Успех что видят люди

Зачем люди хотят казаться успешными и богатыми?

Успех что видят люди

Сегодня захотелось порассуждать о том, зачем люди хотят казаться успешными и богатыми. Ведь на самом деле успех и видимость успеха — это совершенно разные вещи, так же как богатство и видимость богатства. И стремясь казаться богатыми, многие люди, по сути, беднеют, потому что живут не по средствам и тратят деньги на то, что не позволяет их доход. Почему так происходит — давайте попробуем разобраться вместе.

Успех и видимость успеха

Есть действительно успешные люди, а есть те, которые создают видимость успеха. Впрочем, в некоторых случаях они могут относиться к обеим категориям одновременно, но скорее, это все же исключения из правил. Чем отличается успех от видимости успеха?

Что такое успех? Об этом четко сказано в словарях. Основных значений этого термина три:

Успешным можно считать человека, соответствующего хотя бы одному из вышеперечисленных признаков, а тем более — сразу двум или трем. Подробнее об этом я писал в статьях:

Не буду повторяться — перечитайте эти статьи, там много всего интересного по заданной теме. Но хочу обратить внимание, что понятие «успех» не обязательно связано с понятием «богатство». То есть, человек может быть успешным и небогатым, или богатым, но неуспешным. Но, конечно, может быть и успешным, и богатым одновременно.

Как правило, это зависит от того, какие цели ставил перед собой этот человек. Если это были финансовые цели, и он их достиг, что позволило улучшить собственное финансовое состояние и обзавестись определенными активами (то есть, нарастить богатство), то став успешным, человек становится и богаче. Но также может быть и успех, не связанный с богатством (например, успех в каком-то своем увлечении, в спорте, в других делах, не приводящих к наращиванию материальных активов).

Что же такое видимость успеха или псевдоуспех? Это, соответственно, попытки выставить себя напоказ как успешного человека, по сути, таковым не являясь. Если вернуться к трем, обозначенным в словарях, критериям успеха, то получается, что человек создает видимость успеха, если:

Причем в подавляющем большинстве случаев люди создают видимость успеха, связанного именно с богатством. То есть, хотят казаться успешными и богатыми одновременно. Слово «богатство» здесь употреблено в относительном смысле, потому как сама по себе это величина размытая и сложноопределимая (об этом я тоже писал отдельную статью: Что такое богатство? Что значит быть богатым?). Наверно, правильнее будет выразиться так: они хотят казаться богаче, чем на самом деле.

Как люди создают видимость успеха?

Что значит «создавать видимость успеха», в чем это проявляется?

Прежде всего, это проявляется в жизни не по средствам: чтобы казаться богаче, люди приобретают товары и услуги более высокой ценовой категории, чем позволяет их заработок. Естественно, чем более «на виду» будет товар или услуга, тем приоритетнее для человека их покупка. Именно поэтому наибольшим спросом среди желающих создать видимость успеха и богатства являются товары и услуги, которые можно наиболее ярко и часто демонстрировать: автомобили, мобильные гаджеты, одежда, аксессуары, отдых в заведениях, туры и поездки и т.д. При этом такой человек вряд ли будет покупать, например, дорогую бытовую технику, поскольку кроме него, ее никто не увидит.

Но это только одна сторона. Наиболее широкие возможности для создания видимости богатства и успеха сейчас открывают социальные сети. Ведь, условно, в жизни у человека есть только определенный круг общения, который и наблюдает его самовыражение, и который часто знает, что из себя представляет этот человек на самом деле. А вот в социальных сетях аудитория может быть намного шире, и часто это совершенно незнакомые люди, которые воспринимают человека лишь по созданному им образу. И вот тут то открываются наиболее широкие возможности для создания видимости успеха.

Небезызвестный Инстаграм — как раз очень яркий тому пример. Более того, здесь даже не обязательно реально тратить большие деньги на создание видимости богатства: можно просто делать фото с непринадлежащими человеку «статусными» аксессуарами. Можно выложить даже чужое фото — никто не станет это проверять. И даже физические недостатки можно скрывать, в общем, можно предстать совершенно другим человеком, что некоторые и делают.

Почему люди хотят казаться богаче?

Переходим к самому главному: давайте выделим основные причины, движущие людьми, которые хотят казаться богаче. Сразу скажу, что в некоторых случаях такими людьми движет определенный корыстный интерес, но некоторые являются совершенно бесцельными и бессмысленными. Итак, почему? Я бы выделил 3 основные причины.

Мнение психологов

Высказываясь по этому вопросу, психологи сходятся во мнении, что желание казаться успешнее и богаче, чем на самом деле, в людях вызывают комплексы и неуверенность в себе. Чаще всего все это возникает, благодаря заложенным в детстве психологическим установкам. И чем больше человек демонстрирует успех и богатство на публику, тем, на самом деле, менее богатым и успешным он является. То же самое касается, например, и демонстрации своего счастья.

По-настоящему успешные и богатые люди никогда не станут кичиться этим и выпячивать напоказ свои достижения. За исключением тех, которым это необходимо для создания личного бренда, благодаря которому они и зарабатывают. Сюда, к примеру, можно отнести разного рода бизнес-тренеров: никто не будет пользоваться их услугами, если они не продемонстрируют на собственном примере, что их методы и принципы работают.

Наверное, многие видели фотографии Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Уоррена Баффета и ряда других людей, входящих в мировые топы рейтингов Форбс. Они, имея активы на миллиарды долларов, одеваются и ведут себя намного скромнее, чем наши «успешные богачи», зарабатывающие 2-3 тысячи долларов. Думаю, это очень показательное сравнение реального успеха и видимости успеха.

Чем плохо казаться богаче?

В завершение рассмотрю закономерный вопрос. Многие скажут: «Ну и что тут такого? Ну вот нравится мне создавать видимость богатства и успеха, тебе то какое дело? Моя жизнь, и я живу ее как хочу!». Мне, конечно же, нет никакого дела до вашей жизни. Я рассматриваю этот вопрос, согласно тематике сайта, прежде всего, с финансовой точки зрения. И тут получается вот что.

Стремление казаться богаче, по сути, делает человека беднее.

Ведь, затрачивая немалые деньги на создание видимости богатства, он уже не может оплатить более необходимые товары и услуги. Часто такие люди влезают в кредиты, и в конце концов, вообще попадают в финансовую яму. Вместо того чтобы создавать себе финансовые резервы, сбережения, капитал для инвестирования (то есть то, что реально делает человека богаче), люди растрачивают деньги просто на понты (то есть то, что реально делает человека беднее). Такое отношение к личным финансам я считаю неправильным и недальновидным.

Конечно же, каждый вправе сам выбирать, что для него важнее: реальный успех и богатство или их видимость.

А как вы считаете, зачем люди хотят казаться богаче и успешнее? Пишите свое мнение в комментариях.

Я же прощаюсь с вами до следующих публикаций. Увидимся на Финансовом гении!

Источник

7 признаков, что ты успешен, даже если не осознаёшь этого

Успех что видят люди

У каждого человека есть своё понимание успеха, которое со временем и тенденциями может меняться. Многие словари определяют успех как богатство, высокую должность, материальные блага. На самом деле сейчас эти факторы немного устарели, и есть нечто более важное, чем просто огромный чемодан с зелёными. Настоящий успех находится в голове у каждого человека, в его силе, которую никто не способен отнять.

В 2000 году американские психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что студенты с более высокими показателями всегда себя недооценивают, в то время как отстающие, наоборот, переоценивают. Несмотря на то, что исследование состоялось двадцать лет назад, эти данные всё ещё остаются актуальными. Если хотя бы один из нижеперечисленных пунктов находит у тебя отклик, то пора задуматься о том, не занижаешь ли ты свой успех.

1. Ты сосредоточен на настоящем

Ученые из Университета Страйера выяснили, что 90 % американцев считают основным показателем счастья именно успех, а не власть, имущество и деньги. Одной из главных составляющих успеха является способность фокусироваться на настоящем.

В список вещей, которые дают возможность жить моментом, главным образом входят помогающие практики, например йога и осознанное питание. Но одних только занятий недостаточно. Чтобы не упустить каждый момент жизни, не проморгать что-то важное и особенное, нужно быть в моменте. Не стараться совмещать одновременно готовку, просмотр фильма и отжимания, а прожить каждое из этих занятий. Если же ты поступаешь именно так, то мир ответит твоей внимательности, и ты станешь замечать то, что раньше уходило от взора.

2. Ты обрёл свой голос и уверенно используешь его

Нет, речь сейчас не совсем про Русалочку. Твой голос — это твоё мнение, твоя сила, то, что даёт стоять твёрдо на ногах. Когда ты чувствуешь себя уверенным и готов раскрыть свои мысли более авторитетному человеку, а не только равному тебе, то успех будет за тобой. С помощью голоса — как в прямом, так и в переносном смысле — можно решить многие проблемы, до того как они превратятся в ком нерешаемых катастроф.

Если ты всё ещё не нашёл себя, то можешь попробовать несколько следующих упражнений. Почаще старайся говорить в том окружении, которое тебе кажется наиболее комфортным. Повышая уровень своего разговорного мастерства, ты обретёшь уверенность. А после — старайся делиться мыслями уже в незнакомой обстановке. Также ты можешь подумать о том, чем чаще всего ты делишься с собеседником, и определить, каких результатов ты ждёшь от беседы. Проработка этих моментов поможет понять твои сильные и слабые стороны, которые проявляются во время разговора.

3. Ты меняешь то, что можешь изменить

Между пессимизмом и практичностью есть большая разница. В то время как некоторые осуждают невоспитанных детей, другие закладывают в своих те моральные качества и ценности, которые позволят им стать достойными людьми. В то время как некоторые осуждают власть, другие стараются помогать своим близким. Различие налицо, не правда ли?

У тебя появляется способность двигаться вперёд, когда ты осознаёшь, что в твоих силах и как ты можешь изменить своё нынешнее положение. Одним из самых явных индикаторов успеха является ответственность за вещи, которые тебе не нравятся, но которые ты стремишься изменить.

4. Ты не боишься мечтать

Успешные люди позволяют себе помечтать столько, сколько им необходимо. Если ты создаёшь проекции своего будущего, даже если они слишком уж амбициозны, но в то же время движешься в их направлении, то будь уверен в том, что ты успешен. В этом случае главным отличием тебя от других людей станет способность желать большего и делать шаги на пути к своей мечте.

Мечтать совершенно не плохо — вопрос в том, что последует за этими мечтаниями. Если в тебе достаточно сил и уверенности на то, чтобы воплотить задуманное в реальность, то чем более невыполнимым оно будет казаться, тем успешнее ты станешь, когда сделаешь это.

5. Ты понимаешь, что мир не крутится вокруг тебя

Тот, кто считает себя успешным и кричит об этом на каждом углу, зачастую на самом деле является жутким нарциссом и самовлюблённым эгоистом. Быть в центре внимания — одно дело, а вот быть уверенным, что Земля не сделает ни одного оборота без твоего веления, — другое.

Успех понимает под собой способность к эмпатии и осознание того, что чувства и мысли других людей так же важны, как и наши собственные. На этом строится и командная работа: если сотрудники компании N не хотят сосредоточиться на общем благе и думают только о себе, то компания N никогда не сможет процветать в полную силу. Поэтому если ты не считаешь себя центром Вселенной, то поздравляем: как минимум здесь ты уже добился успеха.

6. Ты принимаешь неудачи

Хотя и существует мнение, что никогда не ошибёшься, если не попробуешь, но успех — это принятие факта своих промахов. Каждая неудача — это всего лишь новый барьер, который нужно преодолеть, чтобы двигаться дальше. Они учат нас тому, чего не расскажет идеальная жизнь. Они выкладывают дорожку к нашему собственному успеху.

Самый главный провал в работе с неудачами — это считать их концом света. Появляющиеся трудности должны вызывать азарт и желание поискать решение в том месте, которое ты всё это время обходил стороной.

7. Ты остаёшься позитивным

Не стоит путать халатность и ребячество с позитивными взглядами на жизнь. Если у тебя есть надежда и вера в будущее, то считай, что некоторые компоненты счастья уже имеются. Чем чаще ты высказываешь свою благодарность окружающим и самому себе, тем проще видятся неудачи.

Если же в твоей голове засела мысль о том, что всё плохо и идёт не так, как нужно, в скором времени ты станешь жестким и обиженным на весь мир. С таким настроем, какими бы высокими ни были твои достижения, провалов будет ещё больше. Настоящий успех означает способность видеть хорошую сторону и верить в то, что любое испытание только делает тебя сильнее.

Источник

Почему тебе кажется, что все вокруг успешные, а ты — нет

Успех что видят люди

Но это ошибочное мнение, и мы покажем, почему ты не прав, думая, что плетёшься в хвосте поезда, а остальные являются локомотивами состава.

Неправильная оценка «успешности»

Что вообще можно считать успехом? В обществе считается, что ты неудачник, если у тебя плохая работа, низкая зарплата, нет своего жилья, пускай даже взятого в ипотеку. И это в целом понятная ситуация, ведь получать, условно говоря, двадцать тысяч в сорок лет, живя в большом городе, и считать это нормальным — это позиция неудачника.

Но есть моменты, когда ты считаешь людей успешными только потому, что они живут чуть лучше тебя. Сосед купил тойоту, а у тебя приора? Ну всё, он точно успешнее. У двадцатилетнего друга трёхкомнатная квартира, полученная в наследство, а у тебя — студия в ипотеку. И ты думаешь, что он более успешный. Ну если за успех считать доставшиеся по наследству квадратные метры, то да. Но вряд ли это личное достижение.

Успешные любят делиться своими достижениями, а простые люди — нет

Никто не хочет слушать нытьё очередного неудачника на тему «на работе унижают, денег мало, жизнь скучна». Никому не нравится рассказывать о своих провалах, боясь, что на него поставят клеймо неудачника. И наоборот: приятно смотреть, как какой-нибудь миллиардер рассказывает, как двадцать лет назад он чинил кондиционеры, а теперь может поджигать сигары стодолларовой купюрой.

И ты, видя этих успешных людей, начинаешь считать, что вообще все добились желаемого, один ты буксуешь на месте.

Склонность выделять только самые яркие события

В дополнение к предыдущему пункту про то, что люди любят делиться своими достижениями, скажем, что это касается и самого восприятия ситуаций. Мозг так устроен, что он запоминает только хорошее, а плохое наоборот, отсекается и сглаживается, чтобы не вызывать выброс адреналина, кортизола и других гормонов стресса.

Именно поэтому ты будешь помнить об успехах других людей, ведь это подарило тебе яркие чувства. Пускай это зависть, пускай ты даже испытал сильную неприязнь, но подсознательно мозг получил команду «я тоже могу так жить, если буду стремиться к успеху». И он этим мотивирует тебя двигаться к цели.

То есть ты запоминаешь именно те яркие события, которые были связаны с полезным для тебя опытом. А раз успех равен улучшению качества жизни, то мозг старается получше записать эту информацию.

Принижение своих достижений из-за неуверенности в себе

Нередко низкая самооценка не даёт адекватно оценить свои достижения, зато завышает чужие. Получается, что, даже если ты выигрываешь олимпиаду по физике в школе и кто-то делает то же самое, ты начинаешь сравнивать себя с этим человеком. «О, да он же занимается физикой на год меньше, чем я!» Ну всё, твой успех теперь равен нулю, ведь ты обошёл малолетнее дарование. И так во всём.

Давление со стороны

Как правило, речь о родителях и родственниках, которые порой сильно завышают достижения других людей. При этом нередко достижения детей занижаются, из-за чего и появляются те самые «сыны маминой подруги», которые успешны во всём.

И дети доверяют своим родителям, ведь зачем тем врать, в этом нет никакого смысла. Как итог — дети закрываются в себе, начинают считать всех вокруг успешнее себя, тогда как свою личность не могут воспринимать адекватно и часто занимаются самобичеванием.

Перенасыщенность информацией

Ты видишь, как люди делают на «Ютубе» и в «ТикТоке» невероятные вещи, и начинаешь думать, что всё лучшее уже сделано, а ты так и останешься посредственностью. И действительно, вот тот очередной китаец сделал 50 сальто в воздухе, подпрыгнув всего на полметра над землёй, а маленькая девочка рисует как Леонардо да Винчи. И так во всех сферах. Почему? Потому что интернет перенасыщен информацией.

Мы видим её везде, и она не только помогает нам развиваться, но и давит на нас. Зачем что-то делать, если кто-то уже делает это лучше тебя. А из-за этого не только пропадает желание развиваться, но и появляется чувство, что все вокруг успешны, один ты стоишь на месте или предпринимаешь неумелые попытки догнать этих гениев.

Просто не забывай, что соцсети — это только яркая витрина, где люди выставляют сугубо успехи, даже если некоторые не считают их таковыми.

Источник

Факторы успеха: как гены, среда и характер влияют на наши достижения

Что влияет на успех человека в обществе? Это один из основных вопросов социальной психологии. Разные ответы на него заполонили пространство соцсетей и селф-хелп-книг, а в числе «самых главных» факторов чаще всего называют талант, трудолюбие, удачу, связи и интеллект. «Нож» рассказывает, как современная наука пытается решить эту проблему и объяснить, почему одни люди успешны, а другие нет.

Современная социальная психология разделяет понятия объективного и субъективного успеха (objective & subjective well-being):

— объективный успех — уровень материального благополучия индивида, оцениваемый по таким показателям, как уровень образования, сфера занятости или социальный класс человека во взрослом возрасте, состояние его здоровья, уровень годового дохода, а также статус владения движимым и недвижимым имуществом (количество комнат жилой площади) и др.;

— субъективный успех — уровень удовлетворенности человека, наличие ментальных или депрессивных расстройств, оцениваемых с помощью самоопросников, заполненных респондентами.

На основе полученных данных исследователи выявляют закономерности: например, что уровень IQ ребенка в возрасте 14 лет положительно коррелирует с уровнем годового дохода в 50 лет, и данная корреляция выражена коэффициентом 0,265 (26,5%).

Это значит, что в среднем для 26 человек из 100 более высокий уровень доходов во взрослом возрасте может быть связан с более высоким уровнем интеллекта в детстве.

Но эта зависимость обретает гораздо большее значение, когда рассматривается вне отрыва от других факторов, среди которых, помимо уже упомянутого интеллекта, или когнитивных способностей, присутствуют социально-экономический статус семьи, уровень воспринимаемого контроля и характер индивида.

Социальный бэкграунд и образование ключ к благосостоянию человека

В целом выявленная корреляция между этими показателями и уровнем доходов вместе с карьерными достижениями детей во взрослом возрасте составляет до 20%.

Для психологии 20% — большая зависимость, механизмы действия которой понятны и без сложных социологических исследований: доход семьи напрямую влияет на стартовые возможности ребенка и его социальный капитал, которые, в свою очередь, влияют на размер заработка и социальный статус человека в будущем.

Исследования в этой области проводятся с 1960-х годов. Ученые на достаточно больших выборках людей смогли проследить влияние родительских факторов на протяжении всей жизни индивидуума.

Причем корреляция между образованием и престижностью профессии, уровнем дохода или социальным классом в будущем может составлять до 40%, что делает этот фактор важнейшим в определении траектории достижений человека.

Выявленную взаимосвязь уровня благосостояния с социальным бэкграундом и образованием человека можно, исходя из указанных исследований, визуализировать следующим образом:

Успех что видят люди

Интеллект: что измеряем?

Одним из самых распространенных стереотипов о причинах успеха или неуспеха индивидуума является когнитивная гипотеза, согласно которой уровень интеллекта человека влияет на его достижения. Появившийся в начале XX века тест на измерение умственных способностей изначально задумывался его создателями исключительно как методология оценки детей и взрослых с затрудненным развитием познавательной деятельности или с проблемами мышления. Но «тестирование интеллекта» быстро было принято на вооружение методистами из сферы образования. Понятно почему: это единый, удобный, а главное, оцифрованный способ измерить мышление людей.

Тест на IQ быстро превратился в общественный миф о том, что это комплексный показатель потенциала индивидуума, способный предсказать траекторию человеческого развития. Да еще при этом — врожденный. Но к концу XX века наука всё больше и аргументированней начала предоставлять доказательства того, что:

— уровень IQ человека — это не врожденный, а вполне подвластный изменению параметр личности;

— тесты IQ могут мало что могут измерить в столь комплексном человеческом мышлении, кроме способности к прохождению этих самых тестов.

Из этой контраргументации появились EQ (emotional quotient) — навык управления эмоциями, SQ (spiritual quotient) — духовный интеллект, VQ (vision quotient) — уровень энергичности, которые хоть и придают современной картине описания потенциала индивидуума целостности и всеобъемлемости, подвержены тем же проблемам, что и пресловутый показатель интеллекта, а именно отсутствию объективных возможностей как для их измерения, так и для оценки их влияния на развитие человека.

И всё-таки, несмотря на все общественные споры вокруг IQ, современная академическая наука признает, что уровень интеллекта, определенный тестами когнитивных способностей и измеренный в детском возрасте, действительно коррелирует:

— до 30% — с уровнем дохода и социальным статусом во взрослом возрасте;

— до 50% — с уровнем образования!

Поэтому предложенную ранее цепочку можно визуализировать уже следующим образом:

Успех что видят люди

Локус контроля — управляемый успех

«Контроль. Это, казалось бы, незначительное психологическое понятие оказывает, возможно, самое важное влияние на всё человеческое поведение. Здесь речь идет не о способности человека контролировать действия других, но о той личной власти, которую вы имеете над своей собственной жизнью и над событиями в ней».

Роджер Р. Хок

Локус контроля — это характеристика человека, определяющая то, как он объясняет свои успехи или неудачи.

— Внутренний локус контроля — все действия определяются человеком как собственные усилия, сопровождающиеся четко выраженным ощущением контролируемости внешней среды.

— Внешний локус контроля — среда воспринимается как неподконтрольная, человек ощущает пассивность своей роли и невозможность влияния.

Например, школьник может оценить успешную сдачу теста как «я хорошо подготовился, поэтому справился с заданием» — это внутренний локус; или в менее адаптивной форме: «задачи были простые, поэтому я получил хорошую оценку» — внешний локус.

Именно внутренний локус контроля рассматривается психологией как один из основных факторов повышенной целеустремленности и устойчивости к неудачам, что доказано его 15%-й корреляцией с достижениями детей во взрослом возрасте и крайне сильной взаимосвязанностью с уровнем интеллекта — до 50%-й корреляции.

То есть уверенность ребенка в собственных силах положительно сказывается на баллах по тестированию и обучаемости, что через высокую школьную успеваемость и ощущение собственной компетентности приводит к более высокому уровню благосостояния в будущем.

Все эти факторы достаточно хорошо изучены по отдельности. Например, известно, что высокий уровень невротизма отрицательно сказывается как на будущих образовательных, так и карьерных достижениях, а также чаще ассоциируется с финансовыми проблемами и риском потери работы. Индивидуумы же с высокой самооценкой и уверенностью в своих силах склонны более усердно искать работу в период ее отсутствия, а при выборе сфер занятости отдают предпочтение более комплексным и сложным занятиям — что приводит к более высокому уровню дохода в будущем.

Интересное наблюдение было сделано касательно людей с низкой самооценкой: они склонны отрицать свое влияние на собственные достижения, что приводит к дополнительным переживаниям по поводу того, как они будут справляться в будущем, и к избеганию дальнейших возможностей к росту, а значит, делает будущий успех менее вероятным. Это не что иное, как известное в популярной психологии явление «синдрома самозванца».

Важно заметить, что все четыре характеристики — локус контроля, самоэффективность, самооценка и невротизм — очень сильно между собой коррелируют — до 60%, то есть они взаимосвязаны. Поэтому и стала рассматриваться возможность объединения этих факторов в одну мегачерту.

Важность этих характеристик при оценке человеком самого себя убедительно доказывают графики в работе одного из ведущих исследователей этого направления Тимоти Джаджа, выпущенной в 2007 году под названием Capitalizing on One’s Advantages: Role of Core Self-Evaluations («Использование своих преимуществ: роль ядерной самооценочной диспозиции»):

Успех что видят люди

Мы видим, что для людей с одинаковыми образовательными или семейными возможностями наличие разной самооценочной диспозиции приводит к значительной разнице ожидаемого дохода в будущем. Причем чем образование и статус семьи выше, тем сильнее эта разница в достижениях выражена.

И хотя самооценочная диспозиция не так влиятельна в случае низких стартовых возможностей (левая часть графиков), что лишний раз подчеркивает роль семьи и образования в формировании траектории благосостояния индивидуума, наличие у человека внутреннего локуса контроля, уверенности в себе и адаптивной трактовки внешних событий является огромным преимуществом, доказанным современными исследованиями.

Цена характера: менталитет как самый устойчивый фактор личности

Еще один фактор, рассматриваемый социальной психологией как предиктор будущего успеха, — это характер индивидуума, выраженный большой пятеркой ключевых мегачерт:

Долгое время активная роль характера в достижениях человека академической социологией не воспринималась всерьез, на данный момент метаисследования выделяют корреляцию до 25% между персональными чертами и будущим профессиональным статусом и удовлетворенностью работой.

Среди черт характера наиболее явным фаворитом по влиянию на уровень благосостояния является conscientiousness, которую можно перевести на русский язык как «сознательность» или «добросовестность» и которая включает в себя такие черты, как ответственность, трудолюбие и самоконтроль.

Существует огромное количество исследований, подтверждающих положительное влияние сознательности не только на будущие образовательные или профессиональные успехи, но и на снижение уровня смертности и вероятность развода, на повышение успеваемости в школе и удовлетворенности жизнью в целом.

Неудивительно, что именно эта черта сейчас имеет статус самой востребованной в популярной психологии, что выражается в различных новых качествах, в которых она выступает в литературе по саморазвитию: например, выделенная психологом Ангелой Дакворт черта grit (устойчивость, усердие) или концепция Growth Mindset («установка на рост»), разработанная психологом Кэрол Дуэк.

Корреляция же между образовательными и профессиональными успехами индивидуума и его оценки по стандартным опросникам шкалы «сознательности» составляет в некоторых исследованиях до 40%!

Роль случая: как обществу относиться к научным выводам об успехе

Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:

Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?

Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.

Есть же связь между тестами и профессиональными и академическими достижениями. Но что за этой взаимосвязью стоит: реальные когнитивные способности человека, используемые при прохождении тестов, или повышенная мотивация, ответственность и интерес к решению абстрактных задач?

Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.

То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?

Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».

Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.

На данный момент в психологии поведения сформирован консенсус о том, что спор «Гены или среда» более не актуален — и что следует рассматривать взаимосвязь генов и среды. Многочисленные близнецовые исследования, которые являются основным инструментом современной поведенческой генетики, доказывают, что многие характеристики личности, включая интеллект, могут наследоваться. Но проявление наследственных черт, в свою очередь, зависит от уникальной среды, с которой сталкивается индивид.

Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».

Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.

Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.

А главной проблемой можно считать такой вопрос: что делать детям, которым все говорят о необходимости быть сознательным, ответственным и воспитывать в себе «установку на рост», но которым, в силу своей импульсивности или экстраверсии, таковыми быть не удается? В таких случаях формируется чувство вины из-за несоответствия ожиданиям взрослых, что крайне критично для несформированной детской психики.

Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.

Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *