1915 год в истории армении
Как Российская империя спасла 350 тысяч армян от геноцида
24 апреля 1915 года начались массовые аресты и депортация стамбульских армян. Российская империя сумела приютить и спасти от верной гибели несколько сотен тысяч беженцев
Активная фаза геноцида армян 1915 года в Турции проходила на фоне непростых отношений приближённых Николая Второго с представителями Армянской Апостольской Православной Церкви. В те тяжёлые для России времена окружение императора делало всё возможное не только для того, чтобы лишить его союзников в самой стране, но и за её пределами. Однако, несмотря на попытки настроить армянское население Турции против царского правительства, там никто не согласился воевать против русской армии. Так же как и Николай Второй, вопреки советам министров, оказал помощь беженцам из Западной Армении.
Первая помощь
Геноцид начался за 20 лет до всем известных событий апреля 1915 года, когда при поддержке Англии и Германии турецкий султан Абдул Гамид II вооружил курдские кочевые племена и разрешил им безнаказанно грабить и убивать армянское и греческое население Османской империи.
Грекам «повезло чуть больше»: они традиционно компактно жили в городах и находились под определённой защитой местных чиновников, с которыми часто имели общие деловые связи. Впрочем, даже материальная заинтересованность не мешала туркам устраивать кровавые погромы в крупных городах и вешать на воротах не только простых греческих священников, но и константинопольских патриархов. Тем не менее, в отличие от греческого, армянское население, по преимуществу сельское, жило на территории исторической Западной Армении – области между Чёрным и Средиземным морями. И единственной защитой от курдских банд и турецких карательных отрядов «гамидие» (названных по имени их создателя Абдул-Гамида) были собственные ружья и вилы.
Турецкий султан Абдул-Гамид II. Фото: www.globallookpress.com
В 1896 году, когда известие о начавшейся резне дошло из Константинополя до Санкт-Петербурга, многие представители русского дворянства, духовенства и купечества стали создавать фонды или комитеты помощи армянам.
Одним из самых активных участников сборов был протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, которого позднее прославит Русская Зарубежная Церковь. Он много раз публиковал в крупнейших газетах призывы помощи православным народам, которых османские власти пытаются уничтожить полностью. Но бежать из Османской империи удавалось не многим, так как сухопутная граница была перекрыта в связи с перманентной войной между Россией и Турцией. Поэтому многие армяне переезжали на Ближний Восток, в Египет или Европу. Оттуда они помогали переправлять в Западную Армению помощь от соотечественников из разных стран, а также помощь из России.
1915 год
Чтобы усилить позиции на Западном фронте, русское военное командование перебросило основные силы Кавказской армии в Европу. В Закавказье осталось лишь 100 пехотных батальонов, 96 казачьих сотен и 6 армянских дружин с 300 пушками. Тем не менее эта небольшая группировка до прихода на Кавказ Второго Туркестанского корпуса под командованием генерала Юденича сумела сдержать натиск османской армии.
Весь 1914 год правительство младотурок, свергнувших за шесть лет до войны султана Абдул-Гамида и провозгласивших республику, пыталось рекрутировать солдат из армянского мужского населения. Но когда армянские мужчины отказались воевать против России, им предложили на несколько недель отлучиться из домов на «трудовой фронт». Мнение армянского населения особо никто не спрашивал – утром 24 апреля революционные отряды младотурок совершили рейды по армянским домам, вывели за город всё взрослое мужское население для «отправки на работы», расстреляли на месте и приступили к расправе над женщинами, детьми и стариками. По сложившейся у революционеров традиции счёт жертвам вёлся по количеству отрубленных голов, которые обозами отправлялись в Константинополь. Та же участь постигла и 100 тысяч русских, живших в окрестностях Трапезунда. О присутствии русских в этом городе до сих пор свидетельствуют перестроенные под мечети церкви.
Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны». Фото: www.globallookpress.com
На тот момент русские войска были не в силах предотвратить трагедию. Простые солдаты как могли помогали беженцам, а по личному приказу Николая Второго была приоткрыта русско-турецкая граница. Один из свидетелей происходившего Г. Тер-Маркариан писал:
Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта, и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю. Сохранились рассказы очевидцев о душераздирающих разыгравшихся при этом сценах, о незабываемых проявлениях безмерной радости и слезах благодарности со стороны страдальцев, падавших на русскую землю и неистово её целовавших, о русских солдатах-бородачах, стыдливо прятавших увлажнённые слезой глаза и кормивших из своих котелков изголодавшихся армянских детей, о матерях, целовавших сапоги русских казаков, бравших в седло по одному, по два армянских ребенка и спешно увозивших их подальше от этого ада.
Очевидцы рассказывали, что у самой границы, под открытым небом русская армия расставила столы, за которыми регистрировали каждого беженца и выдавали по рублю на каждого члена семьи. Также им вручали специальный документ, разрешавший беспрепятственно переезжать в любой конец Российской империи, бесплатно пользуясь всеми видами транспорта. Благодаря заботе военных, врачей и сестёр милосердия было спасено более 350 тысяч армян из Турции.
Некоторые отряды казаков вместе с армянскими батальонами делали вылазки на территорию Турции и отбивали группы бежавших от резни женщин и детей от курдских банд.
После революции
В начале 20-го века всем казалось, что Николай Второй войдёт в память армянского народа как правитель, который под влиянием своего окружения конфисковал всё имущество Армянской Церкви вплоть до школьных парт, а затем, одумавшись, отменил свой же приказ. Первые дни трагедии 1915 года показали, что в критической ситуации император может проявить себя как настоящий христианин.
Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню,
– было сказано в декларации.
Опыт турецких единомышленников был перенят российскими революционерами буквально через два-три года. Зверства большевиков во многом повторяют то, что младотурки творили в Западной Армении.
Сегодня геноцид армян признало 31 государство. И автономные территориальные образования некоторых стран: 49 из 50 штатов США, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, канадский Квебек, Новый Южный Уэльс и Южная Австралия.
Как известно, истоки армянского национал-экстремизма зародились в Османской империи, в которой, начиная с эпохи средневековья, проживала бóльшая часть разбросанных по всему миру армян. После падения в 1375 г. армянского царства в Киликии они попали в зависимость от Османского государства. Большинство армянских и ангажированных ими авторов рисуют довольно мрачную картину почти 600-летнего пребывания армян под османской властью. Упорно доказывается, что правящие круги проводили политику дискриминации и угнетения, создавая препятствия для их экономической деятельности и культурного развития, применяли в отношении армян насильственную политику ассимиляции, гонений и т. д. Логическим итогом всех этих обвинений в адрес османского правительства является миф о «геноциде армян 1915 г.», который якобы стал наглядной демонстрацией всей многовековой антиармянской политики.
То, что подобные утверждения безосновательны и служат больше политическим целям, доказывается многочисленными фактами, рисующими совершенно иную картину жизни армян в Османской империи. Согласно исследованиям американского политолога Г. Леви, армяне, живущие в Османской империи, не подвергались систематическому угнетению. При системе «миллетов» («наций»), установленной султаном Мехметом II, армяне пользовались правами религиозной, культурной и социальной автономии, извлекая из этого значительную выгоду. Образование, быт, семейное право (включая женитьбу, развод и порядок наследования) и многие другие сферы, обычно входящие в прерогативу правительства, находились в ведении «миллетов». Армяне управляли самостоятельно своими школами, судами, бытом и т. д.
«Историческая призма»: 1915 год. «Геноцид», которого не было
Таким образом, армяне занимали прочные позиции не только в экономике Османской империи, но и имели доступ к ряду высших должностей.
Однако ослабление Османской империи в XIX в. побудило радикально настроенные слои армянства начать борьбу за предоставление им автономии в Восточной Анатолии. На этом фоне также активизировалась деятельность европейских держав и России, усмотревших в начавшемся армянском сепаратистском движении удобный повод для вмешательства во внутренние дела турков, оказания давления на султанское правительство с целью добиться определенных экономических, политических и территориальных уступок. С конца XIX в. армянские экстремистские организации стали поднимать антиправительственные мятежи, сопровождавшиеся кровавыми акциями против мирного мусульманского населения, а также террором против османских чиновников. Эти методы служили для армян главным средством в деле создания государственного образования в Восточной Анатолии. Однако проблема заключалась в том, что армяне составляли меньшинство на тех территориях, на которые претендовали, следовательно, их успех мог зависеть только от иностранного военного вмешательства и последующего навязывания большинству, т.е. мусульманскому населению власти меньшинства. Удобный момент настал после начала в 1914 г. Первой мировой войны.
Накануне войны партией «Дашнакцутюн» было принято решение, что в случае войны между Россией и Турцией дашнаки останутся верными своему гражданскому долгу и поддержат турецкое правительство. При этом было оговорено, что «они не берут на себя ответственности за действия российских армян». Однако после вступления Турции в войну дашнаки нарушили свое обещание. Было обнародовано обращение к добровольцам, желающим воевать с турками на Кавказе, выражена поддержка созданию военных отрядов для оказания помощи русской армии, воевавшей с османами на Кавказском фронте. Кроме того, армянская молодежь в массовом порядке дезертировала из рядов турецкой армии, чтобы затем влиться в отряды добровольцев. Было создано шесть армянских дружин с общей численностью около 6 тысяч человек.
B феврале 1915 г. армянское население по всей Восточной Анатолии подняло мятеж. Один из крупных вооруженных мятежей армян произошел на исходе апреля 1915 г. в районе Вана. В телеграмме губернатора Вана от 24 апреля отмечалось: «В регионе собралось 4000 мятежников. Мятежники отрезают дороги, нападают на близлежащие деревни и подчиняют их. В настоящее время множество женщин и детей осталось без очага и дома. «
Именно в этих условиях 24 апреля 1915 г. министр внутренних дел Талят паша объявил по циркуляру приказ о немедленном закрытии в Стамбуле и других больших городах центров армянских комитетов, аресте их руководителей и захвате всех вражеских документов. Сегодня армянские националисты пытаются представить это решение как начало политики «геноцида» против армян.
«Историческая призма»: 1915-й. Как армяне предавали Турцию
Анализируя письмо Энвер паши, можно сделать следующие выводы: необходимость переместить армянское население была вызвана вооруженными мятежами; Энвер паша во время написания письма еще не принял решения о том, как поступить с бунтующими армянами, предложив альтернативу: «выселить» армян либо вперед к линии фронта, либо в тыл; меры, предлагаемые Энвером пашой, касались только лишь восставшего армянского населения восточной Анатолии.
С другой стороны, если обратиться к содержанию постановления Совета министров от 30 мая 1915 года о переселении армян, то в нем подробно указаны сроки, способы и методы осуществления операции. В решении правительства определялись правила, легшие в основу намеченной акции. Перемещение должно было осуществляться мирно, с обеспечением защиты жизни и имущества переселенцев. Содержание переселенцев до их размещения на новых местах проживания предполагалось осуществлять за счет специально создаваемого переселенческого фонда. Все движимое имущество переселенцев полагалось доставить к местам размещения. Стоимость оставляемой недвижимости после ее оценки должна была быть возмещена. Оставшиеся на местах сады, лавки, фабрики, складские помещения и другие доходные предприятия должны были быть распроданы или сданы в аренду, а вырученные средства положены на счета владельцев. Все указанные вопросы полагалось решать специальным комиссиям, правомочия которых определялись готовящейся инструкцией. Если бы османское правительство имело бы в своих планах подвергнуть истреблению армян, то можно было бы сделать это на месте, не выселяя их на сотни километров вглубь страны, не тратя на это огромные финансовые средства, не отвлекая от военных действий значительную часть армии, которая обязана была обеспечить безопасность переселенцев. Все это вновь подтверждает ту мысль, что решение о депортации армянского населения было принято в создавшихся конкретных чрезвычайных условиях и трудно усмотреть какой-либо даже намек на «геноцид».
«Историческая призма»: 1915 год. История грандиозного армянского предательства
В докладе министерства внутренних дел правительству Османской империи от 7 декабря 1916 г. сообщалось, что за период 1915-1916 годов было перемещено 702900 человек. Таким образом, переселению подверглась лишь половина армянского населения Османской империи, т.е. та часть, которая находилась в зоне боевых действий и потенциально служила социальной базой для создания вооруженных формирований, проведения диверсионных акций в тылу османской армии.
Как верно отмечает армянский автор Папазян, армяне оказались творцами своего собственного несчастья. Поддавшись на преступно утопическую пропаганду, они взбунтовались, и турецкое правительство, которое в апреле 1915 г. вело войну на двух фронтах одновременно, не могло более терпеть в тылу Восточного фронта присутствия враждебного населения, а точнее, откровенно бунтующего. Необходимо было на это среагировать. Поэтому, намерения, которые руководили решениями, принятыми османским правительством, являются, таким образом, вполне законными, а легенда о пресловутом секретном плане по уничтожению армян якобы для того, чтобы занять их место, столь же безосновательна, сколь и примитивна.
«Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах»: 105 лет памяти жертв геноцида армян
24 апреля 1915 года начались аресты и депортация христианского армянского населения Османской империи, приведшие к одному из самых страшных геноцидов в истории человечества.
Сегодняшний день – один из самых трагических в христианской истории. Именно 24 апреля 1915 года, ровно 105 лет назад, в Константинополе, который в то время ещё официально не сменил своё древнее ромейское (византийское) имя на турецкое «Стамбул», а христиане ещё составляли до половины населения города, начались аресты и депортация армян.
Гонения были спровоцированы по надуманному поводу: армянскую элиту Османской империи, столетиями лояльную к мусульманским властям, обвинили в сотрудничестве с Русской императорской армией, накануне, в январе 1915-го, одержавшей крупную победу над турецкими войсками в сражение при Сарыкамыше, одной из ключевых битв начала Первой мировой войны. Пройдёт несколько недель, и депортации превратятся в прежде небывалый в человеческой истории этнический геноцид, унёсший около 1,5 миллионов армян (при общей численности армянского населения Османской империи в 2,5 миллиона).
В те страшные месяцы даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, учинёнными во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты.
Но в чём причина таких чудовищных зверств? И почему на протяжении нескольких столетий турецкого владычества на территории Османской империи не было ничего подобного? Предлагаю разобраться.
Либеральный нацизм османских младотурков
Турецкие историки, пытающиеся оправдать случившееся, приводят довод: в декабре 1914 – январе 1915 годов с российской стороны в Сарыкамышской операции участвовал Добровольческий армянский корпус. Да, с этим не поспоришь, как не поспоришь и с тем, что Исмаил Энвер-паша, военный министр Османской империи, сначала поблагодарил турецких армян за лояльность во время Сарыкамышского сражения, сообщив в письме армянскому архиепископу, что обязан жизнью офицеру-армянину, вынесшему его с поля боя. Но спустя считанные месяцы тот же Энвер-паша стал ключевым организатором геноцида армян.
Разумеется, подлинной причиной геноцида были не пророссийские настроения христианского населения (армян, понтийских греков и ассирийцев, против которых также был развёрнут геноцид, хотя и менее масштабный). Причина была геополитической. Дело в том, что после Младотурецкой революции 1908 года ключевые посты в прежде вполне веротерпимой к христианскому населению Османской империи заняли так называемые младотурки, прозападно настроенные либеральные националисты, одной из идей которых было объединение тюркоязычного населения российского Кавказа, Крыма, Поволжья и Туркестана, а также Ирана в «Великий Туран». Однако «живым препятствием» на пути к реализации этого чудовищного проекта был. армянский народ.
По сути, именно младотурки стали подлинными могильщиками Османской империи, в итоге превратившейся в секулярную Турцию. Геноцид армян и греков и попытки насильственной тюркизации полиэтнической империи привели её к краху. При этом было бы неверным говорить о том, что геноцид был спровоцирован мусульманами. Так, по свидетельству тех лет, организаторы геноцида, младотурки «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности были атеистами». И неслучайно, уже после Первой мировой войны, младотурки активно сотрудничали с захватившими власть в России большевиками.
Жертвы геноцида. Фото: shutterstock.com
Но ещё больше младотурки напоминали гитлеровских нацистов. Подобно тому, как последние готовили «окончательное решение» еврейского вопроса, турецкие национал-либералы пытались обосновать геноцид «расовой неполноценностью» армян. Особенно в этом отличился губернатор провинции Диярбекир Мехмет Решид. Уроженец российского Северного Кавказа, он ненавидел Россию и христиан лютой ненавистью и считал христиан главным источником всех проблем Османской империи. Будучи по профессии врачом, он так говорил о том, зачем организовал в своей провинции геноцид армян, греков и ассирийцев:
Антихристианский геноцид
Отрицая мусульманский характер геноцида, нельзя не признать то, что религиозный контекст он всё-таки имел. Подобно советским богоборческим гонениям, он был антихристианским. Многие армяне, в том числе женщины и дети, погибали с Именем Христа на устах. Так, представитель московской общины Армянской Апостольской Церкви, церковнослужитель Армянского храмового комплекса – резиденции Патриаршего экзарха, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян в интервью телеканалу «Царьград» рассказал:
Пять лет назад, в 2015 году к 100-летию трагедии, Синод Армянской Апостольской Церкви причислил к лику святых полтора миллиона жертв геноцида как мучеников без указания имён. По словам Вартана Погосяна, предстоит большая исследовательская работа по индивидуальной канонизации ряда церковных деятелей того времени. В Первопрестольном Эчмиадзине в связи с канонизацией составлен специальный чин богослужения, прославляющий память мучеников, и была написана икона.
Храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви в Москве. Фото: ViktorSarafinchan / shutterstock.com
А уже сегодня, 24 апреля 2020 года, в память о событиях 105-летней давности во всех армянских храмах мира будут три минуты звонить колокола. А в Москве, по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Езраса Нерсисяна, будет совершена божественная литургия. За закрытыми дверями, поскольку пандемия коронавируса внесла свои изменения и в этот трагический памятный день.
Русская Православная Церковь в силу ряда разногласий историко-богословского характера не имеет единства с Армянской Апостольской Церковью, однако поддерживает с ней многовековые дружественные отношения. И сейчас, когда наши народы находятся перед лицом многих вызовов, среди которых сегодняшняя коронавирусная пандемия – далеко не самый страшный, нам стоит почаще вспоминать о наших общих христианских корнях и ценностях. И молить милосердного Господа о том, чтобы трагедии XX века больше не повторились.
Геноцид армян в Османской империи
В справке «Кавказского узла» рассказывается об истории вопроса, приведены данные о численности жертв, подробно изложены этапы признания и некоторые факты отрицания геноцида армян мировым сообществом.
Признание президентом США
Премьер-министр Армении Никол Пашинян направил Джо Байдену письмо, в котором назвал его заявление «шагом на пути к истине, исторической справедливости, а также неоценимой поддержкой наследников жертв геноцида армян». «Для Республики Армения признание геноцида армян является как вопросом истины и исторической справедливости, так и вопросом безопасности, в особенности в свете произошедших в 2020 году в нашем регионе событий».
Понятие геноцида и периодизация
В исследовательской литературе принята следующая периодизация геноцида армян:
Русско-турецкая война, Берлинский трактат и армянские погромы 1894–1896 гг.
После завершения Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, в массовом порядке стали переселяться изгнанные с Кавказа и из Балканских стран мусульмане, в частности, черкесы и курды. Изгнанные христианами со своих земель беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Религиозная нетерпимость дополнялась острыми социально-экономическими конфликтами: неустроенность беженцев, конфликты из-за сельскохозяйственных ресурсов. Все это в совокупности порождало конфликты, а представители турецких властей на местах не только не защищали армян от нападений курдов и черкесов, но и зачастую сами же стояли за набегами на армянские деревни.
Массовые убийства в 1894—1896 гг. состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.
В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. Одновременно османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В начале 1894 года произошло восстание армян Сасуна. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано, по разным оценкам, от 3 до 10 и более тысяч армян.
Пик армянских погромов пришелся на период после 18 сентября 1895 года, когда в Баб Али, районе турецкой столицы Стамбула, где была расположена резиденция султана, прошла демонстрация протеста. В последовавших за разгоном демонстрации погромах погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.
В период 1894–1896 гг. в Османской империи было уничтожено, по разным данным, от 50 до 300 тысяч армян.
Установление младотурецкого режима и армянские погромы в Киликии
С целью установления в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров и правительственных чиновников была создана тайная организация, ставшая впоследствии основой партии «Иттихад ве теракки» (Единение и прогресс), также именуемая «младотурками». В конце июня 1908 года офицеры-младотурки подняли мятеж, который скоро перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Через месяц султан был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить Конституцию, амнистировать главарей восстания и во многих вопросах следовать их указаниям.
Восстановление Конституции и новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над христианами, в частности, армянами. На первом этапе армяне поддержали младотурок, их лозунги о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения. В армянонаселенных регионах проходили празднования по случаю установления нового порядка, порой довольно бурные, что вызывало дополнительную агрессию у лишившегося привилегированного положения мусульманского населения.
С 1909 года младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов.
Первая мировая война и геноцид армян
По некоторым данным, геноцид армян готовился до войны. В феврале 1914 года (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево) иттихадисты призвали бойкотировать армянские предприятия, а один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота.
4 августа 1914 года было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом «сбора средств для армии» грабежах имущества армян. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах. Большинство призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны.
В начале декабря 1914 года турки начали наступление на Кавказском фронте, но в январе 1915 года, потерпев сокрушительное поражение в сражении под Сарыкамышем, были вынуждены отступить. Победе российской армии в значительной степени помогли действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к распространению мнения о предательстве армян в целом. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни.
В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Один из руководителей партии младотурок доктор Назим-бей произнес в его ходе следующую речь: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле, и забылось само это имя. Сейчас идёт война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан». Назим-бея поддержали другие участники совещания. Был составлен план поголовного истребления армян.
Генри Моргентау (1856-1946 гг.), посол США в Османской империи (1913-1916 гг.), позднее написал книгу о геноциде армян: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации».
Позиция турецкой стороны состоит в том, что имел место армянский мятеж: во время первой мировой войны армяне встали на сторону России, записывались добровольцами в российскую армию, формировали армянские добровольческие дружины, которые воевали на Кавказской фронте вместе с русскими войсками.
Весной 1915 года полным ходом шло разоружение армян. В Алашкертской долине отряды турецких, курдских и черкесских иррегулярных войск вырезали армянские деревни, недалеко от Смирны (Измир) были перебиты призванные в армию греки, началась депортация армянского населения Зейтуна.
Депортированных армян Трапезундского и Эрзрумского вилайетов погнали по долине Ефрата до ущелья Кемах. 8, 9, 10 июня 1915 года в ущелье беззащитные люди подверглись нападению турецких солдат и курдов. После ограбления почти все армяне были вырезаны, лишь немногие сумели спастись. На четвертый день был выслан «благородный» отряд, официально – чтобы «наказать» курдов. Этот отряд добил тех, кто остался в живых.
Осенью 1915 года по дорогам страны передвигались колонны изможденных и оборванных женщин и детей. Колонны депортированных стекались в Алеппо, откуда немногих выживших отправляли в пустыни Сирии, где большинство из них погибали.
Официальные власти Османской империи предпринимали попытки скрыть масштаб и конечную цель акции, но консулы иностранных государств и миссионеры посылали сообщения о происходящих в Турции зверствах. Это вынудило младотурок действовать осторожнее. В августе 1915 года, по совету немцев, турецкие власти запретили убивать армян в местах, где это могли увидеть американские консулы. В ноябре того же года Джемал-паша 12 пытался отдать под трибунал директора и профессоров немецкого училища в Алеппо, благодаря которым миру стало известно о депортациях и резне армян в Киликии. В январе 1916 года был разослан циркуляр, запрещающий фотографировать тела погибших.
Весной 1916 года в связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения. В него были включены прежде депортированные армяне, размещенные, как правило, в пустынных областях. Одновременно турецкие власти пресекают всякие попытки нейтральных стран оказать гуманитарную помощь погибающим в пустынях армянам.
В июне 1916 года власти отправили в отставку губернатора Дер-Зора Али Суада, араба по национальности, за отказ уничтожать депортированных армян. На его место назначили Салиха Зеки, известного своей беспощадностью. С прибытием Зеки процесс уничтожения депортированных еще более ускорился.
К осени 1916 года в мире уже знали о массовой резне армян. Были неизвестны масштабы произошедшего, с некоторым недоверием воспринимались сообщения о зверствах турок, но то, что в Османской империи произошло нечто, доселе не виданное, было ясно. По требованию турецкого военного министра Энвера-паши из Константинополя был отозван немецкий посол граф Вольф-Меттерних: младотурки посчитали, что он слишком активно протестует против резни армян.
Президент США Вудроу Вильсон объявил 8 и 9 октября Днями помощи Армении: в эти дни вся страна собирала пожертвования в помощь армянским беженцам.
В 1917 году положение на Кавказском фронте кардинально изменилось. Февральская революция, неудачи на Восточном фронте, активная работа большевистских эмиссаров по разложению армии привели к резкому снижению боеспособности русской армии. После октябрьского переворота русское военное командование вынуждено было подписать перемирие с турками. Воспользовавшись последовавшим развалом фронта и беспорядочным отходом русских войск, в феврале 1918 года турецкие войска заняли Эрзрум, Карс и дошли до Батума. Наступающие турки беспощадно истребляли армян и ассирийцев. Единственным препятствием, хоть как-то сдерживающим продвижение турок, были армянские добровольческие отряды, прикрывающие отход тысяч беженцев.
30 октября 1918 года турецкое правительство подписало со странами Антанты Мудросское перемирие, по которому, среди прочего, турецкая сторона обязывалась вернуть депортированных армян, вывести войска из Закавказья и Киликии. В статьях, которые непосредственно затрагивали интересы Армении, говорилось, что все военнопленные и интернированные армяне должны быть собраны в Константинополе, чтобы без всяких условий их передали союзникам. Ст.24 имела следующее содержание: «В случае беспорядков в одном из армянских вилайетов союзники сохраняют за собой право занять часть его».
После подписания договора новое турецкое правительство под давлением международной общественности начало судебные процессы в отношении организаторов геноцида. В 1919–1920 гг. в стране были образованы чрезвычайные военные трибуналы, которые расследовали преступления младотурок. К тому моменту вся младотурецкая верхушка находилась в бегах: Талаат, Энвер, Джемал и другие, прихватив партийную кассу, покинули Турцию. Их заочно приговорили к смерти, но подверглись наказанию лишь немногие преступники более низкого ранга.
Операция «Немезида»
В октябре 1919 года на IX съезде партии «Дашнакцутюн» в Ереване по инициативе Шаана Натали было принято решение о проведении карательной операции «Немезида». Был составлен список из 650 лиц, причастных к массовому убийству армян, из которых отобран 41 человек в качестве главных виновников. Для осуществления операции были сформированы Ответственный орган (руководитель — посланник Республики Армении в США Армен Гаро) и Особый фонд (руководитель — Шаан Сатчаклян).
В рамках операции «Немезида» в 1920- 1922 годах были выслежены и убиты Талаат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и некоторые другие бежавшие от правосудия лидеры младотурок.
Энвер был убит в Средней Азии в стычке с отрядом красноармейцев под командованием армянина Мелкумова (бывшего члена Гнчакской партии). Доктор Назым и Джавид-бей (министр финансов младотурецкого правительства) были казнены в Турции по обвинению в участии в заговоре против Мустафы Кемаля, основателя Турецкой Республики.
Положение армян после Первой мировой войны
В январе 1920 войска кемалистов начали операцию по уничтожению армян Киликии. После тяжелых и кровопролитных оборонительных боев, продолжавшихся в некоторых районах более года, немногие выжившие армяне были вынуждены эмигрировать, в основном в подмандатную французам Сирию.
В 1922–23 гг. в Лозанне (Швейцария) состоялась конференция по ближневосточному вопросу, в которой участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Турция и ряд других стран. Конференция завершилась подписанием серии договоров, среди которых был и мирный договор между Турецкой Республикой и союзными державами, определяющий границы современной Турции. В финальной редакции договора Армянский вопрос не упоминался вообще.
Данные о численности жертв
Современные оценки количества жертв разнятся от 200 000 (некоторые турецкие источники) до более 2 000 000 армян (некоторые армянские источники). Американский историк армянского происхождения Рональд Сюни указывает в качестве диапазона оценок цифры от нескольких сотен тысяч до 1,5 млн. По данным «Энциклопедии Османской империи», наиболее консервативные оценки указывают число жертв около 500 000, а наиболее высокой является оценка армянских учёных в 1,5 млн. Изданная израильским социологом и специалистом по истории геноцидов Израэлем Чарни «Энциклопедия геноцида» сообщает об уничтожении до 1,5 миллиона армян. По мнению американского историка Ричарда Ованнисяна, до последнего времени наиболее распространенной оценкой была цифра 1 500 000, однако в последнее время в результате политического давления Турции эта оценка пересматривается в сторону понижения.
Кроме того, согласно данным Иоганнеса Лепсиуса, от 250 000 до 300 000 армян было насильно обращено в ислам, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров. Так, муфтий Кютахьи объявил насильственное обращение армян противоречащим исламу. Насильственное обращение в ислам преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.
Признание геноцида армян
7 ноября 2000 года за резолюцию о геноциде армян проголосовал сенат Франции. Сенаторы, однако, несколько изменили текст резолюции, заменив первоначальное «Франция официально признает факт проведения геноцида армян в Османской Турции» на «Франция официально признает, что армяне стали жертвой геноцида 1915 года». 18 января 2001 года Национальное собрание Франции единогласно приняло резолюцию, согласно которой Франция признает факт геноцида армян в Османской Турции в 1915-1923 гг.
22 декабря 2011 года нижняя палата парламента Франции одобрила проект закона об уголовном наказании за отрицание геноцида армян. 6 января занимавший пост президента Франции Николя Саркози направил законопроект на утверждение в сенат. Однако конституционная комиссия сената 18 января 2012 года отклонила законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, посчитав текст неприемлемым.
14 октября 2016 года Сенат Франции принял законопроект по криминализации отрицания всех преступлений, совершенных против человечества, указав среди них Геноцид армян в Османской империи.
Болгария — в апреле 2015 года парламент Болгарии принял резолюцию, осуждающую «массовые убийства» армян в Османской Турции. От формулировки «геноцид» парламентарии воздержались 25
Люксембург — парламент Великого Герцогства Люксембург 6 мая 2015 года единогласно поддержал резолюцию по геноциду армян.
Парагвай — Сенат Парагвая 29 октября 2015 года единогласно принял резолюцию о признании и осуждении геноцида армян в Османской Турции.
Чехия – 25 апреля 2017 года за признание геноцида армян проголосовал парламент Чехии.
Нидерланды — 22 февраля 2018 года парламент Нидерландов принял решение признать геноцид армян и отдельной резолюцией постановил, что 24 апреля 2018 года член правительства страны будет присутствовать на поминальных мероприятиях в Ереване. В дальнейшем представитель кабмина Нидерландов должен будет появляться на таких мероприятиях каждые пять лет.
Португалия — резолюция о признании геноцида армян в Османской Турции в 1915 году принята парламентом Португалии 26 апреля 2019 года.
Отрицание геноцида
Большинство стран мира на официальном уровне не признали геноцид армян. Активно отрицают сам факт геноцида армян власти Турецкой Республики, их поддерживают власти Азербайджана.
По мнению турецкой стороны, имел место армянский мятеж,и все операции по переселению армян диктовались военной необходимостью. Также турецкая сторона оспаривает численные данные о количестве погибших армян и подчеркивает значительное число жертв среди турецких войск и населения во время подавления мятежа.
В общественном мнении Франции также превалируют тенденции в пользу того, чтобы инициировать организацию комиссии по изучению трагических событий 1915 года в Османской империи. Французский исследователь и писатель Ив Бенар на своем личном ресурсе Yvesbenard.fr призывает беспристрастных историков и политиков изучать оттоманские и армянские архивы и ответить на следующие вопросы:
Ив Бенар считает, что имела место турецко-армянская трагедия, но не геноцид. И призывает к взаимному прощению и примирению между двумя народами и двумя государствами.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел