1884 год в истории франции

Франция в 1884 году

Материал из Documentation.

[править] Вооружённые силы и ОПК

Франция захватила соседний Вьетнам, что послужило началом войны с Китаем, которая закончилась мирным договором и признанием Китаем претензий Франции. [1]

[править] Прочее

Франция принудила Вьетнам заключить мирный договор, по которому она устанавливала протекторат над всем Вьетнамом. [2] [3] [4] [5] [6]

Франция, захватив страну, объявила ее своей колонией. [7]

Франция подарила статую Америке как символ дружбы. [8]

Франция могла направить на театр много современных единиц, так как ее в общем-то единственными современными кораблями (деревянные корабли «Кольбер», «Трайдент» и «Ришелье» считать способными справиться с китайскими броненосцами вряд ли стоило) являлись «Адмирал Дюперре», «Девастасьон», «Редутабль» и «Байард», которые отправить из метрополии было нельзя из-за опасного ослабления французского флота в сравнении с немецким (4 новых броненосца класса «Заксен», 2 броненосца «Фридрих дер Гроссе», 5 более старых кораблей) ipb. [9]

Франция вторгается во Вьетнам и заодно — в юго-западные провинции Китая и на Тайвань. [10]

Франция приняла переделанную из однозарядных винтовок магазинную систему Гра-Кропачека и т. с. В швейцарской и французской винтовках магазин находился под стволом. [11] [12] [13] [14]

Франция добилась соглашения о сохранении Сиама как буферного государства. [15]

Франция оккупировала весь Вьетнам. [16]

Франция располагала примерно пятидесятью довольно крупными миноносцами различных типов, и шла второй, после располагавшей 115 миноносцами — большинство которых были заказаны в 1877 году — России. [17]

Франция начала завоевание территорий Северного Вьетнама, за которые французы спорили с Цинским Китаем. [18]

Франция завершила завоевание страны, установление протектората над центральной и северной Вьетнам (ныне Аннам и Тонкин). [19]

Источник

КИТАЙСКО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1884-1885 ГОДОВ

В 1858-1862 годах французы захватили южную часть Вьетнама (Кохинхину), после чего предприняли попытки утвердиться в Северном Вьетнаме. В 1882-1884 годах, преодолев сопротивление вьетнамских правительственных войск и китайских регулярных частей и отрядов, они захватили на его территории ряд стратегических пунктов.

В мае 1884 года между уполномоченными Франции и Китая была подписана конвенция, по которой Китай обязался вывести из Вьетнама свои войска и признать договоры, которые будут подписаны между Францией и Вьетнамом. 06.06.1884 года Франция заключила с Вьетнамом мирный договор, по условиям которого над Вьетнамом устанавливался французский протекторат. Правительство Китая отказалось признать этот договор.

Высадив десант на острове Тайвань, французы захватили на нём ряд районов, а также оккупировали архипелаг Пэнхуледао (Пэнху, или Пескадорские острова). Несмотря на ряд поражений на территории Северного Вьетнама (в декабре 1884 года в районе г. Саньци, в марте 1885 года у Донгданга), французская армия в целом успешно развивала наступление, что побудило правительство Китая начать вывод своих войск из Вьетнама (апрель 1885 года) и выступить с инициативой мирных переговоров.

09.06.1885 года был подписан китайско-французский Тяньцзиньский договор, по которому Китай признавал французский протекторат над всем Вьетнамом. Франция получила также ряд торговых привилегий в пограничных с Вьетнамом китайских провинциях Юньнань и Гуанси.

Источник

Китайско-французская война 1884—1885

1884 год в истории франции

район боевых действий

Дата23 августа 1884 — 9 июня 1885 года
МестоВьетнам, Внутренний Китай
Причинажелание Франции владеть Северным Вьетнамом
ИтогОграниченная победа Франции.
ИзмененияПереход под контроль Франции Северного Вьетнама
1884 год в истории францииИмперия Цин 1884 год в истории францииФранция

1884 год в истории франции Пань Динсинь
1884 год в истории франции Тан Цзинсун

Содержание

Положение сил перед войной

По итогам второй франко-вьетнамской войны (1883—1884 годы) Франция получила Тонкин (Северный Вьетнам), где Китай имел существенные интересы. Так, через Тонкин пролегала Хонгха (Красная река), начинавшаяся в Южном Китае и связывавшая южнокитайские провинции с морем. Для отстаивания своих интересов в середине 1883 г. на север Вьетнама был введён китайский военный контингент, который должен был бороться с французами вместе с вьетнамской армией и отрядами китайских ополченцев («Чёрные флаги»).

В конце 1883 года произошло первое столкновение французских и китайских регулярных войск. Адмирал Курбе выбил китайцев с укрепленных позиций под Шонтэем, но понёс чувствительные потери (400 чел. против 2 тыс. убитых китайцев). А вот новый командующий французскими силами во Вьетнаме генерал Мийо весной 1884 г. с 10-тысячным корпусом фактически без сражения нанёс поражение 18-тысячному китайскому войску, оборонявшему сильные позиции в Бакнине. Как только французы зашли в тыл китайским частям, те бежали, оставив свои укрепления и пушки. Потерь с обеих сторон почти не было. Так Китай потерял долину Хонгхи.

1884 год в истории франции

23 июня французское подразделение в 750 чел., двигавшееся по т. н. «Мандариновой дороге» от Ханоя к китайской границе, столкнулось у местечка Бакле с 4-тысячным китайским отрядом. Французский командир потребовал, чтобы китайцы исполнили Тяньцзиньское соглашение и покинули территорию Вьетнама. Однако китайские части атаковали французов и заставили отступить, потери европейцев составили более 100 чел. 12 июля 1884 года премьер-министр Франции Ферри предъявил Империи Цин ультиматум из трех пунктов:

Правительство Империи Цин соглашалось на вывод всех войск из Вьетнама, но вместо контрибуции предлагало выплатить 3,5 млн франков компенсации семьям погибших в бою у Бакле. На уступки никто не пошёл. После истечения срока ультиматума французское командование отдало приказ начать боевые действия против Китая.

Силы сторон

По ходу мобилизации сил в приграничных провинциях, численность двух действующих китайских армий достигла 40-50 тыс. бойцов. Китайские войска имели вполне современное вооружение (винтовки Маузера, орудия Круппа), но были плохо обучены и хорошо проявляли себя только в обороне укреплённых позиций, им сильно не хватало лёгкой полевой артиллерии. В начале войны китайцы имели поддержку местного населения, но затем из-за военных грабежей и насилий отношение вьетнамцев к китайцам стало негативным. Китайский военно-морской флот в тот период находился в стадии перевооружения и реорганизации. Новейшие броненосцы типа Dingyuan, построенные для Китая в Германии, по требованию Франции были задержаны на верфи. Немногие корабли современных типов, как например бронепалубный крейсер Jiyuan находились в Чжилийском заливе и в Шанхае в составе не принявшего участие в боевых действиях северного Бейянского флота ( кит. 北洋舰队 ). Из за слабости центральных властей и командования Империи Цин единственным полноценным участником боевых действий на море стал китайский Фуцзяньский флот ( кит. 福建水师 ), который был сформирован в южной провинции Фучжоу, где располагались крупнейшие китайские военно-морские верфи, и базировался в портах Фучжоу и Гуанчжоу. Главные силы флота состояли из немногочисленных, недостаточно хорошо вооруженных деревянных паровых крейсеров, построенных здесь же. Ограниченное участие в войне принял так же Наньянский флот ( кит. 南洋水師 ). В то же время у китайцев имелись сильные минно-артиллерийские оборонительные позиции.

Планы сторон

Французское командование думало, что главную роль в войне с Китаем должна играть Дальневосточная эскадра под командованием адмирала Амедея Курбе. При значительном превосходстве своего флота над китайским у Франции на Дальнем Востоке не хватало сил для нападения и захвата главных приморских центров Империи Цин. Кроме того это вызвало бы недовольство Великобритании, имевшей там свои интересы. По этой причине адмиралу Курбе был дан приказ действовать против Фучжоу и Формозы, которые рассматривались как объекты, не входящие в сферу влияния англичан.

В свою очередь, Китай в этой войне логично делал главную ставку на сухопутные наступательные действия в Северном Вьетнаме. Два китайских корпуса, сформированные в приграничных провинциях Гуанси и Юньнань должны были одновременно вторгнуться в Тонкин: Гуансийский под командованием генерала Пань Динсиня — с северо-востока, а Юньнаньский под командованием генерала Тан Цзинсуна — с северо-запада. Пользуясь общим превосходством в силах они должны были соединиться в дельте Хонгхи, разгромить и сбросить французские части в море.

Ход войны

В августе 1884 г. основная часть французской Дальневосточной эскадры обстреляла с моря город Цзилун на севере Формозы и попыталась высадить десант, который был разбит. Но китайское правительство закрыло на это глаза и не стало рассматривать это нападение как начало военных действий. Китайцы даже не мешали французам сосредотачивать свой флот у Фучжоу, хотя для этого им приходилось проходить по реке через китайские минно-артиллерийские позиции.

После этого акта агрессии 27 августа 1884 г. правительство Империи Цин объявило войну Франции. А вот Франция войну формально так и не объявляла, ведь это требовало одобрения парламента, где у премьер-министра Ферри не было большинства.

В начале осени 1884 г. эскадра адмирала Курбе сосредоточилась у северного побережья Формозы, регулярно обстреливая город Цзилун. Туда же прибыли на транспортных судах и 2 тысячи десантных войск. В октябре при огневой поддержке кораблей они высадились на небольшой остров у Цзилуна и захватили его форты, но, при попытке переправиться через пролив встретили сильное сопротивление, и не добились успеха. Попытка высадки другого десанта — у местечка Тамсуй, была отражена.

Китайцы перебрасывали на Формозу подкрепления на зафрахтованных английских кораблях. В конце октября 1884 года Курбе объявил блокаду острова, но Великобритания предъявила протест, и формально блокада была отменена, хотя фактически продолжала действовать. В январе 1885 г. подкрепление пришло и французам. К ним прибыли ещё 4 крейсера и 2 канонерских лодки, а также 1,5 тыс. свежих войск.

В начале февраля эскадра У Анькана достигла Тайваньского пролива и почти сразу повернула назад, на север. Адмирал Курбе, узнав о выходе в море китайского флота, с 3 крейсерами I ранга (из них 2 — броненосные) вышел к Шанхаю, а потом двинулся на юг, на перехват противнику. Встреча китайской и французской эскадр произошла 13 февраля 1885 г. у острова Чусан, у побережья провинции Чжэцзян. Не приняв боя, адмирал У Анькан с 3 быстроходными крейсерами оторвался от противника и ушёл в Чжэньхай — портовый пригород города Нинбо. Устаревший тихоходный крейсер и посыльное судно скрылись в ближайшей гавани Шейпу, где следующей ночью, 14 февраля их подорвали шестовыми минами французские минные катера. Курбе заблокировал китайские корабли в порту Чжэньхая, но не решился атаковать укреплённую гавань с сильными береговыми батареями.

1884 год в истории франции

1884 год в истории франции

20 февраля 1885 г. Франция, из-за позиции Англии не имея возможности пресечь всю морскую торговлю Китая, объявила рисовую блокаду его побережья. Холодные северные провинции Империи Цин, испытывая нехватку продовольствия, традиционно снабжались рисом с сельскохозяйственных районов юга Китая, причём в это время значительная его часть перевозилась морем на иностранных судах. Теперь французские корабли начали останавливать такие гружёные рисом суда и поворачивать их обратно.

Весной 1885 г. французские войска начали наступление на севере Формозы (Тайваня), захватив угольные шахты у Цзилуна. Тогда же адмирал Курбе провёл операцию по захвату Пескадорских островов в Тайваньском проливе. Китайские береговые батареи на острове Магун были подавлены и взяты штурмом высаженным десантом. Адмирал Курбе начал укреплять и достраивать Магун как главную региональную базу своего флота.

Итоги войны

В числе причин этого решения назывались осложнение внутренней обстановки в стране из-за установленной адмиралом Курбе рисовой блокады, а так же возникшая в это время угроза войны с Японией из-за столкновений в Корее.

4 апреля 1885 г. Франция и Империя Цин подписали предварительный протокол о прекращении боевых действий. Французский флот снимал блокаду побережья Китая, но продолжал блокировать боевую эскадру в порту Чжэньхая. Французские части продолжали оккупацию и Пескадорских островов, в то время как китайские войска выводились из Тонкина. 9 июня 1885 г. в Тяньцзине был подписан окончательный франко-китайский мирный договор. Китай соглашался с тем, что весь Вьетнам является зоной влияния Франции, все китайские войска его покидали. В свою очередь Франция уводила свои войска и выводила флот с Формозы и Пескадорских островов не требуя контрибуции. Франция получала торговые привилегии в пограничных с Тонкином провинциях.

Последствия

Источник

Эдуар Даладье

французский политический деятель, премьер-министр Франции в 1930-х годах

1884 год в истории францииЭдуар Даладье

Эдуар Даладье (фр. Édouard Daladier), французский политик и государственный деятель, дважды занимавший пост премьер-министра Франции, родился 18 июня 1884 года в городе Карпантрас на юго-востоке Франции.

Его политическая карьера началась в 1924 году. Вступив в партию радикальных социалистов, Даладье практически сразу стал одним из ее лидеров. А в 1933 году он впервые был избран премьер-министром страны.

Первый срок правления Эдуара Даладье ознаменовался многочисленными вооруженными столкновениями между представителями крайне правых и крайне левых партий в Париже. Меньше чем через год после вступления в должность, 6 февраля 1934 года, после того как здание парламента Франции подверглось штурму боевиков профашистских организаций (к слову, потерпевшему неудачу), Даладье подал в отставку. Обратно к власти он вернулся в 1936 году, возглавив военное министерство во вновь созданном правительстве Народного фронта. А после падения Народного фронта, 10 апреля 1938 года, был повторно избран премьер-министром страны.

Бывший на тот момент советским послом во Франции Яков Суриц характеризовал Даладье как «слабого и нерешительного политика». Такое мнение о Даладье сложилось в том числе и потому, что в 1938 году он на посту премьер-министра участвовал в заключении Мюнхенского соглашения, отказавшись от союзнических обязательств по отношению к Чехословакии. В марте 1940 года он ушел в отставку.

Дальнейшая судьба Даладье сложилась непросто. В начале 1940-х годов, когда северная часть Франции была оккупирована нацистской Германией, Даладье вместе с другими членами правительства бежал в Марокко. Однако там он был арестован, решением правительства Виши предан суду как виновник поражения Франции (этот суд известен в истории как «Риомский процесс») и в 1943 году депортирован в Германию, где находился в Бухенвальдском концлагере до окончания Второй мировой войны.

После завершения войны Даладье снова вернулся в политику. Он входил в число членов Палаты депутатов, оппозиционно настроенных к Шарлю де Голлю – генералу, возглавлявшему в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем временное правительство. С 1953 по 1958 годы Даладье занимал должность мэра Авиньона.

Скончался Эдуар Даладье 11 октября 1970 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Источник

Франция в 1871–1899–х годах (Третья республика).

1884 год в истории франции 1884 год в истории франции 1884 год в истории франции 1884 год в истории франции

1884 год в истории франции

1884 год в истории франции

Со времени мирового экономического кризиса 1873 года в экономическом развитии Франции произошли существенные изменения. В конце ХIХ века Франция, несмотря на свое поражение в войне 1870 года, продолжала играть важную роль в мировой экономике и политике. В течение этого тридцатилетия Франция оставалась страной, где сельское хозяйство главенствовало над промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия доминировали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность, движимая и недвижимая – вот характерные черты французской экономики того времени. Самостоятельное крестьянское хозяйство оставалось такой же огромной и социально значимой категорией, как и раньше.

Промышленное производство во Франции росло несравнимо меньше, чем свободные капиталы. В последней трети ХIХ века значительно вырос объем продукции французской промышленности. Особенно быстро росла экономика в северных департаментах – центре каменноугольной и текстильной отраслей промышленности. На протяжении всего ХIХ века Франция занимала по уровню промышленного развития второе место, уступая первое место Англии. В конце ХIХ века Франция опустилась на четвертое место, а по темпам прироста промышленной продукции стала значительно отставать от стран более молодого капитализма – Соединенных Штатов Америки, Германии, России и других.

Большинство французских промышленных предприятий по-прежнему принадлежало к разряду мелких и средних, с числом рабочих не больше ста. В Париже все также было развито производство предметов роскоши, составлявших важную статью французского экспорта. Одним из показателей отставания Франции была относительно слабо развитая машиностроительная промышленность. И как результат этого стал усиленный импорт машин (с 1890 по 1900 годы он вырос почти в три раза).

Замедление промышленного развития страны стало одной из отличительных особенностей французской экономики конца ХIХ века. За тридцатилетие 1869–1899 годов производство чугуна во Франции удвоилось, а в Германии – выросло в шесть раз, а по абсолютной величине объем выплавки чугуна в Германии более, чем втрое превосходил французские показатели (во Франции – 2 миллиона 578 тысяч тонн; в Германии – 8 миллионов 143 тысячи тонн). Такое же отставание по темпам роста промышленности наблюдалось и в ряде других отраслей тяжелой индустрии. На экономику Франции оказывал воздействие целый комплекс факторов. Прежде всего, сказывался значительный урон, нанесенный хозяйству страны войной 1870–1871 годов и выплатой огромной пятимиллиардной контрибуции Германии. Далее, серьезно влияла потеря двух наиболее развитых провинций – Эльзаса и Лотарингии. Замедление темпов промышленного развития связано с такой особенностью аграрного развития Франции как широкое распространение парцеллярного (мелкого) хозяйства. Ограниченность, узость, застойность парцеллярного хозяйства приводили к отставанию внутреннего рынка, не стимулировали промышленный рост. Наконец, следует принять во внимание слабость естественных ресурсов Франции – страна была бедна углем, имела невысокое качество железной руды. Франции приходилось импортировать (ввозить) уголь и железо (до изобретения способа томасирования), что ставило французскую промышленность в невыгодное положение по сравнению с конкурирующими с ней странами. Эти же факторы и предопределили особенности французской промышленности.

Как и во всех других капиталистических странах, конец ХIХ века во Франции был отмечен неуклонным ростом процесса концентрации производства. К отраслям промышленности с относительно высокой степенью концентрации принадлежали во Франции, в первую очередь, металлургическая, горнозаводская, текстильная отрасли промышленности. В этих отраслях в 1870-х годах возникли акционерные компании. Крупнейшим центром металлургической, военной отраслей промышленности стали быстро растущие предприятия Жозефа Эжена Шнейдера и Крезо. Другим мощным центром металлургической промышленности стали тринадцать чугунолитейных заводов в Лонгви (на северо-востоке Франции), объединившиеся в 1876 году в крупный металлургический синдикат. В текстильной промышленности Лилльского района концентрация к концу ХIХ века зашла столь далеко, что половина оборудования оказалась сосредоточенной на шести наиболее крупных предприятиях. Однако темпы технического развития и концентрации производства во Франции были гораздо медленнее, чем в других европейских странах.

1884 год в истории франции

В 1870-х годах возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Таким образом, надо отметить начало перехода капитализма в монополистическую стадию. Спецификой Франции была особая структура экономики: значительную роль в экономике играли средняя и мелкая промышленность. Особую живучесть проявляли мелкие предприятия, на них производились так называемые “парижские изделия” – предметы роскоши, модные аксессуары, одежда. Их производство не требовало солидной энергетической базы, особой технической вооруженности, делало их более конкурентоспособными по сравнению с предприятиями тяжелой промышленности. Отсюда и проистекала их устойчивость, живучесть. Замедление темпов промышленного развития страны и количественное преобладание мелкого и среднего производства оказывали обратное влияние на развитие сельского хозяйства.

Францию конца ХIХ века можно было определенно считать все еще аграрно-индустриальной страной. В 1876 году сельское население составляло 67,9 % всего населения, через двадцать три года, в 1896 году оно было равно 60 % (шестидесяти) процентам. К концу ХIХ века в сельском хозяйстве было занято менее половины населения Франции. В сельском хозяйстве Франции большой удельный вес сохранили мелкие и мельчайшие хозяйства. Дробление крестьянской собственности на протяжении века привело к преобладанию парцеллярного и мелкого хозяйства в деревне. Восемьдесят пять процентов хозяйств по переписи 1892 года составляли парцеллярные хозяйства с наделом земли меньше одного гектара и от одного до десяти гектаров. Немало имелось безземельных крестьян. Сельскохозяйственных пролетариев и полупролетариев насчитывалось до четырех миллионов человек. Тем не менее, и во Франции медленно происходил процесс концентрации земельной собственности в руках зажиточной прослойки (капиталистические хозяйства занимали 75 % семьдесят пять процентов всей сельскохозяйственной территории, а на всех остальных середняков и бедняков приходилось до 25 % двадцати пяти процентов земельных владений). На развитии французского сельского хозяйства тяжело отразился общеевропейский аграрный кризис 1870–1890-х годов. К этому присоединился кризис виноградарства в связи с распространением филлоксеры. В 1870 году было собрано меньше половины обычного урожая. Затяжной кризис сельского хозяйства удалось преодолеть только к началу ХХ столетия.

Франция смогла преодолеть кризис путем перехода на более выгодные сельскохозяйственные культуры. Расширялось животноводство, овощеводство, садоводство – те отрасли, которые подходили для ведения интенсивного хозяйства. Увеличилось применение сельскохозяйственных машин. Вместе с тем, по уровню урожайности Франция стояла на одном из последних мест в Европе.

Поражение в войне с Пруссией, тяжелая пятимиллиардная контрибуция, потеря Эльзаса и части Лотарингии с ее большими рудными запасами, относительная бедность страны естественными природными ресурсами, нехватка коксующегося угля в значительной мере тормозили экономическое развитие Франции. Серьезной причиной отставания страны были трудности в интенсификации сельского хозяйства и расширении внутреннего рынка. Одной из отличительных особенностей Франции в этот период был крайне низкий прирост населения. За 1870–1900 годы оно увеличилось всего на два миллиона человек, в то время, как в Германии прирост населения составил за тот же период свыше пятнадцати миллионов человек.

Вместе с тем, оставаясь страной отсталого сельского хозяйства и медленных темпов промышленного развития, Франция конца ХIХ века была обладательницей огромного денежного капитала. Еще со времен Июльской монархии 1830 года французская денежная аристократия была огромной и влиятельной силой. Во второй половине ХIХ века финансовая власть из рук Гобсеков или Нюсингенов (из “Человеческой комедии” Оноре де Бальзака) перешла к крупным банкам. Уже с середины ХIХ века во Франции началось быстрое возрастание как абсолютной цифры свободных капиталов, так и количества мелких держателей капитала. В последние десятилетия ХIХ века и в первые годы ХХ века эти два явления развивались одновременно и параллельно друг другу. Французские банки, концентрировавшие вклады многочисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных займах, то в частных и казенных промышленных предприятиях, железных дорогах за границей. К середине 1890-х годов около сорока миллиардов франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия. К началу мировой войны эта цифра уже равнялась примерно сорока семи – сорока восьми миллиардам. Колоссальные суммы были вложены также во французские внутренние займы и предприятия. Французский капитал непрерывно возрастал и увеличивал число мелких и средних вкладчиков. Политическое влияние банков также росло: банки и биржи влияли на внутреннюю и внешнюю политику страны. Банки играли важнейшую роль в стране на этой стадии исторического развития.

По уровню концентрации банковского дела Франция шла впереди других стран. Несколько больших, ведущих банков подчинили себе финансовые учреждения страны, контролировали их через акционерные общества, через сберкассы, через “дочерние” банковские учреждения. Французские банки достигли к концу столетия значительной мощи и сконцентрировали в своих руках накопления до ста миллиардов франков к 1906 году (тридцать лет назад эти капиталы составляли тридцать три миллиарда франков, т.е. за тридцатилетие капиталы банков утроились). Процесс концентрации банковских капиталов даже опережал концентрацию самой промышленности. Хозяевами всех денег во Франции стали четыре крупнейших банка: “Национальная учетная контора”, “Лионский кредит”, “Генеральное общество” и “Парижско-Нидерландский банк”. Их привлеченные капиталы за тридцатилетие выросли с 427 (четырехсот двадцати семи) миллионов до 2.300.000.000 (двух миллиардов трехсот миллионов) франков; основные активы выросли с 200 (двухсот) миллионов франков до шестисот пятнадцати (615) миллионов франков. Могущество финансовой олигархии возрастало. Во Франции установилось всесилие финансовых королей – Ротшильдов, Верне, Мале, и т.п. – богатейших семейств, тесно связанных между собой родственными узами, но конкурировавших между собой. Постепенно они подчинили себе всю банковскую систему и связанные с ней отрасли промышленности.

Основное ядро формировавшейся финансовой верхушки составляли крупные банковские деятели, связанные с операциями по размещению иностранных займов. В 1892 году сумма проданных во Франции облигаций и других ценных бумаг составила семьдесят семь миллиардов франков (по сравнению с шестью миллиардами франков, вложенных в промышленность и торговлю). К концу ХIХ века размер заграничных капиталовложений Франции вырос до 27 (двадцати семи) миллиардов – 28 (двадцати восьми) миллиардов франков. Они носили, в основном, ссудный характер. Вложения в промышленность иностранных государств, как и в промышленность самой Франции были невелики. Больше всего разбогатела финансовая верхушка. Но значительная часть прибыли от заграничных капиталовложений доставалась и менее крупным держателям ценных бумаг, которые жили на проценты по акциям и облигациям, эти проценты стали основной доходной статьей их бюджета. Так во Франции создавалась довольно значительная прослойка рантье.

Банковский капитал все теснее переплетался с промышленным. Крупнейшие банкиры становились одновременно магнатами индустриальных компаний. В 1899 году директора “Генерального общества”, “Национальной учетной конторы” и других банков-гигантов вошли в правление шестидесяти металлургических, каменноугольных компаний, являлись директорами железной дороги “Париж – Средиземноморье”. К концу ХIХ века несколько крупнейших банков заняли господствующее положение на денежном рынке Франции, сосредоточив в своих руках три четверти финансовых резервов страны. “Избыточные” капиталы направлялись банками в государственные займы, заграничные инвестиции, которые обеспечивали гораздо большую прибыль, чем вложение их во французскую промышленность.

В 1870-х годах французские капиталы вкладывались в Турцию, в железнодорожное строительство в Испании, в страны Латинской Америки. К 1880-м годам французские капиталы устремились в Австро-Венгрию, в Россию, в угольное производство в Польше, в железные рудники Южнороссийского Донбасса – Кривой Рог, Горловку. За двадцатилетие с 1869 по 1890 годы французский капитал, размещенный за рубежом, удвоился и достиг двадцати миллиардов франков. Экспорт капитала происходил в форме вывоза ссудного капитала, т.е. вывозился в форме государственных займов под проценты. С 1888 года французские банкиры стали регулярно предоставлять крупные займы царскому правительству на весьма выгодных условиях. В.И.Ленин определял французский империализм как ростовщический. Ростовщический характер французского экспорта капитала задерживал экономическое развитие страны, консервировал отсталый экономический уклад Франции (его признаки: большой удельный вес мелкого производства в промышленности и сельском хозяйстве, немногочисленные высокоразвитые промышленные предприятия, концентрированное банковское хозяйство).

Одновременно с развитием финансового капитала началась интенсивная колониальная экспансия (В.И.Ленин называл ее “аннексионистской”). К концу ХIХ века Франция совершила самые крупные колониальные захваты и превратилась в обладательницу второй по величине, после Англии, колониальной империи в мире. В 1860 году заморские владения Франции составляли 241,8 тысяч квадратных километров с 3,4 миллионами населения. К концу ХХ века Франция владела уже гигантской колониальной империей площадью в 3,7 миллиона квадратных километров (рост более чем в пятнадцать раз) с населением в 56,4 миллиона человек (рост почти в семнадцать раз).

В социальном плане большое место в стране занимали многочисленные промежуточные социальные группы: сельская и городская мелкая буржуазия, “средние слои”. Такая расстановка социальных сил определила своеобразие политической борьбы в Третьей республике.

Борьба за сохранение республики. Буржуазно-демократическая революция 4 сентября 1870 года, пролетарская революция 18 марта 1871 года, а затем семидесятидвухдневная Парижская Коммуна окончательно утвердили во Франции республиканский строй. Возврат к монархии был уже невозможен: на народ, ни значительная часть французской буржуазии не желали больше монархии. Тем не менее, несмотря на антимонархические настроения в стране, политическая власть во Франции после поражения Парижской Коммуны находилась в руках ярых монархистов. Они не скрывали своего отвращения к республике и намеревались восстановить во Франции режим монархии.

Таким образом, большой удельный вес мелкого производства в экономике Франции обусловил сложность социальной структуры Франции, “многослойность” среднего класса, что привело к появлению множества политических партий, групп и течений. Поэтому строй буржуазной республики оказался намного прочнее и жизнеспособнее, чем этого желали его враги – монархисты. Компромиссом после крушения Коммуны стал строй сильно централизованной республики – “республики с монархическими учреждениями”. Республику спасла врожденная боязнь политической элиты новой социальной революции, призрак новой Коммуны пугал власти. Это прекрасно понимал президент Луи Адольф Тьер, убежденный орлеанист. Уверенный в невозможности реставрации монархии, Тьер был убежденным сторонником “республики без республиканцев, республики с монархическими учреждениями”. В течение всего президентства Тьера в тридцати девяти департаментах Франции было установлено осадное положение, действовал принятый в 1872 году закон о тюремном заключении от двух до пяти лет за пропаганду идей социализма. Таким образом Третья республика стремилась оградить себя от новых конфликтов и потрясений. В 1873 году после досрочной выплаты Германии пятимиллиардной контрибуции, оккупационные войска покинули французскую территорию. В стране сразу повысились косвенные налоги и увеличился государственный долг.

В сентябре 1871 года в Париже и ряде других городов Франции стали возникать “комитеты сопротивления”. Газета Леона Гамбетта “Французская Республика” (“La Republique Françаise”) вновь призывала всех республиканцев сплотиться против монархии. Ни рабочий класс, ни крестьянство, ни интеллигенция не хотели монархии – сопротивление народных масс, как показал исторический опыт, являлось неодолимой силой. Приверженцы республики одержали верх над монархистами.

В этих условиях престарелый граф Шамбор – претендент на трон – решил не ввязываться в бой и под благовидным предлогом вышел из политической борьбы. Тем не менее, в ноябре 1873 года монархисты провели в Национальном собрании закон о семилетнем сроке полномочий президента республики (“закон о септенате”). Монархисты надеялись, что за семилетие сумеют добиться реставрации монархии. 21 января 1875 года, в годовщину казни Людовика XVI, Национальное собрание приступило к обсуждению статей новой конституции. Разнородное монархистское большинство не хотело республики, но само было не в состоянии установить монархию.

Наконец, 30 января 1875 года Национальное собрание большинством всего в один голос (353 – триста пятьдесят три голоса “за”; 352 – триста пятьдесят два голоса “против”) признало республику. Принятые Национальным собранием основы конституционных законов Третьей республики (принятые в 1875 году), оказались одними из самых долговечных в истории Франции. Конституция 1875 года с некоторыми изменениями просуществовала свыше 60 (шестидесяти) лет, вплоть до начала второй мировой войны. Слово “республика” упоминалась лишь в статье о порядке выбора президента республики, причем, и эта статья была принята большинством в один голос. По этой причине Третью республику нередко называли “случайной”. Президент получал широкие права вплоть до роспуска палаты депутатов. Срок полномочий президента составлял семь лет, он избирался на объединенном собрании членов обеих палат (палаты депутатов и сената). Раз в семь лет эти обе палаты объединялись в одно общее заседание (конгресс) и избирали президента. Исполнительная власть принадлежала президенту и Совету министров, который назначался президентом. Кабинет министров являлся ответственным перед обеими законодательными палатами. Самостоятельно руководить правительством президент не мог. Сенат избирался не путем прямого голосования, а представителями муниципалитетов. Наделенный широкими полномочиями, он мог препятствовать деятельности палаты депутатов. Палата депутатов избирались на четыре года всеобщим тайным голосованием граждан, достигших двадцать одного года. Женщины, военные и жители колоний были лишены избирательных прав. Таким образом, из сорока миллионов населения меньше трети, двенадцать миллионов были избирателями. Каждый закон проходил через обе законодательные палаты (палату депутатов и сенат). В административном праве долгое время сохраняли полную силу многие законы и положения, изданные еще при Наполеоне I, при Реставрации и Наполеоне III. Вся административная система, структура управления, деятельность судов и местной администрации остались такими же, какими они были при Империи.

Таким образом, Конституция Третьей республики 1875 года была менее демократичной, чем конституции Первой республики (1793, 1795 годов) и Второй республики (12 ноября 1848 года). Это объясняется заметным поправением французской буржуазии и полной невозможностью народа влиять на конституционное законодательство. Новым в Конституции было учреждение двух палат вместо одной, введение института пожизненных сенаторов. Резиденцией парламента и членов правительства стал Версаль, подальше от Парижа, там было легче укрыться от народа. В целом, в условиях угрозы реставрации монархии, принятие Конституции 1875 года стало косвенной победой народа и прогрессивным шагом вперед в общественном развитии Франции. Французская республика являлась наиболее централизованной из всех великих держав. Местное самоуправление обладало крайне ограниченными правами. Во всех сферах местной жизни и в управлении департамента огромное влияние имели префекты. Назначениями, увольнениями, перемещениями префектов распоряжался министр внутренних дел. Такая же централизация царила и в области финансов, путей сообщения, образования. Эта конституция оказалась самой устойчивой из всех конституций, когда-либо существовавших во Франции от самого начала Великой французской революции 1789–1794 годов. Защитникам этой конституции пришлось несколько раз оборонять республику от очень резких и яростных нападок как националистов, так и монархистов. Большая часть французского общества только приветствовала достигнутую при посредстве новой конституции политическую стабильность в стране.

После разгрома Коммуны во французском рабочем движении преобладали реформистские, антиреволюционные направления. Большое идейное влияние в 1870-х годах приобрел Жан Жозеф Барбере, мелкобуржуазный реформист, отвергавший революцию; даже стачечное движение он считал крайне опасным. Решение социального вопроса Жан Барбере видел в создании производственных кооперативов. С 1876 года положение стало меняться: в Париже стала выходить газета “Эгалите”, редактируемая Жюлем Гедом. Позже в ее редакцию пришел Поль Лафарг. Значение этой газеты было очень велико: этот печатный орган был обращен к рабочим и пытался соединить социализм с рабочим движением, распространял марксизм на французской почве. Несмотря на критику со стороны Маркса и Энгельса, Жюль Гед и Поль Лафарг имели большие заслуги во французском и международном движении. Они были талантливыми популяризаторами марксизма во Франции, освобождали рабочее движение от пут мелкобуржуазного реформистского социализма, боролись за переход на позиции научного коммунизма. Под руководством Геда и Лафарга возник блок коллективистов, боровшихся с идеологий Жана Барбере. В 1879 году на рабочем конгрессе в Марселе блок коллективистов объявил себя рабочим социалистическим движением и высказался за необходимость создания самостоятельной рабочей социалистической партии. В 1880 году на съезде в Гавре было оформлено создание Рабочей партии. Партия приняла программу, вводную теоретическую часть к которой написали К.Маркс и Ф.Энгельс. В течение многих лет программа Французской Рабочей партии оставалась образцом для всего международного рабочего движения.

Развитие внутриполитической борьбы в стране в значительной мере осложнялось весьма напряженным внешнеполитическим положением. Франкфуртский мир не принес и не мог принести истинного примирения между Францией и Германской империей. Потеря Эльзаса и Лотарингии лишили Францию двух промышленно развитых провинций. Вряд ли Франция могла примириться с этой потерей и это прекрасно понимали авторы Франкфуртского мира Мольтке и Бисмарк. Немецкие власти заняли по отношению к Франции откровенно враждебную позицию, провоцировали новые конфликты. Вероятно, в окружении “железного канцлера” подумывали о развязывании новой превентивной войны против Франции. После разгрома 1870-1871 годов во Франции фактически отсутствовала боеспособная армия, надо было заново создавать всю военную систему, не было и союзников. Страна находилась в полной дипломатической изоляции. В Берлине все это знали. Германская дипломатия в течение 1872–1875 годов, систематически, из года в год провоцировала инциденты и конфликты с Францией. Как вспоминал позже Ромен Роллан, “кулак бисмарковской Германии был занесен над нашей юностью”. Германское командование считало, что Франция в военном отношении столь слаба, что не сможет предпринять никаких ответных активных действий. Со своей стороны, немецкий генеральный штаб раздувал в прессе миф об угрозе Германии со стороны Франции. Напуганное французское правительство обратилось в Петербург за дипломатической и военной помощью. Хотя в эти годы Россия была связана “союзом трех императоров” с Германией и Австро-Венгрией (подписан в 1873 году), не в интересах России было усиление Германии в Европе за счет ослабления Франции. Россия успокоила Францию: в случае новой войны Бисмарк оказался бы перед лицом Европы в том же положении, что и Бонапарт в 1870-м году. Князь Александр Горчаков добавил: “У России и Франции общие интересы,…наши отношения останутся хорошими и сердечными…”. В Берлине были вынуждены считаться с занятой Россией позицией. Воевать с Францией Германия могла только при нейтралитете России. Так русское правительство оказало политическую и моральную поддержку Франции. В том же духе высказалось и британское правительство. Германская дипломатия была вынуждена отступить по всему фронту. Главным виновником своей внешнеполитической неудачи раздраженный Бисмарк считал князя Горчакова. Даже ввязавшись в восточный кризис в 1877 году, Россия не уступила Францию Бисмарку, не позволила “железному канцлеру” беспрепятственно расправиться с Францией. К сожалению, наметившееся в 1870-х годах сближение России и Франции не было дипломатически закреплено. Франко-русский союз был оформлен только 4 января 1894 года.

Будучи противником предоставления амнистии коммунарам, Шарль де Фрейсиненеожиданно в июле внес в палату проект полной амнистии. В защиту амнистии в палате выступил депутат Распайль, в Сенате горячую речь произнес Виктор Гюго. Герои-коммунары вернулись из тюрем и заняли свои почетные места в рядах французского демократического движения. День взятия Бастилии был официально провозглашен национальным праздником, “Марсельеза” стала государственным гимном Франции, иезуитские религиозные конгрегации (общества) были распущены, а другие религиозные организации поставлены под правительственный контроль. Народ с пониманием и сочувствием воспринял эти нововведения. Они носили скорее внешний эффект: вся Франция с воодушевлением пела новый старый гимн – “Марсельезу”, с подъемом был отпразднован праздник взятия Бастилии – 14 июля. Серьезных перемен, улучшений в положении народа, так и не наступило. Требования народа остались без внимания республиканцев.

Третьим правительством республиканцев было правительство самого Жюля Ферри (первое правительство Ферри), правившее с сентября 1880 по октябрь 1881 года. Через парламент правительство провело законы о свободе собраний, закон о свободе печати, отменявший денежные залоги для издателей. Была осуществлена широкая реформа народного образования. Были приняты законы об обязательном светском обучении детей от семи до тринадцати лет, о светском среднем женском образовании и т.д. Конечно, все эти буржуазно-демократические реформы имели прогрессивное значение и способствовали в некоторой степени демократизации политического строя Третьей республики. Но они были далеки от надежд и ожиданий народа. Республиканцы пришли к власти благодаря поддержке народа. Много лет, находясь в оппозиции, они обещали проведение широких реформ в интересах народа: демократизацию конституции, уничтожение верхней палаты – Сената, ликвидацию должности президента, принятие широкого социального законодательства, охрану интересов труда, изменение налоговой политики, отделение церкви от государства и т.п. Победив на выборах, почувствовав себя уверенно, республиканцы сочли необходимым строго дозировать осуществление демократических реформ. Проведение реформ теперь намеренно затягивалось, подменялось второстепенными мерами, реформаторы под любыми предлогами сопротивлялись реализации главных пунктов своей предвыборной программы. Как справедливо заметил Шарль Фрейсине, Жюль Ферри уже в период своего первого министерства стал убежденным противником реформ. Реформы кабинета Ферри были не результатом реформаторства Ферри, а, буквально, были вырваны пролетариатом у правительства Франции.

Эта “республика накопления богатств” искала возможности собирать сокровища не только у себя во Франции, но и далеко за морями, в колониях. Франция встала на путь энергичной и колониальной экспансии. Весной 1881 года правительство Жюля Ферри, действуя в интересах финансово-промышленных групп, организовало военную экспедицию в Тунис. Повод вскоре нашелся – воинственное североафриканское племя крумиров, якобы, напало на французских солдат, охранявших границы Алжира. Газетный издатель Анри Рошфор на страницах своей газеты в статье “Ищите крумира” писал: “Крумиров выдумали; их нет; мы сражаемся против невидимого врага; покажите нам хоть одного живого крумира”. Тем не менее, в апреле 1871 года правительство Ферри направило дивизии в Тунис, затем 2 мая на тунисском побережье был высажен восьмитысячный французский десант под командованием генерала Жюля Эме Бреара. Не встречая сопротивления, французы окружили дворец тунисского бея, нацелили на него две артиллерийские батареи. После таких приготовлений, генерал Жюль Бреар положил на стол тунисского бея текст “договора о союзе”. Насмерть перепуганный бей, не дожидаясь истечения срока ультиматума, поставил свою подпись под текстом. Так был установлен протекторат Франции над Тунисом (договором в Бардо от 12 мая 1881 года). Началась оккупация Туниса французскими войсками. Французы были втянуты в длительную, несправедливую, истребительную войну, стоившую многочисленных человеческих жизней и материальных потерь.

Итогом оккупации Туниса, как об этом и мечтал Бисмарк, стало ухудшение франко-итальянских отношений. Двойственный союз между Австро-Венгрией и Германией (заключенный в 1879 году), был преобразован в Тройственный: в 1882 году к нему присоединилась Италия. Тройственный союз, заключенный 20 мая 1882 года между Австро-Венгрией, Германией и Италией, был направлен против Франции и России. Германская пресса лживо именовала этот союз “лигой мира”. В реальности, в Европе возникла мощная агрессивная военно-политическая группировка под главенством Германии. Внешнеполитические позиции Франции существенно ухудшились.

На очередных парламентских выборах 1881 года республиканцы вновь одержали внушительную победу над монархистами. Республиканцы получили 457 (четыреста пятьдесят семь) мест в палате депутатов против 90 (девяноста мандатов) разных монархистских группировок. На выборах 1881 года отдельно от умеренных республиканцев выступали отделившиеся от них радикалы. Крайне левые, или радикалы, во главе со своим лидером Жоржем Клемансо (1841–1929 годы) выдвинули требования старой республиканской программы, от которой умеренные республиканцы фактически отказались, став “партией власти” (прогрессивный налог на капитал, уничтожение постоянной армии, уменьшение продолжительности рабочего дня, легализация деятельности профсоюзов). К этой республиканской программе радикалы во главе с Жоржем Клемансо добавили ряд программных пунктов Рабочей партии. Главными требованиями радикалов на выборах 1881 года были демократический пересмотр конституции, прогрессивно-подоходный налог, социальное страхование рабочих, отделение церкви от государства и т.п. В области внешней политики радикалы, и, прежде всего, сам Жорж Клемансо – один из лучших ораторов палаты, – решительно осуждали колониальную политику и требовали сосредоточить все силы для предстоящей войны с Германией. Радикалов поддерживала мелкая и средняя буржуазия и часть рабочих, даже весьма значительная. Лидер радикалов Жорж Клемансо был в 1870-1871 годах мэром одного из центральных районов Парижа (Монмартра, на территории которого вспыхнуло восстание 18 марта). Он не встал на сторону Коммуны, но не оказал своей поддержки и душителям Коммуны. Попав в Национальное собрание в 1871 году, он начал там свою долгую парламентскую карьеру. Он стал лидером радикальной партии, которая вначале была численно незначительной, затем с конца 1890-х годов приобрела большое и длительное влияние. Радикализм мелкой и средней буржуазии во Франции имел свою долгую и прочную традицию. Якобинцы 1793 года числились его предками и Клемансо не раз с гордостью называл себя “сыном Великой французской революции”. Жорж Клемансо происходил из семьи деревенского врача. Сам он тоже был врачом по специальности, принадлежал к интеллигентному слою провинциальной мелкой буржуазии. Для него всегда чуждыми были аристократия, духовенство, низшие социальные слои. Его идеалом была радикальная республика, основанной на принципах личной свободы и собственности. Своими главными политическим противниками Клемансосчитал “правых” – клерикалов и монархистов. Проявляя блеск ума, громадный публицистический талант, язвительное остроумие, яркий ораторский дар и железную волю, Жорж Клемансо боролся с “правыми”.

На выборах 1881 года умеренные республиканцы снова добились победы, но уже не такой внушительной. Большинство голосов из всех буржуазно-республиканских партий получил “республиканский союз” Леона Гамбетта, поэтому сформировать кабинет было поручено ему. Радикалы с Жоржем Клемансо завоевали пятьдесят мест в палате депутатов, их влияние неуклонно возрастало. Этому способствовало недовольство внутренней политикой умеренных республиканцев, их внешнеполитическим курсом, направленным на расширение колониальной экспансии.

Так Леон Гамбетта впервые возглавил правительство, которое прозвали “великим министерством”. От него ожидали много. Однако, правительство великого, знаменитого лидера республиканцев продержалось всего семьдесят три дня (с 14 ноября 1881 года по 26 января 1882 года), на один день дольше Парижской Коммуны. Уже при формировании своего кабинета в ноябре 1881 года Гамбетта столкнулся с немалыми трудностями. Возглавляемая Жюлем Ферри “республиканская левая” и другие партии буржуазных республиканцев отказались войти в состав правительства Леона Гамбетта. Гамбетта был должен составить кабинет только из членов Республиканского союза. Гамбетта предложил проект пересмотра конституции, который не удовлетворил ни левых, ни правых. Палата отвергла проект, и Гамбетта был вынужден уйти в отставку. Вскоре при невыясненных обстоятельствах, он умер.

В феврале 1883 года к власти вновь пришел Жюль Ферри. Второе правительство Жюля Ферри было одним из самых длительных – оно продержалось до апреля 1885 года (чуть больше двух лет). Правительство Ферри, считаясь с растущим общественным недовольством, настроением депутатов палаты, было вынуждено пойти на некоторые реформы: был упразднен институт пожизненных сенаторов, принят закон о свободе профессиональных союзов в 1884 году, была установлена выборность мэров. Эти законы прошли в палате депутатов благодаря голосам левых парламентских групп. Второе правительство Жюля Ферри начало свою деятельность в момент обострения экономических трудностей и социальных противоречий. В 1882 году потерпел банкротство крупный банк “Юнион Женераль”, вслед за этим начался “великий крах” в банковском мире. Банковский кризис всегда являлся предвестником мирового экономического кризиса: глубокий кризис охватил все отрасли хозяйства и растянулся на долгие месяцы.

Как всегда, в периоды мировых экономических кризисов, вследствие ухудшения положения трудящихся, наблюдался подъем массового рабочего движения. В 1882 году было зарегистрировано сто восемьдесят две забастовки с число участников свыше сорока тысяч человек, в следующем 1883 году забастовочная борьба французов продолжалась с возрастающим упорством. Крупная забастовка в 1884 году охватила угольные копи Казимира Перье в Анзене. Впервые после подавления Коммуны, правительство Ферри двинуло против забастовщиков регулярные войска. В 1886 году войска были брошены против горняков в Деказвилле. Ферри выдвинул новый лозунг: “Опасность – слева!” Так буржуазные республиканцы открыто перешли от саботажа реформ к открытому применению репрессий по отношению к рабочему классу. Удары карательной политики республиканцев становились все более жесткими. Пролетариат видел буржуазных республиканцев своими союзниками в период борьбы с монархистами. Теперь республиканцы предстали в истинном свете – как воинствующие реакционеры. Чем чаще сменяли друг друга правительства буржуазных республиканцев, тем быстрее французский пролетариат освобождался от наивных иллюзий прежних лет.

Во Франции уже имелась Рабочая партия, возглавляемая Жюлем Гедом и Полем Лафаргом, – первая пролетарская партия, открыто провозгласившая верность марксизму. Заслуги Геда и Лафарга в пропаганде и популяризации идей марксизма на французской почве были очень велики.

Слабыми сторонами французского рабочего движения были раздробленность рабочего движения, распадение его на соперничавшие, порой враждующие организации. Вернувшиеся в 1880 году после амнистии коммунары-бланкисты сначала примкнули к Рабочей партии, а позже создали свою партию – Центральный революционный комитет (ЦРК). После смерти в 1881 году лидера ЦРК Огюста Бланки, организацию возглавил Эдуар Вайян. На Гаврском съезде Рабочей партии в 1880 году была принята марксистская программа. В следующем году многие лидеры анархистов (в том числе, Петр Кропоткин и Эмиль Готье) были приговорены к тюремному заключению. Это только способствовало росту популярности анархистов.

Внутри самой Рабочей партии развернулась острая внутренняя борьба. Рабочая партия Франции сложилась в 1879–1880 годах как блок разных групп коллективистов, отмежевавшихся от реформистов кооператоров-барберетистов. Революционному марксистскому направлению в Рабочей партии было противопоставлено иное – мелкобуржуазно-реформистское. Его главными лидерами стали сподвижники Бакунина – Поль Брусс и Бенуа Малон, оба они находились под сильным влиянием Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. Поль Брусс и Бенуа Малон стремились превратить Рабочую партию в реформистскую партию, “партию реформ”, отрицавшую необходимость социалистической революции. Задачи рабочего класса – осуществление своих идеалов “по кускам”, по мере возможностей (“поссибилизм”). Бруссисты провозгласили идеи “муниципального социализма” столбовой дорогой рабочего движения. С бруссистами решительно боролись Жюль Гед и Поль Лафарг, отвергавшие всю теорию и практику “поссибилизма”. На очередном конгрессе в Сент-Этьенне в 1882 году в среде Рабочей партии Франции произошел раскол. Гедисты, оказавшиеся в Сент-Этьенне в меньшинстве, открыли собственный конгресс в Роанне, они сохранили за Рабочей партией старое наименование.

Сторонники Брусса и Малона, которых после раскола стали называть поссибилистами, создали организацию под названием Революционно-социалистическая рабочая партия, федерация социалистических трудящихся Франции. Новая партия не соответствовала названию – она не была ни социалистической, ни революционной. Ф.Энгельс справедливо назвал поссибилистов “хвостом радикальной буржуазной партии”. (Соч., 2 изд., т.35, с. 338).

Размежевание гедистов с их противниками в рабочем движении справа и слева – барберетистами, поссибилистами, анархистами – было неизбежно. Марксизм должен был развенчать различные мелкобуржуазные идеи и теории, имевшие распространение в среде французского пролетариата и тянувшие его к оппортунизму. Раздробленность организаций пролетариата ограничивала его возможности и снижала его влияние на ход политической борьбы. Мелкая буржуазия (самая многочисленная) шла не за пролетариатом, а за радикалами, отдавая им свои голоса на выборах.

Второе правительство Жюля Ферри, применяя тактику “кнута и пряника” к пролетариату, пыталось отвлечь общественное внимание активной внешней политикой Третьей республики. Сам Жюль Ферри был наиболее энергичным проводником колониальной политики. Колониальные захваты и экспансия проводились с таким размахом, которого никогда прежде не знала история Франции. Колониальная экспансия велась сразу по нескольким направлениям. В Северной Африке были расширены владения в Алжире (присоединена область Мцаба); доведена до конца политика подчинения и закабаления Туниса. Одновременно продолжалось начатое еще раньше завоевание Западного Судана и земель, расположенных вдоль реки Нигер. С 1875 года тянулась война против Дагомеи. В 1883 году правительство Жюля Ферри возобновило агрессию против Мадагаскара. Французы проникали в Конго, рвались в Северо-Восточную Африку к зоне побережья Баб-эль-Мандебского пролива.

Главным “предприятием”, “венцом колониальной политики” правительства Ферри стала захватническая война в Индокитае. При этом Ферри прикрывался “высокими мотивами” – “цивилизаторской миссией, выполняемой Францией по велению истории”. Война в Индокитае отвечала интересам влиятельных промышленных групп и спекулянтов, включая самого премьер-министра Жюля Ферри, лично участвовавшего в закулисных финансовых операциях через своего родственника, некоего Бовье-Шафура.

Война против народа Вьетнама, начатая в 1883 году и вскоре переросшая в войну с Китаем, развернулась для Третьей республики крайне неудачно и не принесла военных лавров французскому оружию. Французские войска несли большие потери, солдаты гибли от тропической лихорадки. Военные операции не приносили успеха. Война затягивалась, росли людские и материальные потери. 27-28 марта 1885 года французская армия под командованием генерала Франсуа Оскара Негрие потерпела поражение под Ланг-Сонгом и бежала с поля боя. Достигнув Парижа, известие о поражении генерала Франсуа Оскара Негрие словно буря смело правительство Жюля Ферри.Еще вчера могущественный премьер, он тайно бежал по потайной лестнице, скрываясь, покидал палату депутатов. На улице его ждала толпа, готовая разорвать в клочки презираемого всеми “Ферри – тонкинца”, “Ферри– пруссака”. Несмотря на поражение, Франция упорно продолжала вести колониальную войну во Вьетнаме. К концу 1890-х годов Вьетнам был превращен во французский протекторат, и вскоре стал французской колонией.

В октябре 1885 года выборы уже в первом туре неожиданно дали перевес монархистски-реакционным партиям, объединенным в единый блок под названием “консервативный союз”. Провал умеренных буржуазных республиканцев на выборах 1885 года стал возмездием за их антидемократическую внутреннюю и авантюристическую внешнюю политику.

Опасность “справа” снова побудила республиканцев объединиться и во втором туре они все-таки одержали победу над правыми монархическими группами. Но впервые половину республиканских депутатских мест в палате завоевали радикалы, резко умножившие свою популярность благодаря резкой критике колониальной политики правительства Жюля Ферри. Выборы 1885 года в целом свидетельствовали о нарастании широкого народного недовольства политикой умеренных буржуазных республиканцев.

В декабре 1885 года президентом Третьей республики на новый срок был избран Жюль Греви. Правительства Шарля Луи де Фрейсине (январь – декабрь 1886 года) и радикала Рене Гобле (декабрь 1886 – май 1887 года) были составлены из представителей обеих партий – умеренных республиканцев и правительственных радикалов. При отсутствии у обоих правительств положительной программы в вопросах внутренней политики общественным вниманием без труда овладел военный министр в правительствах Шарля Фрейсине и Рене Гобле генерал Жорж Эрнест Буланже, выдвинутый на этот пост Жоржем Клемансо. Появление Буланже во главе военного министерства совпало по времени с резким ухудшением отношений с Германией. Буланже поддерживали монархически настроенные офицеры, которые разжигали шовинизм и призывали к реваншу, требовали возврата Эльзаса и Лотарингии. Некоторые из них мечтали о новом диктаторе, способном сплотить массы и армию для победной войны с Германией. В этой обстановке быстро росло и усиливалось реваншистское “буланжистское движение”, связанное с именем генерала Жоржа Эрнеста Буланже.

Военно-политические круги Германии учли обострение англо-русских противоречий на Балканах, что создало благоприятные условия для разжигания нового франко-германского конфликта. Руководитель немецкого генштаба генерал Альфред фон Вальдерзее в декабре 1886 года писал: “Для нас было бы наилучшим спровоцировать войну против Франции”. Той же позиции придерживался “железный канцлер” Отто фон Бисмарк. Немецкий генштаб считал, что Франция в ближайшие годы будет нуждаться в мире и наращивать свою военную мощь, чтобы начать новую войну против Германии. “Железный канцлер” Отто фон Бисмарк с тревогой наблюдал, как разбитая Франция слишком быстро восстанавливает свои силы. Германия часто прибегала к политике нажима и угроз в отношении Франции. В апреле – мае 1872 года прошли переговоры о досрочной выплате оставшихся трех миллиардов контрибуции. Бисмарк дал свое согласие на выплату, т.к. опасался, как бы Франция не уклонилась от платежа, и поэтому поторопился получить с нее деньги. После падения правительства Луи Адольфа Тьера больше всего о реванше во Франции кричали монархисты. В 1872 году Франция приняла систему всеобщей воинской повинности и начала быстро восстанавливать свою армию.

В сентябре 1873 года оккупационные войска покинули французскую территорию, что позволило Франции проводить более независимую внешнюю политику. Это еще больше насторожило подозрительного Бисмарка. В своих секретных письмах канцлер убеждал, что незачем ждать, когда Франция восстановит силы, что надо “тотчас же ударить”. Французские епископы в Эльзасе и Лотарингии в своих молитвах ежедневно молились за возвращение Эльзаса и Лотарингии в состав Франции. Бисмарк расценил это как призыв к отделению от Германии. В 1874–1875 годах обе страны стояли на пороге новой войны. Для Германии она была более выгодной: Германия имела больший перевес в силах, чем в 1870-м году. Французский министр иностранных дел герцог Эли Деказ обратился к правительствам Австрии, России и Англии, прося у них защиты против Германии. Просьба была услышана. Австрийский император Франц-Иосиф, английская королева Виктория предупредили германского императора Вильгельма I о печальных последствиях для Германии развязывания новой войны с Францией. Россия также присоединилась к их мнению. Ответом стало новое реформирование французской армии: был увеличен состав полка с трех батальонов до четырех, что увеличило контингент французской армии еще на сто сорок четыре тысячи человек. Бисмарк немедленно отреагировал: указом от 4 марта 1875 года запретил вывозить лошадей за пределы Германии под предлогом “сохранения конского поголовья для полевых работ” (германская пресса распускала слухи о закупке Францией немецких лошадей для нужд французской армии). Позже канцлер добавил, что от этого указа “пахнет порохом”. Вскоре в Берлин с визитами прибыли российский канцлер Александр Горчаков и император Александр II. Россия оказала необходимую поддержку Франции путем нажима на Германию. Британия также отклонила предложение Бисмарка о заключении оборонительного и наступательного союза между обеими странами. Конф

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *