887 год событие на руси
887 год
Годы |
---|
883 · 884 · 885 · 886 — 887 — 888 · 889 · 890 · 891 |
Десятилетия |
860-е · 870-е — 880-е — 890-е · 900-е |
Века |
VIII век — IX век — X век |
1-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII век — VIII век — IX век — X век — XI век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
СодержаниеСобытияРодилисьСм.также: Категория:Родившиеся в 887 году СкончалисьСм. также: Категория:Умершие в 887 году См. также
ПолезноеСмотреть что такое «887 год» в других словарях:887 год до н. э. — Годы 891 до н. э. · 890 до н. э. · 889 до н. э. · 888 до н. э. 887 до н. э. 886 до н. э. · 885 до н. э. · 884 до н. э. · 883 до н. э. Десятилетия 900 е… … Википедия 1971 год — Годы 1967 · 1968 · 1969 · 1970 1971 1972 · 1973 · 1974 · 1975 Десятилетия 1950 е · 1960 е 1970 е 1980 е · 1990 е … Википедия 1887 год — Годы 1883 · 1884 · 1885 · 1886 1887 1888 · 1889 · 1890 · 1891 Десятилетия 1860 е · 1870 е 1880 е 1890 е · … Википедия 888 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 888. Годы 884 · 885 · 886 · 887 888 889 · 890 · 891 · 892 Десятилетия 860 е · 870 е 880 е … Википедия Учебный корабль Серия 887 — 1978 Учебные корабли проекта «887» построены на польских верфях в 1976–1978 годах, для замены использовавшихся как учебные, крейсеров типа Свердлов. Учебные корабли проекта «887» спроектированы и построены специально для … Военная энциклопедия 891 год — Годы 887 · 888 · 889 · 890 891 892 · 893 · 894 · 895 Десятилетия 870 е · 880 е 890 е 900 е · … Википедия 890 год — Годы 886 · 887 · 888 · 889 890 891 · 892 · 893 · 894 Десятилетия 870 е · 880 е 890 е 900 е · … Википедия 889 год — Годы 885 · 886 · 887 · 888 889 890 · 891 · 892 · 893 Десятилетия 860 е · 870 е 880 е 890 е · … Википедия 886 год — Годы 882 · 883 · 884 · 885 886 887 · 888 · 889 · 890 Десятилетия 860 е · 870 е 880 е 890 е · … Википедия 885 год — Годы 881 · 882 · 883 · 884 885 886 · 887 · 888 · 889 Десятилетия 860 е · 870 е 880 е 890 е · … Википедия ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ482 г. Основание Киева. Династия Киевичей. Кий княжит над полянами – антами. 482 г. Королевство ругов в Паннонии. 499 г. Вторжение болгар во Фракию. 500 г. Племенные союзы полян (столица Гнезно), вислян (столица Краков), лендзян (столица Сандомир), силезян (столица Вроцлав), гоплан (куявов), мазовшан и поморян в Польше. 500 г. Славяне проникают в Богемию и Словакию. 502 г. Вторжение болгар в Иллирию. 504 г. Вторжение болгар во Фракию и их столкновение с готами. 517 г. Набег болгар на Македонию, Фессалию и Пелопоннес. В походе участвовали славянские дружины. 527 г. Начало ежегодных вторжений славян на Балканы. 531 г. Нападение славян и болгар на Византию. 531 г. После очередного набега кочевников-болгар Юстиниан назначает анта Хвалибуда командующим на Дунае. 538 г. Вторжение кутургуров и славян на Балканы. 540 г. Славяне и кутургуры вторглись на Балканы и дошли до Константинополя. 545 г. Славянское вторжение во Фракию. 547-548 гг. Славянские набеги на Иллирик. 549 г. Славянское вторжение во Фракию. 550 г. Склавины вторглись во Фракию. 551-552 гг. Многочисленное вторжение склавинов в Иллирик. Гепиды оказали им помощь, переправив через Дунай. 558 г. Кутургурский хан Заберган угрожает Константинополю. 558 г. Вторжение авар-хионитов в Северное Причерноморье. Царь алан Саросий, который был в дружеских отношениях с Византийской империей, передал известие о приближении авар командующему византийской армией в Закавказье Юстину. Посольство аваров в Византию. 558 г. Разгром аварами сабиров и утургуров. 559 г. Неудачный набег славян и кутургуров на Византию. 560 г. Авары окончательно покорили утургур. 562 г. Авары проникли в Добруджу. Второе посольство аваров в Византию. Авары начали продвижение в Паннонию. 567 г. Союз аваров с лангобардами и разгром королевства гепидов. 568 г. Авары заняли Паннонию. 568-635 гг. Аваро-славянские войны. 572 г. Вторжение славян в Мезию и Фракию. 578 г. Нападение славян на Фракию и Элладу. Союз Византии с аварами. Авары разгромили славян, убив их князя Даврита. 581 г. Дунайские славяне вторглись во Фракию. Поселение славян во Фракии. 583-587 гг. Нападение аваров на Византию. 584 г. Славяне напали на Фессалию. 585 г. Захват славянами Анхиале. 585-586 гг. Славяне напали на Фессалию. 587 г. Захват славянами Монемвасии. 587-588 гг. Славяне заселяют Фессалию, Эпир, Аттику и Пелопоннес. 591-597 гг. Война Византии со склавинами и аварами. 598 г. Авары пришли на помощь склавинам, воюющим с Византией. 599 г. Славяне-анты воюют во Фракии против Византии. 600 г. Славяне вышли на Эльбу. 600 г. Кривичи поселяются в верховьях Днепра и Западной Двины. Археологическая культура «длинных курганов». 600 г. Мир аваров с Византией. 600 г. Легендарный князь лехов-полян Лех из рода Попеличей. 600 г. Легендарный князь Чех в Вышгороде. 600 г. Княжество далматинских хорватов со столицей в Ноне. 600-601 гг. Авары полностью разгромили антов – союзников Византии. 601 г. Победа Византии над аварами. 611 г. Вторжение славян в Истрию и ее разорение. 612 г. Взятие славянами Салоны на Адриатике. 613 г. Поход войск фриульского герцога на альпийских славян. 614 г. Взятие славянами Эпидавра. Город был разрушен, а часть горожан продана в рабство. 615 г. Славяне дошли до Ахайи и заняли Фессалию. 616 г. Славяне пытаются захватить Фессалонику. 618 г. Расселение славян в Далмации и Македонии. 618 г.Основание Старграда – центра бодрического племенного союза. 619 г. Авары дошли до Константинополя. 620 г. Отступление авар от Константинополя. Мир с Византией. 620 г. Княжество красных хорватов в Сисаке во главе с Косенцесом. 623 г. Поход славян на остров Крит. 623 г. Восстание славян против авар. Возникновение государства западных славян во главе с князем Само – кельтом по происхождению. 624 г. В борьбе с аварами в Далмации сформировался хорватский племенной союз. 626 г. Славяне освобождаются от власти аваров. Возникновение княжества хорутан – Каринтии. Столица – Крнски. 629 г. Независимость лендзян от аваров. 630 г. Сербы переселяются на Балканы. Появление княжества Рашка со столицей в Нише. 631-635 гг. Конфликт славян и франков. 633 г. Освобождение болгар из-под власти тюркютов и объединение их ханом Курбатом. 634 г. Война болгар против аваров. 635 г. Образование Великой Болгарии, находящейся восточнее Азовского моря во главе с Кубратом. Заключение союза с Византией. Кубрату пожалован титул патрикий. Столицей стала Фанагория. 635 г. Авары подчинили княжество красных хорватов. 641 г. Мир франков со славянами. Славяне получают возможность расселяться в Тюрингии. 642 г. Поход славянских дружин на кораблях в Италию. 642 г. Первая попытка Рима крестить сербов. 643 г. Возникновение на Нижнем Дунае славянского княжества семи племен. 644 г. Война хазар против болгар. Болгарскирй хан Куврата капитулирует, но его брат Аспарух продолжает борьбу и отступает к Днестру. 645 г. Осада славянами Фессалоники. 650 г. Союз племен слюблян, лужичан, плоней, жирмунтов, сусельцев, мильчан, сербов (сорбов), далеминцев – княжество сорбов во главе с князем Дерваном и столицей в Мисне (Мейсене). 650 г. Славянское племя ринхины селится в Македонии. 651 г. Образование Хазарского каганата – государства дагестанских племен хазар с тюркской династией Ашина. 657 г. Византия подчинила славянское княжество семи племен. 658 г. Распад Государства Само после его смерти. 658 г. Поход византийцев на славян в окрестностях Фессалоники. Множество славян переселено в Малую Азию. 665 г. Во время войны Византии против арабов все славянское войско, составлявшее часть византийской армии, дезертировало и перешло на арабскую сторону. Около пяти тысяч этих славян было расселено в Сирии по приказу арабского главнокомандующего. 665-666 гг. Славянские дружины хорутан помогают Арнефриду в борьбе за престол Фриуля, но терпят поражение. 670 г. Уличи и тиверцы поселяются в Приднестровье. 675 г. Появление болгар на Дунае. 676 г. Авары закрепились в Паннонии. 678 г. Византия покорила славянские племена в Македонии. 679 г. Болгары во главе с ханом Аспарухом вторглись на Балканы. 680 г. Князь ринхинов в Македонии Первуд. 681 г. Византия признала независимость Болгарии на Нижнем Дунае. 688 г. Византия завоевала княжество далматинских хорватов. 689 г. Поход Юстиниана II на болгар и славян во Фракию. Война с переменным успехом. Переселение части славян (приблизительно 30 000 человек) в Малую Азию – Вифинию. 700 г. Племенные союзы бодричей, вагров, варнов, смолинцев и глинян в Мекленбурге. 700 г. Мелкие племена моричан, спреван, гаволян (стодорян), брежан, ратарей, укров, доленчан, хижан, черезпенян объединяются в племенной союз лютичей во главе с выборным князем. 700 г. Славяне заселяют территорию Боснии. 705 г. Юстиниан II с помощью болгар хана Тервела осадил Константинополь. Город был взят и Юстиниан II вторично сел на византийский престол. В знак благодарности, Хан Тервел за оказанную помощь получает титул «царь» (кесарь), Болгария провозглашается царством. Византийский император Юстиниан II уступил Болгарии область Загоры в благодарность за помощь при возвращении на престол. 708 г. Болгаро-византийский конфликт из-за области Загоры. 712 г. Вторжение болгар в Византию под предлогом мести за убийство Юстиниана II. 716 г. Договор Болгарии с Византией о мире и союзе. 740 г. Болгары основали на Волге Булгар, гербом которого стал крылатый барс. 745 г. Славянское княжество Каринтия признало вассальную зависимость от Баварии. 750 г. Славяне распространяются на север до Ильмень-озера. 750 г. Билинское княжество в юго-западной Чехии. Князь Касал. 750 г. Славянское княжество велетичей в Фессалии. 750 г. Независимость далматинских хорватов от Византии. 750 г. Княжество Травуния на Балканах во главе с Петриславом. 753 г. Ладога – город со смешанным славянским, финским и скандинавским населением. 754 г. Осада болгарами Константинополя с требованием выплаты дани и разгром их Константином. 755 г. Византия напала на Болгарию. 758 г. Славяне во Фракии и Македонии воспользовались столкновением между булгарами и Византией и попытались восстать против обоих. Константину, возвращавшемуся с булгарской кампании, удалось подавить восстание. 759 г. Славяне во Фракии и Македонии восстали снова, теперь уже призвав на помощь булгар. На этот раз византийское войско было разбито, но раздоры между булгарскими вождями не дали булгарам и славянам целиком воспользоваться победой. 762 г. Балканские славяне подали прошение императору Константину, заверяя его в своей верности и спрашивая позволения переместиться в какой-нибудь мирный район Малой Азии. Константин милостиво согласился, после чего несколько славянских племен, числом более двухсот тысяч, направились в Вифинию, на земли, которыми их наделили, вдоль реки Артан. 762 г. Болгары и славяне напали на Византию. 763 г. Разгром Византией болгар у Анхиала. 765 г. Болгары восстали и убили хана Телеца. Начало междоусобиц. 768 г. Болгары запросили у Византии мира. 770 г. Разрушение Ладоги в результате военного столкновения. 772 г. Война Византии с болгарами. 772 г. Хорутанский князь Вальтунк лишен Баварией власти, а Карантания включена в состав Баварии. 773 г. Война Византии с болгарами. Византийский флот действует в устье Дуная. 777 г. Болгарский хан Телериг вынужден был бежать в Константинополь, где он сразу же окрестился и женился на греческой девушке. 778 г. Хорутанский князь Вальтунк вновь утвержден Баварией на престоле Карантании в качестве вассала. 780 г. Усиление княжества бодричей. Столица – Велеград. Князь Вышан. 780 г. Драгувит – князь лютичей. 780 г. Княжество хорватов обрело независимость от Аварского каганата. 786 г. Первый клад арабских дирхемов в Ладоге. С одной стороны, это несомненный признак того, что здесь побывал тот, кто лично сходил в южные походы – возможно, князь Бравлин. 789 г. Вторжение болгар в Македонию. 789 г. Поход франков в земли лютичей. 790 г. Нападение славянского князя Бравлина на Херсонес, после десятидневной осады пал Сурож. Пострадали города хазарской части Крыма, но был разграблен и греческий Корсунь. 791 г. Освобождение хорутан от власти аваров. 799 г. Погиб князь племени велетичей в Фессалии Аксамир. 800 г. Славянское княжество Вагрия со столицей в Старгарде севернее Лабы. 800 г. Аркона в составе княжества лютичей. Формирование крупнейшего славянского сакрального центра. 800 г. Славянская жупания Манча на Дунае со столицей в Белграде. 805 г. Поход франков в земли чехов. 806 г. Поход франков в земли лужицких сорбов и моравов. 807 г. Война болгар с Византией. Шла с переменным успехом, но в целом, преимущество было на стороне булгар. 808 г. Поход датчан на бодричей. 809 г. Болгары взяли Сердик (Софию). 812 г. Поход франков в земли бодричей. 813 г. Осада болгарами Константинополя и взятие Адрианополя. Византия отвергла мирные предложения болгар. 815 г. Перемирие болгар с Византией. 818 г. Моравский князь Моймир. 818-823 гг. Антифранкское восстание хорватов во главе с князем Людевитом и независимость Хорватии. 820 г. Христианизация хорватов. 820-825 гг. Восстание Фомы Славянина в Византии. 822 г. Война франков с хорватами и завоевание Хорватии. 823 г. Омортаг – царь болгар и славян. 823 г. Казнь Фомы Славянина. 824 г. Славяне и Хазария полностью разгромили Аварский каганат. 827-832 гг. Война франков с болгарами. 828 г. Возникновение в Словакии Нитранского княжества во главе с Прибиной. 829 г. Хорватский князь Ратимир – вассал Болгарии. 830 г. Объединение Моравии. 833 г. Нитранское княжество завоевано Великой Моравией. Прибина бежал на юг и основал Блатенское княжество в Паннонии. 834 г. Основание хазарами крепости Саркел в низовьях Дона. 835-836 гг. Войны хазар со славянскими племенами в среднем Днепре и в районе Оки. 839 г. Ладога сгорает в результате нападения скандинавов. 840 г. Славянское княжество лучан в Южной Чехии. Столица – Жатец. 841-842 гг. Антивизантийское восстание славян на Пелопоннесе. 843 г. У лехов-полян в Гнезно к власти пришла династия Пястов. 844 г. Завоевание Германией княжества бодричей. Погиб князь бодричей Гостимысл. 845 г. Завоевание Германией княжества Вагрия. 846 г. Германский король Людовик сверг князя Великоморской державы Моймира, но престол перешел к Ростиславу. 847 г. Основание Бременского архиепископства. 850 г. Мадьяры поселяются в Этелькёз – между Днепром и Серетом. 850 г. Варяги возлагают дань на чудь, словен ильменских, кривичей и мерю. 852 г. Варяги изгнаны новгородцами. 852-867 гг. Вторая болгаро-сербская война. 853 г. Мир Болгарии с Византией. 858 г. Раздел варягами и Хазарией сфер влияния: варяги берут дань с чуди, словен, мери и кривичей, Хазария – с полян, северян и вятичей. 859 г. Первое упоминание в летописи Великого Новгорода. 860 г. Княжество Захлумье (Хум) со столицей в Никшиче. 860 г. Болгария присоединила территорию Албании с выходом на Адриатическое море. 861 г. Аскольд в Киеве объявляет о независимости от Хазарии. 862 г. Изгнание варягов из Новгорода. Призвание варяга Рюрика в Новгород. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙРусская историяДо Рюрика 834 г. Основание хазарами крепости Саркел в низовьях Дона 835-836 гг. Войны хазар со славянскими племенами в среднем Днепре и в районе Оки 839 г. (18 мая) Прибытие в столицу Франкского государства Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому посольства от византийского императора Феофила, в составе которого находились русы 839 г. Ладога сгорает в результате нападения скандинавов Позднее 840 г. Сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха о торговых путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и в Багдад Ранее 843 г. Нападение русов на Амастриду, главный город византийской Пафлагонии. Принятие христианства князем Бравлином и его дружиной 850 г. Варяги возлагают дань на чудь, словен ильменских, кривичей и мерю 852 г. Варяги изгнаны новгородцами 859 г. Сообщение «Повести временных лет» о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен 859 г. Первое упоминание в летописи Великого Новгорода 860 г. (или 866 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля « 861 г. Аскольд в Киеве объявляет о независимости от Хазарии 862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море». Начало межплеменных усобиц Правление Рюрика 866 г. (или 860 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля « 867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов 874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе Правление Олега 882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве X-XII вв. Складывание древнерусской народности 887 год событие на русиЛекция в духовном училище ССО СРВ Итак, уважаемые ученики, продолжим наше занятие. Сегодня мы разберём тему «Крещение Руси». Ну вот, скажете вы, опять двадцать пять! Ну, сколько можно? Одно и то же! Что нового мы сможем узнать? Каждый школьник знает, что Крещение Руси было при князе Владимире Красно Солнышко! Дай Бог памяти, в 988 году! Но так ли это? А что не так с крещением Руси, скажете вы? Русь есть? Православие есть? Какие могут быть сомнения? Сомнений, на самом деле, очень много. Давайте их уже как-нибудь развеем и окончательно поставим точку в этом деле. Итак, открываем покрытое пылью «Дело №988». Вопрос: Из какого источника мы с вами знаем, что состоялось крещение Руси? Ответ: Из Повести временных лет. Вот же оно, под 6496, т.е. 988 годом: Теперь внимательнее посмотрим на документ, из которого это взято, то есть, на «Повесть временных лет». Выглядит он, этот документ, так: В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год 6376 (868). Начал царствовать Василий. В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская. На что это похоже? На документ с вырванными страницами? Нет, уважаемые. Это похоже на документ, который не успели дописать. Видимо, так торопились, что забыли в 866 году написать главное. Вот это: «..даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере …, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Это из послания византийского патриарха Фотия за 867 год. В котором он сообщает о крещении Руси. Об этом же событии пишет император Константин Багрянородный: «И народ росов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (император Василий I Македонянин, правивший в 867—886 гг. – В.К.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил их сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа… Он, прибыв в страну названного народа, был принят ими благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, собрав собрание подданных и председательствуя с окружающими его старцами… приглашает… архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого Завета. Росы заявили, что они не поверят ему, если не увидят сами что-нибудь подобное… Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: “Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны”. Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься». Похожие рассказы о крещении Руси в IX веке и о «чуде» с пропитанным огнеупорным составом Евангелием, мы можем прочитать и в других византийских источниках: у Кедрина, Льва Грамматика, Зонары, Михаила Глики, Скилицы и других, а также в Житиях Св. Кирилла и Мефодия. Единственное, чего мы не находим в византийских источниках, так это упоминания о крещении Руси при князе Владимире Красно Солнышко. Но стоит ли на такие пустяки обращать внимание? На нет и суда нет. Мы видим, что во время написания «Повести временных лет», киевский летописец, решив заполнить пробелы в событиях IX века, использовал то, что было у него под рукой. А была у него под рукой поздняя византийская хроника продолжателя Георгия Амартола. В котором о крещении Руси в 860 (?) году при Фотии не говорится ни слова. Зато успешный поход на Константинополь представлен в виде страшного поражения «безбожных русских» с помощью всё того же «чуда». Но патриарх Фотий, очевидец похода русов на Константинополь, описал «чудо» несколько иначе: Никакого чуда, всё просто! Отягощённые награбленным русы сочли благоразумным удалиться подобру- поздорову. Что же произошло дальше? Уже после того, как в Киев был прислан епископ, а потом и архиепископ? А какой же архиепископ без церкви? Наверняка, в Киеве началось и строительство церквей. А дальше произошло крещение князя Аскольда под именем Николай, в память о котором в Киеве ежегодно, 2 июля, как по «убиенному язычниками» «мученику за веру Христову», свершались крестные ходы на «Аскольдовой могиле». Действительно, согласно той же ПВЛ, в 882 г. князь Аскольд был убит варягом-язычником Олегом: «В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава». Обратим внимание вот на какие подробности. Первое: «младенцу Игорю» в 882 г исполнилось от 4 до 17 лет. Татищев (В.Н. Татищев, История Российская, ч.2) приводит разные годы рождения Игоря в различных летописных списках: 875 г. в Раскольничем, 865 г. в Оренбургском, 861 г. в Нижегородском, официальной наукой за год рождения Игоря принят 878 г. Видимо, у князя было замедленное развитие, потому что, по словам всё той же ПВЛ, вырос он только в 903 году. Второе: Олег, собрав многочисленное войско из кривичей, веси, чуди, словен и варягов, отправился с ними в Смоленск и Любеч, а затем, по-видимому, собирался куда угодно, но только не в Киев, поскольку, лишь подходя к горам Киевским, он вдруг «узнал», что в Киеве княжат какие-то подозрительные Аскольд и Дир. Да и с какой стати князья вдруг пойдут к купцам? Даже если они их родственники? Сено к лошади не ходит. По словам митрополита Макария (Булгакова): «Первые наши христиане над могилою сего князя имели церковь святого Николая. Быть не может, чтобы они согласились построить христианский храм над могилою язычника. Вероятна и та догадка, что Аскольд в крещении назван был Николаем, потому что у нас, точно, существовал обычай созидать церкви над могилами князей в честь святых, им соименных (подчёркнуто мной,- В.К.). Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения». Верим. Главное, чтобы народ не начал строить разные догадки, почему Дира похоронили у церкви св. Ирины. А так всё очень даже убедительно. Ну, и третье: С какой радости Киев вдруг стал матерью? Пусть даже и городов русских? Официальная версия такова: «мать городов» дословный перевод греческого слова метрополия. По другой версии когда-то Киев вовсе и не был Киевом. А назывался иначе – Самбата. После убийства князя-христианина и чистки правящей верхушки в Киеве началась языческая реставрация. Поскольку язычество, в отличие от христианства и других «мировых религий», веротерпимо, то христианские церкви в Киеве сохранились. Кроме того, как мы видим из «Жития св. Кирилла», он, прежде чем отправиться в Моравию, был в Херсонесе и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся ему Бога хваляще». То есть, ещё до предполагаемого крещения Аскольда и Руси в 860 г. Уже существовали христианские книги, писанные «русскими письменами», которые выучил Кирилл, благодаря человеку, владеющему русским языком. Кирилл, свободно владевший славянским языком, выучил русский язык (вернее, язык русов, не путать с современным русским языком! – В.К.) и стал вскоре читать на нём и говорить. Тут надо сделать важное отступление. После того, как Кирилл в Херсонесе видит книги, писанные «русскими письменами», он отправляется домой и, согласно официальным источникам, изобретает славянскую письменность. Но это уже тема другого увлекательного рассказа. О том, почему нельзя было русские христианские книги применить для пропаганды христианства у славян и почему славянские названия днепровских порогов звучат не так, как названия порогов «по-русски». Вернёмся же в Киев. Что происходило в Киеве с 883 по 897 год мы узнаём из того же недописанного документа с названием «Повесть временных лет»: В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице. В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам (им платить) незачем». Начался передел собственности и сфер влияния, то есть «крыши», говоря современным языком. Денежные потоки, направлявшиеся до того к хазарам, перенаправляются в Киев, причём, в том же размере: «как и хазарам давали». Не заполненные летописцем годы либо не тянули на героические, либо походили больше на криминальную хронику 90-х годов XX века. Или же летописец не знал, что написать. Далее, после пространного рассказа о славянах в Моравии, и упоминании, что «а славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий –славянский», ПВЛ продолжает «подробный» ежегодный рассказ о событиях на Руси: В 907 году Олег нападает на Константинополь. В том же году Олег умирает якобы от укуса змеи: «и ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер». Мораль: не ходи по черепам босиком! Кроме этого загадочного события, описанного в ПВЛ, Олег известен тем, что все его походы и войны проходили скрытно и в обстановке строжайшей секретности! Наверное, поэтому его 30-летнее бурное правление никак не отражается в иностранных источниках. Ни в византийских, ни в каких-либо других! Даже нападение на Константинополь прошло незамеченным! Уж что-что, а нападение с применением кораблей, ехавших по суше на колёсах, греки должны были бы заметить! Такой цирк никого не оставил бы равнодушным! Это вам не какой-нибудь малозаметный щит, прибитый к воротам! Далее ПВЛ ещё более «подробно», чем во времена Олега, рассказывает о княжении Игоря: В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега. В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси. В год 6424 (916). Не будем утомлять далее читателя «подробностями» из ПВЛ. С 916 по 940 год о делах в Руси лишь одно короткое упоминание: «Игорь же воевал против печенегов». Обратим с вами внимание на договор Игоря с греками под 945 год. В Киеве в хазарском районе стоит соборная церковь св. Ильи. И это никого не удивляет. Законный вопрос: а кроме соборной церкви св. Ильи есть ли другие церкви? Кроме того, и русы-христиане и русы-язычники выступают в договоре как равноправные части населения. Это означает, что никакого притеснения христианам со стороны языческих властей не было. В 945 году, согласно ПВЛ, Игорь погибает во время повторного сбора дани с древлян. Возмущённые его жадностью древляне привязывают Игоря к двум согнутым деревьям и отпускают их. Деревья разрывают Игоря пополам. Но древняя медицина творит чудеса, поэтому в 949 году, по сообщениям того же хорошо осведомлённого Константина Багрянородного, Игорь ещё правит в Киеве: А по другим данным, менее достоверным, чем данные ПВЛ, Игорь успевает заключить перед смертью в 949 г. договор против Венгрии с князем Олегом Моравским. После окончательной смерти Игоря начинает княжить Ольга, его главная (старшая) жена, а теперь вдова. Краткая биография Ольги, согласно всё той же ПВЛ и «Житию св. Ольги», такова: Родилась в с. Выбуты в 12 км от Пскова. Когда она достигла 10 летнего возраста, случилось так, что в то же самое время внезапно вырос и возмужал Игорь (ему исполнилось то ли 38, то ли 25 лет), и Ольгу выдали за него замуж. Случилось это подпадающее под действие УК РФ событие в 903 году. При замужестве она хотела взять фамилию мужа, но, поскольку фамилии появились гораздо позже, в XIX веке, то ей ничего не оставалось, как поменять имя (на имя «приёмного» «свёкра»). Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Видимо, что-то у Ольги с императором не сложилось. Забрав подарки и наобещав Константину с три короба, ветреная вдова вернулась в Киев: «Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами». И стала Ольга жить-поживать, да добра наживать. ПВЛ: «Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. « Ибо для неверующих вера христианская юродство есть ». …Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться Что послужило причиной изгнания очередных просветителей, остаётся только догадываться. Как мне кажется, руками возмущённых язычников действовали представители Киевской епархии, греческие и болгарские церковники, не потерпевшие присутствия своих конкурентов – германских миссионеров. Когда буря утихла, жизнь христианской общины Киева и других подвластных Руси земель вошла в привычную колею. Так продолжалось вплоть до греческих походов Великого князя Святослава Игоревича и понесённых русами тяжёлых военных потерь. В 971 г. Святослав пришёл к выводу, что русы-христиане в его войске, по существу, являются союзниками византийцев и предателями, и решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – церкви. Иоакимовская летопись рассказывает об этом так: Из летописи следует, что в языческом Киеве было несколько церквей. А из данных археологии мы узнаём, что какие-то церкви действительно были разрушены. Ибо основание капища, поставленного 80-х годах X века «вне двора теремного» в самом сердце Киева, было вымощено плинфой и фресками христианского храма. Произошло ли это разрушение в 971 г. или оно совпадает по времени с разрушениями монастырей восставшими против христиан в 983 г. полабскими славянами, мы не знаем. Случилось так, что Святослав до Киева не дошёл. Дорога к Киеву была перекрыта печенегами, а помощи от своих он так и не дождался. На киевском столе стал княжить его сын Ярополк, который, по словам Иоакимовской летописи: «бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяще христианы, и асче сам не крестися народа ради, но никому не претяше». 11 июня 980 г. Владимир занял Киев. «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему. Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу». (ПВЛ) Как уже было сказано выше, в качестве фундамента для капища послужил строительный мусор, образовавшийся после разрушения какой-то христианской церкви. Строительство нового капища в Киеве исторической наукой расценивается как «религиозная реформа» князя Владимира. Но так ли это? Можем ли мы назвать религиозной реформой снос плавательного бассейна «Москва» и строительство на его месте храма Христа Спасителя при президенте Ельцине? Нет, не можем. Зато мы можем догадываться, куда делось старое капище. Возможно, что оно было уничтожено христианскими миссионерами, что и вызвало гнев местных язычников с последующим разрушением церкви. Ведь проповедники христианства не гнушались уничтожать священные рощи, храмы и языческие святыни, потому что принятие «мученической кончины» с последующим попаданием в разряд «святых великомучеников» за подобный вандализм было им, как правило, обеспечено. В целом мы видим, как на протяжении почти ста двадцати лет со дня первого крещения при патриархе Фотии в Киевском государстве существуют несколько религий. Официальная и государственная –язычество русов и славян, и неофициальные – христианство, ислам, иудаизм и прочие культы. Ислам, иудаизм и прочие культы мы пока не рассматриваем, поскольку они не относятся к теме нашего занятия. И возвращаемся к противостоянию христианства и язычества. А нужно ли было принимать христианство? Была ли такая необходимость у Киева? «Партия учит нас», что такая необходимость была. Мол, только с принятием христианства «Киевская Русь» смогла войти в список «цивилизованных стран». Продолжение следует
|