1325 1340 год событие на руси
ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)
Иван I Данилович Калита (1325-1340)
Сын Даниила Александровича,
внук Александра Невского.
Внутренняя политика
Внешняя политика
1328-1340- Великое правление во Владимире.
1328-1337- князь Новгородский
1327— участвовал в подавлении восстания в Твери против ордынского баскака Чолхана ( на Руси его звали Щелканом).
За это Калита получил Кострому и право княжить в Новгороде.
Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву, Москва стала духовной столицей Руси.
Получил право сбора дани и доставки её в Орду.
Обеспечил условия для спокойной торговли в Москве, очистив все дороги от разбойников.
В состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро
Дальнейшее развитие культуры, архитектурного строительства.
Построил дубовый Кремль в Москве
1331- был заключён мир с литовским князем Гедимином, закреплённый браком между его дочерью Симеоном и Айгустой.
1336- борьба с Гедимином за Новгородскую землю.
1340- поход на Смоленск, вступивший в сговор с Гедимином.
Об Иване I Калите
Хитрый, жестокий, расчётливый правитель. Умело строил отношения с Ордой ради своей выгоды. Всегда жестоко расправлялся со своими противниками и соперниками. В то же время это был умный правитель, прекрасный дипломат.
Прозвище получил ещё при жизни. Калитой называлась сумка, кошель. При князе она была всегда, в ней находилась мелочь, которую он раздавал бедным. Калитой называли его ещё и потому, что он часто покупал соседние земли, не жалея для этого денег.
Итоги деятельности
Был первым собирателем Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Присоединял земли любыми способами- от завоевания до выкупа.
Заложил основы политического и экономического могущества Москвы
Значительно расширилась торговля в княжестве
Дальнейшее развитие культуры, активное храмовое строительство.
Использовал династические браки для укрепления княжества и установления мирных отношений.
Создал предпосылки для образования централизованного государства.
ЛИЧНОСТИ
Пётр— первый митрополит в Москве. С 1325 года кафедра митрополита была переведена из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Примечание
Материал о личностях можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
На сайте istoricheskiy—portret.ru можно найти исторический портрет Ивана III
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Российское государство. Иван Калита 1325- 1340 г
Особенности образования российского государства
Князь Иван Данилович Калита, родившийся предположительно между 1283 и 1340 годами, с 1325 – московский князь, а с 1328 года князь владимирский смог заложить своей деятельностью прочный фундамент будущего экономического и политического московского могущества. Своё прозвище Калита (то есть, кошель) князь получил в народе за щедрость и богатство.
Становление российского абсолютизма
1. Развитие Российского государства в период с начала XVI по первую четверть XVIII века, шло исключительно эволюционным путем. Попытки государственных деятелей идти на опережение эволюции приводили к политическому краху и системному кризису. Все реформы в системе государственного управления, все ее качественные изменения были опосредованны необходимостью адаптации к изменяющимся условиям, появлением новых взаимоотношений требующих регулирования.
2. Развитие российской государственности проходило в условиях исключительно агрессивной среды. С юга, юго-запада – пресс Золотой орды, позже Крымского ханства, северо-запада – пресс католического мира. Множество государств жили на рубежах двух столь различных цивилизаций, но зарождались – единицы, а выживало из них еще меньше. В процессе своего становления, российское государство впитало в себя множество элементов восточной культуры управления (в частности образец самовластия монарха) и вырабатывало свои индивидуальные методы, обусловленные исключительно необходимостью выживания (симфония светской и духовной власти в России приняли формы, какие она не имела нигде в мире, за исключением Византии и то в краткий период).
3. Государство носило вотчинный характер, т. е. вся территория страны являлась вотчиной правителя (монарха) и была в полной его собственности. Основой власти государя первоначально было право на землю. Рента за землю автоматически совпадала с государственным налогом – классический признак традиционного государства. По этому признаку, при проведении границы цивилизаций Восток – Запад, Россия стабильно попадала на Восток. Земельный вопрос, для России, кстати, как был болезненно актуальным, так и остался таким до сих пор.
4. Несмотря на то, что само общество страны было изолированно от внешних контактов, государство всегда вело активную внешнюю политику, в результате чего, в систему государственного управления при всем ее азиатском облике (и способе производства – по Марксу) были привнесены элементы культуры новационного общества. Такие как чисто военные ноу-хау, промышленные, юридические, научные, образовательные. В меньшей степени искусства. Т. е. в стране шел органический синтез западной и восточной культуры.
5. Если в Европе абсолютизм появился при развитии буржуазных отношений, при торжестве частной собственности, при как выразился Исаев И. А. «ситуации перехода от феодальной к капиталистической системе», то в России активное развитие капиталистических отношений началось, лишь после реформ Петра I, т. е. после появления абсолютизма. Здесь прослеживается, базовое различие между двумя типами организации общества (проще и короче, которые зовут цивилизациями). Если в Западной цивилизации государство было следствием развития частнособственнических отношений и по факту следовало курсу на развитие данных отношений, то в России частная собственность была следствием деятельности всепоглощающего государства, и лишь в степени дозволенного государством. Т. е. развитие частнособственнических отношений регламентировалось государством. Приоритеты у Западной и Восточной цивилизаций – диаметрально противоположенные. Причем сие не есть утверждения того, чьи из них лучше или хуже. Качественные оценки – по определению недоказуемы. Т. к. и у той и у другой эти приоритеты вырабатывались веками, в процессе адаптации общества к окружающей среде (в данном смысле – не только природа, но и среда внешнеполитическая, религиозная, этническая и пр.).
6. Поскольку буржуазия, как класс практически отсутствовала (не играла определяющей роли) в России, то опорой монарху являлась служилое дворянство, не занимавшееся экономической деятельностью, и для экономической поддержки которого (иначе дворянство не могло и не стало бы служить) государство ввело, а затем и развило институт крепостного права. Рабства же, в своей чистой форме, в Росси никогда не было, как не никогда не было и в остальных государствах многих восточных цивилизаций. В нем, по факту не было нужды. Рабовладельческая формация, в своей чистой форме была лишь в античной Греции и Риме – странах, где по факту зародились частнособственнические отношения.
7. Одним из инструментов государственного управления была православная церковь. В России церковь и государство пришли к взаимовыгодному и весьма тесному союзу, под несомненным однако перевесом власти светской. Одним из преимуществ этого союза было то, что власть духовная никогда (исключение патриарх Никон) не пыталась подчинить себе власть светскую, в отличие от Римских пап.
8. Разработка общенациональной идеологии шло совместно государством и церковью, с совместными интересами. Частные лица, практически никогда, в России изучаемого периода, не занимались разработкой, каких бы то ни было, этических или правовых доктрин. Честно говоря, о частных лицах, в данный момент можно было говорить лишь с очень большой натяжкой. Целями идеологии указанного периода было утверждение идеальности (и даже сакрализации) современного государственного строя, религии и общественного уклада, стремление к сливанию трех указанных элементов в единый, жестко взаимосвязанный объект.
9. Многовековой идеологический, государственный и религиозный синкретизм привел к выработке уникального, идеально адаптированного национального стереотипа поведения. Даже ломка жесткой системы социокультурных связей не смогла полностью его изменить, тем паче, что ломка заканчивалась построением новой системы связей, но по старой схеме (в наиболее существенных моментах, таких как: право собственности на землю и вообще частная собственность как таковая, объем полномочий верховного носителя власти, свобода совести и мнений и др.)
1325-1340. Великое княжение московского князя Ивана Калиты
Поход на Тверь и получение великокняжеского ярлыка
В 1327 году в Твери произошло народное восстание. В городе были убиты татаро-монгольские захватчики вместе с ханским послом Шевкалом, после чего Ивану Данииловичу из ставки пришел приказ срочно прибыть к Узбеку с Александром Суздальским и другими князьями. В Золотой орде они присоединились к походу карательного войска хана, который назвали «Федорчуковой ратью».
Окончив поход, Иван Даниилович получил от Узбека великокняжеский ярлык, но Владимирское княжество хан разделил между ним и Александром Суздальским, который стал править во Владимире и поволжских землях, а московскому князю достались Новгород и Кострома. Лишь в 1331 году, когда умер Александр Суздальский, все Владимирское княжество перешло под управление Москвы.
Преобразования на Руси при Калите
Иван Даниилович регулярно выплачивал дань золотоордынскому хану. Калита – первый великий князь, занимавшийся сбором дани, как на своей земле, так и во всех владимирских княжествах. Он лично отвозил ее Узбеку, частично оставляя собранные деньги у себя. За такое усердие Иван Даниилович получил титул великого князя всея Руси.
При Калите судом и наказанием особо опасных преступников занимались не крупные вотчинники, а княжеская администрация. Иван Даниилович наделял землей и налоговыми льготами людей, которые переселялись в его княжество из неблагополучных регионов Руси. Калита со своими боярами занимался приобретением сел и волостей у других князей.
В 1328 году Константин Васильевич взял в жены дочь Ивана Данииловича Марию, после чего Ростовское княжество разделилось напополам. Борисоглебская часть досталась зятю Калиты, а в 1331 году после смерти Федора Васильевича его Сретенская половина по велению золотоордынского хана перешла Ивану Данииловичу.
Охота на Александра Михайловича Тверского
Узбеку очень хотелось судить скрывающегося в Псковском княжестве Александра Михайловича, который допустил народное восстание в Твери. Калита обратился к тверскому князю с предложением самостоятельно отправиться к хану для спасения Руси от нового татаро-монгольского нашествия. Александр Михайлович никак не отреагировал на призыв Калиты.
В 1329 году залесские князья со своими дружинами выдвинулись в поход на Псковское княжество, который возглавил Калита. Возле Опок они встретились с псковскими послами, сообщившими об отбытии Александра Михайловича в ливонские земли. Под Болотово состоялось заключение «вечного мира». Псковские послы пообещали, что не станут иметь никаких дел с литовскими князьями.
В 1332 году Калита обратился к новгородцам с требованием платить дань, кроме традиционного «черного бора», еще и «закамским серебром», но Новгород отказался это делать. Тогда войско Ивана Данииловича завладело Бежецким Верхом и Торжком.
Посетив ставку хана в последний раз, московский князь рассказал Узбеку, что происходит формирование литовско-тверского союза против Орды и процесс этот возглавил Александр Михайлович. Хан принял решение об убийстве тверского князя, после чего Калита получил в свои владения всю Северо-Восточную Русь.
Москва – крупный церковный центр
Иван Даниилович часто принимал в Москве митрополита Петра, который в 1322 году переехал туда жить. После его смерти митрополичий престол достался греку Феогносту, находившемуся в хороших отношениях с Калитой.
В 1327 году Иван Даниилович завершил строительство московского Успенского собора. Также он был инициатором возведения собора Спаса на Бору на территории Спасского монастыря, церкви Иоанна Лествичника, Архангельского собора и Димитриевской церкви. При нем Москва превратилась в крупный церковный центр и обзавелась новым дубовым Кремлем.
В 1340 году Иван Даниилович принял монашеский постриг, а 31 марта того же года он умер. Местом упокоения Калиты стал московский Архангельский собор.
1325 1340 год событие на руси
ЕГЭ по истории и обществознанию запись закреплена
ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ.
1325-1340 – это годы правления московского князя Ивана Калиты. Этот князь произвел много преобразований, при нем московское княжество переживало повышение уровня культуры и благосостояния. При Иване Калите в нашем государстве произошел ряд важных событий, самые важные из которых можно рассмотреть отдельно.
Одно из событий – подавление антиордынского восстания в Твери в 1327 году. Правление Ивана тогда только начиналось, но его политика уже была направлена как на укрепление Московского княжества в положении центрального княжества русских земель, так и на обособление его от Золотой Орды. И, когда жители Твери во главе с тверским князем Александром Михайловичем убили ордынского посла и подняли восстание против уплаты дани и прочих повинностей перед Ордой, Иван Калита, снабженный многотысячным войском хана Узбека, отправился на подавление этого бунта, в чем преуспел. После этого события московским князем был получен ярлык на княжение в Новгороде, а право Ивану самому собирать дань для Орды со своих земель. Данное событие в русской истории нельзя характеризовать однозначно. С одной стороны, после подавления восстания положение Москвы улучшилось, она получила больше свободы от Орды, получила время и силы на восстановление и развитие культуры (при Иване стали строиться белокаменные храмы в Москве). Но, с другой стороны, Иван I вступил в союз с иноземным врагом, причем, выступив против другого русского князя, Александра Михайловича, что можно посчитать за предательство русского единства, особенно в такой сложный период времени для русских земель.
Еще одним важным событием в правление Калиты можно считать перенос столицы православия. Во второй половине 20-ых годов XIV века резиденция митрополита была перенесена из Владимира в Москву. Первым митрополитом, переехавшим в Московское княжество, был Петр. Это событие оказало не только несомненное влияние на развитие культуры и духовности княжества, но и позволило ему укрепиться в положении первенства среди других земель. Также, перенос резиденции митрополита способствовал укреплению духа жителей Москвы, их сплоченности и преданности своему князю.
Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между этими событиями в период правления Ивана Калиты.
Оба события – и подавление восстания в Твери, и перенос резиденции митрополита в Москву – были продиктованы необходимостью укрепления Московского княжества, повышения уровня его влияния на русские земли. При подавлении восстания Иван руководствовался поддержкой ордынского хана Узбека, что в дальнейшем способствовало бы развитию хороших отношений между ханом и московским князем, о чем Иван, несомненно, знал. Создание хороших отношений с Ордой было важно для укрепления княжества, так как постоянные набеги со стороны ордынцев просто разорили бы его, и Ивану нужна была гарантия, что этих набегов не произойдет. При переносе же резиденции митрополита в Москву Иван Калита руководствовался все тем же – необходимостью повышения авторитета Москвы. Так как православие на тот момент было одной из самых важных частей жизни русского народа, перенос столицы православия бы несомненно отразился на авторитете княжества.
Результатом обоих событий стало повышение авторитета Московского княжества как в русских землях, так и в Золотой Орде, развитие культуры княжества, начало централизации русских земель вокруг него. Иван Калиты правил на протяжении долгого времени – 15 лет. Его правление нельзя оценить однозначно. По оценкам таких великих историков, как Н.М. Карамзин и С.М, Соловьев, Иван Калита оказал большое положительное влияние на развитие нашего государства. В период его правления было сделано много для развития Москвы, ее укрепления. Начала уменьшаться зависимость княжества от Орды, были присоединены новые земли (Коломна, Углич, Белоозеро). По характеристике самого Карамзина, Иван Калита – это «Собиратель Земли русской».
Однако, с другой стороны, многие историки называют Ивана I «черным пятном» русской истории между Александром Невским и Дмитрием Донским. Он подавил, причем, довольно жестокими мерами, восстание в русских землях, что можно посчитать за предательство. Вступил в сговор против Твери с Ордынским ханом, что тоже оценивается многими историками как отрицательная часть его правления.
Время правления Ивана Калиты – это время восстановления культуры на Руси, начало строительства белокаменных храмов и восстановления ремесел. Но самым главным достижением данного периода является укрепление положения Московского княжества в русских землях и ослабление зависимости его от Орды.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Иван I Калита (1325-1340)
Иван I Данилович Калита (1325-1340)
Сын Даниила Александровича,
внук Александра Невского.
Внутренняя политика
Внешняя политика
1328-1340- Великое правление во Владимире.
1328-1337- князь Новгородский
1327— участвовал в подавлении восстания в Твери против ордынского баскака Чолхана ( на Руси его звали Щелканом).
За это Калита получил Кострому и право княжить в Новгороде.
Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву, Москва стала духовной столицей Руси.
Получил право сбора дани и доставки её в Орду.
Обеспечил условия для спокойной торговли в Москве, очистив все дороги от разбойников.
В состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро
Дальнейшее развитие культуры, архитектурного строительства.
Построил дубовый Кремль в Москве
1331- был заключён мир с литовским князем Гедимином, закреплённый браком между его дочерью Симеоном и Айгустой.
1336- борьба с Гедимином за Новгородскую землю.
1340- поход на Смоленск, вступивший в сговор с Гедимином.
Об Иване I Калите
Хитрый, жестокий, расчётливый правитель. Умело строил отношения с Ордой ради своей выгоды. Всегда жестоко расправлялся со своими противниками и соперниками. В то же время это был умный правитель, прекрасный дипломат.
Прозвище получил ещё при жизни. Калитой называлась сумка, кошель. При князе она была всегда, в ней находилась мелочь, которую он раздавал бедным. Калитой называли его ещё и потому, что он часто покупал соседние земли, не жалея для этого денег.
Итоги деятельности
Был первым собирателем Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Присоединял земли любыми способами- от завоевания до выкупа.
Заложил основы политического и экономического могущества Москвы
Значительно расширилась торговля в княжестве
Дальнейшее развитие культуры, активное храмовое строительство.
Использовал династические браки для укрепления княжества и установления мирных отношений.
Создал предпосылки для образования централизованного государства.
ЛИЧНОСТИ
Пётр— первый митрополит в Москве. С 1325 года кафедра митрополита была переведена из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Примечание
Материал о личностях можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
На сайте istoricheskiy—portret.ru можно найти исторический портрет Ивана III
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
- Фавибирин что это такое простыми словами
- 40 лет со дня рождения отмечают или нет