27 сентября праздник воздвижения креста господня история
Воздвижение Креста Господня в 2019 году
Воздвижение Креста Господня в 2019 году будет 27 сентября. Подробнее о предпосылке и проведении этого важного праздника Православной Церкви читайте в статье!
Воздвижение Креста Господня в 2019 году
Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2019 года
Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2019 года
Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2020 года
Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2021 года
Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого. С воцарением ее сына царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни укреплению христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину.
На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.
По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, — сказала она, — пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось.
Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя — Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.
Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати
Едва только определено было место страдания Иисуса Христа, как сама Елена, во главе работников и воинов, поспешила на указанное место и велела его расчистить. Работа представляла большие затруднения; нужно было разрушить большое количество построек, возвышавшихся на холме голгофском и его окрестностях. Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями. Разрушали и дома, и храмы языческие, копали глубокие ямы, и притом заботились как можно дальше уносить выкопанные материалы, дабы очистить святое место от всего, что было сделано руками язычников. Святая Елена побуждала всех к труду горячими словами. «Вот, — говорила она, — место сражения, но где же знамение победы? Я ищу этого знамения нашего спасения и не нахожу его. Как! Я царствую, а крест моего Спасителя лежит в прахе. Как вы хотите, чтобы я считала себя спасенною, когда я не вижу знамения моего искупления?»
Наконец, чрезвычайные усилия святой Елены Господь благословил полным успехом: под развалинами капища Венеры открыта была пещера святого гроба и, по свидетельству всех историков (кроме Евсевия), найдены три деревянных креста, сохранившихся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Иисуса Христа и двух разбойников, с Ним распятых. Затруднение состояло только в том, каким образом узнать, на котором из трех крестов пострадал Богочеловек.
К месту, где лежали кресты, принесена была женщина, одержимая неисцелимою болезнью; достали из пещеры три найденные креста. Епископ Иерусалимский Макарий, императрица Елена и все присутствующие пали на колени, прося Господа указать им древо спасения. Затем на больную по очереди были положены два креста, но безуспешно. Но едва только третий крест коснулся членов умирающей, как она открыла глаза, встала на ноги и начала ходить, прославляя Господа.
Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.
Едва только Господь силою чуда засвидетельствовал истинный крест Христов, как святая Елена, с сердцем, исполненным радости и одновременно страха, поспешила приблизиться к священному древу. Она желала, но вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться и облобызать столь великую святыню. С чувствами глубочайшего благоговения преклонилась она пред крестом Христовым.
До отъезда из Палестины царица очень деятельно занялась сооружением церкви Воскресения и Креста Христова, которую решили воздвигнуть над святою гробницею. Кроме этого храма, Елена начала строить еще другие два: над пещерою Вифлеемской, где родился Спаситель, и на горе Елеонской — откуда Он вознесся на небо.
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Среди всеобщего торжества, окруженная любовью и уважением всех христиан, Елена почувствовала приближение смерти и скончалась, имея от рождения около 80 лет. Она умерла в начале 328 года на руках своего сына и внука Констанция; она увещевала управлять вверенными ему Богом народами справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом.
Вы прочитали статью Воздвижение Креста Господня в 2019 году — 27 сентября. Читайте также:
27 сентября праздник воздвижения креста господня история
Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сентября).
История праздника
История праздника.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
Предпразднство и попразднство.
Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября). Отдание праздника – 21 сентября.
Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Праздник Воздвижения Креста Господня
Воздвижение Креста Господня (Фото: Yuriy Kulik, Shutterstock)
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемый 27 сентября, установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Католическая церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14 сентября.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Воздвижение 2020: история, капустные обряды, что нельзя делать 27 сентября
Двунадесятый праздник (один из 12 важнейших после Пасхи), который отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю), в православии носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
В славянской традиции это третья окончательная встреча осени, завершение уборки урожая и обряды, связанные с капустой. Накануне Воздвижения на Руси начинались капустники — обряды, посвященные заготовке капусты на зиму, которые постепенно вышли за рамки сезонных праздников. Подробности — в материале ФАН.
Воздвижение: что за праздник
Воздвижение посвящено событию, связанному с первыми веками установления христианства. После окончания земной жизни Иисуса Христа крест, на котором был распят Спаситель, считался утерянным. Через триста лет — в IV веке — византийский император Константин, который посвятил жизнь распространению христианства, начал сбор артефактов, связанных с земной жизнью Христа. Константин послал свою мать Елену в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Иисус.
По преданию, Елена после долгих поисков нашла возле Голгофы три креста, и царицу уверили, что на одном из них был распят Спаситель. Там же обнаружились четыре гвоздя, которыми, согласно уверению местных жителей, Иисус был прибит к кресту. Обнаружилась также дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая по приказу Понтия Пилата была прибита к кресту, на котором был распят Сын Божий.
Согласно легенде, Елене предстояло определить, какой из трех найденных крестов настоящий. Помогло чудо — один из крестов оказался животворящим: он исцелил приложившуюся к нему больную женщину и «оживил» пронесенного рядом покойника.
Обретение креста Константин и Елена ознаменовали созданием над Голгофой знаменитого храма Воскресения Христова (Храма Гроба Господня). Храм строился около десяти лет, Елена не дожила до его освящения, она скончалась в 327 году. Храм Гроба Господня был освящен 26 сентября (13 сентября по старому стилю) 335 года. Следующий день — 27 сентября — с тех пор отмечается как праздник в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
Воздвижение: народные традиции и обряды
Воздвижение — это третья и последняя встреча осени, завершение сбора урожая и начало подготовки к зиме. С этого времени начиналась заготовка капусты, поэтому праздник на Руси называли Капустником.
Период заготовки капусты продолжался до другого славянского праздника, который носил название Сергей Капустник и отмечался позже — 8 октября (25 сентября по старому стилю). Название происходит от имени святого Сергия Радонежского, память которого чтут в этот день в православии.
Весь «капустный» период в деревнях рубили капусту для квашения, забивали на продажу кур и готовились к свадебному сезону, который стартовал на Покров (14 октября). В это время девушки и парни собирались на «капустную толоку» (в большую избу, где капусту рубили, толкли и клали в кадки). Во время заготовки капусты много шутили и пели, а парни старались поддеть друг друга и показать себя перед девушками.
Девушек, которые участвовали в первой ритуальной рубке капусты, в некоторых местностях называли капустницами. Рубка была своего рода смотринами невест, на которую парни часто приходили незваными.
С XIX века «капустники» без привязки непосредственно к заготовке капусты и к определенному дню в России стали устраивать театральные актеры. Это, как правило, были небольшое юмористические представления-розыгрыши с элементами импровизации. После представления участники угощались пирогами с капустой, запивая крепкими напитками.
Борьба света с тьмой
На Руси считалось, что на Воздвижение в небесах разыгрывается битва между светом и тьмой, правдой и кривдой, честью и нечистью. Но силы зла неизменно пасуют перед силой Животворящего Креста Господня.
Поэтому, согласно приметам, в этот день жилище и скотину нужно было обязательно защитить крестом. Кресты рисовали углем на воротах, на дверях, на входе в хлев, а животных укрывали связанными крест-накрест ветками ивы или рябины.
Приметы на Воздвижение
На Руси считалось, что Воздвиженье — последний день бабьего лета, когда еще можно насладиться теплом. Это время, когда на юг улетают последние перелетные птицы, а медведи начинают искать берлоги для зимней спячки.
Увидеть на Воздвижение улетающую стаю птиц считалось хорошей приметой: нужно было обязательно успеть загадать желание, которое следовало сохранить в тайне.
Что нельзя делать 27 сентября
Как в любой большой православный праздник на Возведение под запретом работа за исключением рубки капусты и приготовления пищи. Строго запрещены ссоры, споры, скандалы, пьянство, хотя вино в этот день пить разрешается.
На Руси на Воздвижение запрещалось ходить в лес: согласно суеверию, в этот день «змеи и гады уходят под землю» и могут утянуть с собой заблудившегося путника. Также в этот день нельзя оставлять открытыми любые ворота и двери, чтобы «гады» не заползли в жилище или в хлев.
Воздвижение считался плохим днем для того, чтобы начинать новые важные дела. Согласно суеверию, все хлопоты в этот день будут напрасными, а усилия пойдут прахом.
Воздвижение Креста Господня: история, традиции и приметы
Большой православный и народный праздник
27 сентября верующие отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — один из 12 главных праздников православной церкви. Установлен он в честь обретения в 326 году распятия, на котором умер Иисус Христос. Воздвижением этот праздник называют потому, что и при обретении, и при возвращении крест трижды воздвигали, чтобы все могли его увидеть. В народной традиции этот день связан с окончанием уборки урожая, подготовкой к зиме и осенним равноденствием.
История обретения
После распятия, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа крест, ставший орудием его казни, был утерян. В IV веке византийский император Константин, бывший ревностным христианином, решил во что бы то ни стало найти этот крест, и отправил на поиски в Иерусалим свою мать — царицу Елену.
По преданию, после длительных расспросов и тщательных поисков Елена нашла возле Голгофы три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Также при раскопках были обнаружены четыре гвоздя, которыми, как полагали те, кто их нашел, Иисус был прибит к кресту, и дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной по приказу Понтия Пилата.
Вопрос, какой из трех найденных крестов является тем, на котором погиб Спаситель, отпал сам собой, потому что настоящий крест оказался целительным и животворящим — после приложения к нему исцелилась тяжелобольная женщина и ожил покойник, которого в этот момент несли мимо.
В честь обретения святого креста император Константин распорядился установить в Иерусалиме знаменитый храм Воскресения Христова, в котором размещается и Голгофа, и Гроб Господень. Строился он около 10 лет. Царица Елена не дождалась его освящения, она умерла в 327 году, а храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, а на следующий день, 14 (27) сентября, был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
Василий Сазонов «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». Фото: agia-ksenia.kz
Что нужно сделать в этот день
Накануне, 26 сентября, в церкви совершается всенощное бдение. В кульминационный момент праздника епископ или священник, одетый в фиолетовое, выносит Крест. Собравшиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает их елеем.
В день праздника положено соблюдать строгий пост — запрещено употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и рыбу. Заправлять пищу можно только растительным маслом.
Как и во всякий крупный церковный праздник, на Воздвижение не стоит заниматься трудоемкой домашней работой — ремонтом, шитьем, уборкой. Считалось, что ничего нового и важного на Воздвижение не надо совершать, потому что все пойдет прахом. Нельзя кричать и ссориться, особенно с близкими людьми.
Это день, когда змеи выползают и в поисках тепла могут забраться в жилище человека, поэтому двери в дома крепко-накрепко запираются. А вот небеса, наоборот, открываются, особо трепетно внимая каждой молитве верующего.
Народные приметы
Согласно народному календарю в этот день заканчивается сбор урожая и начинается подготовка к зиме, в частности квашение капусты. Из-за этого в некоторых регионах праздник называется Капустником или Капустицы. Другие местные названия: Ставров день, Битва правды и кривды, Здвиженье, Третьи осенины, Вздвиженьев день.
По славянскому поверью, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой, но все плохое отступает перед божьим крестом. Поэтому в деревнях крестьяне защищали свои дома, хозяйство и домашний скот связанными крест-накрест ветками ивы или рябины. Также кресты рисовали и выжигали на дверях и воротах, чтобы уберечься от бед.
Воздвижение считалось окончанием бабьего лета и началом осенних холодов. Последние птицы в этот день улетают на зимовку в теплые края, а медведи в своих берлогах впадают в спячку. Верили, что, если увидеть в этот день последнюю стаю птиц, улетающих на юг, и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.
Крестовоздвиженский храм в Вязниках
Этот день является престольным праздником для всех церквей, построенных в честь Воздвижения Креста Господня. Храм в Вязниках считается старейшим из них. Построена она в 1794 году на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви.
Церковь снаружи очень яркая и красивая. По стилю это позднее барокко, переходящее в классицизм. Примыкающая к трапезной невысокая колокольня появилась без малого век спустя — в 1863 году. В целом облик получился довольно традиционным: длинный храм, построенный «кораблем», где восьмерик с одним куполом уравновешен на другом конце близкой по высоте колокольней.
В настоящее время это главный действующий храм города. Кроме того, единственная церковь, которая действовала в Вязниках в советское время. Потому-то и главная местная святыня — чудотворная икона Казанской Божией Матери 1622 года — хранится именно здесь.
На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами воинов, погибших от ран в госпиталях города в годы Великой Отечественной войны.
Подготовила Татьяна Лысова