Устное народное творчество 2 класс литературное чтение что относится

Волжский класс

Устное народное творчество 2 класс литературное чтение что относится

Боковая колонка

Устное народное творчество 2 класс литературное чтение что относится

Рубрики

Видео

Книжная полка

Устное народное творчество 2 класс литературное чтение что относится

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. М.: ВАКО, 2017

Устное народное творчество 2 класс литературное чтение что относится

Ответы к стр. 14 — 16

1. Отметь то, что относится к устному народному творчеству.

Песни Загадки
Потешки Сказки
Считалки Басни
Рассказы Былины
Прибаутки Поэмы
Небылицы Повести
Пословицы Частушки
Поговорки Считалки

2. Укажи (номером), где — 1) пословица, 2) прибаутка, 3) считалка.

3)Раз, два — голова;
Три, четыре — прицепили;
Пять, шесть — сено везть;
Семь, восемь — сено косим;
Девять, десять — деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать —
На улице бранятся,
В избе ссорятся.
1)За работой добро, а за обманом зло кроется.
2)— Бабушка Ульяна,
Где была? — Гуляла.
— Какое чудо видала?
— Курочку-рябýшку
С петушком на дрожках.

3. Объясни слова и выражения.

4. На какие группы делятся сказки? Допиши.

БытовыеВолшебныеО животных

5. Допиши названия сказок. Отметь ту, которая тебе особенно понравилась.

«У страха глаза велики»
«Лиса и тетерев»
«Лиса и журавль»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Гуси-лебеди»
«Каша из топора»

6. Узнай сказки. Запиши названия.

Испугались они, вёдра побросали и домой побежали.

«У страха глаза велики»

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

Девочка взяла братца и побежала. А Баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:
— Девица, прядёшь ли?

Источник

Урок литературного чтения по теме «Устное народное творчество (обобщение)». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Развивающие: развивать образное мышление, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.

Технологии: проблемное обучение; игровая; коммуникативное обучение, здоровьесберегающая.

Оборудование: презентация, дополнительные конверты с заданиями, цветок (с лепестками).

Ход урока

I. Вхождение в урок.

II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. (СЛАЙД 1А)

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

(СЛАЙД 1Б) Устное народное творчество

Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?

(ответ: ФОЛЬКЛОР) (СЛАЙД 1 В)

Учитель: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

III. Актуализация знаний.

1. Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. И мы откроем первые лепестки нашего цветка. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.

(Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2 минуты)

Конверт №1

«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)

«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)

«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)

– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)

«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (небылица)

Дети зачитывают отрывок, учитель открывает лепестки ∆ на цветке: былина, сказка, поговорка, шутка, небылица

IV. Работа над пословицами.

Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»

Ой, ребята, что это я сказала? (Ответы: это Пословица) ∆На цветке – ПОСЛОВИЦА.

Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы. (СЛАЙД 2А)

Терпенье и труда не ученье – тьма.
Ученье – свет,там и счастье.
Не спеши языком,всё перетрут.
Труд кормит,торопись делом.
Где труд,а лень портит.

(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)

(СЛАЙД 2Б) Читаем хором, объясняя смысл.

Учитель: Что скрывает каждая пословица? (ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)

V. Загадка. Игра. Считалочка.

1. Конверт №2

Учитель: Чтобы открыть следующий лепесток, надо выполнить задание 2-го конверта.

(У каждой группы там разные загадки о МЕДВЕДЕ)

Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? (СЛАЙД 3) По каким признакам догадались, что это медведь? (ОТВЕТЫ) Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА – вывешиваем лепесток)

2. ФИЗМИНУТКА-игра.

(СЧИТАЛОЧКУ вывешиваем лепесток)

Водящему надеваем маску-медведя.

Б) Играем «У медведя во бору»

Дети:

Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? (ОТВЕТ: Игровым приговором)

∆ Лепестки: игра, игровой приговор.

VI. Работа над потешкой.

1. Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.

2. Вспомним одну из них – ИНСЦЕНИРОВКА.

– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

Вывешиваем лепесток – жанр – Потешка.

VII. Народная песня.

1. Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

СЛАЙД 5А – ЧСТШК (ОТВЕТ: частушка) СЛАЙД 5Б – с ответом.

2. Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

– А к какому жанру мы отнесём частушку? (ОТВЕТЫ: к песне) Вывешиваем лепесток.

3. Послушаем частушки (СЛАЙД 5В)

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.

Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

VIII. Закличка.

1. Слышим колокольный звон. (СЛАЙД 6А)

Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ОТВЕТЫ)

– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное (СЛАЙД 6Б)

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)

Вывешиваем лепесток – закличка.

А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!

Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.

В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!

Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.

Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

(Дети зачитывают заклички по одному)

IX. Скороговорка.

Учитель: Вы хорошо потрудились.

X. Рефлексия.

– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)

Источник

Урок на тему «Жанры устного народного творчества» (2 класс)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»

Урок внеклассного литературного чтения

Тема: Жанры устного народного творчества

Учитель начальных классов

Тема: Жанры устного народного творчества

Цель: 1. Познакомить с разными жанрами устного народного творчества с помощью помощников устной речи (интонация, голос, жест, мимика, взгляд)

2. Показать, как жизнь человека отражается в произведениях УНТ.

3. Развивать речь, память, внимание, творческую фантазию, стимуляцию театрально – пластического творчества, обогащать словарный запас.

4. Прививать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание темы, объяснять смысл пословиц, читать с выражением опираясь на ритм произведения, соотносить пословицы с содержанием рассказа и жизненным опытом, придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей; составлять и анализировать загадки; рассказывать сказку по ролям; контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Оборудование: мультимедио, иллюстрации героев сказок, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, трещетка, костюмы героев сказки, русские костюмы.

Открытие новых знаний.

— Урок внеклассного чтения.

— О мы будем делать сегодня на уроке? (Общаться)

— Посмотрите, что это? (Выставка книг)

— Прочитайте, какие произведения представлены на выставке?

— Какая общая тема объединяет этипроизведения?

— Значит, о чем мы сегодня буднем говорить? (Это произведения УНТ). Слайд 1.

— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в страну устного народного творчества. Эта страна очень большая, но мы побываем только в некоторых ее городах и поработаем над жанрами УНТ, проследим, как жизнь человека отражается в этих произведениях?

2. Проблемный вопрос.

— Я ставлю перед вами проблему. Сегодня вы сами должны открыть новые знания и сделать соответствующие выводы?

-На партах у каждого из вас даны карточки с цифрами. Это не случайно, потому что в конце урока вы должны сами оценить свои достижения.

3. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

— Ребята, а как вы понимаете, устное народное творчество? (Устно – из уст в уста, народное – автор народ, творчество – от слова «творить», т.е. создавать, создано в результате труда) Слайд 2.

Произведения УНТ родились и сначала жили в устной форме, т. е. их рассказывали, слушали, запоминали и передавали другим устно, иногда что – то изменяя, добавляя или же что – то сокращая.

С появлением письменности многие произведения УНТ были записаны и напечатаны в сборниках, книгах, учебниках.

— А на чем мы с вами отправимся в путешествие?

— Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Летит птица небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)

— Итак в путь. Посмотрите город, где мы сделаем остановку. г. Пословиц.

2. Путешествие по станциям.

Остановка. Город Пословиц.

— Что такое пословица?(Слайд 3)

Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских костюмах.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте — не в обиде.

Учитель: Что это? (пословица)

— Как вы понимаете эту пословицу? ( Пусть мало места будет, тесно, но зато всем весело, радостно и не обидно)

«Один в поле не воин»

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

« Не спеши языком, торопись делом»

«Поспешишь – людей насмешишь»

«Один за всех и все за одного»

б) Работа с пословицами. Проверка домашнего задания

— Вам было задано домашнее задание тетрализовать т.е. разыграть любую пословицу.

1. Басня А.И. Крылова «Зеркало и обезьяна» (инсценировка)

— Какую народную пословицу можно отнести к этой басне.

(Других не суди на себя погляди)

Понтамимо. (ножницы, ткань, кукла – «Семь раз примерь, один раз отрежь» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»)

Рассказ. «Один ум хорошо – два лучше»

Пословицы и поговорки охватывают самые разные стороны жизни человека, природы и общества. Здесь нет лишних слов. Язык всегда точен и выразителен. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя употребить в своей речи, чтобы точно выразить свою мысль – большое дело. Всему этому надо учиться. Мы прощаемся с г. Пословиц. А наше путешествие продолжается.

Остановка. Город Небылица.

— Что такое небылица? (Это то, чего не было на самом деле, вымысел).

Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

Послушайте шутливые диалоги. Правильную ли интонацию выбрали ребята?

Вы, послушайте, ребята, небылицу расскажу.
1. Кафтан прожег.

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
(1 – вопросительная, 2 – спокойная)

— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
( 1 –строгая интонация, 2 – гордо, с тревогой)

— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти

(1 – ласковая, спокойная, 2 – ирония, с усмешкой)

— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно!

-Серый волк в густом лесу встретил рыжую лесу.

— Ничего идут дела. Голова еще цела.

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.

— Сыт ли, милый куманек?

(1 – спокойно, сердито,2 – хитро, лукаво)

— Послушайте этот диалог. Читает учитель «Жил – был Забыл» Луговой.

— Сколько действующих лиц? (2 )

— Какое слово постоянно повторяется? (Забыл)

— Как вы думаете, как надо прочитать 1 строчку и все вопросы? (строгая интонация)

— А как нужно прочитать слово Забыл? ( плаксливая интонация в конце диалога «забывчивая», громко герой плачет)

— Давайте с вами поиграем в диалог –

— Я читаю, вы отвечаете хором.

— Один читает, другой отвечает, строгая и плаксливая интонация сохраняется.

— Чтение хором по рядам (Жесты пожимание плечами)

— Выбираем «забывчивого» героя, вопросы задаем попеременно.

Мы прощаемся с г. Небылиц. Наш самолет отправляется.

Игра «Волшебный мяч»

Восклицательная интонация. Весело, громко с выражением радости на лице (Здравствуйте!). (Рады встрече)

Вопросительная интонация с выражением удивления на лице (До свидания…). Н/р ваша беседа прерывается и с вами прощаются, а вы очень удивлены.

Интонация недовольства (Привет)

Произнесите со страхом, испугом (Неужели…)

Убедительная интонация (Я говорю от всей души, искренне)

Вам преподнесли на день рождения красивый подарок, вы просто этого не ожидали, выразите удовольствие(Большое спасибо…)

Вы у моря, вас окружают красивые окрестности, вы очень рады, что попали в эти места, так выразите свою радость (Я так рада…)

Ласково. Погладьте маленького, совсем беспомощного щеночка. (Какой маленький, пушистенький…)

Следующая остановка г. Загадкино.

Остановка. Город Загадкино.

— Существуют разнообразные формы загадок, мы попробуем отгадать некоторые из них.

Со страницы книжки в гости к вам я шла,

Чтобы разгадали вы меня, друзья!

Очень торопилась и случилась так, что

На куски разбилась, не собрать никак.

Помогите, помогите из кусков меня сложите!

А потом вы разгадайте, помните меня и знайте!

а) Составьте загадку.

Белый растаял камушек

Следы оставил на доске

Н/р: Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел)

б) Загадки – трафаретки.

Смысл этих загадок в том, что в словах – отгадках надо написать недостающие буквы.

— Слог ос уже дан в отгадке.

— На этой осе в октябре позолота. (ОСИНА)

— Это на солнце худеет и тает (СОСУЛЬКА)

— Этот рак из сатина сшит (РУБАШКА)

— Этот рак на луну летит (РАКЕТА)

в) Соотнесите отгадку к загадке.

Остановка г. Сказкино.

— Что такое сказка? ( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше сказки передавались из уст в уста.)

— Все вы любите сказки. Сказки люди сочиняли с давних времен. Тогда люди многого не знали, не умели объяснить явления природы, часто встречались в своей жизни со злом, несправедливостью. Но человек всегда верил в лучшее. Свои мечты о лучшей жизни люди воплотили в сказках.

— Какие бывают сказки по содержанию? (Волшебные, бытовые, о животных).

— А что всегда присутствует в сказке? (В сказке есть зачин, присказка, концовка.) Слайд.

— Дорогие гости не хотите ли сказочку послушать?

Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко.
Не простое — золотое.

Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук в дверь.)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись).
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду.
Я сибирских соболей
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет уж, если мы богаты,
Я вам построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты.
И беседки по углам
Баба: Наказанье с глупым мужем
Что ты старый, не блажи
Мы тут живём других не хуже
И ни к чему нам этажи!
А за эти вот беседки
Обсмеют тебя соседки.
Дед: И пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох не мил мне белый свет
Дед: Я тут хозяин или нет!?
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось
Всё ж куда то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
И от чудес одна беда
Будем жить, как жили прежде
И работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Отворяй старуха дверь
Что же нам прятаться теперь!

— А это какая сказка, что здесь волшебного?

— Чему учит эта сказка?

Итог: В каждой сказке есть много выдумки, неправды, но за всем этим кроются жизненные наблюдения неизвестных авторов из народа. Не случайно во многих сказках встречаются такие концовки «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Остановка. Город Частушкино.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *