59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

608. Наука, техника, гуманизм

Движение к новой цивилизации, а вместе с тем и к новому расцвету духовной культуры выдвигает на передний план вопрос о связи науки, техники и гуманизма.

Справедливый общественный порядок, открывающий новые перспективы для человека, может быть создан лишь при условии освобождения его от тяжелого физического, изнурительного, монотонного, разрушающего личность труда. Объективную основу для освобождения человека от такого труда создает развитие науки и современной техники, внедрение новейшей технологии.

Однако научно-технический прогресс, как мы знаем, несет с собой не только положительные результаты, не только возможность для улучшения и облегчения жизни человека, но и целый ряд негативных последствий (312). Не говоря уже о кризисе окружающей среды, о нарушении экологического равновесия, современная техника и интенсивная технология, требующие постоянного напряжения от работников и используемые зачастую для контроля над каждым его действием, вызывают у людей хронические перегрузки, стрессы, нервно-психические заболевания, разрушают связи между людьми и нередко, особенно в условиях капитализма, делают их жизнь невыносимой, Неудивительно поэтому, что в последние годы у самых различных мыслителей наблюдается критическое, негативное отношение к науке и технике. На смену уверенности большинства представителей научной и творческой интеллигенции первой половины нашего столетия в том, что развитие науки и техники автоматически устранит все трудности на пути общественного прогресса (эти взгляды называются сциентизмом, от латинского scientia — наука, знание, и техницизмом), пришло скептическое, а затем и прямо отрицательное отношение к возможностям науки и техники (антисциентизм, антитехницизм). Его сторонники утверждают, что единственной альтернативой негативным последствиям развития науки и техники является возврат к менее интенсивным производствам, к более традиционному способу жизни, к сокращению потребностей и т. д. и в конечном счете отказ от современной техники и науки.

Безусловно, неразумное, непродуманное применение научных результатов, достижений техники и технологии, как подчеркивал Ф. Энгельс (304), часто приводит к совсем непредвиденным и нежелательным результатам. Но значит ли это, что в реальном мире, сложившемся в результате длительного развития, возможен отказ от научно-технического прогресса?

Источник

Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Источник

Что такое гуманизм и человечность в современном обществе?

59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

Гуманность и гуманизм – различие

59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

Главная ценность гуманизма

Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Идеи гуманизма в Библии

Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

Источник

59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

59 человек техника и гуманизм в истории и современном мире

Современный уровень развития производства характеризуется активным инновационным процессом (процессом внедрения науки в производство). Инновации неизмеримо расширяют человеческие возможности преобразовательной деятельности и одновременно обостряют проблему перспектив существования человека и человечества. Элементом инновационного процесса является развитие техники. По мнению философов и социологов именно развитие техники обуславливает сегодня все социальные процессы, радикально изменяет общество, его структуру и, безусловно, место человека в социуме, да и самого человека. Поэтому, представляет особый интерес и имеет особую значимость осмысление влияния инновационных процессов на человека как личность.

Технику как особую форму реальности впервые стали анализировать в XIX веке, тогда же впервые появился термин « Философия техники». Он был введен немецким философом Э. Каппом. Рассматривая технику, философы и ученые первой половины XX века стремились определить ее роль в жизни человека, ее влияние на окружающую среду, перспективы развития самой техники. Следует обратить внимание, что отношения Человек – Техника рассматривались исключительно с точки зрения влияния техники на образ жизни человека, то есть как формирование искусственной среды обитания. Сама техника определялась как средства производства, то есть как вспомогательные средства преобразовательной деятельности человека.

Мировоззрение антропоцентризма, которое является основой европейской цивилизации, позиционирует человека как центр мироздания, способного своими активными действиями безгранично изменять действительность. Во второй половине XIX века восторг от развития техники, который выражали философы нового времени, сменяется опасениями. Так А. Шопенгауэр отмечает, что по земле ползает испорченное животное – это человек; человек, по его мнению, испорчен разумом. О.Шпенглер указывает на то, что стадия цивилизации в культуре означает ее гибель. Развитие техники, урбанизация, по его мнению, разрушают дух, духовность, уничтожает в человеке человеческое. Именно философы первыми увидели гуманистические проблемы, порождаемые развитием техники.

Угрозой существующему миру признавалась осознанная преобразовательная деятельность человека, осуществляемая с помощью искусственно созданных орудий труда. Получалось, что угроза исходит от технического прогресса. При этом источником первоначально технического, а затем – научно – технического прогресса признавался общесоциологический закон возвышения потребностей. Закон, сформулированный А.Маслоу, раскрывает зависимость между потребностями и возможностями человека. Это означает, что в социуме у отдельных индивидов каждая удовлетворенная потребность порождает новые, причем, потребности изменяются не только количественно, но изменяется их структура. Возвышающиеся потребности задают возвышающиеся цели процессу производства и технике как средствам производства. Иными словами – техника – средство реализации человеком своего образа жизни.

Появление и развитие информационных технологий радикально изменяет последовательность отношений: на место отношений Человек – Техника приходят отношения Техника – Человек. Эту смену заметили ученые и философы – члены Римского клуба, которые сформулировали проблему не роли техники в жизни человека, а влияния техники на человеческую личность, т.е. проблему места человека в технике. Угрозу действительности они увидели не в развитии техники как таковой, а в изменениях личности, в изменениях системы ценностей, которые происходят под влиянием техники.

Современные информационные технологии, еще больше увеличивают дистанцию между человеком и последствиями его действий. Виртуальная реальность в форме компьютерных игр, репетиционных тренажеров и т.д. притупляет чувство ответственности человека за свои действия. Любая опасная для индивида ситуация может быть снята перезагрузкой компьютера. В большинстве агрессивных компьютерных игр для игрока предусмотрено несколько жизней на различных уровнях при том, что жизнь человека – одна. В результате утрачивается ощущение реальности, реальных угроз, реальной ответственности. Без осознания ответственности, как известно, нет личности. Развитие техники в современном обществе, таким образом, порождает в личности ощущение вседозволенности, притупляет, а иной раз и снимает, чувство ответственности. Все это таит угрозу существованию социума под воздействием необдуманных, опрометчивых действий индивидов.

Нельзя не согласиться с выводами К. Лоренца о том, что жизнь в современном обществе – это не животная конкуренция – борьба за выживание, это не конкуренция творческих личностей, это борьба за место в социальной структуре, уничтожающая индивидуальность человека, убивающая его личность, это борьба человека с обществом. Развитие техники и технологии изменяет ценностные ориентации личности.

Философы постмодернизма так же заметили эту тенденцию и сформулировали идею « смерти автора», как исчезновение творческой индивидуальности под воздействием социальных сетей, являющихся следствием развития инноваций [1; 6].Знания, которые в новое время являлись результатом творчества, обусловленного гуманистическими ценностями, в XX веке становятся особым товаром, обладание которым подчинено исключительно корыстным целям, а именно, извлечению прибыли во имя прибыли.

Следствием развития техники в целом и фармакологии в частности, как заметил К. Лоренц, сформулировав один из восьми грехов цивилизации, является деформация личности в направлении скуки и безразличия. Сегодня скуку и безразличие человека следует понимать как отсутствие подлинных эмоций, которые человек перестал переживать вследствие подчиненности прагматическим целям. Чтобы обеспечить себе постоянную трудоспособность, а значит и место в рыночной экономике, следовательно, и в структуре рыночного общества, человек вынужден отказываться от душевных переживаний, не связанных с развитием производства, и не обеспечивающих конкретный материальный результат деятельности. Эмоции возбуждения мы подавляем с помощью фармакологических транквилизаторов, а подавленность, вызванную душевными переживаниями, мы преодолеваем так же фармакологическими средствами, только другой группы. В результате человек становится безличным, живым, но бездушным существом. Главная цель человека – сохранить свое место в структуре, т.е. выполнить определенные функции, необходимые для воспроизводства системы.

В контексте размышлений об отношении Человек – Техника или Техника – Человек представляют интерес идеи Ж.Эллюля [7], который понимает Технику как всеобъемлющую реальность. Техника сегодня, по его мнению – это не только орудия труда, но и организационная и психологическая техника. Он считает, что в современном мире Техника (причем он называет технику Техникой с большой буквы) становится всеобъемлющей. Теперь и экономика и политика находятся в Технике. Если в индустриальную эпоху человек задавал цель технике, т.е. использовал ее как средства достижения своих интересов, то сегодня он находится у нее в плену. В результате изменились все прежние социальные понятия. Во власть техники попало сознание современного человека. Свое будущее, свое счастье сегодня человек мыслит не иначе как жизнь на основе техники. Следуя выводам Ж.Эллюля, можно констатировать, что техника не просто формирует новую реальность, она втянула человека в новый образ жизни, именно она задает ценности и цели человеку.

Техника в современном мире формирует образ жизни человека. Отношения, когда производство развивалось под воздействием возвышающихся потребностей, сменилось отношениями, когда потребности человека формируются новой средой обитания – Техникой. Современный уровень развития техники привел к тому, что техника позволяет создавать то, в чем человек не нуждается, у него отсутствуют потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью данного продукта. Однако логика рыночного производства такова, что все созданное должно быть потреблено. Именно поэтому одной из основных задач бизнеса сегодня является продвижение товара. Создаются различные маркетинговые системы, цель которых заключается в навязывании новых, может быть и несвойственных человеку потребностей. Если в индустриальную эпоху человек задавал цель технике, т.е. использовал ее как средства достижения своих интересов, то сегодня он находится у нее в плену. Можно сказать, что сегодня именно техника диктует человеку образ жизни. В результате человек не может выбирать ценности, чтобы дать Технике обоснование и владеть ею. Цели задает человеку Техника. В плену у техники находится не отдельный человек, а общество в целом.

Думается, всем знакомо ощущение от посещения магазина, когда достаточная часть товара, предлагаемая продавцами, нам просто неизвестна, как неизвестно и ее назначение. При этом сам человек не осознает абсурдность происходящего. Приобретя то самое ненужное, человек будет изменять свой образ жизни в соответствии с новой покупкой, и стремиться заработать средства затем, чтобы купить следующее ненужное, предлагаемое производителем. При этом человек изменяет свой мир, но не на основании собственного решения. Он следует логике развития техники.

При описании ситуации абсурда Ж. Эллюль приводит интересный анализ поведения отдельных социальных слоев[7,с. 268]. Он указывает на то, что обоснование владения техникой и овладение техникой не может сегодня дать ни один из социальных слоев. Он перечисляет: философы не могу потому, что им не доверяют; техники не могут потому, что они нацелены на совершенствование техники; ученые – специализированы и дистантированы от общества; политики – подчинены желанию общества в целом, которое находится в плену Техники; отдельные индивиды слабы для решения универсальных проблем. Поэтому выход из сложившейся ситуации Техника – человек, по мнению философов и ученых, лежит в самом человеке, в его самосознании и самосовершенствовании. То есть угроза современного мира – это не угроза со стороны техники, а угроза со стороны деформации гуманистического начала человека.

Безусловно, встает вопрос о путях гуманитарного совершенствования человека. В этом контексте особого внимания заслуживает направление, предложенное членами Римского клуба. Ученые и политические деятели – члены клуба пришли к выводу, что человек сегодня переживает глубокий внутренний кризис. Он должен найти в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своей жизни, принять на себя определенную ответственность, достичь такого уровня культурной зрелости, которая позволит ему выполнить свою нелегкую миссию- миссию управления жизнью на Земле. Путь, обеспечивающий трансформацию человека, поднимающий его качества и возможности до уровня соответствующего новой возросшей роли человека в этом мире – это формирование Нового гуманизма. Причем, Новый Гуманизм, сформулированный А. Печчеи – это не абстрактное понятие. Он наполнен конкретным содержанием. Новый Гуманизм, по словам мыслителя, включает в себя три аспекта [5,c.117]: осознание глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. Каждый из аспектов, на наш взгляд, должен стать направлением содержания гуманитарной подготовки личности в современном мире. Формирование Нового гуманизма – задача институтов социализации, и особенно, образования как целенаправленного формирования личности. Поэтому проектирование образовательных систем, в том числе и системы профессионального образования, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование ответственности, осознания культурного многообразия, осознания общечеловеческих ценностей.

Таким образом, современный уровень развития инновационного процесса изменяет отношения человек – техника. Социальные понятия трансформируются под воздействием развития техники. Развитие техники сегодня изменяет саму личность человека, определяет ее ценностный ряд, подменяя духовные ценности, инициирующие творчество, утилитарными, приводящие человека к потере ответственности, а, следовательно, к вседозволенности. В этих условиях перспективы развития человека и человечества всецело зависят от формирования культуры Нового Гуманизма. Содержание Нового Гуманизма и определение путей и средств его формирование становится ключевой проблемой, которую человечеству предстоит решить как можно скорее. Именно эта проблема становится ключевой в отношении Человек – Техника или Техника – Человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *