Узел полуштык для чего

Узел полуштык для чего

Применение: Узел полуштык отлично выполняет свои функции как завязанный одним концом веревки, окаймляющий предмет и страхующий свой собственный коренной конец одним узлом.

Узел полуштык для чего

Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего Узел полуштык для чего

Свойства узла полуштык (Half hitch)

Сравнение узлов: На изображениях показано близкое сходство между

Простым узлом – завязанным в конце веревки
Узлом полуштык – присоединяет веревку к чему-либо, например, к коновязи
Полуузлом – соединяющий узел – первая часть Прямого узла

Завязывание узла полуштык (Узел внахлёст)

Два полуштыка: За первым узлом полуштык почти всегда следует второй, или даже третий и четвертый, и.т.д. Обычно, чтобы сделать два полуштыка, веревку пропускают по кругу по тому же пути. Так образуется Выбленочный узел вокруг коренного конца. Когда второй полуштык повернут, он образует Талрепный узел вокруг коренного конца.

Рекомендации: Несмотря на то, что два полуштыка действительно образуют один полный «штык», лучше начинать с оборота веревкой вокруг оградительного столба или штыря, таким образом мы получаем простой штык со шлагом. Он более безопасен и обеспечивает более легкий контроль за грузом во время завязывания полуштыков.

Источник

Морские узлы

Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

Узел полуштык для чего

Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Узел полуштык для чего

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Узел полуштык для чего

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Узел полуштык для чего

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

Узел полуштык для чего

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

Узел полуштык для чего

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

Узел полуштык для чего

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Узел полуштык для чего
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

Узел полуштык для чего

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Узел полуштык для чего

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Узел полуштык для чего

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

Узел полуштык для чего

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Узел полуштык для чего

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Узел полуштык для чего

Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Узел полуштык для чего

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

Узел полуштык для чего

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

Узел полуштык для чего

Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

Узел полуштык для чего

24. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)

Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

Узел полуштык для чего

Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

Узел полуштык для чего

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

Узел полуштык для чего

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

Узел полуштык для чего

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Источник

Узел полуштык для чего

Валерий Анатольевич Демус

Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые

© DepositPhotos.com / kotomiti, Zetor2010, stocksnapper, обложка, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2014

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2014

На протяжении всего пути развития человечество сопровождали орудия труда, для создания которых требовались многочисленные соединения разнородных предметов. Самый легкий путь, доступный каждому и требующий минимального количества навыков, – соединения с помощью веревок и узлов. Первые узлы появились несколько тысячелетий назад, и с тех пор их продолжают использовать столь же активно, как и раньше.

Сегодня человечеству известны несколько сотен видов узловых соединений, которые продолжают пополняться новыми декоративными и утилитарными узлами.

В данной книге мы рассмотрим лишь небольшую часть узлов, разделенных на группы по сфере применения: морские, альпинистские, туристические, спелеологические, рыболовные, охотничьи, декоративные и бытовые. Кроме того, в книге предложена небольшая узкоспециализированная группа узлов для галстуков.

Для упрощения описания наиболее часто повторяющихся действий в схемах вязания применяются следующие морские термины:

Закрытая петля (калышка) – петля на тросе, концы которой перекрещиваются между собой (рис. 1, б).

Коренной (корневой) конец – конец троса, остающийся, как правило, неподвижным при вязке узла.

Открытая петля – изогнутый вдвое трос с неперекрещивающимися между собой концами (рис. 1, а).

Обнос – обхват тросом какого-либо предмета, выполненный таким образом, чтобы оба конца его не перекрещивались (рис. 1, в).

Полуузел – одинарный перехлест двух разных концов одного троса или двух концов различных тросов.

Ходовой конец – незакрепленный, свободный конец троса, которым производят вязку узла.

Шлаг – полный оборот снасти вокруг предмета (рис. 1, г).

Полуштык – обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием его концов под прямым углом (рис. 1, д).

Узел полуштык для чего

Рис. 1. Основные элементы, применяемые при вязке узлов: а – открытая петля; б – закрытая петля; в – обнос; г – шлаг; д – полуштык

Краткая история узлов

Сложно установить точное время возникновения первых плетеных изделий. К сожалению, из-за недолговечности материалов узлы, используемые на ранней стадии развития человечества, почти не сохранились. Но, по мнению антропологов и археологов, навыки плетения из травы, коры и кожи у первобытных людей появились еще задолго до умения пользоваться огнем и создания примитивных орудий труда. С течением времени эти умения быстро развивались. Область применения таких соединений была обширной: от изготовления примитивных корзин и ловушек, привязывания каменных наконечников копий и топоров до изготовления первых лодок. Параллельно происходило становление узлов, используемых для украшений, узлов, связанных с первыми примитивными формами религии. Самые древние образцы веревок были найдены на Синайском полуострове и насчитывают около 20 000 лет, а вот самые древние узлы были обнаружены в Финляндии и относятся к периоду неолита.

В период бронзового и раннего железного века умение человека вязать узловые соединения совершенствовалось, причем их развитие не было характерно для какой-то одной местности, а происходило повсеместно, где обитал человек.

Большое количество находок, а также рисунки, скульптуры, легенды говорят об их широком применении в совершенно разных отраслях деятельности.

При раскопках захоронений фараонов были обнаружены модели «кораблей мертвых», на которых, по верованиям древних египтян, их владыки должны были путешествовать в загробный мир. Доски, составляющие корпус такого корабля, связывали между собой веревками. А при исследовании в 1954 году остатков парусного корабля фараона Хеопса, имеющего достаточно развитый веревочный такелаж, был найден хорошо сохранившийся сложный беседочный узел. Даже вход в гробницы царей Египта завязывали выбленочным узлом. 5000 лет насчитывает другая археологическая находка, обнаруженная возле города Выборг, – сложная плетеная сеть с каменными грузилами, на которой сохранились остатки прямого и выбленочного узлов. Древние племена инков на основе простого узла разработали высокоэффективное узелковое письмо – кипу.

Значительный объем информации о видах узлов и их применении дало изучение наследия Древней Греции и Рима. В культурах этих народов узлы выполняли не только утилитарные функции, но и отражали религиозно-мистическое представление об устройстве мира. Стоит вспомнить хотя бы знаменитую «Одиссею» Гомера, в которой он описывает мешок Эола с заключенными в него ветрами, который был завязан волшебным узлом. Легендарный Геракл, сын Зевса, победив страшного Немейского льва, использовал его шкуру как доспехи, завязывая его передние лапы на груди узлом, впоследствии названным в честь этого древнегреческого героя. Не меньше известен и еще один узел, появившийся в тот период, – Гордиев. Во фригийском храме Зевса, расположенном в Малой Азии, находилась повозка с быками, ярмо которых было завязано сложным узлом. По предсказанию оракула, человеку, который сможет его развязать, боги подарят власть над миром. 400 лет никто не смог справиться с этой задачей, и только Александр Македонский решил ее, разрубив легендарный узел. В Древнем Риме узловые соединения настолько были важны, что им приписывали врачебные свойства. Плиний Старший в своей работе «Естественная история» подробно описывает целебные свойства геркулесового узла и рекомендует его использовать для лечения ран.

Особую популярность веревочные узловые соединения приобрели в Средние века, чему способствовало развитие мореплавания. Бурное развитие торговли, стремление к открытию новых богатых и неосвоенных территорий требовало создания больших парусных кораблей со сложным такелажем и большим количеством узлов. Морской флот на долгие годы, вплоть до появления парового двигателя, становится базой для накопления и дальнейшего развития узлов. Продолжилось и совершенствование декоративных и мистических узлов. Если внимательно рассмотреть архитектуру и моду периода Ренессанса – богато расшитые одежды, красивое плетение кружев, многочисленные браслеты и колье и даже геральдические знаки – в основе многих из них видны симметричные декоративные плетения.

Когда настало Новое время, в развитии узлов произошли значительные изменения. Промышленная революция способствовала появлению большого количества достаточно дешевых металлических креплений. Лошадей сменила техника. На флоте стал господствовать не парус, а двигатель. Появились новые синтетические материалы. Все это изменило сферу использования узловых соединений, привело к сокращению их количества. Казалось бы, эпоха узлов уходит в прошлое. Однако интерес к ним не угас, а перешел на новый уровень. Более быстрыми темпами начала развиваться их декоративная группа. Утилитарные соединения осваивались в новых сферах – спорте (бурно развивается туризм, альпинизм), спелеологии, рыбной ловле, спасательных работах, яхтинге. Продолжали их использовать и в традиционных областях – работах с грузами.

В двадцатом веке благодаря развитию точных наук начали больше внимания уделять теории узлов и систематизации знаний о веревочных соединениях. Сформировались даже основы наузистики (от славянского слова науз – «узел») – науки, изучающей узлы, их классификацию, способы вязки. Специалисты изучают и классифицируют не только узлы, но и с помощью современной физики и математики изучают прочностные характеристики соединений, их «поведение» на новых синтетических материалах, зависимость от внешней среды и нагрузок. В 30–40-е годы прошлого века было издано несколько наиболее полных иллюстрированных сводов, дающих представление о разнообразии узлов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *