Утраченный символ про что
«Утраченный символ»: как сериал по Дэну Брауну не смог разгадать свою главную загадку
Рецензия на сериал «Утраченный символ» по роману Дэна Брауна
Молодой профессор символики Роберт Лэнгдон (Эшли Цукерман из «Наследников») получает звонок от человека, который представляется ассистентом Питера Соломона (Эдди Иззард), давнего наставника Лэнгдона, а по совместительству высокопоставленного масона, — и от его имени приглашает гарвардца прочитать лекцию в вашингтонском Капитолии. На месте Лэнгдон обнаруживает, что его обманом заманили в столицу и Соломон в действительности похищен религиозным фанатиком Малахом. Чтобы спасти своего ментора, Лэнгдон должен отыскать для Малаха инструкцию по превращению человека в бога, якобы спрятанную масонами несколько столетий назад.
Кадр из сериала «Утраченный символ» (2021)
Пять лет назад Дэн Браун решил, что одного поколения читателей было недостаточно — и переписал «Код да Винчи» для современных тинейджеров. В янг-эдалт-издании бестселлера сократили и без того не самый масштабный сюжет, а еще снизили градус насилия и эротики, сделав книгу «приемлемой» для среднего школьного возраста. В итоге выяснилось, что подростков (и вчерашних подростков, которые прочитали оригинальный роман как раз в 12-13 лет — и каким-то образом не сошли с ума) подобная снисходительность скорее бесит. Пускай ее причина, очевидно, всего лишь в жажде дополнительного обогащения, а не стремлении осторожно приобщить юные умы к прекрасному.
Про некоторую шаблонность литературы Брауна все давно ясно (из-за нее в свое время режиссер Рон Ховард сразу перешел к «Инферно»: третья книга слишком сильно напоминала предыдущие; масоны по сути те же тамплиеры и Приорат Сиона), но выведенная писателем незамысловатая формула хотя бы доказала свою работоспособность. Эксперименты же в этой области переносятся довольно скверно: тут, кажется, ни убавить, ни прибавить. Превращение «Утраченного символа», самой слабой части цикла (но при этом содержащей одну из самых эффектных сцен — с утоплением в капсуле сенсорной депривации), в полноформатный сериал — чуть ли не худшее, чему можно было подвергнуть этот текст (той сцены в шоу, кстати, нет). Искусственное многократное замедление, возможно, работает с популярными песнями в TikTok — но не с историями о Роберте Лэнгдоне.
Кадр из сериала «Утраченный символ» (2021)
Прелесть Брауновских книг в том, что стремительность и насыщенность действия в них не позволяют задумываться об огромном числе условностей, дыр и нестыковок. В том числе как раз это обстоятельство делает романы про гарвардского профессора символики настолько увлекательными: сюжет оригинального «Символа» укладывается в 12 часов, за них на читателя вываливается совершенно чудовищное количество событий, от которых беспрерывно захватывает дух. Просмотр экранизации, в свою очередь, схож с прослушиванием той же аудиокниги на скорости x0,5.
Тайн, ребусов и очаровательно-дикой интерпретации исторических фактов отчаянно не хватает на десять 45-минутных эпизодов. Образуется много пустот, которые заполняются так называемой драмой и развитием персонажей. А еще обычной прокрастинацией: одна и та же задача у книжно-хэнксовского Лэнгдона отнимет всего пару минут хронометража (или столько же страниц), а у профессора в исполнении Цукермана — полсерии. У героев появляется время пожевать хлопья не кухне и пошляться туда-сюда между одними и теми же локациями (вместо спринтерского забега из точки A в точку Z через весь алфавит). А у зрителя — обратить, наконец, внимание на то, что за ерунда здесь вообще происходит.
Кадр из сериала «Утраченный символ» (2021)
Добавление персонажам глубины «Утраченный символ» тоже не красит. Обитатели книг Брауна — скорее функции, чем живые люди, но в этом качестве они превосходно себя чувствуют. Сложные человеческие эмоции и переживания, которые сериал пытается им привить, они отторгают, будто инородный материал. В сериале Лэнгдон лишается знаменитых часов с Микки-Маусом, но обзаводится подробной романтической линией, которая идет вразрез с приятной асексуальностью книг и полнометражных фильмов. Кэтрин Соломон (Вэлори Керри из «Последователей») вместо сестры Питера сделалась его дочерью и связана с профессором болезненным любовным прошлым.
Параллельно развиваются второстепенные герои, которые в этом точно не нуждаются: шоу, скажем, тратит уйму времени на демонстрацию галлюцинаций Питера Соломона, находящегося в плену у Малаха (в проектах NBC чувствуется определенная последовательность в отношении Эдди Иззард_а, которую со времен «Ганнибала» продолжают потихоньку расчленять на экране). Чтобы жизнь медом не казалась, сериал также вводит в повествование оригинальных персонажей — вроде охранника из Капитолия, который по не вполне понятным причинам принимает крайне активное участие в расследовании (кажется, растянись сезон на 12 серий, к команде Лэнгдона присоединился бы и случайный прохожий со своей персональной драмой).
Кадр из сериала «Утраченный символ» (2021)
Наконец, «Символ», и это чуть ли не главная его ошибка, совершает достаточно радикальный переход от теоретического к практическому. Если в книгах оставалась какая-то интригующая недосказанность, позволявшая принять правила игры и смириться с действующим мироустройством, то сериал под конец решительно ударяется в прямолинейную околофантастику и эзотерику (примерно той же категории, что инопланетяне из четвертого «Индианы Джонса»), окончательно теряясь между жанрами — и теряя связь с первоисточниками. А вроде как предполагается, что «Утраченный символ» служит приквелом именно к лентам с Хэнксом.
Но приквел, к сожалению, никудышный, и местному Лэнгдону потребуется еще много лет, чтобы из зануды-мэнсплейнера превратиться в милого зазнайку с твидовым пиджачком. Впрочем, как говорят, боссы NBC, вопреки скромным оценкам аудитории (60% на Rotten Tomatoes, 6,6 баллов на IMDb), скорее довольны выступлением шоу, так что у нас есть все шансы столкнуться со вторым сезоном (первый завершается откровенным выправшиванием дальнейшего «зеленого света»). Остается надеяться, ситуация выправится хотя бы там; в крайнем случае придется утешаться «диснеевским» ребутом «Сокровища нации».
Утраченный символ
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 132
Прочтя третью книгу о приключениях Роберта Лэнгдона, я понял, что именно «Утраченный символ» лучшая из трёх частей. Сюжет настолько хитро закручен, что на каждой странице книги, читатель находится в напряжении, смена действий, переносы из одного места в другое, детальное описание исторических памятников культуры и накал страстей, вот что заставляет читать не отрываясь. Я остался под глубоким впечатлением.
Прочтя третью книгу о приключениях Роберта Лэнгдона, я понял, что именно «Утраченный символ» лучшая из трёх частей. Сюжет настолько хитро закручен, что на каждой странице книги, читатель находится в напряжении, смена действий, переносы из одного места в другое, детальное описание исторических памятников культуры и накал страстей, вот что заставляет читать не отрываясь. Я остался под глубоким впечатлением.
Кажется, на этой книге Дэн Браун взял небольшой перерыв. Это сугубо мое мнение и я не пытаюсь его навязать. Почему? Попробую обосновать.
После умопомрачительных книг «Ангелы и Демоны», «Код да Винчи» «Утраченный символ» оказался лишь шаблоном первых двух. Да, острота сюжета присутствует. Но все идет по одной линии.
Абсолютно не упомянута связь с персонажами из предыдущей книги. Да, на сюжет это может и не повлияло бы, но все же, к примеру с девушками, Лэнгдона связывала симпатия. И в «Коде да Винчи» он хотя бы упоминал об Виттории.
И тут прослеживается тот же шаблон, что и в «Коде да Винчи». Лэнгдон попадает в центр событий – Лэнгдон подозреваемый – Лэнгдон в бегах с девушкой, которую считает достаточно симпатичной – те, кто за ними гонится, оказываются, положительными – разгадки – злодей пойман. Только на эти звенья добавили чуть больше напыления. И если бы в конце книги Роберт поцеловал-таки Кэтрин под звездами – я бы даже не удивился.
Слишком много веры. Браун несколько зациклен на Библии, переворачивая ее как только душе угодно. Ну что же, пусть. Получается неплохо, но уж очень натянуто.
Вот что действительно удалось Брауну, так это раскрыть антагониста. Мы узнали всю историю его жизни. Его кровавый путь, характер, цели, безумство, остроумие, расчетливость. За это автору низкий поклон!
Конец романа оказался уж очень затянут с долгими философскими рассуждениями, которые так и оставили больше вопросов, чем ответов. Скажу честно, дочитать книгу было даже скучно после сплошного экшна основного сюжета.
Подводя итоги, хочется сказать, что эту книгу можно прочитать. И нужно, если Вы читали предыдущие. Она неплоха. Но и не хороша. Что-то среднее. Не стоит воспринимать ее слишком серьезно.
Утраченный символ
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
«Утраченный символ» – третья книга о приключениях Роберта Лэнгдона. Профессору предстоит прочитать лекцию в Национальном зале статуй Капитолия, но визит принимает неожиданный оборот.
Услышав крик из ротонды, он бежит к источнику звука и видит отсеченную руку на деревянном постаменте. И кому, как ни профессору Гарвардского университета, знать, что эта зловещая инсталляция символизирует «Руку Мистерий». И, что еще ужаснее, перстень на отсеченной руке указывает на то, что она принадлежала другу и наставнику Лэнгдона – Питеру. На этот раз профессору предстоит расшифровать утраченное слово и раскрыть тайну масонов, которая может изменить мир.
Прочитать в режиме онлайн или купить книгу вы сможете уже сейчас на нашем сайте.
Приключения Роберта Лэнгдона продолжаются.
На этот раз ему предстоит разгадать величайшую тайну масонов, которая способна изменить мир.
Веками хранимые секреты, загадочные знаки и символы – и смертельно опасное путешествие по лабиринтам прошлого…
Подробный гид по творчеству Дэна Брауна читайте в ЛитРес: Журнале
Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – все равно что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги.
Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – все равно что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги.
. древние пришли бы в ужас, узнав, как исказили их учения, как религия обернулась платным пропускным пунктом на небеса.
. древние пришли бы в ужас, узнав, как исказили их учения, как религия обернулась платным пропускным пунктом на небеса.
Грань между безумием и гениальностью очень тонка.
Грань между безумием и гениальностью очень тонка.
– Роберт, – шепотом произнес за спиной Соломон, – иногда, чтобы увидеть свет, достаточно всего лишь сменить угол зрения.
– Роберт, – шепотом произнес за спиной Соломон, – иногда, чтобы увидеть свет, достаточно всего лишь сменить угол зрения.
Мы все боимся того, чего не понимаем.
Мы все боимся того, чего не понимаем.
С этой книгой читают
Отзывы 132
Прочтя третью книгу о приключениях Роберта Лэнгдона, я понял, что именно «Утраченный символ» лучшая из трёх частей. Сюжет настолько хитро закручен, что на каждой странице книги, читатель находится в напряжении, смена действий, переносы из одного места в другое, детальное описание исторических памятников культуры и накал страстей, вот что заставляет читать не отрываясь. Я остался под глубоким впечатлением.
Прочтя третью книгу о приключениях Роберта Лэнгдона, я понял, что именно «Утраченный символ» лучшая из трёх частей. Сюжет настолько хитро закручен, что на каждой странице книги, читатель находится в напряжении, смена действий, переносы из одного места в другое, детальное описание исторических памятников культуры и накал страстей, вот что заставляет читать не отрываясь. Я остался под глубоким впечатлением.
Кажется, на этой книге Дэн Браун взял небольшой перерыв. Это сугубо мое мнение и я не пытаюсь его навязать. Почему? Попробую обосновать.
После умопомрачительных книг «Ангелы и Демоны», «Код да Винчи» «Утраченный символ» оказался лишь шаблоном первых двух. Да, острота сюжета присутствует. Но все идет по одной линии.
Абсолютно не упомянута связь с персонажами из предыдущей книги. Да, на сюжет это может и не повлияло бы, но все же, к примеру с девушками, Лэнгдона связывала симпатия. И в «Коде да Винчи» он хотя бы упоминал об Виттории.
И тут прослеживается тот же шаблон, что и в «Коде да Винчи». Лэнгдон попадает в центр событий – Лэнгдон подозреваемый – Лэнгдон в бегах с девушкой, которую считает достаточно симпатичной – те, кто за ними гонится, оказываются, положительными – разгадки – злодей пойман. Только на эти звенья добавили чуть больше напыления. И если бы в конце книги Роберт поцеловал-таки Кэтрин под звездами – я бы даже не удивился.
Слишком много веры. Браун несколько зациклен на Библии, переворачивая ее как только душе угодно. Ну что же, пусть. Получается неплохо, но уж очень натянуто.
Вот что действительно удалось Брауну, так это раскрыть антагониста. Мы узнали всю историю его жизни. Его кровавый путь, характер, цели, безумство, остроумие, расчетливость. За это автору низкий поклон!
Конец романа оказался уж очень затянут с долгими философскими рассуждениями, которые так и оставили больше вопросов, чем ответов. Скажу честно, дочитать книгу было даже скучно после сплошного экшна основного сюжета.
Подводя итоги, хочется сказать, что эту книгу можно прочитать. И нужно, если Вы читали предыдущие. Она неплоха. Но и не хороша. Что-то среднее. Не стоит воспринимать ее слишком серьезно.