26 июля день берестяной грамоты

«Яз тебе хоцю, а ты мене»: 70 лет назад была найдена первая берестяная грамота

С 2011 года в Великом Новгороде этот день отмечается как праздник

26 июля день берестяной грамоты 26 июля день берестяной грамоты 26 июля день берестяной грамоты 26 июля день берестяной грамоты

О том, как была сделана историческая находка и о чём писали друг другу наши далёкие предки, Metro рассказал руководитель Троицкого раскопа Новгородской экспедиции МГУ, кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх.

«Премия – сто рублей!»
Самую первую берестяную грамоту нашла участница новгородской археологической экспедиции Нина Акулова на Неревском раскопе. Кусок коры лежал между двумя плахами соснового настила на древней мостовой. Это был плотный свиток бересты. По словам учёного, сначала девушка приняла его за мусор и хотела выкинуть, но, присмотревшись, увидела, что сквозь грязь просвечиваются чёткие буквы

Свою находку Нина передала начальнику раскопа, а та в свою очередь окликнула руководителя экспедиции академика Артемия Арциховского и показала ему грамоту. Он застыл на месте и около минуты, задыхаясь, не мог произнести ни слова. А затем не своим голосом выкрикнул: «Премия – сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!»

– В этом возгласе не было преувеличения, – говорит Виктор Сингх. – Поскольку Арциховский знал, что в Средневековье писали на бересте. Мысль о существовании древнерусских берестяных грамот не оставляла учёного с тех пор, как он начал раскопки в Новгороде в 1932 году.

Первая грамота – одна из самых длинных: 13 строк, каждая по 38 сантиметров. Это документ, в котором содержится роспись доходов с нескольких сёл, получаемых землевладельцами Фомой, Иевой и, возможно, Тимофеем. Доходы состоят в основном из денежных (белы, была такая денежная единица. – Прим. ред.) и натуральных (солода, овса, ржи, мяса) податей. После первой находки последовали и другие.

Древнерусский «Ватсап»
В начале XX века историки считали, что грамотность в Древней Руси была уделом исключительно высших сословий. Однако 550 грамот, найденных в первые 25 лет ежегодных новгородских раскопок, полностью опровергли эту гипотезу. Оказалось, что писать умели все – от мала до велика.

Берестяные грамоты рассказывают о повседневной жизни средневекового человека. Основная масса таких свитков – это частные письма. Они посвящены самым разнообразным делам – хозяйственным, семейным, денежным, торговым. Кроме того, имеются долговые списки, росписи денежных или натуральных поставок, различные записи, сделанные на память для себя. Встречаются и черновики официальных документов – завещаний, расписок, протоколов. В качестве редких исключений археологи находили фольклорные, литературные и церковные тексты.

– Берестяные грамоты писались, как правило, в связи с какой-то сиюминутной деловой необходимостью и были рассчитаны на одного-единственного читателя – адресата, каковым чаще всего был член собственной семьи, сосед или деловой партнёр, – объясняет Виктор Сингх. – После прочтения грамота, за редкими исключениями, была уже не нужна и просто уничтожалась или выбрасывалась.

Кстати, берестяные грамоты археологи ищут и находят до сих пор. Например, в полевом сезоне этого года работы продолжаются на участке Троицкого раскопа, где изучаются две средневековые усадьбы второй половины XII – начала XIII века. На них работают студенты-практиканты из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, которые уже сделали свои первые находки.

Та самая – самая первая берестяная грамота, найденная 26 июля 1951 года. Примерно 1380–1400 годы | пресс-служба исторического факультета МГУ

Руки-грабли
В 1956 году на том же Неревском раскопе археологи нашли целую пачку берестяных грамот, которые использовал как тетради шести- или семилетний новгородец по имени Онфим. Например, грамота № 202 сообщает, что мальчик умел писать, но не умел считать: на руках-граблях нарисованных им человечков разное количество пальцев, от трёх до восьми. Такие человечки встречаются и на других его грамотах, это своего рода фирменный стиль Онфима. Рядом надпись: «На Дмитре взять должки». Это выписка из «взрослого» документа. Школьники часто практиковались в письме, переписывая деловые документы родителей.

26 июля день берестяной грамоты

Грамота № 202, 1240–1260 годы.

пресс-служба исторического факультета МГУ

Берестяные игрушки
Грамота № 1124 имеет необычную форму. Она похожа на игрушечные ножны, которые сделал ребёнок. Детям часто отдавали исписанную и ненужную бересту. Разумеется, после того как из грамоты вырезали деталь такой сложной формы, часть текста утратилась, но можно понять, что это деловая записка с требованием денег за коня.

26 июля день берестяной грамоты

Грамота № 1124, примерно 1360–1400 годы.

«Яз тебе хоцю, а ты мене»
Любопытный обрывок берестяной грамоты – подобие брачного контракта. Микита просит Маланию выйти за него замуж, здесь же называя Игната Моисеевича свидетелем со стороны жениха.

Источник

Берестяная грамота и день бересты

Грамота № 109 (ок. 1100 г.)[29] о покупке краденой рабыни дружинником. Расставлены современные знаки препинания и пробелы. Грамота написана по одноеровой системе: ъ выступает как на месте этимологического ъ (читается как сверхкраткое [о]: кънягыни), так и на месте этимологического ь (читается как сверхкраткое [е]: Плъскове, чъто вместо Пльсковѣ, чьто). Вместо ятя везде пишется е:Грамота ꙍтъ Жизномира къ Микоулє. Коупилъ єси [ты купил; «еси» — связка] робоу [рабыню] Плъсковє [в Пскове], а нынє мѧ въ томъ ѧла [за это схватила] кънѧгыни. А нынє сѧ дроужина по мѧ пороучила [поручилась]. А нынє ка посъли къ томоу моужєви [человеку] грамотоу, єли [если] оу нєго роба. А сє ти хочоу конє коупивъ, и кнѧжъ моужъ всадивъ, та на съводы [очные ставки]. А ты атчє [если] єси нє възалъ коунъ [денег] тєхъ, а нє ємли [бери] ничъто жє оу нєго.Грамота не имеет признаков древненовгородского диалекта; некоторые не очень яркие характеристики могут указывать на то, что писавший мог быть уроженцем Юго-Западной Руси

Ежегодно, 26 июля, в Великом Новгороде отмечается «День бересты»

День бересты

В этот день все собираются у памятника, поставленного простой новгородской женщине Нине Акуловой. Приходят студенты исторических факультетов НовГУ и других университетов страны, школьники, новгородцы разных профессий, являющиеся постоянными участниками археологических сезонов.

Но этот праздник дорог не только археологам. Его всё больше отмечают все, кто так, или иначе связан с этим замечательным и незаменимым природным материалом.

О чём «говорят» грамоты

Находки на Неревском археологическом раскопе говорят не только о существовании письменности. Кора березы издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI — XIV векам.

26 июля день берестяной грамотыПочтовая марка СССР (1978)

Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство.

Материал раскопок на Белоозере, хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII-XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних.

Тоже ремесло

Писать на берестяных грамотах — особое умение, которое пожалуй можно причислить к ремеслу.

Конечно нужно знать грамоту, но этого не достаточно. Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — писала (стилоса). Лишь немногие грамоты написаны чернилами.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы.

Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20×16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Открытие берестяных грамот

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий).

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры.

Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

Значимая находка

На Неревском раскопе 26 июля 1951 была обнаружена берестяная грамота № 1. Она содержала перечень феодальных повинностей — «позёма» и «дара», в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей.

Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину.

Поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году. Поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано с идеологическим контролем в советской науке.

Кисти для масляной живописи

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались чернила: при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним. Текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты — заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом.

В разных городах

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует — от сотни с лишним до нуля, в зависимости от того, какие слои раскапываются.

Содержание грамот

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер. К этой категории тесно примыкают долговые списки, которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода, например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу, свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

Письма на бересте

Письма и записи на коре берёзы — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Сохранилось много

В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной (расслоенной) бересте (XVII—XIX века). На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Все эти рукописи выполнены чернилами.

Писа́ла

Писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».

Древнейшие стилосы-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте.

Памятник Нине Акуловой

Нина Фёдоровна Акулова — жительница Великого Новгорода. 26 июля 1951 года на Неревском археологическом раскопе в Новгороде в слоях 14-15 веков, она первая нашла берестяную грамоту.

Эта находка стала очень важной для всех будущих исследований. Семья Нины Фёдоровны выдвинула инициативу увековечить это событие в памятнике. Инициатива была поддержана Новгородцами.

На памятнике Нины Акуловой изображение той самой берестяной грамоты № 1, которая прославила новгородку на века. В 13 строках на старославянском языке перечислялись села, с которых шли повинности в пользу некого Фомы. Это письмо из далекого прошлого стало громкой сенсацией для ученых-историков в конце 50-ых годов прошлого века.

Каждый год все желающие собираются у этого памятника и с этого начинается праднования Дня бересты.

Случайно, но важно

Немало грамот обнаружено при археологическом контроле за земляными работами — строительство, прокладка коммуникаций, а также найдено просто случайно.

Среди случайных находок, в частности, — грамота № 463, найденная студентом Новгородского пединститута в посёлке Панковка в куче вывезенного с раскопок отработанного грунта, который предполагалось использовать для благоустройства местного сквера и маленький фрагмент № 612, найденный жителем Новгорода Челноковым у себя дома в цветочном горшке при пересадке цветов.

Возможно береста — лишь черновик

Есть предположения, что береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения.

Её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте, бересте доверялись лишь их черновики.

Так например в грамоте № 831, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её на пергамент и лишь потом послать адресату.

Авторские права

Связанные статьи

Крышка от коробаороб. Шемогодская прорезная береста. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски

Короб. Якутия. 2018. Береста, выскабливание, плетение

Источник

Берестяные грамоты: где их впервые нашли и что на них писали жители Руси?

26 июля в 70-летнюю годовщину обнаружения первой новгородской берестяной грамоты Google на своей стартовой странице изменил дудл.

26 июля день берестяной грамоты

Фото: depositphotos / DarkBird

Компания Google 26 июля посвятила свой новый дудл берестяным грамотам — памятникам письменности Древней Руси XI–XV веков, которые ученые впервые обнаружили 70 лет назад. На стартовой странице буквы названия поисковой системы составили из кусочков бересты и дополнили изображением лопатки и кисточки — главными инструментами археологов.

26 июля день берестяной грамотыgoogle.com

Где и когда впервые обнаружили берестяные грамоты?

26 июля 1951 года на Неревском раскопе в Великом Новгороде археологическая экспедиция под руководством Артемия Арциховского обнаружила первую берестяную грамоту. Одна из местных жительниц Нина Акулова между плахами настила древней мостовой Холопьей улицы в слоях конца XIV века увидела кусочек бересты с письменным текстом. Это было короткое письмо простолюдина, жившего в XV веке. К концу полевого сезона специалисты нашли еще девять похожих документов. С тех пор каждой найденной грамоте назначают порядковый номер. Впоследствии подобные артефакты были найдены на раскопках в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком. Сегодня их число достигло порядка 1200 штук. Самые древние из них относятся к первой половиной XI века, а наиболее поздние — к середине XV века.

Как писали на берестяных грамотах и благодаря чему они сохранились?

Буквы выцарапывались на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — писала. Лишь на двух из найденных грамот буквы написаны чернилами. Большинство из них покрыты текстом с внутренней, обращенной к стволу, более темной, стороне листа. Почвенные условия Новгорода таковы, что там очень много влаги и, следовательно, нет доступа воздуха в почву, поэтому там почти нет микробов, которые вызывают процессы гниения. По оценкам ученых, новгородские культурные слои хранят еще около 20 тысяч берестяных грамот.

Какие сведения можно узнать из берестяных грамот?

Содержание берестяных грамот очень разнообразно. На них писали заметки и списки покупок, любовные признания, молитвы и другие тексты. Иногда бересту использовали как черновик, чтобы затем перенести текст на более дорогой пергамент, на котором составляли официальные документы. На ней же писали завещания, расписки, купчие, судебные протоколы. Также на грамотах рисовали, учились писать и тренировали умение считать. Словом, из них можно узнать, как жили обычные горожане средневековых русских городов. Бытовой и личный характер многих грамот Великого Новгорода свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

Кто такой Онфим-ученик?

Онфим — новгородский мальчик, живший в XIII веке, автор берестяных грамот. Археологи нашли в 1956 году 12 листов, исписанных его почерком. Также ему принадлежат несколько рисунков. Исследователи считают, что Онфим все свои грамоты и рисунки одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе. В них содержится азбука, которую мальчик лично переписал три раза, и слоги из букв, а также письмо к некоему Даниле — возможно своему «однокласснику». Также ученик переносил на бересту фрагменты из Псалтыря. Что касается рисунков, то в них Онфим изображал лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы. В сентябре 2015 года в Великом Новгороде открыли сразу два памятника Онфиму и его рисункам.

Источник

teachron

Театральный хронограф

День берестяной грамоты в Великом Новгороде

26 июля 1951 года в Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.

26 июля день берестяной грамоты

Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной бересте. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Все эти рукописи выполнены чернилами.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством Артемия Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Древнейшие стили-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

26 июля день берестяной грамоты

26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину; поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!». В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

26 июля день берестяной грамоты

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году.

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила; текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

Источник

Этот день в истории: 1951 год — обнаружена первая берестяная грамота

26 июля день берестяной грамоты

26 июля 1951 года во время раскопок в Великом Новгороде археологическая экспедиция под руководством профессора Артемия Арциховского обнаружила первую берестяную грамоту.

Самой первой древнерусской берестяной грамотой оказалось маленькое письмецо простолюдина, жившего в XV веке. Она была найдена на древней мостовой Холопьей улицы в слоях XIV—XV вв. на Неревском археологическом раскопе.

Грамоту под номером один обнаружила работница Новгородского мебельного комбината Нина Акулова. Она пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. На её могиле установлен памятник в честь данной находки.

Вскоре берестяные грамоты были найдены на раскопках в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, а также в белорусских Витебске и Мстиславле и в украинском Звенигороде.

Около 30 древнейших берестяных «посланий из прошлого» датированы первой половиной XI века, а наиболее поздняя грамота — серединой XV века. Более 450 грамот были написаны в XI—XIII вв., то есть еще до монгольского нашествия. Ценность берестяных «посланий» заключается в том, что они открыли целый информационный пласт, который не могли дать летописные источники.

В отличие от текстов древнерусских летописей берестяные грамоты были полны сугубо бытовых деталей. Бытовой тематикой определялась также форма изложения. Большинство «посланий из прошлого» написаны на древнерусском разговорном языке и только небольшая их часть — на книжном церковнославянском.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует (от сотни с лишним до нуля) в зависимости от того, какие слои раскапываются. Уже к июлю 2007 года общее количество новгородских берестяных грамот, обнаруженных при раскопках на территории российских городов, достигло 1000. А к 11 октября 2017 года новгородских берестяных грамот насчитывалось более 1100.

По оценкам специалистов, новгородские культурные слои хранят еще примерно 20 тысяч древнерусских берестяных грамот. И не случайно первой была найдена именно грамота Великого Новгорода. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *