29 июля день властелина колец

Джон Рональд Руэл Толкин

8 фактов о писателе

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Автор «Властелина колец» и «Хоббита» не считал себя ни детским писателем, ни апологетом христианства. Человек, еще в юности изучавший древние языки и придумывавший новые, воспитанный духовником своей рано умершей матери, в 30 лет ставший профессором и ушедший на войну через несколько меясцев после женитьбы, оказывается, гораздо интересней и глубже, чем принято думать. Предлагаем Вашему вниманию несколько фактов из биографии Джона Рональда Руэла Толкина.

Джон и Руэл

имена фамильные, друзья звали профессора Рональдом, а близкие друзья (например, Клайв Льюис) — Толлерсом: у англичан вообще приняты дружеские имена. «Безрассудно храбрый» — так переводится фамилия «Толкин» с немецкого. Дело в том, что Толкин (Tolkien) — английский вариант, но первоначально фамилия была немецкой — Толлькин (Tollkiehn). Дедушка писателя происходил из саксонских немцев, по профессии был фортепьянных дел мастером. В Англию семья Толлькинов перебралась в XVIII веке.

29 июля день властелина колец

Ревностный католик,

Толкин убедил перейти из протестантизма в католицизм свою будущую жену Эдит Бретт. Эдит и Рональд прожили вместе всю жизнь и очень любили друг друга. Свое отношение к жене Толкин отразил в легенде о Берене и Лютиен в «Сильмариллионе». У Рональда и Эдит родились три сына, Джон, Кристофер и Майкл, и дочь Присцилла. Джон стал католическим священником. Майкл и Кристофер участвовали во Второй мировой войне, один как зенитчик, другой — как военный летчик. Первые главы «Властелина колец» Толкин отправлял сыновьям на фронт в письмах. Профессор пережил жену лишь на два года. На надгробной плите над их могилами он попросил написать: «Эдит Мэри Толкин, Лютиэн (1889—1971) и Джон Рональд Руэл Толкин, Берен (1892—1973)».

Рональд Толкин участвовал в Первой мировой войне,

в знаменитой битве на Сомме, в качестве радиста. Он ушел на фронт летом 1916 года добровольцем, вместе с друзьями из школьного кружка «ЧКБО» («Чайный клуб и барровианское общество»). Осенью 1916 года заболел «окопной лихорадкой» и был отправлен обратно в Англию.

Войну Толкин ненавидел. С полей сражений не вернулись двое из его друзей по «Чайному клубу». Пережитое нашло отражение в его романах: «Мой Сэм Скромби, — писал Толкин, — целиком срисован с тех рядовых войны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне по человеческому счету было куда как далеко».

В 30 лет Толкин стал профессором

англосаксонского языка, потом — английского языка и литературы Оксфордского университета. Весь мир знает его как автора «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллиона», а между тем основной его деятельностью была лингвистика. Среди его научных трудов — Толковый словарь английского языка, научные работы по средневековому эпосу «Беовульф», подготовка издания трех среднеанглийских памятников: «Гавейн и Зеленый рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight, совместно с Эриком Гордоном), «Руководство для затворниц» (Ancrene Wisse) и «Сэр Орфео» (Sir Orfeo). Толкин даже «дописывал» утерянные стихи знаменитой «Старшей Эдды», сборника древнеисландских мифов ХIII века.

29 июля день властелина колец

Джон Рональд Руэл и Эдит Толкины. 1966 г.

Толкин придумал несколько языков

например, квенья (язык «высоких эльфов»), синдарин (язык «серых эльфов»), кхуздул (тайный язык гномов). Еще в детстве, самостоятельно изучая англосаксонский, древненорвежский, он стал сочинять свои собственные языки и писать на них стихи. Впоследствии Рональд так сказал об этом увлечении, из которого вырос мир «Властелина колец»: «Моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным».

Толкин большое значение придавал своей вере.

«Если вы не верите в своего Бога, вопрос «В чем состоит цель жизни?» задавать бесполезно: ответа на него нет», — писал он. И хотя в его романах принципиально отсуствует слово «Бог», некоторые критики называли «Властелина колец» «консервативным и до ужаса христианским».

Толкин перевел книгу Ионы для издания т. н. Иерусалимской Библии.

Не без его влияния стал христианином Клайв Льюис, сделавшийся впоследствии известным апологетом, автором книг «Хроники Нарнии», «Письма Баламута», «Просто христианство» и др. Но, к большому огорчению Рональда, его друг предпочел католицизму англиканство.

Ровно в 11:30 по вторникам,

на протяжении двух десятилетий, Толкин приходил в паб «The Eagle and Child» на еженедельные встречи членов клуба «Инклинги». А по четвергам они собирались дома у Клайва Льюиса, вокруг которого и сформировалась эта компания. «Инклинги» — оксфордский кружок, объединенный любовью к литературе и филологии. В него входили Уоррен Льюис, военный и хранитель архива своего брата, писателя Клайва Льюиса; Хьюго Дайсон, оксфордский преподаватель; Чарльз Уильямс, эксцентричная личность, филолог и богослов; Оуэн Барфилд, чьей дочери, Люси, посвящен роман Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» и др. Именно на встречах «Инклингов» был впервые прочитан «Властелин колец».

«Властелин колец»

одна из наиболее популярных книг ХХ века. Она имела необыкновенный успех сразу после публикации, а в 1960-х годах начался настоящий «толкиновский бум». В Англии и в США роман перепечатывали почти каждый год. Он дал импульс развитию жанра фэнтэзи и ролевого движения.

На сегодняшний день «Властелин колец» переведен на 38 языков.

Права на экранизацию романа были проданы Толкином в 1968 году, но киноэпопея появилась только в 2001 году. В декабре 2012-го на экраны вышла первая часть кинотрилогии по другому произведению Толкина — «Хоббит», где описывается история, предшествующая событиям «Властелина колец».

Источник

29 июля день властелина колец

29 июля день властелина колец

Есть книги, которые переживают не только автора, но многих своих читателей. Самая известная среди таких культовых книг — это, конечно, Библия. Хотя, если хорошенько покопаться в памяти, можно вспомнить и Гомера, и египетскую «Книгу мёртвых».

Однако самой читаемой и самой влиятельной книгой нового времени все-таки бесспорно является Толкиеновский «Властелин колец». Культ этой наикрутейшей английской мифологической саги начался в России в самом начале 90-х гг., как раз, когда ваш покорный слуга учился в питерском университете. Целые факультеты, включая географичекий, матмех, исторический, естественно, филфак были охвачены хоббитской манией.

Вся эта банда хипповатых парней и девчонок регулярно выезжала за город на так называемые ролевые игры по мотивам романа. Нередко в трамвае или автобусе можно было встретить длинноволосого юношу, сосредоточенно сжимающего в пальцах с обгрызенными ногтями деревянный меч. Девки были через одну увешаны бесконечными кольцами, самоплетными браслетами и прочими фенечками.

«Властелин колец» является одной из самых известных книг 20 века. Он переведен по меньшей мере на 38 языков. Эта книга оказала огромное влияние на литературу в жанре «фэнтези», а также на настольные и компьютерные игры. Большим успехом пользовалась и экранизация книги австралийского режиссера Питера Джексона, причем не в последнюю очередь в ее популярности сыграли переводы замечательного нашего Димы Пучкова по кличке «Гоблин».

29 июля 1836 г. в Париже на площади Звезды – ныне это площадь Шарля де Голля – было закончено строительство грандиозного сооружения – Триумфальной арки. Автором проекта Триумфальной арки был архитектор Шальгрен, вдохновленный примерами триумфальных арок Древнего Рима, которые воздвигались в память знаменательных событий, в честь знаменитого человека или божества.

Однако масштабы парижской арки намного превышают образцы античного мира. Грандиозный пятиметровый фриз украшен рельефными изображениями начала похода наполеоновской армии и ее возвращения. Тридцать щитов аттика на верхнем ярусе, с выгравированными на них названиями великих сражений, напоминают о победах Наполеона в Европе и Африке.

Под сводами малых арок написаны имена наполеоновских офицеров. Под аркой с 1920 года находится Могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь в честь героев-воинов, погибших в Первой Мировой войне. Внутри Триумфальной арки расположен музей ее истории. На крыше есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.

Друзья мои, простите, если этим описанием раззадорил ваш туристический аппетит. Я тоже страшно захотел в Париж.

Смертельно раненный на дуэли Александр Пушкин перед смертью сказал своей 24-летней жене: «Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж. Но – за порядочного человека». Такого человека Наталья Николаевна встретила лишь спустя семь лет.

В 1843 г. она познакомилась с однополчпнином своего брата, Сергея Николаевича Гончарова, Петром Петровичем Ланским. Тот в свои 45 лет считал себя убежденным холостяком и вначале бывал у Натальи Николаевны, ну, чисто как у приятной знакомой, с удовольствием общался с детьми, привязываясь к теплому семейному дому все больше и больше.

29 июля 1963 г. в Советском Союзе состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-134 – самого массового и популярного советского авиалайнера. Подчеркиваю – советского, поскольку в наши дни всем «тушкам» предпочитаешь изрядно поюзанный, но все-таки Боинг.

Источник

Полгода приключений: как фанаты «Властелина колец» привязали все события к календарю

Прямо сейчас энты решают вопросы в Изенгарде, а в Хельмовой Пади идет битва.

29 июля день властелина колец

Во время чтения «Властелина колец» может сложиться впечатление, что все путешествия хоббитов и приключения их товарищей заняли кучу времени. На самом деле, рассказывает фанатка «Властелина колец» и журналистка Сусана Поло, основная история растянулась примерно на полгода.

Несколько лет назад, листая приложения к «Возвращению короля», Поло задумалась о том, можно ли выяснить конкретные даты, когда происходят те или иные события, описанные Толкином. Оказалось, можно.

Проведя небольшое исследование, журналистка обнаружила, что писатель был чрезвычайно педантичен. Вдобавок к явному указанию некоторых дат Толкин оставил в тексте массу подсказок. В какой-то момент, отмечает Поло, он даже переписал часть своего эпоса, когда понял, что перепутал фазы Луны.

Про календарь

Выяснилось, что в Средиземье календарь устроен довольно просто — во всяком случае, у хоббитов. В календаре Шира 12 месяцев по 30 дней в каждом, причем количество дней никогда не меняется. Дополнительные пять «високосных дней» это специальные праздники, в високосный год к ним прибавляется шестой.

Эти праздники, рассказывает Поло, словно выпадают из остального календаря. Они не приписаны ни к одному из месяцев, не считаются днями недели, у них нет собственной нумерации. Два (или три в високосные годы) таких праздничных дня приходятся на Новый год, еще три — на летнее солнцестояние.

Благодаря обособленности специальных праздников календарь хоббитов обладает интересной особенностью. Даты в нем не смещаются относительно дней недели: каждый год одно и то же число месяца будет выпадать на один и тот же день.

Про хронологию

Несколько раз перечитав трилогию, Поло выяснила, что все события во «Властелине колец» происходят гораздо быстрее, чем может показаться читателю. Все приключения Фродо заняли примерно полгода, с конца сентября по конец марта следующего года.

Конкретные даты — и дни недели — удалось выяснить и для масштабных битв, и для самых незначительных событий. Например, день рождения Фродо и Бильбо Бэггинсов всегда отмечается 22 сентября — и это всегда четверг.

Основная хронология «Властелина колец»

После победы над Сауроном события стали развиваться медленнее. Арагорна короновали в Минас Тирите 2 мая, а у ростка Белого Древа они с Гэндальфом побывали только в последних числах июня, за пару дней до свадьбы с Арвен.

Свадьбу Фарамира и Эовин сыграли 10 августа, до Ривенделла хоббиты, Гэндальф и Элронд добираются только 21 сентября. 4 октября Бильбо просит Фродо дописать его труд, 3 ноября погибает Саруман — Война Кольца заканчивается.

Источник

Ловец снов: как бородач из Новой Зеландии стал главным киносказочником мира

29 июля день властелина колец

31 октября исполняется 60 лет Питеру Джексону, постановщику «Властелина колец» и «Хоббита», самому известному новозеландцу на планете. «Известия» вспомнили, как сын простого рабочего за 10 лет преодолел путь от любительского кино до самых больших бюджетов, и о том, почему нам так не хватает замолчавшего в последнее время режиссера.

Человек из кинозала

29 июля день властелина колец

Кинорежиссеры по своему происхождению делятся на три большие (хотя и неодинаковые по размеру) группы. Во-первых, это бывшие актеры, операторы, сценаристы и прочий кинематографический люд, уже познавший волшебный мир изнутри, но не во всей, так сказать, полноте творческой власти. Во-вторых, это люди, решившие, что кино — просто лучший для них способ самовыражения, хотя при другом стечении обстоятельств это могла бы быть литература или живопись. Таким был, например, Андрей Тарковский. А есть такие, для которых кино — с самого детства — единственный инструмент познания мира, единственная религия, наука, пища для ума (и те только для ума). Те, кто в 14 лет смотрит по 20 фильмов в неделю (без учета пересмотров) и ночует в кинозале или видеосалоне. Самый известный пример такого рода — разумеется, Тарантино. Но и Питер Джексон тоже.

Родители — нижний сегмент среднего класса, типичные «синие воротнички» — отдали Питеру 8-миллиметровую камеру, которую им подарил приятель. Быстро стало понятно, что ничего, кроме фильмов, юного Джексона заинтересовать уже не может. Бросив школу в 16, Питер долгих семь лет работал в местной газете фотогравером — работа, требующая усидчивости, зато оставляющая массу свободного времени. Которое юноша, разумеется, проводил в компании друзей и с кинокамерой в руках — уже 16-миллиметровой, купленной на собственные сбережения.

29 июля день властелина колец

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

29 июля день властелина колец

В 25 он снимает «Инопланетное рагу» — полупрофессиональный треш-капустник про вторжение инопланетян в Новую Зеландию. «Полупрофессиональный», а не «любительский», потому что на этапе постпродакшна материал увидели в новозеландском ведомстве кинематографии, дали денег на доработку и отправили готовый продукт на каннский кинорынок. Следующие две ленты — «Познакомьтесь с Фиблзами» и «Живая мертвечина» — закрепили за Джексоном репутацию отвязного (но не отмороженного) кинофрика, способного за три копейки рассказать увлекательную, невероятную и слегка дикую историю — одним словом, сказку.

Впрочем, и не за три копейки тоже. Конечно, «Небесные создания» (1994) сказкой не назовешь — это основанная на реальных событиях мрачноватая криминальная драма о двух влюбленных друг в друга школьницах, которые убивают мать одной из них. Кстати, именно в этом фильме дебютировала в кино Кейт Уинслет. Но зато киношный мир понял — появился еще один режиссер, способный работать с любым материалом — лишь бы ему было интересно.

Нагнал орков

29 июля день властелина колец

Вопрос «Как малоизвестному постановщику доверили такой мегапроект, как «Властелин колец», изначально лишен смысла. Во-первых, Голливуд во все времена перетягивал в свой мир больших денег независимых режиссеров, если последние добились успеха и не были слишком строптивыми. Свежая кровь, знаете ли, всегда нужна. Во-вторых, экранизация Толкина вовсе не рассматривалась продюсерами как нечто грандиозное по определению — да, блокбастер, но не более того. (Бюджет каждого из трех фильмов едва превышал 90 млн, у вышедшего примерно в то же время «Человека-паука» — в полтора раза больше.) И в-третьих, у Джексона была мечта, а свои мечты он привык реализовывать.

У «Властелина колец» была непростая судьба. Братья Вайнштейны из Miramax, к которым Джексон пришел сперва, одобрили идею одночастного фильма, в котором отсутствовала половина персонажей книги, а Рохан и Гондор были одной страной. Джексона такой вариант не устроил, и он отправился искать понимания в New Line Cinema, где ему задали вполне логичный вопрос: а зачем вы принесли нам экранизацию трилогии в виде одного фильма? Нужно снимать три.

29 июля день властелина колец

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

29 июля день властелина колец

О художественных достоинствах трилогии принято вежливо спорить. Да, прорывом в киноискусстве «Властелина колец» назвать сложно. Но дело совершенно в другом. Романы Толкина — не просто великая литература, это еще очень сложно придуманный вещный мир. Десятки рас и народностей, глубокая — на тысячелетия — история, густая кольчуга связей, отсылок, мифов. Перед интерпретатором такого текста всегда встает соблазн ограничиться внешней, деятельной стороной повествования: битвами, чудесами и любовными линиями.

Джексон пошел по другому пути: испытывая не только интерес, но и уважение к тексту Толкина, он попытался воссоздать на экране максимально детализованный мир Средиземья, быстро и без оговорок погрузить зрителя в толкиновский легендариум. Тысячи луков, десятки тысяч стрел, комплектов одежды и боевых лат, гектары национальных парков Новой Зеландии, обустроенных под вымышленные земли, — тщательность, с которой Джексон и его команда подошли к работе над трилогией, стоит, пожалуй, не меньше, чем преимущественно абстрактная «гениальность».

29 июля день властелина колец

В мире сказок

Огромный успех «Властелина колец» — и коммерческий и творческий («Возвращение короля» повторило рекорд «Титаника» и «Бен-Гура» по количеству «Оскаров» за один фильм — 11 статуэток) — заставил всех, без преувеличения, замереть в ожидании: а за что возьмется Джексон следом? Помнили про его любовь к «Кинг-Конгу» (он должен был снимать ремейк еще до «Властелина колец», но не срослось), но многим почему-то казалось, что новая история будет — на контрасте — более камерной.

Джексон решил идти проторенным путем. Тем более что новая версия совместных приключений блондинки и обезьяны получилась вполне убедительной, хотя и несколько затянутой. А для скептиков Джексон снял «Милые кости», ленту, напомнившую всем юность режиссера, — правда, в крупнобюджетной упаковке.

29 июля день властелина колец

Питер Джексон на съемках фильма «Милые кости»

Вопрос о том, будет ли снят «Хоббит» — приквел «Властелина колец» — и кто его будет снимать, возник сразу же после триумфа «Возвращения короля». То, что без Джексона в том или ином качестве не обойдется, было понятно. Но снова садиться в режиссерское кресло Джексон первоначально не собирался — по крайней мере на словах. Однако пришлось. Повесть Толкина — тонкая книжка, вдвое тоньше любого из томов «Властелина». Джексон, однако, решил и из этого делать трилогию.

29 июля день властелина колец

Вопрос «зачем», разумеется, имеет чисто риторический характер — достаточно посмотреть на кассовые сборы. Первая часть — миллиард, вторая — миллиард без малого, третья — еще столько же. Ничего, что «ядерные» поклонники Толкина пришли в ужас — в конце концов не они делают бокс-офис.

Человек, снявший шесть из ста самых кассовых фильмов в истории, разумеется, — один из самых состоятельных кинематографистов мира. У него гигантское поместье в Новой Зеландии и коллекция ретросамолетов. Он, безусловно, самый известный новозеландец за пределами своей родины, и его вклад в развитие страны не только культурный, но и экономический: «толкиновский туризм» (до пандемии, конечно) стал существенной строкой национального дохода. У него, наконец, безупречная личная репутация — вещь в эпоху «культуры отмены» немаловажная: прочный союз с соавтором Фрэн Уолш, двое детей.

А что же кино? Джексон не снимает уже семь лет, если не считать документального кино. Фильм «Они никогда не станут старше» о солдатах Первой мировой удался, по любым оценкам. В конце ноября на канале Disney выйдет титанический (вновь в трех частях) проект о последнем годе существования The Beatles, основанный на уникальных архивных видеоматериалах. Но нет никаких слухов о новых художественных проектах, за исключением гипотетического «Тинтина-2» (к первой части этой анимации Стивена Спилберга по легендарным бельгийским комиксам Джексон приложил руку как продюсер).

29 июля день властелина колец

Питер Джексон получает звезду на голливудской Аллее славы, 2014 год

Возможно, он просто устал. А может быть — такое тоже бывает, хотя и нечасто — ощущение от того, что уже всё сделано, оказалось всепобеждающим. Во второе верить бы не хотелось — мало кто так, как Питер Джексон, умеет рассказывать сказки взрослым.

Источник

Расшифровка Дж. Р. Р. Толкин. «Властелин колец»

Как Толкин придумал мир Средиземья и заново поставил главные этические вопросы

Причина совершенно особой популярности и влиятельности книг Толкина вообще и «Властелина колец» в частности — это совершенно особая реальность его мира. Она проявляется буквально во всем. Когда Клайв Льюис в одной из рецензий говорил о том, что профессор Толкин знает об этом мире гораздо больше, чем нам рассказывает, он передавал как раз это ощущение.

29 июля день властелина колецОбложка первого издания «Возвращения короля», третьей части «Властелина колец», с оформлением Толкина. Лондон, 1954 год © George Allen & Unwin Ltd.

29 июля день властелина колецКарта Белерианда, оформленная Толкином © The Tolkien Estate Ltd.

Именно это придает миру Средиземья специфическую достоверность. В этом Толкин принадлежит к целой тради­ции: он не один сшивает свою реаль­ность из кусочков нашей. К этой же традиции принадлежит Льюис Кэрролл, который создает волшебную страну на основе оксфордской реальности, английского языка, языковых игр. Или Клайв Льюис, который строит Нарнию из кусочков средневековой европейской литературы. Или Джордж Макдональд, который пишет свои сказки на основе шотландского фольклора.

Как Толкин придумал Средиземье

Толкин с юности увлекается языками и начинает их создавать. Читатель «Властелина колец» помнит кличи на эльфийском, стихи, которые, как говорит Арагорн, лишь бледный перевод с эльфийского, слова языка Мордора, имена, происходящие из эльфийских языков. В книге этого очень много. Сам Толкин говорил, что «Властелин колец» — это эссе по лин­гви­стической эстетике, то есть мир Средиземья вырастает из языков

Довольно известна история о том, как в 1914 году, будучи молодым человеком, он увидел в англосаксон­ской поэме IX века, поэме Кюневульфа «Христос», странное слово «Эарендель». Толкин написал об этом стихотворение, и, когда его спросили, что это вообще и откуда, он сказал: «Еще не знаю, но выясню». Это очень характерно: он не творит мир, не творит реаль­ность — он ее выясняет, реконстру­ирует. То есть это языковая реальность, она подчиняется языковым законам, и эльфийские языки созданы на основе финского (квенья, или высокий эль­фий­ский) и валлийского (синдарин).

29 июля день властелина колецТитульный лист поэмы Кюневульфа «Христос». Лондон, 1892 год University of Toronto

Создав эти языки, Толкин начинает понимать, что они требуют мифологии, мира. Не мир рождает языки, а языки рождают мир. Примечательно, что книги, которыми Толкин прославился — «Хоббит» и «Властелин колец», — не были задуманы им изначально, мол, вот я писатель, я напишу книжку — опубликуйте ее. Он десятилетиями хотел опубликовать «Сильма­риллион» — именно реконструкцию этого мира, вырастающего из языков. «Хоббит» же родился довольно случайно. Проверяя студенческие сочинения, он написал: «В норе под горой жил да был хоббит». Слово потянуло за собой цепочку, а потом оказалось, что история Бильбо — это часть другой истории. Он стал раскапывать ее и таким образом начал писать «Властелина колец». То есть созданная языковая реальность повлекла за собой создание мира и написание этих книг.

Толкин был профессиональным лингвистом и участвовал, в частности, в создании Оксфордского словаря английского языка. С этим связан один красивый сюжет. Молодым исследо­вателем он участвовал в написании словарных статей, а в поздние годы его попросили отредактировать слово «хоббит», которое помещали в дополне­ние к словарю, и он его довольно значительно переписал. То есть в конце жизни Толкин застал момент, когда изобретенные им слова вошли в английский язык и в Оксфордский словарь.

29 июля день властелина колецТома второго издания Оксфордского словаря, включающие тома с H по N, над которыми работал Толкин. Оксфорд, 1989 год Wikimedia Commons

Приведу две ситуации, иллюстри­рующие, что Толкин сам относился к тому, что он делает, как к рекон­струкции реальности, а не как к вымыслу. Он очень интересно поясняет, как пишется слово «гномы» во множественном числе: dwarves. В современном английском языке во множественном числе было бы «-fs». Он же пишет через «-ves», как wolves («волки»), и говорит: пусть современная норма относится к этому слову как к давно перешедшему в сферу мифо­логии: гномов не существует, это некоторая ушедшая в прошлое реальность, в том числе языковая, — я же отношусь к гномам как к живым сущностям, которые описываются работающими по законам английского языка формами.

Еще один пример: в 1955 году Толкин, только закончив «Властелина колец», отправляется в путешествие по Италии со своей дочерью Присциллой и пишет, что его невероятно поразила Венеция. Он говорит, что она очень похожа на Старый Гондор. То есть не Гондор похож на Венецию, некоторую матери­альную реальность нашего мира, а Венеция похожа на Гондор. Для него Гондор первичен, а Венеция оказы­вается подобием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *