Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Тесты по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тесты на знание содержания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1. Как зовут отца Аркадия Кирсанова?

А) Николай Петрович Б) Павел Петрович В) Евгений Васильевич Г) Василий Иванович

2. Как зовут вторую жену Николая Петровича Кирсанова?

А)Нелли Б)Дуняша В)Фенечка Г) Мария

3. Как называется имение Анны Сергеевны Одинцовой?

А)Марьино Б)Никольское В) Подольское Г) Аннинское

4. Кто из героев любит пить какао и зеленый чай?

А) Павел Петрович Кирсанов Б) Николай Петрович Кирсанов В)Аркадий Кирсанов Г)Евгений Базаров

5. Кто из героев умеет играть на виолончели?

А) Анна Сергеевна Одинцова Б) Фенечка В)Николай Петрович Кирсанов Г)Катя

6. Кто из героев был влюблен в княгиню Р.?

А)Евгений Базаров Б)Ситников В)Николай Петрович Кирсанов Г)Павел Петрович Кирсанов

7. В какую героиню влюбляется Евгений Базаров?

А)в Дуняшу Б)в Одинцову В)в Катю Г)в Кукшину

8. Кого Евгений Базаров называет «божьей коровкой»?

А)Анну Сергеевну Одинцову Б) Катю В)Николая Петровича Кирсанова Г)Аркадия Базарова

9)Как зовут сына Фенечки?

А) Митя Б)Петя В)Аркаша Г)Саша

10) Стихи какого поэта любит Николай Петрович Кирсанов?

А) Лермонтов Б)Некрасов В)Пушкин Г)Вяземский

Ответы часть 1: 1- А, 2-В, 3- Б,4-А, 5-В, 6- Г, 7- Б, 8- А, 9- А,10-В.

2. Чей это портрет : «. человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. обнаженная красная рука. ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом. »?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

3. Чей это портрет : «. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро. »?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

4. Чей это портрет : «. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

1) Фенечка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина». 3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

5. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

1) Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2) Об искусстве, науке.

3) О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4) O положении рабочего класса. 5) Об общественном долге, о воспитании.

6. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.

3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».

4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

а) О Евгений Базаров б) Аркадий Кирсанов в) Павел Петрович г) Николай Петрович

8. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1) «Эмансипе».2) Русский аристократ.3) Полковой лекарь.4) Студент-барич.5) Студент-демократ

а) Евгений Базаров б) Кукшина в) В.И. Базаров г) Аркадий Кирсанов д) Павел Петрович Кирсанов

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 1б, 2в, 3г, 4а; 7-4; 8 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а

1. Кто встретил Аркадия и Базарова на постоялом дворе?

А) Павел Петрович Кирсанов

Б) Николай Петрович Кирсанов

2. Кто это? «Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами»

Г) Павел Петрович Кирсанов

3. На какую профессию хотел «держать» Базаров?

4. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…»

Б) Павел Петрович Кирсанов

5. Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?

А) брошь с портретом возлюбленной

Б) часы с памятной гравировкой

В) кольцо со сфинксом

Г) перстень с изумрудом

6. Чем Базаров занимался в Марьине?

А) писал философские статьи

В) заводил любовные романы

Г) проводил естественнонаучные опыты

7. О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»?

8. Базаров по общественно-политическим взглядам был

9. Как Ситников называл себя по отношению к Базарову?

10. Чем Анна Одинцова покорила сердце Базарова?

А) умом и спокойствием

Б) красотой и здоровьем

В) богатством и независимостью

Г) добродушием и простотой

11. Как можно охарактеризовать отношение П.П.Кирсанова к Базарову?

А) восхищение и почитание

Б) уважение и преклонение

В) ненависть и презрение

Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Г,4-Б,5-В,6-Г,7-Б,8-А,9-Б, 10-А, 11-В.

Источник

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Номер материала: ДБ-1652352

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Установлено что романы этого автора строго приурочены к узкому отрезку

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева на тему «Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

«Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

1) дать представление учащимся о противостоянии Базарова и братьев Кирсановых в романе Тургенева, о социальной и философской основах этого противостояния;

2) развивать умение учащихся характеризовать героев произведения, аргументировать своё отношение к героям романа; развивать навыки устной монологической речи; развивать аналитическое и критическое мышление школьников;

3) воспитывать уважение к нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, поисковый.

Технологии личностно ориентированного обучения, развития критического мышления.

Оборудование: текст романа «Отцы и дети», раздаточный дидактический материал, презентация.

Ю.В.Лебедев. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М.: «Просвещение», 1982.

П.Г.Пустовойт. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарии. – М.: «Просвещение», 1991.

1. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

В 1880 году, подводя итог своей двадцатилетней деятельности романиста, Тургенев писал о том, что в своих романах он «стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя», который был предметом его постоянного интереса и пристального внимания.

Каковы же отличительные черты той эпохи, которую изображает Тургенев в романе «Отцы и дети»? Индивидуальное домашнее задание учащейся – кратко обобщить изученное на последнем уроке литературы.

2. Устное сообщение учащегося.

Мы знаем, что романы Тургенева строго приурочены к определённому отрезку исторического времени. 20 мая 1859 года – эта дата звучит в первом предложении романа «Отцы и дети». Во-первых, это время подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года – очень ответственный исторический момент, в который Тургенев остро понимает, что дворянство не готово к реформе, не имеет самых элементарных практических навыков хозяйствования на земле. Об этом он пишет в записке, составленной для правительства. Сам Тургенев в этот период пытается осуществить реформы в Спасском – завёл ферму, т.е. освободил своих крепостных крестьян, перешёл к обработке земли вольнонаёмном трудом. Однако он столкнулся только с открытой ненавистью к себе со стороны крестьян, со злобой и презрением. Он также, как и Николай Петрович Кирсанов, часто успокаивает себя и друзей мудростью любимой народной пословицы: «Перемелется – мука будет».

3. Постановка целей и задач урока.

Кто представляет нам разные поколения русской интеллигенции? Ответьте на вопросы литературного диктанта, записав имена героев романа.

4. Проверка домашнего задания.

1) Литературный диктант.

О ком из героев романа говорят так?

1) «Славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк».

2) «На нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска … тугие воротнички рубашки … с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок».

3) «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок».

2) Устный развёрнутый ответ на вопрос учащихся.

Какое первое впечатление сложилось у вас о Евгении Базарове? Почему?

5. Анализ фрагментов романа. Аналитическая беседа.

Давайте вспомним, какое отношение начинает складываться к Базарову у обитателей Марьино. Найдите диалог Аркадия с дядей и отцом в 5 главе романа. Определите, как понимают слово «нигилист» разные герои романа.

Выразительное чтение учащимися диалога Аркадия с отцом и дядей (5 глава) со слов «Что такое Базаров?» до слов «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты».

Слово нигилист появилось в 1829 году в статье Надеждина о людях, которые ничего не знают, ни на чём не основываются в своих суждениях и поступках. Из реплики Николая Петровича мы можем судить, что явление нигилизма уже знакомо Кирсановым, ими оценено, не случайно сказаны слова: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Павел Петрович, вероятно, имел в виду афоризм Гегеля: «Всё разумное действительно, всё действительное разумно».

Кто такой «нигилист», по словам Аркадия?

Аркадий: «…Который ко всему относится с критической точки зрения». «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Кого считает нигилистами Николай Петрович?

Николай Петрович: «Это слово означает человека, который… который ничего не признаёт».

Кого считает нигилистами Павел Петрович?

Павел Петрович: «Который ничего не уважает».

Какие оттенки придают слову «нигилист» разные герои романа? Почему они по-разному относятся к «нигилистам»?

С чего начинается спор героев романа?

«Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?» Спор о принципах – спор об общественном устройстве.

6. Работа в парах с раздаточным материалом. Составление таблицы.

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты».

О чём спорят герои романа?

«Да зачем же я стану их [ авторитеты ] признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и всё».

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе… нет никакого прочного основания общественному зданию».

«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принсипы, подумаешь, сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

«Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

«Рафаэль гроша ломаного не стоит».

«Пора бросить эту ерунду [ Пушкина ]. И охота же быть романтиком в наше время!»».

«Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?»

«Добрые мужички надуют твоего отца непременно».

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?» Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…. Проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».

На какие темы спорят герои романа?

Какие реплики принадлежат Павлу Петровичу Кирсанову? Николаю Петровичу? Базарову? Чьих утверждений прозвучало больше на страницах 10 главы? Почему?

Спорят ли на такие темы современные «отцы и дети»?

И девятнадцатый, и двадцать первый век –

Вопросы жизни всё одни и те же.

Они всё спорят – и тогда, и ныне.

Кто вспоминает в романе о вечности противостояния «отцов « и «детей»?

Надеюсь, что затевая споры с родителями, вы приходите к взаимному согласию, убеждая в своей правоте, вы прислушиваетесь к мнению другу друга.

Стремятся ли участники спора к истине? Стремятся ли они убедить оппонента в своей правоте?

7. Устное сообщение учащихся (индивидуальное домашнее задание).

Как спорят герои романа?

Речевая характеристика П.П.Кирсанова.

Речевая характеристика Е.Базарова.

Вывод : участниками спора движет не поиск истины, а взаимная нетерпимость. Они не справедливы по отношению друг к другу.

8. Беседа. Обобщение наблюдений.

О чём же заставляет нас задуматься сам факт этого противостояния?

Одно из стихотворений Ф.И.Тютчева тоже отражает этот вечный закон жизни – противостояние поколений.

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрёк!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Противостояние героев собственного романа заставил Тургенева задуматься о трагедийности своего времени, трагедийности исторического момента. Известно, что во время работы над романом Тургенев проявлял живой интерес к наследию античности, в частности в его рукописях встречаются выписки из труда Цицерона «О старости».

«- Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете.… Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Насколько трагична ситуация противостояния поколений, мы можем судить, сравнив отношение братьев Кирсановых к Базарову.

Кому из братьев Кирсановых принадлежат следующие оценки Базарова?

Павел Петрович: «Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»; «По-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со своими лягушками он в физике недалеко ушёл».

Николай Петрович: «Базаров умён и знающ». «Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет»

В разнице их отношений заложен Тургеневым глубокий смысл. Чтобы понять это, попробуем более глубоко определить место поколения Кирсановых в русской культуре. Я предложила вашей однокласснице найти современников Кирсановых в русской литературе и русской культуре.

Как вы считаете, почему братья Кирсановы по-разному относятся к Базарову?

9. Устное выступление учащегося (индивидуальное домашнее задание).

В начале романа Николаю Петровичу Кирсанову чуть больше сорока лет, Павел Петрович старше своего брата лет на пять. Значит, они могут считаться настоящими ровесниками М.Ю.Лермонтова. Они – представители того поколения, грядущее которого Лермонтов изобразил в стихотворении «Дума».

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Лермонтов упрекал своё поколение за отсутствие гражданской позиции:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

Павел Петрович Кирсанов – блестящий представитель «золотой молодёжи» эпохи Лермонтова. Блестящее будущее, которое ожидало молодого офицера, оказалось уничтожено роковой встречей с роковой женщиной, после чего страсть стала смыслом жизни Павла Петровича. Противостоять страсти он не смог. И хотя он старается сохранить чувство собственного достоинства, мы видим, что жизнь его абсолютно бессмысленна. Наверное, поэтому он так отчаянно противостоит Базарову, потому что сам понимает, что в жизни он остался неудачником, что вершиной его жизненного успеха стало умение заставить всех считаться с собой, что только внешность и поведение его может считаться эталоном. Так что формула Лермонтова «В бездействии состарится оно» наиболее подходит для характеристики Павла Петровича.

А вот Николай Петрович, хотя является «абсолютным» ровесником М.Ю.Лермонтова, жизнь прожил совсем по-другому. Хотя он нигде не служил, он смог построить счастье с любимой женой. После её смерти он посвятил свою жизнь воспитанию сына. Ему пришлось вплотную заняться «фермой», как он называл своё имение, чтобы дать сыну хорошее образование. (А Обломов, например, вовсе даже и не смог приступить к преобразованиям в деревне!) В его жизни появилась ещё одна женщина, ставшая матерью его ребёнка. Именно Николай Петрович в горячей дискуссии за вечерним чаем замечает: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете…. Да ведь надобно же и строить». Он видит цель своей жизни именно в этом – созидать. И именно такая жизненная позиция может признаваться наиболее достойной. Ведь он оставляет после себя наследников, которые продолжат его дело. Аркадий, его сын, вглядываясь в пейзажи родной стороны, думает: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием: нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы…. Но как их исполнить, как приступить?» В конце романа мы узнаём, что Аркадий идёт по пути своего отца, став рьяным хозяином. Так что образ Николая Петровича – пример того, как незаметно, шаг за шагом идти к реальному улучшению жизни.

Как вы считаете, почему братья Кирсановы по-разному относятся к Базарову? Дополните свой ответ.

Мы с вами видим, что обращение к истории литературы помогает нам отыскать современников литературных героев. Сравнение их позволяет глубже понимать психологию героев произведения, которое мы читаем сейчас.

В 1862 году вспыхнули петербургские пожары, охватившие значительную часть города. В это время, 26 мая, Тургенев вернулся из-за границы. «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! – закричал ему знакомый на Невском проспекте. – Жгут Петербург!»

Как вы думаете, почему современник писателя причислил Базарова к поджигателям?

«Образ вышел до того определённый, что немедленно вступил в жизнь и пошёл действовать особняком». (Тургенев).

«Роман Тургенева замечателен тем, что он шевелит ум, наводит на размышления».

11. Домашнее задание.

1) Повторить содержание 12-18 глав, отвечая на вопрос: как изменился Базаров и почему?

2) Устный развёрнутый ответ на вопрос «В чём можно согласиться, а в чём не согласиться с Базаровым?»;

3) Индивидуальное задание: характеризовать Кукшину, Ситникова.

Источник

Конспект урока по литературе в 10 классе

Урок № 1.
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-
х ГОДОВ XIX Века

Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *