1155 год в истории россии

Новое в блогах

1155 год – год начала создания нынешней Руси (России)!

1155 год – год начала создания нынешней Руси (России)!

1155 года знаковый год в распаде «Киевской» Руси, просуществовавшей более 250 лет. В это время Великим князем киевским и всей Руси был Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий (сын великого князя Киевского Владимира Мономаха), занявший киевский великокняжеский престол после ожесточенных столкновений с двоюродными братьями и племянниками, после многолетней борьбы.

В 1155 году из Киева вместе с иконой «Киевской Божьей матери», ставшей впоследствии самой почитаемой иконой на Северной Руси (или как тогда называли на Залесской Руси) «Владимирской Божьей матери» князя Андрея Юрьевича Боголюбского (сына Юрия Долгорукого). Отъехал он без ведома отца со своей владимиро-суздальской дружиной и значительным числом жителей города Киева и его окрестностей, пожелавших к нему присоединиться. По пути к ним присоединялись жители Чернигова, Курска и других княжеств, пожелавших уехать подальше от места постоянного раздора князей Киева и мест постоянных набегов половецких орд.

В 1157 году великий князь Юрий Долгорукий был отравлен в доме боярина Петрилы. Однако князь Андрей Боголюбский сразу отказался от велококняжеского престола в городе Киеве не стал мстить за отца, сводить счеты и собрал первое земское собрание жителей Руси и священников, которое провозгласило его Великим князем всея Руси, а город Владимир объявило стольным городом всей Руси.

Впоследствии князь Андрей Боголюбский был злодейски убит во время заговора боярской верхушки городов Ростова и Суздаля и помогавших им князей рязанских. Позднее великий князь Андрей Боголюбский был объявлен был объявлен святым.

А после смерти Андрея Боголюбского великим князем всей Руси стал его родной брат Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо. Фактически после 1155 году единой Руси уже не было.

В 1155 году обособилось от «Киевской» Руси Галицкое княжество и фактически стало самостоятельным.

В 1155 году получил формальную независимость от «Киевской» Руси Новгород.

Полоцкое княжество уже ранее считало себя независимым, как и Рязанское княжество.

Можно смело сказать, что Северная или Залесская Русь (будущая Великая Россия) была создана потомками нескольких славянских племен словен-руси северной (новгородской, ладожской, чудской), кривичей (кроме племени полочан), вятичей, словен-руси полабской (ободритов, бодричей, варягов кстати по новгородским говорам означало не этническую принадлежность, а просто заморских людей), пришедших вместе с Рюриком по приглашению родственного племени словен, а также финских и балтских племен – чуди, суми, еми, веси, ижорцев, карелы, голяди, муромы, а впоследствии и переселившихся пруссов (о чем говорит прусский конец Великого Новгорода) и присоединившихся донских, уральских, терских (гребенских) казаков и существует до сих пор в виде Великой России.

И когда как писал летописец Нестор в «Повести временных лет, откуда есть пошла земля русская?» новгородцы – словене, кривичи, чудь, сумь пригласили на княжение к себе князя полабских русичей (которых называли варягорусью) и писали, что земля наша велика и обильна, а народу здесь нет! (не наряду – как переводят многие историки порядку, а именно народу и места много для переселенцев из мест, где все горело).

А были бы Рюрик и его соплеменники скандинавами, так верили бы наши предки все уже в Одина и других скандинавских богов. А этого не было нигде на Руси. И даже не упоминается. А вот Перун и другие Боги были едиными для всех словен и с ладожского озера и с южной Балтики.

Источник

1155 лет России

В 862 году началось княжение Рюрика, которое считается началом российской государственности.

В 862 году в северные земли, занимаемые племенными союзами словен, кривичей, чуди и мери, морских путем прибыла делегация суровых и воинственных мужчин. Старший, оглядев ожидавших его аборигенов и присмотревшись к окрестностям, сделал вывод: жить можно!

«Приходите княжить и владеть нами»

На это событие, произошедшее где-то на богом забытых задворках Европы, тогдашний цивилизованный мир не обратил внимания. А зря: ведь с прибытия этого мужчины началась великая история государства, теперь известного как Россия.

Реформатору Российской империи Петра Столыпину приписываются такие слова: «Начало России есть великая тайна». С этим трудно спорить — и по сей день нет единого мнения о том, что же на самом деле произошло в 862 году и кто, собственно, прибыл на земли северных славянских племен.

Главный и чуть ли не единственный источник информации о тех событиях, знаменитая «Повесть временных лет», гласит: «В год 6370 (6370 год от сотворения мира или 862 год от рождества Христова) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Сегодня специалисты готовы оспаривать здесь каждое слово, и даже сам факт подлинности этого документа. Но чтобы не погружаться в такие дебри, давайте предположим, что Рюрик и его братья действительно были приглашены племенами для нужд управления.

Ничего необычного в подобной практике не было не только в IX веке, но и много столетий спустя. Если то или иное государство не могло выбрать князя или монарха, во избежание распрей кандидата начинали искать за рубежом.

Классический пример времен русской Смуты начала XVII века — тогда Россия была очень близка к приглашению на трон польского королевича Владислава. Настолько близка, что сам королевич половину жизни считал себя русским монархом, и воевал за «утраченную корону».

Во времена «Славной революции» в 1689 года англичане пригласили на трон правителя Нидерландов Вильгельма Оранского. В 1714 году, когда умерла бездетная королева Анна, англичане нашли себе нового монарха в Ганновере, уговорив занять трон курфюрста Георга, абсолютного немца, приходившегося правнуком английскому королю Якову I. Аналогичным образом французский принц Филипп Анжуйский становился королем Испании, занимая трон после двоюродного дедушки.

Было, что делить

С тем, что ничего странного в этой практике не было, определились. Теперь о том, куда пришел Рюрик. Главная фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

Очевидно, что Рюрик приходил не на пустое место. То, что буквально несколько десятилетий спустя заложенная им держава заявит о себе в полный голос и начнет грозить самой Византии, свидетельствует о том, что, образно говоря, фундамент уже был заложен. То есть некая основа государственности на этих землях уже существовала. Распри, которые привели к необходимости искать лидера на стороне, говорят о том, что было что делить.

Самый острый и болезненный вопрос: кем был Рюрик?

«Норманисты» все объяснили…

В XVIII веке, когда изучение русской истории впервые вышло на государственный уровень, оно оказалось в руках немецких ученых. Произошло это не по злому умыслу, а в результате отсутствия собственных кадров.

Именно тогда Готлибом Байером и его последователями были заложены основы того, что теперь известно как «норманская теория». В самом простом изложении суть ее сводится к тому, что основателями русской государственности являются норманны, то есть представители воинственных скандинавских племен.

В первых договорах руссов с Византией можно найти следующие имена: Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Ингвар. Даже знаменитая княгиня Ольга изначально была известна византийцам как Хелга.

Византийский император Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей» указывал названия порогов на Днепре, приводя их варианты как на «росском», так и на славянском языках. Росские названия были чрезвычайно близки к скандинавским.

…но Ломоносов был против

Норманская теория выходила стройной, но тут, к ужасу ее адептов, на сцене появился суровый человек, которого не пугал даже пеший переход от Белого моря в Москву в составе рыбного обоза — Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый русский ученый стал основателем «антинорманизма» — исторической концепции, отрицающей «внешнее вмешательство» в возникновение русского государственности. Ломоносов разделял варягов-скандинавов и варягов-русов. Последние проживали на берегах Балтики, и являлись такими же славянами, как и те, кто пригласил Рюрика.

Битва «норманистов» и «антинорманистов» длится более 250 лет, и конца ей не видно. Умеренные историки полагают, что истина лежит где-то посередине.

Проблема еще и в том, что к моменту написания «Повести временных лет» (начало XII века) летописец обладал неполными сведениями о событиях IX века, и мог что-то додумывать от себя.

Правда, в действиях Ломоносова тоже выделяется «политическая составляющая». Теория возникновения русской государственности от скандинавов была крайне непопулярна при дворе императрицы Елизаветы. Мы не знаем (и, скорее всего, никогда не узнаем), действительно ли Ломоносов считал «норманнскую теорию» заблуждением. Но совершенно точно, что Михаил Васильевич, будучи не только великим ученым — химиком, был известен и как «партаппаратчик от науки» и серьезно влиял на то, какие научные измышления получат ход и будут донесены до «высочайших ушей», а какие — нет.

Столица в Ладоге

Итак, в 862 году в землях северных славянских племен появился воин знатного происхождения по имени Рюрик. Вместе с ним были два его брата — Трувор и Синеус.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, маловероятна. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Два года спустя братья Рюрика умирают, а сам он становится князем Новгорода. Здесь источники дают полет для фантазии — по одной версии, Новгород был основан Рюриком, по другой — он был приглашен в уже существующий город на княжение.

«Отщепенцы» Аскольд и Дир

Чем мог заниматься суровый князь-воин IX века? Если отбросить в сторону пиры и женщин, до чего Рюрик, несомненно, был великий охотник, князь решал две задачи — защита уже имеющихся земель от покушений соседей, а также расширение владений. Рюрик занимался этим достаточно активно, но вскоре его дружинникам захотелось большего.

Двое из них, Аскольд и Дир, добились у Рюрика разрешения отправиться на юг, дабы совершить поход на Константинополь, он же Царьград. На пути к этой цели они заняли город Киев, обосновавшись в нем, и превратив в собственное владение.

Это самоуправство прекратится в 882 году, когда Олег, выполнявший роль регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре, доберется до Киева, предъявит права на город и расправится с Аскольдом и Диром.

Основатель династии

Закрепившись на новых землях, Рюрик, по примеру других приглашенных на княжение, покидать их не собирался. О его семье мало что известно. По некоторым данным, у него было несколько жен и детей, но известно имя лишь одной — Ефанды, норвежской княжны, которая в 878 году родила ему сына Игоря.

Русский историк Василий Татищев считал Ефанду сестрой Олега, приближенного Рюрика. Это и стало причиной того, почему умерший в 879 году Рюрик доверил регенство при годовалом сыне именно Олегу.

Регентство Олега продлится более 30 лет, и его усилия по расширению державы позволяют некоторым исследователям отдавать пальму первенства в реальном основании Древнерусского государства именно ему.

Но династия, которая будет править русскими землями вплоть до конца XVI века, пошла все-таки не от Олега, а от Рюрика.

Родоначальник русский Гостомысл и Рюрик

Фульденские анналы сообщают о гибели князя славянского племени ободритов Гостомысла и начавшейся у славян смуте и распрях в 844 году. Никаких других сведений там нет. Но по русским летописям известно, что у Гостомысла было четыре сына и три дочери. Старший сын — Вадим, предводитель новгородцев, убит Рюриком. Младший, Словен, отошел от отца в Чудь и там основал город Словенск. Все сыновья умерли еще при жизни Гостомысла.

Сообщение Иоакима, епископа Новгородского, о Гостомысле и его детях: «Гостомысл имел четыре сына и три дочере. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы были суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити богу о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи.

Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не рождаху… Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли,

Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: „От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его“. И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын больныя дочери, зане негож бе».

Заметим, радовались, что не будет править сын старшей дочери, который «негож бе». Из некоторых русских летописей выясняется, что сын старшей дочери — великий князь Святослав.

Сравним сон Гостомысла и сон Рагнхильд.

«Рагнхильд снились вещие сны, ибо она была женщиной мудрой. Однажды ей снилось, будто она стоит в своем городе и вынимает шип из своего платья. И шип этот у нее в руках вырос так, что стал большим побегом. Один конец его спустился к земле и сразу пустил корни, другой же конец его поднялся высоко в воздух. Дерево чудилось ей таким большим, что она едва могла охватить его взглядом.

Рагнхильд родила сына. Мальчик был окроплен водой и назван Харальдом. Он скоро стал статным и очень красивым. Так он рос и рано стал человеком во всем искусным и умным.

Таково первое совпадение между русскими и шведскими легендами.

Асе вижу, яко земля наша добра и всеми благами изобильна, но не имать себе властодержца и государя от роду царскаго; сего же ради в вое мятеж велик и неутешен и междуусобица зла; молю убо вас: по смерти моей идите за море в Прусскую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже от рода Кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами; несть вам срама таковых покоритися и в поддании у них быти“. И возлюбиша вси речь старейшинску, и егда сей умре, то всем градом проводиша до гроба честно, до места, нарицаемаго Волотово, и погребоша его. По смерти же Гостомысла послаша всею русскою землею послы своя в Прусскую землю; они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща Августа, и молиша его, да идет княжити к ним; и умолен бысть князь Рюрик и поиде на Русь с двема братома с Трувуром и с Синеусом, а третий с ними Олег, и от того времени начата княжити первый великий князь Рюрик».

К празднованию официального юбилея 1862 года «Тысячелетие Земли Русской» была издана одноименная книга, в коей указывалось, что Рюрик был сыном финской королевы Умилы.

«Имел Рюрик неколико жен, но паче всех любяше Ефанду, дочерь князя урманского, и егда та роди ему сына Ингоря, даде ей обесчаный при море град с Ижорою в вено.

Славяне, живусчие по Днепру, зовомии поляне и горяне, утесняеми бывши от казар, иже град их Киев и протчии обладаша, емлюсче дани тяжки и поделиями изнуряюсче, тии прислаша к Рюрику преднии мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вой с ним отпусти. Оскольд же повоевав первое казар и иде к Царюграду в лодиях, но буря разби на море корабли его» (Иоакимова летопись, по В. Н. Татищеву).

У Кс. Мармьеприведена так называемая мекленбургская легенда, которую я пересказываю по книге В. Чивилихина «Память» (1984).

«Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы.

В VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годпав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый из них звался Рюриком Кротким (Rurikpaisible), второй — Сиваром Победоносным (Sivar-victoriex), третий — Трувар Верный (Truwar-fidele). Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они отправились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, кто из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны стонал под бременем долгой тирании, против которой больше не осмеливались восставать. Три брата, тронутые его несчастием, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей.

Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил княжество Новогород, Сивар — Плесков, Трувор — Билэезеро, спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года».

Известен Рюрик и по германским источникам — как Hrorekr Raungvanbaug. Геррауд-Сокол Людбрандович Победоносный Заслуживающий доверия, родился (по русским летописям) в 780 году. У немцев он несколько моложе. Вот что рассказывают о Рюрике германские источники.

Рюрик происходил из скандинавского рода Скьелдунгов. Отец Рюрика, Людбрант Бьёрн, был изгнан из Ютландии и стал вассалом Карла Великого, от которого получил в лен Фрисландию (это произошло около 782 года).

Людбрант Бьёрн женился на Умиле, дочери ободритского князя, от которой имел сыновей: первенца Харальда и младшего сына — Херрауда-Рюрика.

В 826 году Людбрант умер, и лен переходит к старшему брату Харальду. Харальд принимает в этот год крещение в Ингельхейме около Майнца вместе со всем родом.

После крещения Харальд переходит под покровительство Людовика Благочестивого и получает другой лен — Рустинген во Фрисландии. По смерти брата этот лен достается Рюрику, но в 843 году лен переходит к Лотарю.

Рюрику около 40 лет, и он не у дел. Тогда Рюрик становится вольным разбойником, викингом, участвуя в набегах на север Франции (845 год). В 850 году 350 кораблей грабят английское побережье. Затем нападают на устье Рейна и на Фрисландию.

Лотарь вынужден пойти на компромисс и передает Рюрику Фрисландию на условиях защиты его земель от остальных викингов. Теперь уже Рюрик не мог грабить побережье Европы и начал посматривать на восточное побережье Балтики. Было известно о том, что в 850 году датский отряд напал на Ладогу и получил от князя Ладоги большой выкуп. Было подозрение, что в этом набеге на Ладогу участвовал и Олег, прибивший свой белый щит на врата Ладоги (символ того, что город сдается без боя). После этого подвига Олег становится приятелем Рюрика, на дочери которого он женится. В 854 году Лотарь заменяет лен и вместо Фрисландии дает Рюрику Ютландию. Вскоре происходит «призвание» Рюрика на княжение в Ладогу, где он правит до 867 года, когда Рюрик совершает неудачную попытку возвратить свой лен во Фрисландии. Ладога ему явно не нравится, его тянет в Европу. В 869 году умирает Лотарь, и Рюрик обращается к Карлу Смелому с предложением своих услуг. В 873 году он получает лен, но уже в следующем, 874 году умирает.

По русским летописям, умер Рюрик в 879 году в возрасте около ста лет в Корелах: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша… Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле, княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад, 17 лет».

Источник

Сегодня – 1155 лет Российской государственности

1155 год в истории россии

21 сентября в России отмечаются сразу три праздника – Рождество Пресвятой Богородицы, День победы над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (День воинской славы России) и 1155-я годовщина зарождения Российской государственности.

«Сегодняшняя дата – это не только веха нашей богатейшей истории. Она помогает осознать значение таких городов, как Великий Новгород. Учит, насколько важно понимать прошлое, знать свою историю, уважать традиции нашего народа. Это необходимо для развития России. Желаю всем здоровья и всего самого доброго. А Великому Новгороду – новых успехов», – добавил премьер.

Согласно летописям, в 862 г. новгородцы пригласили на княжение Рюрика. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю», – считает один из самых авторитетных историков России Сергей Соловьёв. Именно с этого времени на Руси начала выстраиваться система управления, которую принято называть государством.

Традиция праздновать День российской государственности в Великом Новгороде была заложена в сентябре 1862 года, когда в городе состоялись грандиозные торжества, посвящённые великой дате. Участниками торжеств тогда стали император Александр II и другие члены императорской семьи. В Кремле был открыт монумент «Тысячелетие России».

Идея вновь отмечать День зарождения российской государственности возникла 5 лет назад.

Торжества в Великом Новгороде начались после Божественной литургии и молебна в Софийском Кафедральном соборе и крестного хода к памятнику «Тысячелетия России».

В программе праздника – театрализованный пролог, в котором артисты Новгородского театра драмы напомнят главные вехи истории России. Затем состоятся торжественное вручение государственных наград Российской Федерации, концерты Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы, военных оркестров Северо-Западного округа войск национальной гвардии, в филармонии выступит коллектив народного артиста России Игоря Бутмана. Кроме того, запланировано открытие памятника Е.В. Путятину (1803-1883) – русскому адмиралу, государственному деятелю, дипломату. Также пройдёт митинг у памятника Александру Невскому, посвящённый героям российской истории.

Учёные, представители общественных объединений, бизнес-сообществ, политических партий, эксперты – все, кто неравнодушен к прошлому, настоящему и будущему российской государственности в рамках научно-общественного проекта «Отечественные традиции государственного управления» обсудят проблемы государственного, регионального и местного управления. Задача встречи – разработка и реализация на базе форума научно-исследовательских и практических проектов по актуальным вопросам развития национальной государственности и управления. Модератор форума – Николай Омельченко, автор одного из лучших учебников по истории государственного управления, лауреат премии правительства РФ в области образования.

Завершатся празднования традиционными народными гуляниями, что так любят новгородцы.

«Всего юбилею российской государственности будут посвящены более 250 самых разных мероприятий. Завершит программу торжеств фейерверк на набережной Волхова», – сообщили в правительстве Новгородской области.

Источник

Битва на реке Белоус в 1155 г.

Дружины Великого князя киевского Ростислава Мстиславича, переяславского князя Мстислава Изяславича и еще одного племянника Великого князя Святослава Всеволодовича вышли к реке Белоус и оттуда послали гонца к старшему черниговскому князю Изяславу Давыдовичу со своими требованиями. В это время князь Глеб Юрьевич вернулся со своими недобитыми половецкими отрядами и, объединившись у Чернигова с дружиной и ополчением черниговского князя, подошел к противоположному берегу Белоуса и встал напротив великокняжеских дружин.

Великий князь Ростислав был напуган численностью противостоящих ему войск и поспешил затеять мирные переговоры, малодушно обещая отдать Изяславу Давыдовичу Черниговскому киевский стол, а князю Глебу Юрьевичу – Переяславль – владение своего племянника, опытного воина и полководца князя Мстислава Изяславича. Возмущенный князь Мстислав Изяславич двинул свою дружину прочь от ледяного берега Белоуса. В этот момент 15-20 января 1155 года в атаку устремились «Глебовы половцы». Деморализованные полки Великого князя и его союзников не могли организовать должного сопротивления и потерпели сокрушительное поражение. Преследование воинов Великого князя продолжалось два дня.

Великий князь Ростислав Мстиславич едва не попал в плен. Спас его ратной доблестью сын Святослав Ростиславич. Второй Святослав – князь Святослав Всеволодович – вместе с несколькими своими боярами в ходе изматывающей рубки с половцами обессилел и попал в плен. Выкупил его и многих других русских воинов, захваченных в плен половцами, князь Изяслав Давыдович Черниговский.

Киязь Ростислав сумел выбраться из сражения невредимым и бежал в Смоленск. Великое княжение Ростислава Мстиславича продолжалось всего около месяца. На великокняжеском столе 30 января 1155 года неожиданно утвердился бывший черниговский князь Изяслав Давыдович. Но уже 20 марта 1155 года на киевском столе в третий раз, и уже окончательно, утвердился Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий.

Половцы, приведенные князем Глебом Юрьевичем, нанесли колоссальный ущерб Южной Руси. Половцы разграбили и сожгли десятки деревень у Переяславля и Чернигова, сожгли даже Альтинскую «божницу» святых Бориса и Глеба, пограбили многие монастыри. В конце концов половцев пришлось выдворять силой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *