24 сентября 1782 года считается днем рождения русской комедии какой спектакль состоялся в этот день
24 сентября 1782 года считается днем рождения русской комедии какой спектакль состоялся в этот день
Библиотека Имени-Н-Перовского запись закреплена
24 сентября 1782 года считается днём рождения русской комедии.
В Петербурге, на сцене частного театра Книппера на Царицыном лугу, состоялась премьера пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль».
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Цензура воспретила постановку в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И.А. Дмитриевским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии.
Успех был необыкновенный. Появилась даже легенда, что после премьеры к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Как отмечал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
Впервые исполнена комедия Дениса Фонвизина «Недоросль»
В Петербурге, в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества Екатерины II по письменному дозволению от правительства» (24 сентября) 5 октября 1782 года была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина.
Бенефициант выступил в резонерской роли полковника Стародума, вошедшей в число его коронных работ. А автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный. ».
Эта пьеса является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой 18 века на русской сцене, а также и последующих веков.
Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике – осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан – «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья – «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»).
Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы.
5 октября в истории. “Недоросль”
В этот день 5 октября 1938 года по обвинению в отравлении Горького арестован ведущий русский доктор Дмитрий Плетнев.
5 октября 1952 года на XIX съезде ВКП (б) переименована в КПСС.
В этот день в 1991 году СССР подписал первое соглашение о сотрудничестве с Международным валютным фондом.
5 октября 1782 года в Петербурге была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина. Это произведение – осуждение традиционного дворянского воспитания и злонравие дикости провинциального дворянства.
Премьера прошла в деревянном театре купца Карла Книпера на Царицыном лугу по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля Ивана Дмитриевского. Спектакль состоялся «по письменному дозволению правительства». Фонвизин сам принимал участие в разучивании актерами ролей, входил во все детали постановки. Дмитриевский выступил в роли полковника Стародума, вошедший в число его лучших работ. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Театре на Царицыном лугу писал неизвестный автор «Драматического словаря»:
«Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
Автор же пьесы с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный…». И, несмотря на то, что публика с восторгом приняла постановку, вскоре после премьеры театр, на сцене которого впервые был поставлен «Недоросль», закрыли и расформировали, автор впал в немилость.
Фонвизин работал над пьесой около трех лет и закончил ее в 1781 году. Драматург не оставил свидетельств о создании «Недоросли». Единственный рассказ, посвященный созданию комедии, был записан много позже первым биографом Фонвизина Петром Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина.
«Пересказываю со слов самого автора, что, приступая к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слово «зацепы», подслушанное им на поле битвы».
В начале 1782 года Фонвизин читал комедию друзьям и знакомым. В «Недоросли», как писал Вяземский:
«Автор уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблений и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Присутствовавшие на читке по достоинству оценили комедию и сулили ей большое будущее на сцене, но у цензоров было другое мнение и произведение имело все шансы не дойти до широкой публики. Комедию запретили к постановке в Петербурге, она стала готовиться для показа в Москве, но в мае 1782 года цензоры приостановили репетиции. И лишь благодаря другу и покровителю Фонвизина графу Никите Панину, наставнику великого князя Павла Петровича, через наследника престола, будущего Павла I, с большим трудом все же удалось добиться постановки «Недоросли».
После Петербурга в 1783 году пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Было множество любительских постановок. Спектакль разобрали на цитаты.
«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы…», – писал Гоголь.
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры», – констатировал Белинский.
Этой пьесе суждено было стать самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой на русской сцене в XVIII веке и даже позже. Но «Недоросль», по сути, закрыл Фонвизину все возможности для дальнейшей работы. Отношение императрицы и правящих кругов к Фонвизину резко изменилось: до конца своей жизни автор «Недоросля» ощущал себя опальным, гонимым писателем. Его не печатали. Такова оказалась цена успеха пьесы для ее автора.
Недоросль (пьеса)
Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Содержание
История создания
Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.
Действующие лица
Постановки
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам «Недоросля».
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
Спектакль «Недоросль». Боялась ли Екатерина II Фонвизина?
Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева представил зрителям комедию (1744−1792) «Недоросль». Премьера спектакля состоялась 26 и 28 июля 2015 года.
Боялась ли Екатерина II Фонвизина? Или все-таки прислушивалась? Над этим вопросом билось много исторических лбов. Сегодня только радуют такие вопросы — «слышит ли царь умную голову», «прислушивается ли к передовым идеям», «понимает ли, что за каждым его действием стоят судьбы миллионов». И в других вопросах комедии Дениса Ивановича Фонвизина актуальны, злободневны и своевременны, потому что никогда не будут обесценены человечность, благонравие, честь и совесть.
Кстати, Екатерина II, правитель сложный, но думающий, все-таки позволила поставить «Недоросль». Премьера спектакля состоялась 24 сентября 1782 года на сцене Вольного Российского театра в Санкт-Петербурге. На следующее утро после премьеры театр приказано было разобрать, а пьесу предать забвению. Помост разобрали, а пьеса вошла в историю и продолжает победоносный поход в 21 веке. Потому что написана умнейшим человеком своего столетия, наполнена истиной и обладает иммунитетом от цензуры.
Уходящим июлем в музыкально-театральной Москве состоялась премьера. Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева представил зрителям комедию «Недоросль». Премьера приурочена к двум крупным датам: 3 апреля исполнилось 270 лет со дня рождения основателя жанра бытовой комедии Дениса Иванович Фонвизина, а 7 августа Александр Борисович Журбин отметит свое 70-летие. Поздравляем композитора и себя с тем, что крайне занятый и востребованный сегодня музыкант успел завершить работу над спектаклем до своего юбилея. Потому что скоро будет очень занят приемом сердечных поздравлений от родных, коллег, поклонников со всего мира.
Спектакль создан в жанре оперетты-водевиля. По замыслу Геннадия Чихачева он «должен пробудить противоречивые чувства, потому что за острым юмором и водевильным задором скрываются глубокие размышления о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… И о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет».
Музыкально-сценическая составляющая спектакля не вызывает сомнений. Как режиссер сумел на маленькой площади разместить полные декорации, создать динамику — известно одному Апполону. Или Дионису. В спектакле задействовано около 30 актеров, исполняющих сольные и хоровые партии. Если бы у слова «живая» была превосходная степень, то здесь она пришлась бы в самый раз — музыка в спектакле суперживая. Сопровождает спектакль симфонический оркестр из 40 человек. Музыканты показываются лишь в финале. Симфонический поклон, оформленный по всем академическим струнно-духовым канонам, впечатляет.
Спектакль еще новорожденный. Кажется, что авторская хореографическая пластика актеров порой сковывает. Особенно сдержанным выглядел Милон (Константин Скрипалев), облаченный к тому же в екатерининский тесный мундир. Милон страдает, делаясь в буквальном смысле вкопанным. Покорно ожидает своей участи. Без сомнения, по мере обкатки спектакля яркий темперамент актера придет в соответствие со сценографией и роль оживет. Это — в плане позитивной критики.
Митрофан оказался именно таким, каким представлялся (Вадим Поповичев). Его наивный, инфантильный задор задает водевилю ритм, напоминая о том, как бесконечно мы любим своих детей. Вадим изобразил инфанта с такой чуткостью, что его герой вызывает симпатию. Особенно, когда торчит из скворечника.
Простакова (Ирина Химина) одержима, слепа и глупа. Ей простилось бы многое, но только не жестокость. За нее она и пострадала. Убедительная, первоклассная работа актрисы.
В спектакль введена Екатерина II (Анна Альт). Она надменна, высокомерна и далека от жизни простых людей. Анне прекрасно удался образ царственной особы. Но даже императрица согласилась с помощником Правдиным (Олег Зимин) в том, что с Державиным нужно считаться. Императрица в красно-золотом облачении контрастирует с пеньково-мешковатой челядью, напоминая о вечной российской иерархии.
Костюмы театра Чихачева в каждом спектакле заслуживают особенного внимания. В «Недоросле» они шедевральны. Костюмы, созданные Еленой Бочковой — символичны, функциональны, комедийны. И в то же время строго сверены с исторической эпохой, национальными, сословными, комедийно-водевильными традициями. Браво!
Костюмы завершают образы героев. Чистоту и юность Софьи (Жанна Андреева) — воздушной органзой. Добропорядочность и благородство Стародума (Станислав Якубовский) — блестящим жаккардом. На примере этой актерской работы понимаешь, как важно в жизни спокойствие и рассудительность. Тонкая, интеллектуальная работа актера, здорово. Валеный войлок подчеркивает местечковость Простакова (Владимир Кургин). Золото парчи демонстрирует царедворную мудрость Правдина. Стегано-ватниковый стиль указывает на простоту и невежество брата Простаковой — Скотинина, и крестьянской челяди, выполняющей поручения помещицы «через пень колоду».
И, конечно, интонации. Под светлый голос Софьи невольно думается, что все люди рождены, как эта девочка, чистыми и добрыми. Наверное, в душе они такие и есть. Скотинин — суетливый невежа. Екатерина — самоуверенна и холодна. Милон — взволнован и трогателен. На просмотре спектакля понимается, сколько смысла можно передать только интонацией. Понять человека можно с полуслова, с одной буквы, интонационно окрашенной. В интонации заложен успех понимания человека даже без слов. По интонации можно понять человека, говорящего на незнакомом языке. Слова могут обмануть, а интонация нет. Актеры театра виртуозно владеют эмоциональным выразительным приемом.
Отдельное слово нужно сказать о роли Еремеевны в исполнении Натальи Замниборщ. Если в каждом городе есть своя реликвия, то ее голос, несомненно, является визитной карточкой театра. Сильный, наполненный звоном колокольчиков, и в то же время удивительно теплый и женственный, голос актрисы украшает спектакли и позволяет театру поддерживать высокую профессиональную планку. На фоне сегодняшнего околомузыкального бизнеса театр демонстрирует истинную музыкальную, актерскую, вокальную и репертуарную культуру.
И о «Недоросле». Перед премьерой Геннадий Чихачев сказал, что спектакль готовился на редкость долго — около трех лет. Разные на то есть причины, но сегодня он своевременен и многозначителен. Хотя в театр сегодня мы приходим не за нравоучениями. Бог бы с ними, с нравовтираниями, сколько можно нас учить. Ходим мы в театр за глотком свежего воздуха. Когда получаем его в виде водевиля, да еще на мотивы великого Фанвизина, становится особенно приятно и за себя, и за великий свой народ, и за свои исторические корни. Которые мы никогда не попрекали. История России видела многое и ценила хрупкий мир. Лишь бы только в ней не гибли люди. Вот какие впечатления оставил легкий по жанру и глубокий по содержанию классический российский водевиль.
И еще. Иногда решиться посетить театр Чихачева сложно. Хочется, но не идется только по одной причине. Уходишь со спектаклей театра на высоком эмоциональном подъеме, похожем на счастье. Не личное какое-нибудь, меркантильное и сиюминутное, а глобальное, свободное, очищающее. Редко когда в театре сейчас «Браво» кричишь, а здесь — кричишь. Редко когда головой киваешь в такт музыке, а здесь — киваешь. Редко когда душа разворачивается от настоящей искренности, а здесь — разворачивается.
С таким душевным подъемом уходишь из музыкального театра всегда и носишь его несколько дней, позитивно заряженный. Помнишь подъем этот потом долго и радуешься, что душа еще умеет так чувствовать. Жива еще, похоже, душа. А в другой раз, когда к Чихачеву не соберешься, сетуешь на то, что сил не хватит на высокий эмоциональный подъем по причине усталости или рациональной экономии душевных сил. Потому что точно знаешь, что в театре придется эмоционально потратиться.
А когда все-таки опасения и усталость преодолеешь и соберешься, то никогда не пожалеешь, что в театр Чихачева сходил. Откуда-то силы появляются, даже заполняя душевные резервы на будущее. Про запас, как говорится. Душа мобилизуется и чуть приподнимается над буднями. Заряженная душа радуется, снова воспринимает красивое и не цепляется за неприятности. И в благодарность за пережитое на спектакле, напевает она тихонечко: «Все будет хорошо. Все будет о-чень хо-ро-шо».