ощущение компетентности можно сформировать через

Психолого-педагогические предпосылки формирования чувства компетентности в младшем школьном возрасте

Максимова Г.В.
педагог-психолог, ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»
e-mail: maksgalya@yandex.ru

В современной образовательной практике приоритетной основой организации обучения яв­ляется ориентация не на усвоение содержания учебного материала, а на овладение способами учеб­ной деятельности, развитие активной личности, самостоятельно определяющей жизненные пер­спективы и адекватно ориентирующейся в информационном пространстве. В сложившейся ситу­ации достаточную актуальность приобретает такое свойство личности, как субъектность, осно­вой которого является активное творческое преобразование себя и окружающей действительно­сти. Проблема субъектности личности широко изучалась в различных сферах жизнедеятельности человека как в отечественной (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, П.П. Блон­ский, Б.С. Братусь, А.К. Осницкий, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубин­штейн, В.И. Слободчиков и др.), так и в зарубежной (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.) психологии.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию субъекта, в связи с чем в категориальном аппарате психологии отсутствует единое определение субъектности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить субъект как определенную катего­рию психологии, рассматривающую человека как источник познания и преобразования окружаю­щей действительности. По мнению С.Л. Рубинштейна, личность в качестве субъекта обладает до­статочно развитой способностью организовывать и структурировать свою жизнь, регулировать ее ход, выбирать и осуществлять избранную стратегию поведения [3, с. 253].

В отечественной психологии значительное внимание уделяется закономерностям и осо­бенностям развития субъектности в разные периоды детства (Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.), но отсутствует однозначное понимание возрастных границ становления субъектной позиции личности. Формирование субъектности осу­ществляется в процессе установления взаимодействия ребенка с окружающим миром и в ходе овла­дения им определенным видом деятельности. Каждый возраст вносит определенный вклад в раз­витие субъектности человека.

В период младшего школьного возраста особую значимость приобретает изменение социаль­ной ситуации развития, включающей перестройку объективной позиции в системе межличностных и социальных отношений. По данным исследований Л.И. Божович, трансформация структуры со­знания ребенка определенным образом влияет на восприятие внешней действительности, проис­ходит осознание себя как субъекта деятельности и отношений. В структуре самосознания у млад­ших школьников изменяются представления о временных границах своего прошлого, настоящего и будущего, происходят существенные перемены в притязании на признание [4, с. 9]. Овладение навыками учебной деятельности способствует развитию активной субъектной позиции и осозна­нию ребенком на более высоком уровне собственных возможностей и взаимосвязей между затра­ченными усилиями и непосредственно результатом деятельности. На протяжении обучения в на­чальных классах происходят индивидуализация учебной деятельности и становление центрально­го новообразования младшего школьного возраста – умения учиться самостоятельно, что к концу периода отражается в переживании нового отношения к себе как к субъекту учебной деятельности и адекватном осознании собственных возможностей [2, с. 16].

В исследованиях зарубежных авторов немаловажное значение отводится периоду среднего детства. По мнению Г. Олпорта, в младшем школьном возрасте создаются условия для рациональ­ного управления собственным поведением за счет активно развивающегося рефлективного и фор­мального мышления, смысловое содержание которого определяется абстрактной аргументацией и применением логики для разрешения возникающих проблем.

В периодизации возрастного развития Э. Эриксона доминирующим событием среднего детст­ва является психосоциальный конфликт – «трудолюбие против чувства неполноценности», в про­цессе которого основные усилия ребенка направляются на приобретение новых знаний и овладе­ние навыками. Наиболее интенсивно проявляется способность сосредоточения собственных сил на учебной деятельности, решении задач возрастного развития и анализе личных достижений. Автор психосоциальной теории обращает внимание на тот факт, что если ребенок в состоянии добиться успеха, то в качестве основной составляющей части своего Я-образа выступает трудолюбие. Если же ребенок испытывает затруднение в овладении навыками учебной деятельности, то он может чувствовать себя неполноценным по сравнению со сверстниками, причем это чувство может фик­сироваться в структуре личности, обостряясь в ситуациях оценивания разного рода достижений.

Чувство неполноценности, по мнению А. Адлера, также формируется в детские годы. В процессе развития ребенок сталкивается с новыми жизненными ситуациями, к которым не готов, они становятся новыми объектами переживаний. Б. Вайнером была проанализирована степень на­стойчивости субъекта перед лицом неудач и определена ее зависимость от интерпретации челове­ком переживаемой неудачи как результата недостатка собственных усилий или результата обстоя­тельств, над которыми он не имеет власти или контроля. Американский психофизиолог М. Селиг­мен, продолжая исследования этого направления, для характеристики неадекватной пассивности и сниженной мотивации, возникающих в результате повторных столкновений с неконтролируемы­ми событиями, ввел в научный оборот понятие «выученная беспомощность». Интересным явля­ется тот факт, что к восьми годам, по мнению исследователя, у ребенка формируется способность анализировать степень эффективности собственных действий, направленных на решение разного рода задач возрастного развития, и если ребенок постоянно сталкивается с неудачей, то у него мо­жет сформироваться чувство выученной беспомощности. Такие школьники не обязательно чаще других сталкиваются с успехом или поражением, однако они иначе их переживают и интерпрети­руют. Настрой ребенка на успешный прогноз предстоящей деятельности, уверенность в собствен­ных силах, наоборот, позволяют более адекватно решать возникающие сложности и достигать не­обходимых результатов.

А. Бандура понимал веру в собственные силы как веру в способность планировать и реа­лизовывать целенаправленные действия с целью достижения желаемого результата. В его теории личности, основывающейся на самоэффективности (представлениях человека о собственной спо­собности успешно действовать в конкретных ситуациях), большое значение придается самооцен­ке субъектом имеющихся знаний, умений и выработанных моделей поведения. Проведенные ис­следования показывают, что люди, обладающие высоким уровнем самоэффективности, более на­стойчивы в достижении результата, лучше усваивают учебный материал, им свойственна меньшая тревожность, «… мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциаль­ных проблем» [5, с. 729]. Самоэффективность развивается на основании сравнения собственных достижений с успехами окружающих, она управляет уровнем активности человека, а следователь­но, и всем его развитием.

С целью изучения динамики осмысления учащимися младшего школьного возраста соб­ственных возможностей было организовано экспериментальное исследование на базе МОУ СОШ № 7 г. Михайловки Волгоградской области. В нем приняли участие 97 обучающихся (I кл. – 24 чел., II кл. – 28 чел., III кл. – 21 чел. и IV кл. – 24 чел.). Младшим школьникам предлагалось выделить группы учебных умений, которыми 1) они владеют, 2) владеют их сверстники, 3) хотелось бы овла­деть и 4) которым смогут научить других. Анализ выделенных характеристик позволяет обнару­жить специфику проекции осознания школьниками значимых умений по следующим категориям: реальное владение определенным набором умений, представление о социально значимых умени­ях для данного возраста, представление о личностно значимых умениях и осознание в своем опы­те идеальной формы овладения определенными умениями.

Первоклассники при характеристике собственных возможностей, необходимых на уроке, как в реальном, так и в идеальном плане выделяют умения, относящиеся к дошкольному периоду жизни (раскрашивать, вырезать, лепить и др.). При определении социально значимых и личностно значи­мых умений большинство обучающихся (68%) обращаются к оценочному аспекту конкретных учеб­ных действий (хорошо читать слова, хорошо писать буквы и т.д.), что свидетельствует о понимании важности учебных действий и пока еще узкой направленности представлений о себе как ученике.

Второклассники в большей степени ориентированы на обобщенные (32%) и конкретные (42%) учебные умения по всем вышеперечисленным категориям, но выделяется группа учащих­ся 26%, определяющих в качестве социально значимых и личностно значимых умений качествен­ные характеристики (писать ровно, считать быстро, читать с выражением и др.). Данные показате­ли свидетельствуют о переходе на новый уровень представлений о себе в ходе овладения учебны­ми действиями, но еще недостаточном обобщении учебного опыта и неготовностью передать его окружающим.

Для учащихся III класса характерен достаточно дифференцированный подход к определе­нию собственных умений относительно учебного содержания дисциплины. 12% учеников, выде­ляя личностно значимые умения, характеризуют их как личностные качества (хочу научиться быть грамотным, внимательным, сообразительным), что может свидетельствовать о начале анализа учеб­ной задачи на более глубоком личностном уровне, благодаря которому формируется отношение к себе как к субъекту деятельности.

На завершающем этапе обучения в начальной школе четвероклассникам (64%) свойствен дифференцированный подход при анализе собственных умений. При определении значимых уме­ний большинство (72%) достаточно подробно характеризуют выделенные показатели, уделяют внимание качественному аспекту собственных возможностей. Значительно увеличивается чис­ло четвероклассников (36%) по сравнению с третьеклассниками, оценивающих собственные уме­ния как качества личности (по критерию Фишера данные показатели значимы – φ эмп. =2,38, p = 0,00 при p ≤0,01).

Таким образом, на основе полученных данных можно предположить, что именно в младшем школьном возрасте осуществляются критическое осмысление собственных возможностей, диффе­ренциация знаний о себе; формируется способность анализировать на новом уровне собственные модели поведения. В процессе обучения в начальной школе происходит переход от осознания сво­их поведенческих характеристик к пониманию личностных качеств, формирование рефлексивных механизмов личности, представления о себе как о компетентном, способном самостоятельно ре­шать возникающие проблемы в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Теоретический анализ литературы позволяет констатировать, что ведущей потребностью младшего школьника является потребность в компетентности, достижении уверенности в своей способности научиться адекватно решать задачи возрастного развития. Этой проблеме в различ­ных сферах жизнедеятельности человека в настоящее время уделяется достаточное внимание как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Дж. Равен при анализе компетентности систе­мообразующее значение придает ценностно-мотивационному аспекту личности и выделяет следу­ющие компоненты компетентности: когнитивные (планирование, определение возможных препят­ствий на пути к достижению цели); аффективные (позитивные и негативные эмоции для выполне­ния определенного рода задачи); привычное поведение. При этом он считает, что выделенные ком­поненты относительно независимы друг от друга, относятся к различным сферам и выступают в качестве составляющих эффективного поведения.

Анализ компетентности в возрастном аспекте предполагает понимание и принятие ребен­ком себя как субъекта развития. «Компетентность проявляется через систему возрастных новооб­разований как сложившихся ресурсов, позволяющих определять новый тип отношений и строить определенные действия в решении задач своего развития» [1, с. 222].

Таким образом, определение возрастных границ, изучение условий, механизмов и факторов развития возрастной компетентности в младшем школьном возрасте представляют актуальную про­блему исследований на современном этапе образовательной практики.

Источник

Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках истории и обществознания

Автор: Попова Светлана Михайловна

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

В “ Концепции модернизации Российского образования” говорится: “ Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”.

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым.

Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным». Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).

Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;

общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетентностям относятся:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила.

· Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

· Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите и x учиться.

· Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

· Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,

· Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

· Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно- ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.

Весьма негативной в рамках обозначенной проблемы может оказаться попытка представления содержания общего образования в виде системы компетенций, определяемых образовательными стандартами. Подмена сложившейся системы

образования «системой компетенций» означает, по сути, ликвидацию формировавшейся в течение длительного времени и положительно зарекомендовавшей себя отечественной системы предметного содержания образования.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах.

Выделяют следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать

вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Формирование ценностно-смысловой компетенции

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

— Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

— Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

— Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

— Предлагает ученикам вопросы, ответы на которые встречаются в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания по предмету, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

— для формирования грамотной, логически верной речи используются устные задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, географических названий идр.;

— во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников ;

— использовать задания с информационно – познавательной направленностью;

— практиковать задавать для домашней работы составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной компетенции

— Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

— Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

— При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

Формирование информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

— при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.

— подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

— Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

— предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

— использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

— устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

— использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

— использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

— сдача различных устных зачетов.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

— контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;

— задания социально-трудового характера;

— проведение различных исследований;

— составление тестов самими учащимися.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

— С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках истории и обществознания, как решение задач с «лишними данными».

— С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

— С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые

примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Например, по история России при прохождении темы : “ Правление Ивана Грозного” в 10-м классе можно дать задание: Опишите картину В.Сурикова “ Покорение Сибири”. Оцените значение подвига Ермака.

Можно дать проблемные задания и вопросы: 10 класс. Всеобщая история. Тема: “ Великая французская революция” Проблемный вопрос: “ Являлась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?”

Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, обществознания так и основ наук в целом.

Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Важной частью внеклассной работы по истории и обществознанию являются подготовка учащихся к участию в олимпиадах разного уровня по предмету

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметныерезультаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одними из которых являются информационная, проектная, групповая и модульная технологии и т.д.

Самыми важными на мой взгляд являются информационная и компетенция личного самосовершенствования, рассмотрим их поподробней.

Современный школьник не только должен уметь работать на компьютере, но и правильно утолять «информационный голод», и в этом большую роль играет учитель.

Информационные технологии на уроках истории нами использую в следующих вариантах:

3) Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на несколько групп:

1. «Работа с рисунками»

И, конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащих Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты практически всегда хорошие.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий (психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения и т.д.)

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей в ее решении, учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии или дебатов. (рассказать дебат 10 класса типы власти)

Например в 9-ом классе был проведен урок по теме: «Итоги и значение Октябрьской революции», в которой были использованы элементы проектной технологии. Ученикам было предложено проанализировать два проблемных задания, касающихся значения Октябрьской революции:

· доказать тезис «Октябрьская революция – отрицательное явление в истории России и мировой цивилизации»

· доказать тезис «Октябрьская революция – прогрессивное явление в истории России и мировой цивилизации».

Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили, что октябрьская революция имеет больше негативные последствия для развития России и мировой цивилизации.

Другой вариант применения проектной технологии – это непосредственно разработка и защита проекта по выбранной теме.

Так, в 8-ом классе после изучения «Отечественной войны» предлагается ученикам в групповой форме разработать проект в честь 200-летия победы России в Отечественной войте 1812г.

1. Качественная подготовка к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.

2. Воспитание патриотизма, уважения к героическим страницам истории России, углубление знаний о прошлом своей страны.

1. Сформировать духовно богатую нравственную личность учащегося.

2. Повысить социальную значимость чувства долга перед Родиной и человечеством.

3. Повысить престиж защитника Отечества.

4. Пропагандировать роль единства, гуманизма и взаимопомощи людей.

5. Повысить социальную активность учащихся, создать условия для их самореализации.

6. Необходимо сформировать патриотическую, нравственную атмосферу в образовательном сообществе.

7. Повысить информационную культуру молодежного сообщества.

Участникам проекта предлагается выполнить творческую работу (реферат, видео-фильм, электронную презентацию), исследовательский проект, учебный проект, проектно-исследовательскую деятельность на тему «Отечественная война 1812 года».

Содержание работ должно иллюстрировать общественную значимость подвига (военного или гражданского) представителей того времени в победе над наполеоновскими захватчиками и пропагандировать:

· гуманизм, мужество, взаимопомощь и самоотверженность людей во имя сохранения Отечества

· важнейшую роль достоверных знаний и сохранения памяти новых поколений об Отечественной войне 1812 года

Также в младших классах можно использовать мини-проекты

Учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком и др.)

В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. По обществознанию после темы «Наука и познание» написать свою историю ученого, с его открытиями, достижениями, с собственными иллюстрациями. Кстати, 7 учеников из 25 (28%) написали историю «ученого историка», эти ученики изъявили желание в будущем стать историками.

Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.

С учащимися мы проводим конкурсы презентаций. Конкурсы были проведены по темам: “Герои Великой Отечественной войны”, «Города-герои», «Культура Древней Руси»“ и др.

В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на мой взгляд просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. (Формирование политических, социальных и коммуникативных компетенций). Эту задачу возможно осуществить, используя прием проблемного обучения в педагогической технологии. В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что “… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

1. Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *