Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Как восстановить утерянный журнал по охране труда

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Эксперты Роструда уточнили порядок действий при восстановлении утерянного журнала вводного инструктажа по охране труда.

Ведомство отмечает, что нормами действующего законодательства указанный порядок не урегулирован.

По мнению Роструда, для восстановления утраченного журнала проведения вводного инструктажа необходимо издать соответствующий приказ, завести новый журнал и повторно провести с работниками вводный инструктаж, о чем внести записи в новый журнал.

В данном случае следует руководствоваться требованиями статьи 212 ТК РФ, а также действующим порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников (утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29).

Такие разъяснения приведены в Обзоре актуальных вопросов от работников и работодателей за август 2019 года.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда. Службу охраны труда разрешается заменить должностью специалиста по охране труда. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда по своему усмотрению.

Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Обучение осуществляется за счет средств работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Кроме того, работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Источник

Потеряли журнал по охране труда, что делать?

Журнал по охране труда можно потерять, испортить, забыть в офисе во время переезда и так далее. Потеря документа редко связана с утаиванием информации о произошедшем, но любая проверка выявит отсутствие журнала по охране труда. В законодательстве нет однозначного ответа, как поступать в случае утери документа. Поэтому на практике сложилось несколько способов решения проблемы, если этот нормативный акт потеряли.

Журналы по охране труда

Это локальные нормативные акты, обязательные в любой организации. В них фиксируются все мероприятия, проводимые компанией. В записях указывается место проведения, дата и участники. Список участников формируется пофамильно, а от каждого участника требуется подпись в журнале охраны труда. В документе указывают всю информацию о проведении инструктажей перед обучением или началом работ.

Государственная инспекция в первую очередь проверяет именно эти записи, если проводится внеплановая или плановая проверка.

Наличие такого акта — подтверждение, что организация выполнила все требования по обучению работника, а также ознакомила его с требованиями по безопасности. Сотрудник знает, что делать в нестандартной ситуации, при возникновении опасности и так далее.

О регистрации вводного инструктажа. В нем перечислены слушатели, дата проведения мероприятия и информация о лекторе.

О регистрации первичного инструктажа. Содержит аналогичную информацию.

Об учете инструкций. Для отдела или должности может быть создана уникальная инструкция с присвоением номера. Это фиксируется в соответствующем акте.

О регистрации несчастных случаев на производстве. Вносятся все травмы сотрудников и происшествия, которые привели к травме. В будущем планируется вносить даже незначительные травмы работников.

Ответственность за утерю

Первое, что не нужно делать, если документ утерян — замалчивать этот факт. Если никаких действий по восстановлению журнала по охране труда не предпринято, это приведет к штрафам.

Трудовая инспекция в ходе проверки способна установить, что необходимый акт отсутствует, в этом случае работодателю грозит штраф по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тысяч рублей.

Ответственность распространяется и на ответственного за утерю или порчу журнала по охране труда.

Восстановление

В связи с потерей нужно выполнить обязательные действия, чтобы, в случае проверки, инспекция не предъявила претензий.

Что делать при утере или порче журнала:

Составить акт об утрате документа. В акте будет содержаться информация о том, что специалист по охране труда должен завести новый книгу для учета данных. Также в акте отмечается, что нужно провести внеплановые инструктажи, так как основной журнал был испорчен или утерян.

Выпустить приказ о восстановлении книги.

Создать новую книгу по охране труда.

В новом журнале перечисляются все работники и проводится внеплановый инструктаж. Если инспекция назначила проверку в срок, когда факт утери или порчи книги был установлен, избежать штрафа помогут оправдательные справки и иные акты. Это возможно:

при пожаре — справка от МЧС о происшествии;

в случае затопления — акт осмотра от специалиста, занимающегося обслуживанием здания;

при переезде — объяснительные от участников переезда, приказ о расследовании происшествия.

Комиссия, созданная для расследования, должна включать в себя минимум трех человек:

специалиста по охране труда;

другого заинтересованного лица.

Цель создания комиссии — в письменной форме зафиксировать объяснения работников и причастных лиц, которые связаны с потерей книги охраны труда. Внесенные данные позволяют объяснить, почему за указанный срок не содержится обязательных для фиксации сведений. Также устанавливается возможная причина, почему документ потеряли.

Если утерянный акт создан недавно, а работодатель способен восстановить внесенные записи на основании имеющихся данных, он вправе создать дубликат.

Источник

Все про утерю журнала по охране труда: восстановление документов, образцы

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

В практике СОТа случается всякое, в том числе и утеря журналов по охране труда. Первое ощущение, которое возникает – это паника, что теперь делать, а если проверка? К сожалению от этого никто не застрахован и нужно как-то выкрутиться так, чтобы не вразрез с законодательством.

У нас часто буровые бригады переезжали с одного месторождения на другое, редко конечно, но возникали такие ситуации, когда забывали папку с документами по охране труда, а когда возвращались за ней уже все заметено снегом. И как быть? Очевидный ответ, что восстанавливать, а как это правильно сделать, расскажу подробно в этой заметке.

И если у вас был такой опыт, практика общения с инспектором и есть что рассказать, присоединяйтесь в комментариях, это будет полезно остальным читателям. Давайте помогать друг другу!

Утеря журналов по охране труда

Утеря журналов по охране труда в случае проверки грозит серьезными последствиями, а существенная доля работы СОТа в организации связана с ведением и контролем соответствующих документов. И конечно же никому не хочется “влететь” за недостаточный контроль!

Сам специалист по охране труда крайне редко теряет журнал, ответственность все таки, но могут произойти форсмажоры, например, затопит или еще какой-то катаклизм. А вот руководители подразделений склонны к потерям, это проверено на своей “шкуре”.

Поэтому лучше им знать про ответственность, которая может возникнуть, если в самый неподходящий момент будет обнаружена утеря документов по охране труда.

Ответственность за утерю документов по охране труда

Самая большая ошибка, которую можно совершить после обнаружения факта утери – ничего не делать, замалчивать происшествие, надеяться, что оно само как-то «рассосется». Этого не произойдет, а шансов дождаться окончания установленных нормативами срока хранения не так много.

Первая же проверка сразу выявит отсутствие журнала и пометок о его утере. Пропажа журнала о проведении вводного или первичного инструктажа приравнивается к отсутствию инструктажа и размер штрафа составляет:

Также ответственность несет лицо, по вине которого произошла утеря журнала по охране труда или уничтожение (сотрудник охраны, водитель, специалист по охране труда, иные работники). В большинстве форма вины определяется руководством предприятия – от выговора до штрафа.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Восстановление документов по охране труда

Помимо обязательных к ведению журналов есть и те, заполнение которых рекомендовано, но необязательно. И восстановление документов по охране труда проводится в том же порядке, что в и случае с обязательными документами.

Однако по решению руководства и согласованию со специалистом по охране труда их можно не восстанавливать. Никаких штрафов не последует, главное не перепутайте обязательные и рекомендованные!

Восстановление документов по охране труда процедура непростая и конечно же бюрократическая с подготовкой кучи бумаг, но они вам впоследствии помогут избежать штрафа:

Обязательно проводится внеплановый инструктаж, о котором делается запись с соответствующей пометкой. Последующие инструктажи ведутся согласно ранее разработанному плану.

Одна из целей – получить в письменной форме объяснение от сотрудника, отвечающего за документ. Выводы заносятся в акт утери журнала по охране труда с указанием причин случившегося, ответственных, предпринятых мерах. Если комиссионно было принято решение о депремировании или штрафе,необходимо сделать отдельная запись.

Акт об утере журналов по охране труда

Акт об утере журналов по охране труда должен содержать требования о необходимости завести новый журнал в связи с обстоятельствами, которые обязательно указываются. Тут же уточняется необходимость проведения внепланового инструктажа. Если утеря журналов по охране труда произошла по вине сотрудника, вписывается ФИО и принятое в его отношении решение.

Зачем нужен акт? Одна из причин – объяснить, в случае проверки, отсутствие старых записей. Данная работа комиссии убережет от штрафа, поэтому стоит потратить время и оформить новый документ, как можно раньше.

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Дубликаты документов

Часто возникает вопрос о том, надо ли в случае восстановления документа вносить в него информацию «задним числом»? Обычно заводится «чистый» от записей журнал, в котором первым делом ставится пометка о внеплановом инструктаже.

Специалист по охране труда может повторить вводный инструктаж, который проводится обычно только для новых сотрудников, лишним не будет 🙂 Тоже самое относится и к руководителям подразделений, если утеря журнала по охране труда была по их вине.

Далее можно сделать завершающую запись “Внеплановый инструктаж проведен”. Поставить дату, подпись и далее уже продолжать ведение журнала и регистрацию инструктажей, как того требует трудовое законодательство.

Все необходимые документы для восстановления документов по охране труда вы можете скачать, перейдя по ссылке.

Сроки хранения журналов по охране труда

В п. 423 Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 установлен срок хранения журналов по охране труда – 45 лет, поэтому даже если утерян старый журнал, который давно не ведется (переполнен, заведен новый), обязательно проводится расследование. Окончания срока хранения журнала явно не дождаться 🙂

Именно поэтому, во избежание неприятных проблем, которые могут вылиться в штрафы, следует соблюдать правила хранения и перевозки документов. Также рекомендуется по окончанию обязательного 45-летнего срока не уничтожать документы.

Основные выводы

Во избежание штрафов лучше заранее подготовиться к возможным проверкам и для этого, если выявлена утеря журналов по охране труда, необходимо собирать документы, которые можно предоставить по запросу инспекции по труду. В зависимости от причин утери они могут отличаться.

При пожаре: нужна справка от МЧС о пожаре, с указанием места и площади возгорания, а также протокол осмотра места происшествия.

При затоплении: прикладывается справка и акт осмотра места происшествия. Выдает, обслуживающая объект организация и прикладываются объяснительные от работников.

При переезде: прикладывается приказ о расследовании обстоятельств, объяснительные сотрудников, производивших перемещение документов (грузчик, водитель, иные лица), акты об утрате и восстановлении. Прикладывается Приказ о восстановлении документа.

Если документы вообще не велись, должен быть приказ о расследовании причин и акт с результатами расследования, а по окончанию заводится новый журнал.

Это основная информация, которая может быть вам полезна, но если что-то осталось непонятным или у Вас нестандартная ситуация, обращайтесь.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Понравилась статья? Поделись!

20 комментариев

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Здравствуйте.
На Ваше усмотрение, например, можно в строке написать что внеплановый вводный проведен на основании приказа № и дата. И далее всех оформить, в конце указать завершающую запись

Добрый день. Екатерина, нужен Ваш совет. Обнаружила, что в подразделении в районе проведен первичный инструктаж и журнал дальше не заполнялся. Руководитель уволился и не передал полномочия новому сотруднику. Как лучше поступить: акт составить и новый журнал завести или внеплановый инструктаж в старом журнале оформить и вести его дальше?

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Добрый день.
Сначала нужно написать служебную записку на имя руководителя организации об обнаружении данной ситуации, провести внеплановый и вести дальше, потому как контроль должен быть. Но если Вы хотите, как утерю провести, то акт, новый журнал и внеплановый инструктаж.
Здесь все зависит от ситуации, какой вариант выбрать

Здравствуйте, столкнулась с такой ситуацией, работники переводились внутри структурного подразделения, но первичный инструктаж руководитель не провел, записи в журнале нет, теперь естественно вписать некуда, что делать в такой ситуации, подскажите, пожалуйста!

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Здравствуйте. А сколько времени пошло от даты, когда должен был быть проведен инструктаж и на момент обнаружения?

Екатерина Воронцова, а это идет с июня 2020 года, обнаружила недавно только

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

«Задним» числом смысла вписывать нет, лучше с руководителя подразделения взять объяснительную о причине пропуска, чтобы таких нарушений больше не допускалось. Судя по срокам, этим работникам уже проведен повторный инструктаж на рабочем месте (перевод)

Добрый день, подскажите пожалуйста, как отличается ситуация и алгоритм действий, если утерян журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности?

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Добрый день.
Можно использовать аналогичный алгоритм

Спасибо Вам за работу. Мне кажется, будет правильно написать в разделе «Дубликаты документов», какими датами проводить заново вводный инструктаж. А уже внеплановый инструктаж в дубликате журнала инструктажей на рабочем месте. И есть опечатки в статье. В разделе «Акт об утере», второй абзац и др.

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Спасибо большое за дополнения и корректировки, исправления внесла, иногда глаз замылен и не все сразу углядишь
Даты проведения вновь вводного инструктажа указываются в приказе

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

На основании ст 93.1 НК РФ инспектор вправе затребовать данный журнал, но включить в протокол нарушение за отсутствие журнала не смогут

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Наташа

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Приказ о приеме и хорошо, если есть служебная записка на имя руководителя о том, что документация в части охраны труда не велась до Ваше появления, то будет вообще то, что доктор прописал

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Наташа

Екатерина Воронцова, спасибо, так с сделаю)

Добрый день, очень полезные статьи, огромное спасибо. Подскажите пожалуйста вводный инструктаж и на рабочем месте это одинаковый инструктаж или содержание разное?

Екатерина, Вы как обычно в своих статьях затрагиваете самые частые и проблемные ситуации на предприятии, не регулирующие НПА, но требующие их решения.
Спасибо Вам за передачу опыта!

И небольшое мое недопонимание, требующее разъяснения:
В предоставленном образце Акта об утрате документа, прописано, что необходимо провести первичный инструктаж со всеми работниками предприятия в новом журнале.
А по тексту статьи Вы говорите, что необходимо провести внеплановый инструктаж со всеми работниками предприятия с записью в новом журнале.
Как все-таки при утере вписать в новый журнал инструктажей проведение инструктажа имеющим работникам на предприятии?
Им нужно провести внеплановый инструктаж и записать их всех по фактической дате?

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делатьАвтор: Екатерина Воронцова

Спасибо большое, Екатерина, что так внимательно читаете и указываете на недочеты, как говорится одна голова хорошо, а две лучше :))
В данной ситуации банальная опечатка, необходимо провести внеплановый инструктаж, в акте сейчас внесу корректировки.

Источник

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

эксперт по трудовому праву и охране труда

С 1 марта 2022 года как учебным центрам, так и работодателям придется руководствоваться требованиями нового Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда. Разберемся, какие изменения нас ждут

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, которому следовали работодатели и обучающие организации более 18 лет, скоро утратит силу. Сейчас проект изменений находится в стадии оценки регулирующего воздействия. Вы можете заранее ознакомиться с текущей версией проекта (ID 02/07/01-21/00112477).

Общие изменения

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Порядок обучения для ИП

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Новые виды обучения

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Организация инструктажей по охране труда

Общие нововведения

После 1 марта 2022 года работодатели должны будут проводить:

При этом целевой инструктаж не приравнивается к инструктажам на рабочем месте.

Законодатели корректируют обязательный набор требований к журналу регистрации инструктажей. Теперь нужно указывать число и месяц рождения, раньше требовался только год. Необходимо полностью прописывать свои имя и отчество, если вы проводите вводный инструктаж, — ранее было достаточно указать инициалы. Эта мелочь может стать основанием для привлечения к ответственности особо рьяным инспектором.

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж, помимо работников, обязателен для командированных и практикантов. Законодатели уделили особое внимание программе. В приложении № 1 к новому Порядку обучения определен примерный перечень тем. Они могут быть дополнены в зависимости от специфики деятельности и от того, какие факторы воздействуют на работников.

Инструктажи на рабочем месте

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Целевой инструктаж

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Что предпринять работодателю

Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

Проведение стажировок

В Порядке обучения появится глава, посвященная стажировке на рабочем месте. Такой вид обучения нужен, чтобы сотрудники приобретали практические навыки безопасных методов и приемов выполнения работ.

Для отдельных видов могут быть предусмотрены периодические тренировки или учения. В состав тренировок нужно включить вопросы применения СИЗ, например, страховочных привязей при работе на высоте, электрозащитных средств при работе в действующих электроустановках. Периодичность и содержание тренировок и учений определяет работодатель с учетом требований, установленных НПА по охране труда.

К стажировке на рабочем месте можно допустить работников, успешно прошедших инструктажи и обучение по охране труда по программам, представленным в п. 43 проекта. Это означает, что стажировка также является процессом обучения, оформляемым отчетом о стажировке, и после стажировки работник подлежит проверке знаний требований охраны труда. В отчете о стажировке должен быть сделан вывод о том, что работника можно допустить к самостоятельной работе.

В отчете о стажировке должно быть указано следующее:

Минимальный срок стажировки — два рабочих дня.

Как подготовиться работодателю

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

Обучение первой помощи пострадавшим

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Законодатели определили круг лиц, для которых обязательно обучение оказанию первой помощи.

С 1 марта 2022 года обучаться должны (п. 31 проекта Порядка):

В проекте нового Порядка обучения установлены требования к составу учебной программы и ее продолжительности:

Периодичность — не реже раза в три года.

Как подготовиться работодателю

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Обучение использованию средств индивидуальной защиты

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала:

Определен круг лиц, которых надо обучать применению средств индивидуальной защиты (СИЗ). Это обязательно для принимаемых и переводимых на другую работу сотрудников, кто использует СИЗ II класса риска. Обучение должно проводиться не позднее 60 календарных дней с момента кадрового события.

Обучение можно организовать как в рамках обучения по ОТ, так и по отдельной программе, но не реже одного раза в три года. Если работодатель составляет отдельную программу, результаты фиксируются в протоколе. Удостоверение не требуется. Если же учеба проходит в рамках единой программы обучения по охране труда, проверку знаний можно объединить с оформлением одного протокола.

Работодатель, члены комиссии вашей организации по проверке знания требований ОТ по вопросам использования СИЗ, инструктирующие, специалисты по охране труда, уполномоченные по охране труда проходят обучение только в УЦ.

Как подготовиться работодателю

Определите, кто должен проходить обучение. Руководствуйтесь нормами выдачи СИЗ, не забудьте о дежурных средствах защиты (приложение № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

Составьте и утвердите у руководителя перечень профессий и должностей работников, которых можно учить внутри организации, а кого следует направить в УЦ.

Изменения в порядке обучения требованиям охраны труда

Утерян журнал вводного инструктажа по охране труда что делать

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Установлены правила обязательного обучения требованиям охраны труда в учебных центрах
(п. 86 проекта Порядка). Определено минимальное количество сотрудников, которых организация должна направить в УЦ, чтобы обеспечить работу внутренней комиссии по проверке знаний. Оно зависит от среднесписочной численности работников, категории риска организации и рассчитывается согласно приложению № 4 к проекту Порядка.

Как подготовиться работодателю

Скорректируйте локальные документы: установите, для кого будете проводить внутреннее обучение, а кого направите в организации, оказывающие услуги обучения по охране труда. При этом руководствуйтесь п. 41 проекта нового Порядка.

Составьте и утвердите программы, в которых перечислите темы теоретических и практических занятий, формы обучения, формы проверки знаний, а также количество часов по каждому занятию.

Выбор программы зависит от категории работников:

Кто из работников будет учиться по какой программе, зависит от оценки профрисков или должностных обязанностей. В п. 50 проекта указано, по каким программам нужно обучать работодателя, специалиста по ОТ, рабочих. Каждую из программ работодатель разрабатывает самостоятельно и утверждает ЛНА, согласовывать ее ни с кем не требуется.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

И к УЦ, и к работодателю предъявляются особые требования по практическим занятиям. Их длительность — не менее четверти от общего количества часов. Практические занятия нужны для формирования умений и навыков безопасного выполнения работ, проводятся с обязательным применением технических средств обучения и наглядных пособий.

Провести обучение исключительно в дистанционном формате возможно только по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно включать в себя и очные занятия.

Корректировать содержание программ нужно, если:

Как подготовиться работодателю

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которые должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (пп. 3 п. 43 проекта Порядка).

Сроки обучения согласно проекту:

Это означает, что ежегодное обучение по охране труда обязательно только для тех, кто выполняет работы, перечисленные в вашем локальном перечне работ повышенной опасности.

Если произойдут изменения в правилах, в других НПА, в технологии выполнения работ, потребуется провести внеплановое обучение. Проект отводит на это 60 календарных дней. Если совпали сроки планового и внепланового обучений, достаточно провести плановое по актуализированным программам.

Организация проверки знания требований охраны труда

Плановую и внеплановую проверку знаний после обучения требованиям охраны труда, первой помощи пострадавшим, использованию СИЗ можно проводить как у работодателя, так и в стороннем учебном центре.

Планируется, что с 1 марта 2022 года информация о работниках, успешно прошедших обучение, будет вноситься в Реестр обученных по охране труда лиц.

При неудачной проверке знаний на повторную проверку у сотрудника будет 30 календарных дней. При этом до прохождения проверки знаний зарплата работнику начисляться не будет и к работе он не допускается.

По итогам проверки знаний работодатель составляет протокол. Проект нового Порядка обучения дает право работодателям вести протоколы проверки знаний в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством РФ.

Как подготовиться работодателю

Необходимо составить перечень профессий и должностей работников организации, подлежащих обучению по охране труда, стажировке на рабочем месте, инструктажам по охране труда.

Перечень должен содержать:

Составив такой перечень, например в виде электронной таблицы, легко определить, кого можно освободить от инструктажей по охране труда, для кого обучение нужно проводить только в УЦ, с какой периодичностью обучать рабочих, если их труд связан с условиями повышенной опасности, и пр.

Если работнику не проводится стажировка, инструктаж, обучение безопасным методам, то ставьте в перечне прочерк или ноль. Это поможет поставить фильтр. Готовый перечень утвердите у руководителя организации.

Организация обучения внутри организации

С 1 марта 2022 года работодатель, решивший проводить обучение работников по ОТ самостоятельно, должен уведомить об этом Минтруд. Для этого надо внести информацию в личный кабинет организации, который сформирует Минтруд России. Там же указать среднесписочную численность, количество мест для обучения и пр.

В качестве мест обучения допустимо использовать рабочие места. Для этого нужно оснастить их плакатами, стендами, информационно-справочными системами (ИСС). Этот пункт проекта вызывает вопросы: не у каждого работодателя есть возможность закупить лицензионный ключ ИСС на каждое учебное место. Систему необязательно закупать, можно создать ее силами штатных программистов. Главное — вовремя подгружать в систему НПА по охране труда и обновлять их. На поиск финансирования или разработку ИСС нужно время, поэтому стоит озаботиться этим вопросом уже сейчас.

Полный перечень сведений, которые нужно указать в личном кабинете, смотрите в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Минтруд рассмотрит документы и в течение пяти рабочих дней направит решение работодателю. Пока не будет положительного решения, с 1 марта 2022 года придется всех работников направить на обучение в УЦ, если подошли сроки.

Вы можете провести такое обучение и проверку знаний чуть раньше, например, в ноябре 2021-го — феврале 2022 года. И тогда все заботы об обучении, перечнях и реестрах можно будет отложить до разумных сроков.

Организация обучения по охране труда на микропредприятиях

Микропредприятия ждут два важных новшества:

Все виды инструктажей по охране труда, за исключением целевых, проводимых по наряду-допуску, смогут проводить сами работодатели или аутсорсинговые организации по ОТ.

К микропредприятиям относятся организации, у которых средняя численность персонала составляет до 15 человек по итогам года, а годовая выручка до налогообложения не превышает 120 млн руб. (ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Реестры организаций и обученных лиц

К 1 марта 2022 года Минтруд России должен сформировать три реестра:

Требования к реестрам указаны в п. 126–129 проекта Порядка обучения.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец заполнения журнала регистрации вводного инструктажа 17.1 КБ

Образец заполнения журнала регистрации инструктажа на рабочем месте 17.9 КБ

Порядок заполнения личного кабинета работодателя 17.9 КБ

Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 1 МБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *