Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Заполните таблицу » Знаменитые учёные европейского Средневековья»

Годы жизни
Сущность взглядов

Пьер Абеляр1079 — 1142Разобраться в вопросах веры можно при помощи разума.
Бернар Клервоский1090 — 1153Нужно понимать, чтобы верить, нужно верить, а не рассуждать.
Роджер Бэкон1214 — 1294Для знания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыты.
Фома Аквинский1225 — 1274Знания о Боге и мире объединил в христианскую Вселенную
Альберт Великий 1200 — 1280Ввёл в европейскую науку знания, из сочинений древнегреческих и арабских учёных.
Иоа́нн Дунс Скот1266 — 1308Автор доктрин: «однозначность бытия»; «формальное различие» ;«идея конкретности»
Гильбе́рт Порретанский1085 — 1154Различал субстанцию и субсистенцию, «то, что есть» и «то, благодаря чему оно есть», порожденную вещь и её природу.
Пётр Ломбардский… — 1160Догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое

Годы жизни
Сущность взглядов

Пьер Абеляр1079 — 1142Разобраться в вопросах веры можно при помощи разума.
Бернар Клервоский1090 — 1153Нужно понимать, чтобы верить, нужно верить, а не рассуждать.
Роджер Бэкон1214 — 1294Для знания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыты.
Фома Аквинский1225 — 1274Знания о Боге и мире объединил в христианскую Вселенную
Альберт Великий 1200 — 1280Ввёл в европейскую науку знания, из сочинений древнегреческих и арабских учёных.
Иоа́нн Дунс Скот1266 — 1308Автор доктрин: «однозначность бытия»; «формальное различие» ;«идея конкретности»
Гильбе́рт Порретанский1085 — 1154Различал субстанцию и субсистенцию, «то, что есть» и «то, благодаря чему оно есть», порожденную вещь и её природу.
Пётр Ломбардский… — 1160Догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое

Пьер Абеляр,
1079-1142.,
Разобраться в вопросах веры (можно при помощи разума).

Роджер Бэкон,
1214-1294г.,
Для знания истины авторитета и разума недостаточно, нужны ещё наблюдения, опыты и практика.

Годы жизни
Сущность взглядов

Пьер Абеляр1079 — 1142Разобраться в вопросах веры можно при помощи разума.
Бернар Клервоский1090 — 1153Нужно понимать, чтобы верить, нужно верить, а не рассуждать.
Роджер Бэкон1214 — 1294Для знания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыты.
Фома Аквинский1225 — 1274Знания о Боге и мире объединил в христианскую Вселенную
Альберт Великий 1200 — 1280Ввёл в европейскую науку знания, из сочинений древнегреческих и арабских учёных.
Иоа́нн Дунс Скот1266 — 1308Автор доктрин: «однозначность бытия»; «формальное различие» ;«идея конкретности»
Гильбе́рт Порретанский1085 — 1154Различал субстанцию и субсистенцию, «то, что есть» и «то, благодаря чему оно есть», порожденную вещь и её природу.
Пётр Ломбардский… — 1160Догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

ГЛАВА IX. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В чем состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру?

Европейское Средневековье привнес в мировую культуру много интересных философских направлений, научных открытий и изобретений, шедевров искусства и т.д. Так, Средневековая Европа породила новые философские течения; порадовала архитектурными стилями — романским и готическим; дала известные всему миру университеты; подарила изысканную рыцарскую поэзию и героические эпосы и т.д. Однако, самое главное — темные Средние века подвели Европу к эпохе Возрождения, к настоящему культурному взрыву и научному прорыву. Возрождение подарило миру такие имена, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Рафаэль, Боттичелли, Бернини и пр. и их незабываемые творения, которыми и сегодня гордится весь мир.

ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Вопросы в тексте параграфа

Как было организовано обучение в школах раннего Средневековья?

В период раннего Средневековья в Западной Европе организовывались школы на базе монастырей и церквей. Такие школы назывались соборными. В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В католической церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Поскольку школы в Западной Европе раннего Средневековья были лишь для церковных служителей, чиновников и аристократов, можно уверенно говорить, что образование в средневековой Западной Европе было лишь уделом избранных.

Почему города, государства, церковь с XIXII веков стали нуждаться в грамотных людях и разнообразных знаниях?

Образованные люди нужны были церкви для ведения миссионерской деятельности и борьбы с ересями, городам – преимущественно для эффективного ведения расширяющейся торговли, юридического сопровождения сделок и медицинского обслуживания горожан, а государствам – в качестве чиновников-управленцев в формирующихся государственных аппаратах.

Работаем с документом

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

1. Чем отличалось отношение к науке, познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?

В традициях средневековых университетов была опора на авторитетов – известных современников богословов и теологов, античных философов. Именно их труды являлись учебными пособиями для лекций. Роджер Бэкон не признавал знаний, полученных из трудов «авторитетов», если они не были подтверждены соответствующими опытами и расчетами.

2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью?

Да, Роджер Бэкон вступал в конфликт с церковью, поскольку не признавал церковных авторитетов. Он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства. За это церковь его преследовала и даже обрекла на 12-летнее тюремное заключение.

3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?

Роджер Бэкон предвидел появление механических двигателей, автомобилей, самолетов, микроскопов и телескопов. А изобретение очков непосредственно связывают с именем Роджера Бэкона.

Обобщение информации параграфа

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

В первые столетия раннего Средневековья человек обладал крайне скудными познаниями о мире. Люди редко выезжали за пределы не столько своей страны, но и даже своего региона или деревни. Все познания о мире человек получал от тех, кто, по его мнению, лучше других знает об устройстве мира – в первую очередь от священников. Поэтому перенос ветхозаветного устройства мира в реальность был для людей очень естественен: Иерусалим – центр мира, гора с земным раем где-то на востоке, разделение всей земли по наследию сыновей Ноя и т.д. Люди раннего Средневековья считали, что вера и разум – несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить.

С развитием международной торговли появился еще один источник информации об устройстве мира – купцы. Они бывали за морями, видели другие народы и их чудеса. «За морем житье не худо, в свете ж вот какое чудо» — помните сказку о царе Салтане. Именно так рассказывали о своих походах купцы, естественно, существенно приукрашивая свои рассказы. В картах этого времени, конец раннего Средневековья, появляются подробности о расположении на Земле стран, народов, а зачастую различных чудес и мифических созданий, вроде сирен и русалок, одноглазых и одноногих народов, и даже местонахождение Ноева ковчега и т.д.

Крестовые походы в Святую Землю существенно расширили мировоззрение средневекового человека. Путешествие на «другой конец мира» позволяло людям познать другие народы, чужие традиции и верования. Узнав, что на свете есть много различных народов и стран, люди теперь уже не всегда чурались всего чужого, а даже могли проявить интерес или понимание. Люди стали перенимать наиболее удачные традиции, знания и технологии у чужеземцев. От арабов европейцы переняли труды античных ученых и философов. Центрами переводов античной литературы стали Испания и Сицилия.

Эпоха великих географических открытий кардинально перевернула мировоззрение человека. Его кругозор еще больше расширился. Более того, на фоне активизации обмена технологиями, культурой и знаниями, признания гелиоцентрической системы мира изменились представления человека о мире и о месте человека в нем. Работы врачей Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицины. Благодаря работам Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы стали рассматриваться как результат взаимодействия людей и их интересов, а не как воля Бога. Это и многое другое, наряду с повышением интереса к античным идеалам стало причиной начала в XV веке эпохи Возрождения – эпохи, характеризующейся светским характером культуры, интересом к античности, к человеку и его деятельности. Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

2. Как был устроен средневековый университет? Как в нем проходило обучение?

Средневековый университет был устроен по принципу корпорации. Это была обособленная группа людей, которые занимались общим делом, подчинялись определенным правилам и распорядкам, занимали свое место в корпоративной структуре. В университетах создавались объединения по предметам – они назывались факультетами, возглавляли их деканы. Все вместе, преподаватели и студенты, избирали главу университета – ректора.

Обучение в университете проходило по такому принципу: преподаватель читал лекцию, основываясь на книгах и объясняя непонятные места, студенты конспектировали лекцию. Практические занятия проходили в форме диспутов – словесных поединков, во время которых оппоненты пытались найти слабые моменты в позиции друг друга и своими аргументами выиграть спор.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие еще средневековые корпорации вы можете назвать?

Университет действительно был корпорацией. Каждый член этой корпорации, студент или преподаватель, был частью образовательной системы. Преподаватели не просто учили, а студенты не просто учились – все они были частью одного дела. Поэтому и у студентов были определенные права и обязанности, они наравне с преподавателями участвовали в жизни университета.

Подобные корпорации в Средние века можно было встретить везде. Практически все свободные люди были частью какого-либо профессионального сообщества, будь то ремесленный цех, либо торговая гильдия, либо рыцарский орден. Все эти люди в рамках корпорации подчинялись определенным правилам – уставу, кодексу и т.д., обладали правами и обязанностями. Например, во Флоренции правом голоса обладали лишь члены гильдий, и были лишены такого права бедняки, иностранцы, не входящие ни в одну гильдию, и дворяне.

4. Заполните таблицу «Знаменитые ученые европейского Средневековья»

ИмяГоды жизниСущность взглядов
Пьер Абеляр1079-1142Философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Считал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Бог дал человеку силы для благих целей и наделил его разумом. Поэтому вера, стоит непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления, а потому вера, приобретённая без разума, недостойна свободной личности.
Фома Аквинский1225-1274Философ и теолог. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что высшим состоянием природы является благодать, а разума – вера.
Марко Поло1254-1324Не был ни ученым, ни философом, ни богословом – он был путешественником. Однако, его подробные описания восточных земель, куда еще не ступала нога европейца, стало прорывом не только для географии, но и для культурной жизни Европы.
Роджер Бэкон1214-1294Философ и естествоиспытатель. Занимался математикой, химией, физикой, оптикой. Разработал теории преломления лучей, перспективы и т.д. Выступал против схоластики. Считал, что для познания истины недостаточно авторитета и отвлеченных размышлений, нужны наблюдения, опыты и математические вычисления. Только с их помощью можно проверить, верны ли знания. Поскольку он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства, церковь его преследовала и обрекла на 12-летнее тюремное заключение.
Фибоначчи (Леонардо Пизанский)1170-1250Первый крупный математик средневековой Европы. Способствовал распространению в Европе системы счисления, основанной на арабском принципе разрядов (единицы, десятки, сотни и т.д.) с использованием индийских (арабских) цифр. Открыл числовую последовательность, названную его именем. С помощью этой последовательности можно описать многие природные явления.

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Роджер Бэкон выступал против схоластов, считая, что они разводят бессмысленные рассуждения, не подтвержденные никакими реальными исследованиями, расчетами и опытом. Он считал, что только с помощью опытов и математических вычислений можно проверить, насколько верны знания. Поэтому работы схоластов он вообще не считал научными.

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика – средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на авторитет Священного Писания. То есть, средневековые философы-схоласты пытались ответить на вызовы своего времени, и создать доказательную базу существования Бога, основанную не на слепой вере, а с использованием мышления.

На мой взгляд схоластика была первым шагом к развитию настоящей науки средневековья – философии, ориентированной на поиск истины природных и социальных явлений, а не на Священное писание. Так и получилось. В начале схоластического периода философская мысль ещё не стоит в рабском подчинении церковному учению, но эта зависимость в дальнейшем закрепляется. Однако с доказательством различных религиозных положений схоластика переживает саму себя. Круг теологических положений, доказуемых разумом, все более сужается, пока наконец философия полностью не отделяется от христианской веры и становится самостоятельной наукой, основанной на постижении истины разумом.

Постараемся объяснить это утверждение еще проще. Церковь предлагала людям верить в Бога и не раздумывать над тем, почему они должны верить в Бога. Попытка доказать существование Бога при помощи разума со временем привела чуть ли не к обратному эффекту. Люди начали размышлять, и власть церкви пошла на убыль. И этот процесс был очень полезен для развития науки. К слову, в дальнейшем еще долгое время церковь противостояла и препятствовала развитию науки.

1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья.

В эпоху раннего Средневековья была очень популярна карта так называемого типа Т-О. Она представляла собой схематичное изображение земли в виде колеса, окруженного океаном, причем не Индийским, как сказано в учебнике, а мировым океаном, огибающим ойкумену (весь мир, отсюда и буква О в названии типа карты). Все земли мира делились на три части: Азия, Европа и Африка. Эти части света отражали ветхозаветную традицию о трехчастном делении мира между сыновьями Ноя – Симом (Азия), Хамом (Африка) и Иафетом (Европа). На карте Азия была отделена от Африки и Европы Красным морем, а Европа от Африки отделялась Средиземным морем. Разделение морями изображалось в виде буквы Т. Азия размещалась всегда на верху карты и соответствовала восточному направлению. Также в самом верху карты изображался ветхозаветный Эдем, из которого выходило четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. В нашем учебнике, неизвестно по какой причине, в качестве этих библейских рек названы Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Схематично такая карта в период раннего Средневековья выглядела вот так:

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Если вы хотите сделать более подробную карту наподобие более поздних средневековых карт, то предлагаем вот такой вариант (эти карты можно скачать, открыв полную версию карты):

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Комментарии: Мы предлагаем небольшие пояснения по поводу названий библейских рек. Как сказано в Книге Бытия, Ветхий Завет: «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Если с реками Евфрат и Хидделькель (Тигр) все понятно, известны их местоположения, то по расположению оставшихся двух рек различные толкователи Библии спорили все Средние века.

Реку Фисон на Востоке отождествляли с Гангом или Индом. Еврейские толкователи утверждали, что Фисон это Нил. Европейские ученые предполагали, что это река Фасис (нынешняя река Риони в Грузии), а земля Хавила – это земля Евилатская (Колхида), богатая золотыми приисками, куда аргонавты плыли за золотым руном (современное восточное черноморское побережье Грузии). Поздние германские ученые были уверены, что Фисон и Гихон являлись двумя восточными притоками реки Шатт-эль-Араб (Карун и Керхе), или что Фисон было названием западного канала Евфрата, на котором в древности стоял шумерский город Ур.

Реку Гихон римский историк Флавий отождествлял с Нилом, а «землю Куш» с Эфиопией. Арабы называли Гихоном реку Окс (Амурдарью). Поздние толкователи считали, что «страна Куш» это не Эфиопия, а Ефиопея – земли, простирающиеся на восток от Евфрата. Основанием такой гипотезы считали слишком большую удаленность истоков Нила от истоков остальных библейских рек. Поэтому реку Гихон отождествляли с рекой Аракс, которая берет начало близ горы Арарат в Армении и впадает в Каспийское море. Сторонники версии шумерского Эдема считали, что Фисон и Гихон были лишь притоками реки Шатт-эль-Араб.

В любом случае отождествление Нила и Ганга с библейскими реками, как это указано в учебнике, не более чем одна из гипотез, причем самая маловероятная.

2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.

Богословие в Средние века считали вершиной наук и изучать богословие начинали лишь после прохождения первых этапов подготовки.

3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чем говорит этот факт?

Изобретение очков в XIII веке связывают с именем францисканского монаха, алхимика, философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона. В 1260 году в одном из своих трудов он описал эффект преломления световых лучей в сегменте стеклянного шара. Шлифуя стекла, Роджер Бэкон использовал линзы во многих своих опытах и даже преподнес одну линзу с эффектом увеличения папе римскому Клименту IV. Он предложил использовать увеличительные свойства отшлифованного кварца и горного хрусталя для чтения пожилым людям со слабым зрением и с удовольствием пользовался своей находкой сам. Таким образом, изобретение очков в XIII веке говорит лишь о том, что научные знания достигли определенного уровня.

4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.

По большому счету сегодня устройство университетов по форме мало изменилось: есть и факультеты, и деканы, и ректоры. Точно так же проводятся лекции, есть практические занятия в форме обсуждения. Однако, являются ли они «корпорациями»? Для этого нужно понять, что же такое эта самая корпорация. В средние века под корпорацией подразумевали объединение кого-либо для совместной деятельности ради общих целей. Университеты также называли объединением учителей и учеников. И действительно, ученики в средневековых университетах обладали всеми правами члена так называемого «цеха ученых». Они жили обособленно от общества, наравне с преподавателями занимались научными исследованиями. Посты ректоров и деканов факультетов являлись выборными. В некоторых университетах даже существовали правила, по которым студенты и преподаватели не были подсудны общегражданскому суду, а могли выбрать судей из числа его собственной корпорации. В знаменитом Болонском институте пошли еще дальше — не преподаватели набирали учеников, а ассоциация студентов заключала договор с преподавателем. Такая корпоративная общность подкреплялась общей мифологией, традициями и духом.

Сегодня, конечно, несмотря на схожесть форм обучения, современные университеты в большинстве своем сильно отличаются от средневековых. Сегодня редко какие университеты могут похвастаться своими традициями, корпоративным духом и принципами совместной деятельности учеников и преподавателей. Большинство студентов только учатся, но не принимают участие в жизни университета. Существуют лишь редкие примеры, когда выпускники университетов чувствуют корпоративную общность. Среди таких университетов старейшие учебные заведения в разных странах. Полагаем, что сегодня наиболее ярко корпоративную общность можно увидеть в древнейших университетах Европы: Болонском университете, Оксфорде, Кембридже и т.д. В нашей стране к таким университетам можно отнести учебные заведения, обладающие богатой историей, собственными традициями, а также научно-исследовательской базой: Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, МГТУ им. Баумана и т.п.

5. Какие качества личности средневековых ученых, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Источник

Всемирная история

Глава IX

В чём состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру?

Как было организовано обучение в школах раннего Средневековья?

Почему города, государства, церковь с XI-XII веков стали нуждаться в грамотных людях и разнообразных знаниях?

1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Контакты между жителями разных селений были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения.

Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Полагали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Средневековые путешественники рассказывали, что в том месте, где река Нил проникает в Египет, местные жители имеют обыкновение расставлять по вечерам сети, а поутру находят в них драгоценные предметы — пряности (имбирь, корицу).

Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными.

Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределённые выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Например, люди X века могли считать, что мучители Христа ещё живы и их можно наказать.

Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других — с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи». Короткие промежутки измерялись временем, которое необходимо для прочтения какой-либо молитвы.

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Астролог, математик и писец. Миниатюра XIII в.

Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённые ночью. Ночь — это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола.

С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далёких странах.

Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы V—X веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. Они относились враждебно, настороженно ко всем «чужакам», иноверцам: мусульманам, иудеям, язычникам, позднее — православным христианам.

В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврейские учёные переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь), а также норманнская Сицилия, единственное королевство того времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Страница рукописной книги

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Оксфордский университет — один из старейших в Европе

3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек занимал свою чётко очерченную нишу, входил в ту или иную корпорацию — обособленную группу людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку.

Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься, изучать).

В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.

Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете.

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.

Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Студенты на лекции в университете.

Что может сообщить рисунок о занятиях в университете и его студентах?

Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками. Это были состязания в знаниях и красноречии — споры по заранее поставленным вопросам, например: «Сотворён ли человек в раю?» Нападающий старался своими вопросами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковных писателей. Толпы учеников и сторонников каждого участника диспута с азартом ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «болельщиками».

В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи — права, Салерно (Сицилия) — медицины. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъёму культуры.

4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом — в него надо верить. «Верую, ибо нелепо», — сказал на заре Средневековья один из Отцов церкви.

Учёные XI—XIII веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Разум должен прийти на помощь вере, укрепить её, думали они. Логика, философия должны помочь понять сущность Бога, почему он устроил мир именно так и что предназначено в мире человеку.

Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Философы довели это искусство до необычайного совершенства. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (от греческого «схола» — школа) — религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты выработали свой научный метод — способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Созданная ими оригинальная средневековая философия способствовала развитию науки Нового времени.

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Городская светская школа. Гравюра XVI в. В комнате одновременно идут занятия по чтению, письму, арифметике и пению. Малыши пишут на покрытых воском дощечках (слева).

Почему у обоих учителей на рисунке в руках розги? Как вы думаете, за что наказывают ученика (слева на переднем плане)?

5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов XII века был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Когда Абеляр стал преподавать в Парижской соборной школе, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов-церковников становилось у него всё больше: ведь, обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения Отцов церкви, а предлагал своё толкование.

Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).

Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нужно понимать, чтобы верить. Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Небесные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования ведут к гордыне и заблуждениям. Только в глубоком переживании веры человек приближается к Богу».

Спор между церковью и философами

Схоласты сделали, казалось бы, невозможное: логически доказали существование Бога! Но при этом церковь долгое время осуждала «умствования» схоластов. Спор между церковью и философами шёл об отношении к Отцам церкви.

Утверждал что познания истины авторитета и разума недостаточно

Фома Аквинский. Фреска

Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма — опоры на разум (от латинского «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.

Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удаётся собрать Церковный собор. Абеляр приехал на него в надежде отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели открытого диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его самого заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора. Больной и сломленный философ удалился в монастырь.

Абеляр и Элоиза

6. Великий схоласт XIII века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова XIII века Фомы Аквинского (1225—1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена.

Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богословия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, — с готическими соборами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображён весь христианский космос. После смерти Фому Аквинского называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила его святым.

Из сочинения Роджера Бэкона

В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но способ раскалывать алмаз хорошо знаком ювелирам.

Можно построить приспособления для плавания без гребцов так, чтобы самые большие корабли приводились в движение силой одного человека, двигаясь при этом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцов. Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.

Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отдалённые тела покажутся близкими, и наоборот. На невероятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звёзды; где пожелаем, скрытое станет видимым.

1. Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? 2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью? 3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?

7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214—1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания.

Многие годы учёный занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором». Доктор — высокая учёная степень в Средние века.

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано? 2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение? 3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать? 4. Заполните таблицу «Знаменитые учёные европейского Средневековья».

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра? 6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки? 1

1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья. 2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему 3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт? 4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование. 5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *