Услуги оператора фискальных данных что это

Что такое ОФД простыми словами

ОФД — посредник между пользователем кассы и налоговой службой. Разбираемся, как он работает и для чего нужен.

В России действует закон 54-ФЗ о применении онлайн-касс. Он обязывает организации и предпринимателей при расчетах использовать контрольно-кассовую технику c фискальным накопителем и передавать данные с кассы в налоговую службу онлайн*. Для этого между пользователем кассы и ФНС нужен посредник — ОФД.

Оператор фискальных данных (ОФД) — это организация с разрешением от ФНС на обработку фискальных данных. Она обязана передавать информацию с онлайн-кассы в ФНС и обеспечивать ее конфиденциальность, защиту и хранение в течение 5 лет.

Как работает оператор фискальных данных

Касса формирует не только чеки, но и разные отчеты: о регистрации или перерегистрации ККТ, об открытии и закрытии смены. Эти документы называют фискальными.

ОФД через интернет получает фискальные данные c кассы, обрабатывает, сохраняет и отправляет в ФНС.

Оператор формирует подтверждение — фискальный признак — для каждого фискального документа и отправляет на кассу.

Документы, полученные оператором, отражаются в личном кабинете ОФД.

При этом обязанность сдавать налоговую отчетность у предпринимателя или организации остается.

Сервисы ОФД

Операторы фискальных данных предоставляют пользователям личный кабинет с набором возможностей:

Как начать работу с ОФД

Выберите подходящую компанию из реестра аккредитованных ФНС операторов, заключите договор и оплатите счет. Посмотрите, как начать работу с Контур.ОФД.

Пользуйтесь возможностями Контур.ОФД 3 месяца бесплатно

Пользуйтесь всеми возможностями Контур.ОФД бесплатно 3 месяца и выполняйте требования 54-ФЗ!

Источник

ОФД: что это такое простыми словами

Чтобы автоматизировать расчеты с покупателями в соответствии с ФЗ № 54 (далее — Закон), необходимо установить онлайн-кассу. Но это еще не все. Устройство должно отправлять электронные чеки в ФНС в режиме онлайн. Делается это не напрямую, а через оператора фискальных данных. Если говорить простыми словами, что такое ОФД, то это промежуточное звено между пользователем кассы и налоговой инспекцией, которое играет роль посредника. Разбираемся, в чем специфика его деятельности и для чего он нужен.

ОФД: что это такое и кто с ним должен работать

ОФД — это организация, которая имеет официальное разрешение на обработку фискальных данных в соответствии с Законом, выданное налоговой службой. Главные задачи оператора — получать от ККТ фискальные чеки, БСО и отчеты в цифровом виде, обрабатывать их, перенаправлять в ФНС и хранить в течение 5 лет.

Функции ОФД

Обязанности операторов фискальных данных регламентированы п. 2 ст. 4.5 Закона. Рассмотрим подробнее, что такое ОФД и какие функции он выполняет:

Для оказания услуг ОФД должен использовать собственный веб-сайт с указанием контактной информации, серверное оборудование и другие технические средства для обработки, защиты и хранения данных.

Кто должен взаимодействовать с ОФД

Согласно Закону (ст. 1.2), онлайн-кассы для регистрации расчетов с покупателями должны использовать частные предприниматели и организации в сферах:

Они должны заключить договор обслуживания с ОФД, чтобы отправлять данные в ФНС в режиме онлайн. Иначе не смогут работать с кассами в соответствии с законодательством. Эти требования распространяются почти на весь бизнес, а также на бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги.

Кто не обязан сотрудничать с ОФД

Работать без заключения договора с ОФД могут все хозяйствующие субъекты, которых Закон освобождает от использования ККТ. В этот список попали следующие виды деятельности:

Все сферы бизнеса, в которых можно не использовать ККМ, перечислены в ст. 2 Закона. Обязанность использования ККМ не зависит от налогового режима и формы собственности. В конце июня 2021 года закончилась последняя отсрочка по установке касс для отдельных «частников», работающих без наемного персонала. С этого момента все ИП на ПСН, ЕСХН, УСН и ОСНО обязаны проводить расчеты с клиентами только через кассу, даже если работают в одиночку, оказывают услуги и продают товары собственного производства. Сегодня работать без ККМ могут только физлица и ИП, зарегистрированные в качестве самозанятых на спецрежиме НПД (налог на профессиональный доход). Так как кассу использовать не надо, соответственно, и услуги ОФД тоже не понадобятся.

Бизнес в отдаленных и труднодоступных местностях

Если предприниматель осуществляет торговлю или оказывает услуги в труднодоступных населенных пунктах, применение ККМ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона). Список таких местностей определяет региональная власть.

Если деятельность ведется в в селах и деревнях, где нет интернета, ККМ используется в автономном режиме, то есть без подключения к сети. Продавец обязан пробить чек за каждую продажу и отдать его клиенту, при этом можно не отправлять ФД в налоговую службу в режиме онлайн. Договор с ОФД в данном случае тоже не нужен.

ОФД: актуальный список фирм на сайте ФНС

Актуальный список фирм ОФД приведен на интернет-ресурсе ФНС. В него входят юрлица, получившие соответствующее разрешение. По состоянию на IV квартал 2021 года список операторов включает 18 организаций.

Сведения об ОФД, зарегистрированных в налоговой, представлены в табличном виде, где помимо названий организаций, указаны ИНН и даты выдачи разрешений на обработку ФД. Каждая компания предлагает клиентам несколько тарифных планов с разными сроками обслуживания. Также можно оформить готовое предложение с дополнительными услугами, в том числе:

Например, в «Платформа ОФД» доступно 7 тарифов:

Чем больше срок договора, тем ниже получается стоимость за месяц. Тариф на короткий период (день, месяц или квартал) подойдет для сезонного бизнеса.

Файл с перечнем ОФД и контактной информацией доступен для скачивания на сайте ФНС.

Источник

Что такое ОФД и как оператор фискальных данных связан с онлайн-кассами

При подключении онлайн-кассы нужно выбрать ОФД. Как выбирать: перебором, наугад, остановиться на первом попавшемся?

Услуги оператора фискальных данных что это

Виктор Подгорский

Когда предпринимателю предстоит подключать онлайн-кассу, он узнает о том, что ему еще нужно заключить договор с оператором фискальных данных. Коротко их еще называют ОФД. В этой статье отвечаем на самые частые вопросы об операторах фискальных данных.

Что такое ОФД и для чего он нужен

Прежде чем говорить об ОФД, немного введем в курс по онлайн-кассам. По закону продавец должен использовать онлайн-кассы при продаже товаров и услуг физлицам, представителям компаний или ИП.

Пробивать чеки нужно, когда покупатель оплачивает товар наличными, картой или смартфоном. А если покупатель — физлицо без статуса ИП, то при любых безналичных расчетах с ним.

С июля 2019 года на онлайн-кассы перешли почти все предприниматели. Но некоторые получили отсрочку до 1 июля 2021 года. Это ИП, которые работают в сфере услуг или продают товары собственного производства, работают без наемных работников по трудовым договорам.

ИП на патенте, торговцы мороженым в киосках, аптеки в селах могут работать без онлайн-касс бессрочно.

Онлайн-кассы нужно использовать при продаже в офлайн-магазинах и через интернет. У касс две функции:

Как раз для отправки данных нужен оператор фискальных данных.

Как работает оператор фискальных данных

Онлайн-касса выглядит как кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем. Она печатает платежные документы, которые называют фискальными: чеки продажи, возврата, отчеты об открытии и закрытии смены.

Во время каждой продажи фискальный накопитель шифрует и отправляет информацию в налоговую. Упрощенно процесс выглядит так:

Налоговая видит каждую покупку в магазине: что купили, стоимость, время покупки, имя кассира, который выдал чек, — и контролирует доходы предпринимателей.

Кто может работать без ОФД

Фискальный накопитель онлайн-кассы передает информацию через ОФД в налоговую, если есть интернет. Но есть компании, которые не могут подключить онлайн-кассу к интернету: их бизнес находится в труднодоступной местности.

«Труднодоступный район» — это термин из закона. Интернет там работает нестабильно или его вообще нет. В таких населенных пунктах кассы должны использовать только те компании и ИП, которые торгуют подакцизными товарами. Все остальные — нет. Например, магазину в селе Ключи Алтайского края касса не нужна. Но продавец все равно обязан выдавать покупателю документ с обязательными реквизитами, который подтвердит расчет.

В законе есть еще термин «отдаленные районы». Интернет там может работать прекрасно, но все дело в численности населения. Если в таких населенных пунктах проживает не больше 10 тысяч человек, то по закону можно работать без ОФД. Например, к отдаленным районам относится деревня Алешино Новгородской области.

Местные магазины используют онлайн-кассы, но они могут работать в автономном режиме, без подключения к интернету. Им не нужно заключать договор с ОФД и оплачивать услуги оператора. Такие магазины все равно обязаны выдавать документы об оплате с обязательными реквизитами, причем чеки могут быть даже рукописные, на бланках.

Автономный режим нужно настроить во время регистрации кассы. Все данные о продажах хранит фискальный накопитель. Налоговая запрашивает эти данные, когда владелец онлайн-кассы меняет фискальный накопитель или снимает кассу с учета.

Условия и требования к ОФД

Главные обязанности ОФД — обрабатывать и передавать данные в налоговую в режиме реального времени. Но это еще не все, вот что еще делает ОФД:

Компания может получить статус ОФД, если получила разрешение от ФНС на обработку фискальных данных и включена в реестр ОФД.

Предпринимателю не нужно знать все требования закона 54-ФЗ к оператору. Достаточно убедиться, что он числится в реестре ОФД. Если оператора нет в списке, с ним нельзя заключать договор. Допустим, вы хотите подключить Платформу ОФД. Открываете реестр на сайте ФНС, находите в нем компанию. Все в порядке, Платформа ОФД есть в списке, можно подключаться:

Некоторые компании не могут работать операторами фискальных данных, даже если соответствуют законодательным и техническим требованиям. Так бывает, если руководителя и бухгалтера компании уволили с предыдущего места работы того, что они раскрыли коммерческую тайну.

Все эти требования предпринимателям тоже помнить не надо, их проверяет налоговая. Если оператор не соответствует требованиям закона, она не выдаст разрешение на обработку данных. Если ОФД перестал соответствовать закону, налоговая аннулирует действующее разрешение.

Как выбрать ОФД

Компании и ИП самостоятельно выбирают ОФД. Это непросто, операторов фискальных данных много, вот лишь малая часть реестра:

Вот что нужно проверить в первую очередь:

Операторов на рынке так много, они соревнуются в дополнительных сервисах и услугах для бизнеса. Например, большинство дает скидку при покупке у них онлайн-кассы и фискального накопителя.

Аналитика продаж. Некоторые ОФД предоставляют аналитику показателей продаж, контроль выручки в режиме реального времени, выгрузку отчетов в формате xls.

Личный кабинет. Проверьте, что у ОФД есть личный кабинет. В нем удобно контролировать работу: отслеживать, кто оформлял возврат, когда и на какую сумму. Бухгалтеру удобно сверять сумму фактических приходов с деньгами в кассе, делать отчеты по нужным параметрам.

У некоторых ОФД в личном кабинете можно контролировать состояние онлайн-касс по подразделениям, например по филиалам в разных городах, торговым точкам и даже по каждой кассе отдельно.

Мобильное приложение. С помощью него удобно отслеживать показатели продаж можно прямо с телефона. А если чеки, перестанут уходить всегда можно написать в чат и решить свою проблему.

Все опции могут входить в тариф или оплачиваться дополнительно — проверьте это при подключении к ОФД.

Сколько стоит подключиться к ОФД

Стоимость услуг у всех ОФД примерно одинаковая: подключить одну онлайн-кассу к оператору можно за 3000 ₽ в год.

Есть разные тарифные планы: на год, три года, месяц или даже на несколько дней.

На сайте оператора можно выбрать удобный тариф под потребности компании: добавить дополнительные услуги, доплатить за КЭП, фискальный накопитель или онлайн-кассу.

У многих ОФД есть бесплатный пробный период на один или три месяца. Можно поработать с оператором и, если он не подходит, расторгнуть договор и подключиться к другому ОФД.

Как подключиться к ОФД

Подключение к ОФД — один из шагов на пути регистрации онлайн-кассы.

Шаг 1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Она понадобится, чтобы подписать договор и удаленно поставить онлайн-кассу на учет в налоговой инспекции. Без КЭП придется идти в ИФНС и заполнять заявление. Купить электронную подпись можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, цена — от 2000 ₽.

Список удостоверяющих центров есть на сайте Минкомсвязи.

Шаг 2. Заключите договор с ОФД. Без договора не получится зарегистрировать онлайн-кассу на сайте ФНС. Выберите ОФД, зарегистрируйтесь в личном кабинете, оплатите счет. С момента оплаты считается, что договор между вами и ОФД заключен.

Шаг 3. Зарегистрируйте онлайн-кассу на сайте ФНС. В личном кабинете используйте вкладку «Учет контрольно-кассовой техники».

Нажмите «Зарегистрировать ККТ» и выберите пункт «Заполнить параметры заявления вручную».

Откроется форма «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», в ней укажите следующее:

Подпишите и отправьте электронное заявление. Если проверка пройдет успешно, в столбце «Состояние» появится индивидуальный регистрационный номер ККТ.

Шаг 4. Введите индивидуальный регистрационный номер в свою онлайн-кассу. Как только вы получите регистрационный номер, введите его в онлайн-кассу — на это есть сутки с момента отправки заявления. Если не успеть, придется повторно подавать заявление на сайте налоговой. Если вы все сделали верно, онлайн-касса выдаст чек — он понадобится для отчета.

Шаг 5. Сделайте отчет о регистрации онлайн-кассы. Вернитесь в личный кабинет налоговой, на вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Напротив вашей кассы — «Отчет о регистрации ККТ». Укажите в нем время получения чека, его порядковый номер и фискальный признак — это 10 цифр на чеке с аббревиатурой «ФП» или «ФПД». Проверьте еще раз данные и нажмите «Подписать и отправить».

Шаг 6. Получите карточку регистрации онлайн-кассы. Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС.

Шаг 7. Подключите онлайн-кассу к ОФД. Добавьте кассу в личном кабинете на сайте ОФД: откройте вкладку «Подключение ККТ», введите параметры для настройки — у каждого оператора они свои, после нажмите «Регистрация ККТ». Ваша касса синхронизируется с оператором. Все, теперь можно продавать.

Проблема: касса не отправляет чеки в ОФД

Первая причина. Касса не может подключиться к интернету: проблемы на линии у провайдера, неправильные настройки соединения, не оплачен счет за интернет, поврежден роутер или перебит сетевой кабель.

Что делать. Перезагрузите кассу. Если это не помогло, обратитесь к системному администратору или оператору связи, чтобы устранить проблему. Кассир может работать с кассой, даже если нет интернета. Касса сохранит данные на фискальном накопителе и отправит их ОФД, когда соединение с сервером восстановится.

Вторая причина. Касса сломалась или она неверно настроена. Из строя может выйти модуль связи или фискальный накопитель — он действует от 13 до 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговой инспекции.

Что делать. Обратитесь к техническому специалисту или в сервисный центр. Возможно, придется купить новую кассу или фискальный накопитель. Работать на неисправной кассе нельзя.

Проблема: сервер ОФД временно недоступен по техническим причинам

Причина. Проблемы с сервером ОФД. На чеке появится надпись: «ОФД не отвечает».

Что делать. Проверьте связь с оператором: в меню кассового аппарата выберите «Сервис», затем «Диагностика ОФД». Касса выдаст бумажный отчет с параметрами подключения онлайн-кассы к провайдеру. С этим отчетом, информацией о регистрации устройства в ФНС и скриншотом первого неотправленного фискального документа обратитесь к ОФД. Если проблемы со стороны оператора, он должен сам их устранить.

Штрафы за нарушение закона 54-ФЗ

Если предприниматель нарушает закон 54-ФЗ, он может получить штраф.

Источник

Оператор фискальных данных (ОФД)

Таким образом, ОФД (оператор фискальных данных) – это организация, задачей которой является сбор, хранение и передача данных от контрольно-кассовой техники (ККТ) в Федеральную Налоговую Службу (ФНС).

Отметим, что с 1 июля 2017 года все владельцы контрольно-кассовой техники должны прибрести и использовать новую кассовую технику, которая подключена к сети Интернет и обязаны заключить договоры на техническое обслуживание с оператором фискальных данных.

Как работает оператор фискальных данных

Согласно требованиям закона 54-ФЗ, оператор фискальных данных – это специализированное юридическое лицо, располагающее необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением, способным получать с контрольно-кассовой техники сведения о каждой совершенной покупке.

В дальнейшем оператор фискальных данных, обработав данные о совершенной покупке, должен присвоить чеку уникальный номер, который оператор фискальных данных должен направить продавцу, а всю полученную информацию обязан передать на сайт налогового ведомства.

При этом все действия оператора фискальных данных по обработке чека и отправке данных о совершенной покупке на сайт ФНС должны быть осуществлены в режиме реального времени.

Таким образом, механизм работы оператора фискальных данных заключается в следующем:

После совершения покупки покупателем касса создает транзакцию и направляет ее в фискальный накопитель.

Фискальный накопитель сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком и отправляет данные на сервера ОФД.

В свою очередь ОФД создает ответный фискальный признак, который он высылает обратно ККТ и передает данные о расчетах в налоговую инспекцию.

Вся цепочка действий занимает всего несколько секунд.

После этого покупатель получает бумажный и электронный чек (присылается на электронную почту или абонентский номер).

Эти чеки содержат QR-код и ссылку, которые покупатель может использовать для проверки чека специальными сервисами.

Договор на обслуживание с оператором фискальных данных

В соответствии с требованиями закона 54-ФЗ торговая организация перед тем, как зарегистрировать новый кассовый аппарат в налоговом органе, должна предварительно заключить договор на обслуживание с оператором фискальных данных.

Годовое обслуживание каждой единицы контрольно-кассовой техники заключается в предоставлении комплексного пакета услуг.

Комплексный пакет услуг заключается в предоставлении услуг по:

приему и передаче фискальных данных;

созданию Личного кабинета пользователя;

обеспечению доступа пользователя к Личному кабинету

аналитической обработке сведений о покупках;

мониторингу полученных сведений.

Чтобы заключить договор с оператором фискальных данных следует выбрать подходящую организацию из существующего списка, который размещен на сайте ФНС России.

Регистрация на сайте оператора фискальных данных

После этого необходимо зарегистрироваться на сайте ОФД, указав свои регистрационные данные:

юридический статус ИП или ООО;

контактные сведения: почта и номер телефона.

Всем клиентам операторы предлагают стандартные договоры, которые необходимо подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).

Регистрация кассовой техники в ИФНС

Далее надо зарегистрировать кассовую технику в ИФНС (это можно сделать в режиме онлайн на сайте налоговой службы).

После этого следует подать заявку ОФД для подключения кассы к базе оператора, после чего ККТ начнет работать в новом режиме, передавая фискальные данные для обработки.

Кто и как может стать оператором фискальных данных

Оператором фискальных данных может стать любое юридическое лицо.

При этом наиболее вероятными претендентами на включение в список операторов фискальных данных, размещаемый на сайте ФНС России, являются:

организации, которые предоставляют услуги по составлению и передаче отчетности посредством электронных устройств;

крупные торговые сети, имеющие желание создать свою систему по передаче фискальных данных;

компании, осуществляющие деятельность в области высокоточных технологий;

производители кассовых аппаратов.

Требования к операторам фискальных данных

Требования к ОФД, предусмотренные федеральным законом, заключаются в следующем:

в наличии лицензии, выдаваемой ФНС на обработку фискальных данных;

в наличии лицензии на техническую защиту сведений, полученных от торговой организации, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

владение нежилым помещением, принадлежащее на праве собственности или аренды, расположенное на территории Российской Федерации;

в наличии специального оборудования, предназначенного для обработки фискальных данных и формирования фискального признака с целью передачи на сервер ФНС.

Технические требования к ОФД

Приведем Перечень технических требований, которые должен выполнять ОФД.

Так оператор фискальных данных обязан:

получать и обрабатывать любые сведения, поступившие от зарегистрированной контрольно-кассовой техники, в том числе, если эти сведения зашифрованы;

направлять на ККТ подтверждение о получении данных, защищенных фискальным признаком;

исполнять предусмотренные законом Протоколы информационного обмена данными между ККТ и технической базой ОФД и сервером налоговой службы.

Отметим, что при не выполнении хотя бы одного из этих требований оператор фискальных данных лишается возможности осуществлять деятельность по обработке фискальных данных.

Условия, которые должны быть выполнены оператором фискальных данных

Условия, которые должны выполнять ОФД, содержатся в законодательстве о применении ККТ.

Так оператор фискальных данных должен:

обрабатывать полученные фискальные данные о покупках в режиме реального времени со всех единиц контрольно-кассовой техники, которые обслуживаются у оператора на основании заключенного договора на обслуживание;

ежедневно передавать все полученные с кассовых аппаратов сведения на сайт ФНС. При этом с момента получения данных должно пройти не более суток;

бесперебойно обрабатывать фискальные данные и обеспечивать техническую защиту с целью недопущения утечки или потери информации, а так же для предотвращения доступа к фискальным данным посторонних лиц;

обеспечивать доступ налоговым органам к базе фискальных данных по запросам налоговых инспекторов и оперативно и в полном объеме предоставлять запрашиваемые сведения;

идентифицировать владельца ККТ и осуществлять запись переданных данных в некорректируемом виде, для того, чтобы поступившие сведения нельзя было исправить;

хранить базу данных в течение 5 лет с момента поступления фискального документа;

защищать полученные сведения;

исключить возможность изменения, корректировки, обезличивания, блокирования, удаления и уничтожения фискальных данных при их обработке;

способствовать возможности проверки покупателями достоверности, выданных торговой организацией чеков;

при договоренности с владельцем ККТ направлять на Интернет-почту покупателя электронную версию кассового чека;

обеспечивать создание резервной копии базы данных, чтобы иметь возможность ее восстановить базу данных в первоначальном виде без потерь;

размещать на своем сайте доступную информацию о себе, как операторе фискальных данных с указанием контактных данных, разрешительной документации, в соответствии с которой ОФД осуществляет свою деятельность и образец типового договора;

немедленно уведомлять налоговый орган о поступлении документа с ККТ, не прошедшего проверку на фискальный признак;

информировать ИФНС о заключаемых договорах с владельцами кассовых аппаратов, а так же об их расторжении.

Штрафы за нарушение новых правил закона 54-ФЗ

За нарушение новых правил закона 54-ФЗ предусмотрены штрафные санкции, которые регламентируются Кодексом об Административных правонарушениях:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *