5 класс история древнейшие люди конспект урока

Конспект урока по истории «Древнего мира», 5 класс. Урок 1 «Древнейшие люди»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 1. Древнейшие люди (параграф 1, термины)

Планируемые результаты урока

Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;

Знать основные вехи в истории древнейших людей;

Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;

Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;

Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;

Развивать логическое мышление;

Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.

Вопросы для беседы с классом:

-Что изучает история Древнего мира?

-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?

Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. (слайд 3)

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.

Сегодня на уроки мы узнаем о …

Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:

Облик первобытного человека.

Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.

2 этап: изучение нового материала.

Изучение новой темы можно начать с беседы:

-Какие версии происхождения человека вам известны?(слайд 5)

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?

Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.

Учитель сообщает, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

— Как вы думаете, каковы причины появления первых людей? (слайд 6)

— Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?

— Как же выглядел первый древний человек?

Густой волосяной покров – что он давал?

Глубоко посаженные глаза

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке

Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека.

Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.

Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Откройте карту на странице 9, ответьте на вопросы: (карта на доске)

Где жили древнейшие люди?

Где следы их жизни не обнаружены?

Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?

Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?

Первый человек получил название « человек умелый ». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, чем человек работает. (слайд 13,14).

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство. (слайд 16)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

— Без чего человеку было сложно прожить( без огня)

— Как можно было добыть огонь? (слайд 18)

Пища, орудия, свет, тепло, защита

3 этап: первичное закрепление изученного материала. (слайд 20)

1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)

2. Где появились первые люди (в восточной африки)

3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)

4 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Пересказ параграфа.(стр. 8)

Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?

Выучить записи в тетради., термины

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»

Источник

Конспект урока по истории 5 класс по теме «Древнейшие люди»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разработка урока по истории Бакренко Валентины Анатольевны

Класс, дата, предмет: 2 сентября, история 5 класс

Тема урока: Древнейшие люди

Тип урока: урок «открытия» нового знания

— изучение учащимися условий жизни древнейших людей;

— подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

— развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

— воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

— личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека; сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека;

— метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, развить умение работать с картой;

— предметные: узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.

Оборудование: к омпьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты ( Приложение 1 ), задания по теме «Древнейшие люди» ( Приложение 2 ).

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Организует проверку домашнего задания (Слайд 1) Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям ( история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира ), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

(Слайд 2)Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде.

Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов.

Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ учащихся:

старые люди; древние;

Формулировка темы и запись в тетради: «Древнейшие люди».

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске

Ожидаемый ответ учащихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда.

Учащиеся формулируют учебную задачу:

В чём отличие древнейших людей от животных?

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

Для чего нам знать об этом?

Учащиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.

Ожидаемый ответ учащихся:

необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя.

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?

Фиксирует план на доске

Учащиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Где и когда появились древнейшие люди?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Организует учебное исследование для решения учебной задачи. (Слайд 3)

1. Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

Где располагалась прародина древнейших людей?

В дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

2. (Слайд 4) Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

3. Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Организует динамическую паузу

Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

4. Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

5. Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

Задание классу: по рисунку скажите, как охотились древнейшие люди.

Древнейшие люди забивали слабых, отбившихся от стада животных.

Гарантировала ли охота постоянную добычу?

Какие выводы можно сделать из этого факта?

6. (Слайд 6) Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи. Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

« …В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель… »

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Учащиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Учащиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами (приложение 1)

Ожидаемый ответ учащихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке. (учащиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ учащихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.

Учащиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ учащихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Учащиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

Ожидаемый ответ учащихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

Ожидаемый ответ учащихся:

раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда. – данные этнографии

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Учащиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ учащихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

отбирали добычу у хищников.

Ожидаемый ответ учащихся:

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Источник

Урок истории в 5 классе по ФГОС «Древнейшие люди»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Анкета самоанализа.doc

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

Материал урока мне был

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

сложное / не сложное

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

Материал урока мне был

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

сложное / не сложное

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист.doc

Рабочий лист урока «___________________________________________»

Используя учебник, заполните пропуски

Древнейшие люди жили в жарких странах, в тех местах, где не бывает морозов и зим, например, _______________________________.

(отметьте на контурной карте место появления древнейших людей, подпишите название материка)

5 класс история древнейшие люди конспект урока

5 класс история древнейшие люди конспект урока

Древнейшие люди, жившие более _____________________ лет назад напоминали _________________________________.

Люди жили не в одиночку, а ____________________, потому что _____________________________________________________________________________

Используя слова, составьте устный рассказ «Орудия труда»

Главное отличие древнейшего человека от животных _______________________________________________________________

Древнейшие люди занимались ____________________________ и ______________________________

Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»

Почему потеря огня считалась несчастьем?

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез…

5 класс история древнейшие люди конспект урока

Овладение огнем имело огромное значение

Источник

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока : показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; проектор; мультимедийная презентация; дополнительная литература.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ключевые понятия темы:

Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.

Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.

Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)

Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.

Родовая община объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)

Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда

40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)

План изучения нового материала.

1. Наши далёкие предки.

3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).

Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.

Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».

— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)

Но только очень быстро. Начали!

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

Наши далекие предки.

Первые занятия древнейших людей.

Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. ( Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.

1. Наши далекие предки

В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.

Где жили древнейшие люди?

На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?

Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

(Ответы учеников и работа над созданием кластера)

А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?

Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.

Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.

(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)

Что случилось с волосами?

Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.

Почему человек ходит на двух ногах?

Наши предки стали ходить на двух ногах задолго до того, как увеличился размер мозга и появились каменные орудия труда. Тут же возникает вопрос: почему мы стоим и ходим на двух ногах, в то время как наши «двоюродные братья», обезьяны, используют при передвижении все четыре конечности? Ходьба на двух ногах фактически требует в два раза меньше затрат энергии, чем передвижение на четырех лапах. Вероятно, наши предки добывали большее количество пищи благодаря тому, что не использовали руки при ходьбе. Прямохождение, возможно, даже помогало им защищаться от перегрева, так как меньшие участки кожи подвергались солнечному воздействию.

Почему увеличился размер мозга наших предков?

Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?

Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

Как вы думаете, что это значит?

Почему человек делал это?

Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.

(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей

— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)

Как охотились древнейшие люди?

Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

Хищник и его жертва.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим .

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв!

(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)

Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.

Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

признаки человеческого стада выражены словами:

Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)

Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.

С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.

Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.

Подведение итогов урока

§ 1. Дифференцированное задание:

Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.

Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *