8 класс конспект урока история одного города

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» 8 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

8 класс конспект урока история одного города

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дворянский институт Царскосельский лицей

«История одного города»

Домашнее задание Посмотреть фильм «Органчик» и ответить на вопросы: 1. Как встретили жители города Глупов нового градоначальника? 2. Какой образ является символом скорби?

Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина

Обе повести были опубликованы в журнале «Отечественные записки» и поставили молодого писателя в ряд сторонников «натуральной школы», развивающих традиции гоголевского реализма. Но принесли они Салтыкову не славу, не литературный успех. В феврале 1848 года началась революция во Франции. Под влиянием известий из Парижа в конце февраля в Петербурге был организован негласный комитет с целью «рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы». Правительственный комитет не мог не заметить в повестях молодого чиновника канцелярии Военного ведомства «вредного направления» и «стремления к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу». В ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандарма отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. Убежденный социалист в течение многих лет носил мундир провинциального чиновника губернского правления, на собственном жизненном опыте ощущая драматический разрыв между идеалом и реальностью. «. Молодой энтузиазм, политические идеалы, великая драма на Западе и. почтовый (*7) колокольчик. Вятка, губернское правление. Вот мотивы, сразу, с первых шагов литературной карьеры овладевшие Щедриным, определившие его юмор и его отношение к русской жизни»,- писал В. Г. Короленко. Но суровая семилетняя школа провинциальной жизни явилась для Салтыкова-сатирика плодотворной и действенной. Она способствовала преодолению отвлеченного, книжного отношения к жизни, она укрепила и углубила демократические симпатии писателя, его веру в русский народ и его историю. Салтыков впервые открыл для себя низовую, уездную Русь, познакомился с жизнью провинциального мелкого чиновничества, купечества, крестьянства, рабочих Приуралья, окунулся в животворную для писателя «стихию достолюбезного народного говора». Служебная практика по организации в Вятке сельскохозяйственной выставки, изучение дел о расколе в Волго-Вятском крае приобщили Салтыкова к устному народному творчеству. «Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни»,- вспоминал писатель о вятских впечатлениях.

«История одного города»

Источник

Урок Салтыков-Щедрин» История одного города»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Глупов и глуповцы под судом сатиры. (По роману Салтыкова – Щедрина «История одного города»).

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав.

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

лекция, беседа, чтение текста, дискуссия.

Оборудование: текст романа Салтыкова – Щедрина «История одного города»

1.Лекция учителя с элементами беседы.

а) Какое впечатление произвёл на вас роман Салтыкова – Щедрина «История одного города»?

б) Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Оценка романа современниками.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину:

« На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира» Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: « в поверхностном знакомстве с историей 18 века, и вообще с историей русского народа», в неясности позиций автора, в смехе для смеха и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало, в отсутствии всякой руководящей идеи. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С.Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал письмо в редакцию журнала «Вестник Европы», в котором объяснил замысел « Истории одного города». Но объяснение автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

2. Беседа по содержанию произведения.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

— Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

(ответы ищем в главах « О корени происхождения глуповцев» и в обращении к читателям)

— Каковы границы города Глупова?

( Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский ( в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России (« Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за этого выходили беспрестанные пререкания).

— Кто населял город Глупов?

( Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

— Как понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

( Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

— Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?

( Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

— Как же возник этот город?

(Глава «О корени происхождения глуповцев». Здесь Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном призвании славянами варяжских князей»).

— Из легенды мы узнаём, что основали город Глупов головотяпы. Почему их так называли?

— С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

— Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

(Народ и самовластие).

— Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

( Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося « володеть» головотяпами).

— Что же принесло головотяпам самовластие?

( «И будете вы платить мне дани многие…», т.е. грабёж систематический, узаконенный.

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастикой.

— Чем знаменательны градоначальники?

Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

— Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

(Нет. Это образы обобщённые)

— Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

( Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы).

Вывод: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

— Чем же он знаменателен? Расскажите о нём.

( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного).

— Что является второстепенным, ненужным?

(Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю!

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

В главе «Война за просвещение» писатель заставляет градоначальника Бородавкина подвергнуть строгому рассмотрению деяния своих предшественников. Оказалось, что в веренице градоначальников лишь тени, образы лиц.

— Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

(глава «Оправдательные документы» «Мысли о градоначальническом единомыслии»

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).

— Какова цель единомыслия и единовластия?

— О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).

— Что должно быть главным в их облике?

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

— Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).

— Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка).

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

— Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

(Нет. Аракчеевщина – явление конкретно – историческое, а потому «кратковременное». Угрюм – Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщенное).

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.

На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Источник

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Е.Салтыков – Щедрин. Проблематика и особенности повести «История одного города».

8 класс конспект урока история одного города

8 класс конспект урока история одного города

11.01 Урок №33 лит.8 кл.

Тема: М.Е.Салтыков – Щедрин. Проблематика и особенности повести «История одного города».

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, текст.

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи/
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности: обращение к эпиграфу.

1. Что такое юмор? с атира?Приведите примеры из известных вам литературных произведений. 2. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска из сказок Салтыкова-Щедрина. (Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.)

V . Работа по теме урока.

1. Беседа с учащимися по вопросам.

– Вспомните, что вы знаете о жизни Салтыкова-Щедрина.

– Какие его произведения вы читали?

– Какова его настоящая фамилия? Как появился псевдоним «Щедрин»?

– Какое впечатление у вас осталось после знакомства со «Сказками для детей изрядного возраста»? 2. Слово учителя.

Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. С 10 лет он учился в привилегированном учебном заведении – московском дворянском институте, а затем в числе лучших учеников был направлен для продолжения образования в Царскосельский лицей, который при Николае I превратился в казарменное заведение, готовившее послушных чиновников. Салтыков закончил его в 1844 году, поступил служить в канцелярию военного министерства, стал трудолюбивым и толковым чиновником, быстро продвигался по служебной лестнице. И все бы было хорошо, и мог бы Салтыков дослужиться до воинского чина, если бы не одно «но»: чиновник писал стихи, а потом начал сочинять повести, писать рецензии.

Еще в лицее он подружился с Михаилом Петрашевским и в 1845–1846 гг. посещал его петербургский кружок, где молодые демократы изучали труды французских мыслителей-утопистов Сен-Симона и Фурье. (В 1849 г. кружок был разгромлен, 20 человек отправлены на каторгу и в солдаты. Среди них – Ф. М. Достоевский.)

В марте 1848 г. в журнале «Отечественные записки» публикуется повесть Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело», пронизанная социалистическими идеями.

В марте же из Парижа приходит известие о начавшейся там революции. Николай I приказывает начать репрессии против «вольного духа». Салтыкова немедленно арестовывают и ссылают в Вятку, где он прожил больше семи лет, работая в основном чиновником особых поручений при губернаторе. Писатель основательно изучил жизнь провинции. Все нелепости, уродства и горести провинциального быта прошли перед его глазами. Все яснее представляется ему общее состояние России, изнуряемой крепостничеством, произволом, лихоимством. О своих вятских впечатлениях писатель повествует в «Губернских очерках», которые приносят ему всероссийскую известность.

В конце 1855 г., при Александре II, Салтыкова освобождают. Он переезжает в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел, затем назначается вице-губернатором в Рязань, в Тверь, служит в Пензе, Туле, вновь в Рязани. Благородный вице-губернатор не может справиться с установившимся социальным порядком, с всеобщим взяточничеством и казнокрадством. Он уходит в отставку в чине действительного статского советника (четвертый класс), что соответствовало по «Табели о рангах» генерал-майору (в военной службе) или губернатору (в гражданской службе).

С 1868 г. вся жизнь Салтыкова посвящена литературе. Он становится помощником и соредактором Н. А. Некрасова, после запрещения «Современника» издающего «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 г. возглавляет журнал и руководит им до 1884 г. – до самого запрещения.

Будучи чиновником, он в одиночку пытался бороться

· против несправедливостей жизни,

· отстаивая право человека на правду, но его попытки потерпели поражение. Тогда он взял в руки копье сатиры, и ни одна подлость не могла укрыться от его взгляда. Он потрясал своих современников умением вскрывать не только негативные общественно-политические и нравственные явления в жизни общества, но и самые корни этих явлений. Для того чтобы понять причины современного состояния России, Салтыков-Щедрин обратился к ее истории. Читая «Ревизора», мы с вами видели, как Гоголь на примере одного города собрал и показал нам все пороки современной ему России. Город – модель страны, по нему можно показать состояние государства, как по капле морской воды можно определить состав Мирового океана. Вот и Салтыков-Щедрин, тоже взял один город, но, чтобы понять современность, решил показать его историю. Особенно интересует Щедрина история ХVIII века – в событиях того времени он видит причины современного состояния общества. Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

3. Работа над «Историей одного города».

– «История одного города» была написана в 1869–1870 гг. и состоит из нескольких частей. Подзаголовок гласит: «По подлинным документам издал М. Е. Салтыков-/Щедрин/».

На что настраивает читателей эта строка? (Создается впечатление, что город реально существует, архивы его попали в руки писателю, который обработал их и издал.)

Мы знаем, что М. М. Карамзин до 1825 г. работал над архивами и издавал «Историю государства Российского», что Пушкин изучал архивы, собирая материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

– Книга начинается предисловием «От издателя»:

«Давно уже имел я намерения написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию. Преимущественно же препятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь достоверном и правдоподобном. Ныне, роясь в глуповском городском архиве, я случайно напал на довольно объемистую связку тетрадей, носящих общее название «Глуповского Летописца», и, рассмотрев их, нашел, что они могут служить немаловажным подспорьем в деле осуществления моего намерения. Содержание «Летописца» довольно однообразно; оно почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложение данями откупщиков и т. д. Тем не менее даже по этим скудным фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразнейшие перемены, одновременно происходившие в высших сферах».

Как вы понимаете выражение «уловить физиономию города»? Что хочет сказать читателю этой фразой Салтыков-Щедрин? (Уже в предисловии за внешней бесстрастностью и как бы отрешенностью повествователя мы слышим голос сатирика: время царствования русских императриц он определяет не их именами, а именами их фаворитов: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина – распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского – неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу. Такое разнообразие мероприятий, конечно, не могло не воздействовать и на самый внутренний склад обывательской жизни: в первом случае обыватели трепетали бессознательно, во втором – трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем – возвышались до трепета, исполненного доверия».)

Издатель замечает, что он исправил только орфографию и тяжелый слог, «нимало не касаясь самого содержания летописи». Читатель, подготовленный таким внешне отстраненным, но по сути своей язвительнейшим вступлением, видит «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца» и знакомится с намерением последнего «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

Но в любой истории есть времена легендарные, о которых не оставлено точных письменных свидетельств. Издатель, не считая возможным пропустить такую важную часть повествования, обращается к вопросу «О корени происхождения глуповцев». Эту часть мы будем подробно обсуждать с вами на уроке.

1. Как вы думаете, о чём эта глава? Что хотел сказать читателям Салтыкова-Щедрин, живописуя легендарную историю Глупова?

2. Это пародия на официальные исторические сочинения. В главе «О корени происхождения глкповцев» С.-Щ. испльзует данные, собранные В. И. Далем. Заметим, что у Даля пословицы, присловья, поговоркм, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина».

3. Вопрос о самооценке русского народа необыкновенно актуален и сейчас. Вспомним монологи Задорнова М, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой.

4. С.-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем (О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по л-ре. 8 кл.», с. 175, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное

5. Объектом сатиры в главе являются самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единичное правление.

6. Идеалом писателя можно назвать

· реальную оценку народом лучших своих качеств,

· развитие навыков самоуправления и

· понимание того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.

8. Сказочные интонации мы слышим: «И повёл их вор-новотор сначала всё ельничком, потом перелесочком, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит».

9. Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя ещё одно значение: головотяпы – те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо что попало. Думать эти головы не приспособлены.

10. Лишь когда они истребили себя и соседей, додумались (с. 7) искать. как бы им устроить «порядок».

11. Стр. 8 Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. (8, 9)

12. При всё том они ещё хвастливы: «Нет нас народа умнее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».

13. Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать» (11 стр.).

15. С. 12, предпоследний абз. Город Глупов головотяпы заложили «на болотине» (намёк на Петербург, построенный на болотах.

16. Все наместники князя – воры, каждый пуще предыдущего. Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев на бунты, а потом сами же их усмиряют.

17. Стр. 14 «Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.

18. Какой приём автор использует в предложении: «И прибыв собственною персоною в Глупов и возопи:

— Запорю!» Комический эффект вызывает сочетание канцеляризма «собственною персоною » и архаичных глагольных фор м: «прибых» и «возопи».

«стыд глаза не выест»

· «Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»

· Новотор «зарезался огурцом»

· С. 12 народные песни «Не шуми, мати зелёная дуюравушка»

1) В чём пафос сатиры С.-Щедрина? (Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения)

Пафос сатиры Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению или существованию идеала.

Высмеять зло, чтобы утвердить добро. В основе язвительных, остро сатирических произведений лежит любовь к народу, истинный патриотизм предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

К сожалению, его сатира актуально да сих пор Его сатира направлена на власть имущих и на тех. Кто покорно унижается им и терпит поражение. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *