26 день месяца абиба это когда

Библейский календарь

Еврей­ский месяц начи­на­ет­ся в сере­дине меся­ца наше­го кален­да­ря. Посев про­из­во­дит­ся в нояб­ре и декаб­ре, а уро­жай соби­ра­ют в мар­те и апреле.

Счет меся­цевМесяцСовре­мен­ный календарьУпоми­на­ния в БиблииПразд­ни­ки Израиля
в свя­щен­ном годув граж­дан­ском году
I71 Нисан (Авив)март – апрельИсх. 13:4; 23:15; 34:18 ; Вт. 16:1Пас­ха ( Лев. 23:5 ), опрес­но­ки ( Лев. 23:6 ), пер­вые пло­ды ( Лев. 23:10 ).
II82 Ияр (Зиф)апрель – май3Цар. 6:1,37Вто­рая пас­ха ( Чис. 9:10–11 ).
III93 Сиванмай – июньЕсф. 8:9Пятиде­сят­ни­ца (празд­ник уро­жая; Лев. 23:16 ).
IV104 Там­музиюнь – июль
V115 Авиюль – август
VI126 Елулавгуст – сентябрьНеем. 6:15
VII17 Тиш­ри (Афа­ним)сен­тябрь – октябрь3Цар. 8:2Празд­ник труб ( Лев. 23:24 ; Чис. 29:1 ),
день очи­ще­ния ( Лев. 23:27 ),
празд­ник кущей ( Лев. 23:34 ).
VIII28 Мархе­шван (Бул)октябрь – ноябрь3Цар. 6:38
IX39 Кис­левноябрь – декабрьНеем. 1:1Празд­ник обнов­ле­ния ( Ин. 10:22 ).
X410 Тебефдекабрь – январьЕсф. 2:16
XI511 Шеватянварь – февральЗах. 1:7Пурим ( Есф. 9:24–32 ).
XII612 Адарфев­раль – мартЕсф. 3:7

Граж­дан­ский год начи­нал­ся и кон­чал­ся осе­нью (ср. Исх. 23:16, 34:22 ), после убор­ки уро­жая (в меся­це тиш­ри). В Биб­лии встре­ча­ет­ся счет меся­цев и по свя­щен­но­му и по граж­дан­ско­му году.

Нача­ло меся­ца опре­де­ля­лось по появ­ле­нию види­мо­го сер­па новой луны; этот день, ново­ме­ся­чие, был празд­нич­ным ( Чис. 10:10, 28:11 ). От одно­го ново­лу­ния до дру­го­го про­хо­дит 29,5 суток, поэто­му меся­цы име­ли про­дол­жи­тель­ность в 29 и 30 дней попе­ре­мен­но. 12 лун­ных меся­цев состав­ля­ют год в 354 дня, что на 11 дней мень­ше сол­неч­но­го года. За три года раз­ни­ца меж­ду лун­ным и сол­неч­ным годом соста­вит целый месяц, поэто­му при­мер­но раз в три года добав­лял­ся 13‑й месяц и полу­чал­ся год про­дол­жи­тель­но­стю в 384 дня. Это дела­лось для того, что­бы авив оста­вал­ся весен­ним месяцем.

В при­ла­га­е­мой таб­ли­це ука­за­ны назва­ния меся­цев в свя­щен­ном и граж­дан­ском году (т.е. пер­вый месяц, вто­рой и т.д.), а так­же древ­ние (хана­ан­ские и фини­кий­ские) и послеп­лен­ные (асси­ро-вави­лон­ские назва­ния в том виде, в каком они при­ве­де­ны в рус­ской Биб­лии. Обо­зна­че­но коли­че­ство дней в меся­це, пере­чис­ле­ны биб­лей­ские празд­ни­ки и посты и пока­за­но при­бли­зи­тель­ное соот­вет­ствие биб­лей­ских меся­цев современным.

Дни неде­ли, кро­ме суб­бо­ты (шабат), осо­бых наиме­но­ва­ний не име­ли, если не счи­тать суще­ство­вав­ше­го в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху гре­че­ско­го назва­ния дня перед суб­бо­той – парас­ке­ви, что зна­чит «при­го­тов­ле­ние» (к дню покоя – суб­бо­те). Неде­ля завер­ша­лась суб­бо­той, поэто­му «день пер­вый» (после суб­бо­ты, см. Мф. 28:1 ) соот­вет­ству­ет наше­му вос­кре­се­нью, «день вто­рой» – поне­дель­ни­ку и т.д.

День (в смыс­ле суток) начи­нал­ся с захо­да солн­ца, т.е. с позд­не­го вече­ра. В древ­но­сти как ночь, так и день дели­лись на три части: ночь на первую, вто­рую и тре­тью стра­жи ( Суд. 7:19 ), а день – на утро, пол­день и вечер (см. Пс. 54:18 ). Позд­нее, со вре­мен рим­ско­го вла­ды­че­ства, ночь дели­лась на четы­ре стра­жи ( Лк. 12:38 ; Мф. 14:25 ) и вошло в упо­треб­ле­ние поня­тие «час» – две­на­дца­тая часть дня или ночи ( Мф. 20:1–8 ; Деян. 23:23 ).

Источник

26 день месяца абиба это когда

библейское название весеннего месяца, прозванного впоследствии Нисан (см. Евр. календарь).

Авив — библейское название весеннего месяца, прозванного впоследствии Нисан (см. Еврейский календарь).

АВИВ(евр.). По еврейскому календарю, весенний месяц, соответствующий нашему марту. Впоследствии назван нисан.Словарь иностранных слов, вошедших в соста. смотреть

’Авив —а) (колос) (Исх.13:4 ; Исх.23:15 ; Исх.34:18 ; Втор.16:1 ) — первый месяц священного еврейского календаря и седьмой — гражданского (соответствуе. смотреть

 (месяц новых плодов — евр. месяц колосьев) первый месяц священного и седьмой гражданского года у евреев, соответствующий европейскому марту-апрел. смотреть

Авив см. Год.Синонимы: месяц, нисан

АВИВ (АБИБ) НЕКРЕССКИЙ (КАХЕТИНСКИЙ) (УМ. КОН. 6 В.)

АВИВ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АВИВ (ВИВ) АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (УМ. ОК. 250)

АВИВ (Вив) Александрийский (ум. ок. 250), священномученик, диакон, пострадавший вместе с пресвитером Фавстом в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 6 (19) сентября. смотреть

АВИВ (ДРЕВНЕЕВРЕЙСК.)

АВИВ (ДРЕВНЕЕВРЕЙСК.)

АВИВ НЕКРЕССКИЙ

АВИВ ПЕРСИДСКИЙ

АВИВ ПЕРСИДСКИЙ (УМ. ОК. 330)

АВИВ Персидский (ум. ок. 330), христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 28 марта (10 апреля).

АВИВ САМОСАТСКИЙ

АВИВ САМОСАТСКИЙ (УМ. 297)

АВИВ Самосатский (ум. 297), христианский мученик, пострадавший в г. Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 29 января (11 февраля). смотреть

АВИВ ЭДЕССКИЙ

АВИВ ЭДЕССКИЙ (УМ. 322)

АВИВ Эдесский (ум. 322), священномученик, диакон в Эдессе; пострадал в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 15 (28) ноября.

Источник

Название книги

Автобиография Иисуса Христа

Зоберн Олег

Глава 22

Бог смерти

Несколько дней шел дождь, что было необычно в тех местах. Дождь такой мелкий, будто одалиски Юпитера протрясали его сквозь небесное сито, превращая капли в пыль. Ученики снова разбрелись. Андрей сказал, что отправился в Вифсаиду, Матфей – в Хоразин. Где были остальные, я не знал. Рядом, как всегда, оставался Иуда, и мы почти не выходили из нашего амбара, докуривая остатки кифа и попивая медвяную сикеру. Я был умиротворен, и убогий амбар казался мне просторным каменным чертогом, потолок которого изогнут куполом, будто небесный свод, и к тому же выложен лазуритом и сверкает сотнями маленьких орихалковых солнц. Под этим куполом я был судьей и преступником, женщиной и девушкой, зверем и птицей. Я вмешивался в движение светил и впитывал горний нектар. Я был уродлив, как младенец, и красив, как новоявленный херувим, я был неумолим и нагл, а через секунду смущенно прятал лицо за веером перьев своего крыла. Несколько раз наведывались легионеры увериться, что кифа больше не осталось, да прибрела сумасшедшая бабка, мечтающая забеременеть от какого-то духа. Насколько я понял из ее несвязных слов, это был дух мужчины, погибшего много лет назад. Я довольно грубо велел ей возвращаться домой.

Однажды к вечеру дождь прекратился. Я вышел на берег. Во влажном туманном воздухе Галилейское озеро было бесконечным, как море, противоположный берег растворился в молоке. Казалось, по озеру можно было попасть в иные акватории и плыть мимо прихотливых пейзажей и непокоренных островов, населенных людьми, не ведающими ложного стыда.

Я отвязал одну из рыбацких лодок, сел в нее и оттолкнулся от причала, медленно удаляясь от Кафарнаума с его страстями. Вскоре берег перестал быть виден, звуки города не доносились. Совсем стемнело. Я лег на дно и закрыл глаза.

Я хотел понять, что делать дальше. Мне было тридцать лет. Я знал языки, исходил всю Палестину, был в Египте и Ливии, я все это время старательно учился мудрости книг и точности слов. Мог одним взглядом заставить почти любую женщину раздеться и лечь со мной. Научился покорять толпу.

Я стал видеть первооснову словесной материи, передо мной раскрывались двери молелен и бутоны цветов.

Но вся эта ярость красок и чувств не могла утешить меня. Я лежал на дне лодки и плакал, потому что был одинок среди учеников, случайных женщин и тех растерянных и больных людей, которые шли ко мне.

Я вдруг отчетливо понял, что озеро – всего лишь озеро и выхода из него нет. В этой рыбацкой лодке я лежал на поверхности воды, как на блюде, перед Тем, кто собирался ткнуть в меня ритуальным ножом.

Я понял, что весь этот путь был всего лишь отдалением от дома моего детства, от родного очага в Нацерете – к наивным мечтам о том, что в мир можно бросить зерно смысла.

Я давно не пытался узнать, где моя мать, потому что ее безумие было мучительным для меня, я не мог узнать, кто мой настоящий отец, и понимал, что, даже если он еще жив, ему до меня нет никакого дела.

Но мне вдруг отчаянно стыдно стало от того, что я был так бесчувственен к старику Иосифу. Я смеялся над его плотницким ремеслом, и он знал это, но молчал. Он ни разу не ударил меня, в отличие от матери. Да, он был отчимом, но он был, кажется, единственным человеком, который любил меня по-настоящему, хотя никогда не выставлял это чувство напоказ. Ему так приятно было помочь мне, когда однажды я мастерил из щепок кораблик, чтобы пускать его в пруду…

По еврейским законам, я был для него чужим внебрачным выродком, мамзером, а он хотел обучить меня столярному делу, которое любил сам. Может быть, я был бы счастлив, помогая ему делать мебель и кресты для распятий, – в конце концов, таким способом часто казнили настоящих негодяев, достойных смерти.

Куда я спешил? Что приобрел кроме исключительной степени отчаяния, настолько сильного, что с его помощью можно было исцелять людей?

Кому нужны мои откровения? Толпе, которая носит проповедников на руках, а потом, по наущению левитов, требует распять или забросать их камнями. Сначала евреи обмывают какому-нибудь несчастному пророку ноги слезами, а потом бегут в Иерусалиме за носилками префекта, умоляя казнить лжеца, потому что чуда не произошло. Очередного чуда.

Так пусть, пусть эти паршивые люди верят, что казнь Иоанна – чудо! Хотите чуда – вот оно.

Людям все равно, исцелил я человека или склеил разбитый сосуд.

Так ради чего все это? Может быть, ради тихих ученых евреев, которые записывают разные громкие истории, нещадно перевирая их на свой лад и чувствуя себя творцами Вселенной?

Я даже не смог похоронить бедного Иосифа, своего негордого и тихого отца. Да, отца. Лучше называть его так. Я должен был скрасить его старость, он жил до ста одиннадцати лет.

Я вдруг понял, что он был единственным человеком, которого любил я сам… Но в двадцать шестой день месяца абиба он умер.

Кто я теперь? Болтун и торговец кифом, одурманивший целый римский гарнизон. Отщепенец. Груз для лодки. Нелепое соединение жидкостей – лимфы, крови и мочи. Я даже не знал, какова судьба моих собственных детей, зачатых за эти годы от разных женщин в разных местах. О чем я мог бы поговорить с собой, встреть я себя на дороге? О свойствах цифр и букв? Да я плюнул бы себе в лицо! Невежда! Что ты знаешь?

Я не знаю, что со мной было до рождения, и не знаю, что будет после смерти. В сущности, я окружен абсолютным незнанием вообще. А то частное знание, которое имею, не стоит и потертой лепты…

Я плакал, свернувшись на дне лодки, обхватив колени руками, как часто делал в детстве. В эту минуту мое отчаяние не могло больше быть источником силы, я просто искренне захотел умереть, поняв, что ничего страшного в этом нет, поняв, насколько прекрасно само свойство смерти – небытие, свободное от всего, лишенное даже намека на страх или гордыню, трусость или предательство.

И безмятежность. А может быть, возможность встречи с Иосифом.

Вдруг я почувствовал, что меня вдавило в дно лодки, будто гигантские невидимые руки быстро и бережно подняли ее к небу. Я открыл глаза и увидел над собой огромное черное лицо с длинным носом. Поразительно красивое, оно почти сливалось с небом и смотрело на меня желтыми миндалевидными глазами, в которых угадывалось сочувствие. Над этими яркими нечеловеческими глазами и узким лбом торчали высокие острые уши. Это был Лик Отсутствия, перед которым все живое теряло смысл, и я испытал восторженный ужас.

Я взглянул за борт – лодка висела на умопомрачительной высоте. Вдалеке виднелись в свете звезд вершины гор, а озеро подо мной было похоже на тусклую лужу с неровными берегами, на которых кое-где виднелись крохотные светлые точки – горели костры путников и рыбаков.

По обеим сторонам от величественной черной головы шевелилось множество бледных полупрозрачных голых людей, напоминающих египтян, было похоже, что они шли друг за другом, а потом остановились. Они отчужденно смотрели на меня, чего-то ожидая. Все они были с какими-то изъянами – я заметил мужчину с распоротым животом, смертельно худую женщину, младенца с необрезанной пуповиной, молодого мужчину с отрубленной рукой…

Мощь и величие исходили от черного существа, держащего на ладони мою лодку, и я с трепетом понял, что это Анубис, который провожает караван умерших за день людей в вечность, они только начали свой путь и дальше должны были проследовать орбитами планет.

Когда я возжелал смерти, алое облако скорби вокруг меня было столь ярким, что Анубис не мог не заметить его на пустой глади озера своим божественным зрением. Он сжалился и решил помочь. Каким-то образом я понял, что для согласия присоединиться к процессии должен сказать только одно слово «да» на египетском наречии и Анубис возьмет меня с собой в сферы, где уже не будет страдания, но я медлил, это было важным решением.

Великолепная черная голова нетерпеливо качнула ушами, и мне показалось, что я услышал голос Иуды, полный волнения и любви.

В ту же секунду я очнулся на дне лодки. Туман над озером рассеялся, появились звезды. В темноте сбоку маячил огонек. Все это время лодка кружилась на тихой воде недалеко от причала. Я понял, что Иуда зажег лампу, вышел с ней на берег искать своего учителя и этим спас мне жизнь. Иудушка, йильди. В лодке лежало только одно весло. Я взял его и направил лодку к берегу.

Источник

Свенцицкая И., Скогорев А. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых

ОГЛАВЛЕНИЕ

О «КНИГЕ ИОСИФА ПЛОТНИКА»

Этот апокриф продолжает христианские писания, связанные с именами второстепенных евангельских персонажей. Об Иосифе, обручнике Матери Иисуса, из канонических евангелий известно очень мало. В Евангелии от Матфея сказано, что, узнав о добрачной беременности Марии, он, будучи праведен и «не желая огласить ее», хотел Марию отпустить, но ангел возвестил ему, что «родившееся в ней есть от Духа Святого» (1:19-20). После рождения Иисуса Иосиф с Марией и Младенцем бегут в Египет, а по возвращении оттуда поселяются в Назарете. В Евангелии от Луки никакого путешествия в Египет нет, семья живет все время в Назарете. Однако там говорится, что родители Иисуса каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи, пришли они и в тот год, когда Иисусу исполнилось двенадцать (2:41-42). Представление о том, что Иосиф был плотником, восходит к Евангелию от Матфея. Согласно этому автору жители Назарета говорят об Иисусе: «Не плотников ли Он сын?» (13:55). У Марка и сам Иисус назван плотником, но сыном Марии, а не Иосифа (6:3).

Если на суде Осириса умерший признавался недостойным войти в царство мертвых, то его съедал лев с головой крокодила. Сложное восхождение души к Высшему присутствовало и в учениях египетских гностиков, и в философских учениях неоплатоников.

Несколько неожиданно в устах праведного человека, ставшего обручником Божией Матери, звучат предсмертные слова Иосифа в гл. XVI: «Несчастный день, когда я был рожден на этот свет», которые отнюдь не соответствуют роли Иосифа в священной истории. Однако они отражают представление группы египетских христиан о мире как воплощении зла, созданном не Единым Божеством, а низшими силами <О специфике верований египетских христиан см.: Хосроев А. Л. Александрийское христианство. M, 1991; Он же. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997.>.

«Книга Иосифа Плотника» настолько далека от канонических писаний и настолько поздно создана, что вопрос о ее признании Церковью никогда не стоял.

Книга Иосифа Плотника

Во имя Бога, единого в Своей сущности и троичного в лицах <1>.

История успения отца нашего, святого старца Иосифа Плотника. Да будут над нами всеми его благословение и молитвы, о братья! Аминь.

Жизни его было сто одиннадцать лет <2>, и отшествие его из мира сего произошло в двадцать шестой день месяца Абиб, что соответствует месяцу Аб <3>. Да будет над нами молитва его! Аминь.

Господь наш Иисус Христос Сам соблаговолил поведать сие святым Своим ученикам на горе Масличной, говоря о трудах Иосифа и об окончании дней его. Святые апостолы удержали сие и сохранили написанным в книгохранилище иерусалимском. Да будут над нами их молитвы! Аминь.

I. В дни оные случилось, что Спаситель наш, Господь и Учитель Иисус Христос, пребывал с учениками своими на горе Масличной, и как все были вместе, Он сказал им:

— О братья и друзья Мои, дети отца, который избрал вас между человеками. Вы знаете, что Я часто возвещал вам, что Мне надлежит быть распяту и умереть для спасения Адама и потомков его и воскреснуть из мертвых. Я доверяю вам учение святого евангелия, которое уже возвещено вам, дабы вы проповедовали его во всем мире, и Я осеню вас силою свыше и исполню вас Духа Святого.

Вы возвестите всем народам покаяние и отпущение грехов.

Ибо одна чаша воды, если человек обретет ее в будущем веке, драгоценнее всех сокровищ мира сего, и пядь, которую займет нога в доме Отца Моего, превосходнее и ценнее всех богатств земных.

Один час в блаженном жилище праведных даст более радости и превосходнее, чем тысяча лет среди грешников. Ибо стоны и жалобы их не прекратятся, и слезам их не будет конца, и ни на минуту они не найдут ни утешения, ни покоя.

Возвестите это слово, которое Я сказал вам сегодня.

Да не хвалится сильный силою своей, ни богатый сокровищами своими; но кто хочет быть прославлен, пусть славится в Господе.

II. Жил человек именем Иосиф, родом из Вифлеема, города Иудина, города царя Давида. Он был мудр, сведущ в законе и был сделан священником в храме Господнем. Он занимался также ремеслом плотника и по обычаю всех людей взял себе жену. И он имел от нее сыновей и дочерей, а именно: четырех сыновей и двух дочерей. И имена сыновей его: Иуда, Юст, Иаков и Симон. Имена двух дочерей: Ассия и Лидия <5>.

И жена Иосифа Праведного, всегда ставившая славу Божию целью всех дел своих, умерла во время свое.

И Иосиф, праведник сей, отец Мой по плоти, обручник Марии, Матери Моей, трудился с сыновьями своими, занимаясь своим ремеслом плотника.

III. Когда же Иосиф Праведный овдовел, Марии, моей благословенной святой и пречистой Матери, исполнился двенадцатый год.

И привели родители Ее во храм, когда Ей было только три года, и Она провела девять лет в храме.

Тогда священники увидели, что эта святая и богобоязненная Дева вступает в возраст юношеский, и толковали между собою, говоря:

«Поищем праведного и благочестивого человека, которому поручим Марию до брака из боязни, что, если Она останется при храме, с Ней может случиться обычное женщинам и чтобы не согрешили мы с Ней и Бог не прогневался на нас».

IV. И тотчас же, отправив посланных, они созвали двенадцать старцев из колена Иудина. И они написали имена двенадцати колен Израилевых.

И пал жребий на благочестивого старца Иосифа Праведного <6>.

И сказали священники благословенной Матери Моей: «Иди с Иосифом и живи у него до брака».

И Иосиф Праведный принял Мою Мать и отвел Ее в дом свой. И Мария нашла Иакова младшего, и он был уныл и печален в доме отца своего по причине потери матери своей, и Она заботилась о нем, и потому называли Марию матерью Иакова.

После того Иосиф, оставив Ее в доме своем, отправился в мастерскую, где он работал плотником.

И когда святая Дева пробыла в его доме два года, Ей пошел четырнадцатый год.

V. И вот я чрезвычайно возлюбил Ее с благоволения Отца Моего и причастием Духа Святого <7>.

Я воплотился в Ней через тайну, которая превосходит понимание всякой твари. Прошло три месяца со времени зачатия, когда Иосиф Праведный возвратился оттуда, где работал. И, узнав, что Дева, Мать Моя, имеет в чреве, он смутился духом и помышлял тайно отпустить Ее. Объятый страхом, ужасом, тоской и тревогой, он не мог ни пить, ни есть в тот день.

VI. Посреди дня <8>князь ангелов Гавриил явился ему во сне, исполняя повеление, которое получил от Отца Моего, и так сказал ему: Иосиф, святой сын Давидов, не бойся принять Марию как нареченную, ибо Она зачала от Духа Святого и родит сына, которого назовут Иисусом. Он будет править всеми народами жезлом железным.

Ангел, сказав это, удалился. И Иосиф, пробудившись, повиновался тому, что повелел ему ангел Господень.

И Мария осталась с ним.

VII. И вот пришло время, появился указ императора и кесаря Августа, чтобы каждый из живущих на свете был записан в городе своем. И праведный старец Иосиф собрался, взял с собой Деву Марию, и они пошли в Вифлеем, ибо время родов приближалось.

Записал свое имя Иосиф в списке, ибо Иосиф, сын Давидов, которому Мария была обручена, был из колена Иудина. И Мать Моя Мария родила Меня в пещере <9>, близ гробницы Рахили, жены патриарха Иакова и матери Иосифа и Вениамина.

VIII. Но Сатана пошел и возвестил обо всем этом Ироду, деду Архелая <10>. Сей Ирод был тот, кто приказал обезглавить Иоанна, Моего друга и родственника. Он повелел тщательно искать Меня, полагая, что царство мое от мира сего.

Но благочестивый старец Иосиф был предупрежден о том во сне, и, встав, он взял Марию, Мать Мою, и Она унесла Меня на руках. И Саломея присоединилась к ним, чтобы сопровождать их в пути. И так, уйдя из дома своего, он удалился в Египет и пробыл там целый год, пока ярость Ирода не улеглась.

Иосиф, снова взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал им Закон Моисеев, ибо он никогда не получал пропитания от чужих трудов.

X. И по прошествии многих лет достиг старец возраста весьма преклонного. Он не испытывал никакой телесной немощи, он не утратил зрения, и ни один зуб не выпал из рта его, он сохранил здоровыми все члены свои, и разум его ни на минуту не затемнялся, но подобно юноше во все дела свои он вносил молодую бодрость. И старость его была весьма глубокой, ибо он достиг возраста ста одиннадцати лет.

XI. Юст и Симон, старшие сыновья Иосифа, взяв жен, ушли в дома свои, и две дочери его вышли замуж и также удалились в дома свои.

И оставались в доме Иосифа Иуда и Иаков, младший, и Дева, Мать Моя. И Я жил с ними, словно был одним из сыновей их.

Я провел всю Мою жизнь, не совершив ни одного проступка. Я называл Марию Матерью Моей и Иосифа отцом Моим, и я подчинялся всему, что они мне приказывали. И я никогда не ослушивался их, но всегда сообразовался с их волей, как поступают другие люди, рождающиеся на земле. Ни разу Я не разгневал их, не сказал им резкого слова, не ответил с раздражением. Напротив, Я выказывал им великое почтение, любя их, как свет очей Своих.

XII. Потом пришло время кончины благочестивого старца Иосифа, и наступила минута, когда ему надлежало покинуть этот мир, как и другим людям, обреченным возвратиться в землю.

И когда тело его приблизилось к разрушению, ангел Господень возвестил ему, что час кончины его близок. Тогда страх объял его, и дух был охвачен великим смятением. И, встав, он пошел в Иерусалим и, войдя в храм Господень и изливая молитвы перед святилищем <11>, сказал:

И не допусти, чтобы стражи рая запретили мне войти в него.

И, открывая грехи мои, не подвергни меня позору перед страшным судилищем Твоим.

Да не бросятся на меня львы. И волны огненного моря, которые должна перейти всякая душа, да не потопят душу мою ранее чем узрю Божественную силу Твою.

О Боже, судия праведный, тот, кто будет судить смертных судом правым Своим и воздаст каждому по делам его! Пребудь со мною в милосердии Твоем и освети путь мой, дабы я пришел к Тебе, ибо Ты изобильный источник всех благ и слава в вечности. Аминь!

XIV. Потом же, когда Иосиф возвратился к себе в город Назарет, постигла его болезнь, и он лежал в постели. И настало время, когда ему надлежало умереть, ибо таков удел всех людей. Он сильно страдал от этой болезни, она была первой постигшей его со дня его рождения. И так благоугодно было Христу, что он прожил сорок лет до заключения брака. Жена его прожила с ним сорок девять лет, и по истечении их она умерла.

Через год после ее смерти священники поручили Иосифу Мою Мать, блаженную Марию, дабы он хранил Ее до брака.

Пробыв два года в его доме, Она, будучи в возрасте пятнадцати лет, родила Меня на свет посредством тайны, которую ни одна тварь не может ни понять, ни постичь, но только Я, Мой Отец и Дух Святой, единосущные со Мной <14>.

Он начал терять золото яркого блеска, то есть свое понимание в науке <15>. Ему стали противны пища и питье, он утратил свои навыки в плотничьем искусстве.

И в двадцать шестой день месяца Абиб душа старца Иосифа Праведного впала в тревогу, когда он лежал на своей постели. И он отверз уста свои, испуская вздохи, всплеснул руками и воскликнул громко и горестно:

Горе языку и устам моим, ибо они говорили и произносили слова тщеславия, упрека, лжи, неведения, заблуждения, непостоянства и лукавства!

Горе глазам моим, ибо они созерцали соблазн!

Горе ушам моим, ибо они услаждались речами клеветников!

Горе рукам моим, ибо они брали то, что не принадлежало им!

Горе чреву моему и внутренностям моим, ибо они желали пищи, употребление которой запрещено им!

Горе гортани моей, которая подобно огню пожирала все, что находила!

Горе ногам моим, которые часто ходили неугодными Господу путями!

Горе телу и душе моим, непокорным Господу, Творцу своему!

Что делать мне, когда прибуду туда, где должен предстать перед Праведным Судьей, который укорит меня делами, совершенными мною в юности!

Горе всякому человеку, умирающему в грехах своих!

Этот страшный час, настигший уже отца моего Иакова, когда душа его отлетела от тела, вот он, он близок.

XVII. Это были слова, произнесенные Иосифом, праведным старцем. И Я, войдя и приблизясь к нему, нашел его душу весьма смущенной, ибо он был в большой тревоге.

— Приветствую тебя, Иосиф, отец мой, человек праведный. Как твое здоровье?

— Приветствую Тебя много раз, о мой дорогой сын! Страдание и страх смерти уже подступили ко мне, но лишь внял я голосу Твоему, душа моя познала покой.

О Иисус из Назарета, Иисус, утешение мое, Иисус, освободитель души моей, Иисус, заступник мой! Иисус, имя сладчайшее в устах моих и для всех любящих Его.

Око Видящее и Ухо Слышащее, внемли мне, я слуга Твой, я поклоняюсь Тебе во всем смирении и проливаю слезы мои перед Тобой. Ты Бог мой, Ты Господь мой, как ангел возвещал мне неоднократно и особенно в день, когда душа моя омрачалась дурными мыслями из-за чистой и благословенной Марии, которая зачала, и я мыслил отпустить Ее тайно. Когда я размышлял об этом, удивительной тайной явились мне ангелы Господни во сне, говоря: «О Иосиф, сын Давидов, не бойся принять невестой Марию и не сокрушайся о том, что Она имеет во чреве, и не предавай осуждению, ибо Она имеет во чреве Духа Святого и родит сына, которого нарекут Иисусом, и Он искупит от грехов народ Свой».

Не взыщи на мне вины моей, Господи, ибо я не знал тайны рождения Твоего.

Я помню, Господи, как однажды дитя погибло от укуса змеи. Родители его хотели предать Тебя Ироду, говоря, что Ты умертвил его. Но Ты воскресил его из мертвых и вернул им <16>. Тогда, приблизясь к Тебе и взяв Тебя за руку, я сказал: «Берегись, сын мой». Но Ты ответил: «Не отец ли ты Мне по плоти? Я открою тебе, кто Я». И ныне, о мой Господь и мой Бог, не гневайся на меня и не осуди меня за час тот. Я раб Твой и сын рабы твоей. Ты мой Господь, мой Бог и мой Спаситель и воистину Сын Божий».

— О Мой дорогой Сын, этот благочестивый старец Иосиф умрет.

XIX. И Мария, Моя непорочная Мать подошла к ложу, где лежал Иосиф, и Я сидел у ног его, глядя на него.

Печать смерти уже обозначилась на его лице. И блаженный старец, подняв голову, устремил на Меня глаза. Но у него не было силы говорить по причине смертного страдания, овладевшего им, и он испускал тяжкие вздохи. И Я держал [его] руки в продолжение целого часа. И он повернул лицо свое ко Мне, сделав Мне знак не покидать его.

Тогда, положив руку Мою на грудь ему, Я принял его душу уже близ горла, когда она выходила из убежища своего <17>.

XX. Когда Мать Моя, Приснодева, увидела, что Я касаюсь тела Иосифа, Она прикоснулась к ногам его. И, найдя их уже безжизненными и похолодевшими, Она сказала Мне:

— О Мой дорогой Сын, ноги его уже остывают, они холодны, как снег.

Потом, созвав его сыновей и дочерей, Она сказала:

— Идите все, сколько вас есть, и приблизьтесь к вашему отцу, ибо воистину он достоин последнего часа своего.

И Ассия, дочь Иосифа, ответила:

— Горе мне, о братья мои, ибо это та же болезнь, от которой умерла наша дорогая мать.

Она плакала и испускала горестные вопли, и все другие дети Иосифа также проливали слезы. И Я, и Мария, Матерь Моя, Мы плакали с ними.

И я говорю вам, что все святые и все люди, какие родятся на этом свете, будь они праведны или нечестивы, должны непременно вкусить смерти.

XXIII. Итак, Михаил и Гавриил сошли к душе отца Моего Иосифа. И, взяв ее, они обернули ее блестящим саваном. Таким образом он предал дух свой в руки Отца Моего милосердного, и мир был дарован ему, и никто из детей его не знал, что он уснул.

Но ангелы оберегли душу его от стоявших на пути мрачных демонов и славословили Бога, пока не привели его в место обитания праведных.

XXIV. Тело его лежало бледное и неподвижное. И, приблизив руки Мои к глазам его, Я закрыл их.

Я закрыл его уста и сказал Деве Марии:

— О Мать Моя дорогая, где же искусство, которому он посвящал себя все время, пока жил на этом свете? Оно ушло с ним, словно никогда и не существовало.

Когда дети Иосифа услышали, что Я говорю с Моей Матерью, непорочной Девой, они поняли, что он скончался, и, проливая слезы, они горестно рыдали. Я же сказал им:

И, услышав слова сии, они, плача, разорвали одежды свои.

XXV. Некоторые жители города Назарета и люди со всей Галилеи, узнав о горе их, пришли к ним, и они плакали с трех до девяти часов.

И в час девятый они пошли все в покой Иосифов и взяли тело его, помазав драгоценными ароматами.

Я обратился с молитвой к небесному Отцу Моему с молитвой, которую Я написал рукою Своей еще до того, как был во чреве Девы Марии, Моей Матери.

И когда Я закончил и когда сказал «аминь», появилось великое множество ангелов, и Я повелел двоим из них развернуть блистающую ткань и облечь ею тело Иосифа, благословенного старца.

XXVI. И, приблизившись к Иосифу, Я сказал:

— Запах смерти и тления не овладеет тобою, и ни один червь не выйдет из твоего тела. Ни один из твоих членов не будет поврежден, ни один волос не упадет с твоей головы, и не погибнет ни одна часть твоего тела, отец Мой Иосиф, но останется оно целым и нетленным до торжества тысячи лет. И всякого смертного, который позаботится сделать приношение в день твоего поминовения, Я благословлю и водворю его среди праведных.

Почетные жители города собрались затем в месте, где было положено тело святого старца Иосифа. И, принеся с собою полосы материи, хотели обвить его по обычаю, принятому между иудеями. Но они увидели, что саван его так плотно облекал его тело, что когда они хотели его снять, то не могли сдвинуть, и был он тверд, как железо, и не оказалось в нем ни одного шва, по которому можно было найти его край. Это привело их в великое удивление. Наконец, они отнесли его к пещере и открыли дверь, чтобы положить его тело с телами отцов его <21>.

Были люди, жизнь которых продолжалась до девятисот лет <22>, но их больше нет. И как бы долга ни была жизнь некоторых из них, все ушли, и ни один никогда не сказал: «Я не вкусил смерти».

Вы думаете, разве Я не мог бы испросить у Отца Моего, дабы послал Он колесницу огненную, чтобы принять тело отца Моего Иосифа и перенести его в обитель покоя, где ныне пребывает он со святыми? Но этот страх и наказание смерти посланы на весь род людской из-за грехопадения Адама. И по этой причине Я должен умереть во плоти не за дела Мои, но чтобы люди, созданные Мною, обрели милость.

XXIX. Сказав эти слова, Я обнял тело отца Моего Иосифа и оплакивал его. И вот открыли дверь гробницы и положили тело его рядом с телом отца его Иакова <23>.

Сто одиннадцать лет исполнилось ему, когда он отошел; и никогда ни один зуб во рту его не доставил ему беспокойства, и глаза его сохранили всю свою проницательность, стан его не согнулся, и силы его не уменьшились. Но он занимался своим делом плотничьего мастера до последнего дня жизни. И был это двадцать шестой день месяца Абиб.

XXX. Мы, апостолы, выслушав нашего Спасителя, встали, исполненные радости, почтили Его глубоким поклоном и сказали:

— О наш Спаситель, Ты сказал нам великую милость, ибо мы слышали слова жизни. Но мы поражены судьбой Еноха и Илии, ибо они не были подвластны смерти <24>. Они обитают в жилищах праведных до сего дня, и тела их не видели тления. Но этот старец Иосиф, плотник, был Твоим отцом по плоти.

XXXI. Спаситель наш сказал в ответ:

Всякое пророчество, которое изрек Отец Мой о сынах человеческих, должно исполниться во всякой вещи.

И Я говорю вам, о братья Мои, что так нужно было, чтобы Енох и Илия снова пришли в этот мир при конце времени и чтобы утратили жизнь в день ужаса, тревоги, печали и великого смятения. Ибо антихрист умертвит четыре тела и прольет кровь, как воду, из-за презрения и позора, которым они его предадут при жизни, когда откроется нечестивость его.

XXXII. Тогда мы спросили:

— О наш Господь, Бог и Спаситель! Кто же эти четверо, которых, как Ты сказал, погубит антихрист, потому что они восстанут против него?

И Спаситель ответил: это Енох и Илия, Скила и Тавифа <26>.

Ему надлежат слава, честь, почет, владычество и хвала вместе с милосердным Отцом и Духом Святым, животворящим ныне, и во все времена, и во веки веков. Аминь.

КОММЕНТАРИИ

2. В данном случае апокриф следует библейской традиции, наделявшей праведных патриархов долголетием.

4. В коптском тексте: «На верных чашах и правильным весом измерит Отец Мой долг ваш. И еще о каждом слове праздном, которое скажете вы, будете судимы. Ибо нет возможности избегнуть смерти, так же, как никто не избавит своих добрых или злых дел» (т. е. наказания или вознаграждения за эти дела).

5. Имена братьев Иисуса названы в Новом завете: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк 6:3; Мф 13:55); сестры упомянуты, но без имен.

6. Обручение Марии в «Книге Иосифа Плотника» описано иначе, чем в Протоевангелии Иакова: там из его посоха вылетает голубка, и этот знак Божий определяет выбор суженого Марии.

7. В основе этой фразы лежит идея предвечного существования Христа, который Сам вошел в Марию и через Нее обрел человеческую плоть. В коптском тексте сказано: «Я пришел по благоволению Моему, и волею Отца Моего, и силою Духа Святого». В арабском тексте действует воля одного Христа: «. Я воплотился по воле Моей, и Я вошел в Нее. «.

9. Здесь использован вариант «Протоевангелия Иакова» о рождении Иисуса в пещере; ясли, как слишком реалистическая деталь, не упоминаются вообще.

11. Речь идет о Иерусалимском храме.

12. Т. е. архангела Михаила.

13. В этой молитвенной фразе отразились проникшие и в христианство древневосточные верования о существовании у каждого человека личного бога-хранителя; древние римляне также верили в личного духа-гения.

14. Здесь приведена формула, принятая ортодоксальным христианством, о единосущности трех лиц Троицы и триединстве Бога.

16. Эпизод с исцелением от укуса змеи содержится в «Евангелии детства».

17. Здесь также проявились очень древние представления о душе, которая выходит вместе с дыханием.

19. По иудейскому преданию, перешедшему также в ислам, книга, в которой записаны грехи людей, будет предъявлена в Судный день, и по ней будет справляться архангел Михаил.

20. Имеется в виду Страшный суд.

21. По древнееврейскому обычаю умерших хоронили в гробницах, высеченных в скале.

22. Имеются в виду ветхозаветные патриархи.

23. Иосиф назван сыном Иакова в родословии Иисуса, приведенном в Евангелии от Матфея (1:16); в Евангелии от Луки его отцом назван Илия (3:23).

25. Эти слова свидетельствуют о начавшемся формировании культа святых, которого не было у первых христиан.

(Русский перевод печатается по изданию: Апокрифические сказания о Христе. Вып. III, Книга Иосифа Плотинка. Спб., 1914.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *