22 п. 2 ст. 8 (об оснащении емкостей для приемки этанола и оборудования для учета объема оборота и использования спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий) на указанных лиц не распространяются.
Лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны вести учет и производить декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона № 171-ФЗ).
При этом оборотом являются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного закона (пп. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ).
В силу абз. 4 п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗ действие закона не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
С 29.12.2020 абз. 4 п. 3 ст. 1 действует в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 481-ФЗ. В соответствии с обновленной нормой действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
Штрафные санкции за нарушение порядка и сроков декларирования
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа:
на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.;
на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.
Из материалов одного спора
Как хотели наказать аптеку
Муниципальное унитарное предприятие «Краснодарское городское аптечное управление» (далее – МУП «КГАУ») имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; основной вид экономической деятельности предприятия (согласно выписке из ЕГРЮЛ) – торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
МУП «КГАУ» закупало раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95 % в полиэтиленовых канистрах (по 10 л) по договору поставки, заключенному с ООО «Армавирская межрайонная аптечная база» (далее – ООО), что подтверждается товарными накладными от 2018 года.
Выпускаемая ООО продукция – этиловый спирт (этанол), лекарственная форма – раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95 % производится и фасуется в полиэтиленовые канистры по 10 л и 21,5 л и во флаконы по 100 мл, как это предусмотрено регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения РN 0024113/01, то есть данная продукция является готовым лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией.
Между тем Региональное управление Росалкогольрегулирования установило факт непредставления в названный законодательством срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил[2], утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815), – деклараций за II квартал 2018 года.
В настоящий момент (с 01.01.2019) Правила действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1719. Документ утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.06.2020 № 841.
До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением № 1719 представление деклараций должно осуществляться согласно приказам Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 и от 23.08.2012 № 231.
Фактически декларации «Об объеме использования этилового спирта»[3] и «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[4] за II квартал 2018 года предприятием представлены 21.05.2019 (а не 20.07.2018).
На основании вышеуказанных обстоятельств управление пришло к выводу о нарушении юридическим лицом ст. 14, 26 Закона № 171-ФЗ. В отношении него был составлен протокол об административном правонарушении и в этот же день (28.05.2019) вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, МУП «КГАУ» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Краснодарского края[5] пришел к выводу, что поставляемая по рассматриваемым накладным продукция является лекарственным средством и не подпадает под признаки этилового спирта в значении ст. 2 Закона № 171-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт – спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
В силу ст. 4 Закона № 61-ФЗ[6]:
лекарственные средства – вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пп. 1);
фармацевтическая субстанция – лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность (пп. 2).
Закон № 61-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что оборот данного лекарственного средства не подпадает под действие Закона № 171-ФЗ, названная продукция не является фармацевтической субстанцией спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов в значении ч. 4.2 ст. 45 Закона № 61-ФЗ.
Таким образом, довод административного органа об обороте МУП во II квартале 2018 года фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и обязанности представить соответствующие декларации был опровергнут.
Вторая инстанция (Постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 № 15АП-20579/2019) поддержала коллег, указав, что управлением не доказано как событие административного правонарушения, так и вина предприятия в его совершении.
Судьи также подчеркнули, что аналогичная позиция изложена в Постановлении ВС РФ от 03.07.2015 № 308-АД15-6570 по делу № А53-20700/14.
Директора аптеки тоже наказали
К ответственности по рассматриваемому спору (о непредставлении в установленный срок деклараций «Об объеме использования этилового спирта» и «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за II квартал 2018 года) привлекли и генерального директора МУП «КГАУ»: г. А. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Однако суды общей юрисдикции оставили штраф в силе. Районный суд[7], краевой[8] и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции[9], а также ВС РФ в Постановлении от 10.07.2020 № 18-АД20-21 были единодушны: поскольку аптекой приобретался именно этиловый спирт для наружного применения и приготовления лекарственных форм, судьями сделан правомерный вывод о товаре, его химическом составе и целях применения, а именно аптека приобретала фармсубстанцию, а не готовый лекарственный препарат. При этом ВС РФ отметил, что судебные акты, вынесенные по упомянутому арбитражному делу, в части правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкования норм преюдициального значения не имеют.
Таким образом, жалоба г. А была оставлена без удовлетворения.
Как видим по судебным решениям, дело об административной ответственности по отношению к аптеке и ее руководителю было решено «не в унисон». Арбитражный суд вообще не увидел события правонарушения, так как закон требует декларировать закупку именно фармсубстанции этилового спирта, а аптека покупала не фармсубстанцию, а готовое лекарственное средство.
Суды общей юрисдикции, напротив, оставили штраф в отношении руководителя аптеки в силе, указав, что аптека приобретала фармсубстанцию, а не готовый лекарственный препарат.
[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
[2] Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
[3] Приложение 2 к Правилам.
[4] Приложение 7 к Правилам.
[5] Решение от 21.10.2019 по делу № А32-24400/2019.
[6] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
[7] Решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 24.07.2019 № 12-483/19.
[8] Решение судьи Краснодарского краевого суда от 15.10.2019 № 12-3165/19.
[9] Постановление от 24.12.2019 № 16-308/2019.
Может ли компания имеющая фармацевтическую лицензию продавать субстанции, а именно этиловый спирт медицинский 95% организациям (конечным пользователям для собственных нужд) без такой лицензии?
Может ли компания имеющая фармацевтическую лицензию продавать субстанции, а именно этиловый спирт медицинский 95% организациям (конечным пользователям для собственных нужд) без такой лицензии?
Согласно ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
Таким образом, оборот этанола — фармацевтического спирта, также подпадает под действием названного закона.
В свою очередь в силу ст. 18 настоящего закона
1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,за исключением:
производства иоборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
Таким образом, своим действием указанных ФЗ не охватывает вопросы оборота фармацевтической субстанции спирта.
При этом под оборотом спирта понимается
оборот — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозкии розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
Таким образом, поставка и розничная продажа фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — под требование о лицензировании в силу названного закона не подпадает.
В силу ст. 9 указанного закона
4. Поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Требования настоящего пункта не распространяются на поставку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Таким образом, данное требование о наличии у конечного потребителя поставляемого товара лицензии на хранение и т.п. произведенного этилового спирта не применимо.
Вместе с тем, в силу ст. 45 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
4.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производство, изготовление и (или) оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Кроме того, возникает вопрос о какой именно организации идет речь?
Поскольку на нее могут возлагаться обязанности связанные с названным ФЗ-61 в части оборота фармацевтической субстанции спирта.
Фармацевтическая субстанция спирта этилового что это
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 448-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 560-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) понятия, указанные в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона используются в значениях, определенных в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.5 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 29 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 30 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Что изменилось в 171 ФЗ? – самый полный анализ
Выберите лучшие дрожжи для вашего напитка
Президент подписал поправки в 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и алкоголя и об ограничении потребления алкогольной продукции», передает официальный портал администрации президента РФ.
Это огромный пакет поправок, который если не кардинально, то очень существенно меняет регулирование многих аспектов производства, оборота и розничной продажи алкоголя и пива.
В течение нескольких дней мы будем вместе с вами разбирать этот проект.
Сегодня мы публикуем «корневой» материал – полный перечень изменений (переведенный с языка законопроекта на русский, насколько это возможно) с короткими комментариями юриста, а также наглядную таблицу поправок в приложенном файле.
Начиная с завтрашнего дня, мы будем публиковать более компактные тексты, где отдельно остановимся на самых важных поправках, касающихся пива, и дадим юридический комментарий к ним.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ,
внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Действие закона распространяется на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
2. Из-под сферы действия закона № 171-ФЗ выводится обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
3. Вводится понятие фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) – «фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащая этиловый спирт.»
4. Упраздняется понятие этилового спирта по фармакопейным статьям.
5. Уточняется понятие «спиртосодержащей продукции» в связи с введением специальных понятий «спиртосодержащих лекарственных препаратов» и «спиртосодержащих медицинских изделий»: «спиртосодержащая продукция – пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции».
6. Вводятся специальные понятия «спиртосодержащих лекарственных препаратов» и «спиртосодержащих медицинских изделий»:
«спиртосодержащие лекарственные препараты – лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидком виде, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол)»
«спиртосодержащие медицинские изделия – медицинские изделия в жидком виде, содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол)».
7. Уточняется, что не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Примечание юриста: легализируются коктейли и настойки, смешиваемые в общепите.
8. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации (Правительство РФ, Росалкогольрегулирование) относится дополнительно государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в связи с введением самого института такой государственной регистрации.
9. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации (Правительство РФ, Росалкогольрегулирование) относится дополнительно утверждение перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в настоящее время это относится к полномочиям органов госвласти субъектов), из полномочий органов госвласти субъектов РФ исключается утверждение перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа в Интернет в связи с передачей указанных полномочий Росалкогольрегулированию.
10. Устанавливается, что основное технологическое оборудование для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий не подлежит оснащению автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
11. Устанавливается, что основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
12. Устанавливается, что основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и быть опломбированы (опечатаны) Росалкогольрегулированием. Устанавливается, что программно-аппаратные средства этих организаций должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), об объеме ее производства, поставки и (или) использования для собственных нужд.
13. Устанавливается, что перечень поселений, в которых отсутствует точка доступа в Интернет, определяется Правительством Российской Федерации (в настоящее время – определяется законом субъекта Российской Федерации).
Примечание юриста: приписка в комментируемой статье закона «, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не нося императивного (обязательного к исполнению) характера являет собой очевидный пример несовершенства юридической техники законопроекта, обретшего статус закона.
14. Устанавливается, что требование об оснащении основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему не распространяется на учет объема производства и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
15. Устанавливается, что требование о полной переработке и (или) утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях не применяется к производству фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
16. Исключается необходимость представления уведомления при закупке фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд.
Примечание юриста : похоже, что в законе не хватает одной закрывающей скобки после слова «(этанола)».
17. Исключается необходимость наличия сопроводительных документов, предусмотренных законом № 171-ФЗ, при обороте фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
18. Законодательная новелла: устанавливаются основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок (пункт 7 статьи 12).
19. Устанавливается обязанность организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) для производства спиртосодержащих медицинских изделий, осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), вне зависимости от объема производства и (или) оборота – в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
20. Устанавливаются дополнительные основания для принятия Росалкогольрегулированием решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции:
1)Выявление несоответствия представленного расчета производственной мощности порядку составления расчета производственной мощности и его форме;
2)отсутствие сертификата соответствия или декларации о соответствии основного технологического оборудования, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3)неоснащенность основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему (в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи);
4)отсутствие у организации вещного права (права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) на основное технологическое оборудование для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
5)отсутствие технических документов (технических условий, технологических инструкций, рецептур и других), в соответствии с которыми осуществляется производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с учетом требований статьи 2 настоящего Федерального закона.
Примечание юриста: учитывая пространность и общий «понятийный» характер статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ, основание, указанное в пункте 5) вышеприведенного перечня выглядит явно драконовской мерой, тем более учитывая отсутствие границ ее использования – норма допускает субъективизм в оценках, а потому отчетливо вредна. К тому же, проверку соблюдения ТУ, рецептур и проч. – резонно осуществлять в процессе текущего контроля.
21. Законодательная новелла – вводится институт аннулирования Росалкогольрегулированием решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в случаях:
1) прекращения деятельности (ликвидации) организации,
2) превышения производственной мощности 300 тысяч декалитров в год.
22. Законодательная новелла – вводится обязательность и устанавливается порядок государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)) с производственной мощностью более 4000 декалитров.
Примечание юриста: похоже, что в законе не хватает одной закрывающей скобки после слова «(этанола)».
23. Законодательные новеллы в области розничной продажи алкогольной продукции (новая редакция статьи 16):
23.1. Разделяются понятия розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
23.2. Устанавливается, что розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями может осуществляться не только организациями.
23.3. Устанавливается, что розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания может осуществляться организациями и индивидуальными предпринимателями.
23.4. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением определенных случаев, не допускаются:
1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:
— индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;
— юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры (запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках).
Отдельно предусматривается, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.
Примечание юриста: подпункт 1 пункта 2 статьи 16 страдает, на наш взгляд, как минимум следующими существенными недостатками:
ii) что такое непосредственное осуществление соответствующих видов деятельности – законодательно не определено (более-менее можно было бы понять, если бы было указано, что по адресам, указанным в приложении к лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности – как это предусмотрено для образовательных организаций или для медицинской деятельности, но деятельность в области культуры лицензированию не подлежит, и поэтому такой вариант также не подходит); предложенная формулировка однозначно вызовет массу правоприменительных споров в силу ее недостаточной определенности;
2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке
Примечание юриста: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», содержит определение спортивного сооружения как инженерно-строительного объекта, созданного для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющего пространственно-территориальные границы .
3) на оптовых и розничных рынках, при этом указанный запрет не распространяется:
– на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);
– на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
Примечание юриста: положение закона страдает неопределенностью: если понятие розничного рынка как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места худо-бедно определено Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», то понятие « оптовый рынок » нормативно не урегулировано.
4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;
5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
6) на вокзалах, в аэропортах, при этом указанный запрет не распространяется:
— на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
— на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли;
— на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;
9) в нестационарных торговых объектах, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
10) на территориях, прилегающих:
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;
к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий;
к местам, указанным в подпунктах 5 – 7 настоящего пункта.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, установленный абзацами вторым – четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;
Примечание юриста: замечания относительно последнего абзаца подпункта 10 пункта 2 статьи 16 аналогичны замечаниям, изложенным в пункте iii примечаний к подпункту 1 пункта 2 статьи 16.
11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
12) без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
14) дистанционным способом;
15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров с 1 июля 2017 года.
23.5. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее – объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Примечание юриста: предложенная законом норма некорректна, поскольку отсутствует нормативно закрепленное понятие «зал обслуживания потребителей».
– розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания при соблюдении определенных условий.
Примечание юриста: ссылка в указанном пункте закона на пункт 7 статьи 16 невнятна: судя по всему, под соблюдением условий выездного обслуживания являются: «потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребление (распитие) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг», но как это применять на практике, непонятно.
При этом осуществление выездного облуживания организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления в соответствии с формой и правилами, установленными Правительством Российской Федерации, такой организацией в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания. По усмотрению организации общественного питания уведомления могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов
– продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.
23.6. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением случаев:
– розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов (на воздушных судах допускается только при условии представления в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания) в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
– розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
23.7. Устанавливается, что границы прилегающих территорий определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
23.8. Устанавливается, что не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а также в местах, указанных в подпунктах 1 – 9 пункта 2 статьи 16, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, при этом особо отмечается, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
i) формулировка статьи, касающаяся «других общественных мест», как и в действующей редакции, страдает юридической неопределенностью в силу отсутствия нормативного понятия «общественного места»;
ii) непонятно, как определить объект общественного питания в условиях выездного обслуживания, возможность которого допускается иными положениями закона/.
23.9. Устанавливается обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления, информировать органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Порядок такого информирования устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
23.10. Устанавливается обязанность органов местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, информировать о нем расположенные на территории соответствующего муниципального образования организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Порядок такого информирования устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
23.11. Устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
23.12. Уточняется, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
23.13. Уточняется, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
23.14. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.
23.15. Устанавливается, что требования о наличии отдельных складских помещений для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу соответствующей алкогольной продукции, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.
23.16. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные объекты общественного питания.
23.17. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания.
Примечание юриста: формулировка статьи, касающаяся «объекта общественного питания» некорректна, страдает юридической неопределенностью в силу отсутствия нормативного понятия «объекта общественного питания».
23.18. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.
Примечание юриста: норма закона относительно императивности использования контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания неизбежно приведет к конфликту норм изменяемого закона № 171-ФЗ с нормами Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в частности, с императивно предусмотренным пунктом 2.1 статьи 2 указанного закона правом плательщиков единого налога на вмененный доход не использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов с населением по тем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения.
23.19. Устанавливается, что если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в части прилегающей территории, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в указанных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
24. Законодательные новеллы в части лицензирования:
24.1. Устанавливается, что лицензированию не подлежат производства и оборот:
1) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола),
2) спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения,
3) спиртосодержащих лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
24.2.Устанавливается раздельное лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (лицензия включает в себя закупки (без импорта), хранение и розничную реализацию), и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (лицензия включает в себя закупки (без импорта), хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре), использование для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания).
24.3. Устанавливается, что лицензия на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции предусматривает право на розничную продажу указанной продукции при оказании услуг общественного питания.
24.3. Устанавливается, что в случае указания в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в качестве места осуществления деятельности конкретного водного судна или вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета) организация вправе осуществлять в нем розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на всем пути следования водного судна или данного вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), входящего в состав поезда дальнего следования.
24.4. Устанавливается дополнительное требование к комплекту документов для получения лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением виноделов): вводится необходимость представления в лицензирующий орган копии документа, подтверждающего значение координат характерных точек границ земельного участка места осуществления деятельности заявителя (кадастрового паспорта). Указанный документ может быть представлен непосредственно заявителем, либо получен по межведомственному запросу лицензирующего органа из Росреестра.
24.5. Детализируется порядок представления документов на получение лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в условиях таможенной процедуры беспошлинной торговли на водных и воздушных судах – вместо места нахождения обособленного подразделения в заявлении о выдаче лицензии необходимо будет указывать данные транспортного средства.
24.6. Устанавливается перечень и требования к документам, предъявляемым заявителем для получениям лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в связи с введением раздельного лицензирования розничной торговли алкоголем и розничной торговли алкоголем в общепите (согласно пункта 3.2-2 статьи 19).
24.7. Детализируется (со ссылками на конкретные статьи закона) перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
24.8. Устанавливается, что не является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции наличие у заявителя на первое число месяца задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, если эта задолженность была погашена на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.
24.9. Устанавливается, что одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным законом.
24.10. Дополняется перечень оснований для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следующими случаями:
1) фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования)
2) наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза (указанная представляется Федеральной налоговой службой по межведомственному запросу лицензирующего органа).
24.11. Вводится новое основание для аннулирования решением суда лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.
24.12. Устанавливается порядок и условия оформления и выдачи временного разрешения лицензиату, осуществляющему полный цикл производства дистиллятов и (или) осуществляющему хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой, в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции; временное разрешение предоставляет заявителю право на завершение полного цикла дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции.
24.13. Устанавливается, что завершение начатого в период действия лицензии полного цикла производства дистиллятов и (или) выдержки винодельческой продукции, хранение и поставки произведенных дистиллятов или винодельческой продукции осуществляются под контролем лицензирующего органа.
24.14. Устанавливается право лицензирующего органа проводить документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры в случаях представления лицензиатом заявления о выдаче временного разрешения, и устанавливается порядок проведения таких проверок.
24.15. Дополнительно предусматривается изъятие из незаконного оборота:
1) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования;
2) основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, являющегося бесхозяйным имуществом;
3) автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте;
4) основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в случаях, если:
— такое оборудование не зарегистрировано в установленном порядке;
— такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в установленном порядке;
5) алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной с использованием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий.
24.16. Предусматривается вывоз, хранение вне места изъятия и последующее уничтожение изъятой алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной с использованием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий.
24.17. Предусматривается демонтаж, вывоз, хранение вне места изъятия и последующая утилизация изъятого основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в случаях, если:
— такое оборудование не зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
— такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24.18. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
24.19. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не принадлежащего организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением использования основного технологического оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда.
24.20. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции розничная продажа алкогольной продукции с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
24.21. Дополнительно запрещаются в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1) розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности;
2) использование обособленным подразделением организации основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, для производства иной алкогольной продукции;
3) эксплуатация оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) при отсутствии или повреждении пломб на автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4) использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке и (или) не законсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изменения в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ:
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» заменяется составом «Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Примечание юриста: учитывая вводимое законопроектом разделение понятий розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции в общепите – розничная продажа алкогольной продукции в общепите выводится из-под действия указанного пункта статьи 14.16 КоАП, хотя нельзя исключить и расширительного толкования судами и административными органами этого пункта.
Изменения в Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Примечание юриста: внесенные законом № 261-ФЗ изменения носят, строго говоря, технический характер, но не могу не обратить внимание на то, что в соответствии с подпунктом 2) статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ признается утратившим силу абзац двенадцатый пункта 1 статьи 6 Федерального закон а от 29.06.2015 № 182-ФЗ . Однако, в этом законе всего три статьи, и поэтому, что именно изменяется – попросту неизвестно.
Отдельные положения закона, связанные с его принятием
1. Устанавливается, что в целях осуществления государственной регистрации основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) подлежит инвентаризации, в связи с чем до 1 июля 2017 года лица, владеющие основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, залога, а также лица, осуществляющие хранение основного технологического оборудования для производства этилового спирта, не принадлежащего им на праве собственности, обязаны провести его инвентаризацию и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уведомление в порядке, предусмотренном статьей 6 закона.
2. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в условиях выездного обслуживания, вправе осуществлять указанную деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до окончания срока ее действия (статья 7 закона).