27 июня день памяти лермонтова
День памяти Михаила Лермонтова
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Ежегодно 27 июля в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века. 27 июля (15-го по старому стилю) 1841 года в Пятигорске на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Давно известные документы расследования роковой дуэли до сих пор многих не убеждают. Каждый поступок поэта, каждая его строчка со временем становятся только многозначнее и таинственнее.
В связи с этим событием сегодня 25 июля в библиотеке Волжского СЦ с военнослужащими срочной службы было проведено мероприятие, на котором библиотекарь рассказал кратко трагическую биографию короткой жизни поэта, был продемонстрирован биографический, документальный фильм «Лермонтов».
Также согласно плану выходного дня в клубе спасательного центра личному составу срочной службы был продемонстрирован фильм Владимира Рогового «Офицеры».
«Мятежный гений вдохновенья»
Дню памяти великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова посвящается
27 июля – день памяти великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. В этот день 180 лет назад поэт и прозаик погиб на дуэли. Ему было неполных 27 лет.
Михаил Юрьевич прожил короткую и яркую жизнь, проявив себя как поэт, драматург, прозаик, переводчик, художник. Лермонтов – один из самых юных классиков в истории мировой литературы.
«Пророк» первой половины девятнадцатого века за этот короткий промежуток времени смог передать в своем творчестве все то, что бурлило у него в душе.
Жизнь Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной и блистательной жизни. Юношей он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.
Писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года, Иван Алексеевич Бунин отмечал: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет».
Лев Николаевич Толстой, один из величайших писателей-романистов мира, сказал о Лермонтове: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Известный литературовед Ираклий Луарсабович Андроников писал о Михаиле Юрьевиче: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова получило отклик в живописи, театре, кинематографе, оперном, симфоническом, романсном искусстве и оказало огромное влияние на виднейших писателей и поэтов XIX-XX веков.
Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз больше, чем самих творений поэта. И это закономерно – интерес к творческому наследию Михаила Юрьевича не угасает. Произведения М.Ю. Лермонтова и литературу о нём можно найти и в книжном фонде Научной библиотеки имени Н.Н. Страхова.
Давайте же вспомним этого великого поэта, гения, человека, который живет в сердцах миллионов людей. День памяти Лермонтова – это еще и повод открыть для себя новое о поэте, перечитать его произведения.
Предлагаем вашему вниманию биографический документальный фильм «Лермонтов» кинокомпании STAR MEDIA, снятый при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Лермонтов!
27 июля — день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой даты Россия не забыла. Врезался в память и год гибели поэта — 1841-й. Надеюсь, и в будущем мы не впадём в равнодушие по отношению к трагической судьбе поэта. Ранняя мудрость и непостижимый дар Лермонтова — неповторимы и неисчерпаемы.
В России всегда было немного скульптурных памятников. Античные и католические традиции приживались у нас медленно. А памятники Лермонтову стали появляться в России ещё в XIX веке. И в Петербурге, и на водах, в краю, где поэт предсказал собственную гибель и не избежал её. В полный рост встал Лермонтов в Москве, возле Красных ворот, уже в ХХ веке. Потому что был необходим! Потому что и за 26 лет можно многое отдать людям.
Наверное, в наше время столь молодой поэт, художник или мыслитель не может стать фигурой всенародного масштаба. Не тот резонанс, техника вытесняет душу из нашего обихода. Успеха-то достичь легко, а вот написать «Героя нашего времени» или «Демона» в эпоху интернета пока никому не удавалось.
Лермонтов с юности был поражён чеканом пушкинского стиха. По темпераменту, по характеру он скорее — противоположность Пушкину, и всё-таки Лермонтов следовал золотому канону, который в русской поэзии прижился легко и органично — как приживались в творчестве самого Пушкина разные жанры и мотивы.
Мы с детства помним стойкие, как русские штыки, строки лермонтовского «Бородина». Это — лучшее продолжение пушкинской школы героики. Реалистично, страстно, без вычурных фольклоризмов. Развёрнутое воспоминание об одной великой битве — не больше и не меньше. Азбука русского воинского патриотизма давалась Лермонтову удивительно легко — с ранней юности. Воинский символ веры он воспринял раз и навсегда. Кто из классиков русской литературы знал, что такое настоящий бой? Лев Толстой, да Лермонтов.
Гениально имитируя речь старого воина, он не забывает о напевности стиха, о рифме. Получилась усложнённая авторским замыслом, доведённая до поэтического совершенства солдатская песня, каждая формула которой навсегда закрепилась за нашим воинством:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Эти слова повторялись во всех будущих войнах. Их записывали красноармейцы перед атакой, как молитву. Они заставляют вспомнить и слова присяги, и суворовский призыв «Умирай за Дом Богородицы» — подлинную «клятву верности», которую сдержали герои Бородина. Лермонтовское «Бородино» — это та самая народность в искусстве, к которой никто не добавит презрительное «псевдо».
А вот вам ещё историйка. Когда в 1830 году в русских губерниях лютовала эпидемия холеры и сотни крестьян, потеряв голову, пошли с кистенями против бар, шестнадцатилетний Михаил Лермонтов увидел в этих разбойничьих бунтах отражение будущих великих потрясений. И написал пророческие стихи, которых Россия, увы, не заметила. Поэт назвал стихотворение напрямую: «Предсказание». Но, по обыкновению, не заботился о публикации, которая была осуществлена лишь через много лет после смерти Лермонтова. А предсказывал он ещё в 1830-м:
Часто обращались к этим стихам консерваторы, патриоты империи в годы, когда основы русского мира трещали по швам.
Лермонтовский патриотизм не был казённым, слащавым. Однажды он признался:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
Юноша Лермонтов был удивительно восприимчив к историософским рефлексиям, умел видеть незамутнённую суть событий. Осмысляя победу России в Отечественной войне 1812, он напишет о двух великанах:
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Поэт избрал для рассказа о великой войне сказочную форму: примерно в те же годы, в поисках поэтического выражения «Православия, самодержавия, народности» в подобном сказочном духе писал о царе и о воинстве В. А. Жуковский. Увлечение баталистикой могло бы выродиться в яростную жестокость души, если бы не вера. А религиозность юного поэта запечатлена в известном стихотворении 1831 года — семнадцатый год шёл Лермонтову, когда к нему явились эти строки:
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Совершенство русской духовной лирики. От неиссякаемого света этих благодатных строк — один шаг к прославлению героизма духа.
Во всём он был непритворным, Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэт, воин, мыслитель едкий и прозорливый, но умеющий и проронить слезу восхищения Божьим миром.
180 лет назад погиб Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэт был убит в Пятигорске в возрасте 26 лет на дуэли 27 июля (15-го по старому стилю) 1841 года
Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
27 июля (15-го по старому стилю) 1841 года в Пятигорске на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Давно известные документы расследования роковой дуэли до сих пор многих не убеждают. Каждый поступок поэта, каждая его строчка со временем становятся только многозначнее и таинственнее.
Одни нападают: вот он о демонах писал, так плохо и закончил. Защитникам поэта приходится туго: поэму «Демон» не выкинешь. А может, и не надо ее выкидывать? Может, лучше прочитать ее не по-школярски, а вдумчиво?
И тут отец Лазарь своим ясным, почти юношеским голосом стал рассказывать о Лермонтове. Вскоре его пришла слушать и одна из санитарок.
Многие его строки почему-то трактуют как сопротивление Богу, как вызов, а правда в том, что никто из поэтов не был так открыт Богу, как Лермонтов.
Такого не было даже у Пушкина. Александр Сергеевич только к концу жизни стал ходить в церковь как простой верующий, только начал исполнять свои духовные обязанности и успел написать лишь несколько религиозных стихотворений. А для Лермонтова все это было важно с детства: молитва, храм, литургия, таинства.
Вот вы ставите Лермонтову в вину «Демона», который автором был много раз переписан, сюжет менялся. В конце концов «Демон» стал открытым вызовом темным силам. Но этого. никто не заметил. Светские красавицы переписывали монологи Демона и говорили друг другу: «Как красиво, я бы не устояла перед такими признаниями. «
Лермонтов показал страшную силу ложно направленного искусства, способного заставить человека забыть о Боге, низвести его в адскую тьму. Не только читатели, но и литературоведы и старого, и нового времени как-то не замечают, что монолог Демона, его клятва, начинается заверением: «Хочу я с Небом примириться», продолжается обещанием «и будешь ты царицей мира» (!), а кончается бесовским маскарадом:
Нет, Лермонтов не обрек свою героиню на вечную погибель. Он знал, что у Бога безбрежный океан милости. Несмотря на всю тяжесть ее падения, Лермонтов не мог ее осудить. На мытарствах, кратко показанных поэтом, Демон побежден Ангелом.
Простите, но я заметил, что о «лермонтовской демонологии» толкуют люди маловерующие. А когда человек маловерующий, то он стремится надзирать над праведником, чтобы поязвить над ним, уколоть его и обличить.
Лермонтов был человек грешный, как и все мы, но не надо приписывать ему грехи. Надо помнить, что в его короткой жизни было много страданий и бед. А главная беда, как мне видится, была в том, что ему не удалось закончить Московский университет и он оказался в школе кавалерийских юнкеров, а это другая среда, другие умственные интересы. Художественную литературу там вообще было запрещено читать. Пирушки, карты, ухарские выходки, познание самой грубой стороны жизни.
Лермонтов стал храбрым военным, а мог бы стать иноком. Для этого ведь тоже мужество требуется.
Зерно романа о Двенадцатом годе есть у Лермонтова уже в стихотворении «Бородино». Кстати, солдат, который там рассказывает о войне, это же совершенно реальное лицо. Мы можем увидеть его портрет. Лейб-гусарский корнет Лермонтов брал уроки рисования у художника Петра Ефимовича Заболотского, а тот в это время как раз писал портрет старого солдата. Это был унтер-офицер лейб-гвардии Литовского, затем Московского пехотного полка Андреев. Заболотский писал, Андреев рассказывал, Лермонтов слушал и наверняка расспрашивал. Уверен, что Лермонтов уже тогда думал о романе.
Если бы он написал эти крупные вещи, это был бы невероятный прорыв во всей нашей литературе. И совсем бы другой путь у нее был, который мог открыть только он, Лермонтов.
Документ
Из «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова».
Михаил Лермонтов
русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер
Михаил Юрьевич Лермонтов
Бабушка Елизавета Алексеевна страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования.
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его и поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830-1832), где учился вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на общий идейный уровень студенчества. В этот период Лермонтовым были написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством. И Михаил был вынужден покинуть университет.
Он переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь урывками работал над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета и поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге.
По словам современников, Михаил был очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.
Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень долгое время его таланты были известны только в офицерских кружках. Слава пришла к Михаилу со стихотворением «Смерть поэта», которое было посвящено Пушкину. Изначально оно заканчивалось словами «и на устах его печать». Стихотворение моментально распространилось в списках и вызвало бурю самых разнообразных откликов. Многие оправдывали Дантеса. И разгневанный Лермонтов дописал ещё 14 строк, начинающихся с «А Вы, надменные потомки…». Последовали арест и ссылка на Кавказ.
Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами, живо интересовался фольклором местных народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы, впечатления от этой природы, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова и заняли прочное место в его творчестве.
В Пятигорске, возвращаясь из отпуска, он повстречал своего старого знакомого по юнкерской школе, майора Николая Мартынова. Лермонтов как всегда язвил и отпускал обидные шутки в адрес Мартынова. Вспыхнула ссора.
Имя Лермонтова носят улицы во многих российских городах, а также ряд театров и музеев, памятники поэту установлены также в разных городах России.