1000 летие крещения руси в каком году праздновали

12 июня в истории. 1000-летие Крещения Руси

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

1000 летие крещения руси в каком году праздновалиВ этот день 12 июня 1988 года завершались многодневные празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

1000-летие Крещения Руси

В июне 1988 года в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты и представители крупнейших мировых конфессий. Их всех собрали торжества, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси. На территории только что восстановленного Данилова монастыря произошла Божественная Литургия, которую возглавлял Патриарх Московский Пимен.

К этому моменту праздничные мероприятия продолжались в крупнейших городах Советского Союза уже неделю. Многотысячные крестные ходы, праздничные Богослужения проходили в Москве, Ленинграде, Владимире, Новосибирске. В Киеве под проливным дождем вокруг памятника равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году обратил Киевскую Русь в христианство, собрались несколько тысяч человек.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Встреча Горбачева со Святейшим Патриархом Пименом и членами Священного Синода

А за несколько недель до празднования, в апрельскую Москву съехались репортеры со всего мира. Они освещали встречу в Екатерининском зале Кремля Михаила Горбачева с членами Священного Синода. Генеральный секретарь и предстоятель РПЦ перед телекамерами пожали друг другу руки.

Сам Горбачев при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «значительной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», и отметил, что благодаря перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

В ответ на это Патриарх Пимен выразил «архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачева на продолжение начатых дел.

Позже Патриарх Пимен и другие иерархи Церкви были награждены орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси».

Все эти сцены выглядели довольно странно в атеистическом государстве, которое еще несколько десятилетий назад взрывало храмы. Когда в 1937 году прошла перепись, в которой 42% населения, даже в условиях репрессий, признали себя православными, это не могло устроить руководство страны. Устроителей переписи отправили к стенке, а ее результаты аннулировали.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Государственно-церковные отношения

Но на самом деле идея отметить 1000-летие Крещения Руси возникла еще в 1970-х. Предложение партии священнослужители сделали, но оно было воспринято прохладно. Кроме идеологических противоречий было и материальное. В рамках подготовки торжеств иерархи просили о возврате в лоно Церкви двух крупнейших обителей: Новодевичьего монастыря и Киево-Печерской лавры. Это означало возобновление там института монашества, что для советских властей тогда было неприемлемо.

Отношение компартии к Русской Церкви стало постепенно меняться с начала 80-х. Событием чрезвычайной важности была передача Московской Патриархии в 1983 году комплекса строений московского Данилова монастыря. Стало понятно, что празднование 1000-летия Крещения Руси возможно.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Празднование 1000-летия Крещения Руси

Между тем величайший праздник в истории РПЦ изначально планировался исключительно как закрытое внутрицерковное мероприятие. Запланированные на начало лета 1988 года торжества было решено приурочить к Неделе всех святых, в земле Российской просиявших, которая, в соответствии с церковным календарем, выпадала в тот год на неделю с 5 по 12 июня. Планами РПЦ заинтересовалось руководство СССР, которое хотело показать миру явную демократизацию. За развитием ситуации следили многие зарубежные страны, а Генеральная ассамблея ЮНЕСКО даже призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

На этом фоне государство решилось передать Церкви важнейшие обители: ярославский Толгский монастырь, Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и Киево-Печерскую лавру. Денег на торжества государство, конечно, не выделило, но информационная поддержка была оказана мощная. Стало ясно, что страна меняется и меняется очень сильно.

Источник

1000-летие крещения Руси

1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Содержание

Подготовка

События

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.» [6]

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

Значение

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось [источник не указан 96 дней] в экономический, полити­ческий и моральный [источник не указан 96 дней] хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Источник

Начало другой эпохи. Как 1000-летие Крещения Руси изменило нашу духовную жизнь

В 1988 году Русская православная церковь отметила 1000-летие Крещения Руси. Праздничные события, изначально планировавшиеся как сугубо внутрицерковные, неожиданно приобрели широкий размах и дали толчок к кардинальным переменам в духовной жизни страны. В Белгороде знаменательную дату отметили в июле.

Крупнейшее событие

В ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение отпраздновать 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой культуре. Это привлекает к Советскому Союзу внимание всего мира. И вот уже в Москве, Ленинграде и Киеве проходят крупные конференции, где учёные и богословы из разных стран обсуждают вопросы, связанные с христианством.

Встреча патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым, которая состоялась в конце апреля 1988 года в Екатерининском зале Кремля, показала потепление отношений между церковью и государством. Власть даёт разрешение построить в Москве новый собор в честь 1000-летия Руси. А чуть позже, в мае, Церкви передают священные реликвии, которые до этого хранились в музеях Московского Кремля.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

В начале июня в Москве и Загорске прошли основные торжества с участием сотен почётных гостей. В Белгороде же мероприятия в честь 1000-летия принятия христианства на Руси провели 6 июля. Глава Курско-Белгородской епархии архиепископ Ювеналий совершил богослужение в Иоасафовском соборе. Как писала «Белгородская правда», после этого духовенство отправилось возложить цветы к Вечному огню. Среди священников того времени было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Например, настоятель Николаевской церкви в селе Незнамово протоиерей Владимир Шантыко сражался на 3-м Белорусском фронте и был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Отличились на войне и многие другие представители духовенства. Было им что вспомнить, стоя у Вечного огня.

Позже во Дворце культуры «Энергомаш» состоялся торжественный акт, где прозвучали доклады об исторической значимости христианства и о помощи белгородских верующих Советскому фонду мира, Детскому фонду имени В.И. Ленина, Советскому фонду культуры и Крас­ному Кресту. После этого прошёл концерт духовных песнопений.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Необычайный подъём

«Этот юбилей отмечался во всём мире как огромное культурно-историческое событие, внёсшее вклад в историю цивилизации и развитие европейской и мировой культуры. ЮНЕСКО своей специальной резолюцией призвала 159 стран отметить Тысячелетие Крещения Руси. Исходя из этого, становится понятным, как велико значение Крещения Руси для нашего народа и мирного сосуществования между людьми. Сама Церковь – это неисчерпаемая сокровищница культурных ценностей, создававшихся в течение столетий.

Сейчас у священнослужитей углубляется взаимопонимание с деятелями науки и культуры, с государственными учреждениями и общественными организациями страны. Время, в которое мы живём, отмечено не только необычайными трудностями, но и необычайным подъёмом в общественно-нравственном сознании. Это вселяет в верующих оптимизм относительно будущего нашего народа и нашей Церкви, которая осознаёт, что она занимает достойное место в современном обществе», – написал в 1991 году протоиерей Леонид Константинов в «Курьер дайджест» (приложение к областной газете «Смена»).

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Отцу Леониду довелось не только участвовать в торжествах, проходивших в Белгороде, но и побывать на юбилейном Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Он проходил в Москве в течение четырёх дней в атмосфере оживлённых дискуссий.

На Соборе приняли новый церковный устав. Духовенство обсудило роль христианства в развитии культуры на Руси. Прозвучали призывы к диалогу с Русской православной церковью за границей и со старообрядцами. Также было принято решение о канонизации великого князя Московского Димитрия Донского, Максима Грека, Андрея Рублёва, блаженной Ксении Петербургской, митрополита Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Мы видели перемены

И хотя за 30 лет подробности тех событий уже потихоньку стираются из памяти, по словам отца Леонида, несомненно то, что юбилейные события заставили государство и общество совершенно по‑другому посмотреть на Церковь, понять её величайший вклад в историю и культуру страны.

В сохранившихся фотоснимках отражена вся противоречивость того времени. Здесь переплелись нищета, растерянность, страх перед будущим и в то же время свет надежды, вера в перемены, желание прикоснуться к тому, что до сих пор было недоступно и пока ещё не вполне понятно.

«Я была атеисткой в советское время. Но определённые события в жизни привели меня к Богу. И вот этот приход пришёлся как раз на конец 80-х годов, – вспоминает белгородка Людмила Марьянова. – Это сейчас в магазинах полно православной литературы, есть православные газеты и сайты, идут религиозные телепередачи. А в то время всё было по‑другому. И православие казалось для меня большим и неизведанным миром. Всё это я постигала с трепетом в душе, было очень непросто. Помню и празднование 1000-летия Крещения Руси в Белгороде, и возвращение мощей святителя Иоасафа. Эти события отзывались в сердце, было радостно. Уже тогда мы видели перемены. А сейчас тем более осознаёшь, что всё это ознаменовало начало совсем другой эпохи».

Источник

Празднование тысячелетия крещения Руси

1000 летие крещения руси в каком году праздновали
Руководство Православной церкви с давних времен был агентурой КГБ

Мероприятие прошли в разных городах страны, центром конечно же стали Москва и Киев. Подготовку мероприятия освящали журналисты СССР и со всего мира. 26 мая 1988 года в Оружейной палате Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви священных реликвий, находившихся на хранении в музеях Московского кремля.\
Далее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и ряд других служителей церкви были награждены орденом Дружбы Народов.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали
Органы власти не обошли стороной этот религиозный праздник

Делегация архипастырей Русской православной церкви на встрече с Михаилом Горбачевым

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Основные юбилейные торжества проходили 5—12 июня 1988 года в Загорске и Москве. В Москву съехались участники Поместного собора 211 делегаций из 89 стран — всего 517 гостей,

1000 летие крещения руси в каком году праздновали
Празднование у Данилова монастыря, в Москве

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Празднование в Киеве

1000 летие крещения руси в каком году праздновали
Митрополит Филарет (Денисенко) во время празднования – через 28 лет он поддержит войну на Донбассе, убийства «безбожников» и будет способствовать церковному расколу

1000 летие крещения руси в каком году праздновали
Молебен на Владимирской горке по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, в Киеве

Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен, выступая на закрытии юбилейных торжеств, отметил:
«Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени — Византии. Эта культура попала на благодатную почву… Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви. Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в доме Божием… землю же Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь.»

13 июня 1988 года в Москве, в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Все это происходило еще в СССР.

Источник

Тысячелетие Крещения Руси в воспоминаниях

Четверть века назад Церковь праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Этот день стал поворотной точкой в русской истории ХХ века: общество повернулось лицом к Церкви, и вторую христианизацию Руси уже ничто не могло остановить. Воспоминаниями о Тысячелетии Крещения Руси делятся свидетели этих перемен.

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Глоток свежей воды

Николай Державин, старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

1000 летие крещения руси в каком году праздновалиПраздник Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. я помню очень хорошо — тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые. Незабываемым было выступление хора духовенства в Мариинском театре. Такие маститые протоиереи, протодьякона вышли — и как грянули в финале «Русь Святая, храни веру православную в ней же тебе утверждение»!

Год тысячелетия Крещения Руси был во многом поворотным. Это было начало потепления в церковно-государственных отношениях. Еще было далеко до конструктивных взаимоотношений, но некие, как сейчас говорят, сигналы стали поступать. Помните, поначалу было сказано так, что тысячелетие крещения Руси — это сугубо внутрицерковное дело, а в результате получилось широкое церковно-общественное празднование и в Москве, и в Петербурге, и в Киеве, и в других городах.

Я думаю, что, помимо изменения отношения со стороны власти, этот добрый импульс нашел отклики в сердцах людей, которые устали от официоза, от этой лживой жизни. Включаете программу «Время», и там все лучше и лучше, показатели все выше и выше, а реальная жизнь не меняется к лучшему. А тут — глоток свежей чистой воды. Душа народная откликнулась.

90-е годы и все прошедшие 20 лет — это особый удивительный период. У Церкви появились новые возможности, и надо было их использовать. Мы — свидетели и в какой-то степени участники этих благодатных перемен, происходящих и в Церкви и в обществе.

Но при всех удивительных переменах и огромной свободе, важно, чтобы человек был внутренне свободен от греха, чтобы каждый смог сознательно развиваться. Возможности сегодня есть, а будут ли они использоваться? Важно, чтобы мотивация поступков у людей изменилась, чтобы, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, норма веры стала нормой жизни.

Пюхтицкое подворье

Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме:

1000 летие крещения руси в каком году праздновалиВ 1988 году праздновали Тысячелетие Крещения Руси. И наш покойный Патриарх Алексий, тогда митрополит Ленинградский и Новгородский, мой духовный отец, меня и матушку Варвару благословил участвовать в этих торжествах. И в один из дней он пригласил нас на свою квартиру в Москве и говорит: «Матушки, у меня к вам есть очень серьёзный разговор, деловой, нам надо побеседовать». Мы к нему приехали, и он спросил: «Вы не хотите иметь Пюхтицкое подворье?» — «Владыка, как, где, какое подворье?»

В Таллине, в 1960 году у нас было хорошее подворье, но пришли коммунисты и взорвали его (хиротония владыки во епископа состоялась в 1961 году, если б на полгода пораньше, он бы не допустил!). В Питере, я слышала, раньше в гавани находилось Пюхтицкое подворье, но там устроили универмаг. Кто же отдаст универмаг! Тут владыка достаёт из кармана ключи, и передаёт их нам: «Вот вам ключи, матушки, от Иоанновского монастыря на Карповке, где покоится дорогой наш батюшка Иоанн. Через две с половиной недели, 1 ноября, память Иоанна Рыльского, постарайтесь восстановить. Будем освящать». Мы удивились: «Как за две недели?!» А он: «Матушки, постарайтесь».

Вечером должен был быть по программе концерт, но мы попросили благословения в тот же день выехать в Ленинград. И вечером с матушкой Варварой поехали. Я позвонила своим родственникам, сестре, нас встретили на вокзале. И мы сразу отправились на Карповку. Ключи у нас были. А храм найти не можем. Знаете, что там творилось! Всё было заброшено на протяжении нескольких десятилетий. Жили бомжи, валялись бутылки, повсюду был устроен туалет: запах, грязь, папиросы… Одну дверь откроем, другую, найти не можем! Потом открыли, видим — сарай. Столько помёта, невозможно! Стёкол нет, голуби летают. Это был храм Иоанна Рыльского.

Мы сразу вызвали сестер из Пюхтицы, они приехали на своей машине. Я позвонила в духовную семинарию, я знала ректора отца Владимира Сорокина: «Батюшка помогите, пожалуйста!» — «Мать, откуда ты?» — «С Карповки» — «С какой Карповки?» Я говорю: «Из Иоанновского монастыря». — «Как из Иоанновского?» — «Батюшка, дорогой, владыка передал ключи, 1 ноября в день памяти Иоанна Рыльского будет освящение, помогите нам, пришлите ребят». И вот ребята, семинаристы, утром позавтракают, и их на машине привозили. У них были свои топорики, инструменты, пилы, вёдра. Еще приходили мои родственники, знакомые.

За два месяца до этого в Пюхтицу приехала моя близкая знакомая Полина Васильевна Малиновская. Она жила как раз напротив монастыря. Сейчас её внуки и правнуки остались, она сама уже давно умерла. Она приехала в Пюхтицу. Мы обедали, и тут она говорит: «Матушки, я в последний раз приезжаю, очень слабо себя чувствую и, может, больше вас не увижу, но хочу вам сказать про дорого батюшку отца Иоанна Кронштадтского».

Что творилось в усыпальнице! Туалеты текут, вонища, жутко! 300 противогазов вынесли, парты… Когда мы уже полностью освободили усыпальницу, всё расчистили, смотрю — забетонированное место. Всё ясно: под ним захоронение. Святейший почти каждый день звонил мне, спрашивал, как идут дела. А тут я, не дождалась его звонка, первая ему позвонила сообщить, что мы обрели место, где покоится дорогой батюшка. Святейший обещал быть у нас через два дня. А вскоре пришла помощь из Финляндии, и мы смогли устроить скромное надгробье, подсветку, иконостас, написали иконы. А потом праздновали прославление дорогого батюшки. Его мощи до сего дня не открыты, как дальше будет неизвестно. Господь управит всё по воле Своей святой.

Восстановить Данилов монастырь

Наталия Сухова, заведующая Центром Истории богословия и богословского образования Богословского факультета и доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ:

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

Наталия Сухова. Фото: pstgu.ru

Когда в 1983 г. Церкви отдали Данилов монастырь, то его несколько лет не восстанавливали, потому что было непонятно, для чего его отдали: чтобы восстановить монастырь в полном смысле значения или только для того, чтобы сделать резиденцию Святейшего Патриарха Пимена? Потом, в конце 1986 г., решили, что именно в Даниловом монастыре нужно отмечать Тысячелетие Крещения Руси. А тысячелетие наступало через полтора года. Был брошен клич по всей Москве, что монастырь надо восстанавливать, и нужны добровольцы. На него откликнулось много церковного народа, в том числе студенты московского университета.

Студенты, прочие жители Москвы работали там все субботы и воскресенья, иногда ночью. Ставили софиты, приносили котлы с едой… Об этом остались воспоминания, как о некой золотой эпохе. За несколько месяцев до празднования Тысячелетия Крещения решили, что отмечать его нужно именно в монастыре, то есть, должна быть братия. Тогда была пострижена первая плеяда монахов, в том числе, из тех людей, кто восстанавливал монастырь.

Религиозное воодушевление стало массовым явлением

Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ:

1000 летие крещения руси в каком году праздновалиЮбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.

В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества Может быть, для того, чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.

Можно все объяснить человеческой мудростью: и начавшуюся Перестройку, и пересмотр отношения к Церкви, и то, что всем стало очевидно, что коммунистическая идеология обанкротилась, но никто не ожидал столь резкой смены отношения к Церкви. Это явное вмешательство Божие в жизнь русского народа.

Особенно явно действие Божие стало ощущаться, когда был передан Даниловский монастырь, и после этого в храмах стали молиться князю Даниилу — раньше этого не было. Само воодушевление знакомых людей, которые восстанавливали Данилов монастырь, передававшееся даже мирским людям, было отрадно и говорило о том, что в стране что-то будет меняться.

Монастырь был отдан Церкви до Горбачева, кажется, еще при Андропове. При Черненко началось было торможение подготовки к празднованию, но незадачливый генсек быстро отправился в мир иной, а при Горбачеве негатив кончился, власти пошли навстречу Церкви, монастырь восстановили и помогли всем необходимым в организации торжеств.

Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.

Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм.

Я был на юбилейном богослужении в июне 1988 года в Даниловом монастыре, и там тоже чувствовалась совершенно особая атмосфера. Все говорило о том, что начинается новое время, все будет по-новому. Размышляя об этом, я понимал, что должна быть проявлена особая ответственность Церкви, и необходимо постараться, чтобы милость Божия, которая нам даруется, была принята с благодарностью, и мы, со своей стороны, сделали бы все возможное, чтобы быть достойными Его даров.

Богослужение помнится очень хорошо. Такого за всю историю Советского Союза не было, наверно, с момента похорон святого Патриарха Тихона, которого тогда же, в 1988 году канонизировали. Главный собор Данилова монастыря не мог вместить всех молящихся, люди заполнили всю монастырскую территорию. Чтобы все могли следить за ходом литургии, были установлены большие телеэкраны.

Появилась возможность открытой проповеди, устраивались собрания для дискуссий на тему христианства, которые собирали огромные аудитории. Собрания, в которых участвовали отец Владимир Воробьев и отец Александр Салтыков, постепенно превратились в богословские курсы, из которых вырос Свято-Тихоновский — сначала институт, а теперь университет. Даже журнал «Наука и религия» вдруг захотел узнать, что им скажет Церковь, и в редакцию пригласили священников. Отец Валентин Асмус на той встрече сказал, что он с их журналом знаком, и считает, что у них нет ни науки, ни религии, зато много атеизма, поэтому журнал вульгарен.

Религиозное воодушевление стало массовым явлением. Количество верующих очень увеличилось. Резко изменилось отношение к вере в Бога в государстве и в обществе, в Церковь пришло много людей, потому что всем стало очевидно, что коммунистические гонения на Церковь кончились.

Настоящий живой праздник

Народный художник России Сергей Харламов:

1000 летие крещения руси в каком году праздновали

В 1988 году наша страна, весь православный мир отмечали 1000-летие Крещения Руси. Празднование проходило в Великом Новгороде, в Дни славянской письменности и культуры.

В древний город на торжества приехал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. На торжество собрались писатели, художники, ученые, государственные и общественные деятели.

Я вместе с группой выставкома Союза художников занимался экспозицией ежегодной выставки, приуроченной ко Дню славянской письменности и культуры. Но в тот раз все было по иному, ведь отмечалась такая глобальная дата!

Концерты, встречи в клубах и домах культуры, диспуты — ими были насыщены все дни торжеств. И воспринималось это не как официоз, а как настоящий живой праздник.

Этому способствовало и то, что вокруг было много знакомых лиц, радостные объятия друзей, новые встречи, знакомства, которые оказывались — на всю жизнь. Именно тогда я познакомился с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Он тогда выставил скульптуру — портрет писателя Василия Ивановича Белова, моего будущего друга.

В шествиях, крестных ходах принимало участие множество народу. Однажды, когда крестный ход проходил по мосту, мост зашатался. Люди даже немного испугались, но все обошлось благополучно.

Событие было знаменательным для того времени: о православии в нашей стране, где еще несколько лет назад открыто верить было нежелательно, а порой и небезопасно, заговорили во весь голос. Причем — на государственном уровне. Чувствовалось: жизнь меняется.

Глядя на памятники древнерусской архитектуры, в том числе редкие, домонгольские, мы ощущали, что цепочка преемственности, которую так долго пыталась оборвать советская власть, не оборвалась. И мы связаны с нашими предками, в том числе и тем, что они передали нам свою веру, указали верный путь, по которому стоит двигаться в жизни.

Казалось — мы свидетели второго Крещения Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *