9 ноября день памяти летописца нестора

День преподобного Нестора Летописца

9 ноября день памяти летописца нестораПреподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), увлекшегося иудейским мудрствованием.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах 11 века он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году, а также составил житие преподобного Феодосия Печерского.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила рассказ о первом православном храме в Киеве (945), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986) и Крещении Руси (988). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался примерно в 1114 году, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» 9 ноября день памяти летописца нестора

Источник

Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси

Марина Волоскова

Культуролог, историк, журналист

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

9 ноября день памяти летописца нестораПреподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

9 ноября день памяти летописца нестораЛаврентьевская летопись 1377 года (собрание Российской национальной библиотеки)

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

9 ноября день памяти летописца нестора«Повесть временных лет». Отрывок

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

9 ноября день памяти летописца нестораНестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

9 ноября день памяти летописца нестораМощи преподобного Нестора

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Нестор-летописец — первый русский историк

9 ноября день памяти летописца нестора

Нестор жил примерно в 1056-1114 годах в Киево-Печерской лавре. Приблизительные даты вычислены историками по косвенным сведениям из текста «Повести…». Происхождение его неизвестно. Нельзя даже с уверенностью сказать, что он киевлянин, — известно, что Нестор трудился в лавре, в то время как южная граница града Ярослава не достигала в те годы даже современного Крещатика. Так что лавра — далеко не Киев.

Нестор был монахом — он и похоронен как монах, в лаврских пещерах (ближних, они же — Антониевы).

Оригинальный список «Повести временных лет» до нас не дошёл. Этот текст включён в ряд других, более современных, литературных произведений, например — Лаврентьевской летописи XIV века (обнаружена в Рождественском монастыре во Владимире Алексеем Мусиным-Пушкиным и подарена Александру I) и Ипатьевской летописи 1420-х годов (из Ипатьевского монастыря около Костромы, откуда она попала в библиотеку Академии наук, где была исследована Николаем Карамзиным).

9 ноября день памяти летописца нестора

Ипатьевский список только упоминает автора ПВЛ, но в Хлебниковском списке, написанном в середине XVI века, прямо говорится про «Нестера черноризца Феодосьева манастиря печ(е)рьскаго…». Кроме того, Нестор-летописец дважды упоминается в сочинениях жившего в XIII веке лаврского монаха Поликарпа, которые известны из текста «Киево-Печерского патерика».

Упоминания автобиографического характера есть и в самом тексте ПВЛ. Например, повествуя о набеге половцев в 1096 году, автор пишет, что они «приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался «старець добрый» Янь (боярин Ян Вышатич), «у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць».

В соответствии с житием святого Нестор в возрасте 17 лет стал послушником Киево-Печерского монастыря, а после смерти Св. Антония и Св. Феодосия — монахом и иеродиаконом.

В числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из будущего святого Никиты затворника, «прельщенного в иудейское мудрствование».

Утверждается, что помимо ПВЛ он является также автором жития Св. Феодосия, «Сказания о святых первых черноризцах Печерских», «Слова о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского», «Сказания о том, от чего получил название Печерский монастырь», «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Историки, однако, в этом сомневаются — стилистически произведения сильно отличаются.

9 ноября день памяти летописца нестора

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ПВЛ до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший уже в XIV веке «Лаврентьевскую летопись».

«Несторовская» ПВЛ охватывает период с 852 (с отсылками к более ранним, ещё библейским, событиям) по 1117 год (этим годом датировано «Поучение Владимира Мономаха», включённое в текст, судя по всему, уже после смерти Нестора). Полное название этого бесценного произведения — «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Нестор собрал огромный по тем временам корпус исторических материалов, включая несохранившиеся т.н. «Древнейший свод» (подготовленный в окончательной редакции в 1073 году монахом Никоном, одним из создателей Киево-Печерского монастыря) и «Начальный свод» (созданный, как предполагается, в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном), устные рассказы — как легенды, так и воспоминания участников событий (уже упоминавшегося Яна Вышатича — киевского тысяцкого, сына боярина Ярослава Мудрого Вышаты и отца Св. преподобного Варлаама Печерского), агиографические памятники (жития святых), византийские источники (в т.ч. тексты договоров русских князей с Византией) и т.п.

9 ноября день памяти летописца нестора

Получившееся произведение охватывало период становления одновременно древнерусского государства и Православной церкви. Именно из труда Нестора мы знаем об основании Киева легендарными Кием, Щеком, Хоривом и Лыбедью, о деяниях Рюрика, Вещего Олега, Игоря, Св. княгини Ольги, Святослава, Св. Владимира Крестителя. В числе этих сведений — со школы известные легенды о смерти Вещего Олега и о мести Ольги древлянам. Из ПВЛ мы знаем о крещении Руси и о первых руководителях Православной церкви.

Следует признать, что отнюдь не все сведения, предоставляемые Нестором, выдерживают элементарную критику. В его произведении присутствует явная политическая тенденциозность. Например, общим местом является признание того, что легендарный рассказ о посещении апостолом Андреем Первозванным места, где позже был основан Киев, является элементом идеологической борьбы с Северной Русью, претендовавшей на статус центра восточнославянского христианства. Варяги-христиане были и в Новгороде, и в Ладоге, и в Киеве, но благословение апостола придавало месту особый вес. Недаром известный украинский историк Алексей Толочко (сын академика Петра Толочко) охарактеризовал ПВЛ как «выдающееся литературное произведение, но совершенно недостоверную историю».

9 ноября день памяти летописца нестора

Сама по себе ПВЛ является продолжением византийской традиции летописания. Главной особенностью летописей как явления следует признавать их преимущественно морально-дидактическую направленность. Летописцу важны не сами по себе события, а их моральная оценка и связь с какими-то действиями в прошлом. Стихийные бедствия, эпидемии и нападения кочевников традиционно рассматриваются как расплата за грехи. Соответственно точность при описании фактов не слишком велика, даже если автор, предположительно, был свидетелем тех или иных событий (кстати, монах вряд ли мог быть непосредственным свидетелем каких-то событий за стенами монастыря).

9 ноября день памяти летописца нестора

Несмотря на всю ненадёжность ПВЛ как исторического источника, именно на его основе сформирован устойчивый миф о создании древнерусского государства и крещении Руси. Именно поэтому ПВЛ заслуженно считается первым историческим трудом, а её автор — первым русским историком.

Нестор и его труд — общий корень, из которого растут и современная Россия, и современная Украина. Поделить этот корень или избавиться от него нельзя — слишком многое вокруг него наросло в культуре народов за минувшие девять столетий.

* Хотя Нестор родился после раскола 1054 года он также причислен к лику святых Римско-католической церкви.

Источник

Нестор Летописец: традиции и приметы на 9 ноября

9 ноября по народному и церковному календарям – день памяти Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря. Его считают одним из авторов произведения, имеющего фундаментальное значение для славянской культуры, – «Повести временных лет».

9 ноября день памяти летописца нестора

Нестор Летописец (1056-1114 гг.) прославился не только в православной, но и в мировой истории. В своих трудах он подробно рассказал о жизни и деяниях первых князей русских. Преподобный также был автором житий многих христианских святых. Он был очень образованным: знал философию, историю, греческий язык.

9 ноября: традиции и обычаи дня

Наши пращуры к этому времени открывали санный путь. По этому поводу говорили: «С Нестора мужик в сани забирается».

9 ноября отмечаются именины у Прасковьи. Накануне этого дня принято давать обещания и завершать дела. Древние славяне верили, что если до ночи 9 ноября закончить обещанную работу, то святая Прасковья исполнит любое желание.

В старину в этот день женщины ткали «обыденную пелену». Делали это с 9 на 10 ноября в глубоком молчании. Во имя исполнения заветных дум или для выздоровления близкого человека выполняли нелегкую работу. По народному поверью, если в доме кто-то болен или человек несёт в своих думах достойное желание, то нужно принять зарок, взять на себя дело и сосредоточенно в полном молчании его выполнить. Хозяйки отчесывали лён, выкатывали кудель, пряли и ткали плат. Родственницы приходили им помочь. Утром на Параскеву Пятницу (10 ноября) готовый плат несли святить в церковь.

Если в доме случилось несчастье (кто-то заболел, эпидемия, бедствия), то дайте 9 ноября зарок и обязательно выполните его. А утром на следующий день идите в церковь и помолитесь Прасковье. Святая обязательно поможет, и в жизни наступит светлая полоса. Если не выполните данную 9 ноября клятву, то накликаете на себя беду. Поэтому будьте осторожны в этот день с обещаниями.

Творческим личностям (актёрам, певцам) нельзя 9 ноября принимать в дар цветы. В противном случае слава скоро угаснет. Доктор, проводящий в этот день операцию, должен надеть перчатку сначала на левую кисть, а потом – на правую.

Считалось, что в этот день озёра и реки покрываются льдом и наступают первые морозы. Народные приметы 9 ноября предсказывали погоду:

Люди, рожденные в этот день, наделены писательским даром. В качестве талисмана им подходит обсидиан. Этот камень защищает от дурных мыслей и деяний, снимает напряжение и помогает мыслить ясно и трезво. Также обсидиан оберегает от порчи и сглаза. Люди, использующие его в качестве оберега, становятся сильнее духом и заряжаются жизненной силой и энергией.

Источник

История историка

К 900-летию блаженной кончины преподобного Нестора, отца русской истории

В истории каждой цивилизации есть личности первого ряда — основатели и родоначальники. К столпам Святой Руси принадлежит преподобный Печерский инок Нестор (память 27 октября / 9 ноября), которого справедливо называют отцом русской истории и начальником летописания. И в нынешнем году исполняется 900 лет со дня преставления преподобного Нестора.

Лето жизни

Личных сведений о Несторе — аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном, 17-летнем возрасте. Родился святой в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае, здесь присутствует его упоминание в летописи 1064 г., когда он еще жил в миру. О происхождении святого нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии, можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом.

Господь привел Нестора в монастырь в 1073 году, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий. Промыслительно случилось так, чтобы Нестор застал его лично, получил от него благословение на труды и послушание. Нестор воспринял необходимое из первых рук, был принят в число братии первым Печерским игуменом. Преподобный Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока не ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при прп. Стефане, при котором он был удостоен и диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.

Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба».

Нестор участвовал в изгнании беса из Никиты затворника

О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного иудейским мудрствованием. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения Святых отцов и назидал в этом других: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Как было глубоко его собственное смирение, видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он называет себя не иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.

В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет.

Нам мало известно о его жизни, в «Патерике Печерском» сказано только, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере». Мощи прп. Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нет «Повести…» прекраснее на свете

Труд, поднятый достославным Печерским иноком прп. Нестором, — без преувеличения сверхъестественен. С дистанции дальностью в 900 лет ясно видно, что его повествование имеет масштаб вселенской эпопеи, отражающей Вышний замысел по спасению восточно-славянских народов от языческого рабства. Нестор запечатлел в духе и слове, как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество с его идолами и капищами. И разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.

Преподобный летописец показал существование больших племенных союзов, занимавших огромные территории и послуживших той основой, на которой сложилось Древнерусское государство. »Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по реке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем — славянами. И построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени грамота назвалась «славянская».

Киевская старина

Первые два ранних свода, составленные ещё до Нестора, начинались с изложения предания о Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Но Летописец для своей «Повести временных лет» отказался от заведенного начала и создал этногеографическое введение к «Повести», где поведал о происхождении и расселении славян. Вместе с тем Нестор поместил в своем труде новое, уже историческое предание о Кие, дал развернутую биографию основателя «Матери городов русских».

Были у прп. Нестора и другие источники. Академик Б.А. Рыбаков считает, что устные сведения Нестор получал от полян, живших в его время в Киеве. Сам Нестор однажды точно указал один из источников своих известий. Под 1106 г. читаем в его «Повести»: В тот же год скончался Янь, старец добрый, прожив девяносто лет. От него и я много рассказов слышал, которые и записал в летописанье этом». Теплые слова Нестора говорят, что он любил и братски почитал Яня, в заветных беседах с которым провел много тихих вечеров.

Глубоко изучивший «Повесть временных лет» Д.С. Лихачев пришел к выводу, что множество записей в ней сделано «на основании рассказов двух лиц: Вышаты и его сына Яня Вышатича, об участи которого в летописании прямо отмечено под 1106 годом». Из этого следует, что «Повесть временных лет» впитала некоторые родовые и исторические предания, передававшиеся из поколения в поколение в среде киевской родовой, а затем и феодальной знати. Например, семейство Вышатичей близко стояло к княжескому столу, служило киевским князьям с середины X в. Очевидно, подобные рассказчики были не единичными, и Нестор и другие летописцы выслушивали предания о прошлом Русской земли и от других людей.

Шлецер: “Сей русс в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками так превосходен, как не затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью”

Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Даже иностранцы отдали честь Нестору, выписывая из него в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. «Шлецер, искусный и разборчивый историк и критик, снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком русским. “Сей русс, — говорит он, — в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками так превосходен, как не затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью”«.

«Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».

Издавна прп. Нестора почитают как чудотворца. По молитвам к нему в институты и семинарии поступило множество учащихся, покровителем которых он тем самым является. Недавно раба Божья Ирина рассказала о явном чуде, которое произошло в Киево-Печерской Лавре с ее знакомыми лет десять назад. Мальчик Кирилл в четыре года все еще не говорил предложениями, лишь иногда отдельными словами. Родные его не были воцерковлены. Тетя мальчика взяла его с собой в Лавру, когда из Самары приехали родственники. Какая-то женщина, оказавшись рядом в Ближних пещерах и поняв, в чем дело, посоветовала положить ребенка на раку преподобного Нестора Летописца. На следующий день Кирилл заговорил связными предложениями. Так Господь через чудо исцеления по молитвам святого Нестора призвал людей в Свою Церковь.

Верный раб, приумноживший таланты

Времяисчисление в «Повести» преподобного Нестора начинается с 852 г. А первое упоминание о русском народе в церковных источниках встречается под 866 годом, при патриархе Константинопольском Фотии. Труд Летописца повествует о создании святыми братьями Кириллом и Мефодием славянской грамоты, о путешествии княгини Ольги в Константинополь для принятия крещения, о первом православном храме в Киеве, о многих других важных событиях, включая и самое важное из них — Крещение Руси.

Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Широко используя библейские и византийские источники, летописатель нашел свою собственную манеру и стиль изложения событий.

Специалисты справедливо указывают, что и до Нестора были хронисты, внесшие вклад в создание летописания, были таковые и после него. Но особой славой Господь вознаградил именно святого Нестора Печерского. Бог его поставил, Бог его и прославил. Здесь нет и не может быть случайностей, ибо случай — лишь псевдоним Бога, как сказал кто-то из великих.

Семь столетий продолжалась эпопея по созданию «Повести временных лет». Вслед за Нестором эстафету летописания русской истории приняли другие монахи. Подлинник Несторовой Летописи давно утерян, однако остались ее многочисленные списки. Из рукописных нам ныне известны Лаврентьевский 1377 г., Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивиловский и другие.

«Повесть временных лет», как книга, давно окончена, повесть Святой Руси продолжается

И хотя «Повесть временных лет», как книга, давно окончена, повесть Святой Руси продолжается. Еще длится время мира, пишется сценарий последних эпизодов. Дух его с каждым летом все более темен и лют. Великое вытесняется ничтожным. Деформируется сюжет, опрощается и унижается жанр, демонтируется и перевирается история. Шулеры и псевдоисторики пытаются убедить народы исторической Руси в том, что они чужие друг другу, украсть у них общее прошлое единой православного семьи, выбить из-под ног основу, перекодировать матрицу памяти и подчинить обманутых рабству и диктатуре нового Евро-Вавилона. Мощную и богатую историю заменяют идеологическим эрзацем, предназначенным для ускоренного переформатирования граждан в легко управляемое и бездумное стадо в том духе, которое необходимо трансконтинентальным структурам, стремящимся к глобальному господству.

В этом свете значение «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца вырастает до сверхактуального документа, приобретает чрезвычайную важность исторического паспорта, который необходимо знать каждому православному во всех концах триединой Святой Руси. Всем лукавым «историкам» и подтасовщикам на обвинителем Страшном суде станет инок-патриот преподобный Нестор. Ангельским горном звучат в веках знаменитые первые слова его труда: «Се Повести временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля».

Вечная история

История — один из главных элементов формирования нации и народа, удостоверяющий его легитимность. Именно поэтому такой накал с каждым днем приобретает битва за историю. Развелось огромное количество шарлатанов и манипуляторов, которые популяризируют безумные идеи о том, что русские и украинцы — разные этносы даже антропологически, не говоря об остальном. Разделяя нас, враг жаждет власти все тем же способом, о котором предупреждал Христос.

Народ, не знающий и не помнящий собственную историю, неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Украсть историю — значит лишить духовной памяти. Покушение на память народа может быть приравнено к покушению на его душу и возможность спасения. И сегодня мы наблюдаем печальный тому пример, смиренно моля Бога положить конец каинову греху братоубийства между русичами.

Увы, история эта не нова и мало чему нас научила. Полымя междоусобных браней вспыхивало, а братская кровь лилась и при Несторе, о чем скорбел он сугубо. Когда в разгаре усобиц из-за Киева в конце 40-х годов XII в. между могущественными княжескими кланами Мстиславичей, Мономашичей, Давидовичей и Ольговичей была предпринята попытка положить конец княжеским ссорам и заключить мир, летописец продолжения «Повести временных лет» с горькой иронией вкладывает в княжеские уста саморазоблачительные слова: «То есть было прежде дед наших и при отцих наших, мир стоить до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать». А далее враждующие князья «на том целоваша крест у Святем Спасе, ворожду…отложити, а Русской земли блюсти и быти всим за один брат».

Современного читателя ожидают самые сильные впечатления, потрясения и прозрения в этой книге

Этот завет «быти всим за один брат» нам ныне крайне необходим. Как и его «глаголы живота», которыми изобилует «Повесть временных лет». Современного читателя ожидают самые сильные впечатления, потрясения и прозрения в этой книге. А главное, Несторова «Повесть» незаметно погружает читателя в мистический словесный ковчег, в котором вдруг обнаруживаешь себя вместе с предками. С великими воинами и молитвенниками, верными дружинами и благочестивыми княгинями.

Слух ловит протяжный пеленающий звук молитвы-плача. Все поколения в одном ковчеге как в колыбели. И надо доплыть до спасительного берега… А буря нарастает, выплевывая с грязной пеной нечто нечистое, злоумышляющее русичей рассорить, расколоть и погубить. Но не умолкает пеленающий звук молитвы-плача: «Пресвятая Богородица, спаси их, спаси их». Узловатые руки седовласого старца тянутся к келейной Византийской иконе: «Пресвятая Богородица, просвети их светом Сына Твоего…» Просвети и вразуми нас и ты, святый отче Нестор. Со всеми преподобными Киево-Печерскими моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христу русичей.

Валентина Серикова,
кавалер ордена преп. Нестора Летописца,
Киев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *