1072 год событие на руси

Вышгородский княжеский съезд 1072 г.

1072 год событие на руси

ВЫШГОРОДСКИЙ КНЯЖЕСКИЙ СЪЕЗД – съезд русских князей, состоявшийся в 1072 году в Вышгороде.

Трое старших Ярославичей – Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич и Всеволод Ярославич, – которые совместно правили Русью, собрались в Вышгороде по случаю церемонии перенесения мощей Бориса и Глеба в недавно построенную церковь. Некоторые историки полагают, что именно в том году Борис и Глеб были провозглашены первыми русскими святыми.

В Вышгородском съезде принимали участие митрополит, высшие церковные сановники и бояре, близкие к Ярославичам. Сам съезд и перенесения мощей, наверное, должны были символизировать единение Ярославичей, триумвират которых уже тогда начал раскалываться.

КОММЕНТАРИИ

1
ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ – доработанная версия «Русской правды» Ярослава Мудрого, которую разработали и в 1072 году приняли его сыновья (Изяслав, Святослав и Всеволод).

Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду» – первый свод законов Руси.

В период с 1068 по 1072 год три его сына (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили и переработали законы Руси. Новый сборник стал называться Русская правда Ярославичей.

Новый свод законов также продолжал Русскую Правду Ярослава Мудрого, и, в первую, очередь был направлен на защиту состоятельных людей. Однако этот источник права защищал жизнь и имущество любого жителя Руси. Русская правда Ярославичей – источник права на Руси, главной особенностью в котором была отмена кровной мести. Так за убийство княжеского тиуна или огнищанина был назначен штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты – 12 гривен.

В одной из любопытных статей правды Ярославичей говориться об изнасиловании свободной женщины. Которое приравнивалось к её убийству, и оплачивалась в размере 40 гривен. Жизнь старшего дружинника ценилась в размере 120 гривен, и для одного человека это была огромная сумма, которую можно сравнить с нынешними ценами на недвижимость в центре Москвы. Любое убийство княжьего мужа считалось разбойным, нельзя было убивать его в обиду, даже вышестоящим лицам. Это была одна из уступок княжьей власти.

За оскорбления и ранения так же были положены штрафы. Всегда наказывали того, кто первый начинал драку. Любопытно, то, что за холопа отвечал сам хозяин. Начал действовать институт свидетелей, стали браться свидетельские показания, переработан порядок судопроизводства. Одним словом, кровная месть прекратила свое существование. И окончательно сложилось раннефеодальное общество.

За убийство или порчу имущества феодала полагалось более строгое наказание, чем за простого общинника. Впрочем, в отличие от наших законов, правовой кодекс Древней Руси имел силу, и если сейчас губернатор может совершенно спокойно протаранить чужую машину и ему ничего за это не будет, то в Древней Руси за порчу имущества платил штраф даже княжий дружинник.

Необходимо отметить, что в целостном виде Русская правда Ярославичей не сохранилась, и впоследствии не раз подвергалась редактированию. Древнейшая Правда Ярослава Мирового составляла основу нового уголовного кодекса Руси.

Источник

Русская правда, 1072 года

1072 год событие на руси

Это законодательство существенно дополнило старую «Русскую правду», которая уже не отвечала требованиям развития общества. Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.

РУССКАЯ ПРАВДА В КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 46

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

(Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды М., 1953. С. 75-86.)

Источник

Даты основных событий

Даты основных событий

862 – установление власти Рюрика в Новгороде

882 – объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Условная дата образования Древнерусского государства.

907, 911 – походы Олега на Константинополь

941, 944 – походы Игоря в Византию

957 – крещение княгини Ольги

964–966 – походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата

967–972 – Дунайские походы Святослава

980 – языческая реформа Владимира

988 – принятие христианства как государственной религии Руси

1036 – разгром печенегов Ярославом Мудрым

1054 – разделение христианской церкви на католическую и православную

1068, 1113 – восстания в Киеве

1097 – съезд князей в Любече

1147 – первое упоминание в летописи о Москве

1157 – перенесение столицы из Киева во Владимир

1185 – поход на половцев Игоря Святославича

1202 – образование ордена Меченосцев

1206–1211 – завоевательные походы монголов в Сибири

1211–1215 – завоевание монголами Северного Китая

1219–1223 – завоевание монголами Средней Азии и Закавказья

1223, 31 мая – битва на р. Калке

1236 – вторжение монголов в Волжскую Булгарию

1237–1238 – вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь

1237 – разгром Рязани

1237 – объединение ордена Тевтонцев и Меченосцев

1238 – битва на р. Сити

1240 – взятие монголами Киева, Галицко-Волынской Руси, вторжение в Западную Европу

1240, 15 июля – Невская битва

1242, 5 апреля – Ледовое побоище

1252 – Неврюева рать

1257–1259 – создание на Руси системы баскачества. Восстания в Новгороде

1262 – восстания против золотоордынцев в городах Руси

1293 – Дюденева рать

1299 – перенесение кафедры митрополита из Киева во Владимир

1301 – присоединение Коломны к Московскому княжеству

1305, 1308, 1317 – войны Московского государства с Тверью

1326 – перенесение митрополии из Киева в Москву

1327 – восстание в Твери

1362–1363 – борьба Москвы и Нижнего Новгорода за ярлык на великое княжение

1377 – битва на р. Пьяне

1378 – битва на р. Воже

1380, 8 сентября – Куликовская битва

1382 – поход Тохтамыша на Москву

1385 – война с Рязанью. Подписание вечного мира Рязани и Москвы

1385 – Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей

1392 – присоединение Нижнего Новгорода к Москве

1406–1408 – война с Великим княжеством Литовским

1408 – нашествие Едигея на Русь

1433–1453 – Феодальная война

1439 – Флорентийская уния

1449 – избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси

1453 – взятие турками-османами Константинополя

1456 – поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор

1463 – присоединение Ярославского княжества к Москве

1465–1469 – война с Казанским ханством

1471, 1478 – военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве

1472 – венчание Ивана III на Софье Палеолог

1474 – присоединение Ростовского княжества к Москве

1487 – поход Ивана III на Казань

1480 – «стояние на Угре»

1485 – присоединение Тверского княжества к Москве

1492–1494, 1500–1503, 1507–1508, 1512–1522 – «порубежные» война с Великим княжеством Литовским

1495–1497 – война со Швецией

1497 – судебник Ивана III

1501–1503 – война с Ливонским Орденом

1510 – присоединение Псковской земли к Русскому

1514 – присоединение Смоленска к Русскому государству

1521 – присоединение Рязанского княжества к Русскому государству

1547 – провозглашение Ивана Грозного царем

1547–1548, 1548–1550, 1551–1552 – походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства

1549 – созыв первого Земского собора

1549–1560 – деятельность Избранной рады

1550 – Судебник Ивана Грозного

1550-е гг. – начало складывания приказной системы

1551 – Стоглавый собор

1551 – присоединение Чувашии

1553 – начало книгопечатания в Москве

1556 – отмена системы кормлений

1556 – взятие Астраханского ханства

1557 – присоединение Башкирии и Ногайской Орды

1580–90-е гг.– походы Ермака и царских воевод в Сибирь

1558–1583 – Ливонская война

1564 – бегство Андрея Курбского в Литву

1564 – первая книга Ивана Федорова

1569 – Люблинская уния и образование Речи Посполитой

1570, лето – массовые казни в Москве

1572 – поход Девлет-Гирея на Москву, битва у села Молодь

1581 – гибель царевича Ивана Ивановича

1582 – Ям-Запольский мир с Польшей

1583 – Плюсское перемирие со Швецией

1581– введение «заповедных лет»

1589 – установление патриаршества в России

1590–1593 – война со Швецией

1591 – гибель царевича Дмитрия в Угличе

1597 – указ об «урочных летах»

1598 – пресечение династии Рюриковичей

Дубликаты не найдены

Какой полезный пост, терь заживём все лучше!

О, за 20 лет подвинули историю Руси еще на 200 лет назад )

В IX веке Руси не было?

в середине 1990-х говорили что нет )

1072 год событие на руси

вот общаешься с человеком на какую то серьезную тему, высказываешь свое мнение, выслушиваешь его, всё вполне душевно и спокойно, и обязательно найдется юный онанист, который думает, что его озабоченность и спермотоксикоз может хоть как-то вписаться в тему разговора! просто возьмет и ляпнет что первое придет на ум, которого еще особо и нет! а ты сидишь потом и думаешь как бы так намекнуть этому головастику на то, что его фраза оставляет желать лучшего и что всего двумя словами он сказал о себе настолько много, что и рядом с ним в одной ветке комментов стоять-то не особо хочется, а уж если вдруг произойдет личная встреча, то руки ему не подавать.

К экзаменам готовишься?

это коллоквиум по предмету история россии

Я чот не понимаю, или это сюда уже шпаргалки постить начали?

1072 год событие на руси

Анимированная история Руси на карте от канала Гео-КартоГрафЪ

1072 год событие на руси

История Руси. Часть первая. Легендарные князья.

Посмотреть видео можно на канале Гео-КартоГрафЪ

Основано на «Повести временных лет» 12 века, а также на более поздних летописных легендах и исследованиях историков.

Древнерусская государственность зародилась на Восточно-Европейской равнине, где испокон веков бок о бок в мире и согласии проживали различные славянские, тюркские, фино-угорские, а также балтские племена. Население этих территорий в основном тяготело к берегам крупных рек, коими изобиловали эти земли. Помимо источника воды и пропитания, реки выступали ещё и в качестве транспортных артерий: соединённые волоками, они связывали воедино сию огромную равнину. Крупнейшими торговыми путями были «путь из варяг в арабы» и «путь из варяг в греки», на севере проходившие по рекам и озёрам системы Невы, а на юге – по Волге, Дону и Днепру. Эти пути соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Скандинавских путешественников, странствующих по славянским рекам, называли варягами. Эти торговцы, авантюристы и пилигримы отличались суровым нравом, и были не прочь поживиться тем, что плохо лежало, будь то домашний скот, мёд, зерно, женщины, и прочие товары, которые производились местными племенами. Раздобытое добро они продавали на рынках Византии и северного Ирана. Многие из племён были вынуждены платить дань варягам, которые уже в середине 8 века, по данным археологов, основали своё первое поселение на севере будущей Руси, в Старой Ладоге.

В начале 9 века ситуация стала меняться: славяне и финно-угры начали всё чаще противостоять варягам. Согласно поздней ИоАкимовской летописи (носящей возможно, легендарный характер), Буривой, – вождь ильменских словен, – прекратил платить дань и выдворил варяжских находников со своей территории. Развивая успех, он начал наступление на варяжские земли. Буривой прогнал варягов до реки Кумени, что в Финляндии, где попал в засаду и потерпел поражение. Ему вместе с дружиной удалось укрыться в городе Бярма, расположенном на острове, посреди озера, где он занял оборонительную позицию.

Победив Буривого, варяги вернулись к ильменским словенам и снова обложили их данью. Племя без своего вождя с дружиной не смогло дать варягам должный отпор. Долго терпеть тяготы угнетения словене не смогли, и послали людей, за помощью к Буривому. Тот прислал к словенам своего сына, Гостомысла, который стал их новым вождём. Организовав сопротивление, Гостомысл изгнал варягов. При Гостомысле, вокруг ильменских словен была создана Северная конфедерация племён, как её называют современные историки. В этот нерушимый союз, помимо словен, вошли псковские кривичи и финно-угорские меря, чудь и весь. Северная конфедерация стала серьёзным противником для варягов, которые были вынуждены с ней считаться. Гостомысл заключил с варягами перемирие, и в дальнейшем жил с ними в мире и согласии. Две его дочери, Ефанда и Умила, были выданы замуж за варяжских князей, первая отбыла к урманАм, то есть в Норвегию, а вторая в Финляндию. А мужем его старшей дочери, по всей видимости, стал вождь одного из соседних славянских племён.

Гостомысл правил почти полвека, но за своё долгое правление он так и не обзавёлся наследником. Все его сыновья умерли ещё при его жизни. В одном из своих снов, Гостомысл увидел, как из чрева его дочери Умилы прорастает необъятное древо, окутавшее своими ветвями огромный град. Волхвы истолковали данный сон как предзнаменование, что один из её сыновей должен стать его наследником.

В 860 году Гостомысл отошёл в мир иной. Сразу после его смерти в Северной конфедерации разразилась усобица, и встал род на род, кои начали сами собой владеть и стали все воевать друг с другом. Ситуация усугибилась ещё очередным вторжением варягов, которое словене, с большим трудом, но отбили и не дали им дани. Старейшины решили, что пора искать князя, который бы владел ими и судил по праву. Здесь они вспомнили про пророчество Гостомысла, касательно его дочери Умилы, у которой было три сына, Рюрик, Трувор и Синеус. Эти товарищи, проживавшие тогда с отцом в варяжских землях, вполне подходили на роль вождей.

И пошли старейшины за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Произошло так называемое призвание варягов.

Дальнейшая история известна уже не только по поздним легендарным источникам, но и по древней Повести временных лет, – сокращённо ПВЛ.

В 862 году Рюрик и его братья, вместе с варяжскими дружинами прибыли в Ладогу, чтобы вступить в наследство. Братья разделили власть между собой. Трувору достался кривический город Изборск с округой, Синеусу – Белоозеро в землях веси и чуди, а Рюрик стал править в Ладоге, в центре земли словен.

В те времена финно-угры, а вслед за ними и славяне всех выходцев из скандинавских стран называли русью или русами (по-фински это слово означало гребцов на кораблях). И хотя, согласно легенде, Рюрик и его братья по матери были славянами, говорили свободно на древнерусском языке, и вполне вероятно, что исповедовали славянское язычество, – родную для славян религию, – за ними и их людьми прочно закрепилось определение «Русь». А все племена, которыми они правили, назывались русскими племенами, или просто русскими. И не важно были это славянские, финно-угорские, балтские или тюркские племена, все стали русскими. Этот же этноним дал название их государству, Северная конфедерация, отныне стала называться Русью.

В 863 году Рюрик с братьями подчинили оставшиеся земли Северной конфедерации. Полочане и меря стали их данниками.

В этом же году, за тридевять земель от Руси случилось другое, весьма значимое событие. Два греческих монаха, братья Кирилл и Мефодий, во время своей Моравской миссии, где они обращали в христианство местное славянское население, изобрели новую азбуку, которую позднее назвали кириллицей. Эту азбуку придумали, чтобы переводить церковную литературу с греческого на старославянский языки. Именно эту азбуку мы используем по сей день.

После смерти братьев Рюрик перенёс свою столицу из Ладоги на юг, к истоку реки Волхов из озера Ильмень. Его княжеский дворец, ныне известный как Рюриково городище, положил начало будущему Новгороду, столицы северной Руси.

В этом же 864 году, среди правящей верхушки новообразованного государства произошли разногласия. И под предлогом похода на Царьград, часть русов, под руководством Аскольда и Дира, покинули Рюрика. Они спустились вниз по течению Днепра и захватили Киев, где на землях полян основали своё собственное государство.

Рюрик, разобравшись с восстаниями, принялся укреплять свою власть. Полоцк и Ростов окончательно вошли в состав его государства. Киевляне, в свою очередь, также не сидели без дела, и обложили данью древлян.

В то время как южное Киевское государство обрастало исключительно славянскими племенами, Рюрик, напротив, активно присоединял финно-угорские племена. В конце 864 года ему покорились мурома и мещера, восточным форпостом Руси на долгие годы стал былинный город Муром.

В 865 году, согласно Никоновской летописи, между двумя русскими государствами началось первое противостояние. Киевляне стремились установить контроль над торговым путём «из Варяг в Греки», и пытались захватить Полоцк. Впрочем, Рюрику удалось остановить их продвижение и вернуть часть потерянных территорий.

После столкновения с Рюриком, Аскольд и Дир повернули на восток, где обложили данью племена северян и радимичей.

Киевское государство Аскольда и Дира было достаточно сильным и развитым в военном отношении. Согласно Повести временных лет, в 866 году братья предприняли поход на Царьград, первый в истории Руси кстати. Они осадили город и бесчинствовали в округе. Византийцы поспешили откупиться от них и заключили с ними мирный договор, заплатив русам огромный выкуп и убедив Аскольда и Дира принять христианство.

В 869 году, согласно Никоновской летописи, киевляне пошли в поход на Смоленск. О результате этого похода ничего неизвестно, но судя по дальнейшим событиям, Смоленск отпал от державы Рюрика.

В начале семидесятых годов девятого века киевляне расширили своё влияние на донских славян, обложив их данью и взяв под свою защиту.

В 872 году сын Аскольда погиб в войне с чёрными булгарами – остатками единого племенного союза булгар, живших в Приазовье до разделения на волжских булгар и дунайских болгар. Неизвестно, были ли у Аскольда другие дети. Не исключено, что из-за первого известного столкновения Руси с кочевиниками-тюрками Киевское государство лишилось наследника и ослабло.

В 875 году, всё по той же Никоновской летописи, воины Аскольда сразились с будущей грозой Руси, тюрками-печенегами. Это был отряд разведчиков, неожиданно напавший на донских славян, в то время как основная часть печенегов кочевала в заволжских степях.

В этом же году киевляне окончательно покорили Смоленск.

В 876 году, Ефанда Урманская, средняя дочь Гостомысла, деда Рюрика, то есть его родная тётка, овдовела. Рюрик решил, что негоже такой завидной невесте пропадать задаром и взял её себе в жёны. Как говорится, запретный плод всегда сладок. У них родился сын Игорь.

В 879 году Рюрик отправился в свой последний поход. Этот поход был против карелов. Рюрику удалось обложить данью ряд земель, но в одном из столкновений с карелами он погибает.

Наследнику Рюрика Игорю, на тот момент было всего два года. У Ефанды, тётки Рюрика и матери его сына, не получилось взять власть в свои руки. И регентом при их сыне Игоре стал Олег, верный друг и соратник Рюрика. Не исключено, что именно по совету Олега, Рюрик взял в жёны свою тётю. Олег узурпировал власть, отстранив Ефанду.

Киев по сравнению с Новгородом имел гораздо более выгодное расположение и Олег сделал его столицей своего государства, назвав, по словам летописи, «матерью городов русских». С этого времени начинается история объединённой Киевской Руси, тогда как предыдущий период историки называют Новгородской или Ладожской Русью.

Так было основано Древнерусское государство.

Утвердившись в Киеве, Олег принялся расширять своё влияние. Он подчинил племя древлян, обложив их данью. А вслед за древлянами, данниками Олега стали северяне. Немного позднее радимичей постигла та же участь. Северяне и радимичи были данниками Хазарского каганата, и наверняка с радостью и добровольно предпочли данничество Руси. Впрочем, летопись умалчивает о подробностях.

После 885 года Олег пошёл войной на уличей. Исход этого столкновения не ясен, но известно, что с уличами русское государство потом ещё долго воевало. Вероятно, Олег всё же смог покорить часть уличей по Днепру, обечив безопасность торгового пути «из варяг в греки».

В 889 году, угры, то есть современные венгры, досель кочевавшие в придонских степях, под давлением печенегов, которые в свою очередь были атакованы торками, мигрировали на запад. По пути угры атаковали Киев, который смог устоять и выдержать их осаду. Неудача под Киевом вынудила угров продолжить путь далее, в Паннонию.

Часть историков считает, что Олег заключил с уграми союз, обеспечив им надёжный тыл, пока они завоёвывали свою новую родину. За это угры помогли Олегу присоединить оставшиеся восточнославянские племена.

К 898 году, когда по русским летописям угры окончательно ушли за Карпаты, волыняне и бужане стали данниками Руси. А примерно год спустя белые хорваты и тиверцы также были обложены данью. Единственные, кто продолжал упорно сопротивляться Руси, были уличи.

В начале 10 века, Олег расширил облагаемые данью земли на севере, в его племенной союз временно вошли даже легендарные вятичи, самое сильное восточнославянское племя, дольше всех прочих племён сохранявшее независимость от Руси.

На востоке, однако, в начале 10 века укрепилось тюркское государство – Волжская Булгария, включившее в себя ряд финно-угорских племён. Около 900 года был основан город Булгар. Продвижение Руси в этом направлении было остановлено.

При Олеге площадь территории Руси увеличилась более чем в 2 раза. В те времена, Русь напоминала скорее федерацию племён и городов, нежели унитарное государство. В административном отношении территория была разделена на удельные княжества, князья которых подчинялись Великому князю, то есть Олегу. Олег посадил во главе этих княжеств своих людей – родственников, свойственников и боевых товарищей.

Около того же 907 года угры, пропущенные ранее Олегом мимо Киева, окончательно разгромили Великую Моравию, некогда мощнейшее из славянских государств. На западе от Руси возник политический вакуум, который Русь с удовольствием и заполнила, укрепив свою власть над восточнославянскими племенами и начав продвижение в сторону западных славян.

В 907 году состоялся эпический поход Олега на Царьград, хвалебно описанный в русских летописях, но подозрительно не упомянутый в греческих. Из Киева выступило огромное войско, включающее в себя все племена, подчинённые Олегом.

Основная часть войска на ладьях, коих насчитывалось до двух тысяч, по Днепру, а затем по Чёрному морю, вплавь пошла на Царьград. Вторая часть войска на конях двигалась вдоль берега. Греки, испугавшись прибывшей армии, заперлись в цитадели. Олег осадил город, а его войска разграбили округу.

По легенде, перед началом штурма города, Олег поставил свои корабли на колёса, и с попутным ветром они двинулись на стены города. С военной точки зрения сие действо абсолютно бессмыслено, но греки, испугавшись, запросили мира. Они принесли Олегу отправленное вино и пищу, но Олег, почуяв угрозу, отказался их принимать, за что был прозван Вещим.

Олег заключил с греками выгодный для него мир. Греки заплатили ему и всем его князьям единоразовую выплату, и в дальнейшем обязались выплачивать дань ежегодно. Для славянских купцов, Олег выторговал беспошлинную торговлю в Византии.

Заключённый с Византией мирный договор стал первым известным письменным документом в русской истории. В рассказе о его заключении впервые упомянуты важные впоследствии города Чернигов и ПереяслАвль.

В знак победы над Византией, Олег прибил к вратам Царьграда свой щит, и с триумфом вернулся восвояси.

Друзья, надеюсь вам понравилось видео. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Ваша поддержка даёт мне силы творить далее.

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Русская душа

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы.

Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

События 2020 года в фотографиях

Ушедший год был очень сложным. Однако чем тяжелей ситуация в мире, тем больше работы у фотографов. Представляю вам подборку одних из лучших репортажных снимков, которые показывают каким был 2020 год. Здесь нет политики, принятия или осуждения каких-либо событий, давайте просто посмотрим на фотографии.

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Антон Ваганов / Reuters, Владимир Смирнов / ТАСС

Black Lives Matter

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Julia Rendleman / Reuters, Брайан Смит

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg, Getty Images

Протесты в Беларуси

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Василий ФЕДОСЕНКО, REUTERS

Протесты в Хабаровске

1072 год событие на руси

Фото: Игорь Волков / AP

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Валерий Мельников, Артем Микрюков / Reuters

1072 год событие на руси

Фото: Михаил Алаеддин

1072 год событие на руси

Фото: Александр Кряжев

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Фото: Dan Kitwood / Getty Images

1072 год событие на руси

В 1702г 10 января Петр I издал указ, запрещающий падать ниц перед царем.

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Александр Пересвет, прежде бывший боярин Добрянский, как герой истории и живописи

Надо сказать, что «Житие Преподобного Сергия» Епифания Премудрого эпизод с иноками не упоминает, так что вполне возможно, что они были и не из Троице-Сергиева, а из одного из Московских монастырей. Или были послушниками, а иноческий чин им дали непосредственно перед походом.

Дальше, как мы помним, из вражеских полков выезжает Челубей (Телебей и т. д.), и наш инок говорит не вполне смиренные слова: «Сой человек противника собе хощет, аз хощу с ним видетися!» и выезжает на поединок. Чем дальше, тем больше подробностей, так в одной из редакций зловредный Челубей, углядев в русской рати Пересвета и Ослябю требует у Мамая, чтобы ему дали сразиться именно с этими русскими. В этом варианте Пересвет не говорит про равного себе противника, а просто кротко просит прощения.

Известно, однако, что вся история с поединком (как и переодеванием Дмитрия перед боем), перекочевали в «Сказание» из другого произведения, очень распространенного на Руси в 15-16 вв

Как это ни печально, но в изобразительной традиции утвердилась как раз поздняя традиция. Пересвета рисуют эдаким умильным мнихом, который выезжает на бой иногда даже без доспехов (искушая Бога, что, вообще говоря, в христианстве считается в некотором роде грехом) и всем своим обликом прощая врага. Ну, с Глазуновым все понятно, он просто хреновый художник, было бы странно ожидать от него хорошей картины:

1072 год событие на руси

Но ведь он такой не один! Вот, к примеру, как оттрактовал бедного Пересвета Евгений Муковин:

1072 год событие на руси

Про креатив Рыженко все уже не раз говорили:

1072 год событие на руси

Не менее жестоко припечатал немолодого воина художник Сергей Ерошкин. Не удовлетворившись умильно-няшным обликом богатыря (его взгляд напоен такой любовью к ближнему, что на месте Челубея я бы к нему спиной не поворачивался), не зная, как еще унизить бедного боярина, он обрядил его в ЛАПТИ! Вот да, боярин добрянский идет на битву в лаптях! Художник, конечно, не знает, что нога в лапте тупо не встанет нормально в стремя, заточенное под сапог, ну да чего там:

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

1072 год событие на руси

Апофеозом всего этого умильнобесия идет картина художника Безукладникова Г. А.:

1072 год событие на руси

На ней мы видим, как доктор Айболит, укравший у грузинской княжны ее покрывало, неустрашимо идет наказывать, видимо, Бармалея, чтобы тот не хватал бы, не глотал бы, этих маленьких детей.

Однако не все так плохо. Мощный образ нашего героя создал художник А. В. Городничев:

1072 год событие на руси

Старина Корин очень любил рыцарские доспехи и хотел бы нарядить в них всех героев русской истории, чтобы они построились патриотическим русским клином и закатали всех недругов под асфальт. на его эскизе старый Пересвет одет в схиму поверх фуллплейта и готов накидать любому Челубею, будь он хоть сколько раз исполином:

1072 год событие на руси

Константин Васильев не мог не зигануть по такому поводу:

1072 год событие на руси

Однако, поскольку картины мастера полны всякого символизма, мы не можем точно сказать, какую фигу в кармане он держал в данный конкретный момент. Так что не исключено, что это никакой не «Пересвет и не Челубей», а, скажем, «Западный Мир из последних сил противостоит хамскому натиску красно-монгольской азиатчины».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *