Установочная лекция это что

Установочные лекции

Лекция – основная форма систематического устного изложения учебного материала. В условиях заочной формы обучения практикуется чтение только установочных лекций, цель которых состоит не в исчерпывающей передаче научной информации по соответствующей дисциплине, а лишь в изложении ряда наиболее важных положений данной науки. Основные задачи установочных лекций: ознакомление слушателей со структурой изучаемой дисциплины и ее связи с сопредельными науками, краткое изложение комплекса основных научных категорий, терминов и понятий данной дисциплины, краткое изложение наиболее принципиальных базовых положений, раскрытие особенно сложных для понимания вопросов, освещение дискуссионных проблем, определение перспектив и актуальных направлений дальнейшего развития научного знания в данной области общественной жизни.

Установочные лекции нацеливают слушателя на самостоятельный поиск и изучение научной литературы, ориентируют на выявление и изучение наиболее актуальных и проблемных вопросов, на комплексный анализ социально-экономических процессов, на активизацию творческого начала в освоении учебной дисциплины.

Полезно выработать свою систему сокращений и условных обозначений, значительно ускоряющих процесс записи текста, снижающих напряжение и опасение «не успеть» записать все необходимое. Не следует писать конспект на случайных листках, которые потом могут затеряться, либо трудно будет скомплектовать их в единый материал. Тогда восприятие установочной лекции будет более полноценным и не сведется к механической записи текста.

Рекомендуется в конспекте предусмотреть место для последующих дополнительных записей, оставляя незаполненной либо оборотную сторону листа, либо разделить страницу по вертикали пополам и использовать для конспекта только одну половину страницы.

Качественный конспект установочных лекций поможет слушателям в процессе самостоятельной работы, при написании контрольных и курсовых работ, при сдаче зачета или экзамена.

Источник

Методические рекомендации по проведению установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения

Установочная лекция это что

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО ЧЕБОКСАРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методические рекомендации по проведению

установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения

Разработала: заведующая заочным отделением СТАЛЬНЕНКО Е. И.

Одобрены УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР

комиссией гуманитарных ___________

протокол № _______ «_____»__________200__ г.

Председатель ________

Рассмотрены на заседании

Прот.№_____ от «___»_________200__ г.

Автор-составитель: – Зав. заочным отделением ГОУ СПО Чебоксарский экономико-технологический колледж

Методические рекомендации к проведению

установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения

Ежегодно ряды специалистов среднего звена пополняет достаточно большое количество выпускников колледжей, техникумов и училищ, получивших образование по заочной форме обучения. Их отличает знание опыт трудового и человеческого общения в коллективе, умение самостоятельно добывать знания и другие качества, приобретённые в процессе обучения, обеспеченные соединением практической деятельности с изучением её теоретических основ.

Студенты-заочники осваивают учебную программу без отрыва от производства, для чего один раз в учебный год организуются экзаменационные сессии. Этот период студенты посещают лекции, участвуют в лабораторных и практических занятиях с последующей сдачей экзаменов и зачетов согласно графику учебного процесса. Безусловно, заочная форма обучения предусматривает самостоятельную подготовку в течение учебного года: выполнение контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, работу с учебной литературой, полученной в библиотеке колледжа. Задания и рекомендации по их выполнению студент получает во время предыдущей сессии на установочных занятиях. Проведение установочных занятий предусмотрено, в первую очередь, во время организации установочной сессии, в начале учебного года для вновь принятых студентов 3 курса, так как такого рода занятия должны предшествовать самостоятельной работе студентов-заочников по изучению дисциплины.

Установочное занятие – форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения.

Установочная лекция характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении. Она предназначается для того, чтобы ознакомить обучаемых со структурой учебной программы и содержанием наиболее важных и сложных для самостоятельного изучения положений данного курса. Она содержит указания по организации самостоятельной работы и рекомендации по выполнению контрольных заданий.

Цель установочных занятий – показать значение данной дисциплины в приобретении профессиональных знаний и умений, дать практические советы по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению предусмотренных учебным планом домашних контрольных работ. На установочных занятиях преподаватель указывает последовательность этапов самостоятельной работы, дают рекомендации по её организации:

· Ознакомиться по программе с вопросами, входящими в данную тему.

· Внимательно отнестись к методическим указаниям по теме.

· Составить полное представление о том, как изучать тему.

· Отметить в учебнике материал, необходимый для изучения, подготовить справочную литературу.

· Изучить материал учебника, составить конспект, отметив на полях недостаточно понятые или требующие доработки вопросы.

· Использовать дополнительную литературу для полного уяснения материала темы.

· По вопросам, оставшимся нерешенными обратиться за консультацией к преподавателю.

· Ответить на вопросы учебника и методических указаний, выполнить все упражнения, практические занятия.

· Сопоставить полученные теоретические знания с практической деятельностью, особенно при изучении специальных дисциплин, стремиться применить их в своей работе.

Незначительное количество времени, отведённого на проведение установочного занятия, требует от преподавателя постоянного совершенствования методики, принятия мер к поиску путей повышения эффективности.

При подготовке к установочному занятию преподаватель оценивает программу дисциплины, общее тематическое планирование, объем очных занятий, количество лабораторных и практических работ, курсовое проектирование. На первом установочном занятии целесообразно использовать раздаточный материал – образцы контрольных работ, рабочих тетрадей по практическим работам, курсовых работ (проектов), конспектов, рефератов, выполненных в предыдущие годы. Преподаватели, как правило, разъясняют формулировки вопросов контрольной работы, характер ответов на них, обращают внимание на типичные ошибки, допускаемые в контрольных работах, дают рекомендации по оформлению работы. Студентам рассказывают о формах помощи, которую они могут получить в межсессионный период: письменных и устных индивидуальных консультациях по наиболее сложным темам или темам, недостаточно изложенным в учебнике. Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

На установочном занятии желательно отвести время на самостоятельное изучение небольшой темы по учебнику, показать наиболее рациональные приемы работы с учебной литературой.

Установочная лекция сохраняет все особенности вводной, но имеет свою специфику: знакомит студентов со структурой учебного материала, основными положениями курса, содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность. На установочной лекции преподаватель знакомит студентов с организацией самостоятельной работы.

В процессе обучения студенты-заочники приобретают навыки самостоятельной работы, поэтому методика проведения установочных занятий по дисциплинам на старших курсах иная. Введение в дисциплину на старших курсах в большей степени базируется на изученном материале, аргументированно увязывается с трудовой деятельностью студентов. Преподаватель дает студентам установки по дисциплине, разъясняет учебный график, обсуждает сроки, обосновывает их реальность. Все это необходимо для того, чтобы к самостоятельной работе заочник приступил с полной уверенностью в посильности предстоящей работы. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Организация, методы и приёмы обучения, применяемые в ходе обзорного занятия, направлены на выделение основных, определяющих положений курса, обеспечение связи учебного материала с жизнью, производством, личным трудовым опытом студентов-заочников, привитие им умений самостоятельно работать с учебной литературой.

В зависимости от учебно-воспитательных задач, особенностей контингента студентов-заочников следует предусмотреть в проведении обзорного занятия те или иные необходимые элементы:

· Обобщенные ответы на вопросы, возникающие у студентов по материалу, рассмотренному на прошлых занятиях и в процессе самоподготовки.

· Обобщение и уточнение отдельных положений учебного материала для более чёткой систематизации уже усвоенного заочниками и для перехода к рассмотрению новых вопросов.

· Непосредственное изложение нового материала и рассмотрение наиболее сложных и трудных тем.

· Сообщение темы и плана следующего обзорного занятия и перечня вопросов, которые на занятии рассматриваться не будут, но должны быть самостоятельно изучены студентами к очередному занятию.

· Домашнее задание с разъяснением методики самостоятельной работы по изучению материала для студентов-заочников, регулярно посещающих учебное заведение в межсессионный период.

Рассматриваются, как правило, наиболее сложные вопросы программы или разделы, недостаточно полно освещённые в учебнике. Изложение материала осуществляется при постоянной активизации студентов, совместной мыслительной деятельности преподавателя и студента, для чего преподаватель обращается к профессиональному труду обучающегося, иллюстрирует теоретический материал примерами из производственной сферы.

В зависимости от количества часов, отводимых на обзорные занятия, на них могут рассматриваться или повторяться наиболее сложные для понимания и важные для освоения специальности вопросы дисциплины.

На занятиях целесообразно использовать проблемные методы изучения учебного материала, деловые игры, отрабатывающие умения и навыки, необходимые специалисту. Целесообразно широко использовать наглядные пособия, действующее лабораторное оборудование, мультимедийное сопровождение, компьютерные программы.

Консультации в заочной форме обучения служат особой формой организации процесса обучения. Они предусмотрены учебными планами в объёме 4 часов в год по всем изучаемым в учебном году дисциплинам на каждого студента. Распределение времени осуществляется в зависимости от способа организации учебного процесса в колледже. Если преобладает контингент студентов, посещающих учебное заведение только во время лабораторно-экзаменационной сессии, то эти часы в основном используются на индивидуальные и групповые консультации в межсессионный период для предупреждения ошибок, допускаемых студентами наиболее часто. Типичные ошибки определяются по результатам анализа итогов самостоятельной работы заочников в предыдущие годы. Таким образом, в практике заочной подготовки специалистов сложилась следующая классификация консультаций:

В зависимости от выбранного преподавателями метода они могут носить различный характер (в зависимости от реализации дидактических задач, степени активности познавательной деятельности студентов, сочетания методов преподавания и методов учения).

Всякая консультация – это часть, интервал процесса обучения, а, следовательно, при её проведении должны соблюдаться дидактические принципы обучения. Структура консультации должна повторять структуру процесса обучения по его составляющим и этапам.

Устные индивидуальные консультации – один из видов учебной деятельности при заочном обучении. При проведении устных консультаций преподаватель просматривает рабочие записи студентов, конспекты учебного материала, самостоятельно проработанного по учебнику, учебному пособию, определяет вместе со студентами, выделено ли главное в его конспекте, объясняет полезность составления конспекта. На консультации преподаватель стремиться вызвать у студента интерес к дисциплине, показать посильность работы. Преподаватель должен почувствовать, готов ли студент к выяснению возникшего вопроса, чем вызвано затруднение: пробелами в знаниях, недостаточно чётким изложением материала в учебной литературе или неумением студента осмыслить содержание учебного материала. Выяснение вопроса не должно быть просто ответом или «натаскиванием». Цепочка наводящих вопросов, число звеньев в которой зависит от уровня подготовки студента, приведет к ответу на возникший вопрос. Студент должен понять причину возникших затруднений, получить советы о наиболее эффективных приёмах дальнейшей работы с учебным материалом.

Консультация достигает своей цели, если она устраняет затруднения в дальнейшем изучении теоретического материала, если после консультации студент может самостоятельно справиться с контрольным заданием. Консультация не всегда проводится по инициативе студента. Преподаватель приглашает заочника для беседы, если появилась необходимость стимулировать его учёбу, помощь организовать самостоятельную работу. Индивидуальная беседа преподавателя со студентами имеет большое воспитательное значение: преподаватель помогает студенту-заочнику увидеть результаты своего труда, вселяет уверенность в посильности предстоящей работы, учит ценить знания, полученные самостоятельно.

Устные консультации должны проводиться исключительно доброжелательно, при полном понимании и уважении к студенту-заочнику.

Групповые консультации организуются чаще всего как установочные занятия, проводимые в учебном заведении по заранее запланированному расписанию. Они проводятся по-разному: либо преподаватель, исходя из своего опыта, определяет круг вопросов, выносимых на групповую консультацию, либо в начале консультации студенты высказываются о своих затруднениях в работе с учебным материалом, а преподаватель с учетом сказанного выстраивает систему разрешения возникших вопросов, либо консультация проходит в форме «вопрос-ответ». Успех таких консультаций всецело в руках преподавателя, поставленного в условия экспромта в выборе методов, приёмов, способов, средств обучения. Именно здесь проявляются его профессиональная компетентность, эрудиция, педагогическое мастерство.

Оказание помощи в самостоятельной учебной работе затруднено для студентов-заочников, проживающих далеко от учебного заведения и посещающего его только в период лабораторно-экзаменационных сессий. В практике заочной подготовки специалистов применяется проведение письменных консультаций через почтовые отправления, широкие возможности для проведения индивидуальных письменных консультаций открыло компьютерное обеспечение, в настоящее время налаживается оказание дистанционных консультаций заочникам при помощи сети «Интернет».

Источник

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

Функции лекционной подачи материала:

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Источник

Принципы и требования к лекции

Установочная лекция это что Установочная лекция это что Установочная лекция это что Установочная лекция это что

Установочная лекция это что

Установочная лекция это что

Классификация лекций

Существуют классификации лекций по различным основаниям:

· по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

· по преимущественной форме обучения (очном, вечернем, заочном обучении);

· по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);

· по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т. п.) и др.

Однако строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Вводная лекция проводится в начале изучения дисциплины с целью в сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание того объема материала, который предполагается изучать в течение семестра. Студент получает целостное представление о предмете изучения, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Здесь же устанавливается объем предъявляемых требований, что необходимо сделать (контрольные и промежуточные зачеты), как работать с лекционным материалом, как его конспектировать (это имеет важное значение для студентов I курса) Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и излагаться монологически. При наличии хорошей видеотеки и целесообразно использовать видеозаписи, иллюстрирующие практическую значимость данной дисциплины в конкретных формах деятельности.

На вводной лекции может быть дан список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с раскрытия приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны студентов краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования.

В работе на заочных отделениях и факультетах рекомендуется применение проблемного метода чтения лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

В педагогической практике «установочная лекция» может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют фондовые лекции, которые составляются преподавателями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Они являются базовым материалом для разработки и написания авторских курсов по дисциплинам кафедры.

Характеристики видов лекций

Вид лекцииСодержательная характеристика
Вводная лекцияПроводится в начале изучения дисциплины с целью в целостной, сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание предмета изучения в течение семестра, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Приводится краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой. Дается список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Раскрываются приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Устанавливается объем предъявляемых требований, виды отчетности и формы контроля.
Установочная (установочно-обзорная) лекцияВключает основной материал предмета, дает общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части, носит объяснительный характер. Обобщаются современные представления об изучаемом объекте, акцентируется внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывается собственную точку зрения лектора, дается научный прогноз относительно дальнейшего исследования. Указывается форма обратной связи с аудиторией и четкая градация материала по степени важности. Нередко установочными называют фондовые лекции, которые составляются преподавателями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам, являющимися базовым материалом для разработки и написания авторских курсов по дисциплине.
Обзорная лекцияБлизка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.
Проблемная лекцияПредставляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, т.е. готовой схемы решения в прошлом нет. В тех случаях, когда лектор (коллектив) на протяжении многих лет занимается изучением научной проблемы, располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. желательно целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции. Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки.
Итоговая (заключительная) лекцияЗавершает изучение дисциплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, практических и других видах занятий, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.

Установочная лекция это что

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение дисциплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, практических и других занятиях, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. На лекции подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена.

Приемы повышения познавательной активности студентов:

· постановка перед студентами вопросов–риторических или требующих реального ответа;

· включение в лекцию элементов беседы;

· предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие;

· разбивка аудитории на небольшие группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера.

Проблемная лекцияначинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом нет. Для ответа на нее требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое необходимо знать. Такая лекция представляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений.

Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер.

Желательно целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции. Это необходимо в тех случаях, когда коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки.

Принципы и требований к лекции как форме обучения включают: целостность, научность, доступность, сознательность, системность, наглядность.

Принцип целостности обеспечивается созданием единой структуры, основанной на строгой взаимосвязи педагогических целей занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достичь такой целостности невозможно, это должно быть специально обосновано лектором ссылкой на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.

Принцип научностипредполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.

Логическая ошибка отдельных лекторов – начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса). Если лектор запутался в доказательстве, то ему не следует искать выхода в преднамеренной «подмене тезиса». Неправильными доводами нельзя доказать даже истинного тезиса. Логическая ошибка в этом случае называется «ложным основанием». Истинность доводов должна быть доказана независимо от тезиса. В противном случае доказательство становится невозможным. Преподаватель не вправе использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет.

Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе всегда найдутся студенты, способные сделать это самостоятельно, подорвав тем самым авторитет преподавателя. Для научной лекции характерна ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость изложения.

Принцип доступности обучения предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для студентов. Это означает, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность. В первом случае будет происходить формальное запоминание материала, активность студентов максимально снизится. Во втором случае приемы занимательности снижают доступность понимания, а вместе с этим рассеивают интерес студентов, переключают его с содержания занятия на второстепенные в данный момент вопросы.

Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь к доказательности, лектор приводит больше аргументов и данных, чем требуется в конкретной ситуации. Это объясняется так называемым «законом убывающей отдачи», согласно которому любые излишества в иллюстрациях, доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.

Информация об уровне подготовленности студентов позволяет лектору использовать ее для обеспечения доступности лекций (при планировании семинарских, практических и лабораторных занятий, проведении консультаций, выдаче заданий для самостоятельной работы, рекомендации учебной литературы).

Принцип доступности находит, в частности, отражение в правилах направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Направленность обучения от легкого к трудному предполагает постепенный переход от сравнительно легко усваиваемых студентами вопросов к более трудным.

Направленность обучения от известного к неизвестному предполагает наличие у студентов определенной суммы знаний, понятий и представлений по учебному предмету, которая служит базой для приобретения новых знаний, и требует последовательной реализации связи новых сведений с уже усвоенными.

Направленность обучения от простого к сложному предполагает постепенное усложнение материала по мере изучения отдельных явлений или фактов и постоянное повышение научного уровня лекций.

Все эти правила направленности изложения имеют общее – постепенность обучения. Усилению доступности изложения способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекциях при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ должен быть дан четко, сразу, в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов, не без оснований, распространено мнение, что именно в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя. В ответах нельзя проявлять высокомерие, нетактичность, демонстрацию своего превосходства.

Принцип сознательности предполагает активную и самостоятельную деятельность студентов на лекции, необходимым условием чего является активизация их внимания. Считается, что загрузка внимания обучаемых на лекции весьма велика (достигает 60–80%) и зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 минуты у всех студентов. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.

Внимание раздваивается между познавательной деятельностью и написанием конспекта. Преподаватель должен уметь ослабить второе за счет усиления первого. В противном случае творческий процесс восприятия будет снижен. В начале лекции внимание, как правило, непроизвольное, оно достигается ориентировочным рефлексом студента. Задача лектора состоит в том, чтобы увлечь обучающихся и превратить непроизвольное внимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение и поддержание у студентов интереса к лекции и предполагает:

· включение всех теоретических и абстрактных суждений в систему конкретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;

· обращение к параллельно читаемым дисциплинам, иллюстрируя значение конкретной дисциплины в системе научного знания;

· апелляцию к непосредственным интересам аудитории: «Курсовые работы будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции. Материал по заданной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по которым вы готовитесь к экзаменам..» и т. д.).

Следование принципу системности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, в первую очередь, относятся:

· подчинение изложения основной идее;

· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постоянное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

· взаимосвязь частей изучаемого материала;

· обобщение изученного материала, переход от конкретного к абстрактному;

· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

· единообразие структуры построения материала;

· регулярность контроля знаний.

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек через зрение получает 60–80% всей информации, а лишь 20–40% – с помощью остальных органов чувств.

Наглядные пособия могут быть разделены на следующие группы:

· натуральные, куда относятся демонстрируемые предметы или процессы (экспериментальная наглядность);

· изобразительные (фотографии, демонстрационные плакаты, картины, и т. д.);

· схематические (графики, схемы и т. д.);

· материалы, требующие использования специальных технических средств обучения, среди которых лидируют видеотехника и компьютеры.

Несмотря на разнообразие наглядных пособий при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение технических средств на лекции ведет к повышенному утомлению аудитории.

Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, хорошо знать место ее хранения, порядок получения, доставки в аудиторию и предвидеть случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.

Содержание демонстрируемого материала должно соответствовать целям данного учебного процесса. Преподавателю необходимо предусмотреть возможные последствия неадекватной реакции студентов на те или иные элементы демонстрации, уметь переключить внимание аудитории на содержание лекции. Демонстрируемый материал должен быть доступен для обозрения всей аудитории, в ином случае преподавателю необходимо предусмотреть возможность донесения информации для всех студентов, не нарушая деловой обстановки занятия.

В число иллюстраций надо включать слайды красивых пейзажей, цветов, но желательно это делать со смыслом. Такой неожиданный прием заставляет обучаемого восхищаться увиденной красотой, снимает усталость и включает механизм запоминания информации через впечатления.

И поныне важным и во многом универсальным средством наглядности остается меловая доска, использование которой также имеет свои правила и преимущества. Важно помнить, что аудитория сначала обращает внимание на то, как написано, а потом на то, что написано на доске. Заполнять доску следует слева направо и сверху вниз. Обычные размеры досок таковы, что при использовании лектором самой нижней ее части некоторые студенты в большой аудитории (более 70 человек) вынуждены приподниматься с мест, чтобы рассмотреть предлагаемую информацию.

Представляемая на доске информация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудитории запутаться в них и неправильно скопировать в конспекты. Наиболее важные слова, формулы и тому подобное необходимо выделять рамкой, другим цветом и пр.

Вести записи молча нежелательно, так как при этом теряется контакт с аудиторией и нерационально расходуется время. Целесообразно начать объяснение одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобы обучающиеся вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого начали записывать в конспект.

Наиболее рациональное сочетание всех средств наглядности реализуется в ходе учебных телевизионных передач. Однако, поскольку при этом значительно снижается эффект непосредственного общения лектора и аудитории, учебное телевидение лучше применять на ограниченное время, занимая часть урока, или как дополнительное средство на занятиях. Постоянное чтение лекции по замкнутому телевидению в некоторых образовательных учреждениях, с целью обеспечения больших аудиторных потоков в педагогическом отношении не является оптимальным. На лекции возможно использование кинофрагментов, но не более 7-10 минут в течение полуторачасовой лекции.

Таким образом, лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и формировать творческое мышление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *