839 год в истории россии

Год 839

События истории России за 839 год

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 839

Первое упоминание о Руси

Первое упоминание о Руси (Rhos) находим мы в так наз. Бертинских анналах Пруденция Галиндо († 861 г.) под 839 г. В этом году к императору Людовику Благочестивому явились послы от византийского императора Феофила. С ними вместе последний «посылал каких-то людей, которые говорили, что их, т. е. их народ, зовут Rhos; они были присланы к нему (Феофилу) их князем, по имени Хакан», как они уверяли, «из-за дружбы». Вместе с тем Феофил просил Людовика позволить этим людям проехать домой под его защитой по всей его империи, так как путь, по которому они приехали в Византию, слишком опасен по причине диких варварских народностей, через земли которых он ведет. Людовик, расспросив их подробнее о причине их прихода, узнал, что они «шведского рода». Так как он подозревал, что они шпионы, то решил удержать их у себя, пока не разъяснится причина их прибытия в Германию, о чем он и известил Феофила через своих послов. — Известие Бертинских летописей является одним из важнейших доводов норманнистов, причем они оставляют открытым вопрос, называли ли послы сами себя именем Русь, или же это название было им дано в греческом письме Феофила, откуда оно было заимствовано автором летописи. Важен для норманнской теории в данном случае главным образом тот факт, что, по свидетельству летописи, в Византии название Руси совпадало с понятием норманнов-шведов. Родины этих руссов летопись не обозначает точнее, но несомненно, что она лежала уже на материке, а не на Скандинавском полуострове (по новейшим исследованиям Куника). Летопись ничего не говорит также о дальнейшей судьбе послов. — Затруднение, с точки зрения норманнизма, представляет тут только известие, что князя их звали Хаканом. Для устранения этого затруднения норманнизмом были предложены два объяснения: одни думают, что в данном случае Хакан не титул, а собственное имя — скандиновское Hâkon; другие — что в спорном названии следует видеть хазарский титул хагана, который, конечно, не был туземным титулом князя Руси, а был дан последнему греками, ставившими его, таким образом, на одну линию с правителями хазар и аваров.
«Брокгауз и Ефрон»

Сообщение отправлено: 31 мая 2006 15:59 ( Ne administrator)

Сообщение отредактировано: 6 августа 2006 12:18

Источник

Тайны истории. Откуда пошла РУСЬ? Майнц. 839 год

Согласно записи во франкской церковной летописи «Annales de saint Bertin» 18 мая 839 года посольство византийского императора Феофила прибыло ко двору императора франков Людовика Благочестивого в Ингельхайм близ Майнца.

К посольству частично не по своей воле присоединились посланцы Кагана варягов, которые заявили франкам, что они принадлежат к нации под названием РУСЬ.

Когда император франков Людовик Благочестивый понимает, что это, судя по всему, шведы, он проявляет осторожность и русов-варягов арестовывает.

Всего византийско-русское Посольство на путь от Константинополя до Майнца затратило 4 месяца (письмо написано в январе – прибыли в мае). Читаем в интересной книге Вернадского-Карповича, изданной в годы Великой Отечественной войны.

Г.Вернадский, М.Карпович «История России», 1943:

«Мы можем предположить, что вскоре русские снова болезненно ощутили давление, оказываемое на них, и выразившееся как в строительстве Саркела, так и в укреплении военной власти империи в Крыму, и, вероятно, поэтому они решили отправить посланников в Константинополь для переговоров. Русское посольство прибыло в имперский город где-то в 838 г. Ничего не известно о ходе переговоров, но ясно, что они зашли в тупик, поскольку посланникам не было дозволено вернуться домой, вместо того, под каким-то подходящим предлогом они были отправлены на запад. Можно предположить, что император не желал делать русским никаких уступок, поскольку не в его интересах было ссориться с хазарами.»

«Вероятно, это и есть те самые тревожные события, которые послужили византийскому правительству предлогом, чтобы не позволить русским посланникам проследовать домой. Их обязали, вместо того, присоединиться к византийскому посольству, которое при таком стечении обстоятельств было направлено к императору Людовику I в Ингельхейм. О прибытии этого посольства записано в «Бертинских Анналах» под датой 17 января 839 г., а резюме содержания письма, отправленного с посольством Феофилом Людовику, там, где оно касается русских посланников, гласит следующее:«Он (Феофил) также направляет вместе с ними (византийскими посланниками) неких людей, которые заявляют, что их племя зовется русь и что их правитель называется каганом (Chacanus); он (Феофил) просит императора (Людовика) позволить им вернуться домой через его владения, поскольку дороги, по которым они пришли в Константинополь, перерезаны дикими и жестокими племенами, и он не хочет, чтобы они подвергались опасности, если будут возвращаться тем же путем».

Так откуда пошла РУСЬ? До Москвы 3 века, до Орды долгих 5 веков. По франкской летописи 9 века ответ очевиден – EOS GENTE ESSE SUENORUM.

Источник

839 год в истории россии

862 год увековечен на памятнике в Великом Новгороде «Тысячелетие России», поставленном в 1862 году. Но есть сомнения как в самой дате, так и в значении события, которое традиционно берётся за точку отсчёта истории России.

Когда Русь так прозвалась

В лето 6370-е по счёту древнерусских летописей, то есть в 862 году по нашему летоисчислению, варяжские конунги Рюрик с братьями пришли княжить в Новгород (по некоторым спискам – сначала в Ладогу, потом в Новгород), будучи приглашены туда словенами, а также чудью, мерей, весью и кривичами. С этого времени средневековые русские летописцы вели начало династии Рюриковичей. А династия в те времена считалась главным компонентом государства.
Ни в каких иностранных источниках, в том числе скандинавских сагах, которые, казалось бы, должны были уделить особенное внимание этому событию, нет подтверждения сказанию о призвании. В некоторых упоминается славный Рёрик Ютландский (он же Фрисландский), однако нет ни малейших указаний на то, что он княжил в славянских землях.
Но даже если так было, какое основание класть именно данное событие в начало русской государственности? Ведь очевидно: если словены и прочие племена, упомянутые в древнерусской «Повести временных лет», пригласили править Рюрика с братьями, то у них уже и без варягов была государственность. Следовательно, призвание князей — это эпизод из истории уже существовавшей русской государственности, а её начало относится к какому-то более раннему времени.
Происхождение же термина «Русь» неизвестно. В той же «Повести временных лет» есть указание на то, что «в лето 6360-е, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». 6360 год «от сотворения мира» это 852 год в нашем летоисчислении. Михаил — это византийский император Михаил III, но он начал царствовать в 842 году. Правда, правил он до 867 года, поэтому, с известной натяжкой, 852 год можно отнести к началу его правления. В любом случае, даже известную из летописей дату «прозывания» (тут могут быть два значения: называться и приобрести известность) Руси как страны следует отнести как минимум на десять лет раньше традиционной.

839 год – первое упоминание о Руси

Древнерусские летописи рассказывают, что в 866 году русы совершили поход на Константинополь. Однако по византийским источникам, где подробно описано это событие, оно произошло в 860 году, и сейчас эта дата является общепринятой. Так что, опять же, раньше 862 года прослыла Русская земля в соседних странах.
Впрочем, в иноземных источниках есть ещё более раннее указание на существование Русского государства. В 839 году послы кагана русов, как рассказывают «Бертинские анналы», прибыли к франкскому императору Людовику I, возвращаясь домой из Константинополя. По их словам, они не могли двигаться прямым путём, боясь нападения тамошних враждебных народов.
В науке не прекращаются споры о том, где же находился этот Русский каганат и что он собой представлял. Немногие упоминания о нём носят очень отрывочный характер и могут иметь несколько противоречивых объяснений. Как бы то ни было, 839 год – первое упоминание в литературе о государстве, носившем имя «Русь».

Россия – не то же, что Киевская Русь

Однако возникает вопрос: какие есть у нас основания начинать историю Российского – именно Российского – государства от той Руси IX века? Ведь непрерывная традиция независимой российской государственности, объединяющей большую часть русского народа (причём именно русского народа, в отличие от украинского и белорусского), возникает только после падения Золотой Орды в конце XV века. Претензия московских великих князей (а впоследствии царей) на монопольное правопреемство от Киевской Руси возникла в конце XV – XVI вв. и имела политическое значение – попытку завоевать западнорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовско-Русского. Это княжество, располагавшееся на большей части Киевской Руси, имело не меньше оснований считаться её преемником. Кстати, упомянутый памятник в Новгороде отражает эту точку зрения: среди великих государственных деятелей истории России на нём изображены литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт.
Династическое правопреемство Москвы (вспомним знаменитое «Рюриковичи мы») вряд ли может быть признано современными историками достаточным основанием, чтобы считать Москву единственной продолжательницей древнерусской государственности. Ведь само существование Рюрика в значительной степени легендарно.
Российское государство это новое образование, возникшее в конце XV века путём разрастания одного из княжеств, зародившихся в результате распада древнерусской государственности и народности. Это, кстати, подчёркивает и его название. Оно стало называться на греческий манер «Росией», а не Русью.

Различие историй страны, народа и государства

Так какую же дату класть в основание именно российской государственности? Очевидно, важнейшей отправной точкой тут является приобретение внешней независимости – 1480 год, «стояние на Угре» и падение Золотой Орды. Кстати, в ознаменование этой победы тогда же было велено отмечать её каждый год крестным ходом 23 июня (старого стиля; хотя бегство хана случилось в ноябре).
Понятно, что у этой даты есть своя предыстория – возвышение Москвы, которое кажется правильнее начинать считать с того момента, когда Москва приобретает свою княжескую династию. То есть с вокняжения в ней сына Александра Невского – Даниила – в 1263 году. Предшествующее время это возникновение, расцвет и упадок Древнерусского государства.
Некий аналог мы можем наблюдать в истории Франции. Хотя государство франков на землях Галлии, будущей Франции, давшее ей своё имя, возникло в V веке, но начало Французскому королевству было положено распадом империи Карла Великого в IX веке.
До конца XV века мы имеем дело с историей русского народа, русской цивилизации, но это ещё не история Российского государства, это его предыстория. Представляется, что так точнее были бы обозначены вехи нашего исторического пути.
В связи с этим можно вспомнить, что видный русский историк Сергей Соловьёв (1820-1879), автор 29-томной «Истории России», считал что государство Российское сложилось только в XVI веке. Всё, что было до этого, он считал догосударственной эпохой. Настоящим для него было только централизованное государство, а оно и возникает у нас не ранее конца XV столетия.
Таким образом, историю России как страны можно начинать вообще с незапамятных времён, рассказывая о первобытных людях на её территории. История народа, носившего имя Руси, и страны, им населённой, начинает приобретать какие-то контуры с IX века. На протяжении семи столетий здесь возникают и распадаются различные государства, пока, наконец, в конце XV века не складывается то государство, которое непрерывно существует по сей день.

Источник

«Приехали загадочные люди, назвавшие себя послами кагана русов.» Первое упоминание русов в письменных источниках.

В русских летописях история Руси начинается с призвания князей русского племени в 862 году. Однако иноземные источники знают про Русь значительно раньше.

839 год в истории россии

Русский каганат – 839 год

Первым чётким упоминанием о Русском государстве является запись хроники монастыря Святого Бертина в Сент-Омере, в Пикардии. Согласно ей, в 839 году ко двору короля франков и императора Запада Людовика I приехали из Константинополя загадочные люди, назвавшие себя послами кагана русов.

По их словам, они были посланы своим повелителем в Константинополь. Но когда пришла пора ехать назад, оказалось, что прямой путь на родину им был перекрыт некими варварами. Русские послы просили у императора разрешения проехать домой через его владения.

839 год в истории россии

Вокруг этого небольшого отрывка по сей день ломаются пишущие перья историков. Многие моменты остаются неясными. Так, для одних данное сообщение служит доказательством, что означенные русы были шведами. В хронике говорится, что Людовик не поверил странным послам, так как они были похожи на шведов, и приказал их пытать. О дальнейшей судьбе послов хроника умалчивает. Шведов же тогда во всей Западной Европе воспринимали как врагов. Викинги – скандинавские разбойники, среди которых были и шведы – нападали на все страны Европы, далеко проникая по судоходным рекам, грабя и убивая.

839 год в истории россии

Но другие историки обращают внимание на то, что послы были лишь похожи на шведов. Если бы они действительно оказались ими, автор хроники наверняка указал бы на это. Так что данное свидетельство можно трактовать двояко: и как тождество русов и скандинавов, и как их совершенное различие.

Где находилась столица государства русов, которым правил человек с титулом каган, у историков тоже полной ясности нет. Сторонники скандинавской гипотезы указывают на Ладогу севернее Новгорода. Противники её говорят про Киев либо про Русский каганат, который предположительно помещают к северу от Хазарского каганата, в бассейне Среднего Дона.

839 год в истории россии

Народ Ирос — 6 век

В 6 веке в Сирии, принадлежавшей тогда ещё Византийской империи, жил церковный писатель, вошедший в историю как Захария Ритор. Он оставил после себя «Церковную историю», в которой дал географическое описание современного ему мира.

Захария упомянул в одном перечне известные историкам народы аланов, хазар, аваров, савиров, булгар, кутригуров и т.д. Есть в этом списке и загадочный народ Ирос (греч. Ηρος), про который сказано, что это:

Некоторые видят в этом указание на русов. Другие не соглашаются, так как упоминание про народ Ирос идёт после упоминаний о людях-псах и амазонках с одной грудью. То есть Ирос назван в ряду фантастических народов. Скептики, не желающие признавать тут Русь, видят в народе Ирос реминисценцию библейских слов о народах, которые перед концом света завоюют мир: Рос (Рош), Гог и Магог.

839 год в истории россии

Роксоланы – 94 год до н.э.

Дореволюционный русский историк Дмитрий Иловайский писал: «В 1906 году исполнилось ровно 2000 лет с той поры, как Русское племя появилось на скрижалях истории». Первым упоминанием о русах Иловайский считал известие греческого историка и географа Страбона о том, как в 94 году до н.э. племя роксоланов в степях Северного Причерноморья и Приазовья участвовало в войнах с понтийским царём Митридатом VI.

839 год в истории россии

Затем римский автор Тацит в конце 1 века н.э. упоминает о вторжении роксоланов в Римскую империю через Дунай. Наконец, в 6 веке готский историк Иордан, повествуя о готах в Северном Причерноморье в 4 веке, говорит об их войне с роксоланами.

По мнению Иловайского, название роксоланы – двойное. Оно обозначает племенной союз россов (русов) и аланов, впоследствии распавшийся. До сих пор это пока лишь догадка, ничем, кроме созвучия имён, не подкреплённая.

Источник

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Русская история

До Рюрика

834 г. Основание хазарами крепости Саркел в низовьях Дона

835-836 гг. Войны хазар со славянскими племенами в среднем Днепре и в районе Оки

839 г. (18 мая) Прибытие в столицу Франкского государства Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому посольства от византийского императора Феофила, в составе которого находились русы

839 г. Ладога сгорает в результате нападения скандинавов

Позднее 840 г. Сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха о торговых путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и в Багдад

Ранее 843 г. Нападение русов на Амастриду, главный город византийской Пафлагонии. Принятие христианства князем Бравлином и его дружиной

850 г. Варяги возлагают дань на чудь, словен ильменских, кривичей и мерю

852 г. Варяги изгнаны новгородцами

859 г. Сообщение «Повести временных лет» о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен

859 г. Первое упоминание в летописи Великого Новгорода

860 г. (или 866 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля «

861 г. Аскольд в Киеве объявляет о независимости от Хазарии

862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море». Начало межплеменных усобиц

Правление Рюрика

866 г. (или 860 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля «

867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов

874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе

Правление Олега

882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве

X-XII вв. Складывание древнерусской народности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *