Утопия что это такое
Что такое утопия: понятие, примеры, признаки утопии
Приветствую Вас, друзья!
Слово «утопия» обычно употребляется, чтобы показать, что некие предположения или прогнозы звучат слишком красиво, но при этом абсолютно несбыточны. Примерный смысл данного термина очевиден каждому. При этом далеко не все понимают, что такое утопия на самом деле, сколько философских теорий стоит за данным понятием и как сильно различные утопические идеи повлияли на историю человечества. Сегодня мы восполним данный пробел, подробно ответив на эти и другие вопросы.
Что такое утопия?
Утопия – это вымышленное место с идеальными условиями для жизни и всеобщего счастья. В литературе этим термином называют жанр произведений, описывающих всевозможные утопические миры. Практически все такие произведения являются фантастическими и описывают либо отдаленное будущее, либо альтернативную реальность, либо никогда не существовавшее прошлое.
Существует две популярные версии о происхождении данного термина. Согласно первой, он образован от греческих слов οὐ (нет) и τόπος (место), поэтому его можно перевести как «несуществующее место». По другой версии в качестве первого слова выступает εὖ, что переводится как «благо». Соответственно, подразумевается «благое место».
Автором термина принято считать английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Он имел прекрасное образование, поскольку практически всю юность и молодость учился у лучших юристов, философов и гуманистов Королевства. Вооружившись таким редким сочетанием знаний и навыков, он разработал концепцию идеального государства, которую описал в своей знаменитой книге «Утопия», опубликованной в 1516 году.
Изначально у Мора Утопией назывался вымышленный остров, на котором располагалось идеальное государство. В дальнейшем слово стало нарицательным, и им стали обозначать подобные вымышленные миры с идеальными условиями для жизни, а также литературный жанр, описывающий эти миры.
Сегодня данный термин часто применяют в отношении любых несбыточных фантазий. К примеру, если человек начинает мечтать о будущем и описывает слишком красивые планы, говорят, что это утопия и ему следует рассуждать более приземленно. Если политик рассказывает о будущем и рассыпается в прекрасных обещаниях, о нём также говорят, что он произносит утопическую речь. В данном контексте слово «утопический» приобретает отрицательный оттенок и подразумевает, что данный политик – популист.
Признаки утопии
Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:
Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.
Примеры утопии
Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.
1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)
Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:
В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.
2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)
Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием.
Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.
3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)
В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.
Утопия и утопизм
Как мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации. Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности.
Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм. Наиболее известным примером в истории является, конечно же, учение Карла Маркса, которое изначально разрабатывалось с расчетом на воплощение в реальной жизни.
Концепция утопии Томаса Мора
У Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота.
У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.
Типичный рабочий день в 16 веке длился 12-16 часов, поэтому 6 часов было недостижимой мечтой для работяги того времени.
Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года.
Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула.
Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён.
Утопический социализм
Карл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии:
Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже.
Чем утопия отличается от антиутопии
Антиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию. Также антиутопия – это жанр литературы и кино, в котором описываются соответствующие ситуации.
Термин dystopia появился в литературе с подачи Гленн Негли и Макса Патрика, использовавших его в своей совместной работе «В поисках утопии», которую они опубликовали в 1952 году. Интересно, что термин «антиутопист» (англ. Dystopian) появился почти на столетие раньше. В 1868 году его использовал британский философ Джон Милль.
Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения (а позже и фильмы), описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи.
В качестве ярких примеров жанра можно назвать «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Машину времени» Герберта Уэллса, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Поклонникам отечественной литературы рекомендуется почитать «Землю» Валерия Брюсова, «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова. Конечно же, нельзя пропустить «Обитаемый остров» Стругацких и «Час быка» Ивана Ефремова.
Заключение
Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем. При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации.
Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития. Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.
Утопия
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») [1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.
Содержание
История
Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.
Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.
Классификация и признаки утопии
Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:
Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).
Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки». [2]
Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». [источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.
…не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. |
Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительноеКритика жанраЧто такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопияРоберт Макколл. «Пролог и обещание» (1983) «Утопия» Томаса МораВ первой части «Утопии» Томас Мор критикует современную ему Англию: особенно разорение крестьян, которых богачи выгоняют с земли и отдают поля под пастбища для овец («Овцы съели людей»). Гуманист Мор выступает против королевского деспотизма, войн, смертной казни. Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527 Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.
Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопииПлан Города Солнца. Из книги «Мир архитектуры: лицо города».Изображение: kannelura.info Аркадий и Борис Стругацкие. «Полдень, XXII век» (1959-60) Что такое утопический социализмВ первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. После победы революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.
Философский энциклопедический словарь. 1983 Противники коммунистической идеологии, однако, обвиняют в утопизме и ее саму. Обещание дать «каждому по потребностям», взяв «от каждого по способностям», невыполнимо, и поэтому наступление коммунизма обещают лишь в отдаленном будущем, указывают критики. Что такое антиутопия и дистопияКадр из фильма «1984» по произведению Джорджа Оруэлла «Мор. Утопия» и «Битва за Утопию»Слово «утопия» используется в массовой культуре. Например, существует две популярные игры с этим словом в названии: «Мор (Утопия)» и «Эволюция: Битва за Утопию». Обложка игры «Мор (Утопия)» Критики высоко оценили игру, похвалив ее за оригинальность, множество вариантов прохождения, незабываемую атмосферу и глубину диалогов. Кто-то называл ее «игровым артхаусом». Коммерческого успеха «Мор» не имел, но приобрел немало верных поклонников, что позволяет отнести ее к разряду культовых видеоигр. Рецензия на игру «Мор (Утопия)» на сайте Absolute Games «Мор (Утопия)». Скриншот из игры: AG.ru В 2014 началась разработка новой игры под названием «Мор» (Pathologic 2) для PC, PS4 и Xbox One. Игровой процесс «Эволюция: Битва за Утопию». Скриншот с сайта evo.my.com Пользователи и пресса высоко оценили «Битву за Утопию», iTunes и Google Play включили ее в число лучших игр 2014 года. Что такое утопияНельзя недооценивать воспитательной роли утопии. Не верь мы, несмотря ни на что, в лучшее будущее, кто бы нас заставил пойти к зубному врачу? Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В повседневной речи мы не так уж и редко употребляем это слово. «Милая, отпуск на Мальдивах в этом году – это утопия» или «Думаю, что это утопия — поступить на бюджет в МГУ». Произнося подобные фразы, мы имеем в виду нечто недостижимое, какую-то неосуществимую мечту. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы разобраться, что такое утопия, мы проследим историю утопических идей от самой античности до наших дней, узнаем, сколько значений у слова утопия, почему утопические произведения не поддаются внятной классификации и где у них слабое место. История появления термина и что это такоеУтопия – это название острова, которое придумал знаменитый английский гуманист (кто это?) эпохи Возрождения Томас Мор в 1516 году. Он написал произведение под названием «Золотая книга столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название странноватое, но вполне в духе Ренессанса. Книга эта в первой своей части критиковала существующие на тот момент порядки, а во второй описывала идеальную в видении автора картину государственного устройства. Благодаря этой части слово «утопия» впоследствии стало нарицательным. Дословный перевод с древнегреческого u – нет, topos – место, иначе говоря, место, которого нет. Сам Томас Мор, его предшественники и последователи описывали идеальный мир, безупречное строение общества, естественно, каждый со своей точки зрения. Сегодня термин утопия имеет несколько семантических значений. В самом общем смысле утопия – это фантазия, несбыточная мечта, нечто неосуществимое. В.И. Даль назвал это красиво «грезы о счастии». В философском и социологическом аспекте это модель идеального общества, не имеющая под собой научного обоснования. В литературоведении утопия – это художественный жанр, во многом схожий с научной фантастикой, где описывается идеальное общество, каким его представляет автор. Первый утопист ПлатонПервым создателем утопии считают Платона, хотя самого термина для подобных прожектов тогда еще не существовало. Платон в своих диалогах «Государство» и «Законы» (360 — 350 гг. до н.э.) описывает свое видение справедливого государственного устройства. Платон не просто мечтатель, он попытался свой идеальный план (утопию) воплотить в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Но что-то пошло не так. Философ не сдался, и, учитывая ошибки, строит новый план обетованной страны. Знакомясь с платоновскими планами идеального мироустройства, необходимо учитывать реалии античности, мышление людей было совершенно иным, общественные нормы тоже отличались от привычных для нашего времени. В принципе, каждая утопия пытается выйти за рамки времени своего создания, тем не менее несет в себе все черты этого времени. Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса МораСчитается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора. Хотя в самом начале Средних веков можно отметить труд Аврелия Августина «О граде Божьем» (413-427 гг.), в котором он противопоставляет Град Божий Граду Земному и пытается объяснить, чем государство отличается от шайки разбойников. Труд написан под впечатлением автора от недавнего падения Римской империи. До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство. Томас Мор в «Утопии» выводит свою формулу совершенного общества: Критикуя в своей книге капитализм (что это?), Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей. Почти через 100 лет итальянец Томазо Кампанелла, отбывая 27 летний срок в тюрьме, написал еще одну известнейшую утопию эпохи Возрождения – «Город Солнца» (издана в 1623 году). Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных. Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты: «Утопия» Мора и «Город Солнца» Кампанеллы на долгое время задали тон последующим поколениям утопистов. Оба автора заложили набор характерных жанровых особенностей. Эволюция утопической мыслиУтопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой. Расцвет утопии в XVII — XVIII векахXVII век можно считать расцветом жанра утопии. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона (1624 г.), «Описание знаменитого королевства Макария» Сэмюэля Гартлиба (1641 г.), «Республика Океания» Джеймса Гаррингтона (1656 г.) и проч. – все эти утопические романы пытались сформулировать какие-то программы переустройства общества, испытывающего кризис. XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах. Именно тогда набирают популярность так называемые «этнографические» и «географические» утопии. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (вышло в 1726 г.) и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (опубликован в 1719 г.), пожалуй, самые яркие утопические романы того времени, породившие множество подражаний и сиквелов (это как?). В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ. XIX век – это эпоха утопического социализмаУспех Великой Французской революции и установление демократии в США, промышленная революция стали подкреплением идей о практической пользе утопических моделей общества. Самыми известными утопистами-социалистами XIX века считаются Этьен Кабэ, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Объединяют этих авторов следующие идеи: На российской почве утопии в XIX веке также процветают. Свои картины идеального общества рисовали многие писатели и публицисты, среди них и авторы первого эшелона – А. Радищев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Н. Некрасов. Интересно, что многие русские авторы свои утопические идеи провозглашали, используя один и тот же прием – сон героя, где он видит прекрасный мир. Ярким явлением в литературной утопии стало произведение Н. Чернышевского «Что делать?», в ХХ веке признанное советской властью если не Библией коммунистов, то уж точно программным сочинением, по заветам которого предписывалось жить гражданам социалистического общества. Трансформация утопии в новейшее времяХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России. Н. Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Существование и развал тоталитарных обществ (гитлеровская Германия, сталинизм, развал СССР) на практике показали последствия воплощения утопии в реальности. Некоторые исследователи высказывали мнение, что после Второй мировой войны, с наступлением послевоенной разрухи и с началом «холодной» войны утопия умерла. Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.). В последнее время утопия воспринимается больше как осуществимый проект альтернативной реальности, который получил название «практопия». Классификация утопийЗа всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует. В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы. Этот список возможных классификаций далеко не полный. В чем проблема всех утопийУтопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры. Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам. Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека. Автор статьи: Елена Румянцева Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru Эта статья относится к рубрикам: Комментарии и отзывы (3)Идеи Платона нельзя называть справедливыми. Взять хотя бы разделение на классы. В утопическом государстве люди в описанных группах были бы равны, что явно не подразумевается прожектами этого мыслителя. Такая жизнь как описывал Платон — по современным меркам является сущим адом! И очень далека от идеального государственного устройства. Частной собственности нет, какие-то касты, карьерного роста нет. Если повезло родиться представителем высшей касты — радуйся, а нет — лучше в пропасть прыгнуть. Вся проблема описанных утопий в том, что сохраняется власть, правители. Вот они и начинают за общественные деньги покупать себе дачи, устраивать войны и т.д. Информация о распределении средств должна быть открыта, и люди должны решать поддерживать тот или иной закон или нет. А сейчас кто-то придумал а народу спустили для выполнения
|