какое положение нижней челюсти у новорожденного считается физиологическим
Какое положение нижней челюсти у новорожденного считается физиологическим
Челюстные кости в младенческом возрасте являются в общем прообразом челюстных костей взрослого человека, но имеют свои особенности.
Они, во-первых, состоят только из двух дуг — базальной и альвеолярной. Во-вторых, у новорожденного нижняя челюсть состоит из двух половин, не сросшихся посредине и соединяющихся между собой соединительной тканью. Только на первом или на втором году жизни они срастаются в одну целую кость благодаря появлению одной — двух добавочных точек окостенения (punctum ossificationis).
Нижняя челюсть новорожденного имеет резко выраженный альвеолярный отросток. Базальная часть ее слаборазвита. Высота альвеолярного отростка нижней челюсти у новорожденного 8,6 мм, а у взрослого — 11,5 мм. Высота основания тела у новорожденного 3—4 мм, у взрослого — 18 мм. Таким образом, альвеолярный отросток представляет собой основную часть нижней челюсти.
Это объясняется тем, что прежде всего челюсти приспосабливаются к развитию зубов. Дно и преддверие полости рта новорожденного неглубоки, переходные складки мало выражены. Нижнечелюстной канал у новорожденного еще не искривлен, а имеет почти прямолинейную форму и расположен близко к нижнему краю нижней челюсти.
Ветвь нижней челюсти еще почти не развита, а суставной отросток еле поднимается над уровнем альвеолярного отростка. Угол нижней челюсти, по А. И. Дойникову, равен в среднем 139°. Верхняя челюсть у новорожденного широка и коротка и, по Цукеркандлю, так же, как и нижняя челюсть, состоит главным образом из альвеолярного отростка, который расположен немного ниже твердого неба.
Твердое небо почти плоское. Верхняя челюсть взрослого длинна и узка. Длина верхней челюсти, по Цукеркандлю, у взрослого 64 мм, ширина 52 мм, длина альвеолярного отростка верхней челюсти новорожденного 25 мм, ширина 32 мм. Гайморова полость только намечается. Вместо нее имеется небольшое вдавление, вдающееся в боковые стенки полости носа. Объем полости по Михалайцу, равен 0,15 см. Вся гайморова полость лежит медиально по отношению к альвеолярному отростку. Зачатки зубов расположены под самой глазницей и отделяются от последней тонкой костной пластинкой.
Особенности жевательных мышц у детей. Мускулатура у новорожденного несколько отличается от мускулатуры взрослого. У новорожденного жевательная мышца превосходит по своему объему височную мышцу.
По В. П. Воробьеву, поверхность физиологического поперечника височной мышцы у новорожденного 1,2 см2, а физиологический поперечник собственно-жевательной мышцы 1,37 см2. У взрослого же площадь поперечного сечения височной мышцы 8 см2, а поперечник собственно-жевательной мышцы 7,5 см2.
Таким образом, височная мышца, а именно ее задняя часть, у ребенка развита плохо. Это объясняется тем, что ребенок не кусает пищи, а питается молоком или жидкой и мягкой пищей, а поэтому у него больше развиты компоненты мускулатуры, связанные с движением вперед, а не назад. Височная мышца достигает своего достаточного развития только с появлением зубов.
Вместе с ростом зубной системы возникает функция откусывания пищи ив связи с этим развиваются задние пучки височной мышцы, которые, сокращаясь, перемещают нижние передние зубы по небным поверхностям верхних фронтальных зубов.
Височная мышца, подтягивая венечный отросток кверху, прижимает нижние передние зубы к верхним, перемещает нижнюю челюсть кверху и кзади, благодаря этому увеличивается сила откусывания.
Угол, составляемый направлением пучков височной мышцы с направлением франкфуртской горизонтали, наклонен кзади. Таким образом, височная мышца в процессе роста всего организма проявляет тенденцию наклона кзади.
Что касается жевательной мышцы, а также внутренней крыловидной мышцы, то их угол, образуемый направлением волокон с франкфуртской горизонталью, наклонен кпереди. Следовательно, эти две мышцы имеют тенденцию в процессе роста наклоняться кпереди.
Как появляется неправильный прикус у детей
Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка были крепкие, здоровые и ровные зубы, а также правильный прикус, который обеспечит их чаду настоящую «голливудскую» улыбку. Однако насколько рано необходимо начинать профилактику, когда наступает момент формирования будущего прикуса? Современная ортодонтия уже давно ответила на этот вопрос – красивый правильный прикус начинает формироваться еще во младенчестве, когда ткани и кости ребенка еще достаточно пластичны и подвержены деформации. Поэтому, чтобы избежать проблем в дальнейшем, родителям настоятельно рекомендуется обратить пристальное внимание на причины возникновения неправильного прикуса у детей и методы профилактики.
По мнению врачей, одной из главных причин формирования патологического прикуса (патологии прикуса) является искусственное вскармливание. Дело в том, что при рождении, у младенцев нижняя челюсть всегда меньше верхней и хуже развита, само по себе это не является патологией, наоборот, это – норма. При грудном вскармливании ребенок естественным образом ставит челюсти в правильное положение, необходимое для того, чтобы сосать грудь матери, что способствует формированию правильного прикуса. При кормлении из бутылочки ребенку не нужно прилагать столько же усилий, как при грудном кормлении, нагрузка на лицевые мышцы значительно ниже и они развиваются медленнее. Если младенец лишен возможности грудного вскармливания, формирование правильного положения челюстей может быть нарушено, что, в свою очередь, ведет к различным патологиям в дальнейшем.
Кроме того, необходимо следить за положением головки ребенка во время кормления, малыш не должен ее запрокидывать, так как это тоже неблагоприятно сказывается на формировании прикуса. Особенно важно следить за питанием ребенка во время формирования у него первых зубов. Из-за нехватки кальция и фосфора зубы могут начать прорезаться гораздо позже – это уже повод обратить внимание на правильное формирование жевательного аппарата.
Следующий важный этап наступает, когда ребенка приобщают к твердой пище, вместо молока. Обычно дети не очень охотно переходят с молока на твердую пищу, что естественно, ведь для них это нечто новое. Многие родители предпочитают полагаться на природу и не настаивать на том, чтобы их малыш питался твердой пищей, совершая при этом весьма распространенную ошибку. У ребенка, который ест недостаточно твердой пищи, жевательный аппарат работает не в полную силу, мышцы лица и челюсти развиваются гораздо медленнее, так как, фактически, челюсти почти не работают. Из-за неправильного развития челюстных костей, зубы у ребенка начинают расти неправильно.
Помимо вышеперечисленного, существует еще несколько факторов, которые могут повлиять на будущую улыбку ребенка. Например, привычка спать в одной и той же позе способствует сужению и смещению нижней челюсти. Наиболее «опасными» в данном случае считаются следующие позы: на животе, на боку, подкладывая руку под щеку, на спине. Разумеется, контролировать позы во время сна довольно сложно, однако можно приобрести специальные подушки, которые обеспечат правильное положение во время сна.
И одна из последних причин формирования неправильного прикуса – простудные заболевания. При аденоидах и различных воспалениях, ребенок, у которого постоянно заложен нос, вынужден дышать ртом. Неправильное дыхание приводит к тому, что строение черепа нарушается и прикус формируется неправильно, появляется так называемый «аденоидный» тип лица.
И, наконец, последняя, но самая серьезная причина – наследственность. Довольно часто случается, что кривые зубы и неправильный прикус ребенок наследует от родителей. В таком случае, необходимо с самых ранних лет водить ребенка к ортодонту, чтобы тот следил за развитием челюстей и в нужный момент смог предотвратить развитие неправильного прикуса.
Любые проблемы со здоровьем и в том числе с зубами можно предотвратить, если вовремя заниматься профилактикой. Сейчас мы дадим вам несколько полезных советов, чтобы зубы вашего ребенка были ровными и красивыми.
Если вы внимательно следили за своим малышом, но у него все равно возникли проблемы с прикусом – скорее обратитесь к специалисту, врачу-ортодонту. Помните, никогда не бывает слишком рано! Лучше вылечить первые признаки неправильного прикуса в детском возрасте, чем потом во взрослом носить дорогостоящие и сложные ортодонтические аппараты.
Как происходит формирование и развитие зубочелюстной системы человека?
Содержание статьи:
Периоды формирования и развития зубночелюстной системы
Формирование и развитие зубочелюстной системы человека делится на несколько периодов:
Каждый из этих этапов важен и отвечает за образование лицевого скелета, прикуса, постоянных и молочных зубов, которые описаны далее более детально.
Внутриутробное развитие
Важно помнить, что во время внутриутробного развития происходит формирование зубочелюстной системы. Начинается процесс на этапе 5-6 недели развития плода с появления первичной ротовой полости, которая на 2 месяце беременности разделяется на губы, щеки и зубы. Процесс отделения от ротовой полости происходит на 3 месяце, развитие твердого неба — на 9 неделе развития, а вот мягкого — на 12.
Отделение от ротовой полости начинается в период развития зубов и делится на три периода:
Постоянные зубы развиваются так же, как и молочные, начиная с 5 месяца беременности. К моменту рождения ребенка в каждой челюсти заложено по 10 молочных и 8 постоянных зубов, а вот закладка вторых премоляров — четвертых постоянных зубов — и 2-х и 3-х моляров — шестого и седьмого зубов — начинается только после рождения ребенка.
Развитие зубночелюстной системы после рождения ребенка
Каждый ребенок рождается с прогнатией (когда верхняя челюсть больше, чем нижняя), что облегчает проход головки младенца через родовые пути и дает большую амплитуду сосательным движениям нижней челюсти во время кормления. В это время, окружающие нижнюю челюсть мышцы активно работают и влияют на формирование костей челюсти. Поэтому интенсивный рост челюстей и происходит во время лактации.
Наличие молочных и постоянных зубов определяет строение, форму и функцию костей верхней и нижней челюстей.
На 2 месяце жизни ребенка открываются слюнные железы, а вот в период с 4-6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Именно в этот период происходит обильное слюноотделение, повышается температура, появляется тошнота и рвота. Появление молочных зубов может быть как ранним, так и развиваться по «классическому сценарию». Формирование молочного прикуса у ребенка должно завершиться к 3 годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.
В настоящее время сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, очередность их появления зачастую нарушены. В норме считается отклонение в ту или иную сторону в пределах 6 месяцев.
Сменный прикус начинается с периода 5-7 лет. Именно в этот период начинают шататься и выпадать нижние центральные молочные зубы. Зачастую родители допускают серьезную ошибку — за 5-м молочным зубом начинает расти 6-й постоянный зуб. Главное, не перепутать его с молочным зубом, не упустить этот момент и уделить должное внимание гигиене ротовой полости ребенка.
Какое положение нижней челюсти у новорожденного считается физиологическим
Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.
Клинические признаки правильного прикуса
Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.
Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.
Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.
В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.
Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий
В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:
прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);
передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);
передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);
В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.
Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.
Неправильное сосание
Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.
Нарушение функции сосания заключается в следующем:
нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;
недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;
употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;
сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;
замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;
Неправильное глотание
Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.
В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.
Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.
Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.
Нарушение функции дыхания
Нарушение функции жевания
Вредные привычки
К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).
Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса
аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;
аномалии строения преддверия полости рта;
нарушение физиологической стираемости временных зубов;
нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;
заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;
ранняя потеря временных и постоянных зубов.
Клинические проявления зубочелюстных аномалий
Аномалии периода формирования временного прикуса
На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.
На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:
аномалии прикрепления уздечек языка;
нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;
аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;
несоответствие размеров челюстей;
изменение формы челюстей;
изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;
неправильное положение языка в покое и при глотании;
различные вредные привычки;
К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:
изменения цвета зубов
сохранение активности сосания
вялое формирование функции жевания
кончик языка упирается при глотании в напряженные губы
Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса
Прогнатия
Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.
Прогения
При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.
Глубокий прикус
Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.
Открытый прикус
При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.
Перекрестный прикус
Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.
Классификация зубочелюстных аномалий
Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.
Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:
вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);
мезиальное или дистальное смещение;
неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости
повороты зубов вокруг продольной оси
скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях
Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.
Степень I.
Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.
Степень II.
Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.
Степень III.
Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.
Степень IV.
Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).
Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.
Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.
От рождения до 6 месяцев.
От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).
От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).
От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).
От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).
От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).
Для каждого периода характерны свои методы профилактики.
Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.
Профилактика травматизма при рождении ребенка.
Характер вскармливания ребенка.
Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.
Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.
Операции на уздечке языка проводятся:
1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.
2. В 3 года — при нарушении речи.
3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.
4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).
Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).
Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).
Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.
Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).
Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:
Купирование вредных привычек.
Нормализация функционирования зубочелюстной системы.
Ослабление гиперактивных мышц.
Усиление слабых мышц.
Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.
Часть I.
1. Зубки на зубки, заборчиком.
2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.
3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.
4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.
5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.
Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).
1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.
2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.
Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).
1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.
2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.