Устойчивое психическое состояние готовности личности к определенной оценке реакции действию это что

Устойчивое психическое состояние готовности личности к определенной оценке реакции действию это что

РАЗДЕЛ III. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний

§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний

Жизнь человека – непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные состояния, 2) пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге – с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

[1] См.: Карауклис А. А. Саморегуляция высшей нервной деятельности. Рига, 1964.

Источник

Реферат: Психические состояния. Реактивные и устойчивые состояния

Государственный Университет-Высшая школа экономики.

Факультет Государственного и Муниципального управления.

Реферат по психологии на тему

«Психические состояния. Реактивные и устойчивые состояния».

Исполнитель: Михайлов Данила Алексеевич

1 курс ГМУ Группа: 194.

Реактивные психические состояния.

Представляют собой патологическую реакцию на психические травмы или неблагоприятные ситуации.Разнообразные психические расстройства могут возникнуть под влиянием психической травмы, вызывающей страх, тревогу, опасения, обиду, тоску или иные отрицательные эмоции.

Реактивные состояния и психозы подразделяются на:

1) аффективно-шоковые психогенные реакции;

2) депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия);

3) реактивные (психогенные) бредовые психозы;

1.Аффективно-шоковые психогенные реакции вызываются внезапным сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой для жизни, чаще встречаются при массовых катастрофах (пожар, землетрясение, наводнение, горный обвал и т. д.). Клинически эти реакции проявляются в двух формах: гиперкинетической и гипокинетической.

А).Гиперкинетическая форма (реактивное, психогенное возбуждение) — внезапно наступившее хаотическое, бессмысленное двигательное беспокойство. Больной мечется, кричит, молит о помощи, иногда бросается бежать безо всякой цели, нередко в сторону новой опасности. Это поведение возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания с нарушением ориентировки в окружающем и последующей амнезией.

Б).Гипокинетическая форма (реактивный, психогенный ступор) — внезапная обездвиженность. Несмотря на смертельную опасность, человек застывает, не может сделать ни одного движения, не в силах произнести ни слова (мутизм). Реактивный ступор обычно длится от нескольких минут до нескольких часов. В тяжелых случаях это состояние затягивается. Наступает выраженная напряженность мышц. Больные лежат в эмбриональной позе или вытянувшись на спине, не принимают пищу. Глаза широко раскрыты, мимика отражает либо испуг, либо безысходное отчаяние. При упоминании о психотравмирующей ситуации больные бледнеют или краснеют, покрываются потом, отмечается учащенное сердцебиение (вегетативные симптомы реактивного ступора). Помраченное сознание при реактивном ступоре обусловливает последующую амнезию.Психомоторная заторможенность может не достигать степени ступора. В этих случаях больные доступны контакту, хотя отвечают кратко, с задержкой, растягивая слова. Моторика скована, движения замедлены. Сознание суженное или больной оглушен. Иногда картина острого психогенного ступора определяется выраженным страхом: мимика, жестикуляция выражают ужас, отчаяние, страх, растерянность.

В редких случаях в ответ на внезапные и сильные психотравмирующие воздействия наступает так называемый эмоциональный паралич: длительная апатия с безразличным отношением к угрожающей ситуации и индифферентная регистрация происходящего вокруг.

Реактивная депрессия иногда сочетается l отдельными истерическими расстройствами. В этих случаях депрессия проявляется неглубокой психомоторной заторможенностью, аффектом тоски с выразительными внешними симптомами, не соответствующими глубине депрессии: больные театрально жестикулируют, жалуются на гнетущее чувство тоски, принимают трагические позы, громко плачут, демонстрируют суицидальные попытки. Во время беседы они оживляются, бранят своих обидчиков, при упоминании о психотравмирующей ситуации возбуждаются вплоть до приступов истерического отчаяния.. На фоне нарастающей депрессии с тревогой и страхом могут появиться отдельные идеи отношения, преследования, обвинения и др. Содержание бреда ограничивается неправильной интерпретацией поведения окружающих и отдельных случайных внешних впечатлений. Аффект тоски, когда к нему присоединяются тревога, страх или гневливость, часто развивается на фоне психомоторного возбуждения: больные мечутся, громко плачут, заламывают руки, бьются головой о стену, пытаются броситься из окна и т. д.

От эндогенных реактивные депрессии отличаются тем, что их возникновение совпадает с психической травмой; психотравмирующие переживания отражаются в клинической картине депрессии, после разрешения психотравмирующей ситуации либо по истечении некоторого времени реактивная депрессия исчезает. Течение реактивной депрессии зависит как от содержания психической травмы, так и от особенностей личности больного и его состояния к моменту возникновения психического расстройства. Реактивные депрессии у лиц, перенесших черепно-мозговую травму или ослабленных тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, а также пожилых людей с церебральным атеросклерозом могут затягиваться. Длительными бывают и реактивные депрессии, связанные с тяжелой, не разрешившейся психотравмирующей ситуацией.

3Реактивные (психогенные) бредовые психозы — сборная группа весьма различных психогенных реакций.

А).Реактивное паранойяльное бредообразование возникновение паранойяльного сверхценного бреда, не выходящего за рамки травмирующей ситуации, «психологически понятного» и сопровождающегося живой эмоциональной реакцией. Эти идеи доминируют в сознании, но на первых этапах больные еще поддаются некоторому разубеждению. Во всем остальном поведении больного, не связанном со сверхценной идеей, заметных отклонений не обнаруживается. Реактивный паранойяльный бред, как и все реактивные состояния, длится до тех пор, пока не исчезает психотравмирующая ситуация, и целиком ее отражает. Все эти особенности отличают реактивные паранойяльные состояния от шизофренических. Паранойяльные реактивные расстройства имеют множество отдельных вариантов, обусловленных особенностями психогенного воз действия.

Б).Острая паранойяльная реакция паранойяльное бредообразование,свойственное психопатическим (паранойяльным) личностям. Сравнительно небольшие житейские трудности могут вызвать у них подозрительность, тревожность, идеи отношения и преследования. Такие реакции обычно кратковременны. Их развитию способствует временное ослабление нервной системы (переутомление, недосыпание и др.).

В).Ипохондрическая реакция близка по структуре к острой паранойяльной. Развивается обычно у лиц с повышенным вниманием к своему здоровью. Неосторожная фраза врача, превратно понятый медицинский текст, известие о смерти знакомого могут привести к возникновению ипохондрической сверхценной идеи. Больные начинают посещать разных врачей, специалистов-консультантов, и отрицательные результаты исследований не приносят успокоения. В зависимости от особенностей личности больного и поведения врача ипохондрические реакции бывают кратковременными или затягиваются на годы.

Устойчивые психические состояния.

Приведем некоторые примеры устйочивых психических состояний:

Эмоции.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоции имеят положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения

Фрустрация.

(От латинского frustratio- обман неудача). Данное состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в современной психологии проблема “выносливости” (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Фрустрация — к райняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в “битвах жизни”, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

Агрессивность.

Агрессивность-это проявление агрессии к объекту или субъекту.

1. Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта.

2. Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)

3. Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония)

4. Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо индивида или объекта

6. Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

Агрессивные поведенческие акты являются одной из форм реагирования на неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом параметре жизненные обстоятельства, вызывающие в психике социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации и др.

Источник

Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке

Феномен «готовности» давно стал предметом научных интересов педагогики и психологии. Готовность человека к какой-либо деятельности стала объектом социально ориентированных научных исследований с 1870 года. Интерес к ее изучению то возрастал, то падал.

В 40-х годах XX века различные аспекты проблемы готовности к профессиональной деятельности исследовались учеными США. Параллельно велись исследования и в европейских странах: Франции (П. Делон, К. Трончер), Германии (Э. Голен, Э. Фишер, В. Хартман, Э. Херцог), Великобритании (И.Д. Браун, Г. Доу, Дж. Габриэль, Р. Гудсен). Различные аспекты готовности человека вообще, и профессиональной в частности, были лбъектом многолетних исследований в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. В России значительное оживление исследований вопросов готовности к деятельности было замечено в 50-е годы XX века.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два основных подхода к определению содержания понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) и личностный (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин). Функциональное направление рассматривает готовность в связи с психическими функциями, формирование которых считает необходимым условием для обеспечения результативности профессиональной деятельности. Оно определяет готовность как особое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, то есть как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы. В рамках данного направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой (А.С. Прангвишвили, СЛ. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

В.М. Мясищев разделяет точку зрения Д.Н. Узнадзе. Он рассматривает зависимость готовности человека к деятельности от уровня его активно-положительного отношения к ней. Как для отношения, так и для установки характера необходима мобилизация внутренних сил личности на осуществление деятельности.

Сторонники личностного подхода подразумевают под готовностью устойчивую характеристику личности (подготовленность, устойчивая готовность). Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность становится существенной предпосылкой успешной деятельности. Они считают готовность синтезом свойств личности (интегральным свойством личности), определяющим ее пригодность к деятельности и включающим в себя активное, положительное отношение к деятельности, некоторый опыт (знания, умения, навыки), умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также видеть перспективы развития.

В.А. Крутецкий считает, что готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. К их числу он относит: активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивых интеллектуальных свойств; наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; определенные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

К.А. Платонов трактует готовность как интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Близка к данным размышлениями идея Р.А. Назимова, характеризующая готовность как умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также способность видеть перспективы собственного развития.

С.Г. Козлов, В.М. Мельников рассматривают готовность как целостный феномен личности. Они отрицают возможность выделения психической, технической, физической готовности, утверждая, что готовность складывается их трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости.

Согласно предположению В.А. Сластенина в состав основных свойств и характеристик, определяющих готовность к воспитательной работе, входят направленность личности, политическая зрелость, общественная активность, принципиальность, любовь к детям, педагогический профессионализм, организаторские качества, перцептивно-гностические качества, экспрессивные качества.

Отмечается, что готовность к воспитательной работе включает в себя процессуальный компонент. Исполнительский (процессуальный) компонент есть умение учителя обоснованно определить и рационально применить способы, наиболее эффективно приводящие к заданным целям в конкретных педагогических ситуациях.]

Таким образом, в современной литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности категории «готовность к деятельности»: функциональный и личностный.

Начиная с 70-х годов в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются различные аспекты профессиональной готовности. В общетеоретическом плане проблемы профессиональной готовности освящается в трудах А.И. Щербакова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Калюшкина, К.М. Дурай-Новаковой и других.

— Обусловленность системы общепедагогической готовности потребностям социально-экономического и духовного развития общества, задачами в области формирования личности;

— Соответствие содержания, фор и методов общепедагогической готовности уровню развития педагогической науки и практики, характеру и содержанию педагогического труда;

— Воспитание и развитие будущих учителей в процессе общепедагогической готовности;

— Взаимосвязь целей, функций, содержания и методов общепедагогической готовности;

— Зависимость качества общепедагогических знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности студентов;

— Зависимость содержания и методов педагогической готовности от индивидуальных способностей студентов.

Таким образом, готовность к воспитательной работе (по сути, данная категория близка к изучаемой нами готовности к реализации воспитательных функций), сформированная в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в понимании К.М. Дурай-Новаковой, представляет собой взаимосвязь общих, особенных и индивидуальных характеристик.

А.Г. Мороз под готовностью к педагогической деятельности понимает совокупность осознанных и мотивированных действий, направленных на удовлетворение своих педагогических потребностей и интересов. Структура готовности к педагогической деятельности представлена им в виде совокупности следующих компонентов: психологическая готовность (потребность в педагогической деятельность, внутреннее восприятие требований деятельности, осознанность соответствия своих личностных качеств требованиям деятельности, осознанная мотивация личных стремлений к данной специальности, морально-психологическая готовность к труду).

Теоретическая подготовленность к педагогической деятельности (наличие глубоких знаний основных наук, определенного уровня развития, владения знаниями и методами постоянного пополнения знаний). Практическая готовность (умение планировать и организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, умение применять ранее полученные знания, умения и навыки на практике; формирование новых умений и навыков). Идейно-политическая подготовка, мировоззрение, общая культура. Необходимый уровень развития педагогических способностей (педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, педагогический такт, организаторские способности). Профессионально-педагогическая направленность личности.

Определенный интерес в этом отношении представляют разработки С.А. Мануковой, направленные на рассмотрение готовности к профессионально-педагогической деятельности как психологического новообразования личности, как конечного результата профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

С.А. Манукова, раскрывая понимание готовности как новообразования личности студента педвуза, характеризующее субъективное отношение личности к педагогической деятельности, идейную и практическую готовность к ее осуществлению, внутренне подкрепленную значимыми нравственными мотивами, доказывает, что такая готовность имеет определенную структуру. Ее составляющими являются мировоззренческий, когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и операционально-поведенческий компоненты.

Система профессиональной подготовки должна строиться, по мнению автора, с учетом необходимости формирования всех указанных компонентов готовности во взаимосвязи. Для этого важно, чтобы эта система в своем составе имела все необходимые для их формирования направления учебно-воспитательной работы.

Нам близки рассуждения С.А. Мануковой с точки зрения идей, связанных с использованием в процессе формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций потенциалов образовательного пространства военного вуза, которое, в свою очередь, содержит все необходимые элементы для успешного формирования заявленного новообразования личности курсанта.

К проблеме формирования готовности студентов к воспитательной работе обращается в своих трудах Е.А. Леванова. Готовность студента к воспитательной работе рассматривается ею с нескольких точек зрения: во-первых, как профессионально-значимое качество личности, являющееся сложным психическим образованием. Оно включает в себя: положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности; адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевых процессов и т.п.

Состояние готовности, в понимании автора, включает в себя следующие компоненты: познавательный (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и т.п.); эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление); мотивационный (потребность успешно выполнять задачи, стремление добиваться успеха).

Проблема готовности студентов к воспитательной деятельности, трактуется Е.А. Левановой, с позиции целостной личности, при этом учитывается роль мотивов и психических процессов. Готовность как качество и как состояние в решающей степени обуславливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями конкретной личности.

Рассматривая практическую готовность учителя как психолого-педагогическую категорию, Е.А. Леванова определяет ее сущность следующим образом: «Практическая готовность к воспитательной работе в школе представляет собой целостное образование личности, которое интегрирует личностный и процессуальные компоненты. Причем, личностный компонент может быть интегрирован как наличие у учителя устойчивого мотивационно-ценностного отношения к осуществлению воспитательной деятельности. Содержание процессуального компонента практической готовности определяется знаниями теории, методики воспитательного процесса, а также наличием сформированных на требуемом уровне воспитательных умений».

В.П. Наумов исследует в своей работе процесс формирования готовности будущих учителей к общению с подростками. Автор определяет готовность как гармоническое сочетание личностных качеств учителя, его положительное отношение к деятельности при достаточном объеме психолого-педагогических и специальных знаний и владение учебными умениями общения.

По мнению В.П. Наумова, процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками организуется исходя из принципа деятельностного подхода и принципа соответствия. Это означает: во-первых, профессиональные качества будущего учителя формируются и проявляются в деятельности, через систематическое решение вербальных и практических, исполнительских и творческих задач, возникающих в процессе общения с подростками; во-вторых, структура, содержание и динамика процесса профессиональной подготовки студентов в вузе соответствует в главных параметрах их будущей воспитательной деятельности в школе.

Исходя из основных функций учителя в педагогическом общении, автор включает в структуру готовности следующие компоненты: мотивационный, содержательный, деятельностный. Профессиональная готовность как интегральное свойство личности будущего учителя формируется комплексно. Мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты формируются в единстве и взаимосвязи на всех этапах подготовки будущего учителя.

Таким образом, автор отмечает, что процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками имеет свою структуру и логику. Особенно важным, на наш взгляд, является определение принципов организации данного процесса. Будучи целостным, этот процесс разворачивается последовательно и закономерно. Формы и методы педагогической деятельности, понимаются при этом как средства подготовки студентов, а динамика формирования компонентов готовности (и их взаимосвязей) составляет сущность этого процесса. Такой подход к проблеме близок к нашим позициям в рассмотрении феномена готовности.

Мы солидарны с позицией А.И. Тимонина в понимании сущности категории «готовность к деятельности», которую он трактует как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. «Готовность будущего учителя к педагогической деятельности» А.И. Тимонин понимает как особое личностное состояние, предполагающее наличие у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей. Он выделяет у данного феномена следующие структурные компоненты: когнитивный, процессуальный, деятельностный, эмоциональный, которые рассматриваются в единстве с мотивационно-ценностным компонентом.

В целом оба направления исследования готовности к деятельности находят отражение в нашем рабочем определении. Опираясь на исследования профессиональной готовности К.М. Дурай-Новаковой, А.И. Тимонина, мы можем определить готовность как интегративную характеристику личности, сформированную в результате широко понимаемой профессиональной подготовки: развития профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания. Она представляет собой устойчивое состояние, при актуализации которого индивид успешно осуществляет свою социальную и профессиональную деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Психические состояния. Реактивные и устойчивые состояния
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 10:45:51 11 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 236 Комментариев: 22 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать