12 непридуманных историй мхат

«Я не помню, когда в последний раз так плакала» — зрители о новом спектакле на сцене МХАТ

Приблизительное время чтения: 4 мин.

На сцене МХАТ им. М. Горького поставили стереоспектакль «12 непридуманных историй» по текстам журнала «Фома». «Стерео» — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт.

3 и 25 октября потрясающие рассказы из реальной жизни со сцены театра прочтет Александра Ананьев, автор и ведущий программ на радио «ВЕРА» и телеканале «Спас». А еще зрители услышат прекрасную музыку в исполнении Светланы Степченко, солистки Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.

Что вызвало слезы у зрителей, которые уже побывали на спектакле?

«Слезы откровения»

12 непридуманных историй мхат

Светлана Бердичевская, театральный критик

Я, как профессиональный зритель, искушена различными постановками, но этот спектакль — откровение для меня. Оказывается, столь простыми средствами можно так глубоко «копнуть» человеческие души. Здесь все просто: голос и музыка, но этого достаточно, чтобы и заплакать, и засмеяться. 12 месяцев, 12 историй и 12 поводов для новых откровений.

Несмотря на то, что еще есть к чему стремиться с точки зрения художественной составляющей, несмотря на то, что Александр Ананьев не профессиональный артист, мы имеем дело с настоящим талантом и мастерством. На моноспектакль решаются только большие актеры — не каждому дано держать зал одному, а у Александра это получается: он интуитивно все делает правильно, так, что это очень трогает.

Создается эффект, что, так или иначе, все эти истории про тебя. Прозвучит банально, но я не помню, когда в последний раз так плакала. Это были слезы откровения. На этом спектакле ты понимаешь что-то про себя, про эту жизнь, про то, что ты знал в теории, что лежало на поверхности, но ты все никак не мог до этого дойти и применить в жизни.

Каждая история спектакля — про осязаемую добродетель. Здесь потрясающий юмор, драматургия текста. Ты испытываешь палитру эмоций, хотя внешне, в общем-то, ничего особенного не происходит: нет спецэффектов, шоу, инсталляции.

Стерео — определение чего-то двойного, звука например. Но для этого спектакля точно подойдет такое описание: максимальный объем при минимальных средствах.

12 непридуманных историй мхат

«Слезы сознания»

12 непридуманных историй мхат

Матвей Горбунов, студент ВГИКа

Стереоспектакль — открытие для меня. Он не сравнится ни с чем: ни с игрой актеров в театральных постановках, ни с мизансценами на поэтических или прозаических вечерах — настолько этот спектакль сделан тонко, глубоко и со вкусом.

Нет ничего лишнего, все продумано: 12 историй, сопровожденных музыкой. Она звучит только в кульминационные моменты, помогает погрузиться в атмосферу, прочувствовать и понять героев, сопереживать им.

Все истории заставляют задуматься о жизни и все-все перенести на себя. Со мной никогда не было такого в театре: уже на первой истории — про отца — у меня хлынули слезы из глаз. Щелчок — и я не выдержал, меня прорвало: почему я не задумывался об этих вещах раньше?! Я даже вышел из зала — слезы буквально душили меня. Мне сложно объяснить, что конкретно я испытал, но чувства, вызванные этим спектаклем, я бы сравнил с исповедью самому себе.

Меня поразил голос Александра Ананьева: казалось бы, один человек на сцене, а все истории рассказаны по-разному. Как в фильме «Москва слезам не верит», последний кадр: в многоквартирном доме где-то горят огни, где-то выключены, но все это как одна большая страна, как одна жизнь. И на спектакле «Фомы» было то же самое: на сцене стоял один человек, но он был сосредоточением всех вот таких маленьких, но трогательных историй, случающихся в жизни у каждого из нас.

12 непридуманных историй мхат

«Слезы сопричастности»

12 непридуманных историй мхат

Алла Плоткина, кинорежиссер, продюсер

Этот стереоспектакль удивителен по своей простоте и невероятен по силе воздействия на зрителя прежде всего потому, что в центре уникальный дар Александра Ананьева. Его голос не просто красивый, в нем есть глубина культуры актерского исполнения. И то, как он передает и транслирует смыслы, нюансы и оттенки эмоций рассказываемых историй, — настоящее волшебство.

Я не в первый раз смотрю этот спектакль: тексты меняются, но не меняется одно — ощущение благодарности за то, что тебя погрузили в этот мир, в это пространство мысли и глубину открытий. Когда я спрашиваю своих студентов, которых беру с собой в театр: «Ну, как вам спектакль?», они разводят руками, глубоко вздыхают и показывают, что это как раз тот случай, когда обсуждать нет смысла.

Я, как и все, безудержно смеялась над грузинской историей и плакала над рассказом о нищенке, которая в 1943 году, будучи в эвакуации, узнала в подавшем ей милостыню офицере своего мужа. Даже сейчас я пересказываю — и у меня ком в горле, хотя я не плаксива.

В этих историях много такого, что пронзает сердце слушателя, потому что это про что-то очень настоящее. Прожитое, увиденное, осмысленное. Когда мы плачем, это значит, что нас что-то очень глубоко и основательно трогает и мы чувствуем какую-то сопричастность тому, что разворачивается перед нами.

Спасибо журналу «Фома», который даёт нам большое количество таких изумительных, тончайших и глубоких текстов.

Источник

Приблизительное время чтения: 4 мин.

«12 непридуманных историй» – новый уникальный проект журнала «Фома». Мы перенесли наши истории о личных встречах с Богом на сцену. И сделали это в необычном формате стереоспектакля.

Стерео – значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу чуда, радости, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год – двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. В каждой истории – живое присутствие Бога. И, следуя времени, новый спектакль постоянно меняется – появляются новые истории.

Отзывы зрителей

Алла Плоткина, режиссёр, продюсер, руководитель Мастерской режиссуры ВГИК им. С.А. Герасимова:

12 непридуманных историй мхат

А самое главное, этот проект создает какое-то новое пространство, в котором ты начинаешь иначе видеть и себя и тех, кто рядом. Я это поняла, наблюдая своих студентов, начинающих режиссеров, которые после спектакля, не желая покидать это пространство, спрашивали меня: «А можно мы эти истории снимем. »

Константин Мацан, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера»:

Это со-бытие. Совместно-проживаемое-бытие на сцене и в зале. Разделённый всеми опыт. Когда в услышанных историях узнаешь и обретаешь сам себя. Совпадаешь, встречаешься с самим собой. И спрашиваешь этого давно знакомого незнакомца, быть может, о самом важном.

Алёна Душка:

Уже после первого рассказа у меня подступил ком к горлу. Мои друзья сидели и внимали каждому слову, в глазах была лёгкая растерянность: как может просто чтение рассказов быть таким цепляющим за что-то там далеко-далеко внутри тебя.

12 непридуманных историй мхат

Мы слушали рассказы, все больше удивляясь, как простые истории, – ну как будто и ты можешь вспомнить не один случай из своей жизни, превращались в чудеса. Выйдя из театра, мы долго не уходили, наперебой высказывая друг другу впечатления, выбирая лучший рассказ.

Оксана Кавальская:

Скажу лишь одно: слёзы сдержать не удалось. А ведь это реальные истории из жизни! Когда Господь показывает, что Он рядом. Когда среди повседневной суеты происходит чудо.

Ольга Маркушева:

Не я одна вытирала украдкой набегавшие слезы, как мне заметилось. Через искренние тексты, потрясающую музыку и очень тактичную и уместную сценографию мы с авторами текстов и артистами поговорили о Главном. О человеке перед вечными вопросами, о Божественном Чуде – когда ты внутри себя задаешь вопрос и получаешь вскоре ответ «прямым текстом».

12 непридуманных историй мхат

Александр Матушкин:

На выходе поймал себя на мысли, а ведь я только что, за час прожил 12 жизней совершенно незнакомых людей, и при этом герои этих историй стали мне словно хорошие знакомые. Истории были очень короткие, я бы даже сказал стремительные, и Александр словно выстреливал ими в зрителей, оставляя глубоко в душе благостный след добра и какой-то радости, пусть и временами с оттенком грусти. Всегда удивляло, как при отсутствии декораций возможно придумать подобное, что будет трогать куда сильнее, чем раскрученный костюмированный спектакль!.

Надежда Базукевич-Тришина:

Мне очень близки и интересны те проекты, что делают Александр Ананьев и Алла Митрофанова. Сегодня они второй раз представляли публике свои «12 непридуманных историй». Подруга, которая была на премьере, предупреждала, что надо будет держать поближе платки. Потому что придется плакать и смеяться. Она оказалась права. Саша читал рассказы авторов журнала «Фома» о встрече с Богом.

Исполнители:

Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»

Альт – Светлана Степченко, Заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова

Источник

Чем уникален спектакль «12 непридуманных историй» во МХАТе — мнение зрительницы

Приблизительное время чтения: 2 мин.

На сцене МХАТ им. М. Горького поставили стереоспектакль «12 непридуманных историй» по текстам журнала «Фома». «Стерео» — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт.

12 и 22 ноября 2020 года потрясающие рассказы из реальной жизни со сцены театра прочтет Александра Ананьев, автор и ведущий программ на радио «ВЕРА» и телеканале «Спас». А еще зрители услышат прекрасную музыку в исполнении Светланы Степченко, солистки Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.

А вот что рассказала о спектакле одна из зрительниц — сотрудница московской Свято-Алексиевской больницы Ксения Павлова.

Спектакль «12 непридуманных историй» — уникален. Уникальна и его собственная — тоже непридуманная — история.

Многие годы журнал «Фома» бережно собирал и публиковал краткие автобиографические рассказы людей. Самых разных: от священнослужителей до тех, кто лишь находится на пороге храма. За печатными публикациями последовало продолжение на сайте, в социальных сетях. Затем, благодаря Александру Ананьеву, истории обрели «голос». Аудио звучали в эфире Радио ВЕРА в передаче давнего друга «Фомы» Аллы Митрофановой, выходили благотворительными тиражами на дисках. И в итоге Алла и Александр пришли к идее вывести живые истории на театральную сцену. Третью сцену МХАТа имени Горького.

Это — неслучайно. В наше время, на фоне виртуальной реальности и дефицита искреннего общения, у людей необычно остра потребность в Непридуманном. В том, чему по-настоящему можно сопереживать. И сила спектакля в том, что в основе нет пьесы. Самая жизнь. Спектакль даёт переживание жизни сполна, и не только из за проникновенного голоса Александра (это безусловно так), и не только от великолепной музыки альта, которая переворачивает всё внутри. Сильнее всего — ощущение, что эти 12 историй стали историями и твоей собственной жизни.

Я написала, что на сцене два действующих лица: Голос (рассказчик, Александр Ананьев) и Альт (музыкант Светлана Степченко). Отсюда наимненование — «стереоспектакль». Но действующих лиц — больше. Это фортепиано в закулисье, это Алла Митрофанова, автор идеи. И конечно, это герои каждой истории, которые присутствуют незримо на сцене. Человек переживший то, о чем говорит Голос. И в какой-то момент зритель уже не понимает: читает ли он это, слышит ли, либо он уже непосредственный участник событий. Кстати, события, по мере существования спектакля — меняются.

Каждый сезон означает перемены в подборке историй. Ведь рассказы журнал «Фома» собирал много лет. А это значит, что зритель может спустя несколько месяцев или через год снова прийти на Третью сцену МХАТа, снова попасть на «12 непридуманных историй», но испытает, почувствует, услышит и увидит уже нечто новое, иное. Как уникальны люди, их путь, Божий промысл, так же уникален и текуч спектакль во времени.

А значит, снова будут смех, недоумение, слёзы и умиротворение. И — незримо — Бог в каждом человеческом сердце.

Источник

12 непридуманных историй

Православный журнал «Фома»

Стерео-спектакль по текстам журнала «Фома», поставленный на сцене МХАТ им. М. Горького.

Стерео – значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу радости, чуда, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год – двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. И в каждой истории – живое присутствие Бога.

Мы рассказываем о людях, с которыми произошло то, чего никто не ждал. Ситуации эти различны, люди тоже очень разные, и с каждым Бог говорит на том языке, который человек в состоянии понять. Это истории из реальной жизни, и их правдивость порой лишает дара речи. Никто не знает, как происходят чудеса и как меняется человеческое сердце. Но когда такое случается, становится понятно: жизнь порой гораздо интереснее и ярче самого захватывающего кино.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:
Автор идеи и постановщик – Алла Митрофанова, ведущая программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас», преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»
Альт – Светлана Степченко, заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова
Фортепиано – Елизавета Гусельникова

«Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Все самое важное о нас.

Продолжительность: 1 час 20 минут

Вход на Третью сцену: служебный вход, со стороны Малого Гнездниковского переулка.

Источник

Журнал «Фома» снова на сцене МХАТ: продажа билетов на спектакль «12 непридуманных историй»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Дорогие друзья, у нас прекрасная новость! Театры открываются, а это значит, мы снова сможем увидеться с Вами во МХАТе им. Горького и вместе прожить удивительные мгновения в нашем стереоспектакле «12 непридуманных историй». Мы долго ждали этого момента, готовили для Вас новые сюжеты. Пришло время их рассказать!

20 сентября в 20.00

Мы соблюдаем правила безопасности: наполняемость зала — 70%

«12 непридуманных историй» – это стереоспектакль по мотивам публикаций журнала «Фома». Стерео — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу радости, чуда, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год — двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. И в каждой истории — живое присутствие Бога.

Мы рассказываем о людях, с которыми произошло то, чего никто не ждал. Люди очень разные, и с каждым Бог говорит на том языке, который человек в состоянии понять. Снайпер на фронте, пожалевший своего врага; бездомный, который галантно помог девушке в затруднительной ситуации; преданный кот, спасающий хозяина от водки; каталонец с севера Москвы, заехавший в православный монастырь; деревенский хулиган, который как ребёнок плакал на Рождественской литургии… Все эти истории — из реальной жизни, и их правдивость порой лишает дара речи. Никто не знает, как происходят чудеса и как меняется человеческое сердце. Но когда такое случается, становится понятно: жизнь порой гораздо интереснее и богаче самого захватывающего кино.

Продолжительность: 1 час 20 минут, без антракта.

Часть средств от продажи билетов будет направлена на поддержку проектов журнала «Фома».

Исполнители:

12 непридуманных историй мхат

Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»; голос программ о путешествиях на РЕН-ТВ; обладатель премии «Радиомания», профессиональный диктор.

12 непридуманных историй мхат

Альт – Светлана Степченко, Заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.

Автор идеи и постановщик – Алла Митрофанова, ведущая программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас», преподаватель МГИМО. С 2000 года сотрудничает с журналом «Фома», 14 лет была постоянным автором издания.

12 непридуманных историй мхат

12 января 2020 года на Третьей сцене МХАТа им. М.Горького с большим успехом прошла премьера, театр предложил творческой команде играть этот спектакль регулярно. Но в марте мы были вынуждены отменить спектакли из-за режима самоизоляции. Теперь – мы снова с вами!

Отзывы зрителей:

Константин Мацан:

Это со-бытие. Совместно-проживаемое-бытие на сцене и в зале. Разделённый всеми опыт. Когда в услышанных историях узнаешь и обретаешь сам себя. Совпадаешь, встречаешься с самим собой. И спрашиваешь этого давно знакомого незнакомца, быть может, о самом важном.

Оксана Кавальская:

Скажу лишь одно: слёзы сдержать не удалось. А ведь это реальные истории из жизни! Когда Господь показывает, что Он рядом. Когда среди повседневной суеты происходит чудо.

Ольга Маркушева:

Не я одна вытирала украдкой набегавшие слезы, как мне заметилось. Через искренние тексты, потрясающую музыку и очень тактичную и уместную сценографию мы с авторами текстов и артистами поговорили о Главном. О человеке перед вечными вопросами, о Божественном Чуде – когда ты внутри себя задаешь вопрос и получаешь вскоре ответ «прямым текстом».

Александр Матюшкин:

На выходе поймал себя на мысли, а ведь я только что, за час прожил 12 жизней совершенно незнакомых людей, и при этом герои этих историй стали мне словно хорошие знакомые. Истории были очень короткие, я бы даже сказал стремительные, и Александр словно выстреливал ими в зрителей, оставляя глубоко в душе благостный след добра и какой-то радости, пусть и временами с оттенком грусти. Всегда удивляло, как при отсутствии декораций возможно придумать подобное, что будет трогать куда сильнее, чем раскрученный костюмированный спектакль!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *