Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Война Гераклита

«Война есть отец всего, царь всего» (polemos pamtwn men pathr esti pantwn de basileus), – утверждает Гераклит,*1 предлагая нам тем самым лаконичную, ёмкую и всеобъемлющую формулу, способную обобщить и «зафиксировать» окружающую нас реальность, «подытожив» её и приведя к единому бытийному знаменателю. Но вот вопрос: а какой психологический подтекст содержит эта сентенция Гераклита? Что вкладывает греческий мыслитель в сию многозначительную эмфатическую формулу? Горькую ли иронию? Сардоническую ли насмешку? Гнев, упрёк, недоумение? Или, может быть, считая войну «отцом всего» и подчёркивая эту мысль, Гераклит оправдывает и одобряет войну? А может, говоря так, греческий мыслитель признаёт за войной высший смысл и видит в ней единственное, единое смыслообразующее начало, привносящее в мир Логос, гармонию и порядок? Тот лаконизм, с которым Гераклит повествует о реальности, не даёт нам прочувствовать интонацию его речи и не позволяет нам однозначно квалифицировать его вескую, пронизывающую формулу, объявляющую войну «отцом и царём всего»; и нам остаётся лишь строить предположения о том, как сам Гераклит оценивал умозрительные картины мироздания, отображённого его краткими сентенциозными формулами.
*
Одна из главных идей Гераклита – идея тождества в изменчивости, внутреннего тождества в и благодаря изменчивости. Эта идея (с которой, к слову, позднее не могли бы согласиться платоники, но которую много веков спустя подхватил Гегель) исходит из самоочевидности внутреннего принципа бытия, который можно выразить так: существующее изменчиво, и его изменчивость указывает на «живучесть» существующего и свидетельствует о том, что существующее поистине есть. Изменчивость рассматривается и расценивается Гераклитом как необходимое условие и имманентный залог внутреннего тождества существующего. Насколько вещь тождественна, настолько она изменчива, а насколько изменчива, настолько и едина. По Гераклиту, изменчивость – это, в сущности, и есть война, она – одно из «имён» войны, или, если угодно, её философский синоним. Стагнация*2 существующего – доказательство его безжизненности, омертвелости и неподлинности. Существующее – изменяется, изменчивое – существует. Таков философский вывод Гераклита, непредвзято взглянувшего на мир своим проницательным оком. Позднее, со времён Платона, изменчивость и непостоянство вещи (тела, предмета…) рассматривались как указание на её бытийное несовершенство; изменчивость, подвижность, разомкнутость, нетождественность, неравенство самому себе, с онтологической точки зрения, расценивались как принципы неподлинного, ущербного и неполноценного существования, то есть, иначе говоря, квази-существования, недо-существования. Гераклиту же, жившему задолго до Платона и платоников, был свойственен иной взгляд на действительность. По Гераклиту, ущербно как раз пассивное, косное, коснеющее, чуждое внешней и внутренней динамике, тогда как изменчивое, подвижное, чуждое «омертвелой» статике есть в подлинном смысле этого слова. Платоник сказал бы: «Изменчивость вещи свидетельствует о её бытийном несовершенстве». Гераклит бы ему возразил и указал на то, что истинное бытие, подлинная жизнь заключаются в изменчивости, благодаря которой только и возможно внутреннее тождество и единство. По Гераклиту, изменчивое – вовсе не ущербно, скорее наоборот: ущербно коснеющее в неподвижности, ибо оно по своей сути чуждо тождеству в изменчивости, определяющему, согласно древнегреческому мыслителю, истинную жизнь и истинное существование.
Для апологета войны Гераклита понятие война (o polemos) приобретает вселенский, универсальный, всеобъемлющий смысл; и эта философская категория образует сквозной каркас его нестатичной реальности, ибо, по Гераклиту, война – это непрестанное изменение, всякое же изменение – это, в сущности, и есть война.*3 Так – умозрительно, по-философски – понимаемая война, оказывается, не содержит в себе ничего бесчеловечного и антигуманного, напротив, она – залог и условие развития, тождества, бытийной полноты и действительности живущего и существующего.
По Гераклиту, война не деструктивное, а конструктивное начало. Она – естественное и закономерное состояние вещей, тел, людей. Она – сама правда, укоренённая в недрах эмпирики, она – правда, на которой стоит мир.

*1 Diels-Kranz – фр. B 53; Marcovich – фр. 29.

*2 То есть, иначе говоря, «застой».

*3 Философская тема войны найдёт своё продолжение у Марка Аврелия и Плотина.

Источник

Тема 1. Предмет философии. Философия Древнего Востока

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 2. Античная философия

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII века)

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 6. Русская философия

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 7. Современная философия. Основные направления и школы

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира. Учение о бытии

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 9. Бытие человека

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 11. Теория познания

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 12. Философские идеи развития

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 13. Общество и культура

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет, все изменяется»:

7. Счастье человека – это состояние «здорового тела и невозмутимости духа», – утверждал:

А. Любовь к ближнему, даже к врагу своему

В. Невмешательство в естественный ход событий

А. «Верю, потому что абсурдно»

Б. «В основе знаний лежит вера»

В. «Мыслю, значит, существую»

А. Объективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Субъективный идеализм

16. Неотъемлемые права человека (Д. Локк):

А. На жизнь, свободу и собственность

Б. Честь и достоинство

В. Свободу вероисповедания

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

21. «Лечить человека следует с учетом механики тела. Люди – просвещенные машины», – утверждал:

22. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность», – предполагал:

А. Результатом общественного договора

Б. Результатом классовой борьбы

В. Имеет божественное происхождение

31. Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__

Выбрать правильный ответ

35. Автор «Антихристианина»:

А. Направление искусства

Б. Форму морали, злопамятство

В. Этап в истории культуры

А. О библейской притче

Б. О превращениях человеческого духа

38. Для этики Ф. Ницше характерно:

А. Любовь к «ближнему», страждущему

Б. Любовь к «дальнему», сверхчеловеку

В. Равнодушие к человеческой судьбе

А. Психоанализа Фрейда

Б. Личностного учения Ницше

В. Философии Гегеля

А. Комплекс неполноценности

Б. Инстинкт любви (сексуальной, к родителям и т.д.)

А. Развития медицины

Б. Способности адаптироваться к окружающей среде

А. Свойство высокоорганизованной материи

Б. Свойство всей материи

В. Проявление мирового духа

А. Самостоятельное, независимое от мозга явление

Б. Продукт мозга, высшая форма материи

В. Свойство мозга, субъективный образ действительности

А. Сознание неразрывно связано с материей

Б. Сознание – продукт материи

В. Может существовать независимо от материи

48. Форма рационального познания:

А. Просто и экономично описывает опыт

Б. Полезно и ведет к достижению цели

В. Соответствует отражающему миру

А. Все в мире находится в развитии и взаимосвязи

В. «Ничто не ново в этом мире»

А. Источник развития

В. Механизм развития

А. Источник развития

В. Механизм развития

А. Отрицание всего предыдущего состояния

Б. Сохранение того, что способно к развитию

В. Невозможность дальнейшего развития

А. Метафизически – сводит его качество к качеству составляющих его частей, органов

Б. Механистически – организм сложный агрегат, состоящий из органов

В. Диалектически – как целостную систему взаимосвязанных процессов и изменений (биохимических, физических, морфологических)

56. Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, диабет, сердечно-сосудистые) – результат, прежде всего:

А. Отставания медицины

Б. Утраты способности организма адаптироваться к среде

А. Условие здоровья и выживания

Б. Благое пожелание общества

В. Лицемерие общества

А. Свобода и автономия

А. Внутриутробное состояние плода

Б. Период социализации в системе образования

В. Период воспитания ребенка в семье

Г. Период сразу после рождения ребенка

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

63. Развил идеи диалектики и историзма:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__ 5__

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

Источник

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) – древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды, как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

2 . Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

3 . Платон утверждал, что философ должен изучать:

4 . Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

5 . Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий»:

6 . Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

7. Сказал, что Вселенная – четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух:

8 . Первым назвал себя философом:

9 . Утверждал, что все состоит из воздуха, разрежающегося и сгущающегося:

11. Создал учение о взаимопереходе противоположностей, их единстве: «добро и зло – одно»:

12 . «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – утверждал:

13 . Миром правит всеобщий закон – Логос, считал:

15 . «Летящая стрела»:

А. Трактат Гераклита

В. Название апории Зенона

16 . «Ахилл и ______________ одна из апорий Зенона.

Источник

Текст книги «Основы философии»

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Автор книги: Валерий Дмитриев

Жанр: Философия, Наука и Образование

Текущая страница: 22 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

1. Три источника формирования понятия общества в социально-философской мысли.

2. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

3. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.

4. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

5. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX–XXI вв. и пути его решения.

Объясните понятия: культура, цивилизация, славянофильство, евразийство.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Предмет философии. Философия Древнего Востока

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 2. Античная философия

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII века)

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 6. Русская философия

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 7. Современная философия. Основные направления и школы

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира. Учение о бытии

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 9. Бытие человека

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 11. Теория познания

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 12. Философские идеи развития

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Тема 13. Общество и культура

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет, все изменяется»:

2 . Сын повивальной бабки, говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений:

3 . Платон утверждал, что философ должен изучать:

4 . Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

5 . Сказал, что философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий:

6 . Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

7. Счастье человека – это состояние «здорового тела и невозмутимости духа», – утверждал:

8 . Карма – центральное понятие:

9 . Дао – единый мировой закон, центральное понятие философии:

10 . Основное требование христианской морали:

А. Любовь к ближнему, даже к врагу своему

В. Невмешательство в естественный ход событий

11 . Тертуллиану принадлежит изречение:

А. «Верю, потому что абсурдно»

Б. «В основе знаний лежит вера»

В. «Мыслю, значит, существую»

12 . Болезнь – это наказание за грех. Условием выздоровления является покаяние и вера в Иисуса Христа. Это принцип медицины:

13 . Отстаивал право церкви на принуждение к вере:

14 . Первичной была мировая идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем, утверждает:

А. Объективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Субъективный идеализм

15 . «Божественный разум – основа природы. Познавая мир, человек познает мудрость Бога», – утверждал:

16. Неотъемлемые права человека (Д. Локк):

А. На жизнь, свободу и собственность

Б. Честь и достоинство

В. Свободу вероисповедания

17 . Создатель гелиоцентрической системы:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

19 . «Наблюдение, опыт, эксперимент – основа познаний» – изречение:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

21. «Лечить человека следует с учетом механики тела. Люди – просвещенные машины», – утверждал:

22. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность», – предполагал:

23 . Государство является (Локк, Гоббс):

А. Результатом общественного договора

Б. Результатом классовой борьбы

В. Имеет божественное происхождение

24 . Открыл рефлекс, как реакцию на психофизическое воздействие (раздражение):

25 . Предложил принцип категорического императива, единого нравственного закона:

26 . «Мыслю, следовательно, существую» – это изречение принадлежит:

27 . Развил идеи диалектики и историзма:

28 . Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

29 . «Тема свободы, творчества и Бога – главная в философии», – утверждал:

30 . «Причина развития находится в самом явлении духовной жизни, в борьбе его внутренних противоположностей», – утверждал:

31. Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя:

32 . «Народ – результат Божественного провидения, соединенный принципом соборности», – утверждали русские философы:

33 . «Народ – носитель общего человеческого духа», – утверждали русские философы:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__

Выбрать правильный ответ

35. Автор «Антихристианина»:

36 . Понятие ресентимента у Ф. Ницше предполагает:

А. Направление искусства

Б. Форму морали, злопамятство

В. Этап в истории культуры

37 . «Вначале он как верблюд, затем лев, наконец дитя» (Ф. Ницше). О чем идет речь?

А. О библейской притче

Б. О превращениях человеческого духа

38. Для этики Ф. Ницше характерно:

А. Любовь к «ближнему», страждущему

Б. Любовь к «дальнему», сверхчеловеку

В. Равнодушие к человеческой судьбе

39 . Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» – это элементы:

А. Психоанализа Фрейда

Б. Личностного учения Ницше

В. Философии Гегеля

40 . Понятие «либидо» у З. Фрейда – это:

А. Комплекс неполноценности

Б. Инстинкт любви (сексуальной, к родителям и т.д.)

41 . Философия существования:

42 . Человек – существо (ХХ в.):

43 . Здоровье человека – результат, прежде всего (ХХ в.):

А. Развития медицины

Б. Способности адаптироваться к окружающей среде

44 . Сознание человека, как утверждает гилозоизм:

А. Свойство высокоорганизованной материи

Б. Свойство всей материи

В. Проявление мирового духа

45 . Мысль человека – это, как утверждают вульгарные материалисты:

А. Самостоятельное, независимое от мозга явление

Б. Продукт мозга, высшая форма материи

В. Свойство мозга, субъективный образ действительности

46 . Понятие сознания, соответствующее идеализму:

А. Сознание неразрывно связано с материей

Б. Сознание – продукт материи

В. Может существовать независимо от материи

47 . Форма чувственного познания:

48. Форма рационального познания:

49 . В материализме истина – это то, что:

А. Просто и экономично описывает опыт

Б. Полезно и ведет к достижению цели

В. Соответствует отражающему миру

50 . Диалектическая картина мира:

А. Все в мире находится в развитии и взаимосвязи

В. «Ничто не ново в этом мире»

51 . Закон единства и борьбы противоположностей показывает:

А. Источник развития

В. Механизм развития

52 . Закон перехода количественных изменений в качественные показывает:

А. Источник развития

В. Механизм развития

53 . Закон отрицания отрицания показывает:

А. Отрицание всего предыдущего состояния

Б. Сохранение того, что способно к развитию

В. Невозможность дальнейшего развития

54 . Теория преформизма в медицине XVIII–XIX вв. утверждала, что плод в чреве матери только растет, т.е. изменяются его количественные характеристики, все необходимые качества в нем уже заложены. Это подход:

55 . Клиническое мышление в медицине ХХ в. рассматривает состояние организма пациента:

А. Метафизически – сводит его качество к качеству составляющих его частей, органов

Б. Механистически – организм сложный агрегат, состоящий из органов

В. Диалектически – как целостную систему взаимосвязанных процессов и изменений (биохимических, физических, морфологических)

56. Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, диабет, сердечно-сосудистые) – результат, прежде всего:

А. Отставания медицины

Б. Утраты способности организма адаптироваться к среде

57 . Соблюдение нравственности – это:

А. Условие здоровья и выживания

Б. Благое пожелание общества

В. Лицемерие общества

58 . Автор иерархической теории потребностей:

59 . Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей:

60 . В основе личности лежит:

А. Свобода и автономия

61 . Пренатальный период в процессе формирования личности – это:

А. Внутриутробное состояние плода

Б. Период социализации в системе образования

В. Период воспитания ребенка в семье

Г. Период сразу после рождения ребенка

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Выбрать правильный ответ

63. Развил идеи диалектики и историзма:

Установить соответствие

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__ 5__

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

Утверждал что борьба отец всего и всего царь

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – понятие для обозначения вечного самодостаточного субъекта.

Абстракция (лат. abstractio) – отвлечение.

Агностицизм (гр. agnostos – недоступный познанию) – учение, отрицающее познаваемость мира.

Адекватность (лат. adaequatus – приравненный) – соответствие, эквивалентность.

Аксиология (гр. axia – ценность и logos – учение, понятие, слово) – философское исследование природы ценностей.

Альтруизм (лат. alter – другой) – нравственный принцип бескорыстного служения людям.

Анимизм (лат. anima – душа) – верование в духов и душу.

Антиномия (анти и гр. nomos – закон; буквально – противоречие в законе) – противоречие.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Аскетизм (гр. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – образ жизни, связанный с воздержанностью в удовлетворении потребностей.

Виртуальная реальность – искусственная компьютерная среда, в которой можно общаться как в подлинной действительности.

Витализм (лат. vitalis – жизненный) – учение в биологии, объясняющее жизнедеятельность действием особых нематериальных факторов, «жизненной силы».

Генезис (гр. genesis) – происхождение.

Гносеология (гр. gnosis – познание и логия) – теория познания.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – уважение достоинства и прав человека, его ценности как личности.

Демиург (гр. demiurgos – мастер, ремесленник, творец) – творец, одно из определений божества.

Детерминизм (лат. determine – определяю) – учение о всеобщей, закономерной связи.

Диалектика (гр. dialektike – искусство вести беседу, спор) – система взглядов на мир в его развитии и взаимосвязи. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Догматизм – мышление, оперирующее неизменными понятиями.

Евгеника (гр. eugenes – хорошего рода) – теория психологической и физиологической неравноценности людей.

Интуиция (позднелат. intuition – созерцание) – способность непосредственного постижения истины.

Катарсис (гр. katharsis – очищение) – эстетическое воздействие искусства на человека.

Категорический императив – нравственный закон в этике (И. Кант).

Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – учение о сотворении мира.

Культура (лат. cultura – земледелие, воспитание, почитание) – способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей и отношении к природе, самому себе и другим людям.

Либидо (лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – сексуальное влечение (З. Фрейд).

Личность – социальная сущность человека.

Материя (лат. materia – вещество) – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается нашими ощущениями и существует независимо от них (объективно).

Мистика (гр. mistikos – таинственный) – вера в сверхъестественные силы.

Ноосфера (гр. noos – разум и sphaira – шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Онтология (гр. on, ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии.

Пантеизм (гр. pan – всё и theos – бог) – учение, сближающее понятия «Бог» и «Природа».

Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, в котором источником истинного знания являются конкретные науки, отрицающие познавательную ценность философии.

Прагматизм – течение в философии, ставящее знание в зависимость от его практического последствия.

Рефлексия – наблюдение за состоянием своего сознания.

Сенсуализм (лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником познания.

Скептицизм (гр. skepsis – рассматривание) – сомнение в возможности познания объективного мира.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), итог биологического развития и продукт всемирной истории (материализм).

Софистика (гр. sofisma – мудрость, хитрость, уловка) – сознательное применение в споре неправильных доводов, уловок.

Сублимация (лат. sublimo – возвышаю) (З. Фрейд) – переключение энергии с низменных, сексуальных ценностей на социально приемлемые.

Схоластика (гр. scholastikos – школьный, ученый) – средневековая школа философии, которая стремилась рационально обосновать христианское вероучение.

Телеология (гр. telos – конец, цель и logos – учение) – учение о присутствии в мире Божественной целесообразности.

Теология (гр. theologia, от theos – бог и logos – слово, учение) – учение о Боге, богословие.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Человек (медицинское понятие) – саморегулирующаяся биологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает ее рост и развитие.

Человек (материализм) – биосоциальное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования и развития.

Эгалитаризм (франц. egalite – равенство) – всеобщее равенство.

Экзистенция (лат. exsistentia – существование) – способ бытия человеческой личности.

Эклектика (гр. eklektikos – выбирающий) – смешение различных философских взглядов.

Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

Эсхатология (гр. eschatos – последний, logos – учение) – религиозное учение о конце света.

ЛИТЕРАТУРА

Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении / В.Г. Анишкин, Л.В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

Балашев В.Е. Занимательная философия / В.Е. Балашев. – М.: Издательскотороговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 172 с.

Волконогова О.Д. Основы философии / О.Д. Волконогова, М.Н. Сидорова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 480 с.

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. / А.А Горелов. – М.: Академия, 2009. – 256 с.

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. / В.Д. Губин. – М.: Форум, Ннфра-М, 2009. – 288 с.

Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии: учебно– методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей / В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. – М.: Изд-во ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 286 с. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А. Канке. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 286 с.

Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

Нижников С.А. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. – М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

Скирбек Г. История философии: учебное пособие / пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2008. – 799 с.

Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. / О.Н. Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

Хрусталев Ю.М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *