какое противопоставление играет огромную роль в рассказе о чем плачут лошади

Смысл рассказа “О чем плачут лошади”

Наша статья поможет разобраться в сути произведения Фёдора Абрамова, понять в чём смысл рассказа “О чём плачут лошади”. Тема рассказа очень животрепещущая – человек и природа.

Особенности повествования

Автор ведёт повествование от первого лица: читатель воспринимает художественную картину глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает всё до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чём они думают.

В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный приём так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.

В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В канве рассказа упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.

Смысл произведения в том, что человек стал далёк от природы, её заменил прогресс, урбанизация, ложные ценности. В крестьянском укладе лошади считались кормильцами, о них заботились, относились с уважением. В рассказе лошади не верят Рыжухе, которая поёт песни об этих счастливых временах. Они считают, что так было всегда (пастух забывает кормить лошадей, хозяева не лечат своих животных). В конце произведения звучат мысли автора о том, что ему хочется плакать вместе с лошадью, его гнетёт тоска о том, чего не вернуть.

Источник

Смысл и главная мысль рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико. Рассказ прежде всего раскрывает нам основные черты автора. Из него мы начинаем понимать, что Федор Абрамов испытывает страсть к лошадям. Он не забывает об этих прекрасных существах и на протяжении рассказа, очень ласково и трепетно относится к воспоминаниям о своей давнишней лошади, которая также была для него подругой, звали ее Рыжуха.

За всю свою жизнь, чего она только не увидела, а самое главное сколько она только не работала. Об этом можно судить по описанию автора. Ее внешний вид, всего за пять лет жизни, существенно изменился, ведь она была рабочей лошадью, которая любила своего хозяина и должна была целыми днями работать, для того чтобы обеспечить пропитание хозяину. А ведь, никто даже не мог представить свою жизнь без лошади. Она была хоть куда, и в работе послушна, и на войне верным товарищем была, уж не сосчитать никому из людей сколько этих преданных друзей полегло на поле битвы.

Но несмотря на все трудности, Рыжуха всегда была в приподнятом настроении и никогда не теряла боевого расположения духа. Ведь рядом с ней всегда был ее лучший друг.

Спустя некоторое время, что-то странное произошло с Рыжухой. Она отвернулась от человека и тогда, чтобы выяснить, что же могло произойти к ней отправился автор. Подойдя к ней, он обнял ее и поспешил спросить ее о том, что тревожит ее. На его вопрос она поведала ему историю, которая приключилась с ней не так давно, однако именно она изменила ее жизнь. И со слезами на глазах, она рассказала автору о том, что совсем недавно, в летнюю пору на сенокосе, она повстречалась со старой лошадью, которая в ходе беседы рассказала ей тайну, которую никто из лошадей до этого не знал.

Оказывается раньше лошади никогда так не жили. Они не были обязаны служить людям. Наоборот, люди очень любили и уважали лошадей, много их кормили, поили и давали вволю отдохнуть. И тогда она решила спросить своего друга. А действительно ли были такие времена? Он был очень удивлен, но решил этого ей не показывать, наоборот он отшутился и сказал чтобы они хорошо отдохнули и вновь приступали к делам. После чего, жизнь Рыжухи поменялась, ведь ни она ни он больше не могли полностью доверять друг другу.

Суть рассказа заключается в том, что люди совершенно потеряли связь с природой и живыми существами, населяющими эти просторы. И в этом и состоит главная тревога и грусть автора.

Главная мысль

Какова же главная мысль произведения Фёдора Абрамова “О чём плачут лошади”. Во-первых, данное произведение подымает немаловажный вопрос о природе, и её составляющих. Ведь как человек ведёт себя с природой, это очень важно. Именно сам человек решает жить ему в гармонии с природой, или же во вред ей. Только сам человек ответственен за то, что мы был мир вокруг всего живого, чтобы не было разрухи. А как мы знаем, именно сам человек совершает разруху в природе, а позже жалеет из-за своего соития. Если говорить поверхностно, смысл произведения в том, что человек отделился от нашего мира, от нашей родной земли, великолепной и радующей глаз природы. Он потерял связь со всем внешним миром и природой, он потерял ценности, которые ему даровала природа. Время с гармонией природы осталось в прошлом, люди живут в разлуку с природой. Они идут в разных ритмах с ней.

Когда я читал данное произведение, оно произвело на меня не забываемые впечатления. Я читал на одном дыхании пытаясь вникнуть в замысел автора. Абрамов описывал русский быт того времени, а также хлопоты сельчан.

Автор объясняет нам, что как раз в конце тридцатых годов, прибыли в колхоз тракторы, а тем самым стало понятно, что лошади теперь будут не нужны. Ведь зачем нужны лошади, если есть такая убойная сила. Со скакунами стали обращаться крайне жёстко и не осторожно, без какой либо любви и сочувствию. Герою данного рассказа очень жаль лошадей. Он хочет донести до нас мысль, что живые существа такие же люди, как и мы. Нельзя с ними обращаться так по-свински. Произведение немного магическое, так как в нём есть даже разговор с одной из лошадей. Именно данный разговор и поможет раскрыть нам идею данного рассказа. Произведение не больших размеров, но за ним стоит высокий и поучительный смысловой груз. Это одно из тех произведений, которое нас обучает чему-то новому и по жизни нужному, а главное человечному. Произведение обучает нас любить мир, любить то, что нас окружает. Относиться ко всему с любовью и тогда мир станет немного лучше и добрее, хотя бы в наших глазах.

Лошади – это поистине милые и нужные животные, которые связывают и объединяют человека с природой. Лошадь, как человек. Она также умеет дружить, также может любить человека, они тоже любят свободу, и не хотят быть запертыми. Лошади стали забытыми. И мало кто ещё помнит о них. А ведь они были настоящими друзьями человека! Они грустят и хотят найти поддержку и любовь со стороны человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

Преемственность поколений является следствием природных, социальных, исторических и политических отношений. Природная и социальная связь является причинной для всех остальных отношений между людьми

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека

В мире людей ценности могут быть государственными, общественными, личными. Но в любом случае, их утрата влечет за собой серьезные, роковые последствия. Особенно в масштабах страны.

В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны

В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор

Источник

Урок-размышление по рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок – размышление (6 класс, литература)

«Все мы немножко лошади…»?

(По рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»)

Оформление урока: 1) портрет Ф.Абрамова;

2) выставка книг писателя;

3)выставка рисунков учащихся (задание дается заранее), картин (на усмотрение учителя, главное, чтобы на картинах были изображены лошади), скульптурных изображений (можно дать заранее задание учащимся поработать дома с пластилином или глиной), детских игрушек (лошадки).

1.Беседа с учащимися о Ф.Абрамове:

— Что узнали о писателе?

— Какова главная тема его произведений?

— Записать слово «лошадь», написать свои ассоциации: что представляется в первую очередь, когда слышите это слово?

— Проверка написанного (по желанию учащихся).

3. Вступительная беседа.

— В каких произведениях мы с вами уже встречались с изображением лошадей? («Детство» М.Горького, «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, былины и т.д.)

— Какое запомнилось, удивило больше всего? Чем? (Задача учителя: вывести ребят на стихотворение В.Маяковского, если оно не было упомянуто учащимися раньше).

— Какие слова из стихотворения В.Маяковского особенно запомнились?

4.Открывается запись на доске:

1. Тема и название урока.

2.Эпиграфы: Мы с тобой одной крови – ты и я!

Р.Киплинг. Книга джунглей.

Поистине достоин иметь язык волшебный конь! Н.Заболоцкий

(Учащиеся оформляют записи в тетрадях).

5.Беседа по восприятию прочитанного:

— Что особенно запомнилось в прочитанном рассказе Астафьева?

— Что было непонятно? Какие вопросы хотелось бы задать?

6.Словарная работа (запись непонятных слов и их значений). Например:

— Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в мире природы? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение. Единство с природой – норма жизни.)

— Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

— Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?

— Почему автору не нравятся новые клички лошадей? А вам? Почему появляется слово «имена», а не «клички»? ( Люди стремятся в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне. Разрушая этот мир, человек страдает и сам, и заставляет страдать все живое вокруг.)

Какие чувства испытывает автор, говоря о лошадях? Почему именно такие?

— Чем Рыжуха отличалась от других лошадей? (Характер!)

— О чем рассказала Рыжуха? Каковы ее глаза? Почему автор говорит о ней: «сокровище», «как солнце»?

— Перескажите историю гибели Карька «на лесном фронте». О чем говорит эта история? (Судьба человека и судьба окружающей его природы неразрывно связаны. Природа помогает человеку, поддерживает его в трудную минуту.)

— Почему судьба, «лошадиная жизнь», Карька и Рыжухи вызывает у автора чувство тоски? Почему автор считает, «что совершил что-то непоправимое, страшное»? Почему автор «казался сам себе каким-то нелепым, отжившим существом из той же лошадиной породы»? Как вы поняли эти слова? (Насилие над природой приводит к озверению одних (например, конюх Миколка) и к умению многое понимать других (автор). Очеловечивая страдающих животных, писатель показывает потерявших в себе человеческое людей).

-Зачем нужны были людям кони? (Работа, праздники: езда, гонки, игрушки, украшения на доме, подкова как символ удачи, счастья, «ковали победу»: донорство).

Какую метафору использует в конце рассказа автор, говоря о себе? Как вы ее поняли? («Отрезанный ломоть»).

Почему в рассказе возникает пушкинский вещий Олег? Зачем он нужен автору? (Память).

-Как объяснить поведение и речь героя? Чем обманул? Чем стал похож на лошадей?

— О чем же плачут лошади?

В исполнении учащихся звучит стихотворение Н.Заболоцкого «Лицо коня»:

Животные не спят. Они во тьме ночной И если б человек увидел

Стоят над миром каменной стеной. Лицо волшебное коня,

Он вырвал бы язык бессильный свой

Рогами гладкими шумит в соломе И отдал бы коню. Поистине достоин

Покатая коровы голова. Иметь язык волшебный конь.

Раздвинув скулы вековые,

Ее притиснул каменистый лоб. Мы услыхали бы слова.

И вот косноязычные глаза Слова большие, словно яблоки. Густые,

С трудом вращаются по кругу. Как мед или крутое молоко.

Слова, которые вонзаются, как пламя,

Лицо коня прекрасней и умней. И, в душу залетев, как в хижину огонь,

Он слышит говор листьев и камней. Убогое убранство освещают.

Внимательный! Он знает крик звериный Слова, которые не умирают

И в ветхой роще рокот соловьиный. И о которых песни мы поем.

И зная все, кому расскажет он Но вот конюшня опустела,

Свои чудесные виденья? Деревья тоже разошлись,

Ночь глубока. На темный небосклон Скупое утро горы спеленало,

Восходят звезды соединенья. Поля открыло для работ.

И конь стоит, как рыцарь на часах, И лошадь в клетке из оглобель,

Играет ветер в легких волосах, Повозку крытую влача,

Глаза горят, как два огромных мира, Глядит покорными глазами

И грива стелется, как царская порфира. В таинственный и неподвижный мир.

(ПРИМЕЧАНИЕ: стихотворение довольно сложно по содержанию. И все же, думается, если заранее подготовить хорошее выразительное чтение наизусть, оно не оставит равнодушными учащихся. Во всяком случае, у меня на уроке именно так и было: ребята запомнили выражения из стихотворения, говорили о необычном, трепетном отношении поэта к лошадям, об «очеловечивании» коня и т. д. Можно распечатать стихотворение на парты ребятам, это существенно облегчит работу.)

9.Работа с картинами, рисунками, скульптурами:

— Чья работа больше понравилась и почему?

10. Подведение итога урока:

— Согласны ли вы с Маяковским (см. название урока)? Как вы понимаете эти слова? Как вы понимаете слова эпиграфов? Какой из них вам больше понравился и почему?(Все мы – живые, «одной крови». Значит, знаем, что такое боль. Значит, необходимо ощущать чужую боль, как свою. Беречь все живое, ценить красоту и не причинять никому боль!)

Нужны ли нам лошади сегодня (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)? Если нужны, то зачем?

— Почему, как пишет жена Ф.Абрамова, многие люди говорят, что сегодня не хватает Абрамова, наступило его время?

11.Заключительное слово учителя. Звучат слова из книги Бориса Алмазова «Прощайте и здравствуйте, кони!»: «Нет, кони не покинут нас! Просто сейчас, в наше сложное время, происходит переоценка отношения к этому удивительному созданию природы. Лошадь в жизни людей будущего обязательно будет играть важную роль… Хотя человеку не нужна будет ее сила, химия и биология найдут замену коню в медицине, но конь всегда помогал человеку становиться добрее, спасал его от эгоизма, одиночества, развивал в человеке не только физические качества, но и духовные, нравственные. И тут коня ничего заменить не может.

— Прощайте! – говорим мы кавалерийским, армейским коням, коням-транспорту, коням-донорам.

— Здравствуйте! – говорим мы лошади-другу.»

Источник

Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Сам человек только в зеркале природы может
увидеть своё настоящее лицо.
М. М. Пришвин

– выяснить особенности раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе Ф.А. Абрамова;
– показать на примере рассказа Ф.А. Абрамова “О чём плачут лошади”, что отношение человека к природе – характеристика его нравственных качеств;
– развивать умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
– развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;
– воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других
– воспитывать любовь к литературе.

Формы урока: групповая, индивидуальная.

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИК-технология.

Оформление: фотографии Ф.А. Абрамова, фильм о лошадях, презентация учащихся “Лошади в жизни человека”, песня “Лошади в океане”, на доске таблица сравнения стихотворения В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” и рассказа “О чем плачут лошади”, к доске прикреплены надписи об особенностях раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе.

Урок проходит в форме ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

1. Организационный момент: Здравствуйте, те, кто прочитал интересный рассказ Ф. Абрамова; здравствуйте, те, кто хочет найти ответ на вопрос: “О чем плачут лошади” в рассказе; те, кто сегодня на уроке будет журналистом.

2. Тема и цели урока. На нашем уроке будет проходить расследование. Вы журналисты, я главный редактор журнала о животных. Материалом исследования является рассказ известного писателя ХХ века Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”. Вы найдете ответы на вопросы: “Что же случилось такого в деревне, что лошади плачут” и на вопрос: “Как раскрывает тему взаимоотношений человека и природы писатель?”

Мотивация: Это нужно для того, чтобы узнать себя через отношение к природе, проверить себя на человеческие качества.

3. Знакомство с писателем. Заседание журналистов началось. Послушайте рассказ о писателе. Запишите, какие нравственные качества отличают писателя (учитель кратко рассказывает о биографии писателя):

Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году, а умер в 1983 году. Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, то есть такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное село (1942 г.).

Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Много произведений не было опубликовано при жизни, много было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Его известные произведения “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Старухи” и т.д. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

4. Актуализация знаний. Любое журналистское расследование начинается со сбора материала. Проверка задания: какой материал вы собрали про писателя?

– Чтобы высказывать свое мнение, нужно хорошо знать предмет обсуждения. (1 ученик пересказывает сюжет рассказа).
– Работа по группам:
1-я группа учащихся должна собрать материал на тему “Как относились к лошадям в старину”. (Показ презентации, заранее приготовленной учащимися, “Лошади в жизни человека”.
2-я группа – “Как относятся люди в деревне к лошадям”.
3-я группа – “Как главный герой относится к лошадям”.

Учащиеся готовят ответы (5 минут), обсуждая в группах и помогая друг другу, отвечают, добавляя друг друга.

Вопросы главного редактора:

1) 1-й группе – от кого вы узнали об отношении к лошадям в старину? (От Рыжухи.)
2) 2-й группе – почему изменилось отношение к лошадям?
3) 3-й группе – изменилось ли отношение лошадей к рассказчику?

5. Анализ рассказа. Гл. редактор: Картина ясна: лошади стали жить хуже, потому что изменилось время и лошади стали не нужны.

– А скажите, рассказ только о лошадях? (О людях, людях глазами животных). И 1 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ ЛОШАДЕЙ”.

Перечислите всех героев рассказа. (Каждый у себя в тетради.)

(Герой-рассказчик, Рыжуха, Карька, старая кобыла Забава, другие лошади.)

Любой журналист должен понять суть, психологию героев, уметь сравнивать, делать выводы.

По группам рассказать 1 группа – о Рыжухе, 2 – о Карьке, 3 – о Забаве, нарисовав психологический портрет.

Вы обратили внимание, что вы рассказывали не о человеке, а о животных как о людях?

И 2 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ПИСАТЕЛЬ СРАВНИВАЕТ ЛОШАДЕЙ С ЛЮДЬМИ”.

(Автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия, ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых, борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.)

– События, описанные в рассказе, были давно, и рассказ написан в 1973 году, но что в нем не связано со временем? (Человеческие качества, выбор человеком своих поступков.) Отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других. И как хорошо, если поможет вам в этом добрые и мудрые наставники, такие как Ф.А. Абрамов и другие писатели, а также поэты.

Предлагаю вам сейчас послушать песню, положенную на стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Исполняют Т. И С. Никитины http://www.audiopoisk.com/track/sergei-i-tatana-nikitini/mp3/lo6adi-v-okeane/.)

У учащихся перед глазами тексты.

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
Глория по-русски значит Слава, –
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. Кто виноват гибели лошадей? А в их плаче? (ЛЮДИ.) Журналисты умеют ориентироваться в материале.

– Группы находят и зачитывают:

1-я группа – Как сначала встречали героя лошади.
2-я группа – Как повел себя герой.
3-я группа – Как ведут себя лошади после ответа?

– А почему так получилось? Журналисты умеют понять поведение человека, объяснить его поступки. Для ответа на этот вопрос сравним рассказ Ф. Абрамова со стихотворением В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” (на прошлом уроке после изучения стихотворения Маяковского была заполнена 1 колонка таблицы): группы заполняют по строке (с 1 по 3).

Вывод формулируется вместе.

В.В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям”Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади”
У лошади – горе
Глаза – слезы
У лошади что-то случилось.
В глазах слезы
Отношение людей:
Все смеются, кроме героя
Не берегут, не ухаживают, людям они не нужны.
Поведение героя:
Звериная тоска, “все немножко лошади…”
Герой не жалеет, правду не сказал, потерял доверие, не дает надежду.
Вывод: обратиться в мир детства, дать надежду, поэтому стоит жить и работать.“Лошадиная тоска” (не поставил себя на место лошади).

И 3 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ – СПОСОБ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА”.

А что бы сделали вы? Как можно было ответить Рыжухе? Устное обсуждение.

– Вот теперь, я думаю, можно ответить на вопрос “О чем плачут лошади”. Журналисты должны иметь свое мнение. Все группы обсуждают одинаковые вопросы: “Почему в конце названия рассказа нет вопросительного знака?” и “В чем разница названий: “О чем…” и “Почему…”?

О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними, о неблагодарности.)

Слово гл. редактора:

“И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне – это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь!” Эти слова принадлежат известному натуралисту Юрию Дмитриеву. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.

Посмотрите видеоролик о лошадях, и вы убедитесь в справедливости этих слов. http://video.yandex.ru/users/ed5033/view/910

6. Наше расследование окончено. Правду найти трудно, но свое мнение иметь надо. А я считаю, что животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

И этому нас учит рассказ Ф.А. Абрамова. У писателя было такое жизненное кредо – «Будить, всеми силами будить в человеке Человека».

7. Дома: написать заметку в журнал на тему “О чем плачут лошади”, “Нужны ли сейчас лошади?” “Человек и природа” или ответить на вопрос: “Чему учит рассказ Ф.А. Абрамова?”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *