3 дня странствий мцыри
Три дня на воле Мцыри сочинение
Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение.
Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь. Новый, пугающий, но манящий мир открывается перед юным послушником. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают мцыри воспоминания о родном крае, который он покинул в глубоком детстве.
Беглец движется дальше в поисках своей родины. Впервые в жизни он встречается лицом к лицу с бурей. Грозные картины предстают перед ним, но нет в сердце мцыри страха. Напротив, он был бы рад даже «обняться с бурей», потому что чувствует себя счастливым, просто созерцая.
Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей гармоничностью. Множество образов возникает в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как жил бы среди людей, близких ему по крови, какую пользу мог бы приносить деревне.
Однако мцыри чувствует, что у него есть свой путь, которому он неотступно должен следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитать в себя всю ту жизнь, что он упустил за толстыми стенами монастыря.
Самый драматичный момент в этом произведении – схватка с барсом. Непроглядной, холодной ночью, ощущая нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться через все сгущающиеся деревья. Осознание приходит внезапно – он заблудился. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.
Убей или умри – таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в сражение с барсом. Существо, превосходящее послушника по силам и жизненному опыту, было повержено. Хотя и сам победитель был ранен, но эта схватка позволила ему ощутить радость честного соперничества, радость победы.
Не только раны, нанесенные барсом, стали причиной смерти послушника. Увидев окружающий мир, прочувствовав его, он больше не смог бы жить в душных стенах монастыря.
Даже за три дня можно успеть многое. А для мцыри этот небольшой срок оказался ценнее всей остальной его жизни. И несмотря ни на что, он умирает счастливым.
Вариант 2
Мцыри исповедуется монаху перед смертью, рассказывая то, что он повидал на воле за эти три дня. Еще ребёнком мальчик был заперт в монастыре. Все время он проводит там, не имея возможности выйти за его пределы. Он наблюдает за окружающей природой из монастыря, мечтая полной грудью ощутить реальность в этом мире, глотнуть свежий воздух, насладиться красотой природы. Он не может больше так жить, ему нужно открыть для себя этот мир. Юноша решает сбежать, и украдкой от монахов сбегает ночью, под грохот грозы.
Проведенные три дня на воле для Мцыри становятся самыми счастливыми. Он старается узнать новый мир, новых людей, что встречает. Он жаждет нового ощущения. Юноша остается наедине с природой, и восхищается ею. Какие же ощущения испытывает он за эти три дня? Он радуется солнцу, новому лучику, пением птиц, зеленой травой. Окружающая природа для него прекрасна. Перед ним открываются невообразимые пейзажи, а на Кавказе есть красивые достопримечательности. Мцыри понимает, что ощущает на душе легкость, в душе вспоминается семья. Именно здесь начинает проявляться внутренняя душа юноши, его поэтичная и чуткая натура. Он предпочитает общаться с природой, с не с обществом, которое может наплевать только глубоко в душу.
Мцыри продолжает свой путь, при этом наблюдая другие зрелища. Он видит природу, раскрывающую свою мощность – шумный поток, грозу, дождь. Мальчик совсем не испытывает боязни. Такой мир для него близок. Он не страшится обняться с бурей. За это он получает награду – Мцыри слышит голоса всех живых существ. Он говорит с природой, и от этого счастлив. Он радостно переживает эти счастливые моменты.
За проведенные на воле Мцыри встречает прекрасную юную грузинку, к которой с первого мгновения любовь. Грузинка похожа на удивительную черноту ночи, сочетая в себе все оттенки окружающего мира. Во время пребывания в монастыре, юноша не догадывался об удивительных чувствах, он никогда не позволял себе думать о любви. Мцыри продолжал свой путь и был счастлив.
Когда настала холодная ночь, к юноше пришло чувство сильного голода. Он даже почувствовал себя очень одиноким. И юноша понял, что затерялся. Ночь для него была неожиданной, решившая посмеяться над бедным беглецом. Природа обличается в облик барса, и юноша обязан сразиться к ним. В этот момент, юноша понимает, что именно сражение позволит ему пройти дальнейший путь. И он должен выиграть всеми путями эту победу над барсом. Мцыри побеждает.
Юноша наблюдает за природой, за змеей, которая отражает страх и смерть… Он был на свободе всего лишь три недолгих дня, но он познал окружающий мир, узнал какой бывает любовь в сердце.
3 дня Мцыри на свободе
М. Ю. Лермонтов подарил читателям немало замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».
Это поэтическое повествование о судьбе юноши, именем которого и названо лермонтовское творение.
Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность, которая попадает в необычные условия. Судьба его очень печальна. Ещё ребёнком попадает он в монастырь, где и суждено ему провести остаток жизни. Мцыри не может смириться с уделом монаха. Жизнь в монастыре для юноши равнозначна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.
Бунтарский дух подталкивает героя на побег. Это событие стало переломным в сознании юноши.
Всего три дня удалось провести беглецу на свободе. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в тот момент, когда он оказывается на воле. Природа раскрывает перед ним свою истинную красоту и богатство. Всё, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он восхищён полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…
Особое чувство вызывает у юноши снежная вершина Кавказа, пробудившая в памяти героя мысли о родной стороне. Мцыри с нежностью вспоминает родное ущелье, отца, сестёр, природу родных мест.
Путь Мцыри был полон опасностей, однако его это не страшит.
Самой волнующей является встреча героя с молодой грузинкой. Она заставила встрепенуться сердце юноши и испытать чувства, не знакомые ему прежде. Затаив дыхание, наблюдает смущённый юноша за прекрасной горянкой, которая вселила в его душу пылкое чувство любви. Беглец ещё сильнее осознаёт, что монастырь не его удел.
Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с барсом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожит своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над барсом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.
Больно и горько читать строки, повествующие о том, как, сбившись с пути, Мцыри вновь оказывается в монастыре.
Мцыри – это символ борьбы за свободу человеческой личности.
Три дня на воле Мцыри
Несколько интересных сочинений
Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.
В своем рассказе Чистый понедельник Бунин пишет отношения двух молодых людей, богатых и красивых. Даже сейчас мы можем представить примерно какими являются такие люди.
Лукьян Тимофеевич Лебедев — это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа «Идиот».
З усіх українських митців найвідомішим став саме Тарас Григорович Шевченко. Він став символом України. Його унікальність полягає ще й втому, що славу він здобув за допомогою лише одного невеликого збірника поезії. Шевченко прожив коротке життя
3 блаженных дня в жизни мцыри. Три дня на воле мцыри сочинение. Что узнал Мцыри за три дня
Мцыри – главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова.
Еще маленьким ребенком, Мцыри попадает в монастырь. Он чувствует себя чужим в стенах обители, но постепенно мальчик начинает понимать язык и привыкает к своему плену. Перед постригом Мцыри, которому так хочется почувствовать жизнь и ощутить свободу, сбегает из монастыря. Три дня длятся поиски юноши и на четвертый его находят умирающим. Мцыри приносят обратно в стены монастыря, где он рассказывает о самых счастливых днях своей недолгой жизни.
«Ты хочешь знать, что видел я На воле?»
С этими словами умирающий Мцыри обращается к пожилому монаху, который спас его от смерти много лет назад. Монах слушает исповедь умирающего юноши, который воскрешает в памяти события последних дней.
Что видел Мцыри на воле? Первые чувства, которые он испытал за стенами монастыря, это радость и счастье. Восхищению героя не было предела, он видел пышные поля, горные хребты и голубое небо. Он ощущал дуновения ветра и прикосновения теплых лучей солнца. Летний день гостеприимно принял героя в свои объятия. Мцыри вспоминает свое детство, родину, к которой он и стремится. Поэтичная душа героя не испорчена злостью и ненавистью. Она способна радоваться журчанию ручья, пению птиц, наслаждаться красотой природы. Целой жизнью становятся для героя всего лишь три дня, которые он бы ни на что не променял.
Впервые в своем путешествии Мцыри сталкивается с бурей, но она не пугает смелого и решительного юношу. Напротив, она отражает состояние его взволнованной души. Он был бы рад «обняться с бурей», поэтому чувство восторга переполняет сердце героя, созерцающего грозную непогоду природы.
Но на смену дню приходит холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество. Лес тенятся, и герой начинает терять надежду на возвращение в родные края. Природа, такая дружелюбная и спокойная днем, посылает герою страшное испытание – встречу с барсом. Победа над ним герою стоит собственной жизни. Но именно эта победа дарит Мцыри то ощущение жизни, к которому он и стремился, он познает радость соперничества и вкус счастья.
За три дня, проведенных на воле, герой узнает больше, чем иной человек за всю жизнь. Мцыри, выросший в плену, хочет вернуться на родину, но с сожалением понимает, что и там он будет чужим. Как и у каждого романтического героя, у Мцыри тесная связь с окружающей природой. Дни, проведенные на воле становятся для героя ценнее всего его существования. Он познает радость победы, красоту природы, любовь.
Вариант 2
Мцыри является главным героем произведения Лермонтова. С самого детства ему приходится несладко, ведь он попадает в монастырь. Сначала он даже не понимает языка, на котором здесь разговаривают, но немного погодя начинает их понимать и даже разговаривать. Вот только жить он здесь не собирается и поэтому уже давно вынашивает план побега. И вот однажды ему все это удается сделать. После того как поняли, что он сбежал его начинают искать, вот только отыскать его трудно. Парня искали в течение трех дней, а когда нашли, то парень был практически мертвым. Перед тем как умереть Мцыри рассказывает о своих самых счастливых трех днях.
И так они и не узнали, что же такого счастливого он увидел на воле. И только монаху, который много лет назад уже помог ему выжить, он рассказывает всю правду.
Как только он оказался за пределами монастыря, то почувствовал, что его одолевает счастье и радость. Кроме этого он восхищался всем, что видел вокруг себя. А здесь он видел бескрайние зеленые поля, горные хребты, а также голубое небо, по которому плыли большие и белые облака. К нему прикасался нежный и тихий ветер, а спину и бока грело теплое и ласковое солнце. И тут он вспомнил свою родину, где родился. Он еще не испытал на себе все горести и несчастья, а также обман и предательство, но совсем скоро ему придется все это испытать.
Немного погодя тихая и спокойная погода сменилась бурей, которая буквально рушила и крошила все, что попадалось ему на пути. Вот только это совсем не напугало парня.
Дальше он столкнулся с холодом, а также с ночью. Кроме этого ему очень сильно хотелось кушать, а также ему не хватало людей, с которыми можно пообщаться и поделиться всеми этими ощущениями. И он даже не ожидал, что в лесу водится барс, который и лишит его жизни. Конечно, парень справился с ним, но он нанес ему такие ранения, которые не совместимы с жизнью и теперь он тихонько умирает.
Одному человеку не хватает целой жизни для того чтобы понять, чего ему нужно на самом деле, а вот нашему главному герою хватило всего лишь три дня чтобы насладиться жизнью и понять, что он должен сделать в этой жизни.
Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:
На воле? Жил ― и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…
Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы.
Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.
То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.
М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Опишите три дня, которые провел Мцыри на воле.
Опишите три дня, которые провел Мцыри на воле. Не пропустите упоминания о мире живой природы — о ветре, птицах, зверях. Как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу?
Мцыри бежит из монастыря ночью, во время грозы, «в ужасный час», когда монахи от страха «ниц лежали на земле». Юноша же полон восторга, его бурному сердцу, жаждущему свободы, близка гроза, раскаты грома, блеск молний. Он бежит, не зная пути, бежит долго, боясь погони и стараясь уйти подальше от монастыря. И хотя он слышал крик шакала, видел скользящую между камней змею — страха в его душе не было. Ночная мгла сменилась ранним утром, он внимательно наблюдает за всем, что окружает его: запели птички, озолотился восток, «дохнули сонные цветы». Весь первый день пребывания на воле окрашен в светлые тона. Мцыри удивляется красоте окружающего мира: «Божьим садом» называет то, что видит, а видит он и «радужный наряд» растений, и «кудри виноградных лоз», и летящих к ним птиц. Все восхищает юношу. Чтобы показать чувство восторга, удивления, охватившее Мцыри, Лермонтов часто использует слово так:
В то утро был небесный свод Так чист …
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Слово так помогает выразить и восторг юноши при воспоминании о случайно увиденной им молодой грузинке у горного потока: ее голос «так безыскусственно живой, так сладко вольный», ее песню он будет помнить всю жизнь, как не забыть ему и ее облик («мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви»). Любовь, готовая пробудиться в душе Мцыри, и умиротворение, которое возникло при виде девушки и сакли с голубым дымком, куда она скрылась, заставляют юношу вспомнить о главном — «пройти в родимую страну» — и силой воли он подавляет свое желание пойти за молодой грузинкой. Поэтому воспоминания о встрече окрашены и радостью, и печалью.
Мцыри продолжает свой путь. Если раньше окружающая природа была другом, он чувствовал свое слияние с ней, понимал ее язык, красота окружающего мира вызывала в нем чувство радости, удовлетворения, то теперь ближе к ночи
второго дня скитаний природа становится его врагом и как бы предупреждает о тщетности его попыток пройти на родину. Наступление ночи окрасило все в мрачные тона, он перестал видеть горы, повсюду был лес, «страшней и гуще каждый час». Мцыри смог превозмочь «страдания голода», но сознание, что он потерял дорогу, что заблудился, ощущение своего бессилия вызвали рыдания у никогда не плакавшего юноши. И все-таки ему удалось преодолеть минутную слабость и собрать все силы для поединка с барсом. В борьбе с барсом проявились его бесстрашие, его могучий дух, его воля к победе.
Потерявший много сил в борьбе с барсом, Мцыри снова заставляет себя продолжать путь, хотя и понимает, что может и не выйти из леса. Но он вышел — и увидел вокруг себя знакомые места, вдалеке был монастырь, где столько дней он «терпел, томился и страдал», вынашивая замысел побега. Дальний звук колокола дал почувствовать Мцыри бесплодность своих попыток попасть на родину. «Огонь безжалостного дня», как и предыдущая ночь, вконец изматывают юношу, лишают его последних сил:
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.
И все-таки, несмотря на все препятствия, которые пришлось преодолеть этому волевому, бесстрашному юноше, он утверждает, что без этих трех дней его жизнь «была б печальней и мрачней бессильной старости».
Сочинение: «Три дня на воле Мцыри» по поэме М.Ю. Лермонтова
Мцыри вначале собственной исповеди задает вопрос: “Хочешь узнать, что я повидал на свободе?”.
С детства ребенок был заперт в монастыре. Всю сознательную жизнь он провел именно там, не имея возможности наблюдать за большим миром, ощущать реальную жизнь. Однако за момент до пострига юноша решил бежать, тем самым открыл для себя новый мир.
За те три дня, пока Мцыри был на свободе, он пытается познать большой мир, то, что упустил. Он сумел узнать гораздо больше моментов, чем другие люди за целую жизнь.
Ощущения Мцыри от свободы
Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, – птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри – это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.
Вариант 2
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.
История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.
Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.
Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.
Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.
Единение с природой
(Мцыри наедине с природой)
Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь – шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается – герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.
Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.
Три дня на воле Мцыри
«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней…
Тест по произведению
Второй облик природы и сражение Мцыри
(Сражение Мцыри с барсом)
Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.
Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…
Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.
Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение
Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни.
Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.
Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.
Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.
Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.
Несколько интересных сочинений
Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям
Популярные сегодня темы
Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов
Основной темой и проблематикой произведений Льва Толстова является честь и доблесть русского офицера. Описанный автором образ Жеркова помогает нам понять истинные причины поражения русских войск в войне
Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях