Ууд и компетенции в чем разница

Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

– Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.

– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

– формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

– овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;

– универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные универсальные учебные действия:

– общеучебные универсальные учебные действия;

– логические универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

– ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;

– выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;

– дать им возможность построить способ действия;

– обеспечить правильную оценку результата;

– проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);

– выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);

– повторно решить задачу (выполнить действие).

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Источник

Семинар-практикум «От УУД к компетентностям»

Презентация была разработана в ходе подготовки к педагогическому совету по теме «Компетентностный подход при реализации ФГОС»

Просмотр содержимого документа
«семинар-практикум «От УУД к компетентностям»»

Ууд и компетенции в чем разница

Ууд и компетенции в чем разница

ПООП о компетентностях и компетенциях:

сущностные характеристики совпадают:

А.В. Баранников, доктор пед. наук, профессор, учитель русского языка и литературы:

Компетенции в действиях = компетентности

Ууд и компетенции в чем разница

результаты достижений обучающихся

Ууд и компетенции в чем разница

ПООП: Компетенция – ожидаемый эффект от сформированности результатов (целевая установка).

( Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения)

Потребности и возможности обучающегося

Ууд и компетенции в чем разница

Стандарт ориентирован на результаты образования

Иерархия результатов освоения ООП

Ууд и компетенции в чем разница

Стандарт ориентирован на результаты образования

Иерархия результатов освоения ООП

(выход за пределы учебно-предметного содержания)

(регулятивные, познавательные, коммуникативные);

чтение, работа с текстом;

формирование ИКТ- компетентностей;

система предметных знаний,

система предметных действий

Ууд и компетенции в чем разница

Практикум 2. Соотнесите понятия «УУД» и «компетентность»

Ууд и компетенции в чем разница

Компоненты одного вида деятельности (учебной)

Освоенные способы действия в различных видах деятельности: производство, творчество, исследование, познание и т.д.

Помимо способов учебной деятельности охватывают ценностно-мотивационную сферу

Проявляются в продуктивной деятельности

Целеполагание в рамках учебной ситуации

Целеполагание субъекта за пределами учебной ситуации, произвольное (субъект ставит цель изменить ситуацию)

Ууд и компетенции в чем разница

Универсальные учебные действия

Виды универсальных учебных действий

Ууд и компетенции в чем разница

Практикум №3 Представьте информацию в виде кластера

Ууд и компетенции в чем разница

Ууд и компетенции в чем разница

Ууд и компетенции в чем разница

Ууд и компетенции в чем разница

Ууд и компетенции в чем разница

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержание образования…

Действия с предметным содержанием

при решении математической задачи:

2. Моделирование (визуализация скрытой информации);

3. Преобразование модели, раскодирование информации;

4. Выведение серии частных конкретно-практических задач;

Ууд и компетенции в чем разница

Требования к деятельности обучающихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей)

«Рассмотрение ключевых компетентностей как результата образования приводит нас к необходимости описать требования к уровню их сформированности в формате, позволяющем контролировать достижение данного результата» (Приложение)

Ууд и компетенции в чем разница

Источник

Компетенции и УУД

В таблице показано, какие УУД к каким компетенциям относятся.

Просмотр содержимого документа
«Компетенции и УУД»

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— использовать общие приёмы решения задач;

— ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

— выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

— рефлексия способов и условий действий,

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

— ставить и формулировать проблемы;

— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— выбирать вид чтения в зависимости от цели;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

— классификация по заданным критериям;

— установление причинно-следственных связей;

— формулировать и удерживать учебную задачу,

преобразовывать практическую задачу в познавательную,

— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

применять установленные правила в планировании способа решения;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

— определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

— составлять план и последовательность действий;

— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

— выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

— использовать речь для регуляции своего действия;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

— предвидеть уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— предвидеть возможности получения конкретного результата при решении

— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

использовать установленные правила в контроле способа решения;

— различать способ и результат действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, задачи.

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

— выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

— соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

— активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

— концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач,

— обращаться за помощью,

— формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— строить монологичное высказывание;

— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— определять общую цель и пути ее достижения;

— осуществлять взаимный контроль,

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными

— обработка информации (определение основной и второстепенной информации; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

— передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

— интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

— оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

— осознание своей этнической принадлежности,

— осознание ответственности человека за общее благополучие,

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

— принятие образа «хорошего ученика»,

— внутренняяпозиции школьника на основе положительного отношения к школе,

— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

— самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

— эстетические потребности, ценности и чувства;

— этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

— гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемkislovka-school.ucoz.ru

Похожие презентации

1 Компетенция. Компетентность. УУД.

4 ситуация мобилизация самоуправление Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Ресурсный пакет Структура компетенции

8 Критериями сформированности личностных УУД следует считать : 1) структуру ценностного сознания ; 2) уровень развития морального сознания ; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения ; 4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

9 Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание как постановка учебной задачи на осно ­ ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование определение последовательности про ­ межуточных целей с учётом конечного результата ; составле ­ ние плана и последовательности действий. Прогнозирование предвосхищение результата и уров ­ ня усвоения знаний, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его ре ­ зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне ­ ний и отличий от эталона. Коррекция внесение необходимых дополнений и кор ­ рективов в план и способ действия в случае расхождения эта ­ лона, реального действия и его результата ; внесение измене ­ ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест ­ ва и уровня усвоения ; оценка результатов работы. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта ) и преодолению препятствий.

10 Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность : выбирать средства для организации своего поведения ; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени ; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм ; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки ; начинать и заканчивать действие в нужный момент ; тормозить ненужные реакции.

15 Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором : Научиться познавать ; научиться жить вместе ; научиться делать ; научиться жить. научиться жить. Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века « Образование : сокрытое сокровище »

Источник

ФГОС. Универсальные учебные действия и компетентность учащихся

Автор: Кропотина Галина Николаевна

учитель математики МАОУ СОШ №11 г.Белогорск, Амурская область

«Универсальные учебные действия и компетентность учащихся»

Что такое «универсальные учебные действия» (УУД).

Приемы активизации учебной деятельности, обеспечивающие формирование УУД.

Формирование компетентности учащихся с помощью программы развития универсальных учебных действий.

17 декабря 2010 г министром образования и науки РФ Фурсенко А. был подписан указ об утверждении ФГОС основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Необходимость введения нового ФГОС ООО вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями проявляется как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

«Мастер… (По Далю), это особенно сведущий или искусный в своем деле». Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта.

Сегодня мы продолжаем работать по учебникам, отвечающим стандартам первого поколения 2004 г., в соответствии с которым по всем предметам предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действий.

Программа, направленная на формирование данных умений, впервые была разработана Н.А. Лошкаревой в 1980 г и стала на протяжении многих лет наиболее полным и подробным системным представлением состава и структуры данных умений. Еще несколько лет назад традиционно определяли пять ведущих классификаций общеучебных умений (Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, А.В. Усова, Л.М. Фридман, С.Г. Воровщиков).

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования», основной и инвариантной частью которого составляют УУД. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, Александра Григорьевича Асмолова наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Что же дают УУД (универсальные учебные действия)?

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Рассмотрим все виды универсальных учебных действий подробно, попутно выделяя приемы активизации учебной деятельности, обеспечивающих их достижение и формирование компетентности учащихся.

1. Личностные учебные действия.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

Как понять себя и чувства другого?

знание моральных норм,

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

умение выделять нравственный аспект поведения.

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках предлагаются следующие виды заданий:

участие в проектах

подведение итогов урока

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма

самооценка события, происшествия

Итог развития личностных универсальных учебных действий:

В рамках когнитивного компонента у выпускника школы будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2. Регулятивные учебные действия.

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.

Оценка – осознание уровня и качества усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках возможны следующие виды заданий:

поиск информации в предложенных источниках

взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)

заучивание материала в классе

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Итог развития регулятивных универсальных учебных действий:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

3. Познавательные универсальные действия.

Как сделать учебу интересней?

Выделяют 3 вида познавательных учебных действий

постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез – составление целого из частей;

Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Для формирования познавательных учебных действий целесообразно на уроках включать следующие виды заданий:

«найди отличия» (можно задать их количество)

работа с разного вида таблицами

составление и распознавание диаграмм

работа со словарями

составление собственного портфолио.

Итог развития познавательных универсальных учебных действий:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные действия.

Умеем ли мы общаться?

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

Владение монологической и диалогической формами речи.

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру

отзыв на работу товарища

групповая работа по составлению кроссворда

«отгадай, о ком говорим»

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)

«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,…

Итог развития коммуникативных универсальных учебных действий:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

— обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

В этом смысле задача начальной школы « учить ученика учиться » должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — « учить ученика учиться в общении ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *