120 лет со дня рождения нины николаевны берберовой
Свидетельница века
Жизнь Нины Берберовой хронологически почти без зазоров совпала с ХХ веком: она родилась в 1901 году в Петербурге, а умерла в 1993-м в американской Филадельфии.
Умерла выпавшей из реального бытия знаменитой писательницей, в бреду, что тоже казалось нарушением всех законов (бывают люди, иссякание жизненных сил которых принять невозможно). 92 года земной жизни – это непредставимо много. Настолько, что не можешь поверить фотографиям. Тем, на которых 21-летняя солнечная девушка только что покинула Россию с Владиславом Ходасевичем и фотографически «правильно» смотрит в объектив, нежно обнимая новоиспечённого мужа. И тем – с легендарных встреч Берберовой с советскими читателями в 1989 году, где она, взволнованная, счастливая, то ли смеётся, то ли плачет, то ли сомневается в реальности происходящего. Нет, те и другие фотографии абсолютно историчны, привязаны к вполне определённым событиям – проблема тут в другом: во внешнем несовпадении, несочетаемости образов.
Впрочем, есть книга, отметающая сомнения и доказывающая безусловно – перед нами один и тот же человек и вот этого, закатного, никогда бы не было без того, рассветного. Эта книга – «Курсив мой», и главным её героем является Нина Берберова в контексте большой истории (истории вообще и истории литературы в частности). Сей факт как бы подтверждает избранный Берберовой подзаголовок – «автобиография». Однако не всё тут просто.
Дело в том, что в процессе радостного, а временами по-настоящему восхищённого одоления этого текста становится ясно: несмотря на предельную его субъективность, имеющую в виду абсолютно личное отношение к описываемым людям и событиям, текст перестаёт быть автобиографией в привычном понимании, превращаясь в портрет эпохи, портрет века. В документ прежде всего исторический, но лишённый при этом свойственной подобным документам претензии на окончательный взгляд, окончательные характеристики и оценки, на историческую «истину в последней инстанции». Следствием такой претензии всегда становится некая околонаучная скука, излишняя серьёзность, схема, не имеющая ничего общего с живой жизнью. Сколько бы ни обвиняли Берберову в предвзятости в изображении тех же Гумилёва, Андрея Белого, Максима Горького или Бунина, именно её портреты, напрочь отменяющие всякую иконописность, которой грешит научная история литературы, превращают в живых людей те писательские муляжи, которые преподносятся массовому сознанию в качестве главных действующих лиц отечественной литературы ХХ века.
Чего стоят, например, берберовские свидетельства о берлинской жизни Андрея Белого, тяжелопьющего, мучающего знакомцев поздними визитами, танцующего фокстрот, бессчётно повторяющего рассказ о своих взаимоотношениях с Блоком и его женой – так, будто эта история случилась вчера, а не за пятнадцать лет до этого! Что же, Андрей Белый отныне превращается в пародию на самого себя, а ценность сделанного им в литературе умаляется? Разумеется, нет, однако и его неровные стихи, и его блистательная проза, и его двусмысленные мемуары приобретают в этом освещении дополнительное измерение, ибо все они – плод творческих взрывов очень живого и очень непростого человека с несомненными задатками гения.
Ещё пример: история взаимоотношений Берберовой и Ходасевича.
Не секрет, что известность юная Берберова получила в связи со своим романом с поэтом, который в начале 1920-х годов обрёл совершенно неповторимый голос и выдвинулся на первые роли в русской поэзии. В ранние эмигрантские годы Берберова писала стихи, рассказы, повести, разборы современной литературы, издавала журнал, однако все относились к ней как к Галатее, изваянной Ходасевичем-Пигмалионом, и такое отношение не могло не ранить начинающую писательницу. Она, впрочем, и сама понимала ту роль, которую играет в её жизни Ходасевич. О многом говорит известный эпизод в «Курсиве», относящийся к их отъезду из России: Берберова описывает разговор о неоконченных стихах Ходасевича и, в частности, о поэме, начатой им четверостишием: «Вот повесть. Мне она предстала / Отчётливо и ясно вся, / Пока в моей руке лежала / Рука послушная твоя», – и продолженной Берберовой ещё одним четверостишием: «Так из руки твоей горячей / В мою переливалась кровь, / И стала я живой и зрячей, / И то была – твоя любовь». Тут ключевыми являются слово «послушная» (Ходасевич определяет им иерархию отношений) и фраза «и стала я» (которой юная Берберова как бы соглашается со своим мужем, проецируя их любовь на историю Пигмалиона и Галатеи). Напомню – это 1922 год.
Интересно, что, когда спустя полвека в среде советской интеллигенции вслед за установившимся культом Ходасевича возникла отчаянная мода на Берберову, новые почитатели бывшей ходасевичевской жены продолжали воспринимать её абсолютно в том же ключе. И вот тут Нина Николаевна повела себя довольно жёстко: отвечая на вопросы о влиянии Ходасевича, она это влияние не отрицала, однако всячески показывала, что оно относится к 1920-м годам, а, например, «Курсив мой», которым бредила та же советская интеллигенция, написан в 1960-е, через тридцать лет после смерти Ходасевича. И была совершенно права.
Почему? Потому что «Курсив мой» сильно отличается от всего того, что писала Берберова; это чудесное самопроявление кристально ясного и самобытнейшего дарования, как бы дремавшего в иные времена. В том числе и во времена, когда Берберова жила (а потом, в 1930-е, не жила, но продолжала дружить) с Ходасевичем. И как это ни парадоксально, вновь почти задремавшего в «послекурсивные» годы. Всё это не значит, что читать «другую» Берберову невозможно. Возможно, а некоторые опыты и нужно. Однако при этом ясно, что поэзия – это не вполне берберовское дело. Что литературная критика её, изначально выросшая под присмотром Ходасевича, хороша лишь тогда, когда перестаёт быть собственно литературной критикой, а приближается по манере к «Курсиву». Что её художественные биографии отличаются от «курсивной» автобиографии монологической заявкой на объективизм и историзм и если даже имеют в своей основе учёбу у «Державина» Ходасевича, то лишены его виртуозной художественной игры (а интерес вызывают лишь у читателей, интересующихся «запретным», – тут и авантюризм Будберг плюс «жареные» подробности её отношений с Горьким и Уэллсом, и гомосексуализм Чайковского). Что исключительно исторические исследования – вроде книги «Люди и ложи», столь возбудившей нашу перестроечную публику «открытием белых пятен истории», – слишком тяжелы, не по-хорошему необъятны, а то и попросту скучны. Нет во всём этом того магического кристалла, который вертит в руках художник, сумевший обрести полную внутреннюю свободу, самостоянье по-пушкински и не озабоченный чужими оценками и восприятиями (а это основа «Курсива»).
Необходимость остановиться на проблеме «Берберова и Ходасевич» диктуется ещё одной причиной – она связана с разного рода мифами о писательнице. В частности, с мифом, условно говоря, «железной женщины». Берберова описывает уход от Ходасевича словами, от которых впору впасть в смущение, – она пишет о «восторге» освобождения от близкого человека, несколько, разумеется, смешивая карты и путая следы. Но если мы протрём слегка ослепшие от агрессии историко-литературных стереотипов глаза, то вдруг увидим, что перед нами почти обыкновенная история слишком уж разновозрастных браков. Один, старший, останавливается, перегруженный впечатлениями бытия, превратившимися в рутину; другая, младшая, рвётся уйти вперёд, рвётся осваивать новые территории жизни. Чем не иллюстрация того, к чему пришли к началу 1930-х годов Ходасевич и Берберова. У одного – отвращение к литературе, хвори, депрессии, блуждания, пасьянсы и бильярд; у другой – желание нового, яростное неприятие стереотипа, голова, полная творческих замыслов. Берберова здесь завершается как «прелестная прелесть» (определение З. Гиппиус), но это не значит, что превращается в какое-то «железо», «чугун» (эти определения она, впрочем, сама спровоцировала), что разучивается прощать, становится исключительно зла, язвительна, холодна. А это ведь общее место во многих мемуарных свидетельствах. Тут какое-то непонятное мне бесчувствие (скорбное!) по отношению к собственно текстам Нины Берберовой. И прежде всего к «Курсиву», который навсегда останется (для меня, во всяком случае) исповедью нежной и взволнованной, неравнодушной души, не теряющей в жизненных превратностях и испытаниях неизбывного интереса к другим людям, вообще к «другому человеку» – с целью оставить его в истории, тем самым обессмертив его. Но и себя тоже.
Александр Панфилов, кандидат филологических наук
120 лет со дня рождения нины николаевны берберовой
120 лет со дня рождения Нины Николаевны БЕРБЕРОВОЙ (1901-1993), поэта, прозаика, переводчика, литературного критика. После революции вместе с родителями приехала в Нахичевань к деду, училась на историко-филологическом факультете Донского университета. С 1922 года в эмиграции, где и состоялся её литературный дебют. К концу 20-х имя Берберовой приобрело в эмиграции широкую известность во многом благодаря ироничному, в зощенковском стиле, циклу из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под общим названием «Биянкурские праздники». Автор романов «Последние и первые» (1930), «Повелительница» (1932) и «Без заката» (1938), автобиографии «Курсив мой» (1966).
90 лет со дня pождения поэта Владислава Павловича ЕФРЕМОВА (1931-2014)
85 лет со дня pождения поэта и журналиста Владимиpа Даниловича АПАHАСЕHКО (1936-1998)
165 лет со дня pождения первого историка Нахичевани Ерванда Овакимовича ШАХАЗИЗА (1856-1951)
130 лет со дня рождения поэта Осипа Эмильевича МАНДЕЛЬШТАМА (1891-1938)
110 лет со дня рождения поэта и драматурга Анатолия Владимировича СОФРОНОВА (1911-1990)
120 лет со дня рождения краеведа Василия Ивановича ЕГОРОВА-ХОПЕРСКОГО (1901-1970)
95 лет со дня рождения Лидии Афанасьевны ЦЫМБАЛ (1926-2013)
95 лет со дня рождения журналиста Фёдора Фёдоровича РЕШЕТНЯКА (1926-2007)
80 лет со дня рождения поэта Владимира Валентиновича МОИСЕЕВА (1941-2016)
135 лет со дня pождения краеведа Хpистофоpа Акимовича ПОРКШЕЯHА (1886-1970)
115 лет со дня pождения журналиста Петpа Аpкадьевича HИКИТИHА (1906-1968)
110 лет со дня рождения писателя и журналиста Алексея Васильевича ИОНОВА (1911-1976)
100 лет со дня pождения литературоведа Гpигоpия Александpовича ЧЕРВЯЧЕHКО (1921-1986)
80 лет со дня рождения журналиста Владимира Егоровича САРЫЧЕВА (1941-2007)
95 лет со дня рождения писателя Владимира Васильевича КАРПЕНКО (1926-2005)
85 лет со дня рождения поэта Василия Васильевича КОРШУНОВА (1936-2020)
95 лет со дня рождения писателя Алексея Абрамовича КОРКИЩЕНКО (1926-2009)
80 лет со дня рождения краеведа Евгения Ивановича КИРСАНОВА (1941-2009)
85 лет со дня рождения журналиста Юрия Александровича НЕМИРОВА (1936-1994)
130 лет со дня рождения писателя Антонины Николаевны МУХАРЕВОЙ (1891-1962)
130 лет со дня рождения Александра Владимировича ПОЗДНЕЕВА (1891-1975)
90 лет со дня рождения краеведа Александра Львовича РУЗИНА (1931-2002)
110 лет со дня рождения журналиста Александра Ивановича НАВОЗОВА (1911-1996)
95 лет со дня рождения ростовского краеведа Евгения Ивановича МАЛАХОВСКОГО (1926-2017)
85 лет со дня рождения поэта и журналиста Владимира Иосифовича ПАЛЬЧИКОВА (1936-2019)
75 лет публицисту и театральному критику Владимиру Георгиевичу ФЕДОРОВСКОМУ (1946)
105 лет со дня рождения писателя Петра Васильевича ЛЕБЕДЕНКО (1916-2003)
90 лет со дня рождения сценариста и режиссера Виталия Евгеньевича АКСЁНОВА (1931-2020)
85 лет со дня рождения журналиста Александра Федоровича ЯКОВЕНКО (1936-1999)
80 лет со дня рождения краеведа Валентины Павловны КАЛИБАТОВСКОЙ (1941)
80 лет журналисту Михаилу Абаевичу БЕРДИЧЕВСКОМУ (1941)
75 лет со дня рождения писателя Александра Викторовича ХАВЧИНА (1946-2016)
60 лет со дня рожденья поэта Любови Ивановны ЗАХАРЧЕНКО (1961-2008)
155 лет со дня рождения Платона Николаевича КРАСНОВА (1866-1924)
65 лет со дня рождения Виктора ГАЛИНА-АРХАНГЕЛЬСКОГО (1956-1995)
135 лет со дня рождения Арсения Михайловича АВРААМОВА (1886-1944)
75 лет со дня рождения Георгия Леонидовича БУРАВЧУКА (1946-2006)
125 лет со дня рождения Евгения Львовича ЛАННА (1896-1958)
80 лет Борису Моисеевичу СЛУЦКОМУ (1941)
110 лет со дня рождения Николая Михайловича НИКОЛАЕВА (1911-1993)
60 лет литературоведу Марине Ченгаровне ЛАРИОНОВОЙ (1961)
115 лет со дня pождения краеведа Александpа Иосифовича ПУШКАРЕHКО (1906-1998)
100 лет со дня рождения журналиста Алексея Михайловича МИЛОВАНОВА (1921-1986)
90 лет со дня рождения краеведа Анатолия Петровича ПИЛЬНИКА (1931-2013)
85 лет со дня рождения Анатолия Ивановича ГРИЦЕНКО (1936-2007)
85 лет со дня рождения Анатолия Александровича ЗАГОТА (1936-2008)
145 лет со дня pождения Константина Андpеевича ТРЕHЁВА (1876-1945)
90 лет со дня рождения Натальи Алексеевны СУХАHОВОЙ (1931-2016)
110 лет со дня рождения Виктора Платоновича НЕКРАСОВА (1911-1987)
120 лет со дня рождения Иллариона Николаевича СТАЛЬСКОГО (МАЛЫГИНА, 1901-1978)
85 лет со дня рождения Юрия Ильича ХАРЛАМОВА (1936-2014)
80 лет со дня рождения Валерия Львовича КРАСКО (1941-2010)
70 лет со дня рождения Александра Михайловича ЛЮКСЕМБУРГА (1951-2007)
105 лет со дня рождения Петpония Гая АМАТУHИ (1916-1982)
85 лет Петру Елисеевичу ЕСАКОВУ (1936)
85 лет со дня рождения Николая Ивановича ПРИХОДЬКО (1936-2009)
100 лет со дня рождения Андрея Афанасьевича ЗИМОВНОВА (1921-2002)
110 лет со дня pождения Александpа Аpсентьевича БАХАРЕВА (1911-1974)
85 лет со дня рождения Натальи Борисовны АПУШКИНОЙ (1936-2005)
75 лет Виктору Сергеевичу ПЕТРОВУ (1946)
130 лет со дня рождения Елизаветы Яковлевны ТАРАХОВСКОЙ (1891-1968)
130 лет со дня рождения Валентина Яковлевича ПАРНАХА (1891-1951)
130 лет со дня рождения Николая Николаевича ЕВСЕЕВА (1891-1974)
125 лет со дня рождения Романа Борисовича ГУЛЯ (1896-1986)
95 лет со дня рождения Юрия Григорьевича СЛЕПУХИHА (1926-1998)
110 лет со дня рождения Ильи Михайловича КОТЕHКО (1911-1969)
90 лет со дня рождения Леонида Валентиновича РЕВЕНКО (1931-2002)
80 лет журналисту Елене Петровне СМИРНОВОЙ (1941)
70 лет Людмиле Александровне ХЛЫСТОВОЙ (1951)
110 лет со дня pождения Александpа Михайловича СУИЧМЕЗОВА (1911-1986),
100 лет со дня рождения Геннадия Ивановича ГОHЧАРЕHКО (1921-1988)
105 лет со дня рождения Анатолия Вениаминовича КАЛИHИHА (1916-2008)
110 лет рождения Василия Петровича ГНУТОВА (1911-1999)
160 лет со дня рождения Андрея Михайловича ГРЕКОВА (1861-1912)
75 лет Сергею Александровичу АНДРЕЕНКО (1946)
80 лет со дня рождения Виктора Егоровича ЛОЗОВСКОГО (1941-2019)
110 лет со дня рождения Владимира Дмитриевича ФОМЕHКО (1911-1990)
95 лет со дня рождения Нелли Григорьевны ФРАДКИHОЙ (1926-2010)
85 лет со дня рождения Владимира Сергеевича СИДОРОВА (1936-2006)
120 лет со дня рождения Михаила Павловича ЛОБОДИHА (1901-1999)
95 лет со дня рождения Леонида Георгиевича ШОЛОХОВА (1926-2009)
110 лет со дня рождения Владимира Ильича ВАТИНА (1911-1970)
80 лет Зинаиде Ивановне БАЕВОЙ (1941)
125 лет со дня рождения Евгения Львовича ШВАРЦА (1896-1958)
80 лет со дня рождения Бориса Владимировича ГОНЧАРОВА (1941)
85 лет Геннадию Таpасовичу СЕЛИГЕHИHУ (1936)
75 лет со дня рожденья Андрея Андреевича ДАНЦЕВА (1946-2010)
75 лет Ивану Михайловичу ЖМУРИНУ (1946)
95 лет со дня рождения Михаила Николаевича МАЛЬЦЕВА (1926-2020)
155 лет со дня рождения Ивана Александровича РОДИОHОВА (1866-1940)
100 лет со дня рождения Александра Михайловича РЕВИЧА (1921-2012)
165 лет со дня рождения Павла Петровича ФИЛЕВСКОГО (1856-1951)
60 лет со дня рождения Мирослава Маратовича НЕМИРОВА (1961-2016)
90 лет со дня рождения Бориса Сергеевича КОЗЛОВА (1931-2008)
140 лет со дня рождения Николая Яковлевича АБРАМОВИЧА (1881-1922)
110 лет со дня рождения Михаила Ефимовича ШТИТЕЛЬМАHА (1911-1941)
120 лет со дня рождения Георгия Филипповича ШОЛОХОВА-СИHЯВСКОГО (1901-1967)
90 лет со дня рождения Фёдора Мефодьевича БОЛИБОКА (1931-2018)
70 лет Михаилу Павловичу АСТАПЕНКО (1951)
145 лет со дня рождения Исайи Марковича ГУТМАХЕРА (1876-1921)
100 лет со дня рождения Антраника Георгиевича (Геворковича) МАЛХАСЯНА (1921-2019)
145 лет со дня рождения Анатолия Павловича КАМЕНСКОГО (1876-1941)
120 лет со дня рождения Николая Васильевича ФЁДОРОВА (1901-2003)
70 лет со дня рождения Светланы Михайловны НОВИКОВОЙ (1951-2012)
85 лет со дня рождения Георгия Васильевича ГУБАНОВА (1936-2018)
200 лет со дня pождения Hиколая Фёдоpовича ЩЕРБИHЫ (1821-1869)
120 лет со дня pождения Александpа Александpовича ФАДЕЕВА (1901-1956)
130 лет со дня pождения Льва САВИHА (псевдоним Савелия Моисеевича Лев, 1891-1947)
135 лет со дня pождения Льва Павловича ПАСЫHКОВА (1886-1956)
70 лет Владимиру Ивановичу АФАНАСЕНКО (1951)
105 лет со дня pождения Иосифа Моисеевича ГЕГУЗИHА (1916-1999)
120 лет со дня рождения Нины Берберовой
В историю литературы она вошла как автор мемуаров, по которым позднее изучали историю русской литературной эмиграции.
120 лет назад родилась русская писательница, поэтесса Нина Берберова. В историю литературы она вошла как автор мемуаров, по которым позднее изучали историю русской литературной эмиграции.
Берберова эмигрировала в Париж в 1922 году. Начинающая журналистка писала биографии Чайковского и Бородина, занималась историей русских масонов. Однако главным произведением Берберовой стала книга «Курсив мой». Жесткие и хлесткие описания современников поразили как читателей, так и критиков.
«Курсив» принимали по-разному: с восторгом и осуждением. Все дело в необычных литературных портретах, которые рисовала Берберова. Великие имена представали живыми людьми со всеми недостатками и особенностями.
До перестройки мемуары Берберовой можно было прочитать только в самиздате. Исследователи во Франции высоко оценивали этот литературный труд и ставили мемуары в один ряд с произведениями Толстого и Достоевского.
Нина Берберова жила стремительно и динамично: из послевоенного Парижа уехала в Америку, выучила английский, в 70 лет села за руль. Она признавалась друзьям, что не терпит ностальгии и не хочет оглядываться назад. При этом в литературу Берберова вошла как автор мемуаров «Курсив мой» – книги такой же противоречивой и сильной, как она сама.
8 августа исполняется 120 лет со дня рождения российской писательницы армянского происхождения, поэтессы, автора документально-биографических исследований Нины Николаевны Берберовой
Со своим первым мужем, русским поэтом, переводчиком, критиком, историком литературы и пушкинистом Владиславом Ходасевичем, поэтесса познакомилась в декабре 1921 года, а в июне 1922 года они приняли решение эмигрировать в Берлин. Прежде чем надолго поселиться в Париже, Берберова и Ходасевич на некоторое время поселились у М. Горького в Берлине, затем переехали в Италию, Прагу и только потом остановились во Франции.
Все это время она продолжала свою творческую деятельность. В 20-е годы активно писала стихи, 4 из которых вошли в первую антологию эмигрантской поэзии «Якорь» (1936). Большой успех принес Берберовой 1924 год, а именно: перевод книги Р.Роллана «Махмата Ганди». А ее пьеса «Мадам» в 1936 году была сыграна в Русском и Парижском театрах.
Но основным увлечением в 20-е годы для Берберовой стала публицистика. В Берлине работала с газетой «Дни», а в конце 20-ых, когда они с Ходасевичем обосновались в Париже, писательница стала сотрудничать с газетой «Последние новости» сроком на 15 лет.
Первый свой роман «Последние и первые» она написала в 1930 году. Он был посвящен жизни русских эмигрантов, работавших на парижских предприятиях и стремящихся переселиться на Юг Франции. Роман был удостоен положительных откликов со стороны критиков.
Ее второй роман «Повелительница» вышла в свет в 1932 году. Книга повествовала о любви, о деталях жизни и быта третьего поколения эмигрантов. Третий роман «Без заката» вышел в 1938 году и публиковался в журнальном варианте под названием «Книга о счастье». Берберова задавалась актуальными вопросами и затрагивала насущные проблемы русской женщины-эмигрантки, приходя к однозначному ответу: счастье может дать только взаимная любовь.
В предвоенные годы Берберовой принесли большой успех два ее биографических произведения о великих русских композиторах. Первая книга была посвящена Петру Чайковскому, а вторая – Александру Бородину.
Оба произведения были восприняты публикой положительно, критики же дали высокую оценку.
В 1950-х годах писательница переехала в Соединенные штаты, где преподавала в разных университетах, сотрудничала с редакцией альманаха «Мосты», выступала как критик и продолжала свою творческую деятельность.
Только в 1989 году после своего отъезда Берберова впервые побывала в России.
Скончалась Нина Николаевна в 1993 году 26 сентября в Филадельфии (США).
Ознакомиться с творчеством писательницы, прочесть ее самые известные книги «Курсив мой», «Железная женщина», «История одной жизни. Чайковский» и многие другие можно в библиотеке Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване.
120 лет со дня рождения нины николаевны берберовой
Актуальная выставка. Как Прибалтика героизирует нацистов: обработка населения идет с детских садиков!
Сегодня отношения между Россией, с одной стороны, и Латвией, Литвой и Эстонией, с другой стороны, находятся на крайне низком уровне. Об этом красноречиво свидетельствует большая выставка, которая открылась сегодня в Общественной палате Российской Федерации. Название экспозиции весьма говорящее: «30 лет независимости Прибалтики. Политзаключенные. Цензура. Неонацизм».
В реке поэзии и прозы
Обзор 19-го выпуска альманаха «Полдень».
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №31. Синдром государственного реваншизма
Анонс
В №144 предлагаем окончание цикла статей Валентина Катасонова «Освальд Шпенглер и Россия».
Читайте прозу Владимира Алейникова, о. Николая Толстикова, Ильи Криштула, Юрия Михайлова, Владислава Кураша (Украина).
Как обычно с вами наши публицисты – Юрий Селиванов, Михаил Корниенко (Украина), Юрий Носовский. С публицистикой выступят Василь Ткачёв (Беларусь) и Николай Головкин.
Критика представлена работами Александра Кузьменкова, Инессы Ципоркиной, Михаила Бойко.