40 дней девочке у казахов

40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда

В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.

Значение и общие правила обряда

Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.

Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек

Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.

Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.

Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.

Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.

Существуют определенные табу на дату обряда:

Что можно и нельзя делать до 40 дней

В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:

До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.

Традиции 40 дней у разных народов

Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.

У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.

В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.

Традиции обряда 40 дней ребенку

Как приготовить купель и кому доверить купание младенца

Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.

Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:

Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:

После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.

В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.

Ритуал одаривания

Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:

Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.

В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:

Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.

Источник

Почему казахи 40 дней не показывают посторонним новорожденного

40 дней девочке у казахов

Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течении 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить.

Казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, а чтобы уберечь от дурного глаза, не выводили на улицу и не показывали чужим людям. В этот период мать ежедневно купает новорожденного, чередуя соленую воду с купанием в воде с мылом. При этом на дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты и оберегом, так как к серебру не приближаются злые духи.

По прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. Праздник «сорока дней» отмечается как второе рождение. День, когда ребенку проводят обряд «Қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной.

На 40 дней собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин. Одна стрижет ногти, другая волосы, а третья купает малыша в 40 ложках воды. Кипяченую воду остужают, кроме серебряных монет добавляют в нее сорок штук фасоли или же другие зерна, а также бусины (для девочки) или игральные кости – асыки (для мальчика). Придерживая ребенка рукой, начинают поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. В конце серебро из детской ванночки женщины делят между собой. После купания малышу впервые в его жизни убирают волосы и ногти. Волосы заворачивают в кусок белой ткани и, как оберег, вешают возле колыбельной, а ногти закапывают подальше – там, где не ступает человеческая нога.

40 дней девочке у казахов

Еще один интересный момент связан с «иткойлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Иткойлек» теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Суть заключается том, что аксакал или мулла читает молитву и три раза произносит в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата, благословление. В этот же день проводят обряд «колжа». Колжа – это ритуальное угощение матери после родов, чтобы она набралась сил и укрепила здоровье. Именно роженице в первую очередь подается горячий бульон, и только потом им угощают гостей. Причем, когда дело доходит до мяса, то большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Первой это делает роженица, а последней – «кіндікшеше» (крестная мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают, ранее – на женской половине юрты, а сейчас – в укромном месте квартиры. Снимают его только тогда, когда ребенок уже умеет держать голову.

40 дней девочке у казахов

После окончания праздника всем гостям дарят подарки, особенное внимание уделяют крестной матери. Кстати, казахи верят, что характер «кіндік шеше» передается малышу, поэтому к выбору крестной подходят со всей ответственностью. Крестная мать навсегда становится желанным гостем в доме, где растет ее подопечный, и помогает родителям в его воспитании.

Источник

Обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)

40 дней ребенку у казахов отмечают особенно. У казахов существует великолепный и древний обряд «Қырқынан шығару» дословный перевод «Выход из сорока дней».

40 дней девочке у казахов

Этот обряд проводят ребенку, которому исполнилось 40 дней от рождения. В обиходной жизни казахского народа цифры семь, девять, тридцать, сорок один – считаются благодатными и сакраментальными. В связи с этим, существует официальный обряд «Қырқынан шығару».

Этот день можно считать днем рождения ребенка. То есть только после 40 дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни. По обычаю, не принято смотреть на новорожденного ребенка до сорока дней.

Суть обряда заключается в купании младенца в сорока одной доле (ложке) воды. Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое.

Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией. Непосредственные участники церемонии (кто подстригает ногти, кто подстригает волосы, кто купает, кто вытирает и т.д) купают ребенка приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты и кумалак.

У ребенка подстригают волосы и ногти, которые по традиции, зашиваются в кусок материи и пришиваются к одежде ребенка как оберег. Волосы и ногти можно постричь самим, после приема гостей, а во время официального обряда, имитируют это действие. Оберег можно положить или прикрепить на полку с детским бельем. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца.

Кумалак рассыпают в сторону гор, лучше, где земля не затаптывается (т.е не бросать под ноги). Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась).

После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.

Источник

Личный опыт мамы: Казахский обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)

40 дней девочке у казахов

До сорока дней окружающий мир считается небезопасным для младенца, поэтому он должен быть под особой заботой и вниманием. В этот период ребенку не стригут ногти и не убирают волосы. Вы задавались вопросом: «Почему»? Знаем ли мы значения этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане? Как правильно мы его проводим? Хочу поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот пост будет очень полезным.

Обряд считается исключительно женским. До сорока дней ребенка купают каждый день, чередуя: в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, чтобы в будущем раны и царапины заживали быстрее; мылом – убивают бактерии; и в воду, куда добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.

40 дней девочке у казахов

В эту чашу наливается 40 ложек чистой воды. Каждая женщина, наливая воду на ребенка ложкой, говорит хорошие пожелания. В конце, оставшееся серебро женщины делят между собой. Затем малышу убирают ногти и волосы. В основном это делают многодетные мамы и женщины, которые являются примером. Женщине, которая брила волосы, дарили золото весом побритых волос. Их заворачивали в белый кусок ткани, и как оберег вешали возле колыбельной, а ногти закапывали далеко, чтобы человеческая нога не наступала. Но сегодня волосы хранят, чтобы «показать, когда он вырастет». Ногти в моем случае, мы сожгли.

40 дней девочке у казахов

До сорока дней ребенка одевали в «ит көйлек», специальную рубашку. После всех ритуалов древние казахи заворачивали сладости в эту рубашку и завязывали на шею собаке, и дети бегали за псом, дабы достать сладости. Я еще слышала, что «ит көйлек» обычно дают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка. Собственно, мы так и сделали. После окончания праздника всем гостям дарили подарки, особенно «кіндік шеше». Кстати, «кіндік шеше» играет особую роль в жизни малыша. Зачастую казахи выбирают названую вторую маму по особым характеристикам, как «смелая, честная, добропорядочная» и сейчас очень популярно «шустрая». Есть такое суеверие, что характер «кіндік шеше» передается ребенку. Названая вторая мама является почетным гостем, она приносит подарки, как ребенку, так и маме.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Аксакал или мулла читали молитву и три раза произносили в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата.

Ребенка нельзя показывать до сорока дней и выводить на улицу, чтобы уберечь от дурных глаз. В наше время весь ритуал проводится днем взрослыми, в кругу апашек, татешек, тем самым они дают возможность молодым «поздравить» вечером.

Я очень рада, что этот обряд сохранился и до сих пор передается следующему поколению. Конечно, изменения есть. Вам не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку младенца. Ну и современные дети вряд будут бегать за ней. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности, наши традиции.

Источник

Традиции и обычаи казахского народа от рождения до смерти

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Каусар Мейрамбай

Традиции и обычаи казахского народа — это пример поведения, эталон учтивости, уважения. Чтобы постичь культуру страны, познакомьтесь с обычаями Казахстана, связанными с рождением ребенка, браком и другими аспектами жизни.

Традиции казахского народа, связанные с рождением ребенка

Многочисленные обряды и обычаи появились в глубокой древности, еще на заре формирования уникальной структуры степного общества, базирующейся на взаимодействии родов.

Семейные традиции казахов, относящиеся к появлению нового члена семьи, отличаются особой торжественностью:

Шілдехана

Такое название носил особый период, протяженность которого составляет 40 дней. Начинался он в момент рождения малыша. До его истечения в помещение, где он пребывал, допускались только дед и бабушка. Так ребенка защищали от сглаза и несчастий.

Казахские традиции требовали оповестить о появлении нового члена семьи всех родственников. Для этого к ним посылали гонца. Те сообщали пол малыша:

Посланники требовали «сүйінші» — награду за хорошую новость.

Все оповещенные собирались на праздник. Гости желали долголетия и здоровья ребенку и тем защищали его от невзгод. В благодарность хозяева устраивали пир. Этот праздник проводился по нечетным дням (отсчет вели с момента рождения малыша).

В третий день после рождения ребенка переносили в люльку. При этом:

Дополнительно помещали в детскую кроватку уздечку или зеркальце в зависимости от пола младенца.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Каусар Мейрамбай

Монеты или серебряные предметы отдают женщинам, совершавшим обряд. Те, в свой черед, дарили маме и новорожденному полезные в хозяйстве вещи: посуду, одежду, украшения и т. д.

Қырқынан шығару

Ребенок благополучно прожил первые 40 дней своей жизни, и наступает черед другой традиции казахов — обрезания волос и ногтей. Фактически этот праздник проводится для того, чтобы показать малыша людям. Причем участвуют в қырқынан шығару исключительно женщины — родственницы и уважаемые подруги.

Обряд проводится так:

Тұсаукесер

Это еще один ритуал, который помогал ребенку быстро и крепко встать на ноги. Обычаи и традиции казахского народа обязывали родных провести тұсаукесер — символическое разрезание пут. В старину верили, что если путы не разрезать, то ребенок вырастет неудачником, будет спотыкаться, оступаться.

Проводится тұсаукесер, когда ребенку исполнится примерно 12 месяцев. Тогда он сам начинает ходить. Родители организовывают пир и приглашают всех родственников, друзей. Гости прибывают с дарами, сладостями для обряда «шашу» (разбрасывание гостинцев).

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Каусар Мейрамбай

Тұсаукесер начинается после пира. Обряд проходит так:

Свадебные традиции и обычаи казахского народа

Казахские обычаи, имеющие отношение к браку, разнообразны. В старину казахи женились обычно по предварительной договоренности. Причем отцы никогда не спрашивали детей. Это и не удивительно, поскольку договоренность заключалась, когда те были маленькими или еще не родились.

Қыз көру

Если договоренности не было, то молодых людей сводили во время обряда «Қыз көру». По сути, речь идет о смотринах.

Семья девушки не могла отказать в их проведении. Во время церемонии подруги, составлявшие свиту потенциальной невесты, вслух критиковали претендента. Те, кто сопровождал парня, в долгу не оставались.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/basir71

Если молодые приглянулись друг другу, то сразу договаривались о свадьбе. Ей предшествовал целый ряд церемоний.

Құда тусу

Казахские традиции и обычаи требовали формализации отношений с новыми родственниками. Потому проводился обряд «Құда тусу», то есть сватовство. О его проведении семья жениха заблаговременно уведомляла отца невесты. Он организовывал пир и созывал близких.

Сватовство совершали главные представители жениха и невесты — «бас құда». Обычно это были главы родов. Отцы молодых получали почетное звание «бауыздау құда», после чего становились близкими родственниками.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/OTYRAR

Отцу невесты и ей самой вручали ценные подарки. В ответ представителям жениха подносили «куйрык бауыр» — блюдо из печенки и сала. После этого брачный договор считался заключенным. Уезжающих сватов, родня невесты одаривала.

Қалың мал

Когда обоюдное согласие на брак достигнуто, обряды казахского народа требовали внести за уводимую из дома девушку выкуп. Цена невесты определялась по договоренности, причем торги не только допускались, но и приветствовались.

Как правило, плату получали в натуральной форме: брали скотину, меха, золотые и серебряные украшения и пр. Невеста приносила приданое — «қыз жасауы». В основном это были предметы обихода, одежда и иногда скот.

Қыз ұзату

Этот праздник устраивался в доме девушки. Это были ее проводы.

Обычай велел всем родственникам невесты и сватам собраться за обильным столом. Пир сопровождался музыкой, танцами и песнями. Длился он всю ночь, а поутру девушка отбывала к жениху.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Тимур Сарилбаев

Келін түсіру

Традиции Казахстана регламентировали прибытие невесты к будущему мужу. Девушку:

Уже на месте дожидались прибытия приглашенных. Для них готовили свадебный пир, в начале которого проводили еще один обряд — «беташар». Невесту сначала сажали за занавеской, а затем выводили к гостям, держа под руки. Ей открывали лицо, оставляя спрятанными волосы. Невеста здоровалась со всеми гостями, после чего свадьба продолжалась.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Талиан Жумабаев

Неке қию

Основные свадебные казахские обряды завершались после бракосочетания, который проводили согласно нормам мусульманского права.

Эта церемония проводилась на следующий день после свадебного пира. Жених и невеста облачались в праздничную одежду и в сопровождении пары свидетелей шли в мечеть. Здесь зачитывалась молитва, после чего молодым давали чашу с водой и серебром. Они пили из чаши, и обряд завершался.

Послесвадебные и другие традиции казахского народа

Когда торжества посвященные бракосочетанию завершались, наступал черед совершения других обрядов:

Жолдық

Эту церемонию выполняла супруга старшего брата жениха в брачную ночь. Она стелила молодым постель и объясняла им в ироничной форме, как себя вести ночью. Ее труд утром вознаграждали подарком.

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Aiza TV

Құдалық

Приход родни молодой в дом ее мужа. Прибывшие приносили подарки и получали дары от хозяев. Гостиницы преподносили новоявленной супруге. Это называлось өңір салу.

Есік ашар

Так называется посещение новобрачным дома тестя. Туда он приходил один, так как жене в течение года запрещалось видеться с родителями. Женщине же надлежало наведаться ко всем родственникам мужа.

Другие традиции и обычаи казахского народа

Есть обычаи у казахов, которые имеют отношение к встрече, проводам гостей и родственников, похоронам и помощи нуждающимся. Вот некоторые особо примечательные традиции:

40 дней девочке у казахов

Традиции и обычаи казахского народа: YouTube/Гузаль Дав

К усопшим казахи относятся с большим уважением. Причем людей, которые умирали, в народе не принято оплакивать. Только после смерти начинали скорбеть, демонстрировали свое горе только женщины.

Умершего человека обмывали, затем обряжали в белый акырет и чалму. Ноги закутывали полотном. Тело укладывали на носилки. После читали молитвы, проводилась жаназа (панихида). Далее покойника относили на кладбище и хоронили.

Затем по усопшему правят поминки: их проводят через три дня, затем спустя неделю, 40 и 100 дней. Последнее поминовение происходит в годовщину смерти.

40 дней девочке у казахов

Казахское кладбище: YouTube/Валерий Радченко

Традиции и обычаи казахского народа отличаются многообразием. Немало из них сейчас забыты. Но есть и такие, которые сохранили популярность в наше время.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *