Учение валаама что это
Статьи
Кем являлись николаиты и почему Бог ненавидел их деяния?
Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.
Раннюю идентификацию николаитов мы находим у ранних отцов церкви. Но в своем описании и их мнение разделилось.
Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Дн. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.
По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Хотя и возможно, что отцы церкви были правы, связывая николаитов с Николаем Антиохийцем (истории известны случаи, когда церковные лидеры впадали в ересь), это больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты. С другой стороны, имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у презренного еретика. Но в целом в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви единодушны.
Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату.
Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность. Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».
После осуждения эвионитов Иреней направил перо критики против николаитов. Николаиты учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.
Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».
Мы читаем некоторые очерки об истории николаитов в работах Евсевия: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным».
Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».
Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.
Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).
Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.
Иоанн отождествляет учение Валаама с двумя проблемами: «они ели идоложертвенное» и «любодействовали». Ранняя церковь постоянно боролась с проблемой компромисса с язычеством (1Кор. 8-10; Деян. 15:20, 29; 1Кор. 5:1; 6:12-20; Евр. 13:4, Числ 25:1-18).
Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.
Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.
В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.
Сергей ДЕНИСЮК (Кливленд, Огайо)
Учение валаама что это
НИКОЛАИТЫ — ЕРЕТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВЕ.
В Новом Завете, в книге Откровение, Иисус Христос, обращаясь к церквям (Откр. 1:1), расположенным в Асии (на территории современной Турции), обличает Пергамскую церковь, указывая на учение Николаитов, которого придерживаются некоторые из её членов:
Откр. 2:15 — «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу». Второе прямое упоминание о Николаитах находится в этой же главе, обращённое к Ефесской церкви:
Откр. 2:6 — «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу».
Учение происходит от Николая Антиохийца, который был один из семи человек, выбранных двенадцатью апостолами для служения в Иерусалимской церкви, чтобы они были ответственными за раздачу пищи (Деян. 6:3-6). Он был «обращён из язычников», то есть был неевреем. Ириней Лионский указывает на него как на родоначальника учения николаитов, что предполагает его падение и отхождение от Бога. Он называют это учение ересью и сектой.
«Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде
идоложертвенного. Поэтому сказано о них (Отк. 2:6) «в тебе хорошо то, что ты ненавидишь дело николаитов, которые и я ненавижу».
Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/Николаиты
Итак, дьявольский совет лжепророка сработал на сто процентов. «Миссионерки» царя моавитского с блеском справились с заданием своего господина. А сам этот случай стал классикой мировой политики. Различные правительства и спецслужбы до сих пор учатся у лжепророка Валаама лукавству и коварству.
«Хорошо ли тебе, красивый», — томно спрашивает очаровательная туземка. «О-о!»,- стонет от счастья пристукнутый похотью Израильтянин. «А это все тебе дали наши боги. Вино дал бог вина, мясо – бог плодородия. А меня тебе подарил наш добрый бог Ваал-Фегор. Нужно бы им поклониться…», — ласкаясь, продолжает верещать красотка. И шел Израильтянин к жертвеннику и к статуе Ваала, как вол на убой и как олень на выстрел…
О том, что пророк Валаам польстился на деньги Моавитского царя, и превратился в лжепророка, пишет Апостол Петр (2Петр 2:15). А также Апостол Иуда (11). А о том, что Валаам научил Валака ввести в грех Израильтян, и как именно, говорит Сам Господь в Откровении. (Откр. 2:14).
Сегодня некоторые люди, не зная Библии, читая историю с Валаамом и рассматривая поступок Финееса, крутят носами: «Да как же он мог так поступить. Женщину – копьем, в чрево… Как нехорошо он поступил… И за это Бог его благословил. Не могу верить такому Богу…». А иные, демонстрируя, ну, полное непонимание смысла, изобрели даже специальный уничижительный термин «Финеесомания». Что можно сказать по этому поводу? Одно: «Финеесомания» этих людей – от их недопонимания. Они не поняли того, что прочитали. Но зато – осудили. Остается надеяться, что в этих людях благоразумие все-таки возьмет верх.
—- И ОТДЕЛИЛ БОГ ДОБРО ОТ ЗЛА… —-
«И сказал Господь Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем…» (Числ.25:17,18).
Как понимать эти слова? От Бога – вражда? Не вражда от Бога, но спасение.
Бог тогда положил вражду между Израилем и Мадиамом, чтобы сохранить Израиль. Любое другое отношение Израиля к Мадиаму, кроме враждебного, неизбежно привело бы к повторению трагедии. Вспомним, как в Эдеме Бог сказал змею-сатане: «И вражду положу между тобою и между женою…». Этими словами Бог отделил добро от зла, положил четкую границу между ними.
Добро и зло не будут вместе, поскольку они враждебные, взаимоисключающие друг друга.
И это – от Бога. И в этом – спасение людей. Отрава не может примешиваться в здоровую пищу. Отношение Божьего человека к греховным делам должно быть резко отрицательным, воинственно враждебным.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Цитатник
Ульф Экман и католические тенденции в «Livets Ord» и «Слово Жизни Интернэшнл&ra.
Предсказания об Израиле, которым не суждено сбыться Предсказания об Израиле, которым не су.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Что нужно знать об учении Валаама
Отк. 2:14. «Есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака бросить камень преткновения пред детьми Израиля, чтобы они ели идоложертвенное и совершали блуд».
Если в церкви устанавливается николаитство, то также входит и это учение. Понимаете, если вы уберёте Слово Божье и движение Духа как средства поклонения (поклоняющиеся Мне должны поклоняться Мне в Духе и в истине), тогда вам придётся предложить людям взамен другую форму поклонения, а эта замена означает валаамство.
Если мы хотим понять, чем в Новом Завете является это учение Валаамово, то нам лучше вернуться в церковь Ветхого Завета и приложить применительно к третьему периоду и затем перевести в настоящее время.
Итак, Израиль подошёл к границам Моава и направил посланников к царю, говоря: «Мы братья. Позволь нам пройти через землю твою. Если наши люди или наши животные что-либо съедят или выпьют, мы с радостью оплатим это». Но царь Валак пришёл в крайнее возбуждение. Этот глава кучки николаитов и не собирался позволять церкви пройти с их чудесами и различными проявлениями Святого Духа, с их сияющими славою Божьей лицами. Это было слишком рискованно, поскольку он мог потерять часть своей толпы. Итак, Валак не разрешил Израилю пройти через его земли. Действительно, его страх пред ними был так велик, тогда он пошёл к наёмному пророку по имени Валаам и попросил его посредничать между ним и Богом и просить, чтобы Всемогущий проклял Израиль и сделал их бессильными. И Валаам, горя желанием принять участие в политических делах и стать известным человеком, был только рад этому. Но понимая, что он должен приблизиться и получить аудиенцию у Бога, чтобы проклясть народ, поскольку сам этого сделать не мог, он пошёл вопросить Бога, не получит ли он Его разрешения пойти и сделать это. Разве это не похоже на николаитов сегодняшних дней? Они проклинают всякого, не желающего идти по их пути.
Когда Валаам попросил у Бога разрешения пойти. Бог отказал ему. О как горько! Но Валак настаивал, обещая ему ещё большего вознаграждения и почестей. Так Валаам пошёл обратно к Богу. Достаточно было и одного ответа от Бога. Но не для своевольного Валаама. Когда Бог увидел его своенравие, Он сказал ему: поднимайся и иди. Тот быстро оседлал осла и рванул вперёд. Он, должно быть, осознавал, что это была просто Божья допускающая воля и что он не сможет проклясть их, даже если поедет и попытается сделать это двадцать раз. Как сегодня люди похожи на Валаама! Они верят в трёх Богов, крестят в три титула вместо того, чтобы крестить в ИМЯ, и всё же Бог посылает на них Духа, как Он посылал на Валаама, и они пойдут дальше, веруя, что они совершенно правы, и в этом они действительно настоящие валаамитяне. Видите, учение Валаама. Давайте, идите вперёд. Делайте по-своему. Они говорят: «Да, Бог нас благословил. Должно быть, всё в порядке». Я знаю, что Он благословил вас. Я этого не отрицаю. Но это тот же самый организованный маршрут, по которому поехал Валаам. Это вызов, брошенный Слову Божьему. Это ложное учение.
Итак, Валаам необузданно ехал по дороге, пока на его пути не встал ангел от Господа. Но тот пророк (епископ, кардинал, председатель, президент, областной и генеральный) был настолько ослеплён к Духовным вещам своими мыслями о славе, о почестях и деньгах, что он не смог увидеть ангела, стоящего с обнажённым мечом. Он встал там, чтобы воспрепятствовать безрассудному пророку. Да, бедный осёл увидел его и затоптался туда-сюда, пока не прижал ногу Валаама к каменной стене. Осёл остановился и не пошёл дальше. Он не мог. Итак, Валаам спрыгнул и начал его бить. Тогда осёл начал говорить Валааму. Бог позволил этому ослу заговорить на языках. Этот осёл не был гибридом; он был оригинальным семенем. Он сказал ослепшему пророку: «Разве я не твой осёл, верно возивший тебя?» Валаам ответил: «Да, да, ты мой осёл, и до сего дня ты верно возил меня; и если я не заставлю тебя идти, я убью тебя. Тпру! Что это, говорю с ослом? Забавно, послышалось, будто осёл говорит, а я ему отвечаю».
Бог всегда говорил на языках. Он сказал на пиру Валтазара и затем в Пятидесятницу. И сегодня Он снова делает это. Это предупреждение о скором грядущем суде. Тогда ангел предстал видимым пред Валаамом. Он сказал Валааму, что если бы не осёл, то он уже был бы мёртв, за то что искушает Бога. Но когда Валаам пообещал вернуться, он был послан вперёд с наставлением сказать только то, что Бог даст ему.
Именно это и сделали Константин и его преемники на Никейском Совете и после него. Они пригласили народ Божий на конвенцию. И когда церковь присела вкусить и поднялась поиграть (поучаствовать в церковных формах, церемониях и языческих праздниках, названных в честь христианских обрядов), она оказалась в ловушке; она совершила блудодеяние. А Бог вышел оттуда.
Вот что происходило с тех пор в каждом периоде. Бог освобождает людей. Они выходят через кровь, освящённые Словом, проходят через воды крещения и наполняются Духом; но спустя немного первая любовь хладеет и у кого-то возникает идея, что они должны организоваться, для того чтобы сохраниться они придумывают себе название, и они организовываются уже во втором поколении, а иногда даже до того. Они больше не имеют Духа Божьего, но только форму поклонения. Они мертвы. Они смешали себя, как гибриды, с вероучением и формой, и нет в них никакой жизни.
Деноминации не от Бога. Они никогда не были от Бога и никогда не будут. Это ложный дух, который разделяет народ Божий на иерархию и прихожан; и это ложный дух, который разделяет народ от народа. Это то, что делают организация и деноминации. Организовываясь, они отделяют себя от Слова Божьего и вводят сами себя в духовный блуд.
Обратите внимание, что Константин дал народу особенные праздники. Это были старые языческие праздники с новыми названиями, взятыми из церкви, или в некоторых случаях были взяты христианские обряды и злоупотреблялись в языческих церемониях. Он взял поклонение богу солнца и поменял его на поклонение Сыну Бога. Вместо празднования 21 декабря, когда они отмечали праздник бога солнца, они поменяли на 25 декабря и назвали это днём рождения Сына Божьего. Но мы знаем, что Он родился в апреле, когда появляется жизнь, а не в декабре. Они взяли праздник богини Астарты и назвали его празднованием пасхи, в то время как христиане подразумевают празднование смерти и воскресения Господа. Фактически это было языческим праздником Астарты.
Они поместили в церкви алтари. Они установили образа. Они преподнесли людям то, что они назвали апостольским вероучением, хотя вы не сможете найти этого в Библии. Они научили народ поклоняться предкам, и это сделало из Римской Католической Церкви самую величайшую церковь спиритизма в мире. Это была клетка для всякой грязной птицы. И у вас есть протестанты с их организациями, делающими то же самое.
Отк. 2:16. «Покайся, а иначе Я скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих».
Уильям Маррион Бранхам
Вавилонская блудница из книги Откровение
Валаам
Случилось это так. Когда евреи по Божию повелению ( Быт. 17, 8 ; Числ. 14, 23 : Втор. 1:3–4, 2:7–9, 14:18–19 ; Числ. 20:14–21 ) подошли к восточной границе земли обетованной, им пришлось для обеспечения себя с фланга и тыла вступить в победоносную борьбу с аморрейским и васанским царями ( Числ. 21 ) и таким образом на несколько месяцев остановиться по соседству с моавитянами и мадианитянами на так называемых «Равнинах Моавитских», близ Иордана, против Иерихона ( Числ. 22, 1 ). Между тем моавитяне и мадианитяне, видя, что евреи в это время занялись завоеванием царств аморрейского и васанского, прониклись мучительным опасением за свою участь и, после неудачной попытки прогнать часть евреев от своих границ вооружённою рукою, решились прибегнуть, по обычаю того времени, к губительной силе магических проклятий, т. е., волшебных вредоносных наговоров.
В то время магия, представлявшая в своих редких действительных фактах не что иное, как сильные гипнотические явления, практиковалась в широких размерах особенно в Халдее среди её первобытных обитателей аккадов. По имеющимся ныне сведениям, халдейская магия, представлявшая сначала ряд оставшихся в памяти народа загадочных фактов волевого целительного, или вредоносного воздействия, потом превратилась в искусство заклинания (благословения) и проклятия и нашла себе выражение в особых письменных произведениях, трактующих целительные явления магии под именем белой, а вредоносные и разрушительные под именем чёрной магии. Со временем уверенность в действительности и пользе магических действий из Халдеи проникла и к окружающим Месопотамию племенам и в том числе к моавитянам и мадианитянам. Поэтому, как только для этих племён стало ясным, что они не могут вооружённой рукой прогнать евреев от своих границ, они нашли нужным обратиться к магической защите известного в это время мага Валаама, сына Веорова из Пефора Арамейского (Месопотамского).
Касательно жизни и общественной деятельности этого мага до приглашения его моавитянами не имеется прямых исторических сведений. Известный еврейский писатель Филон в своём жизнеописании Боговидца Моисея на основании предания сообщает только, что Валаам славился своим искусством прорицателя, т. е., предсказания обращающимся к нему людям интересующих их событий из жизни природы и человеческой судьбы. Но так как моавитяне обращались к Валааму с просьбою проклясть евреев ( Числ. 22, 6 ), а не разгадать будущее, то отсюда следует, что Валаам был известен, может быть, гораздо более своею дивною способностью производить желательные ему изменения в жизнедеятельности предметов его магического воздействия посредством произнесения известных слов (магического внушения нужных мыслей и чувств).
По происхождению Валаам был несомненно семит и принадлежал, по всей вероятности, к сирийской ветви, т. е., отдалённым потомкам младшего сына Симова Арама ( Быт. 10, 22 ; 1Пар. 1, 17 ). О сущности его занятий и природных дарованиях можно составить понятие отчасти из факта приглашения его моавитянами проклясть евреев, отчасти из наименования его в Нав. 13, 22 словом косем ( קזסם ). Слово косем по новейшим исследованиям есть изменённое в устах евреев халдейскоф (аккадское) какама или какам и означает не только волхва в смысле прозорливца, обладающего даром предсказания будущего, но и в смысле чародея-заклинателя. Отсюда можно заключать, что маг Валаам был не только прорицатель-прозорливец, но и заклинатель и таким образом представлял в своей особе редкое соединение магической способности в полном и совершенном виде, именно обладал могучей волей заклинателя и чуткой проницательностью прозорливца. Намёк на эти свойства приглашённого моавитянами месопотамского мага, по-видимому, заключается и в его имени (прозвище) Валаам, представляющем изменение ассирийского (арамейского) Вilamat «господин слова и дела», т. е., сильный в слове и деле.
При таких дарованиях Валаам, подобно всем выдающимся халдейским магам, употреблял свою дивную могучую силу воли в форме проклятия для (мнимого, или действительного) отвращения губительного влияния злых духов, колдунов и устранения других несчастных случаев, которым подвергаются люди. В форме заклинания или «божественной» защиты он мог употреблять магическую силу (гипнотическую) своей воли для ограждения людей от всякого зла, напастей и болезней, для призывания на них защищающей от зла и поспешествующей во благо божественной воли. Вместе с тем, при способности схватывать вещим своим сердцем сокровенную связь мирового процесса во сне ( Числ. 22, 8, 19 ) и в знаменательных явлениях (по особому цвету облаков, блеску молнии, телодвижениям животных) окружающего мира ( Числ. 24, 1 ), Валаам, вероятно, занимался гаданием касательно намерений и судеб отдельных лиц и целых народов и на основании такого гадания давал более или менее полезные советы для выхода из затруднительных обстоятельств. На действительность магических заклинаний и предсказаний Валаама в прошлом, до приглашения его моавитянами, указывает и безоговорочное изложение св. писателем веры моавитян в силу проклятий этого мага ( Числ 22, 6 ) и признание св. писателем за благодеяние избавления евреев от его проклятий ( Втор. 23, 5 и Нав. 24, 10 ).
По религиозным убеждениям Валаам, подобно Праведному Иову и его друзьям, был поклонником истинного Бога, Которого и признавал Виновником своей способности прозревать будущее, произносить спасительные заклинания и губительные проклятия ( Числ. 22:8–12, 18–19; 23, 3, 26 и друг.).
Но теперь настроение Валаама было весьма не похоже на то, с каким он шёл до видения. Тогда он ещё утешался время от времени надеждою на соизволение Господа, сильно желал удовлетворить просьбу моавитян и с удовольствием воображал щедрые дары и славное возвращение в отечество. Теперь он чувствовал себя невольным исполнителем чуждых ему планов Вседержителя, и с досадою представлял недовольство моавитян на нежелательные последствия его приглашения. Тогда он горел ожиданием и сомнением, теперь он чувствовал тяжёлое утомление. До видения он ощущал свою силу и веровал в неё, теперь ему казалось будто дивная магическая сила оставила его…
Поэтому, когда моавитский царь, услышав о приближении Валаама к границам своей земли, вышел к нему на встречу, Валаам с грустью сказал ему: «вот я и пришёл к тебе, но могу ли я что от себя сказать: Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить. ( Числ. 22:38 ).
Однако Валак, при своём языческом воззрении, не понял смысла этих слов. Он понимал под благословением и проклятием те заклинания и проклятия, которыми славились халдейские маги и в числе их Валаам. Эти заклинания и проклятия, по тогдашнему верованию производили, независимо от согласия или несогласия действий мага с законом Божиим и вообще волею Божества, желательное влияние не только на ход стихий природы, но и на деятельность бесплотных могущественных духов. Благословение св. патриархов и пророков, в смысле некоторого (религиозного) действия, означает испрашивание у Вседержителя благословляемым всякого добра, а как результат такого действия – означает всякий дар, ниспосылаемый человеку от Бога или данный богатым человеком неимущему (ср. 2Кор. 9:5 ). Напротив, магическое заклинание, по аккадски (халдейски) еп, т. е., «Божия защита», представляет только условие (орудие) привлечения высшей силы для устранения временного случившегося или приближающегося бедствия. Благословение было живым, исшедшим из уст одного какого либо святого мужа (пророка) изречением или предсказанием милости Божией, или обещанием награды за благочестие; заклинание (магическое благословение), напротив, представляло неизменную, раз навсегда сложенную песнь (заповедное слово), заключающую настойчивое требование высшей помощи на случай какого-либо несчастия независимо от того, существует или нет в данную минуту опасность и страдание; заклинание, напротив, обусловливалось временными, частными проявлениями зла, в виде нападения врагов, бездождия, моровой язвы, болезней. Благословение изрекалось во имя Единого Истинного Бога, по Его внушению: заклинание, напротив, произносилось во имя богов ложных в надежде на силу заклинательной формулы, ради корыстных соображений магов в исполнение заявленного со стороны кого-либо суеверного желания спастись заклинанием от какой-либо беды. Точно также и проклятие св. патриархов и пророков отличается от магического. Св. мужи церкви Божией проклинали кого-либо. будет ли это отдельное лицо, семья, или целый парод, силою Божиею за преступление Божественного закона; у язычников проклятия, или вредоносные наговоры произносились только злыми колдунами, чародеями по злобе и зависти или скверного ради прибытка: Св. патриархи и пророки исполнение своего проклятия предавали на волю Господа Вседержителя. а злые чародеи – шептуны ( Ис. 8:19 ; Втор.18:10 ) ожидали нужных последствий от силы своего чародейственного наговора, способного якобы принуждать божественную или нечистую силу к совершению того или другого желательного действия.
В силу такого воззрения на условия магических заклинаний и проклятий, Валак, несмотря на заявление Валаама, что он не может от себя произнести проклятия на ненавистных моавитянам евреев, – трижды пытался возводить месопотамского мага на вершины гор, трижды устроял там жертвенники в честь Бога Валаамова (Иеговы), однако, устрашённый грозным предостережением ангела, Валаам всякий раз произносил, вместо проклятий на евреев, вдохновенные ему свыше притчи – благословения. Называя благословения мага Валаама притчами, св. писатель, по-видимому, хотел этим показать, что каждое из этих благословений, представляя по своей сущности и форме небольшую по объёму пророческую речь, содержит указание на общие постоянные и неизменные законы, условия и фазисы существования избранного народа. При этом в первых четырёх притчах своих Валаам говорит исключительно об избранном народе в его отношениях к родственным племенам, а последние три содержат пророчество о судьбах народов иноплеменных, имевших лишь временное наиболее важное соприкосновение с народом израильским.
Но и вторичное превращение проклятия в неприятное моавитскому царю благословение не погасило в последнем надежды на возможность услышать проклятие на ненавистных ему евреев из уст месопотамского мага. «И сказал Валак Валааму пойди, я возьму тебя на другое место; может быть угодно будет Богу и оттуда проклясть мне его (Израиля). И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращённого к пустыне» ( Числ. 23:27–28 ), точнее к той незаселённой части Иорданской долины, где располагался станом готовый к переходу в Ханаан народ еврейский (ср. Числ. 23:48 ; Втор.3:29 ).
Однако на эту возвышенность Валам вступил уже более по настоянию Валака, чем по собственному желанию. Он уже чувствовал себя утомлённым и не имел твёрдого намерения умолять Божество о позволении проклясть загадочный для него народ, вышедший из Египта. В его духе быстро пронеслись события, случившиеся во время его сборов в Моавию и на пути к границам этой земли. С невольным страхом он вспомнил, как свойственное ему бурное тёмное и грозное настроение мага превращалось в тихий согревающий свет пророческого озарения. Ему все более и более становилось ясно, что Иегова неизменно благоволит шатрам Израиля и дышит на них обилием блага и милости. Поэтому, когда на вершине Фегора были принесены установленные жертвы ( Числ. 23:29–30 ), Валаам мысленно увидел, что Господу угодно только благословлять Израиля, и не пошёл уже, как прежде, на высоты Ваала и Фасги, для волхвования, т. е., высматривания повелений Божества в знаменательных (по учению халдейской астрологии) явлениях окружающей природы, но обратился лицом своим к пустыне (равнине) и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий ( Числ.24:2 ). На этот раз месонотамский маг приведён был силою Божиею в состояние высшего духовного (психофизического) возбуждения, неудержимого позыва выразить открытое ему пророчественное созерцание в форме пророческой притчи-песни. По своим внешним обнаружениям это возбуждение у Валаама, как прорицателя вообще, по-видимому, сопровождалось судорогами, трепетанием членов, закатыванием глаз, дрожанием губ, колебанием груди, а с внутренней ощущалась, как тяжкая дремота, соединённая с ужасом, при которой самосознание то потухает, то вспыхивает, а сила самообладания и способность управлять ходом представлений ослабляются, и вообще наступает потемнение сознания внешнего мира вследствие всецелого устремления ума на предмет созерцания. По прекращении этого возбуждения, обусловленного увлечением уже предметом созерцания, наступает второе, полное потемнение сознания, от которого созерцатель как-бы пробуждается, т. е., приходит в обычное состояние (подобное состояние отчасти переживали и св. пророки (см. Быт. 2:21, 15:12 ; Иов. 4:13–14 ; Лук. 9:32, 33 ; Деян. 10:10, 22:17 ; 2Кор.12:2, 3 ).
«И воспламенился гнев Валака на Валаама и всплеснул он руками своими, и сказал Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз. И так беги в своё место; я хотел почтить тебя, по вот Господь лишает тебя чести ( Числ. 24:10–11 ). Но это не прекращает нашедшего на Валаама вдохновенного созерцания, и он, движимый этим пламенем, возвещает Валаку в качестве предостерегающего совета будущие судьбы моавитского народа, имеющие наступить при конце дней ( Числ. 24:12–13 ). По свидетельству Валаама, пред его духовным взором развёртывается беспредельная сцена мировой жизни народов. На горизонте этой сцены, со стороны шатров Израиля, как-бы в туманной дали, месопотамский прозорливец видит появление Грядущего, этого идеального Давида ( Иез. 34:23–24 ) в образе звезды, как эмблемы Божественного достоинства (халдеи представляли Божество в форме лучезарной звезды, понятие Бог они изображали знаком звезды). При некотором приближении эта звезда видится духовному оку прозорливца как подобие человека, облечённого в лучезарное сияние небесного светила. И вот этот Прообраз Давида (ср. 2Цар. 21, 17 ), этот таинственный Бог в человеческом образе (ср. Откр.22, 16 ) сокрушает князей Моава и сковывает разрушительные порывы буйных сынов злого человекоубийцы (бога войны, по верованию египтян) Сета ( 2Цар. 8 ). К числу их принадлежит племя идумеев. В лице амаликитян они первые причинили зло Израилю ( Исх. 17 ) и Втор.25:17–19 ). И вот этот враждебный Израилю и его идеальному Владыке Эдом будет в наказание за эту свою вражду навсегда во владении других народов, а Израиль, в лице грядущего звездообразного Вождя, явит несокрушимую далеко влияющую силу. В определённый час этот лучезарный Победитель, потомок Иакова, восстанет из своего как бы покоящегося существования и предаст пагубе все то, что помышляло спастись от Его праведного мщения бегством из разрушенного города, т е., из развалин богопротивной гражданственности ( Числ. 24:14–19 ).
Но этим не кончилось пророческое предсказание месопотамского мага царю моавитскому. Валаам ещё не пришёл в обычное своё душевное настроение. Подобно медленно погасающему сиянию лучей заходящего солнца, божественное вдохновение, озарившее душу Валаама, погасло не вдруг, а постепенно. Подобно вспышкам вечерней зарницы, оно вспыхнуло ещё раза три в душе Валаама, и в лучах его он прозрел судьбы известных ему, соприкосновенных с Израилем, Моавом и Эдомом, народов – амаликитян, кенеев, ассириян и скифов. Погибнут подавшие худой пример ненависти к Израилю амаликитяне, не останутся безнаказанными пользующиеся покровительством евреев неблагодарные кенеи. Грозные ассирияне, по своему обычаю переселять пленных в свою страну, уведут это коварное племя за Ефрат, и оно исчезнет там в разноплемённо волнах могучего Ассирийского государства. Но такова же судьба и грозной Ассирии и родного Валааму Арама. Вот во мгле северных туманов к северо-западу от Киттима (царства хеттеев) мелькают перед озарённым свыше оком Валаама необозримые полчища народов Гога – скифов, Вседержитель выведет их от краёв севера (см. Иез. 38, 39 ), и они поразят и смирят гордую крепость высокомерных ассириян и подобных им разорителей и грабителей потомков Евера (Иактана), населяющих родной Валааму Арам и Аравию. Но вместе с ними при конце дней всемирной истории погибнут и Гог, и все его полчища ( Числ. 24:20–24 ).
Таково содержание притч Валаамовых, представляющих как-бы абрис исторических судеб народов, представляющих из себя типы такого или иного отношения к избранному Богом народу. С точки зрения указанных в них знаменательных фактов следовало бы отвести Валааму почтенное место среди провозвестников истины, поставить его в число светильников земли. Однако его последующее поведение заставляет думать о нем не так, как бы желалось. В Числ. 31, 16 писатель Пятокнижия передаёт, что «по совету Валаама Мадианитские женщины были для Израильтян поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», а в Числ. 25 эта преступная и злополучная история изображается подробно. Как же могло это случиться, каким образом Валаам оказался виновником нечестия и погибели некоторых сынов Израиля?
Для нравственной оценки с точки зрения откровения должно принимать во внимание не весь путь земной жизни, не дела вообще, а только дела последних дней земной жизни, состояния, предшествующие непосредственно отрешению человека от телесной оболочки ( Иез. 18:24 ; 2Цар. 11, 24 ; Мк.12, 36 ). Между тем Валаам в последние дни своей жизни поступал беззаконно ( 2Цар. 11, 16 ), заявил сознательно своё непослушание Вседержителю в отношении к израильтянам, научил мадианитян и моавитян ввести их в соблазн преступным служением Фегору ( Числ. 31, 16, 25 ; Апок. 2, 14. 15 ), а непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление тоже, что идолопоклонство ( 1Цар. 15, 23 ). В деле приглашения Валаама моавитянами проклясть евреев Господь положил пред Валаамом преткновение, и он отступил от правды своей, сделал беззаконие и нераскаянно в нем умер ( Числ. 31, 8 ; Иез. 18, 24. 26 ), ибо Господь вразумлял его словами и видениями, чудесной речью ослицы и страшным явлением Ангела с обнажённым мечем ( Числ. 24:4. 16; 22:22–35 ). Господь поразил Валаама мечем евреев ( Числ. 31:8 ; Нав. 13:22 ), потому что сей богато одарённый Богом маг забыл, что принял и слышал, не хранил сего и не покаялся ( Апок. 3:3 ). Поэтому, несмотря на своё пророчество о пришествии Христа Искупителя ( Числ. 24:17 ), Валаам не удостоился не только названия пророка, но и человека Божия (ср. 1Цар. 2:27–36 ; 3Цар. 13:1–10 ), а назван общим всем языческим магам словом прорицатель ( Нав. 13:22 ).
Но за всем тем может возникнуть вопрос, каким образом он послужил органом откровения о пришествии Избавителя, и есть ли аналогичные ему личности среди избранного народа?
На эти вопросы возможен лишь такой ответ. Как для произрастания, т. е., обнаружения слова Божия пригодна не всякая земля, а только добрая, так и для полного восприятия и яркого выражения даров и откровения Св. Духа годен не всякий верующий, а лишь верующий с особым качеством своего темперамента. Изучение состояний пророков в момент восприятия ими откровения и самой формы выражения ими воспринятых Божественных речей и видений даёт основание думать, что св. пророки по особому Божию смотрению ( 1Кор.12, 10. 29 ) от прочих святых учителей, также снедаемых ревностью по Боге, отличались пламенным темпераментом и природным поэтическим даром (чуткости и красноречия), который давал им возможность вполне ясно воспринимать глаголы и явления Господа и воспринятое сообщать своим верующим братьям не в форме спокойного, хотя и глубоко назидательного повествования или рассуждения, а в виде увлекающей, яркой, картинной, мерной речи. И вот эти-то два, присущие святым пророкам свойства, т. е., пламенный характер и поэтическое дарование и есть, думается, то общее (у Валаама с пророками) условие, благодаря которому обладающий этими свойствами Валаам, несмотря на своё преступное корыстолюбие и упорное непослушание Богу, оказался способным восприять и выразить Божественное откровение касательно судеб Св. Церкви. Поэтому нужны были только особенные обстоятельства жизни, в роде изображённых в Числ. 22–24 гл., и Валаам при его правоверии и поэтическом чувстве «слышит слова Божии, ощущает в себе ведение Всевышнего, видит видения Всемогущего» ( Числ. 24, 4. 16 ).
И за всем тем Валаам не представляет из себя нечто вполне исключительное в истории Церкви. Напротив, по своим чрезвычайным дарованиям, по особому благословению Господа и по особой превратности судьбы он весьма походит на двух странных еврейских мужей: судию Сампсона и царя Саула. Оба эти мужа были назначены Господом для прославления Господа посредством спасения Его народа ( Суд. 13:5, 25 ; 1Цар.9:16, 17 ); оба отличались особенным телесным превосходством ( Суд. 16:3 ; 1Цар.10:24 ); оба были способны к пророческому восприятию Духа силы ( Суд. 13:25, 14:6, 19, 15:14 ; 1Цар.10:10, 11:6, 19:23 ); оба, как бы совсем забывая веления Господа, без всякой внутренней борьбы увлекались своеволием, сообразно отличительным свойствам своей природы: Сампсон – неумеренным половым влечением ( Суд. 14:1–3, 16:4–17 ), Саул – упорным своенравием и самонадеянностью ( 1Цар. 11:5, 7, 13, 13:8, 9, 11, 14:44, 15:9, 24 ), и по сему оба закончили заключительную половину своей жизни тоскливым, мучительным сознанием явного Божественного отвержения ( Суд. 16:17 ; 1Цар.16:14, 18:10 и др.) и крайне трагическим концом – самоубийством ( Суд. 16:28–30 ; 1Цар.31:4–6 ). И как странная (сама по себе преступная), исключительная страсть Сампсона к дочерям (женщинам) филистимлян ( Суд. 14:1–3; 15:1, 4 ) по устроению Господа послужила для Сампсона поводом к наказанию филистимлян за господство их над евреями (ст. 4), так и в данном случае – корыстолюбие и честолюбие Валаама послужили поводом к тому, чтобы он «свой дивный магический дар прорицания употребил на благословение духовных потомков Израиля и посредством своего пророческого дарования (но не призвания) прославил имя Вседержителя пред лицом народов.