Утомление во время учебы является признаком чего
Утомление и переутомление у детей школьного возраста
Утомление и переутомление у детей школьного возраста.
К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.
О начале утомления школьника говорят следующие признаки:
— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
— появление чувства усталости.
Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.
У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:
— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.
Выраженными признаками переутомления является:
— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).
Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.
гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская
Утомление во время учебы является признаком чего
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Особенности развития утомления у детей и подростков
К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Установлено, что в возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, в 8-10 лет – 20 минут, в 11-12 лет – 25 минут, в 12-15 лет- 30 минут.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха.
Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. В этом случае для полного восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Чтобы в процессе обучения и воспитания деятельность детей не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, умственная и физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей организма. При этом необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспортный возраст, но и на биологический возраст детей.
При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна
Сообщение для использующих чтение с экрана
Внимание: вы используете устаревший браузер! Мы советуем вам обновить программное обеспечение до новой версии или скачать альтернативный браузер: здесь вы можете загрузить последнюю версию Firefox.
Если вы работаете в операционной системе Windows на компьютере с низкой производительностью Midori.
Внимание, ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Мы рекомендуем просматривать наш вебсайт в режиме полный доступ.
Опции формата
Режим просмотра:
Размер текста:
Внешний вид:
Ширина просмотра:
Поиск
Сайт отдела образования
Администрации Мордовского района Тамбовской области
Дополнительное содержание (верхнее)
Дополнительные ресурсы (левая колонка)
Дополнительные ресурсы (правая колонка)
Облако тегов
Главное содержание
Утомление школьников и методические рекомендации по коррекции утомления школьников. Потапова Г. А.
Утомление школьников и методические рекомендации по коррекции утомления школьников.
Степень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность. Функциональные траты при продолжительной работе приводят к определенным изменениям функционального состояния организма человека – развитию утомления. Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой. При интенсивной и длительной учебной работе школьников развивается утомление, а иногда и переутомление.
Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.
На степень умственной работоспособности влияют экзогенные и эндогенные факторы. Эти факторы в естественных условиях действуют на организм одновременно.
Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов.
К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.
На развитие утомления может оказывать влияние трудность урока, которая зависит, как будет показано ниже, от ряда факторов, в том числе, от объёма информации, подлежащей усвоению. Сивковым И.Г., в 1975 году была разработана таблица, отображающая трудность того или иного предмета, согласно которой наиболее трудными уроками (приводящими к упадку сил, развитию утомления) являются математика, затем (по убывающей) иностранный язык, физика, химия, история, русский язык, литература и т.д.
Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления. Также немаловажным фактором школьных перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Это мешает сосредоточиться на учёбе и истощает нервную систему, отражаясь не лучшим образом на самочувствии ребёнка.
Утомление можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной точки зрения.
Объективное проявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависят от их сознания.
Раньше всего под влиянием учебных занятий у учащихся наступают физиологические сдвиги в речевой функции коры больших полушарий головного мозга. Примерно с третьего урока учащаются расхождения между речевым и двигательным рефлексами. Нарастает общедвигательная возбудимость.
Продолжительная работа, так же как и очень трудная может быть выполнена только в том случае, если она регулярно сменяется отдыхом. Причём лучший отдых заключается не в полном покое, а в перемене характера деятельности, во время которой участвуют другие, неутомлённые органы, возбуждаются новые участки коры головного мозга.
Для школьников лучший отдых – это прогулка, спорт, который, по возможности, должен быть на свежем воздухе. К сожалению, плотный график расписаний и большой объём домашних заданий не всегда оставляет на это время, что отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, так как способствует развитию хронического утомления или переутомления.
Проект по физкультуре на тему: «Признаки утомления и переутомления, меры по их предупреждению»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №35»
Проект по физкультуре
« Признаки утомления и переутомления, меры по их предупреждению»
Выполнила
ученица 10А класса
Пшеничникова Елена Николаевна
Содержание
Введение
Актуальность проблемы
Для проекта я выбрала данную тему, так как проблема утомления является одной из важнейших в физиологии труда и имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие.
Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.
Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.
Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.
Цель реферата – ознакомиться со способами улучшения производительности человека.
Задачи реферата – рассмотреть признаки усталости, утомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении.
Утомление после значительных физических нагрузок, которые, например, встречаются в спорте, при тяжёлом физическом труде на производстве, при труде в экстремальных условиях, при лабораторных экспериментах встречается очень часто, люди не осознают в полной мере серьезность этого вопроса.
Задачи
— подбор информации по данной теме
— формирование правильного представления об утомлении и переутомлении, его влиянии на физическую подготовку, здоровье и учёбу;
— воспитание бережного отношения к своему здоровью
— пропаганда профилактики переумтомляемости
Методы исследования
-работа с документальными источниками;
Что такое утомление и переутомление?
Утомление
Переутомление
Причины переутомления
Основной причиной для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, отсутствие отдыха, плохое питание, психические нагрузки на организм.
При каких условиях возникает переутомление
При умственной деятельности, связанной с постоянной сменой процессов возбуждения и торможения центров коры больших полушарий, утомление развивается относительно медленно.
Переутомление наступает быстрее при монотонной работе (длительное возбуждение одних и тех же нервных клеток) и отсутствии стимулирующих эмоциональных мотивов. Это особенно наглядно проявляется при работе на конвейере, где физически легкая, но однообразная и длительная работа очень быстро вызывает утомление.
Переутомление в мышечной системе наступает вследствие уменьшения в мышцах запаса энергетических веществ (АТФ, гликогена) и накопления продуктов распада (молочной кислоты).
Переутомление наступает гораздо быстрее при статической (связанной с постоянным напряжением) мышечной деятельности, чем при динамической (напряжение, сменяющееся расслаблением). Поэтому статическую работу необходимо чередовать с динамической, а также с отдыхом.
Некоторые особенности характеризуют процесс утомления при работе в ночные смены на заводах и фабриках, во время уборочной кампании в сельском хозяйстве и т. д.
Работа в ночные часы сопровождается более значительным нервным напряжением по сравнению с работой в дневное время.
Во время уборки урожая большая нагрузка падает на сельскохозяйственных рабочих, когда они в течение ряда дней работают без соблюдения режима труда и отдыха.
Как при физической, так и при умственной работе нельзя допускать перехода утомления в патологическое состояние — переутомление. Врачебный контроль, проводимый в этих целях, должен учитывать как субъективные показатели (чувство усталости, дискомфорта), так и ряд объективных симптомов (характеристики пульса, кровяного давления, изменения веса тела и пр.).
Стадии переутомления
Усталость, не прекращающаяся после 5—7 часов отдыха;
Безуспешные попытки заснуть (особенно в раннее время);
Физическое утомление и переутомление
Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление.
Симптомы
чувство усталости присутствует постоянно – его не снимают даже сон и релаксационные процедуры;
боль в мышцах нарастает;
сон становится беспокойным – человек часто пробуждается без видимых причин, с трудом засыпает;
нарушение в эмоциональном фоне – человек становится либо апатичным и вялым, либо нарочито шутливым и раздраженным;
в области анатомического расположения сердца появляются неприятные ощущения, иногда переходящие в боль;
артериальное давление поднимается, отмечается тахикардия;
аппетит у человека с физическим переутомлением значительно снижается, на языке появляется белый налет. В некоторых случаях язык при высовывании дрожит;
масса тела начинает снижаться.
Лечение
Баня. Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
вибрационная ванна – способна активизировать защитно-восстановительные силы организма, улучшает кровообращение, снижает ощущение усталости в мышцах, стабилизирует обменные процессы. Процедура принятия вибрационной ванны проводится каждый день (можно через день) по 3-5 минут, общее количество процедур – 15;
кислородная ванна – особенно эффективна при физическом переутомлении после перенесенных травм или болезней опорно-двигательного аппарата. Вода в ванной насыщается кислородом, человек должен находиться в воде не более 7 минут, длительность курса процедур при ежедневном проведении – 15;
жемчужная ванна – через воду проходят пузырьки воздуха под большим давлением, что способствует расслаблению и снижению нервного напряжения. Температура воды жемчужной ванны должна быть 37 градусов, длительность одной процедуры – 10 минут, проводят их при посещении бани или сауны;
хвойная ванна – она оказывает успокоительное действие, но необходима при физическом переутомлении. Проводится она в течение 10 минут, курс – не ограничен, некоторые врачи рекомендуют принимать хвойные ванны не менее 2 раз в неделю.
Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением.
горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
Массаж. Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.
ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
спина и шея – в общем 10 минут; верхние конечности – на каждую руку по 10 минут; область груди и живота – 10 минут в общем.
При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть.
Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур:
Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично. Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы. Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.
Умственное утомление и переутомление
Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.
Признаки
К ранним признакам умственного переутомления относятся:
периодически возникающие головные боли без явных причин;
ощутимая усталость, которая не исчезает даже после ночного сна;
кожа лица меняет цвет (становится бледной или сероватой), под глазами появляются устойчивые синяки;
колебания артериального давления;
При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти
Стадии умственного переутомления
Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.
тяжесть в области сердце;
небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.
На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие. В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма.
3 стадия. Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена. 2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.
Лечение
Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.
На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.
Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.
Третья стадия рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца. Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.
Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.
Профилактика переутомления у взрослых и детей
Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще.
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
Выходные дни должны быть действительно выходными – не берите «работу на дом».
Если вы ведете физическую работу, то в домашних условиях меняйте деятельность на умственную.
При умственном труде, наоборот, не игнорируйте физическую активность.
Занимайтесь спортом – достаточно совершать пешие прогулки на свежем воздухе, посещать бассейн или как минимум делать утреннюю зарядку.
Позволяйте себе расслабиться – баня, сауна, сеансы массажа, проведение ароматерапии будет служить профилактикой умственного и физического переутомления.
Перед сном не смотрите «тяжелых» фильмов, не слушайте слишком активную музыку – отдайте предпочтение реальному отдыху: чтение любимой книги, просмотр комедии, вязание или вышивание.
Родители в качестве профилактики переутомления должны обеспечить детям:
поступление свежего воздуха в детскую комнату – как минимум, требуется регулярное проветривание помещений;
ежедневные прогулки – независимо от того, какая погода на улице;
полноценное питание – в рацион должны быть введены фрукты и овощи, мясо и молочные продукты (если нет медицинских противопоказаний для отдельных продуктов);
спокойные игры/занятия – это важно делать перед ночным сном: чтение книжки, работа над разукрашиванием картинок, сбор паззлов;
грамотное распределение периода бодрствования и сна – ночной сон у ребенка должен длиться не менее 9 часов.
Заключение
Выполнив данную работу, я поняла, что для избавления от переутомления нужен кропотливый подход
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
В результате изучения специальных литературных источников, определено, что напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. Производственная деятельность у тренированных лиц эффективнее, чем не у адаптированных к спорту людей.
Изучив специальные программы по физической культуре с оздоровительным наклоном, можно сделать вывод о том, что устойчивость умственной и физической деятельности достигается сменой деятельности. Именно в период умственного переутомления поможет восстановить организм средства физической культуры, к которым относят физические упражнения, средства гигиены и природные факторы.