Ф брентано утверждал что предметом психологии являются

Франц Брентано (1838–1917)

Франц Брентано (1838–1917)

Ф брентано утверждал что предметом психологии являются

С 16 лет австриец Франц Брентано изучал богословие в университетах Берлина, Мюнхена и Тюбингена. Степень по философии он получил в Тюбингене в 1864 году. В том же году был посвящен в духовный сан, а двумя годами позже начал преподавать философию в университете Вюрцбурга. Сферой его научных интересов был Аристотель. В 1870 году Ватиканский Собор в Риме принял доктрину о непогрешимости папы. с чем Брентано был решительно не согласен. Он отказался от сана и от профессорской должности, которую получил как священник.

Самая известная работа Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» (Psychologie vom empirischen Standpunkie aus) была опубликована в 1874 году, год спустя после выхода второго тома «Принципов физиологической психологии» Вундта. В своей книге Брентано полемизирует с Вундтом, что говорит об уже наметившемся расколе внутри новой психологии. В том же 1874 году ему предложили место профессора в Венском университете. Там он проработал 20 лет, в течение которых неизменно крепли его авторитет и влияние. Лекции Брентано были необычайно популярны; среди его студентов были выдающиеся психологи: Карл Штумпф, Христиан фон Эрен — фельс, Зигмунд Фрейд. В 1894 году Брентано ушел на покой, довольно долго жил во Флоренции, где продолжал много писать. Умер он в Цюрихе.

Разнообразие научных интересов Брентано сделало его одним из влиятельнейших фигур среди первых психологов. Далее мы расскажем о том, как он стал духовной предтечей гештальт — психологии и гуманистической психологии. Подобно Вундту, он ставил своей целью сделать психологию наукой. Но если психология Вундта была чисто экспериментальной, то основным научным методом Брентано было наблюдение, хотя он и не отрицал полезности экспериментов. Он придерживался мнения, что полноценный эмпирический подход все же шире, так как пользуется данными, полученными не только экспериментально, но и в результате наблюдения и личного опыта.

Брентано не принял фундаментальную идею Вундта о том, что психология должна изучать содержание сознания. Главным предметом изучения психологии он полагал психическую активность — то есть не содержание процесса восприятия, не видимый объект, а сам акт видения. Таким образом, психология акта Брентано противостоит взглядам Вундта о том, что психология должна заниматься элементами психических процессов.

Брентано утверждал, что необходимо различать опыт как структуру и опыт как деятельность. К примеру, так называемое сенсорное содержание красного цвета, выступающего как раздражитель, отличается от акта его восприятия. Брентано говорил, что настоящим предметом психологии является акт переживания. По его мнению, цвет является не психическим, а исключительно физическим качеством. А вот акт видения цвета — это психический процесс. Конечно, любой акт предполагает наличие объекта; некоторая доля сенсорного содержания всегда присутствует, поскольку акт видения невозможен, если нечего видеть.

Новая концепция предмета изучения психологии потребовала создания иного научного метода, так как акты восприятия не поддаются анализу путем интроспекции — метода, который применялся в лейпцигской лаборатории Вундта. Изучение психических актов требует наблюдения на более широкой основе, чем это практиковал Вундт. Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической. Но это не было возвращением к спекулятивной философии — не будучи экспериментальной, психология Брентано все же опиралась на систематическое наблюдение.

В частности, Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами: посредством памяти (припоминая, какие психические процессы присущи тем или иным психическим состояниям) и посредством воображения (представляя себе некое психическое состояние и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами).

Психология акта — концепция психологии Брентано, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

У Брентано было много последователей, но в психологии продолжала господствовать система Вундта. Взгляды Вундта были известны шире, поскольку он больше печатался. Кроме того, легче было заниматься изучением ощущений или содержания сознания с помощью методов психофизики, чем исследовать, как Брентано, процессы более неуловимые.

Читайте также

Кеннет Б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983)

Кеннет Б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983) Кеннет Кларк родился в зоне Панамского канала, куда его родители эмигрировали в поисках работы. Когда Кларку было семь лет, он вместе с матерью, как и многие эмигранты, оказался в Нью — Йорке в поисках лучшей доли. Матери

ФРАНЦ АНТОН МЕСМЕР

ФРАНЦ АНТОН МЕСМЕР Установить точную дату появления гипнотизма на Западе, как показала предыдущая глава, достаточно трудно. Мы вынуждены пробиваться через дебри домыслов и ложных фактов. Однако по мере того, как мы прорубаем себе дорогу через эти джунгли, нам то и дело

ГЛАВА 8. РОССИЯ, ЭСТОНИЯ, 1917–1918 гг

ГЛАВА 8. РОССИЯ, ЭСТОНИЯ, 1917–1918 гг Предсказание директора Эпштейна о том, что нелюбознательность и ограниченный ум Розенберга сделают его безвредным, сбылось с точностью до наоборот. И столь же неверным оказалось его предположение о том, что Гете и Спиноза мгновенно

Источник

Ф брентано утверждал что предметом психологии являются

Ф брентано утверждал что предметом психологии являютсяФ брентано утверждал что предметом психологии являютсяФ брентано утверждал что предметом психологии являютсяФ брентано утверждал что предметом психологии являютсяФ брентано утверждал что предметом психологии являются

Психология как учение об интенциональных актах сознания

Совершенно иначе, чем Вундт, ответил на запросы времени австрийский философ Франц Брентано (1838-1917). Католический священник, он отказался от сана после того, как Ватикан принял доктрину о папской непогрешимости. Брентано перешел в Венский университет, где с 1874 г. в течение 20 лет преподавал философию. Его кумиром был Аристотель, учению которого о душе посвящено первое исследование Брентано. При этом благодаря своему образованию он был превосходно ориентирован во всех толкованиях аристотелевских текстов в средневековой схоластике.

Отвечая на вопрос, чем именно психические явления отличаются от всех остальных, Брентано писал: «Каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты называли интенциональным сосуществованием объекта. ориентацией по отношению к объекту (который не должен пониматься как реальный), или имманентной объектностью. Мы можем определить психические явления, сказав, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект» (5, 116).

Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психологии не относятся.

Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Поскольку терминам «функция» и «структура» придается самый различный смысл, необходимо разъяснить, какое именно содержание связывалось с ними в рассматриваемый период развития психологических идей.

Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т. д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.

Мы видим, таким образом, что центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано существенно иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание. Оба интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания: какова его (сенсорная в своей основе) «фактура». Брентано полагал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

Сознание человека направлено на реальный независимо от него существующий предмет. У Брентано же объект не реален, а феноменален, поскольку его бытие мыслится зависящим от актуализации его сознанием субъекта. Сам субъект в свою очередь сведен к системе актов, имеющей основание в самой себе, а ни в чем внешнем. Тем самым реальная активность поведения была превращена в чисто духовную, не имеющую никаких корней в практических связях человека с миром.

Источник

Программа развития психологии как самостоятельной науки ф. Брентано

Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т. е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально. В своей работе «Психология с эмпирической точки зрения», опираясь на идеи Аристотеля, он указывает, что каждый психический феномен характеризуется имманентной объектностью, другими словами, «мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект».

Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах: представление объекта в форме образа (идеация); суждение об объекте как истинном или ложном; эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.

Соответственно этому предмет изучения психологии — это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект, когда он превращает нечто в объект осознания (соответственно акты представления, суждения и эмоциональной оценки). Таким образом, вне одного из этих актов объекта не существует, а сам акт с необходимостью предполагает «направленность» на так называемую интенцию.

Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма.

Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано существенно иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания, его структуру. Брентано же считал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

Вундт делал упор на то, что психология — наука опытная и экспериментальная, Брентано — что она опытная, но наблюдательная.

У Брентано объект не реален, а феноменален, поскольку его бытие мыслится зависящим от актуализации его в сознании субъекта. Да и сам субъект, по сути, сведен к системе актов, имеющей основание в самой себе, а не в чем-то внешнем (например, движении или речи, как это было у Сеченова). Таким образом, реальная активность поведения была превращена в чисто духовную, не имеющую никаких корней в реальных и практических связях человека с миром.

Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль в различных направлениях. У Брентано учились и под воздействием его идей находились многие западноевропейские психологи: К. Штумпф, Т. Липпс — в Германии; А. Мейнонг, Х. Эрекфест — в Австрии; Д, Уорд, Г. Стаут — в Англии и др. Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта). В основе гештальтпсихологии лежат феноменологические идеи Гуссерля — одного из учеников Брентано.

Источник

Глава 4 Новая психология

Франц Брентано (1838–1917)

Ф брентано утверждал что предметом психологии являются

С 16 лет австриец Франц Брентано изучал богословие в университетах Берлина, Мюнхена и Тюбингена. Степень по философии он получил в Тюбингене в 1864 году. В том же году был посвящен в духовный сан, а двумя годами позже начал преподавать философию в университете Вюрцбурга. Сферой его научных интересов был Аристотель. В 1870 году Ватиканский Собор в Риме принял доктрину о непогрешимости папы. с чем Брентано был решительно не согласен. Он отказался от сана и от профессорской должности, которую получил как священник.

Самая известная работа Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» (Psychologie vom empirischen Standpunkie aus) была опубликована в 1874 году, год спустя после выхода второго тома «Принципов физиологической психологии» Вундта. В своей книге Брентано полемизирует с Вундтом, что говорит об уже наметившемся расколе внутри новой психологии В том же 1874 году ему предложили место профессора в Венском университете. Там он проработал 20 лет, в течение которых неизменно крепли его авторитет и влияние. Лекции Брентано были необычайно популярны; среди его студентов были выдающиеся психологи: Карл Штумпф, Христиан фон Эрен — фельс, Зигмунд Фрейд. В 1894 году Брентано ушел на покой, довольно долго жил во Флоренции, где продолжал много писать. Умер он в Цюрихе.

Разнообразие научных интересов Брентано сделало его одним из влиятельнейших фигур среди первых психологов. Далее мы расскажем о том, как он стал духовной предтечей гештальт — психологии и гуманистической психологии. Подобно Вундту, он ставил своей целью сделать психологию наукой. Но если психология Вундта была чисто экспериментальной, то основным научным методом Брентано было наблюдение, хотя он и не отрицал полезности экспериментов. Он придерживался мнения, что полноценный эмпирический подход все же шире, так как пользуется данными, полученными не только экспериментально, но и в результате наблюдения и личного опыта.

Брентано не принял фундаментальную идею Вундта о том, что психология должна изучать содержание сознания. Главным предметом изучения психологии он полагал психическую активность — то есть не содержание процесса восприятия, не видимый объект, а сам акт видения. Таким образом, психология акта Брентано противостоит взглядам Вундта о том, что психология должна заниматься элементами психических процессов.

Брентано утверждал, что необходимо различать опыт как структуру и опыт как деятельность. К примеру, так называемое сенсорное содержание красного цвета, выступающего как раздражитель, отличается от акта его восприятия. Брентано говорил, что настоящим предметом психологии является акт переживания. По его мнению, цвет является не психическим, а исключительно физическим качеством. А вот акт видения цвета — это психический процесс. Конечно, любой акт предполагает наличие объекта; некоторая доля сенсорного содержания всегда присутствует, поскольку акт видения невозможен, если нечего видеть.

Новая концепция предмета изучения психологии потребовала создания иного научного метода, так как акты восприятия не поддаются анализу путем интроспекции — метода, который применялся в лейпцигской лаборатории Вундта. Изучение психических актов требует наблюдения на более широкой основе, чем это практиковал Вундт. Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической. Но это не было возвращением к спекулятивной философии — не будучи экспериментальной, психология Брентано все же опиралась на систематическое наблюдение.

В частности, Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами: посредством памяти (припоминая, какие психические процессы присущи тем или иным психическим состояниям) и посредством воображения (представляя себе некое психическое состояние и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами).

Психология акта — концепция психологии Брентано, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

У Брентано было много последователей, но в психологии продолжала господствовать система Вундта. Взгляды Вундта были известны шире, поскольку он больше печатался. Кроме того, легче было заниматься изучением ощущений или содержания сознания с помощью методов психофизики, чем исследовать, как Брентано, процессы более неуловимые.

Читайте еще:

«На одном зеленом острове жили две обезьянки. Буря, обрушившаяся на остров, унесла родителей обезьянок в открытое море, и они остались одни. Обезьянки были маленькими, поэтому долго прыгали по деревьям, пока не забрались на пальму, где росли вкусные и ароматные бананы. Обезьянки набросились на.

Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути сознания. Только марксистская философия и психология смогла выработать.

Вот в связи с этими аффектами и возникает особый вопрос о функции аффектов. Потому что эта функция не совпадает с функцией других подклассов эмоциональных процессов. Вначале я упомяну, перечислю некоторые черты, которые известны в отношении аффективных, острых эмоциональных явлений. Прежде всего.

В случае, когда нападение прогрессирует, становится очень заметным нервное истощение и может наступить такое исхудание тканей, что человек превращается в бескровную оболочку из кожи и костей, не встающую с постели, слишком слабую, чтобы двигаться. Это пример крайнего случая, когда дело.

Без дальнейших требований видевший сон начинает теперь рассказывать о болезни и смерти отца и также о своем отношении к нему. Отец долго болел, уход и лечение стоили ему, сыну, много денег. И тем не менее ему ничего не было жаль, он никогда не терял терпения, никогда не испытывал желания, чтобы.

Во всех этих фразах есть надежда. Ее там явно больше, чем в безнадежном «я не могу». Если вы научитесь называть вещи своими именами, то значительно продвинетесь вперед. Вы сумеете посмотреть в лицо тем трудностям, которых сейчас пытаетесь избежать с помощью «я не могу». Вполне возможно, что ваши.

Положение осложнялось еще и тем, что проблему пытались решать с позиций узкой специализации. Историки техники, как правило, полностью игнорировали психологические особенности творческого процесса. А психологи, в свою очередь, не учитывали объективные закономерности исторического развития науки и.

Наконец, дикари прямо сознаются в своем страхе перед духами убитых врагов и объясняют этим страхом обычаи табу, о которых идет речь.

Отметьте для начала, что эти правила не ограничиваются t только математикой. Если вы – повар, вы должны знать, что порядок операций на кухне является существенным компонентом каждого рецепта, если вы – развивающийся эмбрион, все ступеньки развития должны находиться в соответствующей.

5) раздеваться – расстегнет пуговицу на жилете или снимет свитер. Это тоже намек на интимное продолжение вечера

Увлечение азартными играми является патологическим, если оно часто проявляется и доминирует в жизни субъекта. Такое увлечение упорно сохраняется даже тогда, когда человек уже не в состоянии уплатить свои долги; он может лгать, воровать или прибегать к мошенничеству с целью раздобыть денег или.

Кто-то реагирует на потерянную любовь изменением поведения, становясь преследователем или совершая самоубийство. В обзоре записок американских самоубийц говорится, что любовь – более распространенная причина суицида у обоих полов, чем чувство собственной никчемности. Ежедневно в Индии около.

Источник

Новая психология” Ф.Брентано.

Концепция “психических функций” К.Штумпфа.

Научное наследие В. Джемса.

Чикагская школа” Дж.Дьюи.

“Новая психология” Ф.Брентано.У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессо­ром философии. Первый труд Брентано был посвя­щен психологии Аристотеля. В незавершенной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопо­ставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах сознания. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объ­ект не существует, но и акт, в свою очередь, возни­кает только при направленности на объект.

Брентано решительно отвергал принятую в лабо­раториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные пси­хические процессы и феномены, которые следует изу­чать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Безусловно, очевидными он считал лишь психи­ческие феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.

Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером Европейского функционализма. Это было на­правление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт. Против взгляда на сознание как устройство “из кирпичей и цемента” выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении поня­тие Брентано об интенции преобразовалось в вер­сию «прикованности» психической энергии к внеш­ним объектам (включая собственное тело индивида).

Концепция “психических функций” К.Штумпфа. Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф.

К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии ис­следование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в ви­де форм, ценностей, понятий и им подобных содер­жаний сознания). Изучение феноменов Штумпф от­носил к особой предметной области — феноменоло­гии, связывая ее с философией, а не с психологией.

Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф раз­личал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в боль­шинстве своих экспериментальных работ сосредо­точился на изучении восприятия музыкальных то­нов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились на­тренированными в интроспективном анализе пси­хологами вундтовской школы, Штумпф противо­поставил в качестве заслуживающих большего до­верия свидетельства экспертов-музыкантов.

Принимал Штумпф участие в ис­следованиях по детской психологии, организовав не­мецкое «Общество детской психологии», а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсужде­нии нашумевшего феномена «умного Ганса» — ло­шади, которая выстукивала копытом «решение» ма­тематических задач,— что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф со­действовал поездке своего ученика В. Келера в Аф­рику для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, став­ших впоследствии известными психологами,

Ф брентано утверждал что предметом психологии являются

При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа, наибольшее распространение функционализм по­лучил в США, где он стал одним из ведущих психологических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом созна­ния, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде. Развитие функционализма в Америке тесно свя­зано с именем Вильяма Джемса.

Научное наследие В. Джемса. В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский уни­верситет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько набор концепций, которые послужили основой различ­ных подходов в современной психологии — от бихе­виоризма до гуманистической психологии. Джемс сде­лал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой аме­риканской психологической лаборатории (1875), пре­зидентом Американской психологической ассоциа­ции (1894-1895).

Джемс занимался многими проблемами — от изучения развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу при­надлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непре­рывности работы человеческого сознания, несмот­ря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не­прерывность мысли объясняет возможность само­идентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, изменчивость говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зре­ния Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разно­гласий между школой функционализма Джемса и аме­риканским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.

Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в зна­менателе — притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытыва­емых ими эмоций.

Психологические взгляды Джемса тесно перепле­тены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной пси­хологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педа­гогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспита­ния и самовоспитания, важность формирования у де­тей правильных привычек.

Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выде­лял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент — наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент— наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической лично­сти — физической, социальной и духовной личности. Описывая их, Джемс говорил, что наше эмпи­рическое Я «шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ро­лями, и со своими близкими, расширяя свое физи­ческое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицирует­ся только с определенными потребностями или спо­собностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмо­циями и физиологическими изменениями. Джемс доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благо­даря как последовательности и логичности изло­жения, так и связи с физиологическими корреля­тами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными иссле­дованиями в области психофармакологии и психо­коррекции.

Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медици­ны и философии. Хотя он и не является основопо­ложником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широ­кий план необходимых преобразований и направ­лений в этом развитии. Он поныне считается наи­более значимым и выдающимся американским уче­ным, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и пе­дагогику.

“Чикагская школа” Дж. Дьюи.Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карье­ру в качестве психолога. Его книга «Психология» (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья «По­нятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат ре­флекторные дуги.

Никто в психологии этого представления и не от­стаивал. Тем не менее Дьюи требовал перейти к ново­му пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптив­ной по отношению к среде активности. Сознание — один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспо­собиться к новым обстоятельствам.

В 1894 году Дыои был приглашен в Чигакский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в про­тивовес последователям Вундта и Титченера функ­ционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о “психических элементах”.

Эти общие соображения не представляли ни но­вой теории, ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студёнтов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая чикаг­ская школа, из которой вышли десятки американских психологов.

Что касается методов, то в чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент тракто­вался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количест­ве кадры исследователей.

В целом функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие «функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо от­вергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изна­чально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психологического акта, его отношение к нервной системе, его способность регули­ровать внешнее поведение— все это оставалось загадочным.

В атмосфере нараставшей слабости функционализ­ма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит би­хевиоризм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *