Феминизм с чего начать
Что такое феминистское образование и как его получить: интервью с проектом FEM TALKS
FEM TALKS — образовательный проект о феминизме. Это лекторий, подкаст и большой курс «Алфавит феминистской теории», где каждой букве русского алфавита соответствует понятие из сферы феминизма: например, на букве «П» слушатели узнают больше про патриархат, а на букве «Р» — про репродуктивный труд.
Инициативу придумали три девушки: Лана Узарашвили, Катерина Денисова и Настя Красильникова. Они рассказали, зачем нужны лекции о феминизме, почему женский взгляд необходим современной науке и с чего начать, если хочешь узнать о неравенстве больше.
Зачем России феминистское образование?
Катя: Необходимо не только феминистское образование, а в принципе разный взгляд на науку. Образование в России, особенно государственное, находится под сильным давлением. Сегодня нам диктуют одну линию, где мы, например, очень ограничены в представлении истории. Учебники обществознания тоже оставляют желать лучшего: взгляд на общество и семью соответствует государственной оптике и игнорирует другие точки зрения.
Настя: Феминизм ставит под вопрос классическую науку с её критериями объективности, говорит, что объективность — это социальный конструкт и в гуманитарных науках её достичь невозможно. Все исследователи стоят на определённых позициях и ограничены рамками своего опыта. Зачастую наукой занимаются довольно привилегированные люди, и выходит, что именно их опыт выдаётся за общий. Феминистки подчёркивают, что это не так.
Лана: Чаще всего в науке слышна риторика «Жизнь устроена вот так», а мы говорим: «Я переживаю это на своём опыте таким образом, но ваш случай может отличаться».
Это работает со всеми областями знания, даже математикой и медициной? Мне сложно представить, что, скажем, хирурги будут рассуждать в духе: «обычно такие операции проводят на черепе, но у всех разный опыт, можем сделать надрез и на руке».
Настя: Смысл не в том, что ни на один вопрос нет правильного ответа. Мы лишь подчёркиваем, что люди могут обладать разным опытом, и это нельзя игнорировать. Если возвращаться к примеру с хирургом, очевидно, что есть определённые гайдлайны, которым следуют медики, но также очевидно, что у каждого хирурга свой опыт. Чтобы провести операцию хорошо, можно использовать разные подходы.
Феминистское знание как раз отстаивает эту множественность, потому что признание лишь одного опыта — как правило, маскулинная позиция. Патриархальное общество, в котором мы живём, строится на идее, что опыт белого гетеросексуального мужчины — универсальный: «я — норма, а если вы думаете иначе, значит, вы ненормальные».
Получается, феминистское знание позволяет взглянуть на проблемы общества шире и обогатить науку другим опытом.
Расскажите про FEM TALKS. Как родился проект?
Лана: Мы сделали то, чего очень не хватало нам самим как студенткам гуманитарных факультетов. Катя и я учились на философском факультете МГУ, Настя на политфаке. Как-то Катя устраивала научную секцию про гендерные исследования в философии. Там мы встретились, а потом решили вместе сходить на событие уже на Настином факультете. Все мы были феминистками и чувствовали себя одиноко в академической среде: преподаватели отзывались о феминизме снисходительно.
Снисходительно — это как?
Настя: Ну, самая классика — то, как на парах представляли Симону де Бовуар: о ней говорили как о жене и подруге французского философа Сартра, а не как о самостоятельной единице, оригинальной мыслительнице и писательнице. Женщин-теоретикесс вообще практически не было в нашей программе. И мы решили, что нам стоит сделать что-то своё — дискуссионную площадку, где можно было бы приглашать эксперток и обсуждать феминизм с разных сторон. Мы начали проводить небольшие конференции: про критику науки, феминизм и искусство, национальный вопрос, психотерапию.
Со временем делать мероприятия в МГУ стало неудобно из-за бюрократических проволочек: нужно было заранее согласовывать список слушателей, чтобы их пропустили в здание, договариваться о месте проведения, плюс наш корпус находился довольно далеко от метро.
И мы стали делать ивенты в Библиотеке иностранной литературы, где работает Катя. Вслед за ивентами подтянулись соцсети, мы стали вести Вконтакте, Instagram, записывать подкасты.
Лана: Несмотря на географическое неудобство, на наши первые ивенты приходили до 100 человек. Тех, кто имел отношение к МГУ, было всего процентов десять — университетские люди нами не интересовались. Зато события привлекали много внешней аудитории. Вообще люди, которые работают в академической среде, часто не относятся к феминизму всерьёз.
Настя: Когда ты пишешь научную работу про феминизм, все считают нужным тебя поучать. Моя работа была посвящена концепции марксистского феминизма Александры Коллонтай, и один преподаватель перед защитой диплома назвал меня «наша феминисточка». Было не слишком приятно.
Получается, FEM TALKS должен был противостоять сексизму в академической среде?
Лана: Более того, мы специально начинали в МГУ, чтобы люди перестали бояться говорить о феминизме на уровне своих дипломов и исследований.
Катя: Тут стоит добавить, что вуз не был полностью инфернальным — там есть и хорошие люди, которые поддерживали фем-дипломы. У меня была тема про западную феминистскую теологию. Когда я защищалась, то один преподаватель начал меня валить, но остальные встали на мою сторону, и я спокойно вышла из аудитории с пятёркой. При этом на кафедре Ланы девочку с фем-темой загнобили: студентку отправили домой с тройкой.
Что представляет собой FEM TALKS сегодня?
Лана: Помимо ивентов, это онлайн-площадки, где мы публикуем переводы англоязычных феминистских текстов и как можно доступнее объясняем сложные концепции фем-теории. Большинство исследований выходит на английском языке, а потому с ними могут ознакомиться не все — мы решаем эту проблему.
Катя: Ещё у нас есть подкаст. Мы начали записывать его на коленке у меня на кухне, говоря втроём в один микрофон. Первый выпуск мы посвятили феминистской урбанистике, которой занимается Настя. И он почему-то завирусился: нас тут же начали звать на интервью, спрашивать о продолжении. Сегодня подкаст — одно из любимых направлений у наших подписчиков: мы стараемся глубоко разбирать темы и прикладываем в описание списки литературы, доходящие до 20 пунктов. Темы самые разные: ментальное здоровье, колониальность, есть даже эпизод про Гарри Поттера.
Ещё у вас есть курс «Алфавит феминистской теории». Зачем он нужен и почему именно алфавит?
Настя: Нам хотелось сделать базовое интро в феминистскую теорию. Оно очень удачно ложится в этот формат, к тому же появляются ассоциации с азбукой, знакомством, началом чего-то нового.
Каждой букве посвящён определённый термин, который мы разбираем сначала на лекции, потом на семинаре. «А» — андроцентризм, «Б» — бинарная гендерная система, «В» — власть, «Г» — гендер и так далее. Мы начинаем с базовых понятий, а заканчиваем более сложными. Сейчас идёт третий набор курса.
Лана: Противники феминизма часто говорят про новые термины «напридумывали словечек». Наш алфавит показывает, что за каждым таким «словечком» стоит огромный пласт дискуссий, теорий, разработок, и погружение во всё это — важный шаг, который помогает преодолеть свои языковые привычки и установки мышления. То, как мы говорим и какие используем термины, определяет наше мышление.
Кто ваши ученицы и есть ли ученики?
Катя: Ученики-мужчины есть. Вообще наш курс для всех, кто интересуется феминистской теорией. Часто записываются журналисты, которые хотят понять, как корректнее затрагивать гендерные вопросы в своих текстах. Есть участники из сферы благотворительности — например, на последний курс пришла девушка из проекта «Ночлежка». В социальной работе важно учитывать проблемы, с которыми сталкиваются женщины.
Лана: Приходят и люди из других сфер: были мамы в декрете, менеджерка по продажам в «Перекрёстке», парень, который работает в техподдержке. У всех этих людей есть интерес к феминизму и желание обсудить его. Мы стараемся сделать курс понятным и доступным для всех.
Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма
Приветствую Вас, друзья!
Если ответить на вопрос простыми словами, то феминизм — это борьба за права женщин. Однако, такого ответа не достаточно, чтобы понять всю значимость феминизма для современного мира. Давайте более подробно разберемся с тем, что такое феминизм, на каких принципах он построен и как появилось это движение.
Что такое феминизм?
Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.
Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:
Принципы феминизма
Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:
Как зародился феминизм?
Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.
Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.
Развитие феминизма в России
Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».
Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.
Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.
И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.
И вот что сделал Петр I:
Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.
У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)
Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.
20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.
Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.
Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.
Развитие феминизма на Западе
Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.
Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.
Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.
Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.
Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».
В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.
Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.
Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.
Разновидности феминизма
Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.
Либеральный феминизм
По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.
Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.
Марксистский феминизм
Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.
Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.
Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.
Радикальный феминизм
Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.
Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.
Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.
Заключение
Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.
Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.
Феминизм для новичков
Эта группа для тех, кто только начал увлекаться таким движением, как феминизм.
Мы подбираем для вас простые термины и подробные статьи о том, «Что такое феминизм?», «Что такое патриархат?», «Зачем нужен феминизм?» и другие полезности для тех, кто хочет больше узнать об этом движении.
Помимо этого, вы сможете из постов узнать, какие есть виды феминизма, и какой из них близок вам, либо же поддерживать сам феминизм в целом.
Присоединяйтесь!
Феминизм для новичков запись закреплена
Доброго времени суток!
В нашу группу требуется редактор
1. Знание основ (матчасти) феминизма / желание узнать, найти в дополнительных источниках информации
2. Знание базового уровня английского языка (желательно, не обязательно)
3. Наличие свободного времени
4. Заинтересованность в ведении группы, творческий подход (всегда приветствуются новые идеи относительно постов, коррекция/указание на ошибки в новых постах. Подчеркиваю, что именно советы насчет того, как можно исправить ошибки в каком-либо посте, а не претензия аля «опять вы все испортили», и пр. Все мы люди и можем делать ошибки/опечатки)
5. Стрессоустойчивость (денег нам не платят)
Что надо делать
ежедневно выкладывать посты в группу
работать с доп. источниками (искать новости в мире феминизма, либо же просто в мире о женщинах)
предлагать новые идеи постов/рубрик (по желанию)
вести рубрику феминистских фраз/слов на английском языке (по желанию)
обновлять альбомы группы/добавлять новые
предлагать идеи для аватарки группы (по желанию)
Всех желающих ждем в личных сообщениях группы, постараемся ответить как можно скорее
«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения
Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.
Марксистский феминизм
Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.
Основные идеи
Марксистский феминизм сегодня
Что почитать
Социалистический феминизм
Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.
Основные идеи
Социалистический феминизм сегодня
В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.
Что почитать
Радикальный феминизм
Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.
Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.
Основные идеи
Поднаправления
Культурный феминизм
Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.
Сепаратистский феминизм
Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.
Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.
С английского trans-exclusionary radical feminist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».
SWERF
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Либеральный феминизм
Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.
В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.
Основные идеи
Поднаправления
Помадный феминизм
Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.
Сексуально-позитивный феминизм
Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.
Основные идеи
Поднаправления
Чёрный феминизм
Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.
Трансфеминизм
Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.
Постколониальный феминизм
Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».
Что почитать:
Произведения не переведены на русский язык.