Урбанистика что это такое простыми
Что такое урбанистика и зачем она нужна
Урбанистика — это наука, изучающая развитие городских сообществ и систем. Она аккумулирует достижения гуманитарных, социальных и технических наук для того, чтобы развивать города, делать их комфортнее и удобнее для жизни.
Что такое урбанистика и где ей учат
Урбанистика находится на стыке архитектуры, социологии, экономики, географии, экологии и госуправления. Принято разделять ее на две субдисциплины — городской дизайн (urban design), сосредоточенный на эстетике города, и городское планирование (urban planning) — науку о городском землепользовании и социально-экономическом развитии инфраструктуры.
В отличие от архитектора или градостроителя урбанист не проектирует новые здания и кварталы, а улучшает уже существующие. Впрочем, грань между урбанистикой и градостроительством довольно условна.
В России людей с компетенциями урбанистов готовят:
История урбанистики
Научный подход к градостроительству пытались выработать еще в древнейших государствах. Первой культурой, старательно планировавшей городское пространство, была хараппская цивилизация, которая существовала на севере Индии и в Пакистане в 3-м тысячелетии до н. э. Крупнейшие ее города — Хараппа и Мохенджо-Даро — были спроектированы удивительно разумно. Каждая жилая постройка подключена к канализации и водопроводу. Узкие улочки пересекались под прямым углом и построены так, чтобы горожан всегда обдувал свежий ветер [1], [2].
Городское проектирование развивалось в Древней Месопотамии, в античных Греции и Риме. Первым урбанистом в истории часто называют архитектора Гипподама, который, как писал Аристотель, в V веке до н. э. разработал генеральный план для строительства городов Фурий и Пирей. Именно Гипподам считается создателем классической «сетчатой» схемы застройки города, когда улицы пересекаются под прямым углом, а общественные здания располагаются перед крупными квадратными площадями. По такой модели построены Санкт-Петербург и нью-йоркский Манхэттен.
В средневековой Европе искусство планирования древних мегаполисов было забыто. Города росли сами собой и очень часто по одной схеме. В центре были площадь, рынок и собор, а люди селились вокруг них концентрическими кругами. Улочки были узкими и предназначались только для пешеходов. Горожане нередко работали там же, где и жили.
Индустриальная революция изменила все. Рабочие начали стекаться в города и создали огромный спрос на дешевое жилье. Рост промышленности потребовал строительства специальных зон, где размещались огромные фабрики. Вопросы градостроительства стали одной из центральных политических тем.
В XVIII веке по генплану были построены две мировые столицы — Вашингтон и Санкт-Петербург.
Во второй половине XIX века были осуществлены еще два грандиозных проекта, которые можно смело назвать урбанистическими. Испанский архитектор Идельфонс Седра построил в Барселоне район Эшампле, известный своими ровными улицами и квадратными домам, а Жорж Осман перестроил Париж, превратив его из грязного средневекового города в современную европейскую столицу.
На рубеже XIX и XX веков социологи и экономисты стали активно интересоваться устройством городского пространства. Принято считать, что урбанистика как наука родилась в 1909 году, когда в Лондонском университете появилась первая в мире кафедра городского планирования.
Последним гвоздем в крышку гроба доиндустриального города стало распространение автомобилей. Те немногие города, что были построены или перестроены в XVIII—XIX веках, смогли адаптироваться к наплыву машин и автобусов, всем остальным пришлось как можно скорее наверстывать упущенное и быстро трансформироваться. Исследования проблемы автомобилей породили новую ветвь урбанистики, в центре которой были вопросы транспортной инфраструктуры.
В Америке, где благодаря Генри Форду личный автотранспорт стал массовым явлением очень быстро, проблему реформирования городов стали решать с помощью расширения дорог, строительства транспортных развязок и многополосных магистралей. Вскоре выяснилось, что расширение дорог не ведет к уменьшению пробок.
Градостроители Европы предпочли другой путь — стали развивать общественный транспорт и сдерживать автомобилизацию. Человеку, который ездит на работу на автобусе, электричке или трамвае, нужно гораздо меньше места, чем занимает личный автомобиль. Поэтому развитые системы общественного транспорта помогают городу не тратить ценные квадратные метры на широкие магистрали и гигантские парковки.
В послевоенные годы Европа частично отошла от этих принципов. Обрели популярность градостроительные идеи французского архитектора Ле Корбюзье, который предлагал превратить города, в том числе и Париж, в редкую россыпь брутальных многоэтажных башен, окруженных широкополосными магистралями.
Всплеск урбанистической модернистской гигантомании пришелся на три послевоенных десятилетия. Ле Корбюзье не дали перестроить ни одного крупного города в Европе — но в 1950-х годах правительство Индии заказало ему генплан Чандигарха, новой столицы штата Пенджаб, построенной с нуля среди бамбуковых рощ. В 1960 году посреди пустыни была заложена новая столица Бразилии — Бразилиа.
Ее архитекторы тоже вдохновлялись работами Ле Корбюзье. В Советском Союзе тем временем с нуля возводили целые промышленные мегаполисы, такие как Тольятти и Набережные Челны [3].
Читайте также
Принципы современной урбанистики
Датой основания современной урбанистики считается 1999 год, когда группа европейских и американских ученых и гражданских активистов выпустила Хартию нового урбанизма. Этот текст провозгласил главной задачей градостроителя делать города удобными и комфортными для обычного человека.
Вот десять главных принципов нового урбанизма [4], [5].
Согласно хартии, современный город должен:
1) соблюдать баланс с природой — пристально следить за экологией и компенсировать любой вред, который он наносит природе;
2) уважать традиции и культуру жителей, развивать и поддерживать их, а не пытаться заменить;
3) использовать экологически целесообразную технологию — применять наиболее целесообразные ресурсы, инфраструктурные системы и строительные методы. Если рядом есть асфальтный завод, то нужно застилать улицы асфальтом, а не заказывать тротуарную плитку у фабрики в соседнем регионе;
4) создавать зоны для комфортного общения и свободного времяпрепровождения — предоставлять жителям как можно больше возможностей для встреч и совместных занятий. Идеальное общественное пространство города соответствует структуре социальных отношений горожан. В городе нужны парки, где можно прогуляться в одиночестве, игровые площадки для детей, и торговые центры, в которых можно купить все необходимые товары;
5) быть эффективным. Территория города должна оптимально использоваться для всех видов деятельности жителей. Трубопроводы нужно прокладывать самыми короткими маршрутами, люди не должны выстраиваться в многочасовые очереди в музей, а игровых площадок должно быть столько, чтобы дети не бились лбами;
6) уважать человеческий масштаб — пространство должно быть спроектировано так, чтобы человек мог удовлетворить как можно больше потребностей, передвигаясь на своих двоих. Магазин продуктов или школа должны быть во дворе, а не на другом конце города. Или на худой конец возле автобусной остановки или станции метро;
7) создать «матрицу возможностей» — стремиться к тому, чтобы нивелировать экономическое и гендерное неравенство и дать людям из любой группы равные возможности для развития;
8) интегрироваться в регион — взаимодействовать с местностью, в котором он расположен, а не высасывать из нее ресурсы;
9) создать систему сбалансированного движения. В городе должны быть гармонично развиты разные транспортные системы — общественный транспорт, автомобильные дороги, велодорожки и пешеходные тротуары;
10) быть целостным с точки зрения институтов. Разумный урбанизм возможен только в рамках подотчетных, прозрачных и демократических властных структур. Граждане должны иметь возможность участвовать в процедурах городского планирования через общественные слушания и другие институты.
Чем полезна урбанистика
Урбанистика — это наука, служащая для того, чтобы сделать города лучше. Внедрение ее принципов в городское планирование выгодно для всех основных групп интересов [6].
Для горожан урбанистика полезна тем, что:
Урбанистика выгодна и для бизнеса — в первую очередь, для малого и среднего:
Урбанистика чрезвычайно полезна для городских властей и муниципальных служб:
Примеры урбанистических проектов
Гавань Оффенбаха во Франкфурте — из промышленного порта в образцовый зеленый район
В 1902 году на реке Майн возле города Франкфурта-на-Майне открылся промышленный порт Оффенбах. Он функционировал вплоть до начала нулевых, но затем был заброшен и пришел в запустение.
В 2009 году местные власти инициировали масштабную программу перестройки порта. За десять лет урбанисты превратили гавань Оффенбаха в один из самых фешенебельных и дорогих пригородов Франкфурта-на-Майне. В новом районе построили современные и экологичные жилые комплексы, офисные здания и арт-кластер. Визитной карточкой нового квартала стал старый 26-метровый грузовой кран голубого цвета, который решили не сносить.
Реновация Саут-Бенда — как мэр-урбанист чуть не стал президентом Америки
Для того чтобы выдвинуть кандидата на президентские выборы, американские партии проводят внутренние выборы — праймериз. В 2020 году победителем праймериз Демократической партии стал Джо Байден, который в итоге выиграл выборы и стал президентом. Однако изначально в праймериз лидировал 38-летний Пит Буттиджич — мэр небольшого городка Саут-Бенд в штате Индиана. В итоге Буттиджич снялся с гонки в пользу Байдена.
Буттиджича (его часто зовут просто «мэр Пит») на всю Америку прославил масштабный урбанистический проект, который он реализовал в Саут-Бенде. До прихода Буттиджича это был типичный депрессивный промышленный город, период экономического расцвета которого прошел полвека назад. В центре располагались заброшенные здания фабрики и складов автоконцерна Studebaker и давно закрытых предприятий, когда-то обслуживающих автомобилестроителей.
Под руководством Буттиджича городские власти частично снесли, а частично модернизировали заброшенные здания, превратив их в офисные и жилые комплексы, а также полностью изменили дорожную систему города, сделав пешеходные зоны из пустых широкополосных улиц. Центр Саут-Бенда превратился в уютный, зеленый и стильный район в стиле лофт. В результате вложения городских властей в реновацию окупились сполна — безработица в Саут-Бенде упала с 13% до 3%, в город стали возвращаться инвестиции и бизнес.
Урбанизм в Африке — цифровая карта маршруток в Найроби
Урбанистика помогает не только развитым странам. Ежедневно 3,5 млн жителей кенийской столицы Найроби пользуются услугами матату — небольшой маршрутки. В городе нет единой системы маршрутов и номеров матату, а на рынке присутствует множество частных перевозчиков. Для пассажира эта отрасль выглядит довольно хаотично и не слишком безопасно — оказавшись поздним вечером не в той маршрутке, можно легко стать жертвой преступления.
В 2013 году кенийские урбанисты запустили проект Matatus Digital. Студенты местных университетов несколько месяцев ездили на матату, фиксируя их маршруты и остановки GPS-навигаторами. Результатом работы стала первая в истории города исчерпывающая бумажная карта маршрутов матату с 3 тыс. остановок. Карту оцифровали в мобильное приложение, а затем интегрировали в Google Maps. Разработка стала первой в истории детальной схемой неформальной транспортной системы.
Карта матату очень облегчила жизнь обитателям кенийской столицы — строить сложные маршруты стало гораздо проще. К тому же она дисциплинировала водителей матату, которые прежде нередко действовали своевольно и необязательно, и снизила уровень преступности в транспорте.
5 книг по урбанистике
Евгений Перцик. «Геоурбанистика»
Наиболее легкий способ разобраться в науке — прочесть хороший учебник. «Геоурбанистика» Перцика — один из самых популярных текстов такого рода. Он входит в учебный план курсов по урбанистике во многих российских вузах.
Джейн Джекобс. «Смерть и жизнь больших американских городов»
Эта книга, впервые опубликованная в 1962 году, — классика урбанистической мысли. Джейкобс первая предложила отказаться от механистических представлений о городе, которые царили в градостроительстве в середине прошлого века, и взглянуть на него глазами обывателя. Современники Джейкобс, популярные американские градостроители, раскритиковали ее работу (зачастую с откровенно сексистских позиций). Однако спустя некоторое время ее книга стала ключевым текстом новой американской урбанистики.
Джеймс Скотт. «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни»
Джеймс Скотт — один из самых оригинальных антропологов нашего времени. Он описывает процесс проникновения государства в частную жизнь и быт простых людей и наглядно объясняет, почему этот процесс часто приводит не к росту защищенности и благосостояния, но лишь к подавлению и подчинению человека.
Одним из проявлений этого процесса стали гигантские проекты урбанистов второй половины прошлого века. Скотт объясняет, почему жизнь в городах-утопиях, спроектированных Ле Корбюзье и его последователями, порой менее комфортна и безопасна, чем в несовершенных городах, развивавшихся хаотично. Эта книга не только про урбанистику — она подробно объясняет, какие философские и политические идеи определяли содержание этой науки на разных этапах развития и к каким результатам привели ее ошибки.
Максим Кац, Илья Варламов. «100 советов мэру»
У многих россиян слово «урбанистика» ассоциируется с популярным блогером Ильей Варламовым — именно он стал первым апологетом этой науки в российском медиапространстве. Его совместная работа с Максимом Кацем — наглядное и простое объяснение того, как принципы урбанистики можно применять в российских реалиях.
Уэйд Грэхем. «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир»
Недавно переведенная на русский язык книга американского ландшафтного дизайнера и культуролога — история урбанистики, рассказанная сквозь призму биографий ее талантливых деятелей.
Урбанистика: развитие городов от древности до наших дней
Дорогие друзья! Перед вами наш новый курс «Урбанистика», посвященный актуальным проблемам городов. Так или иначе, эти проблемы касаются каждого из нас, проживаем мы в «каменных джунглях» городов или наслаждаемся загородной тишиной и покоем. Касаются потому, что любые процессы в больших и малых городах сказываются на жизни сел и деревень.
Так, открывающиеся перспективы лучшей жизни вызывают отток населения из сельской местности и нехватку рабочих рук в аграрном секторе. Ухудшение экономической ситуации, сокращение рабочих мест и нехватка средств на аренду жилья и питание вызывают обратный отток жителей «поближе к земле», где можно завести подсобное хозяйство и как-то пережить трудные времена.
Впрочем, мы оптимисты, и верим, что города, как и всех нас, ждет лучшее будущее, иначе бы просто не брались за разработку данного курса. И начнем мы, как как уже стало традиционным, с вводного урока.
Содержание:
Рекомендуем внимательно прочитать этот урок, чтобы потом лучше ориентироваться, чего ожидать от каждого из последующих уроков и курса в целом.
Цели и задачи курса
Курс направлен на формирование базовых представлений об урбанистике, городском дизайне, архитектуре, типах жилых домов и городской застройки, а также развитии транспортной и прочей инфраструктуры города, благоустройстве, городском дизайне, формировании комфортной городской среды.
В рамках нашего курса урбанистика рассматривается в тесной взаимосвязи с процессами исторического и социально-экономического развития, влиянием географических факторов и культурных трендов. Изучив наш курс, вы станете лучше разбираться во всех этих процессах. А возможно, сможете определиться, где вам лучше жить: в городе или за городом.
Что такое урбанистика?
Урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан.
Урбанистика изучает внутригородские процессы в тесной связи с воздействием внешних факторов: социально-экономических, экономико-географических, экологических, политических, культурных и прочих. Следует уточнить, что комфортная городская среда – это одновременно и продукт, и процесс взаимодействия проживающих в городе людей с городскими системами.
В свою очередь, урбанист – это специалист в области городского планирования. Урбанист может специализироваться на таких аспектах, как проектирование детских и спортивных площадок, городских парков и всего, что делает комфортной городскую среду.
Собственно, комфортная городская середа – это то, ради чего придумана урбанистика, ради чего работают архитекторы, градостроители, урбанисты, ученые, социологи и все, кто задействован в системе планирования и развития городов. Да, есть целая наука «социология города», и мы об этом тоже будем говорить в нашем курсе. Над вопросом «как сделать среду проживания лучше», уже которое столетие бьются лучшие умы эпох.
Более того, за долгие годы сформировались способы устойчивого восприятия имиджа многих городов. Так, Москва у многих жителей российской глубинки ассоциируется с городом-мечтой, городом больших, почти безграничных возможностей, что в значительной степени верно. Иваново давно воспринимается как «город невест», хотя мужчины там, разумеется, тоже живут. Когда говорят о Париже, сразу думают о красоте и романтике, когда говорят про Лос-Анджелес, мы сразу представляем Голливуд.
Примеров можно привести множество, а суть их всех в том, что невозможно создать некий универсальный город, в котором будут удовлетворены запросы сразу всех. Или такой город будет просто безразмерным, и уж точно некомфортным в плане расстояний между различными объектами. Представьте, что и будущим звездам мирового кино, и технологам текстильного производства нужно ехать не в Голливуд и Иваново соответственно, а в какой-то один универсальный город, готовый трудоустроить и тех, и других. Многие, скорее всего, просто не доедут.
И даже для того, чтобы сделать город комфортным для простого обывателя, нужно учесть множество факторов. Это рельеф местности и тип грунта, что важно для застройки и прокладки дорог и коммуникаций. Это «роза ветров», чтобы южные города хорошо продувались ветрами в зной, а северные не страдали от холодных ураганов зимой.
Это учет сторон света при ориентировке зданий так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию помещений, однако при этом не тратить дикие средства на кондиционирование в жару. Есть даже сведения, что расположение рабочих мест «лицом» в ту или иную сторону света (юг, юго-восток, север, северо-запад и т.д.) влияет на производительность труда в различных сферах [О. Лихачева, 2014].
Существует масса нюансов с обустройством дворов, подъездов, парков, скверов, тротуаров. В идеале они должны быть удобны и доступны и обычным пешеходам, и мамам с колясками для детей, и пенсионерам, и инвалидам. Поэтому безбарьерная среда – актуальный тренд формирования комфортной городской среды.
Кроме того, улицы, дворы и скверы должны быть безопасны. Родители должны быть уверены, что во дворе ребенка не собьет машина, а в парке не покусает собака. Людям должно быть удобно переходить улицу, а разрешающий сигнал светофора должен гореть достаточно долго, чтобы перейти дорогу успели пожилые люди и инвалиды, которым тяжело двигаться быстро.
Улицы, дворы и подъезды должны быть освещены на протяжении всего темного времени суток, потому как не зря говорят, что «один работающий уличный фонарь заменяет двух полицейских». А городское пространство должно быть разнообразным с тем, чтобы на улице максимально продолжительное время могли находиться люди. Поэтому важно, чтобы людям было, чем заняться на досуге: ходить в театр, кино, на концерты и в рестораны, заниматься спортом на спортплощадках и в фитнес-центрах, делать покупки, общаться, да просто дышать свежим воздухом.
В любом случае, улицы не должны пустеть после вечернего «часа пик». Как говорится, «свято место не бывает пусто», и если улицы станут непривлекательны для обычных граждан, на улицу с наступлением темноты (а то и раньше!) выйдут асоциальные личности и преступники. Такое засилье бомжей, хулиганов и грабителей способно сделать некомфортным любой город. Полностью спальный район, напрочь лишенный развлечений и какой-либо инфраструктуры для отдыха, тоже мишень для преступников.
Классический пример – Детройт, когда-то «автомобильная столица мира», а после выноса автомобильного производства в другие страны – город-призрак с одним из наивысших показателей преступности. Попытки исправить ситуацию предпринимаются, но даже закоренелые оптимисты понимают, что это дело не одного года [Власть, 2020]. Одной из задач курса как раз и является разобраться не только в том, как нужно развивать город, чтобы сделать его комфортным, но и понять, чего нельзя делать категорически, чтобы не «убить» город и его инфраструктуру.
Тем не менее интересных наработок, как создать комфортную городскую среду, сегодня немало. Точечно можно даже улучшить экологию города, «подняв» двор на высоту 10 метров и улучшив показатели чистоты воздуха на 5% [Ю. Борисов, 2017]. Каким образом? Для этого используются так называемые «стилобаты», и об этом мы тоже будем говорить в уроках курса.
Еще раз напомним, что урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан. Интересы горожан и комфортная городская среда – краеугольные камни урбанистики, и именно исходя из этого мы и построили наш курс.
Для кого предназначен курс?
По большому счету, курс «Урбанистика» будет полезен каждому современному человеку, живущему в городе либо желающему переехать в город. Пройдя его, вы будете более адекватно представлять себе, что такое комфортная городская среда с научной точки зрения, и понимать, насколько реально улучшить среду обитания, в которой вы сейчас находитесь. И, конечно, существуют категории граждан, кому наш курс «Урбанистика» будет полезен в первую очередь.
Кому будет полезен курс:
✔ | Старшеклассникам, которые рассматривают в качестве возможной будущей специальности такие, как «Урбанистика», «Градостроительство», «Городской дизайн», «Государственное и муниципальное управление». |
✔ | Студентам, которые рассматривают возможность перевода на вышеперечисленные специальности и хотели бы получить первоначальное представление о них. |
✔ | Государственным служащим, недавно начавшим свою карьеру в органах муниципальной власти и не имеющим профильного образования. |
✔ | Руководителям органов ЖКХ, ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, не имеющим профильного образования в сфере урбанистики, градостроительства, городского и муниципального управления. |
✔ | Журналистам, работающим в редакциях новостных служб и задействованным в освещении работы муниципальных органов власти, ЖКХ и прочих ответственных за создание комфортной городской среды служб. |
✔ | Блогерам, желающим специализироваться на критике городской власти и городских служб. |
✔ | Всем желающим расширить свой кругозор и квалифицированно поддержать любую дискуссию на тему городской жизни, благоустройства, работы транспорта и т.д. |
✔ | Всем желающим понять «психологию города» и поймать его ритм. |
В нашем курсе достаточно сложные вещи изложены простым языком, что облегчает первоначальное понимание и может служить базой для дальнейшего получения знаний – самостоятельного или же в специализированном учебном заведении. Обращаем ваше внимание, что наш курс не является заменой профильному образованию и профильным курсам, которые преподают в высших учебных заведениях.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было легче разобраться с такой сложной и многогранной наукой, как урбанистика, мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, на каждом этапе углубляя познания относительно той или иной темы.
Урок 1. История урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов
Цель урока – изучить закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобраться с основными трендами внутри данного процесса и понять, какие существуют классификации городов на сегодняшний день. Изучив урок, вы научитесь понимать взаимосвязь исторических процессов, возникновения и становления городов.
Урок 2. Геометрия города: виды застройки
Цель урока – изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили современную застройку городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов, как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.
Урок 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Цель урока – изучить типы городских улиц и дорог, нюансы использования разных видов общественного и арендованного транспорта, методы борьбы с пробками и нехваткой стояночных мест для личного транспорта, а также перспективные варианты организации пешеходного движения. Изучив урок, вы получите представление о вариантах решения различных транспортных инфраструктурных проблем в современном мире.
Урок 4. Городское пространство
Цель урока – разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
Урок 5. Городской дизайн
Цель урока – разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и поймете, чего можно реально требовать от городской власти по этим вопросам.
Урок 6. Типы жилых домов
Цель урока – разобраться, какие существуют типы жилых домов и типы квартир, каким требованиям должно отвечать жилое строение. Изучив данный урок, вы будете ориентироваться в особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа жилья, а также узнаете, какие существуют правила использования общих пространств (подъезд, двор, тротуары, прочее).
Урок 7. Экология города и выбор жилья
Цель урока – разобраться, каким экологическим параметрам должен отвечать город, чтобы быть безопасным для горожан, и какие города в России и мире в наибольшей степени отвечают этим параметрам. Изучив урок, вы будете ориентироваться в действующих нормативах и сможете применить их на практике, выбирая жилье.
Еще одним немаловажным моментом является прохождение курса, и этому вопросу мы хотим уделить отдельное внимание.
Как проходить курс?
Ввиду того, что мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, мы советуем изучать уроки последовательно от первого до последнего.
Если какая-либо тема покажется вам знакомой или не слишком важной, все равно просмотрите текст, чтобы убедиться, что ничего не упустили, когда формировали свое представление о том или ином аспекте урбанистики.
Напоминаем, что наш курс «Урбанистика» не является заменой профильному образованию и дает лишь общее представление о такой сложной и многогранной области знаний, как урбанистика.
Дополнительные материалы
Для наилучшего освоения материала и максимально удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы, вполне вероятно, захотите изучить углубленно, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по урбанистике:
Представленные книги станут достойным дополнением к прохождению нашего курса «Урбанистика» и снабдят вас информацией, которую мы в силу тех или иных причин не смогли или не стали включать в уроки.
Цитаты великих людей о городах и урбанистике
В заключение нашего вводного урока – минутка вдохновения и цитаты великих людей о городах, архитектуре и градостроительстве:
Уэйд Грэхем
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей…
Платон
От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам…
Карл Краус
Разница между большим городом и маленьким в том, что в большом можно больше увидеть, а в маленьком – больше услышать…
Жан Кокто
Вот оно, преимущество крошечных городков – безо всякого усилия с твоей стороны всем все про тебя известно…
Пауло Коэльо
Если хочешь по-настоящему узнать город, надо ходить пешком…
Андре Моруа
Уединение нужно искать в больших городах…
Рене Декарт
В деревянном городе крепче спишь, потому что снится уже только то, что было…
Иосиф Бродский
Париж – единственный город в мире, где можно страдать, но не быть несчастным…
Федор Достоевский
Граффити – это татуировки города…
Ашот Наданян
Марина Цветаева
Мы желаем вам успеха в работе над курсом и уверены, что полученные знания обязательно пригодятся вам в работе, учебе и жизни!