1547 год событие в истории россии

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

1547 год событие в истории россии

25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.

А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.

Источник

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Причины московского восстания 1547, его ход и последствия

Конец июня 1547 года – дата крупного московского антифеодального бунта, стихийно поднятого горожанами и не имеющего определенного набора требований. Сигурд Оттович, исследователь данного явления, отмечал, что причины бунта не были до конца понятны как современникам, так и непосредственным участникам восстания.

Предпосылки, причины и ход московского восстания

В 40-х годах XVI столетия власть бояр и князей стала ослабевать. Наибольшим влиянием в столице обладало семейство Глинских, являвшихся родственниками Ивана Грозного по материнской линии. За несколько лет до бунта 1547 года столичными военными была отстранена от власти группировка Бельских, осуществлявшая опекунство над несовершеннолетним князем Иваном Васильевичем. Однако данное событие считается военным переворотом, и сильно уступает по масштабам московскому восстанию, случившемуся в том же году.

Усиление недовольства среди горожан произошло также по причине неурожая хлеба, заставившего их идти на крайние меры из страха перед надвигающимся голодом. Весной 1547 года огнем была уничтожена внушительная часть торговых рядов в Китай-городе, а также ремесленных слобод в Заяузье и Кожевниках. В июне случился пожар, добравшийся до стен Кремля и едва не унесший жизнь митрополита Макария, который вынужден был спускаться по веревкам. Уцелела только резиденция, принадлежавшая боярскому роду Глинских.

На обострение конфликта между простым народом и царским двором повлияла пышная свадьба Ивана Васильевича, на фоне скудеющих запасов провианта выглядевшая весьма неоднозначно. С целью успокоить всколыхнувшиеся массы, власти распространяли слух, что причиной пожаров являются поджигатели, пытающиеся дестабилизировать положение монархии. После того, как участились случаи расправ над «виновниками» пожаров, власть имущие смотрели на них «сквозь пальцы», не привлекая агрессоров к какой-либо ответственности.

Череда городских пожаров унесла от 2 до 3,6 тысяч жизней, и стала следствием уничтожения 2,5 десятков тысяч дворов и нескольких сотен деревянных церквей. На территории Кремля сгорела царская казна, центральные ведомства и ряд укреплений. На протяжении нескольких дней столица оставалась без властей, покинувших ее пределы в целях собственной безопасности. Среди оставшихся в городе жителей были распространены слухи о причастности к возгораниям княгини Глинской. Боярин М.В. Глинский поспешил вернуться из Москвы в ржевскую губернию.

1547 год событие в истории россии

«Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года», картина Павла Плешанова, 1856 год

В июне противоречие между классами достигло апогея, и москвичи, собравшись на вече, выдвинули требование о незамедлительной расправе над Глинскими. Тон на данном собрании задавался влиятельными людьми из числа состоятельных ремесленников и торговцев. В результате переговоров сторонам не удалось достичь консенсуса, и представители городской бедноты (в официальных источниках именуемые «чернью») приступили к массовым беспорядкам и погромам.

Классовый бунт не на шутку напугал Ивана Васильевича, когда орды «черни» начали обступать загородную резиденцию царя. Изначально монарх решил отказаться от карательных мер по причине неустойчивого положения власти, однако в дальнейшем главные виновники восстания были жестоко наказаны. Сильвестр, священник из ближайшего окружения царя, определил причину пожаров и последовавшего за ними восстания, как Божий гнев, преследующий Ивана за обилие неправедных поступков.

Главные причины восстания

Одной из главных причин московского восстания считается ослабление авторитета монархии и возникшие вследствие распри среди различных боярских семей в борьбе за власть. В прослойке податного сословия (мещан и крестьян) росло недовольство увеличением повинностей, размера податей, а также многочисленными случаями произвола со стороны властителей и их наместников. Гнет феодалов стал настолько невыносим обычным людям, населявшим столицу в XVI столетии, что часть из них перешла к активным действиям, выражая тем самым свое недовольство существующим укладом.

Резкий упадок авторитета царской власти привел к возникновению огромного числа интриг среди князей и бояр, желавших усилить свое влияние на московскую политику. Вражду между кланами подогревало соперничество и ожесточенная борьба за высшие придворные чины. М.В. Глинский, приходившийся дядей Ивану Грозному, считался самым влиятельным лицом в столице, что сильно настораживало как бояр и князей, так и молодого монарха, недавно занявшего место на троне.

Возможные причины восстания и его последствия

Гнет со стороны властей, достигший кульминации в первые годы правления царя Ивана Васильевича, привел к упадку влиятельной династии Глинских. Существует версия, поддерживаемая историками Клибановым и Зиминым, согласно которой к организации массовых поджогов и московского восстания был причастен Феодосий Косой. Идеолог крестьянства, возглавивший вольнодумное еретическое течение и не признававший феодальный строй, преследовался православной церковью, и вынужден был поспешно ретироваться из столицы и скрываться в белоозерских пределах.

События 1547 года оказали сильное влияние на молодого царя Ивана Васильевича, решившего после усмирения бунтовщиков всерьез взяться за усиление вертикали власти. Когда восстание было окончательно подавлено, царь приказал наказать зачинщиков, большинство из которых было приговорено к казни. Бунт побудил монарха принять ряд мер по усилению собственной власти, вылившихся позднее в деспотичную политику и возникновение опричнины.

Источник

Первый царь

1547 год событие в истории россии

И НА ЦАРСТВО СЕСТЬ

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

Совершеннолетие Ивана IV было ознаменовано важным событием. Глава государства принял титул царя.

Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине центром вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. Русь познакомилась с византийской доктриной еще при киевских князьях. Помнили ее и в московские времена. В XIV в. московских великих князей титуловали иногда стольниками византийского «царя». Конечно, чин этот лишен был в то время какого бы то ни было политического смысла.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном. Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров.

Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним (Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями).

О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.

Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем.

Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином.

Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских.

В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?

Источник

Иван IV Грозный: первый царь всея Руси

1547 год событие в истории россии

25 января 1547 года Иван Грозный впервые в русской истории венчался на государственный престол, заменив при этом привычный великокняжеский титул царским. Великое княжество Московское, объединив множество раздробленных земель, сделало еще один шаг к империи, а на основе проведенной церемонии был составлен чин венчания на царство — порядок, которому с незначительными изменениями будут следовать российские монархи в течение следующих почти 350 лет.

Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет.

«Поискати чинов предков»

К моменту восшествия на престол Иоанн уже 13 лет являлся номинальным правителем Великого княжества Московского, а за год до этого достиг совершеннолетия. Это означало, что Иоанн мог стать полноправным правителем, выйдя из-под влияния учрежденной Василием III «седьмочисленной» боярской комиссии опекунов, предвосхитившей Семибоярщину эпохи Смутного времени.

В декабре 1546 года 16-летний Иоанн объявил митрополиту Московскому Макарию о своем намерении жениться. По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков».

От Великого княжества Московского к Российской империи

До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования.

Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло.

В 1498 году Иван III, супруг Софьи Палеолог, впервые провел византийский обряд коронации, сделав внука Дмитрия своим соправителем. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем.

Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя.

Самодержец с расширенными полномочиями

Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры.

Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.

«Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных» (впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель»), — гласил полный титул, принятый в тот день Иваном IV. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.

В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу.

Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране.

Тайна Московитской короны

В 1610 году, после смерти Василия Шуйского, бояре пригласили на русский престол Владислава, сына короля польского Сигизмунда III. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты.

Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят.

Яблоко державное

Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным».

Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году. С тех пор и вплоть до коронации последнего российского императора Николая II в 1896 году держава оставалась неотъемлемым атрибутом церемонии.

Последняя из держав, принадлежавших российским правителям, была изготовлена к коронации Екатерины II в 1762 году. Тогда же, при Екатерине II, на смену шапке Мономаха пришла знаменитая Большая императорская корона Российской империи.

Источник

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547

Мас­шта­бы все­об­ще­го бед­ст­вия, ог­ром­ные раз­ме­ры ма­те­ри­аль­но­го ущер­ба, не­эф­фек­тив­ность дей­ст­вий вла­стей в ча­сы по­жа­ра и в пер­вые дни по­сле не­го (воз­мож­но, Глин­ские вновь пы­та­лись све­сти де­ло к не­мед­лен­ным каз­ням оче­ред­ных «при­знав­ших­ся за­жи­галь­ни­ков») вы­зва­ли вол­не­ния в го­ро­де. Сре­ди го­ро­жан рас­про­стра­ня­лись слу­хи о кол­дов­ских дей­ст­ви­ях княгини А.С. Глин­ской (ба­буш­ки ца­ря по ма­те­ри), якобы вы­звав­ших по­жа­ры, о под­жо­гах го­род­ских до­мов слу­га­ми её сы­но­вей. «Воз­му­ще­ние ве­ли­ко все­му на­ро­ду» (по А.М. Курб­ско­му) «злом» от Глин­ских, ви­ди­мо, вы­ну­ди­ло по­ки­нуть Мо­ск­ву боя­ри­на князя М.В. Глин­ско­го (он воз­вра­тил­ся на на­ме­ст­ни­че­ст­во в Ржев) и его мать. 23 ию­ня у по­сте­ли ми­тро­по­ли­та со­стоя­лось за­се­да­ние Бо­яр­ской ду­мы во гла­ве с ца­рём (он спе­ци­аль­но прие­хал из Во­робь­ё­ва), где вы­сту­пи­ли про­тив­ни­ки Глин­ских из чис­ла дум­цев: бы­ло ре­ше­но про­из­ве­сти официальное след­ст­вие о при­чи­нах по­жа­ра.

Там на Со­бор­ной площади со­стоя­лись их пе­ре­го­во­ры с боя­ра­ми: об­ви­не­ния в ад­рес Глин­ских не вы­зва­ли серь­ёз­ных воз­ра­же­ний дум­цев. Князь Ю.В. Глин­ский без­ус­пеш­но пы­тал­ся ук­рыть­ся в Ус­пен­ском со­бо­ре: по наи­бо­лее ве­ро­ят­ной вер­сии, во­рвав­шая­ся тол­па силь­но из­би­ла его во вре­мя бо­го­слу­же­ния; за­тем его при­та­щи­ли на ве­рёв­ке на тра­диц. ме­сто каз­ни на тор­гу, где он был на­смерть за­бит кам­ня­ми. По­доб­ные ве­че­вые ре­ше­ния в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми обыч­но­го пра­ва при­ве­ли к каз­ни лиц из ок­ру­же­ния Глин­ских, «по­то­ку и раз­граб­ле­нию» иму­ще­ст­ва са­мих Глин­ских, а так­же их дво­рян и слуг. Рас­пра­вы на­ча­лись вслед за каз­нью Ю.В. Глин­ско­го и про­дол­жа­лись, ско­рее все­го, на сле­дую­щий день. То­гда же бы­ли уби­ты и дво­ря­не из по­гра­нич­ных уез­дов вер­ховь­ев Оки (ве­ро­ят­но, они дос­та­ви­ли в Мо­ск­ву ин­фор­ма­цию о при­бли­же­нии войск крым­ско­го ха­на к южным гра­ни­цам Русского государства), не­зна­ко­мые мо­ск­ви­чам и при­ня­тые ими за лю­дей Глин­ских.

Но­вый сбор воо­руженных мо­ск­ви­чей со­сто­ял­ся по при­зы­ву го­род­ско­го па­ла­ча ут­ром 29 ию­ня. Сре­ди вос­став­ших рас­про­стра­нил­ся слух о том, что ба­буш­ка ца­ря и боя­рин М.В. Глин­ский ук­ры­ва­ют­ся в цар­ской ре­зи­ден­ции в Во­робь­ё­ве. Не­кие не на­зван­ные в ис­точ­ни­ках ли­ца «по­ве­ле­ша кли­ка­ти», а за­тем мно­го­численная тол­па от­пра­ви­лась в Во­робь­ё­во, «яко же к бое­ви обы­чай имя­ху». Не­ожи­дан­ное по­яв­ле­ние боль­шо­го чис­ла воо­руженных лю­дей по­тряс­ло 17-лет­не­го ца­ря; впо­след­ст­вии он вспо­ми­нал о со­бы­тии: «И от се­го бо вни­де страх в ду­шу мою и тре­пет в кос­ти моя». С боль­шим тру­дом на лич­ных пе­ре­го­во­рах ца­рю уда­лось убе­дить го­ро­жан в от­сут­ст­вии род­ст­вен­ни­ков в его по­ко­ях. Хо­тя дей­ст­вия мо­ск­ви­чей под­па­да­ли под нор­мы о наи­бо­лее тяж­ких пре­сту­п­ле­ни­ях, царь, не имея ре­аль­ных во­енных сил, не ри­ск­нул при­бег­нуть к мас­со­вым опа­лам и каз­ням (позд­нее бы­ли вы­яв­ле­ны и на­ка­за­ны толь­ко ли­ца, при­звав­шие к сбо­ру в по­ход).

Пря­мым след­ст­ви­ем восстания ста­ло от­стра­не­ние от вла­сти «пар­тии» Глин­ских, усу­губ­лён­ное опа­лой на князя М.В. Глин­ско­го из-за его не­удав­шей­ся по­пыт­ки по­бе­га в Великое княжество Ли­тов­ское. Пе­ре­жи­тые по­тря­се­ния сбли­зи­ли ца­ря с Силь­вест­ром, ко­то­рый с это­го вре­ме­ни вхо­дил в бли­жай­шее ок­ру­же­ние Ива­на IV. Важ­ны­ми ока­за­лись и бо­лее от­да­лён­ные по­след­ст­вия восстания. В ря­ду других со­бы­тий 1547-1549 годов оно спо­соб­ст­во­ва­ло на­хо­ж­де­нию ком­про­мис­сов по внутренней и внеш­ней по­ли­ти­ке ме­ж­ду различными «пар­тия­ми» зна­ти, зон кон­со­ли­да­ции ши­ро­ких сло­ёв «бла­го­род­ных» слу­жи­лых со­сло­вий.

Дополнительная литература:

Шмидт С.О. Ми­ниа­тю­ры Цар­ст­вен­ной кни­ги как ис­точ­ник по ис­то­рии мо­с­ков­ско­го вос­ста­ния 1547 г. // Про­бле­мы ис­точ­ни­ко­ве­де­ния. М., 1956. Т. 5; он же. Ста­нов­ле­ние рос­сий­ско­го са­мо­дер­жав­ст­ва. М., 1973; он же. Рос­сия Ива­на Гроз­но­го. М., 1999;

Смир­нов И. И. Очер­ки по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва 30–50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958;

Зи­мин А. А. Ре­фор­мы Ива­на Гроз­но­го. М., 1960.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *