12 непридуманных историй мхат
«Я не помню, когда в последний раз так плакала» — зрители о новом спектакле на сцене МХАТ
Приблизительное время чтения: 4 мин.
На сцене МХАТ им. М. Горького поставили стереоспектакль «12 непридуманных историй» по текстам журнала «Фома». «Стерео» — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт.
3 и 25 октября потрясающие рассказы из реальной жизни со сцены театра прочтет Александра Ананьев, автор и ведущий программ на радио «ВЕРА» и телеканале «Спас». А еще зрители услышат прекрасную музыку в исполнении Светланы Степченко, солистки Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.
Что вызвало слезы у зрителей, которые уже побывали на спектакле?
«Слезы откровения»
Светлана Бердичевская, театральный критик
Я, как профессиональный зритель, искушена различными постановками, но этот спектакль — откровение для меня. Оказывается, столь простыми средствами можно так глубоко «копнуть» человеческие души. Здесь все просто: голос и музыка, но этого достаточно, чтобы и заплакать, и засмеяться. 12 месяцев, 12 историй и 12 поводов для новых откровений.
Несмотря на то, что еще есть к чему стремиться с точки зрения художественной составляющей, несмотря на то, что Александр Ананьев не профессиональный артист, мы имеем дело с настоящим талантом и мастерством. На моноспектакль решаются только большие актеры — не каждому дано держать зал одному, а у Александра это получается: он интуитивно все делает правильно, так, что это очень трогает.
Создается эффект, что, так или иначе, все эти истории про тебя. Прозвучит банально, но я не помню, когда в последний раз так плакала. Это были слезы откровения. На этом спектакле ты понимаешь что-то про себя, про эту жизнь, про то, что ты знал в теории, что лежало на поверхности, но ты все никак не мог до этого дойти и применить в жизни.
Каждая история спектакля — про осязаемую добродетель. Здесь потрясающий юмор, драматургия текста. Ты испытываешь палитру эмоций, хотя внешне, в общем-то, ничего особенного не происходит: нет спецэффектов, шоу, инсталляции.
Стерео — определение чего-то двойного, звука например. Но для этого спектакля точно подойдет такое описание: максимальный объем при минимальных средствах.
«Слезы сознания»
Матвей Горбунов, студент ВГИКа
Стереоспектакль — открытие для меня. Он не сравнится ни с чем: ни с игрой актеров в театральных постановках, ни с мизансценами на поэтических или прозаических вечерах — настолько этот спектакль сделан тонко, глубоко и со вкусом.
Нет ничего лишнего, все продумано: 12 историй, сопровожденных музыкой. Она звучит только в кульминационные моменты, помогает погрузиться в атмосферу, прочувствовать и понять героев, сопереживать им.
Все истории заставляют задуматься о жизни и все-все перенести на себя. Со мной никогда не было такого в театре: уже на первой истории — про отца — у меня хлынули слезы из глаз. Щелчок — и я не выдержал, меня прорвало: почему я не задумывался об этих вещах раньше?! Я даже вышел из зала — слезы буквально душили меня. Мне сложно объяснить, что конкретно я испытал, но чувства, вызванные этим спектаклем, я бы сравнил с исповедью самому себе.
Меня поразил голос Александра Ананьева: казалось бы, один человек на сцене, а все истории рассказаны по-разному. Как в фильме «Москва слезам не верит», последний кадр: в многоквартирном доме где-то горят огни, где-то выключены, но все это как одна большая страна, как одна жизнь. И на спектакле «Фомы» было то же самое: на сцене стоял один человек, но он был сосредоточением всех вот таких маленьких, но трогательных историй, случающихся в жизни у каждого из нас.
«Слезы сопричастности»
Алла Плоткина, кинорежиссер, продюсер
Этот стереоспектакль удивителен по своей простоте и невероятен по силе воздействия на зрителя прежде всего потому, что в центре уникальный дар Александра Ананьева. Его голос не просто красивый, в нем есть глубина культуры актерского исполнения. И то, как он передает и транслирует смыслы, нюансы и оттенки эмоций рассказываемых историй, — настоящее волшебство.
Я не в первый раз смотрю этот спектакль: тексты меняются, но не меняется одно — ощущение благодарности за то, что тебя погрузили в этот мир, в это пространство мысли и глубину открытий. Когда я спрашиваю своих студентов, которых беру с собой в театр: «Ну, как вам спектакль?», они разводят руками, глубоко вздыхают и показывают, что это как раз тот случай, когда обсуждать нет смысла.
Я, как и все, безудержно смеялась над грузинской историей и плакала над рассказом о нищенке, которая в 1943 году, будучи в эвакуации, узнала в подавшем ей милостыню офицере своего мужа. Даже сейчас я пересказываю — и у меня ком в горле, хотя я не плаксива.
В этих историях много такого, что пронзает сердце слушателя, потому что это про что-то очень настоящее. Прожитое, увиденное, осмысленное. Когда мы плачем, это значит, что нас что-то очень глубоко и основательно трогает и мы чувствуем какую-то сопричастность тому, что разворачивается перед нами.
Спасибо журналу «Фома», который даёт нам большое количество таких изумительных, тончайших и глубоких текстов.
Приблизительное время чтения: 4 мин.
«12 непридуманных историй» – новый уникальный проект журнала «Фома». Мы перенесли наши истории о личных встречах с Богом на сцену. И сделали это в необычном формате стереоспектакля.
Стерео – значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу чуда, радости, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год – двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. В каждой истории – живое присутствие Бога. И, следуя времени, новый спектакль постоянно меняется – появляются новые истории.
Отзывы зрителей
Алла Плоткина, режиссёр, продюсер, руководитель Мастерской режиссуры ВГИК им. С.А. Герасимова:
А самое главное, этот проект создает какое-то новое пространство, в котором ты начинаешь иначе видеть и себя и тех, кто рядом. Я это поняла, наблюдая своих студентов, начинающих режиссеров, которые после спектакля, не желая покидать это пространство, спрашивали меня: «А можно мы эти истории снимем. »
Константин Мацан, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера»:
Это со-бытие. Совместно-проживаемое-бытие на сцене и в зале. Разделённый всеми опыт. Когда в услышанных историях узнаешь и обретаешь сам себя. Совпадаешь, встречаешься с самим собой. И спрашиваешь этого давно знакомого незнакомца, быть может, о самом важном.
Алёна Душка:
Уже после первого рассказа у меня подступил ком к горлу. Мои друзья сидели и внимали каждому слову, в глазах была лёгкая растерянность: как может просто чтение рассказов быть таким цепляющим за что-то там далеко-далеко внутри тебя.
Мы слушали рассказы, все больше удивляясь, как простые истории, – ну как будто и ты можешь вспомнить не один случай из своей жизни, превращались в чудеса. Выйдя из театра, мы долго не уходили, наперебой высказывая друг другу впечатления, выбирая лучший рассказ.
Оксана Кавальская:
Скажу лишь одно: слёзы сдержать не удалось. А ведь это реальные истории из жизни! Когда Господь показывает, что Он рядом. Когда среди повседневной суеты происходит чудо.
Ольга Маркушева:
Не я одна вытирала украдкой набегавшие слезы, как мне заметилось. Через искренние тексты, потрясающую музыку и очень тактичную и уместную сценографию мы с авторами текстов и артистами поговорили о Главном. О человеке перед вечными вопросами, о Божественном Чуде – когда ты внутри себя задаешь вопрос и получаешь вскоре ответ «прямым текстом».
Александр Матушкин:
На выходе поймал себя на мысли, а ведь я только что, за час прожил 12 жизней совершенно незнакомых людей, и при этом герои этих историй стали мне словно хорошие знакомые. Истории были очень короткие, я бы даже сказал стремительные, и Александр словно выстреливал ими в зрителей, оставляя глубоко в душе благостный след добра и какой-то радости, пусть и временами с оттенком грусти. Всегда удивляло, как при отсутствии декораций возможно придумать подобное, что будет трогать куда сильнее, чем раскрученный костюмированный спектакль!.
Надежда Базукевич-Тришина:
Мне очень близки и интересны те проекты, что делают Александр Ананьев и Алла Митрофанова. Сегодня они второй раз представляли публике свои «12 непридуманных историй». Подруга, которая была на премьере, предупреждала, что надо будет держать поближе платки. Потому что придется плакать и смеяться. Она оказалась права. Саша читал рассказы авторов журнала «Фома» о встрече с Богом.
Исполнители:
Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»
Альт – Светлана Степченко, Заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова
Чем уникален спектакль «12 непридуманных историй» во МХАТе — мнение зрительницы
Приблизительное время чтения: 2 мин.
На сцене МХАТ им. М. Горького поставили стереоспектакль «12 непридуманных историй» по текстам журнала «Фома». «Стерео» — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт.
12 и 22 ноября 2020 года потрясающие рассказы из реальной жизни со сцены театра прочтет Александра Ананьев, автор и ведущий программ на радио «ВЕРА» и телеканале «Спас». А еще зрители услышат прекрасную музыку в исполнении Светланы Степченко, солистки Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.
А вот что рассказала о спектакле одна из зрительниц — сотрудница московской Свято-Алексиевской больницы Ксения Павлова.
Спектакль «12 непридуманных историй» — уникален. Уникальна и его собственная — тоже непридуманная — история.
Многие годы журнал «Фома» бережно собирал и публиковал краткие автобиографические рассказы людей. Самых разных: от священнослужителей до тех, кто лишь находится на пороге храма. За печатными публикациями последовало продолжение на сайте, в социальных сетях. Затем, благодаря Александру Ананьеву, истории обрели «голос». Аудио звучали в эфире Радио ВЕРА в передаче давнего друга «Фомы» Аллы Митрофановой, выходили благотворительными тиражами на дисках. И в итоге Алла и Александр пришли к идее вывести живые истории на театральную сцену. Третью сцену МХАТа имени Горького.
Это — неслучайно. В наше время, на фоне виртуальной реальности и дефицита искреннего общения, у людей необычно остра потребность в Непридуманном. В том, чему по-настоящему можно сопереживать. И сила спектакля в том, что в основе нет пьесы. Самая жизнь. Спектакль даёт переживание жизни сполна, и не только из за проникновенного голоса Александра (это безусловно так), и не только от великолепной музыки альта, которая переворачивает всё внутри. Сильнее всего — ощущение, что эти 12 историй стали историями и твоей собственной жизни.
Я написала, что на сцене два действующих лица: Голос (рассказчик, Александр Ананьев) и Альт (музыкант Светлана Степченко). Отсюда наимненование — «стереоспектакль». Но действующих лиц — больше. Это фортепиано в закулисье, это Алла Митрофанова, автор идеи. И конечно, это герои каждой истории, которые присутствуют незримо на сцене. Человек переживший то, о чем говорит Голос. И в какой-то момент зритель уже не понимает: читает ли он это, слышит ли, либо он уже непосредственный участник событий. Кстати, события, по мере существования спектакля — меняются.
Каждый сезон означает перемены в подборке историй. Ведь рассказы журнал «Фома» собирал много лет. А это значит, что зритель может спустя несколько месяцев или через год снова прийти на Третью сцену МХАТа, снова попасть на «12 непридуманных историй», но испытает, почувствует, услышит и увидит уже нечто новое, иное. Как уникальны люди, их путь, Божий промысл, так же уникален и текуч спектакль во времени.
А значит, снова будут смех, недоумение, слёзы и умиротворение. И — незримо — Бог в каждом человеческом сердце.
12 непридуманных историй
Православный журнал «Фома»
Стерео-спектакль по текстам журнала «Фома», поставленный на сцене МХАТ им. М. Горького.
Стерео – значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу радости, чуда, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год – двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. И в каждой истории – живое присутствие Бога.
Мы рассказываем о людях, с которыми произошло то, чего никто не ждал. Ситуации эти различны, люди тоже очень разные, и с каждым Бог говорит на том языке, который человек в состоянии понять. Это истории из реальной жизни, и их правдивость порой лишает дара речи. Никто не знает, как происходят чудеса и как меняется человеческое сердце. Но когда такое случается, становится понятно: жизнь порой гораздо интереснее и ярче самого захватывающего кино.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:
Автор идеи и постановщик – Алла Митрофанова, ведущая программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас», преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»
Альт – Светлана Степченко, заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова
Фортепиано – Елизавета Гусельникова
«Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Все самое важное о нас.
Продолжительность: 1 час 20 минут
Вход на Третью сцену: служебный вход, со стороны Малого Гнездниковского переулка.
Журнал «Фома» снова на сцене МХАТ: продажа билетов на спектакль «12 непридуманных историй»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Дорогие друзья, у нас прекрасная новость! Театры открываются, а это значит, мы снова сможем увидеться с Вами во МХАТе им. Горького и вместе прожить удивительные мгновения в нашем стереоспектакле «12 непридуманных историй». Мы долго ждали этого момента, готовили для Вас новые сюжеты. Пришло время их рассказать!
20 сентября в 20.00
Мы соблюдаем правила безопасности: наполняемость зала — 70%
«12 непридуманных историй» – это стереоспектакль по мотивам публикаций журнала «Фома». Стерео — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт. Они дополняют друг друга, погружая в атмосферу радости, чуда, размышлений о жизни. В течение часа перед зрителями проходит целый год — двенадцать месяцев, каждому соответствует живая история и музыкальное произведение. И в каждой истории — живое присутствие Бога.
Мы рассказываем о людях, с которыми произошло то, чего никто не ждал. Люди очень разные, и с каждым Бог говорит на том языке, который человек в состоянии понять. Снайпер на фронте, пожалевший своего врага; бездомный, который галантно помог девушке в затруднительной ситуации; преданный кот, спасающий хозяина от водки; каталонец с севера Москвы, заехавший в православный монастырь; деревенский хулиган, который как ребёнок плакал на Рождественской литургии… Все эти истории — из реальной жизни, и их правдивость порой лишает дара речи. Никто не знает, как происходят чудеса и как меняется человеческое сердце. Но когда такое случается, становится понятно: жизнь порой гораздо интереснее и богаче самого захватывающего кино.
Продолжительность: 1 час 20 минут, без антракта.
Часть средств от продажи билетов будет направлена на поддержку проектов журнала «Фома».
Исполнители:
Голос – Александр Ананьев, автор и ведущий программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас»; голос программ о путешествиях на РЕН-ТВ; обладатель премии «Радиомания», профессиональный диктор.
Альт – Светлана Степченко, Заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.
Автор идеи и постановщик – Алла Митрофанова, ведущая программ на радио ВЕРА и телеканале «Спас», преподаватель МГИМО. С 2000 года сотрудничает с журналом «Фома», 14 лет была постоянным автором издания.
12 января 2020 года на Третьей сцене МХАТа им. М.Горького с большим успехом прошла премьера, театр предложил творческой команде играть этот спектакль регулярно. Но в марте мы были вынуждены отменить спектакли из-за режима самоизоляции. Теперь – мы снова с вами!
Отзывы зрителей:
Константин Мацан:
Это со-бытие. Совместно-проживаемое-бытие на сцене и в зале. Разделённый всеми опыт. Когда в услышанных историях узнаешь и обретаешь сам себя. Совпадаешь, встречаешься с самим собой. И спрашиваешь этого давно знакомого незнакомца, быть может, о самом важном.
Оксана Кавальская:
Скажу лишь одно: слёзы сдержать не удалось. А ведь это реальные истории из жизни! Когда Господь показывает, что Он рядом. Когда среди повседневной суеты происходит чудо.
Ольга Маркушева:
Не я одна вытирала украдкой набегавшие слезы, как мне заметилось. Через искренние тексты, потрясающую музыку и очень тактичную и уместную сценографию мы с авторами текстов и артистами поговорили о Главном. О человеке перед вечными вопросами, о Божественном Чуде – когда ты внутри себя задаешь вопрос и получаешь вскоре ответ «прямым текстом».
Александр Матюшкин:
На выходе поймал себя на мысли, а ведь я только что, за час прожил 12 жизней совершенно незнакомых людей, и при этом герои этих историй стали мне словно хорошие знакомые. Истории были очень короткие, я бы даже сказал стремительные, и Александр словно выстреливал ими в зрителей, оставляя глубоко в душе благостный след добра и какой-то радости, пусть и временами с оттенком грусти. Всегда удивляло, как при отсутствии декораций возможно придумать подобное, что будет трогать куда сильнее, чем раскрученный костюмированный спектакль!